Динамика развития и роль ведущих японских ТНК в автомобилестроении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    465,05 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Динамика развития и роль ведущих японских ТНК в автомобилестроении

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор ТНК в мировом автомобилестроении

.1 Понятие, виды, процесс формированияи стратегии транснациональных корпораций

.2 Роль автомобильных ТНК в мировом хозяйстве

Глава 2. Роль японских ТНК в мировом автомобилестроении

.1 История развития автомобилестроения в Японии

.2 Место японских ТНК в автомобилестроении

.3 География экспорта автомобилей

.3.1 Динамика экспорта автомобилей из Японии

.3.2 Экспорт автомобилей крупнейшими ТНК Японии

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность проблемы. Важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства является его интернационализация, в основе которого лежат углубление процесса международного разделения труда, интернационализация производства, капитала и образование транснациональных корпораций (ТНК). В данный период времени ТНК играют ведущую роль в глобализации мирового хозяйства. Среди всех отраслей, которые объединены ТНК, в наибольшей степени выделяется автомобильная промышленность. Одним из наиболее развитых рынков мирового автомобилестроения является японская автомобильная промышленность, которая представлена в виде крупных ТНК. Следует отметить, что автомобилестроение является ключевой отраслью промышленности Японии по объему выпуска и численности занятых, а также по степени производственно-технологической кооперации с другими отраслями промышленности. И чтобы проследить динамику развития японских ТНКи их роль в мировом автомобилестроении, в данной работе были рассмотренных ключевые направления деятельности, а также проведен анализ их места в мировой автомобильной промышленности.

Цель работы - охарактеризовать динамику развития и роль ведущих японских ТНК в автомобилестроении.

Объект - транснациональные корпорации автомобилестроения Японии.

Предмет - стратегии, динамика развития и роль данных корпораций на мировом рынке автомобилестроения.

Методы исследования. При разработке данной курсовой работы были использованы такие методы исследования как синтез, анализ, индукция, дедукция, графический и монографический методы.

Степень разработанности проблемы. Свой вклад в исследования различных аспектов развития экономики Японии внесли, в частности, работы: Ершовой Н.В., Ивановой А.О., Кульневой П.В., Курановой И.М., Самой- ловой М.Н., Татариновой С.М., Лебедевой И.П., Леонтьевой Е.Л., Литвак Б.Г., Маркарьян С.Б., МолодяковойЭ.В. Значимую роль в исследованиях в данной прблематике имели также труды зарубежных (в том числе японских) экономистов: Акио М., Амасака К., Брэдли Ф., Вербеке А., Вумек Джеймс П., Грейн А., Джонс Даниел Т., Кайдзен М.И., Кодзима К., Козаки Т., Котабе М., Котлер Ф., Лим Л., Мива Й., Мулинс Дж., Озава Т., Оно Т., Оура А., Портер М., Пруса Т., Селими А., Ухара Осаму, Хаймер С., Хорагуши Х., Шимокава К., Якокка Л.

Глава 1. Обзор ТНК в мировом автомобилестроении

.1 Понятие, виды, процесс формирования и стратегии транснациональных корпораций

Транснациональные корпорации являются одними из важнейших участников мирового хозяйства, которые оказывают разностороннее влияние на его функционирование, а также на положение других хозяйствующих субъектов мирового хозяйства.

Формирование ТНК в основном относится к 60-м годам XX в., когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Углубление общественного разделения труда и внедрение новых технологий создали возможности пространственного разделения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Ранее единый процесс производства в рамках отдельных производственных единиц стал дробиться и размещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Получила развитие пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.

Транснациональными корпорациями называются хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях, в которых содержится определённый зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер.

По национальному составу капитала данные международные компании делят на две группы: транснациональные и многонациональные компании. Ведущее место занимают ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения.

В основе стратегии ТНК находится мировой подход, предусматривающий оптимизацию результатов не каждого отдельного звена, а для объединения в целом. С этой целью используются различные внутрифирменные трансфертные цены. Принимая решение увеличить выпуск готовых товаров или полуфабрикатов на каком-либо зарубежном рынке, корпорация учитывает такие условия, как важность данного рынка с точки зрения перспектив его роста, способность заграничных предприятий конкурировать с местными производителями однотипной продукции, курс валюты, торговые ограничения, транспортные расходы. Мировая стратегия исходит также от конфигурации отрасли и ее координации. При решении проблемы географии, территориального размещения предприятий возможен выбор от предельной концентрации до дисперсного размещения по многим странам различных функциональных блоков - исследования и разработки, материальное снабжение, производственный процесс, маркетинг, послепродажное обслуживание.

ТНК проникают на рынки других стран за счет имеющихся у них монопольных преимуществ, дающих возможность использовать факторы производства других стран. Основными источниками капиталовложений выступают сами принимающие и третьи страны. У американских ТНК доля самофинансирования и рефинансирования составляет около 16% инвестиционных расходов. Основные финансовые средства (45%) мобилизуются на рынке принимающей страны, т.е. принимающие страны в основном сами финансируют деятельность иностранных ТНК.

Также относительно стратегий ТНК следует упомянуть о таких явлениях, как трансграничные слияния и поглощения так, как именно они, а не инвестиции в создание новых предприятий являются в последние годы превалирующими в международных инвестиционных потоках развитых стран.

В условиях обострения конкуренции на мировом рынке автомобилей, слияния и поглощения становятся ответом на угрозу выживаемости даже крупных автомобильных предприятий. Посредством развитой сети торговых, финансовых, производственных, технологических союзов и альянсов национальные автомобильные предприятия преобразуются в транснациональные и стремятся обеспечить свое присутствие во всех без исключения ценовых сегментах и региональных рынках. Установление контроля над более слабыми компаниями является одним из наиболее распространенных методов решения этих задач. Тот факт, что отрасль автомобилестроения стала действительно глобальной, подтверждается продолжающейся консолидацией в отрасли, даже в условиях прохождения такого этапа, как перегруппировка сил в мировом автомобилестроении.

Цели, которые преследуют автомобильные компании, участвуя в трансграничных слияниях и поглощениях, сводятся к следующему:

обеспечение доступа на рынки новых регионов. Например, для выхода на рынок США японские ТНК создали совместные предприятия с ТНК «большой тройки» и разработали совместные, японо-американские марки автомобилей. При этом следует отметить легкость, с которой Япония внедрилась на американский рынок, а ТНК США, в свою очередь, получили доступ к японским методам производства и новейшим технологиям;

уменьшение базовых издержек на основе устранения дублирования персонала и активов. Альянсы связаны с тесной торговой и технической коопераций на уровне НИОКР, разработки совместных сбытовых и маркетинговых стратегий. Если осуществляется полный финансовый контроль фирмы, то речь идет уже о полном поглощении. Так, например, была создана немецкая автомобильная группа Volkswagen-AudiGroup, на основе приобретения немецких компаний Audi и Porsche, испанской Seat, чешской Skoda. Распад стран социалистического блока ускорил процесс консолидации в отрасли на основе слияний и поглощений за счет появления в качестве компаний-мишеней многих хозяйствующих субъектов из восточноевропейских стран.

увеличение и последующая оптимизация издержек на исследования и разработки и достижение синергетического эффекта на основе объединения усилий в этой сфере. Консолидация активов позволяет открыть доступ к ноу-хау и новым технологиям. Автомобильные компании могут заключать соглашения как с целью совместного производства дорогих серий для оптимизации рентабельности каждого партнера, входящего в состав альянса. Проблема снижения расходов является наиболее актуальной не столько для производства, сколько для НИОКР. Формируемые альянсы позволяют получить весомый научно-технический потенциал на основе разработок фирм, независимых ранее.

формирование механизмов, сдерживающих наступление партнеров на стратегически значимые рынки. Так, например, с целью сдерживания натиска со стороны японских ТНК на североамериканский рынок, ТНК «большой тройки» скупали пакеты акций японских корпораций и создали там ряд совместных производств - Chrysler - Mitsubishi, GM - Suzuki, Ford - Mazda, GM - Isuzu. Более того, как превентивная мера американскими ТНК был установлен контроль над производителями из Южной Кореи.

оптимизация производственных мощностей, сетей поставщиков и смежников или логистической системы в целом. Вместе с процессом консолидации на уровне производственных мощностей, широкое распространении в автомобильной промышленности получил экспорт прямых инвестиций на новые рынки сбыта. В качестве ключевых причин этого следует указать, во-первых, высокую степень насыщенность рынков автомобилей в развитых странах и, во- вторых, полную загрузку мощностей в традиционных центрах автомобильного производства.

Если данное явление рассмотреть более подробно, то следует констатировать, что среднемировые темпы прироста потребления автомобильного транспорта постоянно растут и превышают темпы прироста мировой экономики в целом. При этом для сборочных производств физические возможности четко ограничены, и имеющиеся производственные мощности в мире не способны в настоящее время удовлетворить интенсивно растущий спрос. Даже с учетом внедрения новейших логистических методов в технологию создания автомобиля - это маловероятно. Расширение и рост рынков за счет стран с транзитивной экономикой привели к росту потоков экспорта автомобилей из таких основных центров мирового производства, как США, ЕС, Япония и Китай. Эти обстоятельства привели автомобильные ТНК к выводу о том, что освоение новых рынков без потерь собственной конкурентоспособности возможно исключительно на основе инвестиций в собственное производство, осуществляемых непосредственно вблизи основных рынков сбыта. Речь идет, прежде всего, об осуществлении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), поскольку именно они связаны с деятельностью реального сектора и поэтому более управляемы.

Таким образом, можно сказать, что автомобильные ТНК являются крупными международными корпорациями, которые осуществляют свою деятельность по всему миру, объединяя многие рынки и используя различные конкурентные стратегии для уменьшения своих расходов и увеличения своей прибыли.

1.2 Роль автомобильных ТНК в мировом хозяйстве

Роль автомобильной промышленности в развитии современной экономики определяется местом автомобильного транспорта в инфраструктуре национальной экономики. Так, страны, которые лидируют в мировом автомобилестроении, занимают ведущие места и по уровню социально-экономического развития в целом. Кроме того, необходимо указать, что автомобильная промышленность оказывает прямое влияние на научно-технический прогресс в стране и является своеобразным критерием для оценки уровня жизни населения на основе параметра платёжеспособности.

Также известно, что автомобильная промышленность является локомотивом развития национальной экономики страны. Наглядным примером является экономика Японии и ее послевоенное развитие, которая была восстановлена благодаря данной отрасли.

Во всех развитых странах, ряде крупнейших развивающихся стран автомобилестроение остаётся отраслью, во многом обуславливающей стабильность социального и экономического развития. Кроме того, следует сказать, что развитие данной отрасли ведёт росту занятости экономически активного населения, как напрямую связанного с автомобильным производством, так и с обслуживанием автомобильного транспорта. Например, одно рабочее место в автомобильной промышленности США сегодня обеспечивает порядка 10 новых рабочих мест в отраслях-смежниках. В США в смежных автомобилестроению отраслях занято около 12,5 млн. чел., т.е. одна шестая часть занятых в промышленности.

Таким образом, можно сказать, что любое снижение объёмов производства автомобилей, особенно легковых, в результате нестабильности мировых рынков ведёт к серьёзному росту общей безработицы и, в итоге-к серьёзной нагрузке на расходную часть бюджета страны.

Более того, автомобилестроение является высокотехнологичной и наукоёмкой отраслью, которая побуждает остальные отрасли совершенствовать их производства. Роль данной отрасли также заключается в том, что постоянно растут потребности людей во всем большем количестве автомобильного транспорта, и поэтому она относится к одной из достаточно прибыльных отраслей экономики.

Как вывод, можно сказать, что автомобильная промышленность играет очень важную роль в мировом хозяйстве, являясь одним из индикаторов благополучия национальной экономики страны, уровня жизни ее населения, а также являясь двигателем научно-технического прогресса.

Глава 2. Роль японских ТНК в мировом автомобилестроении

.1 История развития автомобилестроения в Японии

Экономика Японии занимает в рейтинге мировых лидеров по объему ВВП третье место, уступая Китаю и США.

Также следует сказать, что в отличие от «двухслойной» структуры других западных стран, где есть рынок и предприятие, японская экономика имеет три слоя: рынок, группа предприятий и собственно предприятия. Особенностью японской экономической системы является наличие в ней групп (кэйрецу), представляющие собой объединения крупных компаний со средними и мелкими. Эти объединения основываются на различного рода связях, главными их которых являются производственные, определяемые головными фирмами.

Каждая кэйрецу является многослойной, неоднородной и гибкой структурой, где существуют связи от крайне жестких до слабых. Наиболее распространенной формой связей выступает вертикальная.

Экономическая модель Японии за последнее время изменилась от «полугосударственной» до более открытой рыночной экономики. Так, например, многие промышленные компании перешли на принцип прямого финансирования (выпуск ценных бумаг и других инструментов). [12]

Одной из ведущих отраслей экономики страны является автомобильная промышленность.

История развития автомобильной промышленности Японии начинается с послевоенного периода, так как до Второй мировой войны страна не располагала собственной индустрией по производству автомобилей. Так, в 1924 г. автомобилизация страны была очень низкой и парк автомобилей насчитывал всего лишь 18 тыс. единиц, а преобладал исключительно гужевой транспорт. [13]

В период после Первой мировой войны автомобильная промышленность Японии развивалась экстенсивно в основном на основе копирования технологий и образцов из США. В середине 1930-х гг. в стране был принят закон, предполагающий национализацию всех расположенных на территории Японии предприятий, в результате чего компании из США свернули свою деятельность в стране, что во многом предопределило отставание автомобильной промышленности Японии от мирового уровня.

Еще больше увеличился технологический разрыв Японии в годы Второй мировой войны, когда она была полностью изолирована от передового зарубежного опыта. Однако в этот период следует отметить все возрастающий спрос на грузовые автомобили, поскольку этого требовали растущие армия и военные расходы. В 1941 г. в стране было произведено 46,7 тыс. автомобилей, большая часть которых была грузовыми автомобилями, а доля легкового автомобильного транспорта в производстве составила лишь 2,3%. [10]

После Второй мировой войны, в годы оккупации, развитие автомобильной промышленности в Японии было заторможено вследствие введения различных запретов и ограничений. Однако даже после снятия этих ограничений в 1949 г., отрасль долгое время не получала развития. Это было связано с тем, что данная отрасль со стороны предпринимателей оценивалась как малоперспективная. Кроме того, сдерживающим фактором являлось то, что отсутствовала поддержка государством этой отрасли, вследствие чего не было единой концепции развития отрасли.

Однако вскоре автомобильная промышленность была признана специалистами Министерства внешней торговли и промышленности локомотивом промышленного развития страны, вследствие чего было решено ограничить импорт продукции автомобилестроения и сформировать свою национальную базу для развития данной отрасли. [14]

Фактически автомобильная промышленность Японии, которая базировалась бы на массовом производстве, была сформирована после окончания Второй мировой войны в течение нескольких лет.

Первый вклад в отрасль автомобилестроения заложила компания Nissan, впервые открывшая в 1933 г. в Японии завод по производству автомобилей. [15]

Большую роль в развитии автомобилестроения Японии сыграла такая программа, как «Программа восстановления американских автомобилей», которая действовала с 1945 г., когда после демобилизации армии США в страну начали ввозиться автомобили со стран Азиатско-Тихоокеанского региона, участвовавших в войне в Корее. Данная война стимулировала дальнейшее развитие этой программы, на основе которой восстанавливалось ежегодно около 4 тыс. автомобилей. Это позволило открыть около 30 тыс. новых рабочих мест в 15 компаниях.

Уже с 1951 г. в автомобильной промышленности Японии наступил подъем и инвестиции в автомобилестроение начали увеличиваться, удваиваясь ежегодно в 2 раза.

С 1952-1953 гг. интенсифицировался выпуск легковых автомобилей. Однако массовое производство этих автомобилей было не налажено. [16]

В период с 1952-1954 гг. в 40 раз возрос ввоз зарубежных автомобилей в разобранном виде, что позволило изучить эту продукцию более тщательно. Вследствие перенимания технологического опыта зарубежных автомобильных компаний, решались задачи увеличения роста производства легковых автомобилей, а также проектирования собственных национальных моделей автомобилей. Таким образом, за небольшой срок в стране было налажено производство основных автомобильных компонентов. Однако были и такие компании, которые не перенимали чужой опыт, а вырабатывали собственное производство. Примером такой компании является корпорация ToyotaMotor, которая создала в конце 1955 г. автомобиль марки ToyotaCrown, который не уступал ни по цене, ни по качеству импортирующимся в Японию автомобилям.

Таким образом, в 1951 г. выпуск составил 3,6 тыс. автомобилей, в 1954 г.- 14529 автомобилей, а в 1962 г. - 301882. С конца 1950-х годов компании Японии вошли в состав ведущих автомобильных монополий. [17]

Например, в 1966 г. лидирующими транснациональными корпорациями автомобилестроения в мире являлись корпорации США, Японии и Германии. Японские корпорации Toyota и Nissan занимали 8 и 9 места. В настоящее время японские ТНК также лидируют, например, японский автоконцерн ToyotaMotor в 2014 году уже третий год подряд удерживает звание мирового лидера по продажам автомобилей. С результатом 10,23 млн машин Япония вновь обошла основных конкурентов - Volkswagen и GeneralMotors. [18]

К 1970-м годам автомобилестроение Японии сложилось как вполне конкурентоспособная отрасль как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Производство автомобилей всех типов в Японии быстро росло, составляя в 1960 г.-  482 тыс., в 1970 г. - 5289 тыс., в 1980 г. - 11 482 тыс.

Таким образом, можно сказать, что, увеличив мощность производства в 2 раза, японское автомобилестроение уже в конце 1970 годов превратилось в ведущую отрасль не только машиностроения, но и всей экономики страны.

В 1980 г. Япония по автопроизводству опередила одну из крупнейших держав мира - США и стала мировым лидером по экспорту продукции отрасли.

Представленные ниже данные на рисунке 1 характеризуют динамику производства автомобилей в Японии в период с 1990 по настоящее время.


2.2 Место японских ТНК в автомобилестроении

Американские автомобильные компании считают японские авто своими основными конкурентами и угрозой для своих производителей автомобилей, так как японские автомобили в последнее время привлекают все больше и больше покупателей. Об этом свидетельствуют данные таблицы 3.

транснациональный корпорация автомобиль производство

Таблица 1 - Десятка лидеров-стран в производстве легковых автомобилей в 2000-2020 гг. [31]

Год

Страна объем производства, млн. единиц


2000

2005

2010

2013

2014

2017

2020

1.

США 17,4

США 17,0

КНР 17,2

КНР 21,0

КНР 24,3

КНР 31,5

КНР 34,7

2.

Япония 5,8

Япония 5,7

США 11,6

США 15,3

США 15,8

США 17,0

США 17,4

3.

Германия 3,6

КНР 5,4

Япония 4,9

Япония 4,9

Япония 4,7

Индия 6,6

Индия 9,9

4.

Италия 2,7

Германия 3,5

Бразилия 3,7

Бразилия 3,7

Индия 4,1

Бразилия 5,2

Бразилия 5,8

5.

Франция 2,5

Великобритания 2,8

Германия 3,1

Индия 3,6

Бразилия 3,9

Япония 4,4

Япония 4,3

6.

Великобритания 2,5

Франция 2,5

Индия 2,7

Германия 3,2

Германия 3,2

Россия 3,8

Россия 4,2

7.

КНР 1,8

Италия 2,5

Франция 2,7

Россия 3,0

Россия 3,1

Германия 3,3

Германия 3,4

8.

Бразилия 1,6

Италия 2,1

Франция 2,1

Франция 2,2

Франция2,6

Франция 2,6

9.

Бразилия 1,4

Канада 1,6

Россия 1,9

Канада 1,7

Канада 1,7

Италия 2,1

Италия 2,5


Японские автомобили обладают высоким качеством, хоть и являются более дешевыми и экономичными. К техническим исполнителям этих автомобилей производителем предъявляются жесткие требования, а именно, к уровню их мастерства. Девизом автопроизводства Японии является выражение: «Ты это сделал, ты за это и отвечаешь».[19]

Быстрые темпы промышленного и научно-технического развития сделали Японию одним из главных мировых экспортеров автомобилей (рисунок 2).

Рисунок 2 - Региональная структура экспорта автомобилей из Японии, тыс. ед. [3]

В Японии действует 11 компаний, но основная доля приходится на 5 компаний: Toyota, Mitsubishi, Nissan, Honda, Mazda, Suzuki.[20]

В настоящее время автомобильный концерн Toyotaявляется ведущим производителем машин в мире, так как обладает высоким качеством продукции. Данный автоконцерн в 2014 году уже третий раз подряд занял первое место по продажам автомобилей в мире. Основными его конкурентами по праву можно считать такие компании, как Nissanи Honda. Nissan входит в тройку крупных автопроизводителей Японии и является одним из мировых лидеров по автопроизводству, производя более 3,5 млн. автомобилей в год. На настоящий момент данные автопроизводители имеют такие модельные ряды, которые включают автомобили всех классов.

2.3 География экспорта японских автомобилей (2000-2014 гг.)

.3.1 Динамика экспорта автомобилей из Японии

Кроме того, еще одним фактором, определяющим место Японии в мировом автомобилестроении, является динамика экспорта автомобилей из Японии.

Производство легковых автомобилей, грузовиков и автобусов в Японии в 2015 году сократилось в апреле на 7,5% в пересчете на годовые темпы, что знаменует 10-й месяц падения, заявила Ассоциация автопроизводителей.

Выпуск автомобилей снизился до 713155 автомобилей в апреле 2015 г. с 770 591 автомобиля в том же месяце 2014 г., как говорится в сообщении ассоциации. Внутренний спрос составил 319 482 автомобиля, что означает снижение на 7,5%.

Японский экспорт легковых автомобилей, грузовиков и автобусов увеличился в годовом выражении на 1,1% в апреле второй месяц подряд. Экспорт составил 379 907 автомобилей в апреле 2015 г. по сравнению с 375 822 машинами в том же месяце годом ранее, говорится в сообщении ассоциации.

В настоящее время (в 2015 г.) в данной отрасли в Японии занято 5,5 млн. чел., что меньше, чем 2014 г., когда в ней было занято 7,85 млн. человек, что связано со снижением выпуска продукции данной отрасли. [21]

Рисунок 3 - Динамика экспорта в Японии [3]

Из приведенных на рисунке 3 данных видно, что доля экспорта в стране все время возрастала на протяжении последних 3 лет.

По официальным данным, экспорт легковых автомобилей из Японии увеличился в 2015 г. на 2,3%, экспорт грузовых автомобилей сократился на 8,1%, автобусов - на 20%, а совокупный экспорт увеличился на 0,4% по сравнению с прошлым годом.

Рисунок 4 - Экспорт автомобилей из Японии по континентам, 2013-2015 гг. [32]

Рассмотрим данные экспорта автомобилей Японии по континентам (рисунок 4). Всего в Японии в 2014 г. было продано 3677857 единиц автомобилей. Видно, что большую часть экспорта японских автомобилей приходится на Америку, однако в 2014 г. он значительно снизился. Данное явление можно связать с тем, что у Японии появился такой конкурент по экспорту на рынок США, как Мексика, которая экспортирует в США чуть более 63% произведенных в стране автомобилей. Преимущество Мексики в данном случае в том, что она является членом в зоне свободной торговли НАФТА и имеет более низкую стоимость рабочей силы по сравнению с Японией.

Помимо этого, возможной причиной снижения экспорта в США японских автомобилей могут быть обнаруженные дефекты выпущенных Takata подушек безопасности, из-за которых, по официальным данным, японские производители за последние 3 года были вынуждены отозвать около 7,8 млн автомобилей в США. [1]

Также по приведенным данным можно сказать, что возрастает спрос на японские автомобили в Европе (на 4,9%), в Азии (3,7%) и в Африке (2,7%).

Японские автомобили всегда имели колоссальный спрос в различных странах мира.

Так, например, рассмотрим спрос на них в России. Японские автомобильные концерны заняли свою нишу на российском рынке, они завоевали любовь и уважение отечественных потребителей за счет отличного качества, а именно, хороших технических характеристик, богатой комплектации, достаточно приемлемой цены и легкой адаптации к тяжелым российским дорожным условиям. На настоящий момент времени данные автомобили являются достойными конкурентами для европейских автомобилей. Например, Россия входит в четверку стран, в которых продажи автомобилей японского автоконцерна Nissan являются высокими и имеют стабильный рост.

Помимо этого, развивается рынок запасных частей и аксессуаров - запасные части для японских автомобилей имеют большой спрос. Дилерские центры в России представлены в большинстве регионов, также предлагают широкую линейку новых автомобилей, автомобилей с пробегом, гарантийное и постгарантийное обслуживание. Кроме этого, осуществляется продажа запасных частей для японских автомобилей как аналоговых, так и оригинальных.

А если же рассматривать корпоративную структуру экспорта, то по приведенным ниже данным (Рис. 5) крупнейшим экспортером автомобилей из Японии остается Toyota. Доля данной компании в экспорте автомобилей за последние годы возросла до 50%, что свидетельствует о все большей монополизации экспорта автомобилей в Японии.

Рисунок 5 - Экспорт автомобилей из Японии крупнейшими ТНК, тыс. единиц

Примечание: Показатель «прирост» означает изменение доли той или иной компании в структуре экспорта автомобилей из Японии, % [32]

Говоря о внешней торговле автомобилями Японии, нельзя не упомянуть и об их импортных поставках. В данном случае следует отметить, что на внутреннем рынке Японии доля европейских автомобилей возросла за период 1995-2013 гг. с 2,6 до 4,9%, тогда как доля американских автомобилей, наоборот, снизилась с 1,4 до 0,3%. [2]

Одним из главных показателей развития внешнеэкономической деятельности автомобильных ТНК Японии является развитие их зарубежного производства. Предприятия в развитых странах стали создаваться японскими автоконцернами еще в 1980-е годы, что было вызвано стремлением этих корпораций преодолеть высокие таможенные пошлины, которые мешали экспорту автомобилей из Японии.

Однако уже в 1990-е годы японские автопроизводители начали осваивать еще рынки в некоторых странах Азии, где началась массовая автомобилизация. В итоге, данные рынки продемонстрировали существенный потенциал роста. Например, сегодня, по официальным данным, известно, что на долю этого рынка приходится почти 54% международного производства японских компаний. [3]

Также, кроме этого, японские корпорации продолжают разворачивать в настоящее время широкую сеть научно-исследовательских центров в Европе. Сейчас их насчитывается около 12 (в том числе в Великобритании расположены 4 и 6 в Германии). Для освоения европейского рынка японские автопроизводители используют различные формы сотрудничества с местными автопроизводителями, вступая с ними в различные партнерства и альянсы. Компании могут объединяться с целью совместного проведения НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Другими причинами объединения являются организации совместного производства или продаж автомобилей, также являются одностороннее или перекрестное владение акциями партнера, взаимные поставки комплектующих и т.д.

Примером совместного производства таких компаний является завод в Чехии, который был построен такими крупными компаниями, как Toyotaи PeugeotCitroen при равных 50% - х долях в капитале. Автомобили, которые выпускаются данным заводом, продаются под марками обеих компаний. Данные автомобили имеют одинаковую платформу для всех брендов, но различные кузов и дизайн.

Взаимное владение акциями друг друга и разнообразные формы сотрудничества связывают корпорации Renault иNissan. При этом «Рено» принадлежит право определять стратегию развития компании «Ниссан», так как она владеет 44,3% акций японской компании, а «Ниссан» принадлежит 15% акций «Рено». Другим примером объединения компаний Японии и Европы будет то, что компания «Фольксваген» владеет 19,9% акций «Судзуки», а «Даймлер» владеет - 85% акций «Мицубиси фусо». Кроме того, значительная часть японских и европейских компаний связана поставками моторов по линии производственной кооперации или поставками конечной продукции для реализации на рынках друг друга. Например, компания «Фиат» поставляет «Судзуки» дизельные двигатели, а «Судзуки», в свою очередь, поставляет «Фиату» свои автомобили для реализации через её дилерскую сеть. Такие корпорации связаны техническим сотрудничеством.

Дальнейшее развитие филиальной сети японских корпораций и увеличение их доли на европейском рынке связываются этими корпорациями с сегментом автомобилей, которые «дружественны окружающей среде». Это связано с тем, что в данном сегменте конкурентные позиции японских компаний особенно сильны. Перемещение акцента на такие направления будет способствовать еще большей интеграции японских компаний в европейскую экономику, также расширению и углублению их связей с местным бизнес-сообществом и обществом в целом, так как нужным условием их успешной реализации является тесная координация усилий автопроизводителей, производителей топлива, органов власти, транспортных компаний и т.д. [4]

Масштабность, с которой в последние годы автомобильные ТНК Японии внедряются на североамериканский рынок, позволяет утверждать о формировании совершенно новой территориальной структуры отрасли в стране, поскольку наряду с заводами так называемой «Большой тройки», куда входят компании GeneralMotors, Ford и Chrysler, существенную часть национального производства обеспечивают заводы японских автомобильных ТНК (совокупный объем выпуска японских автомобилей в США в 2012 г. составил 3,3 млн. автомобилей, что составило 21% от общего зарубежного производства японских автомобильных корпораций). (Рис. 6)

Рисунок 6 - Динамика долей азиатского региона и США в совокупной структуре зарубежного производства автомобильных ТНК Японии, % [32]

Экспорт в Африку на протяжении всего периода составляет всего 5% экспорта автомобилей из Японии (рис. 4). Это связано с тем, что большой слой населения - это бедное население. Данный фактор не дает возможности приобретать иностранные автомобили. Но, тем не менее, в Африке довольно широко представлены интересы крупнейших японских промышленных конгломератов. Например, корпорация Mitsubishi имеет представительства в Египте, Кении, Ливии, Танзании, ЮАР, Тунисе, Сенегале, Эфиопии, Алжире и Кот- д’Ивуаре и Алжире. Дочерние компании Mitsubishiработают в Эфиопии и Нигерии. В ЮАР данная корпорация владеет 51% акций HernicFerrochrome, на которую приходится 7% производства феррохрома в мире. А корпорация Toyota владеет в Африке 2 автосборочными производствами - в ЮАР и Кении. Nissanимеет три производственные площадки - в ЮАР, Кении и Египте. [5] Помимо этого, Африка является крупнейшим рынком сбыта японских поддержанных автомобилей. Предполагается, что с увеличением доходов и инфраструктуры, спрос на японские автомобили будет увеличиваться.

2.3.2 Экспорт автомобилей крупнейшими ТНК Японии

Лидерами по экспорту автомобилей, как видно из рисунка 5, являются следующие производители: Toyota, Nissan, Mazda, Honda, Mitsubishi. При анализе статистических данных несложно заметить, что лидером по экспорту является корпорация Toyota. В 2004 г. у данного автоконцерна экспорт составлял 1952 тыс. штук, в 2009 г. - 1445 тыс. штук, в 2012 . - 1946 тыс. штук, а в 2014 г. - 1789 тыс. штук.

Следует отметить, что ситуация немного изменилась, когда Mitsubishiв 2012 г. опередила Honda по экспорту автомобилей (Mitsubishi произвела 366 тыс. штук автомобилей, а Honda - 215 тыс. штук). Mitsubishiдо сих пор остается на той же позиции. А экспорт компании Honda из Японии уменьшился в 2014 г. на 85% по сравнению с 2012 г. (2012 г.- 215 тыс. шт., 2014 г. -31 тыс. шт.), что вызвано тем, что компания не смогла справиться с растущим курсом иены. Данный японский автопроизводитель планирует уменьшить долю экспорта автомобилей, отправляемых из Японии в другие страны с 34% процентов до 10-20%. Компания уже на протяжении многих лет переносит производство автомобилей в другие страны для поддержания прибыльности.

Высокая доля экспорта приходится на период с 2006 по 2008 год включительно. Пик экспорта пришелся на 2007 г. и составил 11, 81%. Сравнивая показатели указанных лет, 2014 год является самым низким по объему продаж.

Экспорт автомобилей имеет важное значение как для страны, так и для отдельных компаний Японии. Огромное количество людей в мире при выборе автомобиля отдает предпочтение именно японским автомобилям. Всё по тому, что эти машины известны по всему миру благодаря своему исключительному качеству, технологичности и безупречной продуманности каждой детали.

Таким образом, можно сказать, что японские автомобильные ТНК являются крупнейшими производителями высококачественных автомобилей, а также лидерами по их производству и продажам. Приоритетами таких компаний являются технологические инновации, расширение рыночной доли и большой акцент на узнаваемость бренда. Ведущими общеизвестными компаниями-лидерами по экспорту являются: Toyota, Nissan, Mazda, Mitsubishi, Honda.

Заключение

В заключении, можно сказать, что ТНК Японии являются одними из главных производителей в мировой автомобильной промышленности. Они являются одними из первых по объемам продаж и занимают ведущие позиции. Это связано с тем, что японские автомобили пользуются огромным спросом у своих потребителей вследствие того, что они имеют высокий уровень качества и надежность. Например, корпорация «Тойота Мотор» уже 3 год подряд становится мировым лидером по данному показателю.

Кроме того, японские автомобильные ТНК обеспечивают с помощью наполнения внутреннего рынка местным производством необходимый уровень занятости в стране.

Также отличительной чертой данных корпораций является то, что 50% их продукции вывозится за пределы страны, главным образом, на рынки США и Европы, но в последние годы возрастает доля и азиатского рынка.

Примерами ведущих японских ТНК выступают такие корпорации, как Toyota, Nissan, Mazda, Honda,Mitsubishi и Suzuki.

В настоящее время автомобильный концерн Toyotaявляется ведущим производителем машин в мире, так как обладает высоким качеством продукции. Данный автоконцерн в 2014 году уже третий раз подряд занял первое место по продажам автомобилей в мире. Основными его конкурентами по праву можно считать такие компании, как Nissanи Honda. Например, Nissan входит в тройку крупных автопроизводителей Японии и является одним из мировых лидеров по автопроизводству, производя более 3,5 млн. автомобилей в год.

На настоящий момент данные автопроизводители имеют такие модельные ряды, которые включают автомобили всех классов.

Я считаю, что данная отрасль Японии является очень развитой отраслью и будет развиваться в дальнейшем.

Также можно сказать, что продукция японского автомобилестроения всегда будет пользоваться высоким спросом, так как обладает высоким качеством и надежностью, хоть и является более дешевой и экономичной.

Список литературы

2.      Free Trade is Good for Everyone: Making the Trans-Pacific Partnership a Win-Win-Win for all Member Countries.- JAMA, July 2014. P.6.

3.      The Motor Industry of Japan 2014. - JAMA, 2014.

4.      Ассоциация японоведов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://japanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=204&Itemid=59

.        Экспертный сайт Высшей школы экономики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.opec.ru/1145104.html

.        В. К. Ломакин. Мировая экономика. Учебник для вузов. Юнити-Дана, 2007 г. - 10 с.

.        Егоров И.А. Корпоративные стратегии глобальных компаний (на примере автомобильных ТНК): Дисс. канд. экон. наук. - 08.00.05, 08.00.14 - М., 2007. С.51.

.        Ассоциация производителей автомобилей Японии (http://www.jama-english.jp).

.        Статистическая база по производству, экспорту, импорту автомобилей Японии на английском языке (http://jamaserv.jama.or.jp/newdb/eng/index.html- все данные были переведены на русский язык и структурированы).

.        Международная ассоциация производителей автомобилей (http://www.oica.net/category/production-statistics).

.        Пасько А.В. Параметры и факторы развития мирового автомобилестроения в начале XXI столетия // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - Новосибирск, 2014. №27. С.27-34.

.        http://ereport.ru/articles/weconomy/japan2.html - сайт мировой экономики

.        Кузнецов Ю. Некоторые уроки японского автомобилестроения» [Электронный ресурс]. - Информационный портал «Япония сегодня», 2003. - Режим доступа: http://japantoday.ru/

.        http://enc-dic.com/enc_japan/Avtomobilnaja-promshlennost-137/ - сайт «Энциклопедия и словари»

.        http://www.e-janaika.net/technique/avtomobilestroenie.htm - сайт «Япония. Древние традиции и инновационные технологии»

.        Илюхина Я. Ю. География рынка японских автомобилей [Электронный ресурс]. - Российская Академия Естествознания, 2012. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/1877.pdf

.        http://slovari.yandex.ru/ ~ Энциклопедический словарь

.        http://www.autostat.ru/news/view/15585/- Автостат-аналитическое агентство

.        http://www.autoshcool.ru/122-osobennosti-yaponskix-sportivnyx-avtomobilej.html- сайт «Автошкола», особенности японских спортивных автомобилей

.        http://www.e-janaika.net/technique/avtomobilestroenie.htm - сайт «Япония. Древние традиции и инновационные технологии»

.        http://www.gazeta.ru/auto/2015/01/21_a_6382373.shtml

.        http://www.drom.ru/catalog/info/history/toyota/

.        Монден Я. «Система менеджмента Тайоты» М.: Институт комплексных стратегических исследований 2007

24.    Ключ к успеху японских компаний. МасаакиИмаиКайдзен. // Западные технологии.  <http://www.ozon.ru/?context=detail&id=1901619&partner=apsel>2005. № 4.

.        КаоруИ. Японские методы управления качеством. - М: Экономика, 2006.

.        Страсть к успеху. Японское чудо. КазуоИнамори // Эксперт. 2005. № 24.

.        Эти невероятные японцы // Паркинсон С. Н. ,Растомджи М.К., Сапре С. А. - М.: ФОЗБ, 2005.

.        Монден Я., «Тойота» - методы эффективного управления. - М. : Экономика , 2004.

.        https://www.toyota.ru/

.        https://www.lexus.ru/

.        Данные: Global Automotive Retail Market: From selling cars on the spot to centrally managing the retail grid. - KPMG, September 2013. Part I. P.8.

32.    jama-english.jp/statistics/ - Motor Vehicle Statistics of Japan. - Japan Automobile Manufacturers Association, 2015.

Похожие работы на - Динамика развития и роль ведущих японских ТНК в автомобилестроении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!