Развитие студенческой прессы в советском государстве 1917-1991гг.

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,69 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие студенческой прессы в советском государстве 1917-1991гг.















Контрольная работа

Развитие студенческой прессы в советском государстве 1917-1991гг.

1. Развитие печати для учащихся вузов в 1917-1941 гг.

Февральская революция 1917 г. привела к падению российского самодержавия и к кардинальным переменам во всех сферах российского общества, в том числе и в журналистике. Временное правительство, пришедшее к власти, стремилось идти по пути буржуазно-демократических преобразований и декларировало принципы свободы. В результате Февральской революции и закрепления свободы слова в «Законе о печати» активизировали свою деятельность многочисленные политические партии, в частности выпуск печатных изданий. По-разному отнеслись к революционным событиям различные слои студенчества. Одни студенты выражали свою точку зрения на происходящее, участвуя в многочисленных митингах. Другие отстаивали свои позиции в первую очередь с помощью печати.

В то же время первый советский студенческий журнал «Студенческая правда», единственный номер которого в январе 1918 г. выпустила студенческая организация при Петроградском комитете РСДРП (б), с неодобрением высказывается о низкой активности студенчества в дни переворота: «В славные октябрьские дни восстающие рабочие и солдаты одержали блестящую победу над буржуазией. Но среди них не было студенчества. Рядом с буржуазией дрались сотни студентов, рядом с нами были единицы, большинство же стояло в стороне» (Студенческая правда, 1918, №1, с.4.). «Студенческая правда» стала первым советским журналом для студенчества, но из-за отсутствия кадров «Студенческая правда» была закрыта уже после первого номера.

Агитация и пропаганда становятся главными задачами всей советской печати, частью которой была и студенческая пресса. Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным институтом ее стала советская журналистика, унаследовавшая основные принципы, функции и традиции большевистской печати. Несмотря на то, что формально большинство изданий для студенческой молодежи являлись органами ВЛКСМ, то есть частью комсомольской печати, студенческую прессу советского времени необходимо рассматривать как самостоятельный отряд. Главными типоформирующими признаками, объединяющими всю прессу для студенческой молодежи, является их специфическая аудитория - не просто молодежь, а именно учащиеся высших учебных заведений, а также тематическое своеобразие, специфические цели и задачи.

Формирование и развитие студенческой прессы в Советской России, а затем в СССР неразрывно связано с кардинальными изменениями в самой структуре высшей школы. Октябрьская революция положила начало коренной перестройке системы образования. Система трехлетнего высшего образования, бесплатное обучение, установление свободного доступа в стены высшей школы всем лицам, достигшим 16-летнего возраста, не могли не видоизменить самым значительным образом всего облика вузов. Выходцы из пролетарской и бедняцкой среды принимались в вузы в первую очередь, для того чтобы стать студентом, не требовалось сдавать экзамены или хотя бы предъявлять справку об окончании школы, достаточно было просто знать грамоту. Зато выходцы из среды служащих, интеллигенции, буржуазии встречали немало препятствий на пути к высшему образованию. Практически единственный путь в вуз для них пролегал через завод, где приходилось зарабатывать рабочий стаж.

Прием в высшие учебные заведения абсолютно неподготовленных людей оказался все же невозможен, поскольку они просто не могли воспринимать лекции. Поэтому в 1919 г. стали создаваться рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к учебе в институтах. Рабфаковцы должны были за три года одолеть курс 4-6 старших классов средней школы. К концу 1920 г. на 54 рабфаках обучалось 18 тысяч человек, а в 1925 г. - 57 тысяч. Курс на «выращивание» пролетарской интеллигенции потребовал роста числа высших учебных заведений. В 1920 г. в Советской России было 244 вуза, в том числе 16 университетов, против 91 вуза и 8 университетов в России до войны. Численность студентов выросла со 125 тысяч в 1914 г. до 206 тысяч в 1920 г. Значительную часть студенчества составили женщины. Однако, многие вузы оказались нежизнеспособны. В 1925 г. их количество сократилось до 145, а численность студентов - до 167 тысяч.

Революция изменила социальный состав студенчества, создав новую формацию, новый тип студента из рабочей или крестьянской среды. Для таких новых студентов в Москве в феврале 1922 г. появился журнал «Пролетарское студенчество», являвшийся, как было заявлено, «органом Московского Бюро студенческой фракции РКП и революционного студенчества». Все 80 страниц журнала формата А4 были заполнены текстом, размещавшимся в одну колонку. Первые номера копируют популярные литературные журналы, некоторые произведения известных авторов попросту перепечатываются. Но есть и материалы о жизни молодежи, о проблемах и учебе студента нового типа, обсуждается проблема низкого уровня подготовки абитуриентов, описывается работы коммунистических ячеек в вузах.

Выходит журнал «Вестник рабочих факультетов», который большую часть своих материалов посвящает проблеме внедрения этой формы обучения в жизнь и описанию тягот жизни рабфаковцев. Приезжая осенью на занятия в какой-нибудь вновь открытый рабочий факультет, его студенты в большинстве своем не имеют ни малейшего понятия, где они будут жить. Поэтому много материалов рассказывало о бытовых условиях жизни учащихся. Публикуются и материалы о том, как студенты рабочих факультетов помогают другим людям, например, как они принимают участие в организации помощи голодающим.

Журнал «Рабфаковец» (Москва, 1923-1924 гг.) ставил своей целью «подытожить академическую, строительную и культурно-просветительскую работу рабфаковских организаций», а также отметить первый массовый выпуск студентов рабфаков. №1 вышел на 30 страницах А4 формата тиражом 1000 экз., текст размещался в две колонки, иногда с иллюстрациями, а следующие два номера - на 82 страницах А5 формата тиражом 3000 экз. Все материалы издания, так или иначе, были связаны с рабфаками. В частности, журнал публикует объяснение, зачем ввели такую форму обучения и какое место занимают рабфаки в системы высшей школы; репортаж «Рабфаки во время летних каникул»; анализ работы студенческих организаций и секций; репортаж о чистках в рядах рабфаковцев, а также материалы рубрики «Рабфаковское творчество». Редакция говорила о том, что впоследствии будут следующие разделы: научный, литературный, библиографический и хроника. Но это так и осталось планами - вышло всего три номера, после чего журнал закрылся.

Во многих регионах в 1923-1925 гг. при рабфаках или просто вузах новой формации создавались ежемесячные журналы для студенческой молодежи: «Красный студент» (Ленинград), «Студент-рабочий» (Свердловск), «Студенческая мысль» (Саратов), «Студент-пролетарий» (Пермь), «Голос пролетарского студенчества» (Казань), «Рабочий-студент» (Томск), «Студент Революции» (Харьков). В других городах при вузах также предпринимались попытки организовать выход таких журналов, но по разным причинам все они заканчивались неудачей.

Типичным для данного отряда изданий был ежемесячник Исполбюро профсекций Пермского госуниверситета и Рабочего факультета «Студент - пролетарий» (Пермь, 1924-1925 гг.). Журнал выходил объемом 32 страницы, форматом А4, тиражом 1000 экз. Своими задачами редакция называет «освещение профессиональной и академической жизни нашего университета и рабфака». Журнал имел четкую структуру: «Общий отдел», «Академическая работа», «Политпросветработа», «Профессиональная жизнь», «Житье-бытье», «Наша хроника», «Почтовый ящик». Издание достаточно хорошо справлялось со своими задачами вузовского и рабфаковского журнала, но было закрыто и замещено более выгодной с экономической точки зрения, многотиражной газетой.

Еженедельный саратовский журнал «Студенческая мысль» (Саратов, 1923-1924 гг.) выходил тиражом 2000 экз. на 56 страницах А4 формата и освещал как общегородские, так и студенческие темы. На обложке из плотной яркой бумаги указывалось, что издание можно приобрести в вузах за 3 руб., а в киосках города - 5 руб. Тематика была достаточно широкой - от чрезвычайных происшествий в городе до состояния высшей школы в регионе. Также регулярно публиковались результаты различных социологических исследований студенческого сообщества Саратова. В каждом номере размещалась творческая страничка с рисунками и стихами студентов. Рубрики «События» и «Театр» ориентировали читателя в жизни города. Со страниц одного из последних номеров редакция обращается к своим авторам, которые по «непреодолимым причинам (болезнь, отъезд, отсутствие времени) не сдали многие материалы» с просьбой исправиться. Вскоре журнал закрылся, возможно, из-за неправильной работы редакционного руководства.

В начале 1920-х гг. на страницах студенческих журналов создавался положительный имидж новой системы высшего образования. Проблемные ситуации описывались как единичные и легко разрешимые. Серьезные вопросы об ужасающем экономическом положении студентов постепенно перестали обсуждаться на страницах изданий. В то же время реальная ситуация была критической.

Там, где студенческих газет в середине 1920-х гг. не было, место для студенческих публикаций предоставляли общеполитические издания. Одни, как Томская областная газета «Красное знамя», выделяли на эти цели еженедельно по полосе. Другие ограничивались рубриками типа «Уголок студенческой жизни», которые заполняли хроникерские заметки. Но что касается тематики, общеполитические издания основное внимание уделяли в этих рубриках рабочей и сельской молодежи, а не вузовской жизни.

В новых политических и общественных условиях такие разрозненные издания не могли функционировать как единая система. Возникла необходимость создания объединяющего центрального студенческого журнала.

Осенью 1924 г. специально для студенчества начинает выходить журнал «Красная молодежь», который являлся всесоюзным органом ЦК ВЛКСМ. В первом номере за 1925 г. публикуются выдержки из беседы Сталина с членами редакции. По сути, эти заявления становятся программой издания. Декларировалось, что журнал будет критиковать и вскрывать недостатки высшей школы, рассказывать о студентах и не уделять большого внимания политике. Своим лозунгом редакция выбирает фразу «Ближе к студенчеству», подчеркивая тем самым, что именно сами учащиеся вузов должны формировать и направление, и тематику издания.

В этом же году дважды меняется название журнала - номера 6 и 7 выходят под названием «Красное студенчество», а дальше вплоть до 1947 г. (с перерывом в годы войны) - «Советское студенчество». В предвоенные годы журнал выходил в среднем тиражом 15 тыс. экз. и объемом 50-100 страниц. Но заявленная в самом начале студенческая направленность так и осталась пустым обещанием. Материалы о высшей школе и студентах занимали не больше 20% объема номера, все остальные полосы отводились под партийные сообщения и советы пропагандисту-агитатору. Эти публикации неизменно располагались в начале выпуска, например, «Злейшие враги народа», «Пропаганда - главное в работе комсомола», «Информационное сообщение о пленуме ЦК ВКП (б)», «По-большевистски воспитывать кадры», «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» (Советское студенчество, 1937, №№ 2-4) и т.д.

Вся рубрикация была обозначена только в содержании, на самих же полосах материалы шли один за другим. Постоянной была рубрикой «Оборонный отдел», где рассказывалось о подвигах пилотов, разведчиков, годовщинах Красной Армии, публиковались уставы и постановления. Особенное внимание к теме войны было характерно для всей советской журналистики предвоенного времени. Рубрика «Из прошлого» была посвящена различным историческим фактам, не имеющим никакого отношения к высшей школе, отбиравшимся исключительно по идейно-пропагандистскому принципу. Такой подход доминировал в подборе материалов даже для таких рубрик, как «Великие русские люди» и «Литература и искусство». В рубрике «Новости науки и техники» перепечатывались выдержки из зарубежных журналов. Рубрика «Физкультура и спорт», пропагандирующая здоровый образ жизни, рассказывала либо о каком-то виде спорта, либо о выдающихся студентах-спортсменах.

Редакция старалась реагировать на письма читателей, проводила проверки, совещания, рейды. После этого публиковалось само письмо и отчет о проделанной работе. Результаты были самые разные - от изменения недостаточно полной программы в техникуме до увольнения нерадивого коменданта общежития.

Дизайн не отличался разнообразием: текст в две колонки, несколько маленьких фотографий, отсутствие какого-либо структурного деления и оформительских элементов. Единственные новшества в довоенный период, предвещавшие появление в будущем информационного и развлекательного разделов, - хроника новостей студентов из разных городов и кроссворд на последней странице.

В целом журнал «Советское студенчество» в предвоенные годы плохо справлялся со своими задачами общесоюзного студенческого издания. С таким малопрофилированным содержанием и небольшим тиражом журнал не мог выполнять консолидирующую, организационную функцию, не мог быть примером для множества возникающих многотиражных вузовских газет.

Следующий тип издания в системе отечественной прессы для студенческой молодежи, переживший и Комсомол, и сам Советский Союз, - вузовская многотиражная газета. Печать таких изданий требовала небольших средств, была достаточно оперативной (обычно еженедельная периодичность). Постепенно многотиражные газеты охватили все крупные вузы.

мая 1927 г. выходит газета «Первый Университет» (затем «Московский университет»), в это же время Второй университет издавал газету «За Лениным», Тимирязевская сельхозакадемия - «Тимирязевку», МИИТ - газету «Ломоносовец». Правда, последняя вскоре закрылась. Та же участь постигла и «Новый Физмат» (издавалась на физмате 1-го МГУ), и газету ВХУТЕМАС «Красный Октябрь». В Ленинграде наибольшей известностью пользовались газеты «Товарищ» (Политехнический институт) и «Ленинградский технолог» (Технологический институт), первые номера которых увидели свет в 1926 г. Вузовские многотиражки выходят и в провинции, например, «Наше знамя» (Иваново-Вознесенск), «Кузнецы Грядущего» (Иркутск), «Кировец» (Омск).

Многотиражная вузовская газета - это один из самых стабильных типов печати, предназначенной в том числе и для студентов. Сформировавшись в 1920-е гг., и сегодня многотиражная газета в каждом вузе выполняет координацию его деятельности, рассказывает о жизни студентов и профессорско-преподавательского состава. И, тем не менее, на протяжении истории типа многотиражной газеты вуза менялись акценты в тематике, целях и задачах.

Типичная многотиражка «За социалистические кадры» издавалась с 1931 г. и выходила еженедельно в течение учебного года, т.е. с перерывом на летние каникулы в июле и августе, на четырех полосах формата А3. На первой полосе возле названия издания четко обозначались ее учредители: партком, ректорат, комитет ВЛКСМ, местком и профком Ростовского-на-Дону института инженеров железнодорожного транспорта. На протяжении более пятидесяти лет ее тираж оставался неизменным - 1000 экз. Газета распространялась платно - цена в 1973 г. составляла 2 коп. Если сведения о номере и дате выхода, учредители всегда размещались в «шапке», рядом с заглавием газеты на первой полосе, то информация о тираже, типографии, редакторе размещалась произвольно, иногда ее вообще опускали. Кроме того, обязательным элементом группы заглавия являлся лозунг партии «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Над заглавием газеты по традиции выносился анонс лучшего материала номера, передовицы. Как правило, это название было в виде лозунга, например, «Какой должна быть лекция», «Вперед - к новым боям и победам», «Завоюем всесоюзное первенство: итоги зачетной сессии являются итогами большевистской борьбы за качество учебы», «Умножим успехи во втором соревновании ВУЗов и ВТУЗов».

Отличительной особенностью внешнего вида «За социалистические кадры» в 1930-е гг. было незначительное количество иллюстраций. Если появлялись редкие фото, то они были очень маленького размера. Единства верстки первое время просто не было, на одной странице размещали материалы и в три и в шесть колонок. Авторские подписи зачастую отсутствовали, а если и появлялись, то выделялись разными шрифтами, располагались то под материалом, то над ним. Газетная полоса напоминала мозаику: текстовые материалы ставились туда, где было свободное место. А если что-то не совпадало - увеличивали или уменьшали межстрочный интервал, разделяли соседние тексты многочисленными линейками.

Но, несмотря на все недостатки верстки первых нескольких лет существования газеты, именно в этот период «За социалистические кадры», как и многие другие многотиражки вузов, представляла собой настоящую студенческую газету. На ее страницах главное место занимали вопросы учебного процесса, самоорганизации студентов, описание жизни в общежитиях, юмористические зарисовки студенческого быта. Нередко авторами материалов выступали сами студенты, причем явно по собственной инициативе. Редколлегия оставляла в газете и сатирические, и критические материалы.

Похожее содержание и относительная свобода тематического наполнения была и на страницах других многотиражек первой половины 1930-х гг. Газета «Ленинградский университет» - орган Комитета ВКП(б), Ленинградского государственного университета им. А.С.Бубнова выходила с 1928 г. также еженедельно на 4-х полосах формата А3. Средний тираж - 2500 экз. Основной темой на начальном этапе было налаживание учебного процесса, газета стремилась помочь администрации вуза и студентам, указывая на слабые места в обучении и бытовых условиях. Например, типичными вопросами, поднимаемыми самими студентами для обсуждения, становились недостаточно разработанные курсы лекций, нехватка литературы и помещений для занятий, плохие бытовые условия жизни; преподаватели критиковали плохую посещаемость и низкий уровень подготовки учащихся.

Конечно, многотиражные газеты вузов в этот период публиковали материалы, посвященные комсомольскому воспитанию, восхваляющие коммунистическую партию и ее лидеров, но они не занимали большинства полос, были необходимой, но скорее сопутствующей темой. После 1937-1938 гг. заметно уменьшают объем материалов, посвященных студенческой жизни и процессу обучения. В предвоенные годы многие вузовские многотиражки утратили присущий им ранее молодой задор и живость, стали сухими, официозными. Усиливается контроль над содержанием, применяется директивный принцип наполнения полос текстами: публикуется только то, что нужно партии. Если остается свободное место, оно занимается комсомольской страничкой, которая состоит из очень похожих друг на друга сообщений о росте рядов комсомола, о руководстве комсомольцами соцсоревнованиями. Также многотиражные газеты публикуют длинные выдержки из специализированных научных работ и выпускных дипломов под заголовком «Научно-техническая страница», либо почти целиком перепечатывают материалы «Правды». Все это довольно ощутимо меняет облик многотиражных вузовских газет, тематически они становятся оторванными от студенческой жизни.

газета вузовский студенческий многотиражный

2. Эволюция проблемно-тематического комплекса вузовской и студенческой прессы и развитие системы в 1946-1991 гг.

Великая Отечественная война меняет систему печати Советского Союза. Перед прессой встают новые задачи, что приводит к ее реструктуризации на всех уровнях. Сокращение гражданской печати и сложное положение вузов приводит к тому, что многотиражные вузовские газеты перестают выходить. Ущерб, причиненный за годы войны высшей школе, был огромным: 334 вуза были совершенно уничтожены, в других пострадало оборудование, библиотеки, уникальные экспонаты. После войны необходимо было быстро и качественно готовить новых специалистов, чтобы те принимали активное участие в восстановлении страны. Сеть вузов по важнейшим специальностям, кроме педагогических, экономических, юридических, была возрождена уже в 1945/46 учебном году. В послевоенные годы вузы работали с усиленной нагрузкой. Ежегодно выпускалось в 2 раза больше студентов, чем до войны. Всего с 1946 по 1950 гг. было выпущено 652 тысяч специалистов. Конец 1940 - начало 1950-х гг. - период конкурсов при поступлении в вузы. Наиболее престижными были технические специальности, где число абитуриентов в среднем составляло 10 человек на одно место. Такой «бум» высшего образования был связан с естественным перерывом в учебе во время войны, большим количеством демобилизовавшихся, а также с первой волной сельской молодежи, получившей десятилетнее образование на селе. Развитие студенческой печати в 1946-1985 гг. неразрывно связано с тенденциями развития всей советской прессы и общественно-политической ситуацией в стране. В послевоенные годы студенческие издания продолжают пропагандистскую линию партии, выполняют задачу воспитания масс учащихся. Руководство сетью многотиражек осуществляется методами жесткого администрирования и централизации, что было характерно для всей системы СМИ этого периода.

После XX съезда партии весной 1956 г. и крушения культа личности Сталина, начинается качественно новый период развития печати. Происходит количественный рост студенческих изданий: появляются новые учебные заведения, а вместе с ними новые многотиражные газеты, в крупных вузах создаются дополнительные издания, например, для заочного отделения. В период «оттепели» вузовская многотиражная газета меняется содержательно, обращается к важным для студентов вопросам, текущим проблемам учебного процесса. Она не перестала проводить идеологическую линию партии и работать по формуле всей советской печати «агитатор, пропагандист, организатор», но газета стала гораздо ближе своему непосредственному читателю и демократичнее. Причем этот качественный сдвиг в тематическом наполнении вузовских газет не был утрачен и в годы «застоя».

Все сферы жизни обычного студента того времени отражались на страницах газет. Учеба, работа в общежитиях, спорт, уборка картофеля, акции по подписке на периодическую печать, работа оперотрядов, рейды народных дружин, организация студенческих строительных отрядов. Такой широкий охват всех сфер жизни вуза реализовывался благодаря целой армии общественных корреспондентов - самих студентов. Основной темой оставался учебный процесс и сессия. Постоянной рубрикацией многотиражные газеты вузов не отличались, поэтому материалы, посвященные подготовке и ходу сессии, например, могли располагаться вразброс. В каждой газете была своеобразная «доска почета» студентов - рубрика (часто без названия), посвященная отличникам учебы. Обязательно указывались конкретные фамилии студентов, их факультеты и группы, часто помещали фотографии-портреты. Также одним из распространенных жанров в горячее экзаменационное время был подробный репортаж о том, как проходит сессия. Причем приводились вполне конкретные ситуации, вплоть до того, какой билет попался студентке, и насколько подробно она отвечала. Иногда размещали фоторепортажи с экзаменов. Довольно распространен был очерк, обычно он рассказывал о лучших студентах вуза, которые должны были быть примером для всех остальных. Во многих газетах рубрика «Ленинский стипендиат» (или «Они учатся с тобою рядом») была чуть ли не единственной регулярной рубрикой, выходящей в каждом номере.

К материалам, посвященным учебе, можно отнести блок публикаций, объединенных целью оказать методическую помощь каждому студенту. Очень полезная с практической точки зрения для студентов рубрика - «В помощь сдающему экзамены». Она рассказывала о том, как правильно готовиться к экзамену, даже если осталось немного времени, какие требования предъявляет преподаватель, на что следует делать акцент при устном ответе. Особенно ценна эта информация для первокурсников, которые в преддверии первой сессии еще слабо представляют, чем отличается учеба в вузе от учебы в школе. Довольно много внимания вузовские многотиражки уделяли студенческому самоуправлению. В ряде крупных вузов были организованы общественные деканаты, которые помогали в организации учебного процесса, контролировали успеваемость, устраивали соревнования между группами и факультетами вузов.

Еще одной животрепещущей для студентов и вуза темой была жизнь в общежитиях. Вузы и даже города соревновались в том, у кого лучше обустроены студенты. По итогам конкурсов присуждались почетные грамоты и вручались медали. Разумеется, вузовская газета освещала буквально каждый шаг соревнований, рассказывала о лучших комнатах, этажах, о работавших в общежитии клубах; поднимала проблемы, выступала с критикой. Редакция организовывала рейды по общежитиям, газета боролась с пьянством, пропагандировала здоровый образ жизни. В газете «За строительные кадры» могли не разместить материал об учебе, но рубрики «Общежитие - твой дом», «Твое свободное время», «Как живешь, студент» были в газете постоянными на протяжении десятилетий. Эта газета была даже награждена Почетной грамотой горкома КПСС за освещение жизни в общежитиях.

Конечно, многотиражные газеты уделяют внимание информации о научной и официальной жизни вуза: студенческие конференции, защиты диссертаций, юбилеи преподавателей, заседания кружков, смотры стенных газет, выставки технического творчества. Большой блок материалов посвящен пропаганде здорового образа жизни и спорта. Учитывая специализацию вуза, многотиражная газета публикует новости профессиональной сферы, затрагивает сугубо практические вопросы, старается помочь будущим специалистам разобраться в тонкостях выбранной профессии.

На традиционной страничке со студенческими стихами и рисунками, примерно с середины 1960-х гг. публикуются часто и психологические эссе, рассуждения о любви и межличностных отношениях. Немного меняется образ студента - он уже не просто активист и общественник, но и живой человек, с личными проблемами, иногда неуверенный в себе. Причем авторами выступают часто сами студенты, они рассуждают о любви и дружбе.

Определить авторский состав многотиражной вузовской газеты довольно просто. Обычно после фамилии автора материала редакция всегда указывала, кем он является - студентом или аспирантом, библиотекарем или доцентом, профессором или выпускником. Если подсчитать примерное соотношение материалов, написанных непосредственно самими студентами в вузовских многотиражках 1950-1980-х гг. - то это будет примерно от ½ до ¼, т.е. максимум половину объема каждого номера писали студенты.

В целом, в годы «застоя» ни содержание, ни оформление вузовских «многотиражек» существенно не изменялось. По статистическим данным, в 1971г. издавалось 426 вузовских многотиражных газет.

Этот период был особенно значимым для главного студенческого журнала страны, который теперь называется «Студенческий меридиан». В 1960-80 гг. дважды происходит кардинальная смена типа издания.

В декабре 1967 г. выходит специальный выпуск - редколлегия просит самих читателей решить, каким они хотят видеть издание. Последствия «оттепели» не могли не повлиять на всю советскую прессу, печать для учащейся молодежи в том числе. Обращение к читателю как активному участнику процесса создания издания, изменения в тематике говорят об определенной демократизации «Студенческого меридиана». Почти через год появляется результат анализа сотен писем читателей и стараний членов редакции - обновленный общественно-политический и литературно-художественный альманах.

«Студенческий меридиан» выходит сначала один, а потом два раза в год отдельными выпусками в издательстве «Молодая гвардия» с 1967 по 1973 гг. Всего за шесть лет вышло 11 номеров, два из которых были спецвыпусками. Тираж издания - 100 тыс. экз., объем 64 страницы. Приобрести альманах можно было по подписке или в розницу по цене 38 коп. Обложка издания была выполнена из более плотной бумаги, на ней использовалось три дополнительных цвета.

Насколько оправданным было создание общесоюзного студенческого альманаха, выходящего лишь один - два раза в год, сказать однозначно нельзя. С одной стороны, довольно развитая к тому времени система комсомольско-молодежной печати старалась удовлетворить информационные потребности своей аудитории. С другой стороны, студенчество, пусть даже большей частью комсомольское, нуждалось в собственном органе федерального масштаба, который бы выполнял не только информационную, рекреативную, воспитательную, но и консолидирующую функции.

Содержательно альманах старался охватить интересующие студенчество темы. Но не было постоянной рубрикации, само оглавление было представлено скорее по книжному, а не журнальному принципу: без деления по тематическим блокам. Таким образом, ориентироваться по 64 страницам издания читателю было довольно сложно.

«Студенческий меридиан» №1 за 1968 г. открывается отрывками из поэмы А.Третьякова «Красная площадь». Далее материал «Мы - студенты столицы!» с подробным обзором основных вех в истории советского студенчества. На этих же полосах, но в «подвале» - репортаж «Рождение новой традиции» о студенческом митинге и затем воскреснике, открывающем Неделю московского студенчества.

Сразу несколько страниц отводится под заметки о достижениях в вузах, сопровождающиеся фотоиллюстрациями, но обычно рассказывалось об открытиях студентов только столичных вузов. Зато другая новостная рубрика, если можно говорить о новостях годичной давности, «4 000 000 репортеров» рассказывает об интересных событиях в самых разных вузах: от конкурса бальных танцев в Латвийском ГУ, добровольной народной дружине в Харьковском медицинском институте до слета отличников в Дагестане и традиционных Ломоносовских чтениях в МГУ (Студенческий меридиан, 1968, №1, с.22-24).

Своеобразным рейтингом вузов по научной работе студентов являлась рубрика «В 1-й десятке». Рубрика «Alma Mater» посвящалась полностью каждый раз одному вузу. Традиционная для молодежных изданий поэтическая рубрика называлась в «Студенческом меридиане» «Как дела на Парнасе?», спортивная - «Олимп», юмористическая - «Стенгазета «Однокурсник» (верстка этой страницы напоминала по внешнему виду стенную газету). Рассказы и отрывки из литературных произведений публиковались без указания рубрики. Самые разные материалы, связанные международной тематикой, размещались в разделе «Студент в мире». Своеобразным толчком к новым исследованиям должна была стать рубрика «Проблема ищет Архимеда», где альманах совместно с каким-нибудь предприятием ставил перед студентами-изобретателями задачи - от создания печи для литья металлов до технологии экономичного и быстрого разделывания рыбы.

Говоря о внешнем виде издания, нужно отметить, что от номера к номеру альманах «Студенческий меридиан» искал свое лицо: верстка от номера к номеру отличается, шрифты используются разные, иллюстрации то занимают целую полосу, то вообще отсутствуют на нескольких страницах подряд. Несмотря на довольно широкое и интересное тематическое наполнение, альманах не справлялся со своими задачами. Советскому студенчеству было необходимо действительно периодическое издание, которое бы держало руку на пульсе актуальных проблем, помогало в их решении и рассказывало о новостях вузов огромной страны.

В 1974 г. было принято решение о кардинальной смене типа издания. «Студенческий меридиан» под прежним названием предстает перед читателем совершенно другим содержательно. Теперь он позиционирует себя как ежемесячный литературно-художественный, общественно-политический и научно-популярный журнал. Во вступительной статье первого номера обновленного журнала редколлегия заявляет, что потенциальными читателями являются «около девяти миллионов юношей и девушек - такова студенческая аудитория нашей многонациональной Отчизны. В конце того же номера журнал опять возвращается к проблеме определения своей аудитории и ее информационных потребностей. На последней странице обложки четко определяются все целевые группы читателей - студенты вузов и учащиеся техникумов, молодые преподаватели и аспиранты, курсанты военных училищ и даже школьники. Здесь же редакция делает попытку установить обратную связь с аудиторией - просит присылать не только критические замечания и пожелания, но и статьи, очерки, рассказы, стихи, рисунки и фотографии. Обновленный «Студенческий меридиан» изначально задумывали как журнал, создаваемый совместно с читателем. На протяжении многих лет издание успешно справлялось с этой задачей. Его тираж постоянно рос: 1974 г. - 220, 1979 г. - 315, 1984 г. - 550 тыс. экз. Распространялся как по подписке, так и в розницу по цене 20, а затем 30 копеек.

Страницы уже первых номеров журнала заполнили действительно важные и интересные для студенчества темы: проблемы учебного процесса, 15-летний юбилей движения студентов-строителей, развитие студенческого театра, проблема «среднего» студента, истории выдающихся студентов и т.д.

Постепенно сложилась система постоянных рубрик. В «Коммунистической аудитории» традиционно размещались статьи секретарей ЦК ВЛКСМ, выдержки из выступлений высокопоставленных лиц на различных съездах и заседаниях, конспекты статей. Рубрики «Студент и научно-технический прогресс» и «Интеллектуальная гимнастика» были посвящены научным достижениям и их применению в жизни. Например, как можно самостоятельно развивать свою личность, тренировать память и внимание. «Картинная галерея» или «История одной картины» образовывала читателей в области искусствоведения: публиковалась полноцветная репродукция известной картины (на более плотной бумаге) с комментарием специалиста. Рубрика «Третий трудовой» была посвящена трудовым семестрам студентов различных специальностей. «Девиз: подвиг» публиковала рассказы и воспоминания о войне. Юмористическая страничка журнала «Студенческий меридиан» называлась «Параллель». «Переписка с психологом» помогала студентам найти выход в сложной ситуации. «Азбука для двоих» часто затрагивала проблему молодой семьи и межличностных отношений. Таким образом, приоритетными задачами становятся расширение кругозора читателей и развитие индивидуальности, журнал все больше ориентируется не на коллектив, а на личность.

Проведение Всесоюзного литературного студенческого конкурса на тему «Кто он, студент семидесятых?» с денежными призами стало первой заявкой на соответствие статусу общесоюзного популярного студенческого журнала.

Отдельно нужно отметить очень полезную рубрику «Наше справочное бюро», которая отвечала на любые вопросы читателей, связанные с учебой, научной деятельностью, общественной работой, отдыхом или бытом. Появляются «несерьезные» темы, журнал начинает учитывать реальные интересы и информационные потребности молодых людей. Рубрика «Дискотека» была посвящена известным или начинающим музыкальным группам и исполнителям, например, статья о создании легендарных «Битлс», о появлении нового фольклорного рока в творчестве группы «Ариэль», о музыкальных направлениях в целом и конкурсах молодых талантов. Рубрику «Мода» в 1970-е гг. вел Вячеслав Зайцев, известный сегодня дизайнер-модельер, а в то время старший художник Общественного дома моделей одежды. Разделы журнала не были постоянными из года в год: их тематическая направленность сохранялась, но названия довольно часто изменялись. В каждой рубрике могла появиться фраза «Интервью дает читатель» или «Интервью берет читатель», что указывает на активное участие в создании журнала студенческой аудитории, учащихся со всей страны. И действительно «Студенческий меридиан» охватывал огромную аудиторию - как по географии своего распространения, так и по информационным сообщениям из разных городов СССР.

К середине 1980-х гг. журнал подошел как популярное общесоюзное студенческое издание, огромные тиражи которого объяснялись не столько обязательной подпиской для комсомольцев, столько действительно интересным для молодежи содержанием. Уже в это время начинает намечаться тенденция трансформации типа журнал из студенческого в молодежный. Уменьшается доля профильных рубрик, интересных только для учащихся вузов, увеличивается развлекательный и научно-популярный блоки информации.

Специфической подсистемой студенческой печати этого периода можно считать издания так называемого студенческого самиздата. Так же как и в случае с комсомольской прессой, эти проявления студенческого свободомыслия нельзя искусственно отделить от всех остальных издаваемых таким путем газет и журналов. И в то же время, эти издания необходимо упомянуть в данном пособии, т.к. они были распространены в студенческой среде. В них помимо общих литературных и политических вопросов затрагивались проблемы, непосредственно связанные со студенчеством и его ролью в общественной жизни страны.

Самиздат как уникальное массовое явление, как основное средство самопознания и самовыражения общества характерен для послесталинской эпохи в СССР и странах со сходной социально-экономической системой. Студенческие подпольные журналы, которых задумывалось тогда немало, умирали во втором-третьем выпуске и редко выходили из круга знакомых автора. Так, в конце 1955 г. в студенческом общежитии Ленинградского университета года появился журнал «Голубой бутон». Перед прозой и стихами создатели поместили программное заявление редакции, где говорилось о журнале как стартовой площадке для талантливой молодежи. Планировалось, что каждый месяц издание будет давать то, что необходимо начинающему поэту или писателю - отзывы читателей. Особой популярностью журнал не пользовался, дальше круга общения авторов произведений не распространялся.

В середине 80-х гг. меняется общественно-политическая ситуация в стране. КПСС во главе с М. Горбачевым провозглашает курс на перестройку. Перемены в общественно-политической ситуации не могли не повлиять на содержание студенческой прессы. Если говорить об изменении тематики многотиражной газеты вуза во время перестройки, нужно отметить, что этот тип издания становится более политизированным. И студенты, и преподаватели пишут о том, что несколько лет назад просто не могло появиться в печати, критикуют власть. Например, материал преподавателя Ростовского пединститута Т. Ефимченко о политклубе «Альтернатива» и перестройке под названием «Давайте спорить» в газете 1988 г. «За коммунистическое воспитание». Автор пишет: «Ни для кого не секрет, что комсомольская политучеба давно превратилась в мероприятие «для галочки». Ни форма, ни даже содержание этих занятий не претендовали на присвоение им не только знака качества, но и даже удовлетворительно оценки. Монотонное чтение периодических изданий от «А» до «Я» о том, как плохо «у них» и как хорошо «у нас», не вызывало никакой реакции у слушателей, т.к. каждый из них в это время обычно занимался более важными вещами: разгадыванием кроссворда, чтением нашумевшего детектива, обсуждением полуночной передачи «Голос Америки», игрой в «морской бой»». Многотиражная вузовская газета становится полем дискуссий, на ее страницах высказываются совершенно разные точки зрения. Студенты активно включаются в полемику с преподавателями. Но такое оживление общественно-политических тем постепенно сходит на нет, и газеты возвращаются к своим прямой задаче - вести хронику жизни вуза.

Во второй половине 1980-х гг. «Студенческий меридиан» меняет свой внешний вид и верстку. Если и раньше она была достаточно демократичной, верстальщики не боялись экспериментировать со шрифтами и иллюстрациями, то теперь оформление становится еще более необычным. Используются новые способы выделения текста, очень большие фотографии и рисунки (на всю полосу), второй цвет на текстовых страницах. Часто колонка слева или справа отводится под комментарий и выделяется цветом, например, былым по синему фону.

В 1989 г. тираж доходит до цифры 1100 тыс.экз., журнал переходит на более удобный формат А5 и, соответственно, на больший объем - 80 страниц, становится полностью полноцветным. «Студенческий меридиан» теперь в меньшей степени освещает студенческую жизнь и проблемы вуза, он становится скорее молодежным изданием, постепенно утрачивает информацию для учащихся в вузах молодых людей. Большой блок новых рубрик ориентирован на самообучение: «Без переводчика» (задания и рассказы на английском языке), «Учимся говорить публично», «Практикум делового человека» и т.д. Появляется подборка «желтых» новостей «Орбита», рассказывающая о творческой и личной жизни публичных людей.

Итак, начав свою историю как пропартийный журнал, студенческий лишь по названию, попробовав свои силы как литературно-художественный ежегодный альманах, «Студенческий меридиан» стал популярным ежемесячным общесоюзным журналом с миллионным тиражом. Целые поколения студентов выросли на его статьях, для многих он стал не просто печатным изданием, а интересным собеседником. В конце 1980-х гг. перед началом новой эпохи в истории отечественной журналистики, и в какой-то степени под влиянием рыночных отношений наметилась тенденция к трансформации типа издания: не только студенческий, а журнал для всей молодежи.

Перестройка возвращает к жизни почти забытый за 70 лет тип студенческой прессы - независимую «общестуденческую» газету. Ярким примером такого издания является газета «Перемена», распространяемая в Санкт-Петербурге и Москве (1989-1990 гг.).

Газета появилась 1 сентября 1989 г. как Бюллетень информационного центра студенческого движения Ленинграда. Издание небольшого объема - всего четыре полосы формата А4 первоначально выходило под названием «Gaudeumus» и почти весь первый номер был посвящен программным заявлениям от редакции, а также теме студенческих волнений. Издатели сразу подчеркивают, что газета выпускается независимыми ни от кого студентами, юридически - общественной хозрасчетной организацией, зарегистрированной при Василеостровском молодежном центре. Цель издания - «содействовать процессам социального самоопределения студенчества, утверждению здоровой кооперативности, объединения во имя защиты своих социальных интересов и прогресса общества» (От редакции // Gaudeumus (Перемена), 1989, 01 сент.). Все полосы №1 заполнены материалами о студенческих волнениях: «Почему бастуют студенты» (проблема отмены отсрочки от военной службы для учащихся вузов), «Опять студенческие волнения» (репортаж с забастовки студентов), «Наши права» (предложение ввести ряд юридических прав для студентов), «Наша почта» (письма с мнениями о положении КПСС в республиках Прибалтики), «Забастовки в Эстонии», «Братья, студенты!» (просьба помочь редакции с бумагой). Во втором номере появляются первые постоянные рубрики: «С чужого голоса» (перепечатки материалов из зарубежной прессы на темы, связанные с СССР и студенчеством) и «Судьбы идей» (публицистические материалы, новые общественно-политические идеи). Таким образом, первые номера получились достаточно политизированными, авторы высказывали радикальные точки зрения, поднимались актуальные проблемы учащихся вузов и предлагались пути их решения. Авторы-студенты писали в газете не только о своих узких проблемах, но и о реалиях сложного переходного этапа в стране. Такая направленность издания, заданная в самом начале, сохранилась и впоследствии, когда газета стала выходить регулярно раз в две недели, создала систему постоянных рубрик, увеличила объем до 12 страниц и тираж до 30 тыс. экз., получила распространение не только в Ленинграде и области, но и в Москве. Кроме того, редакции пришлось изменить название издания на «Перемену», т.к. в Ленинграде за несколько месяцев до него уже вышла другая газета с названием «Gaudeamus».

Говоря о тематическом наполнении газеты, нужно отметить, что оно было разнообразным, учитывались все сферы жизни студента переходного периода. Например, в рубрике «Раздумья» помещен материал «С крестом и на кресте». Автор В.Губкина делает исторический экскурс в историю преследования верующих людей, в рубрике «У заколоченного окна» опубликованы статья «Они были первыми» о студенческих несанкционированных митингах в прошлом и настоящем, а также фельетон «Попытка антифекального манифеста» против загрязнения города. Язык и художественно-изобразительные средства этого последнего материала достаточно ярко характеризуют общий стиль газеты «Перемена»: молодежный сленг, иногда грубая лексика используются для усиления эффекта и привлечения внимания читателя. «Мы смирились с тем, что наш город заполонили перманентно пьяные ублюдки, которые размножаются отнюдь не в арифметической прогрессии. Они чувствуют себя хозяевами в этом городе, они уже инстинктивно плюют матом в лицо твоим женщинам, дышат на тебя тошнотворным перегаром и мочатся на всех углах «царственного Петербурга» (Р.В. Попытка антифекального манифеста // Перемена, 1990, 17 окт.). Достаточно резко называлась рубрика, посвященная критике деятельности ЦК КПСС: «Решения партии в Ж…», где публиковались как мнения студентов из редакционной почты, так и карикатуры. Иногда это рубрика занимала 3-4 полосы. Редакция публикует призыв к студенчеству: «Не трогайте больше партию, дайте ей умереть спокойно!». Множеством саркастических и резких выражений наполнен спецвыпуск газеты «120 лет Ильичу». Возможно, такое частое использование сленга и резких слов можно объяснить стремлением говорить с читателем на одном языке, а также своеобразным протестом против догм и требований прессы недавнего прошлого. Редакция не только обсуждает острые вопросы на страницах газеты, но и выступает организатором различных мероприятий, движений, помогает организовывать молодежный форум Санкт-Петербурга и Москвы. С ее помощью уже в ноябре 1989 г. была создана молодежная группа «За возвращение российского флага».

Газета «Перемена» - характерное для конца 1980-х гг. студенческое издание. Всегда актуальная по тематике, она старалась соответствовать реалиям нового времени. Выросшая из маленького без единой иллюстрации бюллетеня в периодическое издание, распространявшееся среди студентов двух столиц - Санкт-Петербурга и Москвы, «Перемена» соответствовала своему названию. Как и в начале XX в., в период радикальных общественно-политических изменений его последнего десятилетия, важными функциями прессы для студентов были информационная и организаторская. Редакции становились своеобразными центрами, объединяющими учащихся вузов в единое сообщество. Но когда переходный этап подошел к завершению, и студенты снова обратились к внутренним проблемам высшей школы, необходимость в подобных изданиях отпала. «Перемена» и газеты данного типа перестали выходить, уступив место изданиям новейшего времени. В начале-середине 1990-х гг. сложилась система студенческой печати новой России, позаимствовавшая что-то из прошлого, но также обогатившаяся новыми типами газет и журналов.

Список литературы

1.Андреев И. Молодой журнал // Новый мир. - 1959. №5. - С.246-250.

2.Бережной А.Ф. История партийно-советской печати. Дооктябрьский период. - М., 1987.

.Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. - М.; Л., 1952.

.Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. - Ростов-на-Дону, 2010.

.Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник московского университета. Сер.10 Журналистика. - 1973. №3. - С.25-36.

.Ганичев В.Н. Молодежная печать. История, теория, практика. - М., 1976.

.Грабельников А. Между прошлым и будущим. Вузовская и студенческая печать // Alma Mater. Вестник Высшей школы. - 2010. №3. - С.27-30.

.Гусев Г. Зеркало поколения. // Журналист. - 1968. №10. - С.4-6.

.Гусятников П. С. Революционное студенческое движение в России 1899-1907 гг. - М., 1971.

.Ерман Л. К. Состав интеллигенции в России в конце XIX - начале XX веков // История СССР. - 1963. № 1.

.Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. - М.: Высшая школа, 1989.

.Иванов Д. Государство в государстве // Вокруг света. - №2 (2773). 2005. - С.88-101.

.Карпова Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX в. - Ростов-на-Дону, 2004.

.Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов-на-Дону: Донской издат.дом, 2009.

.Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социол. очерки. - М.: Высш.шк., 2010.

.Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать. 1905-1914 гг. - М., 1991.

.Олесич Н.Я. Господин студент императорского Петербургского университета. - СПб., 2008.

.Орлов В.И. Студенческое движение Московского университета в XIX столетии. - М., 1934.

.Платова Е Э. Новое студенчество России: образ жизни в 20-х гг. XX столетия. - СПб.: ГТУ. 2009.

.Платова Е.Э. Жизнь студенчества России в переходную эпоху, 1917-1927 гг. - СПб., 2011.

.Постников С.С. Российское студенчество в условиях новой экономической политики (1921-1927гг.). - Тверь,2007.

.Рубина Л.Я. Советское студенчество. Социологический очерк. - М.: Мысль, 1981.

.Токарева О. Шумный квартал (о студенческих журналах 1900-1917 гг) // Учительская газета. - 1999. - 25 мая, 1 июня; Страницы студенческой периодики 1910-х годов // Учительская газета. - 1999. - 29 июня, 20 июля, 27 июля; Куда несла «птица-тройка» российского студента предреволюционных лет // Учительская газета. - 1999. - 17 авг.; Студент ударился в науку и соллогубовщину (по материалам студенческих изданий 1916-1917 гг.) // Учительская газета. - 1999. - 7 сент..

.Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох: от России крепостной к России капиталистической. - М., 1985.

Похожие работы на - Развитие студенческой прессы в советском государстве 1917-1991гг.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!