Творчество Юрия Роста в концепции молодёжной журналистики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    290,8 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Творчество Юрия Роста в концепции молодёжной журналистики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра: Периодической печати









Курсовая работа

Творчество Юрия Роста в концепции молодёжной журналистики


Научный руководитель:

доцент,

кандидат философических наук

Зеленина Елена Васильевна





Оглавление


Введение

1. Ю.М. Рост в свете молодежной журналистики

1.1 Роль личности в молодежной журналистике

1.2 Творческая судьба Ю. Роста

Выводы по главе 1

2. Молодежная журналистика: влияние творчества Ю. Роста

2.1 Творчество Ю. Роста

.2 Творческая лаборатория

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Журналистика конца ХХ-XXI вв. качественно изменилась. Процессы глобализации мира влияют на российскую журналистику, имеющую богатый 300-летний опыт. Высоконравственные начала отечественной журналистики, ее аналитичность, художественность, публицистичность, к сожалению, уходят на второй план. Основными в журналистике наших дней являются информационность и комментирование, сенсационность, криминальность журналистского материала. Подчас это выдается за творчество, потребность читателя. Главная фигура в журналистике - это журналист, его творческие способности, его отношение к творчеству. На страницах газет мы видим более всего проявление ремесленничества. "Мир - словарь. Меня можно оцарапать словом и обольстить", - писал великолепный мастер слова, художник Алексей Михайлович Ремизов. Да, слово в многогранном мире многое значит. Слово выступает некоей составляющей и ремесла, и творчества.

"Жизнь есть творчество, а потому и история есть творчество", - заметил русский философ Сергей Николаевич Булгаков.

Что такое журналистская профессия? Это публичная, общественная профессия. Журналист должен быть оперативен, спешить за событиями, иначе они потеряют новизну и свежесть. Журналист работает в реальной, можно сказать, в фотографической манере. Современная журналистика нередко рисует образ жизни далекий от нее самой, выражает тот абсурдный мир, которым часто бывает наше сегодня.

Журналист пользуется различными образами-моделями, т.е. ложными моделями.

Одним из ярких деятелей, творящим на журналистском поприще и является Юрий Рост. Его работы достойны подражания, именно на основе его журналистской деятельности и трудятся многие представители молодежной журналистики. Ю. Рост всегда актуален, злободневен и созвучен времени. Из всего вышесказанного, в принципе и вытекает актуальность данного исследования.

Цель исследования - исследование творческой деятельности журналиста Юрия Роста в призме молодежной журналистики.

Из вышеуказанной цели вытекают следующие задачи:

. Провести теоретический анализ биографии и творчества Юрия Роста.

. Исследовать особенности журналистики в среде молодежи.

. Рассмотреть молодежную журналистику в свете нынешнего дня

. Разработать и предложить ряд практических рекомендаций для молодежной журналистики с целью применения их на практике.

. Подвести итоги, сделать заключение.

Объект исследования - молодежная в целом.

Предмет исследования - творчество Юрия Роста.

Методологическая основа исследования - официальный сайт Юрия Роста, электронные ресурсы, работы и труды следующих специалистов: Аграновского В.А., Библера В.С., Васильевой Л.А., Лотмана Ю.М., Свитича Л.Г., Засурского Я.Н. материалы СМИ и др.

Курсовая работа включает в себя: введение, 2 главы, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.

1. Ю.М. Рост в свете молодежной журналистики

.1 Роль личности в молодежной журналистике

Личность для журналистики имеет огромное значение. На ярких личностях базируется отечественная и мировая журналистика. Личность и биография понятия неразделимые. Рассмотрим личность в журналистике с позиции - биографического метода. Биографический метод, используемый в журналистике, заимствован из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии, психологии. С самого начала отношение журналистов к биографическому методу было двойственным. И это понятно. Исследователь мог полагаться только на субъективное мнение очевидца событий, поэтому таким сведениям можно было доверять или не доверять. И, тем не менее "история жизни" одного человека может представить для исследователя большую ценность, если учесть то, что благодаря этим историям можно "реконструировать" внутреннюю динамику развития тех или иных процессов.

При использовании биографического метода следуют различным правилам, способствующим сбору более обширной и панорамной информации.

Во-первых, "история жизни" одного человека сопоставляется с историей общества, в котором индивид живет. Во-вторых, обращаясь к биографии конкретной личности, журналисты пытаются охватить ее в целом, т.е. стремятся показать определенную динамику как внешней, так и внутренней жизни человека.

В-третьих, пытаются осмыслить поведение человека в тех или иных ситуациях, вскрывая мотивацию его поведения и анализируя его мировоззренческие позиции и т.д.

В журналистике биографический метод применяется в адаптированном к профессиональным потребностям виде. С его помощью собираются различные жизненно-исторические свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев тех или иных событий, семейно-исторические документы (письма, дневники, семейные записи-описания и т.п.). В силу того, что многие социальные процессы порой недоступны для непосредственного изучения, журналисты обращаются к свидетельствам и рассказам членов различных социальных групп. При этом свидетель выступает инкогнито. Благодаря этим свидетельствам журналист воссоздает процессы, которые трудно поддаются наблюдению.

Журналисты, обращающиеся к биографическому методу, чаще всего используют биографическое интервью. В доверительной беседе с человеком можно выявить поворотные эпизоды его жизни, впечатления, воспоминания, эмоциональные переживания и т.д.

.2 Творческая судьба Ю. Роста

Юрий Михайлович Рост родился в 1939 году в городе Киеве. В 1961-м окончил Киевский институт физкультуры по специальности плавание и водное поло. Поработав некоторое время тренером, пошел снова учиться сразу по двум специальностям: днем не факультете журналистики, вечером - на английском отделении филфака Ленинградского университета.

Юрий еще был студентом, когда его пригласили работать в ленинградский корпункт "Комсомольской правды", потом в редакцию этой же газеты в Москву, откуда он, поработав несколько лет и завоевав довольно солидное имя, перешел в "Литературную газету".

Юрий Рост очень интересный человек. Чтобы полнее раскрыть его натуру, Юрия Михайловича попросили ответить на вопросы традиционной анкеты журнала "Журналист" "Профессия - журналист", и вот что из этого получилось; "Возраст. 65 лет. Родители. Папа был прекрасным актером и смелым солдатом Второй мировой войны. Мама красавица.

Образование. Киевский институт физкультуры. Ленинградский государственный университет (факультет журналистики - окончил. Английская филология - три курса).

Послужной список. Не служил. Работал в "Комсомолке", "Литературке", на REN-TV ("Конюшня Роста"), в "Общей газете". Теперь обозреватель "Новой газеты".

Когда и о чем была самая первая ваша публикация? 22 июня 1966 года в "Комсомолке" про архитектора, которому не хватило самого длинного дня. С карточкой.

Самое недавнее достижение. Нырнул на 30 метров по настоянию моего друга Виктора Такнова.

Самая недавняя неудача (потеря). Все человеческие потери (а их накопилось немало) срока давности для меня не имеют. Самый ценный совет, который вы получили в своей жизни.

Мама говорила, что акушер, приняв меня, дал ладонью по заднице и посоветовал: "Живи!".

Самое неприятное решение, которое приходилось принимать (по работе или в жизни). Оправдываться.

Какую цель вы ставите перед собой в своем нынешнем положении? Следовать советам акушера.

Политическая ориентация. Основатель ПН(б) - Партии наивных беспартийных.

Отношение к религии. Бог есть.

Работа, о которой мечтаете. Я имею такую работу.

Одним словом, каким вы видитесь окружающему миру. Об этом надо и спросить окружающий мир, одним словом.

Влияние кого из современников испытываете в наибольшей мере? Друзей. Судьба журналиста Юрия Роста интересная и любопытная. Свое журналистское кредо он выразил так: "Журналист может быть ленивым, но он должен быть любопытным".

"Юрий Рост ритмичный, звучный, с органичным вкусом во всем, включая фамилию, человек. Это разносторонний человек - он и публицист, и фотожурналист, и писатель, и актер, и телеведущий.

Именно в городе Санкт-Петербурге Юрий Рост стал журналистом.  Юрий Рост пришел в журналистику поздно.

Свою первую заметку он опубликовал в "Комсомольской правде" в возрасте 27 лет. Она называлась "Голубые города", была снабжена фотографией, слабой, плохой. Но это уже был жанр, который предопределил его дальнейшую судьбу.

Окончив Киевский институт физкультуры, он как-то заскочил к одному замечательному футбольному телекомментатору, чтобы спросить, как стать журналистом, что для этого нужно - писать, снимать? Комментатор ответил, что снимать легче, и если хочешь быть богатым человеком, то снимай, а если хочешь быть знаменитым - пиши. На самом же деле, это было ошибкой: ни богатство, ни знаменитость не связаны с жанром.

Богатый журналист - это уже другая профессия. Конечно, журналисты должны жить хорошо, лучше, чем они живут, чтобы не испытывать неловкости. Они могут превратиться в очень богатых людей, но тогда они перестают быть журналистами. Это как писатель-сатирик. Если он стал очень богатым, то автоматически перестает понимать тех людей, которых он, якобы, защищает. Юрий Рост три раза ходил на митинги защищать канал НТВ. Уже в первый раз его смутила некая "тусовочность" происходящего. Во второй раз он понял, что происходит какой-то обман. Рост очень долго не мог определить, что главное для журналиста, пока не поговорил с одним своим хорошим другой Мишей Чавчавадзе, который и наставил его на "правильный путь". "Главным для журналиста является - не дружить с плохими людьми" - сказал Михаил. Именно эти слова определили дальнейшую судьбу Юрия Михайловича, они стали для него определенным табу в выборе друзей.

Рост всегда думает о тех людях, о которых пишет, и о том, что пишет, не испытывает ли читатель неловкость, когда прочтет заметку. "Тогда я пользуюсь психологическим способом - читаю свои готовые заметки вслух, и те фразы, которые проглатываю, чувствуя, что по каким-либо причинам мне неудобно их произнести, потом просто выбрасываю. Если написанное слово не выдерживает произнесение его вслух, то с ним можно легко расстаться", - говорит Юрий Михайлович.

"Раньше люди читали статьи Соловейчика, Зюзюкина, Аграновского и за словами видели смысл того, что журналист сказал, и даже то, о чем он, в силу обстоятельств, промолчал. Человек читал и понимал: плоховато дело. Что происходит сейчас? Пожалуй, вершиной того, что происходит сейчас в журналистике, я бы назвал фразу, услышанную недавно: "фактов у меня нет, но вы же знаете меня и поэтому должны мне верить - этот человек вор". Вот и все, вот такая аргументация. Я думаю, что журналистика постепенно вернется к тому состоянию, когда главным было Письмо, Фраза, Текст, а не только информация", - считает Юрий Рост.

В одном из интервью Юрий Рост признался, что ему никогда ничего не хотелось делать, да и сейчас не хочется, и только обстоятельства заставляли его чем-то заниматься. Поэтому он старался делать только то, что делает и сейчас - готовит две книжки. Первая книга называется "Групповой портрет на фоне века", охарактеризованная писателем: "в которой то ли фотографии и текст, то ли текст и фотографии". И вторая книга - "Другая жизнь Сахарова", которая должна стать открытием не какого-то совершенно незнакомого человека, а человека, которого знают все. При том, что о жизни Сахарова известно мало, но она очень интересна. Будет ли она для кого-то примером, автор не знает, потому что повторить его человеческий и жизненный подвиг тяжело, для этого надо быть и таким одаренным, и таким безусловным. "Но, возможно, после этой книжки выяснится, что он был еще более человеком, чем мы все", - признался Юрий Михайлович.

С именем Роста обычно связывают способность открывать человека в необычной или, наоборот, очень простой ситуации. Основной ответственностью для Юрия Михайловича является ответственность перед человеком, о котором он пишет. Материал он собирает на протяжении долгих лет, влюбляется в своих героев, влюбляет их в себя, поэтому несет за это ответственность и потери. И, зачастую, знает о них больше, чем может написать.

Текст - это, по существу, тост во славу человека, в которого автор в этот момент влюблен или который ему интересен. Он населяет этот мир и мир читателя своими друзьями, втягивает его в круг, в котором читатель становится равным.

Журналист должен быть наделен способностью смотреть и видеть, делиться собственными соображениями и впечатлениями, неназойливо иронизируя над собой. Рост вдумчиво пишет, очень тонко подмечает все плюсы и убедительно их излагает. Автор обладает ценной чертой - умением перевоплощаться, "влезать в шкуру" своих героев, понимать их и думать за них и смотреть на мир их глазами. Читатель же воспринимает героя опытом жизни Роста, и потому его личное участие в процессе изображения, если оно не назойливо, уместно. "Я считаю, что ирония и самоирония позволяют сказать о человеке и о ситуации очень многое. Это как в тосте - ты можешь произнести о человеке весело такие слова, которые всерьез ты бы сказать не мог…", - говорит Юрий Рост.

"Журналистика ближе к театру, чем кино, в ней есть четвертая стена, которая учитывает существование зрителя, незнакомого тебе. И есть некая граница, которую ты не должен и не можешь перейти.

Знания, которые ты используешь, должны быть легальными, щадящими, даже если ты пишешь о человеке вещи, которые ему не очень нравятся. И еще вопрос в том, каким взглядом на него смотреть. Поскольку я сам обладаю огромным количеством негативных качеств, никогда не делаюсь судьей.

Может быть, я и неплохой человек, но и не настолько хороший, чтобы судить человека с неких высот. Ведь слово материально, это вещь, она ранит, и потом никакие объяснения, извинения не годятся - ты уже сказал…", - считает автор.

Телепрограмму "Конюшня Роста" сам Юрий Михайлович считает замечательной затеей. Он сам придумывал каждую программу, продумывал сюжет, неожиданные повороты. Она была нужна зрителю, но "погибла" не от старости, а была "убита".

Просто это канал такой, где то горячего хотят, то холодного. В настоящее время телевидение превратилось в прибыльный бизнес, и сейчас нет такого канала который для человека был бы отдушиной.

Рост: "В Америке такая же ситуация, телевидение тоже, как и у нас, отвратительное, но там такой канал все же есть, PBS, который делает некоммерческие вещи. Со временем таким могла бы стать наша "Культура".

Первым фотоаппаратом Юрия Роста был обычный "Цейс Экон", весьма примитивный, привезенный дядей с фронта, с войны. А первую свою фотовыставку, самую любимую, он устроил в городе Таллин. "Теперь это уже заграница, так что считайте я начал выставляться за рубежом", - рассказывает фотограф. Город этот он любит до сих пор, потому что там у него никогда не было ощущения отчужденности, он полностью принимает присущую жителям города манеру и способ жизни. "Я же везде гость и потому везде всегда с большим уважением отношусь к хозяевам, даже к хозяевам жизни в моей родной Москве я отношусь не то чтобы с пиететом, но терпимо. Место под солнцем есть всем", - признался Рост. Журналист - это призвание.

Журналистом надо родиться, но научиться журналистскому мастерству тоже можно, если прислушиваться к советам, которые дает мастер своего дела. Юрий Рост делится секретами своего мастерства: "Правило пишуще-снимающего журналиста.

Одно из моих правил - это всякий раз, когда приезжаешь в незнакомое место, обойти все вокруг. Просто для того, чтобы, когда понадобится, точно знать куда идти. На какую пленку фотографировать людей и природу.

Людей я снимаю на черно-белую пленку, а природу - на цветную. Почему? Пусть мир на фотографиях будет таким, каким его создал Господь. Поскольку он создал его цветным, то и снимать его нужно на цветную пленку. А человек создал свой мир, с его историей, зданиями, интеллектом, войнами, не очень хорошими деяниями. Поэтому лучше, если человек на фотографиях будет черно-белый.

Чем цветная фотография отличается от черно-белой.

Прежде чем заняться цветной фотографией, я занимался черно-белой. Думаю, что начинать нужно с черно-белой фотографии, ведь в ней необходимо острее и точнее понимать композицию и построение кадра. А к цветной фотографии, к цветному пейзажу, надо относиться, как к черно-белой фотографии, и рассматривать цвета лишь как часть сюжета.

Можно провести такой эксперимент: берете цветную карточку и печатаете ее черно-белой. Вы увидите, сколько там окажется мусора и глупостей. Их как раз быть не должно. Цифра и пленка - разные вещи.

Они не заменяют друг друга. Это надо понимать. Работая с цифрой, поддаешься соблазну - щелкнул, не понравилось, затер. А любая фотография с годами обретает совершенно иную ценность. Ценность знака. Поэтому самый продуктивный метод - снимать на пленку, а потом переводить в цифру, и с ней работать на компьютере.

Кроме того, все электронные носители имеют свойство устаревать, и через 30 лет вы, возможно днем с огнем не найдете проигрывателя CD или DVD. Кроме умения писать журналисту неплохо бы уметь и снимать.

Фотографиями я иллюстрирую свои тексты. Маленькие и большие. Симбиоз такой. Иногда фотография является отправной точкой для написания текста. В другом случае - подбираю фотографию под текст. Чем хороший редактор отличается от плохого.

Представьте яблоко и отрезанную от него дольку. Долька - это "нельзя", а все остальное яблоко - это "можно". Так вот. Плохой редактор знает, что можно, но не знает, чего нельзя. Хороший же знает, чего нельзя, и знает, что все остальное - можно. Если перед хорошим редактором стоит какое-нибудь нестандартное решение, то он сначала спохватывается, а потом думает: "Для чего, собственно…". Так рождаются самобытные вещи. Как выучиться на хорошего журналиста.

Необходимо читать классические тексты. Я бы на вашем месте читал "Повести Белкина" и смотрел, как Пушкин выстраивает фразы. Ведь простыми фразами Пушкин достигает совершенной прозрачности! И Николая Васильевича Гоголя читать надо.

Вот, собственно, и все журналистское образование. Достоевского, Толстого можно почитать, но по ним не научишься писать. Из XX века можно почитать Платонова. У него огромное количество слов с первоначальным смыслом. Как узнать, хороший ли текст вы написали.

После того как написали текст, прочтите его вслух человеку, к которому хорошо относитесь, которому хотите похвастаться. Естественно, этот человек должен уметь слушать. И в тех местах, где вы будете проглатывать слова и говорить: "Так, сейчас, вот дальше…", вот это спокойно все можете выбрасывать. Ваше собственное ощущение должно быть ощущением слитности текста. Вам не должно быть стыдно за написанное.

Проблемы первого абзаца не существует.

Начинайте писать текст так, как одна умная женщина, редактор, говорила мне: "Выброси первый абзац". Я ей: "Как, ты же еще не читала!" А она: "Ты выброси, выброси…"

В журналистике есть сложные вещи.

Самое сложное - написать плотный текст. Когда в страницу нужно затолкать не просто идею, а текст, такой, чтобы он читался. Такой текст, как кубик-рубик. Его можно вертеть сколько угодно, но в итоге сложится одно из немногих. Когда сложится - все, готово. Кроме того, в тексте должна быть какая-то музыкальная тема.

Пишите от первого лица.

Не стесняйтесь себя вводить. Единственное "но" - относитесь к себе с иронией. Как только становитесь "молодцами", которые все знают, все умеют, вы начинаете вызывать раздражение у читателей.

И еще. Никакие собственные переживания в тексте не нужны, если только они не помогают раскрытию текста. Важны не впечатления (был в кино, мне так понравилось!). Это никого не интересует, это - личное дело. Дело журналиста - объяснить, что именно понравилось или нет.

Внимание - каждому слову.

Все слова в тексте должны быть стопроцентно выверены. Если чувствуешь и понимаешь, что вот нужно это слово, нужно, и никак без него нельзя, то это хорошо. А вообще к слову надо относиться, как к самому себе, потому что оно и есть твое". Он журналист уникальный. Не просто великолепно снимает и великолепно пишет, но - и это главное! - великолепно чувствует Время. Время, в котором существуют его современники. Разные. С разными судьбами. Ближние и дальние. Счастливые и несчастные. Известные и никому неведомые. Вот так остановить мгновение, чтобы оно врезалось в память и сердце тысяч людей, только большому мастеру под силу.

Круг друзей Роста очень широк. Это писатели, журналисты, кровельщики, художники, артисты, крестьяне - люди всех профессий. Его программа "Конюшня Роста", наряду с программой Леонида Парфенова "Намедни", в 1994 году признана телекритиками лучшей программой года. Юрий Рост стал обладателем огромного количества премий.

Это и независимая премия "Триумф-2000", и государственная премия в области литературы и искусства, которой отмечена выставка его фоторабот "Групповой портрет на фоне века".

Одной из чрезвычайно дорогих премий для Роста является премия Театра-студии Табакова, за то, что пишет и изображает, то есть в номинации "прозовизуальное искусство". Самой же первой премией явился "Золотой Остап".

Легендарный Тонино Гуэрра - друг и многолетний соавтор классика мирового кинематографа Федерико Феллини вручил единственную в своем роде премию "Амуркорд" российскому журналисту. Сам Гуэрра сказал: "Эта странная премия, и я вручаю ее, когда мне хочется и кому хочется" Медаль "Амаркорд" была вручена в рамках церемонии награждения журналистской премией "Элита", учрежденной фондом содействия СМИ "Пресса". Церемония была приурочена к завершающемуся празднованию 300-летия российской прессы.

Юрий Михайлович даже снялся в нескольких фильмах Георгия Данелия "Орел и решка" (1995 г.) и "Фортуна" (2000 г.). Вот такая у него разносторонняя биография.

В целом же звания и награды Юрия Роста перечислять - пустое дело. Он достиг того, что "Юрий Рост" - уже звание, и даже жанр, придуманный и блестяще воплощенный им самим. Он любим, читаем и почитаем за интеллигентный почерк и ярко индивидуальный взгляд на мир.

Выводы по главе 1

Журналист Юрий Рост в представлении не нуждается, он любим, читаем и почитаем за интеллигентный почерк и ярко индивидуальный взгляд на мир.

Журналист, придумавший жанр газетного рассказа и притчи, фотограф, писатель и поэт, обозреватель и фотокорреспондент "Новой газеты". Родился в Киеве, окончил Киевский институт физкультуры, затем - факультет журналистики Ленинградского государственного университета. С конца 1960-х годов, более десяти лет был специальным корреспондентом газеты "Комсомольская правда", позже работал фотокорреспондентом и обозревателем еженедельника "Литературная газета", с 1994 года был автором и ведущим программы "Конюшня Юрия Роста", работал в "Московских новостях" и "Общей газете".

Юрий Рост является лауреатом многих премий, среди которых -Государственная премия РФ в области литературы и искусства 2000 года (за цикл фотографий "Групповой портрет на фоне века"), независимая общенациональная премия "Триумф 2000" за высшие достижения в литературе и искусстве, премия правительства РФ в области печатных средств массовой информации за 2005 год.

2. Молодежная журналистика: влияние творчества Ю. Роста

.1 Творчество Ю. Роста

Юрий Михайлович Рост - человек сегодня заслуженный, известный и очень популярный. И фотографии он делает классные, и книжки выпускает, и передачи на ТВ ведет, и выставки устраивает, да и в тусовках сильных мира сего замечен бывает. Имеет он бесконечное количество наград за творчество. Одна из последних - Премия Правительства Российской федерации за 2005 год. А начинал свою творческую жизнь Юрий РОСТ в "Комсомольской правде" в шестидесятые годы. Работал он в начале семидесятых в отделе, который назывался "Отдел первой полосы", а по простому - в отделе информации.

Он был спецкором, то есть входил в журналистскую элиту. А это обозначало, что в редакции он появлялся нечасто, то есть имел свой свободный график. В журналистике ему не было равных: свой, очень свежий взгляд на вещи, прекрасное литературное исполнение и мастерское владение фотоаппаратом делали его незаменимым.

Из самых запомнившихся материалов, конечно же, грустная и даже сентиментальная история о собаке, которая ждала своего хозяина долгие годы в аэропорту, но так и не дождалась.

Этот сюжет так и назван: "Собака Роста". Уже и заглавие публикации забылось, и время стерлось, а до сих пор, когда собираемся и вспоминаем звездные материалы "КП", обязательно говорим о "собаке Роста".

Трогательная история брошенной собаки, казалось, не оставила в стране ни одного равнодушного. Еще один его очерк о солдате Великой Отечественной, который назывался "Рядовой войны".

В нем журналист рассказал историю рядового солдата, прошагавшего всю войну с первого до последнего дня и умудрился не получить ни одного ранения и ни одной боевой награды (они нашли его после войны). Очерк был иллюстрирован прекрасным снимком Роста: на фоне деревенской калитки стоит немолодой мужчина, с простым деревенским лицом, в гимнастерке, и неуклюже держит букетик простых полевых цветов. Прекрасное русское лицо, чуть грустная улыбка уставшего сельского труженика. Снимок покорял своей простотой и точностью. Да, именно такие простые люди и вытащили эту тяжелую битву, и победили...

Юрий Рост хорошо знал и любил страну, много ездил, наблюдал. И еще он умел выбрать из огромной толпы по-настоящему интересного человека, и по-настоящему интересно о нем написать. Здесь они были в чем-то схожи с Алей Левиной, потому, видимо, и дружили. Юрий Рост - человек он легкий, но с глубоким сарказмом. Так что лучше на его язык не попадаться.

Проект "Групповой портрет на фоне мира" стартовал в Мультимедиа Арт - Музее в рамках "Фотобиеннале". На выставке были представлены работы фотографа, писателя и путешественника Юрия Роста.

Фотографии проекта - это черно-белые портреты более чем 200 персон, в том числе Валентина Гафта, Сергея Параджанова и других деятелей культуры и искусства.

"Здесь нет фотографий, которые мне не дороги. Здесь очень много людей, близких мне. За исключением тех, кого я снимал по случаю. Так, скажем, получилось с коренным жителем острова Пасхи. Он скульптор", - рассказал в интервью телеканалу "Москва 24" Юрий Рост.

Возле снимков зритель найдет рассказы о героях портретов. Эти тексты непременно стоит прочесть - они расскажут много интересного.

На выставке, кроме того, представлены цветные пейзажи и фоторепортаж Роста с похорон Тонино Гуэрры, любимого сценариста Фредерико Феллини и Андрея Тарковского.

Рис. 1. Проект "Групповой портрет на фоне мира"

Рис. 2. Проект "Групповой портрет на фоне мира"

Рис. 3. Проект "Групповой портрет на фоне мира"

Рис. 4. Проект "Групповой портрет на фоне мира"

Рис. 5. Проект "Групповой портрет на фоне мира"

юрий рост молодежный журналистика

В книге Юрия Роста "Групповой портрет на фоне мира" - более 600 страниц, включающее черно-белые портреты и цветные фотографии из разных уголков мира.

Юрий Рост лауреат нескольких литературных премий, в числе которых - Государственная премия РФ в области литературы и искусства, независимая общенациональная премия "Триумф 2000", премия правительства РФ в области печатных средств массовой информации.


Рис. 6. Алиса Фрейндлих в объективе Ю. Роста

Юрий Рост фотографирует не человека, а свое представление о нем. Фотографирование - это интимная вещь, отчасти - узаконенное воровство, как он говорит сам.

Юрий Рост в своей основе пишущий журналист. Ограничиться только фотографированием людей ему было бы не совсем интересно. То был некий внутренний сговор: Юрий Рост "поженил текст на фотографии".

У журналиста Роста фотография часто не иллюстрация к тексту, а текст - не объяснение к фотографии. Они могут быть связаны непосредственно, опосредованно или вообще объединяться не напрямую, а через некую философскую концепцию. Тексты могут быть очень большими.

Для Ю. Роста очень важен язык, и нередко именно в процессе общения с людьми рождалась фотография. Рост почти не писал о зарубежных странах, а если и делал это, то только о том, что лично видел.

А вот с визуальным рядом все с точностью до наоборот: свежий взгляд дает возможность увидеть то, мимо чего человек обычно проходит.

У Ю. Роста на фотографии всегда достоверные люди. Достоверным, по моему мнению, является тот, кто ничего не отобрал у мира. При этом он может быть крестьянином, ученым, академиком, кем угодно. Это человек, который что-то добавил в мир - хлеб, доброту, мысль, изобретение. Чаще всего такие люди воспринимают мир очень цельно. Ведь все границы условны, они оконтурены только языком.

В книге Роста нет ни одной знаменитости, не сумевшей сохранить человеческое лицо. Там есть только один бывший политик - Михаил Горбачев, а рядом с известными людьми - Улановой, Сарьяном, Лихачевым, Мравинским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой, Раневской и многими другими - соседствуют фотографии никому не известных крестьян, свинарок, детей, стариков, спортсменов, солдат, рабочих. Все они уживаются вместе, объединенные единым принципом - неприсоединения к политической системе, структуре.

По итогам 1994 года программа Юрия Роста, наряду с программой "Намедни", была признана телекритиками - участниками телерейтинга газеты "Известия" лучшей программой года.

С 1995 года - член Совета гарантов еженедельника "Общая газета".

С 1997 года Юрий Рост работал обозревателем и фотокорреспондентом газеты "Московские новости"; в дальнейшем работал в "Общей газете" до ее приобретения Лейбманом в конце мая 2002 года.

Юрий Рост - лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2000 года (за цикл фотографий "Групповой портрет на фоне века"), лауреат независимой общенациональной премии "Триумф 2000" за высшие достижения в литературе и искусстве.

Лауреат премии правительства РФ в области печатных средств массовой информации за 2005 год.

Рис. 7. Первый снимок восьмилетнего Юрия Роста.

Рис. 8. Сахаров. Притча о сантехниках.

Вручение премии имени Александра Блока состоялось 26 декабря 2008 года в г. Москва. Эта награда вручается за лучшее документальное произведение, посвященное культуре и истории России. Премия за 2008 год присуждена фотожурналисту Юрию Росту за книгу "Групповой портрет на фоне века".

В сентябре 2008 года на XXI Московской международной книжной выставке фотоальбом Юрия Роста "Групповой портрет на фоне века" был назван "Книгой года". Фотоальбом включает в себя 250 черно-белых снимков, сделанных Ростом за 40 лет работы. Вклад Юрия Роста в дело отечественной журналистики неоспорим и бесценен.

.2 Творческая лаборатория

Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщений; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка.

Молодежь - самая активная часть общества, в силу своей восприимчивости наиболее подвержена влиянию и быстрым изменениям. Молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно отстраняясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения, навязываемых СМИ.

В формировании молодого поколения важную роль играют средства массовой информации. Через них даются образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы.

Молодёжная журналистика - самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Специфика журналистики для молодежи определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными этой аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой). Молодежной печати свойственно более активное привлечение различных групп аудитории к производству массовой информации.

Цели и задачи

Целью развития молодёжной журналистики в является формирование и поддержка социальной активности учащейся и работающей молодёжи.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

·              информационная поддержка гражданских инициатив, направленных на социально-экономическое развитие города;

·              поддержать активных руководителей общественных объединений;

·              обучить активы общественных объединений журналистской работе и работе с местными СМИ;

·              обучить молодых людей современным подходам в журналистике (газетная журналистика, телевизионная журналистика, сетевая журналистика);

·              сформировать в молодежной среде навыков продвижения социально-значимых проектов, направленных на решение проблем местного сообщества;

·              сформировать в молодёжной среде позитивный образ местной власти;

·              повышение гражданской активности молодежи;

·              оказать методическую, информационную и иную поддержку детским и молодежным общественным объединениям, действующим на территории города Амурска;

·              осуществление межмуниципальных связей в области реализации интересов молодежи.

Для достижения поставленных целей необходимо

·              Привлекать молодежные общественные организации (объединения) к активному участию в общественной жизни.

·              Проведение мероприятий, способствующих развитию молодёжной журналистики.

·              Организация сотрудничества между молодыми журналистами и местными средствами массовой информации.

·              Привлечение средств массовой информации для формирования позитивного отношения горожан по вопросам реализации молодежной политики, деятельности общественных организаций.

·              Привлечение молодых журналистов к решению социальных проблем.

Полученные результаты, затраты на внедрение

·              Охват молодёжи, заинтересованной журналисткой деятельностью (опубликовавшие свои материалы в различных СМИ) - более 100 человек.

·              Охват потребителей информации, представленной молодыми журналистами - практически все жители города.

·              Охват средств массовой информации молодыми журналистами:

. Газеты;

. Телевидение;

. Радио;

. Интернет ресурсы.

При реализации инициативы "Молодёжная журналистика - как эффективный инструмент влияния на развитие общественных инициатив для решения проблем разрозненности молодых журналистов и отсутствие информации у них о мероприятиях необходимо создать организационный комитет из руководителей и лидеров общественных объединений, занимающихся журналистикой, которые своевременно получают информацию и сами являются организаторами мероприятий, касающихся молодёжной журналистики.

Следующей проблемой является частое обновление состава юных журналистов, т.к. ребята выпускаются из школ и уезжают учиться в ВУЗы. Для обучения состава молодых журналистов предусмотрены мастер-классы, конкурсы, учебно-игровые сборы.

Молодежные газеты и журналы - одни из самых ярких и красочных творений современного издательского мира. Их главная задача - воспитание подрастающего поколения, его просвещение во всех областях знаний, помощь в саморазвитии и становлении собственного "Я". Однако не все издания на сегодня следуют этим, казалось бы, столь важным целям. Издатели подобных газет и журналов гонятся, в первую очередь, за прибылью, нежели за качеством издания. В своих газетах они раздувают скандалы и происшествия в жизни популярных людей, используют известные нам методы желтой прессы, загромождают страницы изданий излишней рекламой. За глянцевой обложкой зачастую прячется грязный мир сплетен, разврата и пошлости. Такие газеты сами того не замечая, воспитывают молодежь в своем духе. Иногда они переходят все дозволенные границы морали. Разве возможно допускать это в молодежной прессе?!

Читая подобные издания, молодой человек получает меньше полезной, нужной, объективной информации. Так недолго дойти и до деградации личности!

Поэтому сегодня так важно уметь создавать качественные газеты, уметь их читать, следить за сферой печатного мира.

Говоря о цензуре, нужно отметить, что она нужна и даже важна, но в определенных количествах.

Хотелось бы предложить собственный проект молодежного журнала под названием "Лаборатория Юрия Роста". В данном издании все будет ориентировано на методы и приемы широко известного журналиста.

Прежде чем создавать обложку и придумывать название, нужно подумать о том, что мы будем печатать в журнале, о чем будем рассказывать нашей молодой аудитории, какие темы и вопросы будем поднимать на страницах журнала, а о чем писать не будем. Нужно четко определить эту грань.

Главное в любом журнале - диалог между издателем и читателем.

Несомненно, в журнале должны печататься статьи познавательного характера, связанные с изучением истории народов и культур мира, с изучением мира растений и животных, с развитием современных наук и открытий. Конечно, весь материал должен излагаться на простом, понятном читателю языке, в интересной форме, с использованием фотографий.

Также необходимо наладить постоянную обратную связь с читателем. Т.е. проводить опросы и анкетирование, печатать статьи и заметки, присланные читателями.

Особо важно в молодежном журнале обсуждение волнующих проблем, таких как половое созревание и воспитание, проблемы общения взрослых и детей, детей между собой, вопросы профессиональной ориентации молодежи, проблемы поддержания здоровья и профилактики вредных привычек. Здесь важен разговор специалиста с читателем на страницах журнала.

Отчасти можно вести разговоры о политике, выход в свет новых законов, касающихся жизни подростков и молодежи.

В журнале нужно проводить творческие мастерские, печатать творческие работы самих читателей.

Другим важным нюансом является разговор между читателями. Значит необходимо создание колонки поиска друзей по переписке.

Статьи о жизни популярных людей также должны быть включены в журнал. Но требования к ним особенные. Не в коем случае нельзя допускать в печать сплетни о знаменитостях, их личной жизни, откровенные признания и фотографии.

Ежемесячно необходимо проводить опрос мнения читателей о качестве издаваемого журнала.

Особенно важно использование современных технологий. У газеты должен быть свой сайт в Интернете, электронные адреса редактора и журналистов.

Хорошими в журнале должны быть не только статьи, но и грамотность редактора, дизайнера, рекламного агента. Бумага, на которой будет издаваться журнал, должна быть приятной на ощупь, желательно глянцевой.

Таким образом, учитывая все вышеуказанные нюансы, мы сможем выпускать качественный, востребованный на рынке прессы журнал для молодежи. Несомненно, он будет радовать глаз читателя. Молодой человек будет с нетерпением ждать выхода в свет нового выпуска его любимого журнала.

Молодежная пресса стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни молодежи, старается завоевать популярность в своей аудитории. У читателей появилась возможность выбирать те издания, которые вызывают у них интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах, определить свой путь в жизни.

По характеру информации издания делятся на универсально-тематические и монотематические.

По способу производства они подразделяются на традиционные и юнкоровские.

Универсально-тематические издания отражают все сферы жизни общества, а монотематические отдают предпочтение отдельным темам - образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, экологии, географии, досугу, отдыху и т.д. Их тематический диапазон достаточно широк. В дальнейшем можно предположить появление новых изданий, освещающих и другие темы, еще не охваченные юношеской журналистикой.

Традиционные издания представляют собой продукт деятельности профессиональных журналистов, а юнкоровские - самодеятельного детского творчества. Специфической чертой молодежной журналистики России является возникновение и успешное развитие самостоятельной юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства - от корректора, репортера до главного редактора - работает сама молодежь. Издания юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей (часто таковыми выступают детские информационные агентства) и печатаются типографским или компьютерным способом. Руководят ими опытные журналисты и педагоги. Тот факт, что создатели юнкоровских изданий в стоят ближе к своим читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты, позволяет таким изданиям быть особо интересными для юного читателя, а главное - непохожими на издания традиционной прессы. Сосуществование традиционного и юнкоровского направлений в рамках единого информационного пространства влияет на многие стороны изданий обеих групп. Изменяются их структура, содержание, периодичность, объем информации, оформление, способы взаимодействия с аудиторией и т.д.

Журналистика для молодежи, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции. В качестве главных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями молодежной аудитории. В последнее время функция общения приобретает все большее значение. На страницах газет и журналов часто ведутся диспуты, дискуссии, споры, высказываются различные точки зрения ребят по одному и тому же вопросу. А разрешение спорной ситуации обычно происходит путем выбора наиболее убедительной аргументации, обоснованных выводов.

Молодежные издания предоставляют читателям возможность для самовыражения и самореализации, приучают к самостоятельности.

Заметное место в этой журналистике занимает группа культурно-образовательных функций.

Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная функция.

Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал. Группа организаторских функций также играет в юношеской прессе большую роль. Издания, адресованные разным возрастным группам, знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии.

Знание возрастных особенностей помогает редакции СМИ учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

Выводы по главе 2

Таким образом, из всего вышесказанного становится понятно значение и роль Юрия Роста в отечественной журналистике, который является неоспоримым источником вдохновения и профессионального арсенала для молодежной журналистики.

Юрий Рост придумал и вел на телевидении популярную программу "Конюшня Юрия Роста". "Золотое перо" в журналистике и "Золотой глаз" в фотографии, Юрий Рост сумел создать свой особый жанр - синтез текста и изображения, который он назвал "Взгляд". Фотоистории Роста задевают, трогают, запоминаются, вовлекают в свой мир; их можно читать - как книгу. Созданная Юрием по материалам 40-летней работы книга "Групповой портрет на фоне века" в 2008 году на Московской международной книжной выставке была признана "Книгой года", а автору принесла множество наград, среди которых государственные и правительственные премии. Юрий Рост этому, конечно, рад, но говорит, что более всего для него значимы премии, полученные от тех, кого он глубоко уважает. Как, например, медаль "Амаркорд", которую учредили Федерико Феллини и Антонио Гуэрра для людей, которых они чем-то выделяют. Такую медаль Росту вручил Гуэрра. Сегодня 74-летний фотолитератор Юрий Рост трудится в полный рост, готовит к изданию новую книгу "Групповой портрет на фоне мира".

Заключение

Подводя итоги исследования, стоит отметить, что современные средства массовой информации, ориентированные на молодого потребителя чаще прибегают к развлекательной функции, для привлечения числа потенциальной целевой аудитории. Информационные и образовательные функции сегодня отошли на второй план.

Печатные, радио и ТВ СМИ чаще ориентируются и посвящают материалы на темы социализации подростка в мире, современные тенденции в моде, развлечениях, хобби, истории из мира шоу-бизнеса и все то, что волнует молодого читателя сегодня. Привлечение новых образовательных материалов, программ или передач, в основном не имеют особого смысла, из-за неэффективности и следствие с этим небольшого рейтинга.

Невозможно говорить о культуре молодежи без особенностей языка данного сегмента. Под влиянием интернета, социальных сетей и круга общения у молодого поколения формируются новые языковые нормы, терминология и сленг. Кто-то принимает этот факт, кто-то нет, но журналисты активно пользуются этими нововведениями, для сохранения "одной волны" со своей аудиторией.

Печатные СМИ, ориентированные на определенные тематики, такие как, ориентированные на определенные тематики, такие как патриотизм, религиозное воспитание или о вреде здоровья не получают активного отклика от молодого потребителя, об этом можно судить из-за небольшого тиража изданий и количества подобных СМИ. Но, зато журналы и газеты, посвящённые модным культурным тенденциям, жизни девочек, Интернету и компьютеру, а также тайнам вселенной широко и активно принимаются молодежью.

Телевидение и радио уже не воспринимаются у молодежи как основные источники информации. Так же, молодые люди ищут в теле и радиовещании развлекательные программы и передачи для проведения досуга, а никак не в образовательных и познавательных целях, хотя эти функции являются одними и основных функций СМИ.

Список использованной литературы

1.      Аграновский В.А. Вторая древнейшая. - М., 1999.

.        Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993. С. 86

.        Биографический метод: История. Методология. Практика. М., 1994. С. 5, 6

.        Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. - М., 1980.

.        Буш Г. Диалогика и творчество. - Рига, 1985.

.        Васильева Л.А. Делаем новости. - М., 2002. Вересаев В.В. Письма, заметки. Собр. соч. в 6 т. - Т. 5. - М., 1981.

.        Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. - М., 1966.

.        Есин Б.И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII-XIX веков. - М., 2001.

.        Зандер Л.А. Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова. Париж, 1948. Т. 1-2

.        Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / М.: Аспект Пресс, 2001

11.    Жилавская И.В. "Медиаобразование молодежной аудитории". Томск; 2009г.

12.    Ковалев П.А. Журнал "Знание. Понимание. Умение". 2006 г. №1; Молодежная аудитория телевидения.

.        Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988.

.        Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970.

.        Луков М.В. Телевидение как "третья реальность" и телевизионная картина мира (аспекты тезаурусного анализа) // Тезаурусный анализ мировой культуры. Вып. 1. М.: МосГУ, 2005. С. 56-74. mosgu.ru › nauchnaya/publications…Lukov_MV/

16.    Маркелов К. Карьера журналиста. - М., 1966.

17.    Михайлин И.Л. "Основы журналистики". Общие и специальные функции журналистики. 5 изд-е.

18.    Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998

.        Рост Ю. "В этом городе я стал журналистом", Журнал "CОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ", №6, НОЯБРЬ 2002

.        Рост Ю. Групповой портрет на фоне мира 2013, Издательство: Альпина Паблишер

.        Рощин П.Е. Психология и журналистика. - М., 1984.

.        Свитич Л.Г. Профессия журналист. - М., 2003.

.        Серов С.А. Репортаж с ничейной земли: рассказы об информации. - М., 1963

.        Труд журналиста: Методика и техника журналистского общения: (Интервью, беседа "за круглым столом") // Сост. В.П. Таловов. Л., 1983. С. 7.

.        Фомичева И.Д. Газета для всей России. - М., 1999.

.        http://gazeta.zn.ua/CULTURE/vzraschennyy_kievom__yuriy_rost.html

.        http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=474099

.        http://www.journalists.spb.ru/publish/newspaper/number_6/rost/

.        http://kompravda25.ortox.ru/kto_est_kto/view/id/1113997

.        http://snob.ru/profile/26703/blog/69664

.        http://www.yury-rost.com/portrets/century/

.        http://www.novayagazeta.ru/profile/6/

.        http://www.livelib.ru/author/328232/latest

.        http://www.newstyle-mag.com/personalii/yurij-rost-ya-pozhenil-tekst-na-fotografii.html

. http://cmo.khabkrai.ru/konkursy-soveta/2014/01/13/molodezhnaya-zhurnalistika-kak-effektivnyj-instrum/

.        http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/star/8241/bio/

.        http://www.m24.ru/articles/44110

.        http://www.m24.ru/articles/38462

.        http://www.m24.ru/articles/16228

.        http://echo.msk.ru/programs/dithyramb/567047-echo/

Похожие работы на - Творчество Юрия Роста в концепции молодёжной журналистики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!