Социальная ответственность телевидения и телевизионного журналиста

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,22 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная ответственность телевидения и телевизионного журналиста

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования

"Российский государственный гуманитарный университет" (РГГУ)

Факультет Журналистики








Контрольная работа

Социальная ответственность телевидения и телевизионного журналиста


Студентка 2-го курса

заочной формы обучения

Пашковская Ксения Владимировна




Москва 2015

Содержание

Введение

. Телевидение как особый фактор влияния на духовно-нравственный мир современной молодежи

. Социальная ответственность телевизионного журналиста

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Анализ вопроса социальной ответственности является весьма важным и актуальным в теоретическом и прикладном плане. Вместе с тем, отдельные аспекты этой проблемы остаются до сих пор недостаточно исследованными и мало применяются при анализе деятельности журналистов. История развития аспектов, связанных с социальной ответственностью, свидетельствует о том, что эта категория не всегда имела корректное и полноценное право на существование.

Задачей данной работы является через изучение истории вопроса выделить виды нарушений в деятельности журналистов, которые зачастую приводят к социальной ответственности.

несут в сознание людей разные знания об окружающем мире, события, которые в нем происходят;

влияют на эмоции, чувства людей, создавая тем самым разнообразный спектр настроений, желаний, стремлений; определяют эмоциональный тонус, побуждая к ответным действиям;

выполняют определенные "заказы" тех или иных социальных институтов - образовательного, воспитательного, культурологического, политического, экономического, и наконец, правового характера.

Выполняя такие социальные функции, масс-медиа находятся в правовом поле и, соответственно, в определенных случаях несут не только моральную, но и юридическую ответственность. В частности, как уже отмечалось выше, наиболее частыми случаями привлечения масс-медиа и их творческих работников к ответственности является злоупотребление свободой массовой информации.

В частности, речь идет о распространении информации о личных и деловых качествах, частную жизнь политических деятелей и должностных лиц, порочащей их честь и доброе имя, однако имеет непосредственное общественный интерес к тому, как эти публичные фигуры выполняют свои функции.

1. Телевидение как особый фактор влияния на духовно-нравственный мир современной молодежи

Австралийские ученые пришли к выводу, что просмотр телепередач по эффекту можно было сравнить с другими факторами хронических недугов - отсутствием физической активности, курением и ожирением. Каждый час, проведенный в лежачем положении перед телевизором, отнимает у человека 22 минуты жизни. Это выяснили австралийские ученые, проанализировав данные Национального бюро статистики и информацию о диабетиках и других больных, пишет Business Line.

Тенденции положительные и тенденции негативные в телевидении откровенно противостоят друг другу. Непрерывные шаги научно-технического прогресса, тотальной компьютеризации, внедрения цифрового формата и новейших технологий все ощутимее превращают выдающееся изобретение человечества - телевидения - в угрозу физическому здоровью, существенного сокращения жизни человека и в оружие массового уничтожения наших душ, интеллекта, общения, психического здоровья. Ученые и искусствоведы, журналисты и психо-физиологи и др. доказывают жизненную необходимость регуляции действия телевидения как особого фактора влияния на духовно-нравственный мир современной молодежи. Открытая борьба за рейтинги и "праймовое" время на телеканалах делают невозможными воспитательную, образовательную, нравственно-эстетическую и другие функции, которые были присущи телевидению первых его десятилетий. Сегодня как никогда остро стоят в нашем обществе проблемы не только профессиональной, но и социально-государственной ответственности перед обществом телевидения как особого фактора влияния на морально-духовный мир молодежи.

Родители, учителя и педагоги все настойчивее акцентируют внимание на появление тревожно-депрессивного состояния у детей и молодежи, даже если их семейное окружение имеет статус "благополучного", на стрессово-подавленном состоянии, отсутствии радости, умение кому-то сочувствовать и тому подобное. Все убедительнее звучат обвинения в адрес телевидения, с которым стали связывать неожиданное возникновение проявлений враждебности к родителям, которые пытаются ограничить время "сидения у телевизора". телевидение журналист социальный ответственность

Анализ литературы, посвященной телевидению, как особому фактору влияния на морально-духовный мир современной молодежи показал, что существующие определения теоретических и практических исследований современной парадигмы телевизионного воздействия на молодого телезрителя пока нельзя считать фундаментальными и вездесущими масштабы исследования феномена специфики "экранного творчества" на телевидении и особого влияния Электронной Музы на духовно-нравственный мир молодежи.

Балансировка телеканалов между коммерческо-рейтинговыми реалиями современного телевизионного процесса и нравственностью, общечеловеческими ценностями и борьбой за выживание в конкурентной борьбе за телесети, обязывает на государственном уровне изучить феномен телевидения, как особый фактор влияния на формирование интеллекта и менталитета, моральный облик грядущего поколения, выработать общественный "иммунитет", инструментарий "противодействия" о вредном воздействии современной телепродукции на молодые, еще не сформировавшиеся, души, не дать проникнуть в них страшному вирусу бездуховности, жестокости и беспамятства.

Выход из сложившейся ситуации в медиа пространстве, должен искать и находить каждый, кто берет на себя ответственность "входить" в квартиры с экранов телевизоров или просто в любой форме причастен к созданию телевизионной продукции.

Экранная специфика не освобождает тележурналиста от "генетических" функций журналистского процесса. "Журналистика (от фр. Journal - дневник, jour - день; восходит к лат. Diurma - ежедневный) - одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, которое обеспечивает бесперебойную взаимосвязь между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными слоями общества и даже между поколениями".

Специфика телевидения в начале третьего тысячелетия и самих механизмов его коммуникативного акта со зрителем обусловили значительную трансформацию сути явления общения. Природные механизмы взаимоотношений между людьми в результате были значительно искажены и адаптированы под нужды телеканалов. В кругах авторитетных исследователей сферы телевизионной коммуникации появилась мысль о реальном телевидении, как заменителя или суррогата человеческого общения. Таким образом, на современном телевизионном пространстве возник принципиально новый жанр, получивший название "реалити-шоу" и существенно изменил морально-ценностные ориентации многочисленных своих сторонников.

Можно утверждать: если в течение первых десятилетий телевизионной эры жизнь диктовала приоритеты, вкусы, нравственность и т.д. экранным персонажам, то сегодня есть все основания говорить об обратном процессе. Нельзя не принимать во внимание и то, что информационные сообщения телеэфира воспринимаются мозгом, но телепередача, рассчитанная на эмоционально-чувственное восприятие, оказывает свое действие на уровне подсознания, иногда остается осознанной умом, но такой, что сделала свое жизненное или разрушительное дело...

Можно констатировать, что телевизионная коммуникация трансформировалась в новый способ взаимодействия людей. Благодаря телекоммуникации общения на пространственно-временном расстоянии отражает структуру общества и выполняет соборную функцию. С другой точки зрения, телевидение создает вторую реальность, которая необходима индивиду, чтобы сохранять равновесие в реальном мире. Оно помогает человеку мгновенно перенестись в любую точку земного шара; дает большую свободу выбора информации, чем газеты, журналы; предоставляет человеку возможность переживать эмоции и впечатления, которых он лишен в жизни.

Телевидение, которое еще недавно так поэтически величалось Электронной Музой, оказалось заложником финансовой несостоятельности рекламного рынка и, пытаясь жить по законам денег, а не по законам театра, вынужденно идти на сегодняшний день по простой дороге. Можно, наверное, сегодня найти инвестиции в телевизионный процесс. Но это в большей степени будет сделано благодаря сознанию, благотворительности, потому что деньги, которые будут вложены в телевидение, вернутся лет через пять. И то: вернутся или нет - непонятно.

Но, в результате откровенной погони за пресловутым рейтингом, коммерческими или корпоративными интересами, в сознании нашей, иногда, как ни прискорбно, морально невооруженной молодежи выстраивается модель "такого общества", в котором "нет" порядочных людей, нравственности, нормальных семей. Потому что, может кому-то показаться, если в телеисповедях обязательными есть какие-то "треугольники" (а то и "четырех, пятиугольники"), любовницы или любовники, "ненормативные отношения" - то уже нет смысла думать или мечтать о нормальных человеческих отношениях, о "обычной" семье об одном любимом человеке.

Вспомнить, что в условиях, когда отсутствие будущего приобретает признаки стабильности, дети превращаются в живой укор, - и это раздражает. И выход всегда есть. Будущее - хоть и очень хитрая штука, но оно начинается не завтра, а все-таки сегодня. То есть, если мыслить в практической плоскости, подготовка к отсутствию будущего должно начинаться с ликвидации настоящего".

2. Социальная ответственность телевизионного журналиста

Преимуществом тележурналиста есть изображение, поэтому они не дублируют словом тем, что уже ясно из картинки. То есть иногда является замалчивание того, что является лучше понятным визуально. Так, в новостях с пометкой "без комментариев", легче показать горе и разруху. Это убедит зрителя и покажет сочувствие автора. Однозначно такой принцип применяют для показа тех случаев и событий, ярко говорят сами за себя - прокол определенного политика, драка в парламенте, агрессивное высказывание чиновника или смех обвиняемого.

Проблема профессиональной подготовки телевизионных репортеров стала важной для различных сфер жизнедеятельности общества, будущее которого становится все более зависимым от масс-медиа. В обществе сегодня повышена роль информации, поэтому меняются взгляды и на информационное телевещание, и на роль телевидения в жизни человека.

Профессия телевизионного репортера - популярная, распространенная и стабильно востребована в различных форматах современного телевизионного вещания. Творчество телерепортера, своеобразного "телеразведчика", на протяжении многих лет остается одной из любимых тем семинаров и научно-практических дискуссий, касающихся проблематики профессиональной деятельности телемедийников. Репортер на телевидении - сложная профессия телевизионного журналиста, который должен сегодня обладать широким спектром профессиональных навыков. В службе новостей он готовит тематические репортажи и репортажи с событиями, для аналитических программ готовит аналитические и критические материалы, для публицистических программ - проблемные репортажи. Профессия "телерепортер" выработала устойчивые критерии творческой и профессиональной деятельности в различных типах и форматах телевизионного вещания, подтвердив свою актуальность для информационного, информационно-аналитического и аналитического типов речи. К тому же современность требует от указанных специалистов владения новейшими информационными технологиями и технических знаний по дегитализации всей сферы телевизионной журналистики.

Репортер - это глаза и уши зрителя на съемочной площадке, и он должен полно, правдиво и беспристрастно рассказать зрителю о том, что увидел и услышал - это дело его журналистского достоинства и признак профессиональной работы. На этих страницах мы будем вести речь о социально ответственной журналистике.

Восприятие события или явления, безусловно, не является абсолютно адекватным действительности. Для репортера это обусловлено его личностью, чертами характера, профессиональными качествами, редакционной политикой и другими факторами. Для зрителя это связано с тем, что любое изображение на экране (передано в прямом эфире или на пленке) - это уже не действительность, а образ действительности, образ, каким его увидел телерепортёр. Создать экранный образ максимально приближенным к действительности (с учетом эмоционального восприятия, операторских и монтажных приемов, звуков и т.д.) - это непростая, но главная профессиональная задача репортера. Он на съемочной площадке - полномочный представитель зрителей, которые ему верят и доверяют, поэтому он не имеет права обидеть ожидания зрителей.

В телевизионной сети представлены практически все социокультурные типы моделей журналистики, в частности по программам телеканалов можем выделить качественную и бульварную, демократическую и тоталитарную, официальную и неформальную тележурналистику, что дает основания определить тот или иной уровень свободы слова и свободы совести, который мы считаем ответственным за заметное снижение и уровня нравственности, и уровня политической культуры, и уровня интеллектуальности современного общества в целом. В. Дементьев, анализируя вторичные речевые жанры, к которым относятся и телевизионные тексты, подчеркивает, что: существуют коммуникативные ценности как часть общих культурных ценностей; есть универсальные и национально-специфические коммуникативные ценности; ценности стоят на общей системе коммуникации, системой коммуникативных единиц и категорий, правил ведения речи, коммуникативных стратегий и тактик; в пределах одной культуры за речевыми / коммуникативными жанрами могут стоять как одинаковые, так и различные коммуникативные ценности.

Проблема социальной ответственности журналиста остается одной из животрепещущих и дискуссионных и в журналистике, и в общественном сознании. Спектр мнений по этой проблеме включает разнообразные и порой прямо противоположные суждения: от заявлений о безответственной журналистике, растлевающей народ, до претензий журналистов к власти по поводу ее попыток посягать на свободу слова. Порой и сами журналисты не оценивают социальную ответственность как реальную проблему.

Содержание понятия социальной ответственности журналиста, казалось бы, давно освоено повседневной практикой СМИ, однако это иллюзия. Опыт общения с журналистами доказывает, что те из них, кто хотя бы раз задумывался об этих понятиях, часто вкладывают в них свой смысл и понимание того, что включает в себя понятие социальной ответственности. "Последние десять лет журналистская профессия резко помолодела.

Чаще всего именно по отношению к ним - мальчикам и девочкам с диктофонами и микрофонами в руках - по отношению к их поведению на экране и за его кулисами возникает у российской аудитории дискомфортное чувство, что "что-то у них не в порядке с ответственностью". Принадлежность к публичной профессии, такой как журналистика, усиливает необходимость гармонии отношений индивида и общества, переводя объективные противоречия между ними из частного дела отдельного работника СМИ в вопрос общественной важности и актуальности". Вопросы поддержания нравственных ценностей в СМИ поднималась и на встрече Президента РФ В. Путина с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Элла Памфилова, председатель Совета, обратила внимание на то, что серьёзная пресса вытесняется желтой. Президент, в свою очередь, отметил, что в самом 115 журналистском сообществе должны вырабатываться определённые принципы поведения. Этот пример свидетельствует об особом внимании к этическим проблемам вообще и поддержанию нравственных ценностей в СМИ в частности, как со стороны общественных структур, так и со стороны государства. Отсюда следует, что саморегулирование СМИ, как наиболее актуальное понятие в системе понятий социальной ответственности журналиста, просто необходимо.

Заключение

Телевидение - особый фактор влияния на формирование образа жизни молодежи. Непосредственным объектом действия эфирной продукции является как отдельный индивид, так и группа людей, составляющих аудиторию для того или иного конкретного направления телевизионного вещания, зрелищная специфика которого "работает" не столько на информационном, сколько на эмоционально-чувственном уровне, который (иногда даже без слов) обрекает на "продиктованы" экраном образ жизни и труда, стиль поведения, манеру общения и т.д. а, главное, понятие об общечеловеческих ценностях.

Очень многое зависит от руководителей каналов. Если есть понимание социальной ответственности, то будет соблюдаться правильный баланс между развлекательными и серьезными социально-направленными программами. А это вопрос государственного значения.

Таким образом, социальная ответственность журналиста - это требование сегодняшнего дня, поскольку СМИ играют ключевую роль в развитии социального взаимодействия в обществе. На сегодняшний день проблема далека от решения и требует ещё своего осмысления. Пути решения - разнообразны, некоторые из них - использование ресурсов медиаобразования, позволяющего изменить потребности аудитории, а также привлечение внимания к роли профессионально-этических кодексов 118 журналистов и усиление и значимости

Список использованной литературы

1.Бриних М. Жодного слова про педофілію / М. Бриних // Телекритика. - К, - 2012

.Дементьєв В.В. Теория речевых жанров / В.В. Дементьєв. - М.: Знак, 2010

.Макаров Ю. Заручники фінансової неспроможності / Ю. Макаров // Газета "Бульвар" Гордона, №7 (486), 15 лютого 2005.

.Регулярный просмотр телевизора укорачивает жизнь на пять лет / По материалам: Meddaily // "Зеркало недели. Украина" №36, 12-19 октября 2012.

.Шайхитдинова С.К. "Личное" и "общественное" в деятельности журналиста: компромисс или неразрешимое противоречие? // Социальная ответственность журналиста: Опыт современного прочтения проблемы. В 2-х ч. Ч. 1. Межпрофессиональная экспертиза концепта и контекста - М.: Издательский дом "Стратегия", 2003

Похожие работы на - Социальная ответственность телевидения и телевизионного журналиста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!