Виртуализация общества как глобальная угроза

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,29 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виртуализация общества как глобальная угроза















Контрольная работа

Виртуализация общества как глобальная угроза

Содержание

1.Сущность проблемы виртуализация общества

.Виртуализация экономики

.Виртуализация политики

.Виртуализация культуры, науки и образования

.Кибернетическое протезирование социальных функций

.Виртуализация общества как угроза безопасности

Литература


На современном этапе развития человеческого общества, который многие исследователи считают этапом формирования информационной цивилизации, возникли новые глобальные проблемы. Одна из них - это проблема виртуализации общества, которая все больше проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: в экономике, политике, науке, образовании и культуре. Этот новый феномен в развитии общества представляет собой серьезную угрозу для его стабильности.

1.Сущность проблемы виртуализации общества

На рубеже XX и XXI веков в обществе появилась и стала все более заметной одна принципиально новая тенденция социальных изменений, которая получила название виртуализации общества. Ее суть заключается в том, что сегодня во многих жизненно важных сферах общества: в экономике, политике, культуре, науке, образовании - происходит все большее замещение реальных вещей и реальных действий их искусственными образами, которые зачастую являются лишь символами этих вещей и действий.

В культуре и философии постмодернистской эстетики это явление описывается понятием «симулякра». Вот как, например, описывается термин «симулякр» в одной из современных энциклопедических работ: «Симулякр - образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, ... объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, ... артефакт, основанный лишь на собственной реальности».

Другими словами, современное человечество активно формирует вокруг себя новый, иллюзорный мир символов, который существует параллельно с реальным физическим миром и становится такой же частью нашего бытия, как и физическая реальность.

Казалось бы, ну и что же здесь плохого? Ведь на то и дано природой человеку сознание и воображение, чтобы он мог при помощи этих двух своих особенных качеств моделировать процессы реального мира и таким образом познавать этот мир, прогнозировать возможное развитие в нем различных процессов. Оказывается, все гораздо сложнее. Погружаясь все глубже в виртуальный мир, человек не только подменяет реальные вещи и действия их образами и символами (симулякрами), но и формирует иные, отличные от реальных, ценности, которые затем оказывают влияние на него самого. А это уже принципиально новый социально-психологический феномен, и его прогнозируемые последствия далеко неоднозначны. Именно поэтому этот феномен и является основным объектом анализа в данном разделе монографии.

Понятие виртуальности. Термин «виртуальный» происходит от латинского слова virtualis- возможный, вероятный, т.е. такой, который может проявиться при определенных условиях, но реально не существует.

В современном русском языке понятие «виртуальный» имеет несколько смысловых значений. Сначала это понятие использовали физики для обозначения элементарных частиц, имеющих очень малое время существования. Затем этот термин стал все больше проникать на страницы научной и научно-популярной литературы для обозначения искусственной реальности, создаваемой в сознании человека при помощи новейших средств компьютерной техники и кибернетических систем. Эта искусственная реальность и получила в последние годы название виртуальной реальности.

Однако в данной работе речь идет о совсем другом феномене, который напрямую не связан с компьютерной техникой и кибернетическими устройствами. Мы должны анализировать то новое явление в общественной жизни, которое проявляется в устойчивой тенденции отхода все большего количества людей от традиционных условий своего существования, основанных на личном общении с другими людьми. Оно все больше подменяется процессами информационных коммуникаций, где правят бал лишь символы и образы, постепенно заменяющие реальный мир и все больше изолирующие человека от этого мира.

Виртуализация общества как глобальный процесс. Феномен виртуализации общества стал объектом внимания ученых не более пяти лет тому назад. Попытки его анализа предприняли немецкие ученые А. Бюль и М. Поэту, а также канадские ученые М. Вейнстен и А. Крокер. В России же эту проблему первым начал изучать социолог Санкт-Петербургского государственного университета Д.В. Иванов. Результаты исследований, проведенных этими учеными, свидетельствуют о том, что мы имеем дело с принципиально новым процессом глобального масштаба, который отражает вполне реальные трансформации в современном обществе. Эти трансформации еще плохо осознаются, но в будущем они будут иметь серьезные последствия.

Каковы же причины возникновения процесса виртуализации общества? На этот счет сегодня существуют различные точки зрения. Западные ученые эти причины связывают, в основном, с развитием процессов информатизации общества и все более широким распространением новых информационных и телекоммуникационных технологий. Так, например, согласно мнению А. Бюля, виртуализация общества представляет собою технический процесс создания своеобразного виртуального общества, которое существует как бы «параллельно» с реальным обществом, не оказывая при этом на него существенного влияния.

Принципиально иной позиции придерживается Д.В. Иванов, который считает, что причины виртуализации общества находятся в нем самом и заключаются в изменении социальной природы самого общества. Что же касается информатизации, компьютеризации и виртуализации общества, то эти процессы являются следствиями, а не причинами вышеуказанных изменений.

Именно поэтому виртуализация общества и должна рассматриваться как некая глубинная социальная тенденция трансформации самого общества, связанная с общими закономерностями его развития, а вовсе не как результат развития научно-технического прогресса. В соответствии с этой точкой зрения, изучение процессов виртуализации общества и их возможных последствий является сегодня весьма актуальной проблемой. Ее решение позволило бы не только лучше понять сущность и закономерности тех глобальных процессов, которые происходят сегодня в мировом сообществе, но и выработать рациональную стратегию адаптации человека и общества к новым условиям существования в XXIвеке, которые становятся все более динамичными.

2.Виртуализация экономики

Процесс виртуализации современного общества наглядно проявляется в развитии экономики. В последнее десятилетие активно развивается сетевая экономика, когда субъекты экономических отношений реализуют свои функции, в основном путем оперативного взаимодействия по глобальной информационной сети. «Интернетизация» экономики является одной из ведущих тенденций в развитии мировой экономической системы. Ряд специалистов прогнозирует, что уже в первой половине XXIвека эта тенденция станет всеобъемлющей. Так, например, эксперты консалтинговой компании «ПрайсватерхаусКуперс» считают, что стремительное развитие сетевой экономики не только приведет большинство мировых компаний к переходу на новые технологии стратегического управления бизнесом, но и вообще вызовет к жизни новую социальную формацию, которую они назвали МетаКапитализмомш.

Сущность этой формации заключается в революционном переходе общества от традиционных форм бизнеса к электронному бизнесу, т.е. к ведению всех экономических операций только по сетям информационных телекоммуникаций. Это приводит к формированию электронных рынков сбыта продукции, которые названы авторами МетаРынками, а также к развитой международной сети МетаМаркетов - электронных магазинов. Прогнозируется, что вне этой сети все отрасли производства товаров и услуг будут неконкурентоспособными.

В работе о метакапитализме утверждается, что этот переход уже начался и что темпы его осуществления будут стремительными. Те компании, которые не сумеют создать свои МетаМаркеты, потеряют лидирующие позиции и, возможно, будут вынуждены вообще уйти с мирового рынка и даже из состава ведущих транснациональных корпораций. Авторы прогнозируют небывалую экономическую эффективность МетаКапитализма. Так, например, за последние 10 лет, благодаря развитию электронного бизнеса, объем мирового капитала, по некоторым оценкам, увеличился с 20 до 200 трлн долларов. Именно поэтому сегодня ряд ведущих международных компаний, таких как «Форд» и «Дженерал Моторз», активно используют возможности сети Интернет для создания своих электронных МетаМаркетов. Предполагается, что это позволит снизить расходы на процедуры управления продажами не менее чем в 10 раз, а годовой объем продаж увеличится в 3-3,5 раза.

Хотелось бы отметить, что попытки внедрения методов сетевой экономики предпринимаются в самое последнее время и в России. Однако эти попытки пока еще нельзя назвать успешными. Мало того, целый ряд российских компаний, которые попытались в спешном порядке реализовать свои проекты по созданию сети магазинов электронной торговли, не сумели сделать эту сеть эффективной и понесли значительные убытки.

Анализ причин провала этих, казалось бы, совершенно беспроигрышных и актуальных проектов показал, что уровень подготовки кадров в этих компаниях, а также степень их информатизации да и весь стиль управления бизнесом оказались совершенно неадекватными новым требованиям ведения электронного бизнеса. Здесь нужны совсем другие формы ведения экономических операций, иной стиль мышления руководителей предприятий, иная форма взаимодействия с деловыми партнерами, т.е. полная перестройка деятельности всей компании и радикальная переподготовка ее кадров. Вот какие глубокие социальноэкономические изменения влечет за собой виртуализация экономики.

Виртуальная экономика имеет вековую предысторию. Однако не следует думать, что сетевая экономика является единственным видом виртуализации экономических отношений. Это далеко не так. Процесс виртуализации экономики начался гораздо раньше. Еще в XIXвеке был сформирован рынок ценных бумаг, и люди стали приобретать на нем не реальные заводы, фабрики, нефтяные скважины и золотые прииски, а лишь акции этих предприятий, т.е. некие символы, олицетворяющие реальную стоимость этих предприятий с достаточной степенью условности. Покупая и продавая эти акции, многие наживали целые состояния, а другие разорялись и терпели банкротство. Некоторые из них при этом даже кончали жизнь самоубийством, хотя состояние самих предприятий совершенно не обязательно могло быть катастрофическим. Просто фондовый рынок живет своей собственной жизнью, гораздо более динамичной, чем та реальная экономика, виртуальным отражением которой он является.

Высокая динамичность виртуальной экономики обусловлена тем, что ее основные объекты являются лишь образами, символами реальных экономических объектов и поэтому могут в значительной степени изменяться по воле человека. Мир символов более подвижен, он менее защищен от симуляций и преднамеренных спекулятивных воздействий. Поэтому именно здесь и кроется одна из главных опасностей процесса виртуализации общества.

Эту опасность интуитивно ощущали великие писатели XXвека. Так, например, Теодор Драйзер в своей трилогии «Финансист», «Титан» и «Стоик» с высоким художественным мастерством показал суть и античеловеческую направленность финансовых спекуляций. Сущность противоречия между виртуальной и реальной экономикой убедительно раскрыл и Джек Лондон в своем романе «Время не ждет», где герой сознательно идет на свое банкротство, предварительно вложив капитал в реальный сектор экономики - в трамвайные линии, жилые дома и производственные предприятия города.

К сожалению, начиная с середины XX века, процесс виртуализации экономики стал быстро нарастать и, прежде всего, благодаря усилиям представителей монетаристского направления в экономике из числа деятелей экономических кругов Великобритании и восточного побережья Соединенных Штатов Америки. В результате этого сегодня около 90% (!) всех финансовых средств мировой экономики вращается в сфере ценных бумаг и лишь 10% поддерживает реальный сектор экономического производства.

В результате известного решения президента США Ф. Рузвельта об экспансии доллара, за последние полстолетия он стал мировой валютой, которую используют многие страны мира. В настоящее время за пределами США циркулирует не менее 500 трлн долларов, которые обеспечены материальными ценностями не более чем на 30%. Мало того, весь объем мирового валового продукта в 2014 г. составил 90 трлн долларов. Таким образом, усилиями финансовых олигархов в мире создана и продолжает функционировать огромная финансовая пирамида, структура и механизмы функционирования которой были показаны, например, в работе Горского и

Степанова.

Введение общеевропейской валюты, а также планы Китая по созданию «золотого юаня» есть не что иное, как попытки отдельных стран и их сообществ противостоять разрушительному действию этой финансовой пирамиды на мировую экономику. Однако пока эти меры являются недостаточными и не изменяют ситуации с виртуализацией мировой финансовой экономической системы. Мы видим, что созданные международными финансовыми спекулянтами новые финансовые инструменты, так называемые деривативы, позволяют им делать деньги «из воздуха», используя свое влияние на финансовых рынках.

Объемы операций с деривативами измеряются триллионами долларов. Эта ситуация открывает колоссальные возможности для финансовых спекуляций, извлечения нетрудовых доходов и ограбления слаборазвитых стран. Создание транснациональных финансовых пирамид, тиражирование огромных объемов валюты, не обеспеченной реальными материальными ценностями, представляет сейчас одну из главных опасностей для дальнейшего устойчивого развития современной цивилизации. Причем заинтересованными лицами эта опасность от широкой общественности намеренно скрывается.

Кроме того, в сфере виртуальной экономики сегодня в мире занято большое количество высококвалифицированных специалистов, отличных помещений и дорогостоящего оборудования. Все эти ресурсы не приносят обществу никакой пользы. Скорее наоборот, готовят очередной глобальный кризис, на этот раз - финансово-экономический.

В последнее время целый ряд исследователей, среди которых не только экономисты, но и специалисты в области теории сложных систем, единодушно предсказывают крах американского доллара, который, по их прогнозам, ожидается в самые ближайшие годы. Это будет финансовая катастрофа глобального масштаба, каких еще не знала история развития экономики. Последствия этой катастрофы сегодня еще окончательно неясны. Понятно одно: это будет мощнейший удар по экономике всех стран мира, который особенно сильно затронет беднейшие слои населения.

К сожалению, все мы можем оказаться не только свидетелями, но и жертвами этой катастрофы и на личном опыте сможем убедиться в том, к каким разрушительным последствиям может привести виртуализация общества.

3.Виртуализация политики

Виртуализация политики нагляднее всего проявляется в процессе проведения предвыборных агитационных компаний. Выборы президентов, губернаторов, членов законодательных собраний - все это сегодня прекрасный повод для использования так называемых политических технологий. По своей сути они представляют собой технологии виртуальной реальности, когда искусственно создается привлекательный для общества образ того или иного кандидата, который и пропагандируется всеми доступными средствами. Таким образом, реальная политическая борьба между отдельными кандидатами на тот или иной выборный пост подменяется сегодня состязанием ангажированных политтехнологов, поддерживающих этих кандидатов.

При этом политтехнологи в ряде случаев применяют экстравагантные приемы. Так, например, известно, что в период выборной кампании по избранию президента России в 1996 году избирателям раздавали тысячи рекламных футболок с весьма оригинальными изображениями. На одной стороне был нарисован широко раскрытый рот и красовалась надпись: «Голосуй!», на другой же стороне был помещен один из знаков регулирования дорожного движения, который запрещает подачу звуковых сигналов, а рядом с ним на черном фоне надпись: «А то проиграешь!». Авторы этого рекламного «шедевра» не побоялись выглядеть ни смешными, ни лишенными художественного вкуса. Им был важен лишь конечный результат - победа их фаворита на выборах. И надо отдать им должное, этого результата они добились. Избиратели оказались слишком внушаемыми, и там, где не подействовал искусственно созданный образ «рубахи-парня», сработала угроза победы другого кандидата из коммунистической оппозиции.

Таким образом, в виртуальной политике сопоставляются не деловые качества реальных кандидатов на важный пост в стране, регионе или городе и даже не их политические программы, а лишь искусственно сформированные образы, которые тиражируются по всем каналам телевидения и информационным сетям. Именно поэтому политические технологии, направленные на формирование имиджа тех или иных политических деятелей, получают в современном обществе все большее распространение. Они становятся одним из наиболее высокооплачиваемых видов профессиональной деятельности в информационной сфере.

Политические технологии виртуальной реальности. Это уже реальность наших дней. Они обладают колоссальной эффективностью воздействия на общественное сознание. Свидетельством этому являются прецеденты формирования с помощью таких технологий образов виртуальных кандидатов, приводящих к их победам на выборах. Так, например, в Гватемале на выборах мэра города Пахапита произошел поистине анекдотический случай: победу одержал местный учитель, который на момент выборов уже два года был... покойником. Команда ловких имиджмейкеров во главе с мертвецом уже сегодня одерживает победу на выборах руководителя городской администрации. А что будет дальше? Здесь есть, о чем задуматься. Ведь уже сегодня вся наша политическая пропаганда в значительной части является виртуальной реальностью. Она пропагандирует образы виртуальных лидеров, партий и коалиций, их несбыточные обещания и нереальные программы, которые впоследствии никто и не собирается осуществлять.

Не нужно быть особенным провидцем, чтобы понять, что в будущем виртуализация не только политики, но и многих других областей нашей жизни будет только усиливаться. Людям нового тысячелетия придется научиться жить одновременно в двух разных мирах - реальном и виртуальном, которые все теснее переплетаются между собой.

4.Виртуализация культуры, науки и образования

PR-технологии. Эта аббревиатура сформирована из англоязычного термина Pablik Relation Technology. Она очень широко используются в современном обществе для создания необходимого имиджа популярных артистов кино, рок-музыкантов, исполнителей эстрадных песен и других деятелей культуры. Без использования этих технологий в современном мире искусства практически невозможно добиться сколько-нибудь заметного успеха у публики, а тем более - популярности и признания в профессиональной среде. Общеизвестно, что одного лишь таланта и творческих качеств для этого совершенно недостаточно. Любая новая «звезда» требует для успеха специальной «раскрутки», т.е. целенаправленной рекламной кампании, как правило, весьма дорогостоящей. Именно реклама создает своеобразный имидж того или иного исполнителя или ансамбля в мире искусства, что, в конечном итоге, и гарантирует ему успех у публики и ангажемент антрепренеров. И здесь опять в соревновании побеждают не талант или же профессиональное мастерство, а виртуальная реальность - имидж артиста, его искусственно формируемый и активно поддерживаемый в сознании общества образ. Таковы реалии современного мира искусства, с которыми нельзя не считаться.

Виртуализация культуры проявляется также в том, что все большее количество людей предпочитает читать газеты и книги в электронном виде и чаще всего - через сеть Интернет. Только в США количество таких читателей сегодня оценивается величиной порядка 12-15 млн человек. Ожидается, что в ближайшие годы их количество резко возрастет. Стимулом для этого станут новые достижения в области информатики, которые дадут возможность резко повысить комфортность электронного чтения путем создания полной иллюзии использования печатных текстов. Уже обеспечены полноформатное изображение текста книги или журнала, появилась возможность «листания» страниц, выделения фрагментов текста, рассматривания цветных иллюстраций и т.п. Однако необходимо помнить, что виртуализация чтения, несмотря на все преимущества, никогда не заменит человеку его личного контакта с книгой, который имеет не только физический, но и духовный смысл. Это хорошо знает каждый любитель книги.

Виртуализация науки. Процесс виртуализации общества активно проникает и в сферу современной науки. Создание так называемых «распределенных творческих коллективов» для совместной работы по реализации научных проектов при оперативном взаимодействии исполнителей по сети Интернет уже стало установившейся практикой в мировом научном сообществе. Мало того - как промежуточные, так и итоговые результаты научных проектов зачастую оформляются в виде «электронных публикаций» в той же сети или же становятся достоянием электронных журналов и электронных библиотек. При этом мировые запасы электронных научных ресурсов стремительно возрастают. Это вносит в повестку дня новую глобальную проблему создания эффективных средств поиска необходимой ученому информации в электронных сетях.

Один из путей решения этой проблемы заключается в создании так называемых поисковых машин - специальных видов информационных технологий, которые облегчают ученому семантический поиск информации в различного вида электронных библиотеках и базах данных новой информационной среды. Некоторые из таких разработок уже реализованы как за рубежом, так и в России. Так, например, Российская компания «НейрОК» разработала интеллектуальное программное средство SemanticExplorerдля семантического поиска информации в Интернете. В отличие от традиционных поисковых машин, которые выбирают информацию на основе ключевых слов, содержащихся в запросе пользователя, эта программа сначала пытается логически проанализировать поставленный ей вопрос, «понять» его смысл, а уже затем начинает искать адекватную этому смыслу информацию. Нам представляется, что это исключительно важное направление развития интеллектуальных сетевых технологий, у которого большое будущее. Рынок таких технологий сегодня только формируется, но именно им предстоит занять ведущее место в новых технологиях информационной цивилизации163.

Степень проникновения виртуальных технологий в современную науку уже достаточно велика и продолжает быстро возрастать. Проявляется это не только в стремительном росте сетевых научных информационных коммуникаций, хотя без этого эффективная научная деятельность ученого или научной организации сегодня вряд ли возможна. Технологии виртуальной реальности становятся весьма эффективным инструментом для научного исследования. Они позволяют наглядно моделировать развитие многих реальных процессов или явлений, причем в таких условиях или режимах их протекания, которые невозможно, дорого или же опасно создавать в реальных условиях.

Таким образом, в работе современного ученого, исследователя или конструктора научный эксперимент с реальными процессами, объектами природы или образцами новой техники все чаще заменяется манипулированием искусственно создаваемыми их моделями. Это позволяет экономить много времени, энергии и материальных ресурсов и поэтому, конечно же, полезно и для науки, и для общества. Однако здесь таится все та же скрытая опасность - подмена физической реальности миром иллюзий, который может оказаться неадекватным этой реальности. Об этом нас предупреждал еще великий Платон в своем диалоге о пещере.

Поэтому проблема формирования новой методологии научных исследований, которая являлась бы синтезом экспериментальных наблюдений и логического мышления, представляет собой одну из важных проблем развития науки в XXI веке.

Виртуализация системы образования. Виртуализация системы образования активно осуществляется в развитых странах в течение всего последнего десятилетия. Стимулами для этого являются три основных фактора:

повышение требований к уровню квалификации рабочей силы в связи с технологическим совершенствованием современного производства и сферы обслуживания населения;

переход промышленности на мелкосерийное производство при быстрой сменяемости моделей, что требует оперативной переподготовки персонала многих компаний;

все большее осознание в обществе ценности качественного образования как личного и национального достояния.

Если в 1950 году лишь 20% рабочих мест требовали высокой квалификации работающих, то в настоящее время доля таких рабочих мест составляет около 60-65%, а в дальнейшем будет еще выше в связи со все более высокой интеллектуализацией общественного производства. Естественно, что для удовлетворения этой важной социальной потребности необходимо активно развивать систему образования, которая является чрезвычайно инерционной. Выход из этого положения был найден на пути создания новых форм обучения, а именно - дистанционного обучения с использованием сетевых информационных технологий.

Системы дистанционного обучения сначала использовались промышленными и торговыми корпорациями для переподготовки своих сотрудников, работающих на значительном удалении от центральных органов управления этими корпорациями. А затем, по мере накопления практического опыта, они стали все более активно использоваться и в традиционной системе образования. Сегодня же этот процесс получил столь широкое развитие, что уже можно говорить о наличии целой системы открытого образования, которая все более широко используется не только в развитых странах, но и в тех странах, которые принято называть развивающимися и даже промышленно отсталыми.

Масштабы развития этой системы таковы, что сегодня в мире насчитываются уже сотни образовательных учреждений, использующих систему дистанционного образования. Мало того, существуют несколько так называемых «мегауниверситетов», в каждом из которых, благодаря системе дистанционного образования, уже сегодня обучается более 100 тыс. студентов из различных стран и регионов мира.

Методы дистанционного обучения отличаются тем, что они позволяют студенту получать необходимые ему знания одновременно в нескольких учебных заведениях. При этом возникает принципиально новое качество - создается система открытого образования, которая, вероятнее всего, и получит наиболее широкое распространение в условиях информационной цивилизации. Ведь уже сегодня во многих странах мира, в том числе в России, создаются так называемые «открытые университеты». Это учебные заведения нового типа, в которых широко используются новые сетевые информационные и педагогические технологии. Они дают возможность формировать индивидуальные программы для обучения студентов с учетом их наклонностей, уровня базовой подготовки и будущей профессиональной специализации. виртуализация общество предвыборный обучение

Кроме того, это открывает возможности для нового этапа развития двух социально важных направлений деятельности системы образования: дополнительного образования дипломированных специалистов и образования для взрослых, которым сегодня также необходимы новые знания.

Таким образом, виртуализация образования открывает принципиально новые возможности для решения двух важнейших и актуальнейших проблем современности:

повышения доступности качественного образования (в том числе для лиц с ограниченными физическими возможностями);

непрерывности процесса образования в течение всей человеческой жизни, что уже сегодня является общепризнанным требованием, которое провозглашено в документах ЮНЕСКО.

В то же время необходимо помнить, что виртуальная система образования не может быть признана полноценной, так как она принципиально не способна полностью заменить личный контакт учащегося и педагога, процесс их личного общения.

5.Кибернетическое протезирование социальных функций

Дефицит общения в современном обществе. Рассмотрим еще одну весьма любопытную тенденцию процесса виртуализации общества, которую В.Д. Иванов в упомянутой выше книге назвал кибернетическим протезированием. Определенная часть общества испытывает психологический дискомфорт, который обусловлен дефицитом общения с другими людьми, и поэтому человек ищет пути компенсации этого дефицита в виртуальной сфере - в программах телевидения или же в компьютерных информационных и телекоммуникационных сетях.

Несмотря на стремительный рост информационных ресурсов и развитие сети информационных коммуникаций, люди становятся все более одинокими. Давно известно, что нигде человек так не чувствует себя одиноким, как в крупном городе. Почему это происходит? Причина кроется в снижении интенсивности и качества общения с другими людьми. Оно становится менее индивидуальным. Ведь в городе ты становишься одним из многих, человеком толпы, обращение к которому обезличивается.

Коллективные компьютерные игры. Одной из таких замен являются коллективные компьютерные игры, которые стали все больше распространяться в обществе в связи с развитием телекоммуникационных сетей. Одна из первых таких игр появилась в Японии в середине 90-х годов XX века и получила название «Город Хэбитет». Это виртуальный город, который существует только внутри компьютерной информационной сети. Его «жителями» являются пользователи этой сети, каждый из которых может сам выбрать себе внешний облик и «образ жизни». Жители этого города «приобретают» себе дома и квартиры, «ходят» друг к другу в гости, делают виртуальные покупки в виртуальных магазинах, заключают виртуальные браки и даже избирают городскую администрацию.

Численность «населения» этого виртуального города достигает нескольких тысяч человек. Это те люди, которые находят выход из одиночества в новой виртуальной реальности. При этом для многих из них эта компьютерная игра является не только одним из видов развлечений, но и возможностью реализации сокровенной мечты, которая не смогла осуществиться в реальной жизни. Кто-то мечтал стать артистом или художником, а всю жизнь проработал водителем такси или строительным рабочим. И вот теперь эта мечта может осуществиться, пусть даже и в иллюзорном, виртуальном мире.

Социальные компьютерные игры существуют и в ряде других стран: США, Канаде и в России. Есть также и довольно оригинальные социальные компьютерные киберпротезы, например: Дворец виртуальных бракосочетаний, говорящие роботы и даже виртуальные кладбища. По информации журнала «Планета Internet», во Дворце виртуальных бракосочетаний к концу 2000 года было зарегистрировано более 4 тысяч виртуальных браков. По мнению М. Мойнеха, ученого из Великобритании, через 20 лет большая часть реальных браков будет заключаться между людьми, которые познакомились через сеть Интернет.

Что же касается виртуальных кладбищ, то они постепенно превращаются в бизнес для предприимчивых людей. За плату от 10 до 120 долларов на таком кладбище можно поместить некролог и фотографию реально умершего человека, а также изображение его надгробного памятника. Существуют даже фамильные виртуальные кладбища, следить за которыми обязуется владелец соответствующего сайта в сети Интернет.

Телевидение и компьютерные роботы. Еще один вид виртуализации социального пространства заключается в проектах по использованию на телевидении компьютерных роботов в качестве «виртуальных телеведущих». Первые такие роботы, по сообщениям в прессе, появились в Японии. Они представляют собой компьютерное изображение диктора телевидения, ведущего программу новостей. Робот не только произносит текст, но и сопровождает его мимикой, соответствующей содержанию этого текста. Для владельцев телекомпаний такие роботы очень удобны - им не нужно платить зарплату и обеспечивать социальные гарантии. Да и работать они могут круглосуточно. Таким образом, виртуализация общества уже идет полным ходом, хотим мы этого или нет.

В принципе нет технологических ограничений для создания образа умершего актера и обеспечения его игры в новом фильме. Такие опыты проводились в Англии, но вызвали волну претензий держателей наследственных прав.

6.Виртуализация общества как угроза безопасности

Проведенный выше краткий анализ основных тенденций развития процесса виртуализации общества показывает, что эти тенденции получают все большее развитие в самых различных сферах: в экономике, политике, культуре, науке и образовании. Мы имеем дело с новым многогранным социально-психологическим феноменом, который уже привлекает к себе внимание не только ученых, но и общественности.

К сожалению, этот феномен еще очень мало изучен, а возможные последствия его дальнейшего развития еще должным образом не осознаны. Даже немногие исследования этого феномена показывают, что наряду с некоторыми положительными аспектами в методологии науки и образования виртуализация общества представляет собой серьезную опасность для его стабильности.

Особенно опасной представляется виртуализация финансовой сферы, которая подрывает устойчивость экономики и создает реальную основу для строительства «финансовых пирамид», неизбежно приводящих к финансовым кризисам. Такой кризис, по-видимому, наиболее масштабный и разрушительный, прогнозируется на ближайшие годы в связи с крушением мировой финансовой пирамиды, созданной американским долларом.

Еще одна угроза для национальной безопасности связана с виртуализацией политической жизни. Широкое использование политических технологий деформирует общественное сознание населения и позволяет продвигать на руководящие посты не компетентных руководителей, а ловких политиканов, преследующих свои собственные или же узкокорпоративные цели.

Это подрывает процессы развития общества и является еще одной угрозой для национальной, а в ряде случаев - и для международной безопасности.

Поэтому проблему виртуализации общества следует считать весьма актуальной, а изучать ее необходимо не только в социальнопсихологическом аспекте, но и с позиций обеспечения национальной и международной безопасности.

Литература

Урсул А.Д., Урсул Т.А., Тупало В.Г., Энгель А.А. Устойчивое развитие, безопасность, ноосферогенез. - М.: РАГС, 2008. - 400 с.

Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. - М.: Логос, 2011. - 254 с.

Философия культуры. Становление и развитие. - СПб.: Лань, 2008.- 448 с.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2011. - 719 с.

Фрост Э.Л. Что такое глобализация? / Государственная служба за рубежом. Глобализация, проблемы, перспективы. Реф. бюллетень. - М.: РАГС, 2012.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Пер. с англ. - М.: АСТ, ОАО «Люкс», 2014. - 349 с.

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. - М., 2002.

Хонг М. Причины успеха Сингапура: 13 статей господина Марка Хонга Тат Сун, посла Республики Сингапур в Российской Федерации и на Украине. - М., 2010. - 272 с.

Хонг М. Секреты успеха Сингапура: 12 статей господина Марка Хонга Тат Сун, посла Республики Сингапур в России и на Украине. - М., 2010. - 174с.

Хорошилов А.А. Теоретические основы и методы построения систем фразеологического машинного перевода. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док.тех. наук. - М., 2006. - 51 с.

Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. - М.: Наука, 1996. - 206 с.

Что век грядущий нам готовит? // Планета Internet. 2000/2001. № 42. С. 16, 17.

Шлыкова О.В. Электронная культура: дефиниции и тенденции развития // Электронная культура: трансляция в социокультурной и образовательной среде. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 26-29.

Электронная культура и экранное творчество / Автор, сост., науч. ред. проф. К.Э. Разлогов. - М.: РИК, 2006. - 386 с.

Янг М. Возвышение меритократии, 1870-2030 гг. - Лондон, 1958.R., Richerdson P.J. Culture and the Evolutionary Process. - Chicago: University of Chicago Press, 1985. - 316 р.

Chick G. Cultural Complexity: The Concept and Its Measurement // Cross-Cultural Research. 1997. №31. Р. 275-307.G. Leisure, Labor and the Complexity of Culture: An Anthropological Perspective // Journal of Leisure Research. 1986. № 18. P. 154-168.Science: Ensuring Americas Competitiveness. Presidents Information Technology Advisory Committee. 2005. May 27.

Похожие работы на - Виртуализация общества как глобальная угроза

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!