Ещё один факт состоит в том, что предрасположение к самоубийству увеличивается от детского возраста до глубокой старости. Тогда как, максимальная опасность психического заболевания наблюдается в возрасте 30 лет, а в старости снижается до минимума . Заслуга Дюркгейма состояла в том, что он использовал в процессе доказательства данные социологических исследований, а не абстрактные рассуждения.
3. Три типа самоубийств
Эгоистическое.
Брак, религия и политика, именно эти 3 социальных института выбрал Дюркгейм для рассмотрения эгоистического самоубийства. Так как каждый из них в какой-то степени способствует предохранению от самоубийств. Но это не потому, что каждая из этих групп обладает какими-то особыми, индивидуальными чертами, хотя частично причина кроется и в этом, но также по причине того, что все эти социальные институты представляют собой тесно сплоченные социальные группы.
Семейные отношения в прямой степени связаны с понятием "Брак". Так что же такое брак? Для одних - это супружеская пара, а для других - семейная группа. Эти два понятия имеют различную природу и различное происхождение и потому не могут предоставить одинаковые результаты. Один союз, это есть путь соглашения и выбора, другой - природное явление. Следовательно отсюда можно утверждать, о том, что в семьях, в которых есть дети, вероятность суицида присутствует меньше. Как уже было сказано выше, семья является более сплоченной частью общества, именно поэтому, человек меньше обращает внимания на окружающие его проблемы и переживания. Только сплочённость людей, находящихся в браке и их детей может давать высокий показатель предохранения от суицида.
Удивительно также то, что уменьшение коэффициента самоубийств можно заметить во время кризиса. Социальные перевороты, подобно великим войнам оживляют коллективные чувства, пробуждают дух патриотизма, что в целом даёт особую энергию на осуществление общей цели, создают в обществе более тесную сплоченность. Так как борьба эта заставляет людей сближаться между собой перед лицом общей опасности, отдельные лица начинают меньше думать о себе, больше об общем деле.
Если же единичная личность стремиться стать выше коллективной - это можно назвать эгоизмом. Следовательно, эгоистическим самоубийством называется частный вид суицида, который вызывается чрезмерным эгоизмом.
Альтруистическое самоубийство
Часто можно встретиться с мнением, что самоубийство незнакомо обществам низшего порядка; правда, только что рассмотренный нами эгоистический тип самоубийства может быть частным явлением в этой среде, но зато здесь мы встречаемся с другим, видом самоубийства.
Bartholin в своей книге "De causis contempae mortisa Danis" говорит, умереть в своей постели или покончить свои дни от болезни являлось позором у датских воинов, и дабы избежать этого позора они кончали свою жизнь самоубийством. Аналогично думали и готы, они считали, что люди, умершие естественной смертью, вынуждены вечно гнить в пещерах, наполненных ядовитыми змеями. На границе вестготских владений возвышалась высокая скала, носившая название "скалы предков", с которой старики бросались вниз и умирали, когда жизнь становилась им в тягость
Итак, мы видим, что у древних народов самоубийство является очень частым явление, но при этом, оно имеет свои отличительные особенности. Их можно разделить на три категории:
) Самоубийство пожилых или больных.
) Самоубийство рабов, слуг и т.д. после смерти хозяина.
Во всех этих случаях человек лишает себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а по причине того, что в его понимании, он должен был так сделать. При уклонении от исполнения этого долга, человека ожидает бесчестье и религиозное изгнание. Когда мы слышим о пожилом человеке, покончившим жизнь самоубийством, на вопрос "почему", мы отвечаем: "Видимо он просто устал от жизни". Однако если получается так, что акт самоубийства не удался и индивид продолжает сосуществовать, то тем самым он лишается общего уважения; ему отказывают от дальнейших погребальных почестей, и таким образом, он преждевременно обрекает себя на вечные мучения, как во время жизни, так и после.
Общество оказывает на индивида в данном случае определенное психическое давление для того, чтобы он непременно покончил с собой. Конечно, общество играет некоторую роль и в эгоистическом самоубийстве, но влияние его далеко не одинаково в этих двух случаях. В первом случае оно теряет связь с индивидом и делает его существование бесполезным; во втором оно тонко намекает, но то, чтобы человек покончил с собой.
Если Дюркгейм назвал "эгоизмом", состояние при котором человеческое "Я" живёт личной жизнью и следует только своей воле; то слово "альтруизм" является обратным состоянием, при котором стойкое понятие "я" отсутствует в разуме человека.
Отсутствие цели, согласие с тем, что существование его бессмысленно и бесполезно, вот причины, по которым один отрывается от жизни, а другой убивает себя лишь по той причине, что желания его не в состоянии сбыться в этой реальности, и единственным фактором, мешающим осуществить эти цели, является жизнь. Находясь в меланхолии, Альтруист наполнен надеждой: он верит, что по ту сторону этой жизни открываются самые радужные возможности;
Таким образом, Дюркгейм установил и второй тип самоубийства, который в свою очередь состоит из трех разновидностей: обязательное альтруистическое самоубийство (суицид является долгом), факультативное альтруистическое самоубийство (самоубийство является премией) и чисто альтруистическое самоубийство (радость принесения себя в жертву, самоубийство считается похвальным).
Аномичное самоубийство
Существует версия, что экономические кризисы неотъемлемо влияют на усиление наклонностей к самоубийству. Примером может служить кризис в Вене, в период с 1873, по 1874 г, именно в этот промежуток времени был заметен огромный скачок в показателях на самоубийство.
Промышленный и финансовый кризисы имеют колоссальное влияние на число самоубийств, причина кроется не только в том, что их результатом является бедность и разорение, не стоить забывать и того, что кризисы расцвета, в той или иной степени дают те же результаты. А потом, что они кризисы, а кризис- это в первую очередь потрясения отдельных групп общества.
Каждый раз, когда социальное тело терпит крупные изменения, вызванные внезапным скачком роста или неожиданной катастрофой, люди начинают убивать себя с большей легкостью. Именно в те моменты, когда в обществе отсутствует организованность, человек не может принимать нужное и полезное воздействие со стороны общества, в этом и заключается объяснение тех резких повышений кривой самоубийств, которые мы установили выше.
И действительно, в момент экономических бедствий мы можем наблюдать, как разразившийся кризис влечет за собой известное смешение классов, в результате чего целый ряд людей оказывается на дне социальных категорий. Поэтому большинство вынужденно сократить свои возможности, и воздержаться от привычек и требований. Разумеется, люди не смогут разом приучиться к новой жизни. В результате все они не могут смириться со своим не столь хорошим положением; и буквально один маленький отрицательный аспект становится для них невыносимым.
Бедность предохраняет от самоубийства, потому что чем меньшим обладает человек, тем меньше у него соблазна безгранично расширять круг своих потребностей. Именно в моменты бессилия люди приспосабливаются к умеренности, и, кроме того, в среде, где люди находятся на равных позициях, или если быть точнее, все обладают одним (средним) достатком, ни у кого не появляется повода завидовать.
Реально будет сказать, что мы имеем сейчас дело с новым, не похожим на других типом самоубийства. Отличие заключается лишь в том, что данный тип зависит от характера связи между индивидами и обществом,
Эгоистическое самоубийство заключается в том, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое - вызывается тем, что индивид видит смысл жизни вне ее самой; третий, только что установленный нами вид определяется беспорядочной, неурегулированной человеческой деятельностью и сопутствующими ей страданиями.
Заключение
дюркгейм самоубийство эгоистический аномичный
Загадка смерти всегда будет волновать человечество. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека. Одна смерть - это смерть, а тысячи смертей это статистика. Конечно, добровольный уход из жизни человека его неповторимая личная трагедия.
В данной работе для меня было важно отметить, большое влияние общества на количество добровольных смертей. Я предполагаю, что с задачей я справился.
Список используемых источников
1.Дюркгейм Э. "Самоубийство" социологический этюд
2.Чхартишвили Г. "Первый из смертных грехов