Виды и уровни педагогической деятельности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,27 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды и уровни педагогической деятельности

Ситуация 1. Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует предпринять социальному педагогу

Если ученик отказывается демонстративно, ярко выражая свой протест, - можно порадоваться: ситуация эта куда более простая, а главной поддерживающей мыслью для вас может стать то, что ребенок явно в вас заинтересован, включен в коммуникацию с вами и настроен на нее, привлекая ваше внимание таким парадоксальным, но вполне эффективным способом.

Постарайтесь расшифровать его «послание». О чем он на самом деле хочет сообщить вам своим поведением? Что он особенный и хочет какого-то особенного вашего к нему отношения? Что он нуждается в вашей помощи и поддержке? Или что вы как-то задели его (или регулярно - пусть невольно - задеваете, наступая на какую-то «больную мозоль») и он обижен? А может, он привык быть успешным или очень хочет быть таким, а ваш предмет дается ему тяжело, и тогда его отказ - попытка избежать ситуации неуспеха? Или, наоборот, у него большие способности в этой области, он хочет, чтобы вы их признали и - опять же - придумали ему какое-то особое положение (особые привилегии, задания другого уровня или сложности, какую-то особую роль)?

Версий и вариантов здесь может быть множество, главное - приучить себя думать о действиях и поведении ученика не как о злонамеренных акциях, проявлениях дурного характера и приступах вредности, а как о своеобразных сообщениях, адресованных лично вам; пробовать понимать эти сообщения, расшифровывать их и искать адекватные им ответы. При этом хотелось бы заметить, что на взрослом (в данном случае - учителе) все-таки лежит большая ответственность за конструктивность коммуникации - просто потому что он взрослый, значит, по определению более опытный, более устойчивый. И если ребенок (в силу самых разных причин и обстоятельств) может выбирать очень «кривые» и витиеватые способы выражения своих намерений, то взрослому все-таки лучше сообщать о них ясно, прямым текстом, не включаясь в своеобразную игру «пойми меня» (тогда и дети постепенно будут перенимать такой способ взаимодействия, а он, безусловно, более эффективный).

А как же быть, если никакого явного протеста ученик не демонстрирует, ни с какими требованиями открыто не конфронтирует, но у вас постоянно остается ощущение, что вы не управляете ситуацией, что существует словно какой-то невидимый барьер, сквозь который он вас почти не слышит. Ученик вежливо кивает в ответ на ваши слова, но уже в этот момент вы понимаете, что и на сей раз скорее всего ничего из того, что вы просите (рекомендуете, требуете), сделано не будет. Ситуация непростая и, положа руку на сердце, не всегда разрешимая.

Опять же попробуем начать с поиска причин такого поведения ученика. Он защищается - от чего? Борется с вами за власть - зачем, почему ему это так нужно? Обесценивает вас и ваши действия - с какой целью? И вообще это он сам решил игнорировать ваши задания или его родители затеяли с вами игру «кто более компетентен» (в предмете, в педагогике или в понимании их ребенка, например)?

Надо сказать, что «тихий» отказ ребенка выполнять требования учителя в младшей и средней школе на практике очень часто оказывается проявлением именно родительской позиции, и тогда пытаться выстраивать диалог придется именно с ними, точно так же организовав открытый и максимально прямой разговор об их ожиданиях от школы, вашего предмета и продвижения их ребенка в нем. Это длительная, трудоемкая и не всеми учителями любимая работа, но зачастую без нее невозможно избавить ребенка от тех «ножниц», в которые он попадает, если ценности и требования семьи и школы сильно расходятся, - «ножниц», губительных и для его учебной мотивации, и для его адаптации к школьным условиям и отношениям. Конечно же, можно сказать себе: «Меня не интересует, почему он так себя ведет; мне важно, чтобы он делал то, что я требую!» С одной стороны, вполне резонно. С другой - да, можно подходить к взаимодействию с учениками в жесткой логике «стимул - реакция», подбирая подходящие стимулы и добиваясь нужного поведения. Но тогда не стоит удивляться и тому, что ваши ученики будут все более изобретательны в способах сопротивления вашим требованиям и в поиске средств манипулирования вами. К тому же, вспоминая название одной любопытной педагогической книжки, «понимать детей - дело интересное».

Ситуация 2. Какого рода аксиологическую специфику педагогической деятельности подчеркивают словосочетания

Профессиональная деятельность, культура и личность педагога. Педагогические способности, мастерство и профессиональная компетентность.

Педагогическая профессия. В современном мире существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них предъявляет свои требования к человеку. Каждый из них принято называть профессией. Говоря об их количестве, исследователи называют цифру 40000. При этом около 500 отмирают ежегодно, и примерно столько же появляется новых.

Профессия - род трудовой деятельности, занятий, имеющий определённую систему требований к человеку, и требующий определённой подготовки. Профессия - это ограниченная (в силу разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему, взамен приложенного им труда, возможность существования, развития, самореализации, а также накладывающая свой отпечаток на характер человека, формирующая его ценности.

«Человек-Человек» -это профессии, труд в которых направлен на человека; они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Профессии данного типа имеют ряд особенностей:

Первая особенность состоит в том, что каждая из профессий типа «Ч-Ч» требует от человека как бы двойной подготовки : а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях ; б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и пр.

Если организатор руководит группой людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Это не значит, что он должен знать и уметь лучше всех. Это невозможно и не нужно. Например, директор балетного театра не должен танцевать лучше балерин. Директор школы не может знать досконально все предметы, как знают их учителя-предметники. Но особенности труда своих подчинённых любой организатор (директор) должен представлять очень хорошо.

Вторая особенность состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, то не ладится и работа.

В чём специфика педагогической профессии учителя ?

) Учитель -посредник между обществом и растущим человеком. Человечество за свою многовековую историю накопило колоссальный опыт. И именно учитель призван передать детям всё лучшее от прежних поколений, и не передать предрассудков, пороков, ошибок. Учитель не только передаёт знания, но и формирует мировоззрение, идеалы, гражданскую позицию, духовно-нравственные начала.

) Профессия учителя - одна из самых массовых профессий в стране.

Массовость говорит о её значимости для общества и растущих поколений, а также предъявляет повышенные требования к личности учителя, заставляет постоянно работать над собой и заботиться о престиже профессии.

) Учитель - это человек, устремлённый в будущее. Его деятельность ориентирована на формирование человека, чья активность развернётся завтра, в изменившихся условиях. Поэтому, воспитывая в детях умение жить и действовать в сегодняшнем мире, организуя их жизнедеятельность, учитель должен одновременно закладывать в них и некую более идеальную перспективу, умение анализировать окружающую действительность, а также способность творить и преобразовывать окружающий мир. Л.Н.Толстой писал, что, для того, чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду идеально совершенного человека, только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения и того времени, в котором ему придётся жить. Ведь те, к кому вы придёте завтра в школы, - будут вершить судьбу страны, идущей в 22 век (!). Вот почему учитель должен всегда помнить, что в его классе, в его руках - будущее!...

) Учитель управляет самым сложным процессом - процессом формирования личности. Сложность этого процесса определяется постоянным изменением личности воспитанника. А таких воспитанников у учителя -30-40 чел. И как нельзя ступить в одну и ту же реку дважды, так нельзя подходить с одной и той же меркой не только к разным ученикам, но и к одному и тому же ученику в разное время. У учителя нет каких-то измерительных или иных приборов, как у других специалистов. Главное в его работе - это управление возникающими в процессе обучения и воспитания отношениями. Учитель должен уметь находить верные педагогические решения в минимальное время с учётом многих конкретных условий данной конкретной ситуации, что всегда сложно.

) Общество возлагает на учителя особую ответственность : ему доверяется человек, когда он наиболее податлив на внушение.

Учитель формирует знания, умения, привычки, идеалы, принципы,- то есть, в его руках -участь целой жизни человека.

Педагогическая деятельность. В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы : труд, дело, занятие.

В науке «Д» рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и другими.

В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека : быть активным.

«Деятельность» определяют как специфическую форму отношения к окружающему миру. Её содержание составляет целесообразное изменение окружающего мира и его преобразование в интересах людей.

Деятельность есть условие существования общества.

Она включает в себя : цель, средства, результат и сам процесс.

Среди других видов деятельности особую признательность имеет деятельность педагогическая.

«Педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на достижение целей обучения и воспитания, а также на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для развития и саморазвития личности растущего человека».

Она может быть профессиональной и непрофессиональной. Непрофессиональная -родители, друзья, соседи … Ни один человек не может прожить, не став объектом педагогической деятельности. Профессиональная ПД требует специального образования, то есть системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с профессией. Функции педагогической деятельности: 1)Гностическая (познавательная) - связана с накоплением знаний о целях обучения и воспитания, о методах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте, различных теориях и подходах, о возрастных и психологических особенностях детей, специфике детских коллективах и пр. 2)Проектировочная - связана с перспективным планированием педагогических целей и задач, способов их решения (планирование системы уроков, воспитательной работы и пр.).

)Конструктивная - связана с определением особенностей деятельности педагога и учащихся в конкретных условиях. 4)Коммуникативная - связана с установлением того или иного типа отношений учителя с учащимися, группой, коллегами. 5)Организаторская - связана с организацией поэтапного характера действий как учителя, так и учащихся.

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

.Обучающая (учителя - предметники, тренеры, ПДО и др.,

.Воспитательная (учителя, кл-руководители, воспитатели и др.),

.Административная (руководители школ, УДО и др.),

.Организаторская (организаторы детского движения, все педагоги),

.Методическая (методисты школ, УДО и др.),

.Научно-исследовательская (педагоги-экспериментаторы),

.Внешкольная (клубы, УДО, детские комнаты милиции).

Каким бы видом деятельности педагог ни занимался, ведущими направлениями в его работе будут :

) Диагностико-проектировочная деятельность - то есть изучение состояния и эффективности организуемого процесса, и на этой основе -проектирование дальнейшего развития учащихся и детского коллектива, определение стратегии собственной педагогической деятельности и ожидаемых результатов.

) Ценностно-ориентировочная деятельность - то есть создание условий для формирования у учащихся ценностного восприятия мира, ценностных ориентаций, владение соответствующими методами и формами воспитательной работы.

) Коммуникативная деятельность - то есть организация взаимодействия учащихся в различных видах совместной деятельности, выбор оптимального стиля общения, управление взаимодействием.

) Организаторская деятельность - то есть умение организовывать интересную разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, владеть различными формами работы и т.п.

) Рефлексивно-аналитическая деятельность - то есть умение анализировать не только деятельность учащихся, но и собственную педагогическую деятельность, делать выводы и т.д.

Существует 2 аспекта рассмотрения педагогической деятельности: внешний и внутренний.

Внешние компоненты педагогической деятельности : -цель и задачи ПД, -средства достижения цели (содержание, методы, формы,), -субъект ПД ( и учитель, и учащиеся ), -объект педагогического воздействия (учащиеся, родители,), другие объекты (учебный процесс, его содержание и пр.), -результат педагогической деятельности.

Внутренние компоненты педагогической деятельности : -мотивационный компонент ( то, что движет работой учителя : мотивы долга, творческого самовыражения, вынужденности, желания подготовить достойную смену, забота о будущем и пр.), -содержательный компонент ( те знания, которые необходимы учителю для педагогической деятельности: предметные, педагогические, психологические, методические, общегуманитарные), -операционный компонент ( те умения, которые необходимы для ПД, для осуществления своих функций: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские).

Уровни педагогической деятельности :

уровень - репродуктивный - предполагает умение учителя действовать по образцу, шаблону, стандарту. Такому учителю трудно даётся что-то новое.

уровень -адаптивный - предполагает умение учителя приспособиться к новым требованиям жизни, школы, изменить «под себя» известные методики.

уровень -творческий - предполагает нестандартные, необычные действия педагога, которых нет в известном опыте.

Особенностью ПД является : -её целенаправленный , личностно-ориентированный характер (на ребёнка, его становление, развитие…), -её совместный характер : она обязательно предполагает и педагога, и воспитанника, -её задачный хар-р: ПД рассматривается как решение одна за одной профессиональных задач, встающих перед учителем, -её гуманистический хар-р : чаще всего «гуманизм» понимают как «человеколюбие», уважение прав и достоинств человека и пр.

Добавим к этому признаки профессиональной ПД :

Она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребёнка: -ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями ; -для её реализации существуют определённые формы : урок, занятия, «классы». -эта деятельность преследует определённую цель : научить ребёнка чему-либо, передать ему систему определённых знаний, сформировать определённые умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать ребёнка, взрастить в нём человека, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и пр., -цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования; -ребёнок обычно тоже понимает «особый», серьёзный характер этой деятельности - он включается в особые отношения с педагогом: деловые, официальные, регламентированные; -результаты педагогической деятельности, особенно в её обучающей части, могут быть проверены, её итогом являются знания и умения того ребёнка, которого обучал учитель ; менее очевидны результаты воспитания - в силу того, что ребёнка «воспитывают все и всё», а так же то, что результаты во многом «отсрочены» во времени; -настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью - он использует разнообразные возможности своего влияния на ученика : неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.

Гуманистический характер педпрофессии и педдеятельности. Он проявляется в особенностях педагогической деятельности и в образе мышления. Вспомнив, что основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения между людьми (с одной стороны) и специальные знания предмета (с другой стороны), - сделаем вывод, что педагогическая профессия требует двойной подготовки: человековедческой и специальной.

Таким образом, педпрофессия по своей природе имеет гуманистический характер.

Сознательное выдвижение именно этой особенности педпрофессии на первый план - характеризовало педагогов всех времён.

Таким образом, именно гуманистический характер педагогической деятельности определяет ряд требований к личности и профессиональному поведению педагога.

Все личностные качества - профессионально значимы для педагога.

Поэтому стоит задача : личностные качества в себе - воспитывать., а профессиональными - овладевать.

Отсюда встаёт проблема педмастерства.

. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога.

Культура - это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие «культура» употребляется : - для характеристики определённых исторических эпох (античная культура), - для обозначения конкретных обществ, народностей и наций ( культура майя, ацтеков), -для выделения специфических сфер деятельности или жизни ( культура труда, политическая культура, художественная культура, педагогическая культура ).

Общую культуру специалиста можно определить как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, реализуемых в индивидуальной деятельности.

Культура - итог и процесс качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

Педагогическую культуру определяют как проекцию общей культуры на сферу педагогической деятельности. А исторически сложившиеся типы педагогической культуры соответствуют типам развития человеческой цивилизации (античная ПК, ПК средневековья и пр.), а также характеру взаимодействия между образованием и культурой в ту или иную эпоху (гуманистическая, авторитарная, демократическая, либеральная и пр.).

Педагогическая культура - это совокупность знаний о теоретических достижениях и практическом опыте образования и воспитания, а также знание достоинств и недостатков как теории, так и опыта; собственная позиция в отношении теории и опыта; способность дать серьёзный анализ как теории, так и практики.

Педагогическая культура учителя - это такая обобщающая характеристика его личности, его действий и поведения, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность.

Особенностью ПК является то, что её объектом, целью и результатом является человек, его образование, воспитание, развитие его личности.

Рассматривая ПК как уровень овладения педагогической теорией и практикой, а также современными педагогическими технологиями и способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности, ряд исследователей выделяет следующие компоненты ПК : -гуманистическая педагогическая позиция по отношению к детям; а также его способность быть воспитателем ; -психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; -культура профессионального поведения, способность к саморазвитию, умение саморегуляции собственной деятельности, общения; -образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями; -опыт творческой деятельности, умение обосновывать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую); способность разработать авторский образовательный проект.

Другие исследователи выделяют такие компоненты ПК :

. Аксиологический компонент (ценностный) : -усвоение таких ценностей педагогического труда, как : профессионально-педагогические знания и мировоззрение; педагогическое мышление и рефлексия; педагогический такт и этика.; нравственная и правовая культура.

.Технологический (деятельностный) компонент : -способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса; педагогические умения; педтехника и педобщение; культура собственного труда и пр.

.Эвристический компонент : -умение создавать авторские программы, работать творчески, вдохновенно, нестандартно и пр.

.Личностный компонент : -культура речи, внешнего вида, самопрезентации, самоутверждения, здоровый образ жизни и пр., профессионально-личностные качества. Все личностные качества педагога являются профессионально значимыми для него.

ПК - это характеристика целостной личности педагога, поэтому её развитие - это реальный процесс профессионального самосовершенствования.

Педагогические ценности - это нормы, регламентирующие деятельность учителя и выступающие звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они представляют собой систему общих ценностных ориентаций на эмпатическое общение (эмпатия = сопереживание), творчество в педагогической деятельности, развитие личности, сотрудничество, и пр., образуя гуманистически ориентированное педагогическое мировоззрение учителя.

Ценностные мировоззренческие аспекты педагогической культуры : - признание ребёнка высшей ценностью; - переориентация целей образования с приоритетности обучения на воспитание и развитие личности; - гибкость мышления, предполагающая возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания; - гуманизм и сотрудничество с детьми; - творческая, созидательная направленность на разработку эффективных методик обучения и воспитания.

Ценностные характеристики педагогической деятельности во многом связываются с утвердившимся в общественном сознании образом УЧИТЕЛЯ как носителя духовных, нравственных ценностей; с отношением к его личности как к своего рода эталону.

Среди нравственных характеристик педдеятельности называются : - нравственная мотивация; - нравственный характер общения и взаимодействия учителя с уч-ся; -целостное влияние учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека; -способность учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков; -учитель сам должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры.

Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и нравственной направленности личности педагога определяет сущностные ценностные характеристики учительства как части интеллигенции.

Оцените их значимость в осуществлении педагогической деятельности

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.

В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д.

Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.

Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества - педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

педагогический мастерство воспитание этнокультурный

Ситуация 3. Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании? Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам

Скорее ни одна, ни другая. Первая - перехваливает ребенка, тем самым завышая ему самооценку.

Вторая - напротив унижает, делая самооценку заниженной.

И одной, и другой маме необходимо помочь проанализировать сложившуюся ситуацию и помочь в формировании адекватной самооценки у детей.

Зависимость прямая, т.к. мамы в свою очередь тоже получили определенное воспитание и теперь каждая, как в принципе и ожидалось пытается «построить» путь в жизнь своему ребенку, что далеко не всегда верно.

Просим Вас высказать соответствующую точку зрения, отразить свой взгляд на данную проблему, где главным действующим лицом является социальный педагог. Реальный педагогический процесс полон неожиданностей. В нем часто возникают ситуации, когда социальный педагог стоит перед необходимостью принять решение с учетом этнокультурной толерантности и возрастно-психологического развития детей. Представьте себя на его месте и опишите, как бы Вы действовали. Если можно, то приведите обоснование Ваших действий (ответ выслать в печатном виде).

Воспитание толерантности - фактор, необходимый для осуществления межкультурного взаимодействия при преодолении ксенофобии среди молодежи, так как оно есть и условие, и залог успешного взаимодействия между представителями разных культур. В настоящее время не вызывает никакого сомнения, что успешное общение между этносами немыслимо без толерантности. Толерантность стала составной частью демократического развития общества, она находится в центре внимания в деятельности различных государственных и общественных структур, воспитанием толерантности занимаются и педагоги.

Основой приведенного определения является такое качество человека, как терпимость. Согласно Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, «толерантность» - это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность может проявляться и на уровне политических сил, выражающих готовность к допуску инакомыслия, и на уровне жизни отдельной личности, выражающейся в стремлении переубеждения с помощью аргументов, и в признании позиций противной стороны. В межэтнических отношениях толерантность просто необходима.

О необходимости этнокультурного воспитания говорится в целом ряде государственных документов: так, Закон РФ "Об образовании" в задачах воспитания выделяет следующее: "приобщение молодёжи к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, традиций и обычаев, как своего народа, так и других народов республики".

В настоящее время, обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения.

Целостность и будущность России во многом связана с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к разным этнолингвистическим семьям и группам, исповедают разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. И именно система досуговых учреждений обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых стратегий и подходов в деле формирования у молодежи этнокультурной компетентности. Быть этнокультурно компетентным - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность.

Одна из задач культуры - воспитание позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающих прогресс человечества и условия его самореализации личности. Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на культурно-массовых мероприятиях, направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение молодого человека изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Важной задачей специалистов образовательных учреждений является научить человека осмыслять социальные процессы, анализировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное. Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию самому специалисту учреждения досуга в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть).

Содержание воспитательного воздействия определяется следующими задачами:

·ознакомление с историей и традициями собственного народа;

·ознакомление с историей и традициями народов, составляющих этнокультурное окружение;

·возрождение традиционных промыслов и ремесел;

·популяризация творчества, изучение обрядов и игр народов;

·анализ и выявление общего, частного и особенного в культуре, традициях и истории народов, проживающих на единой территории.

Поиск эффективных путей этнической ориентации личности привел к определению сущностной роли образовательной системы вообще и системы обучения в школе в частности. Модели этнокультурной адаптивности личности, ее гармонизации с окружающим миром строятся на принципах этнокультурного воздействия, которое организуется в высшем учебном заведении путем разработки и внедрения этнокультурных педагогических технологий.

Содержательная сущность работы определяется этнопедагогическим воспитанием и использованием обычаев и традиций воспитательного опыта, знакомством с рукодельными ремеслами и художественно-изобразительным, устным народным творчеством. На этой этнической площадке студенты не изолируется в избранном фрагменте этнокультуры: этнопедагогические механизмы и методика овладения навыками и умениями традиционной культуры призваны продемонстрировать ему возможности их использования в современном социально-культурном процессе. Этому способствуют:

·- игровой принцип освоения информации, обращение к театрализации;

·-осознанное следование принципам устного народного творчества: коллективность, импровизационность, вариативность и синкретизм;

·- создание позитивного психологического реагирования на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей молодежи;

·- регламентация проводимых мероприятий законами календарно-земледельческой и семейно-бытовой циклизации;

·- работа над осознанием и освоением не только приуроченности мероприятия, но и его нравственно-эстетической ценности и практической обусловленности;

·- открытость этнической эстетической модели, предполагающая опору на современные научные отрасли - культурологию, социологию, этнографию.

Этнокультурное воспитание молодежи строится в соответствии с половозрастными особенностями данной возрастной группы и предусматривает использование совокупности воспитательного потенциала традиций русского народа и других народов, проживающих на территории Тверской области в наиболее адекватных формах, методах в различных сферах жизнедеятельности молодежи.

Успешная реализация процесса этнокультурного воспитания молодежи зависит от создания оптимальных социально - педагогических условий, связанных с согласованностью в воспитательной деятельности семьи, школы и конечно культурно-досуговых институтов; использованием многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы; творческим участием в народных праздниках, и участием народных умельцев и мастеров в работе коллективов декоративно-прикладного творчества по национальным видам ремесел и спортивных секций; подготовкой родителей к этнокультурному воспитанию подростков в семье.

Рассмотрев все аспекты этнокультурного воспитания можно сделать следующие выводы: этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание определяется введением в воспитательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у молодежи интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. Анализ социологических исследований указывает на актуальность и значимость проблемы этнокультурного воспитания, которая обусловлена ее недостаточной изученностью с учетом ее специфики в условиях многонациональной территории. Несмотря на внешнюю "беспроблемность" в межэтнических взаимоотношениях, анализ показал, что еще преобладают чувства разобщенности, разрозненности и заботы об интересах только своей этнической общности

Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе молодого человека, «расшевелить» его чувства) и поведенческие нормы (знания, полученные молодым человеком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих двух направлений в этнокультурном воспитании молодежи используются разнообразные средства:

ѕ устное народное творчество;

ѕ художественная литература;

ѕ игра, народная игрушка и национальная кукла;

ѕ декоративно-прикладное искусство, живопись;

ѕ музыка;

ѕ этнические праздники.

Этнокультура рассматривается нами, прежде всего, как одна из сторон существования национальной культуры. Культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, в образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе.

Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранение и трансляция).

Народная художественная культура (или этнохудожественная культура) представлена устным народным творчеством, музыкой, танцами, декоративно-прикладным искусством, фольклорным театром и другими видами художественного творчества этноса. Издревле она неразрывно связана с народными календарными праздниками, с повседневной жизнью и воспитанием.

Региональная культура развивается, питаясь из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния разных культур, а их творческого взаимозаимствования. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.

Задачи, стоящие перед педагогическими учреждениями:

Средствами народоведения приобщать молодежь к общечеловеческим ценностям (к нравственным, моральным, этическим правилам и нормам, эстетическим чувствам и отношениям), объединяющим всех людей Земли, страны, региона.

Создавать благоприятные условия в учреждении для одновременного восприятия молодежью общечеловеческих ценностей и культур нескольких народов, сосуществующих продолжительное время в едином культурном пространстве региона, формируя в них чувство эмпатии, приятия и толерантности (терпимости) к общности и разности культур, понимание равнозначности и равноправия существования их в современном мире. Также для успешного осуществления межкультурного общения представители молодежной группы должны иметь высокий уровень общей культуры, хорошо знать культуру своей страны. Этнокультурные помехи могут возникать не только в условиях непосредственного, но и опосредованного межкультурного общения, когда отсутствие необходимых знаний может привести к случаям этнолингвистической функциональной неграмотности.

Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

В России же в соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет и Постановлением от 23 июня 1999 г. № 4187-II ГД О Федеральном законе «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации»: «Молодежь (молодые люди) - проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет». Постановление от 23 июня 1999 г. № 4187-II ГД О Федеральном законе «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации».

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

Молодёжь характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон жизнедеятельности общества (идея исходит из представлений общества вообще как некого социального организма). Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. На сегодняшний день в кругах социологов утвердился взгляд на молодежь как на референтную социально-демографическую группу, важнейшими признаками которой большинство авторов считают возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные тем и другим социально-психологические качества, что позволяет говорить о многоуровневом анализе молодежи как социального феномена. Один из видных отечественных исследователей проблем молодого поколения С.Н. Иконникова выделила три уровня описания молодежи как общественного явления: Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально - психологический анализ. - М., 1998.

индивидуально-психологический - соотнесение с конкретным человеком;

социально-психологический - описание наиболее существенных свойств, качеств, интересов отдельных групп;

социологический - описание места молодежи в системе социальной структуре общества, материального и духовного производства.

Для начала я разделю данную социальную группу на две возрастные категории юность - с 14 до 17 лет и молодость с 18-20 до 30 лет. Нам кажется, что данная возрастная градация как можно лучше подходит для нашего исследования.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других - относят к юности.

-16 лет - переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям. Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, иногда - внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.

Юность - завершающий этап первичной социализации, однако социальный статус юношества неоднороден. Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений.

Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников продолжает оставаться школа. В школе статус современного старшеклассника неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой - по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан, безусловно, выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их. Отношение старшеклассника к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность.

В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности, ответственности за ее процесс и результаты. Л.И. Божович определяет данный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием. Период юности - это период самоопределения.

Выбор профессии и типа учебного заведение неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально - психологических различий.

Как протекает процесс развития в ранней юности? Встречаются четыре варианта развития. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. К полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, - по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.

Третий вариант развития - это быстрые, скачкообразные изменения, которые, благодаря высокому уровню саморегуляции, хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.

Четвертый вариант развития связан с особенно мучительными поисками своего пути. Недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Такие дети не уверены в себе и себя плохо понимают. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. Вступив во взрослую жизнь, они еще долго не обретают устойчивого положения.

Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, то общение с друзьями остается интимно-личностным. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками - представителями противоположного пола.

Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы, которые обсуждаются с родителями.

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. К старшему школьному возрасту происходит усвоение многих научных понятий, совершенствование умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Это означает сформированность теоретического или словесно - логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы. Ранний юношеский возраст являются достаточно сензитивными для развития всего комплекса разнообразных способностей, и их практическое использование влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста увеличиваются.

Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной период приходится ряд новообразований в структуре личности - в нравственной сфере, мировоззренческой, существенно изменяются особенности общения со взрослыми и сверстниками.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность в ситуациях общения с разными людьми. Период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая часть времени приходится на общение со сверстниками.

В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми. В ранней юности по сравнению с отрочеством снижается острота межличностных конфликтов и в меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Отношения становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. Старшеклассники начинают больше прислушиваться к советам родителей и учителей, с большим доверием относятся к ним.

На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали - конвенциональный (по Колбергу). Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются взрослые - учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения у сверстников, то старшеклассник больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.

Вообще юность - период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение.

Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

Подростковый кризис - пик переходного периода от детства к взрослости. Кризисный характер этого периода показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности.

Подростковый возраст - период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.

Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря, неуравновешенность. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового возраста. В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ - кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву - происходит мутация голоса. На психическое состояние подростков оказывает заметное влияние разница в темпах индивидуального физического роста и физиологического развития.

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Развитие речи. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Подросток сензитивен к словесному творчеству.

Определение возрастных границ молодости, как и решение многих проблем, относящихся к «молодежным», до сих пор остается предметом научных дискуссий. У современной психологии данных о специфических именно для молодости закономерностях несравнимо меньше, чем информации о развитии в детских возрастах. Показательно даже то, что в отличие от детской психологии или геронтопсихологии у психологии молодости нет общепринятого в науке «имени», а в общественном мнении вообще бытует слишком расширительное понимание молодости (до 40 лет), когда к нему относят и «молодого ученого» за тридцать, и «молодого поэта» за сорок, и даже «молодого режиссера» за пятьдесят. Тем не менее, период от 18-2- до 30 лет изучается в последнее время более интенсивно, поскольку это - один из продуктивных и смыслонасыщенных возрастов человека. От предыдущего юношеского периода молодость отличается тем, что в ней заканчивается общесоматическое развитие, достигают своего оптимума физическое и половое созревание. Во многих странах возраст в 21 год (совершеннолетие) считается возрастом обретения самостоятельности и ответственности за себя и собственные поступки. Многие авторы отмечают, что юность, молодость и взрослость постепенно проникают друг в друга: если сначала в молодости преобладают юношеские черты, то к 30 годам они замещаются характеристиками взрослости.

Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное и ценностное чувство, исчезают сомнения и переживание временности юности; человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода (как это было на всех предыдущих ступенях развития). Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к личностной экспансии, к самовыражению. В первую очередь эти тенденции отчетливо проявляются в выборе профессии, осуществлении профессионального самоопределения и начале самостоятельной профессиональной карьеры.

Время молодости для многих - это еще и пора ученичества, время обретения профессии, начала трудовой деятельности и связанных с этим изменений социального статуса: начало самостоятельной трудовой деятельности создает основу для экономического отделения от родительской семьи, а реализация себя в выбранной профессии - возможность творческих достижений.

Смысл жизни - одна из основных категорий, которыми оперирует молодость. Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное.

В молодости впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на рефлексию, и соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста.

В эмоциональном плане для молодого человека самопринятие - важнейшее условие самореализации. В молодости человек способен отнестись к себе реалистично и критично, принять минусы своего характера, внешности, недостаточную развитость каких-либо способностей и одновременно научиться использовать плюсы и выгодные стороны своей личности и характера, обратить их на пользу своему развитию.

Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей - оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Приспособление же к обстоятельствам в молодости свидетельствует о неспособности овладеть своей жизнью, о пассивной стратегии - человек по разным причинам отрезает или суживает для себя пути самореализации. В этом случае в жизни начинает преобладать линия внешних событий, размываются жизненные цели, придающие целостность действиям, исчезает план внутреннего волеизъявления; человек становится менее интересным и менее индивидуальным. Цель его жизни сводится к тому, чтобы удержать достигнутую жизненную позицию: обеспечить жизнь семьи в бытовом отношении, сохранить работу, поддерживать сложившийся круг общения и т.п.

Но для молодости нет ничего пагубнее, чем эта «экзистенциальная монотонность» вынужденная одинаковость, бессобытийность жизни. С нее может начаться деградация личности, хотя и в незаметных для самого человека формах.

Подводя итоги можно сказать, что отличительное социальное качество каждого нового поколения молодежи (или отдельных ее групп) определяются особенностями личностной, предметной и процессуальной сторон ее конкретно-исторического бытия, обусловливающих способность унаследовать, воспроизводить и совершенствовать социальную структуру общества. В рамках рассмотренных подходов существует множество дефиниций молодежи, отражающих в большей или меньшей степени те или иные стороны жизнедеятельности этой социальной группы. В своем стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодежных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодежных проблем возникает на фоне противостояния молодежь - общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодежи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения ее отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).

Последний век ушедшего тысячелетия со всей очевидностью продемонстрировал, что межнациональные отношения являются не только постоянно углубляющимися болевой проблемой человечества, но и такой неуправляемой, развитие которой приводит людей Земли к глобальным катаклизмам. Есть лишь один инструмент управления этой проблемой - это этнокультурное воспитание, которое является одним из приоритетных в системе воспитания. Этнокультурный материал, аккумулирующий в себе огромный исторический, духовный и нравственный опыт, представления народа о мире и человеке, способствует процессу становления и воспитания личности на традициях культуры этноса, осмыслению ею своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве, сочетающем моноэтническую глубину родной культуры и полиэтническую широту.

Межнациональные отношения в молодежной среде имеют свои характерные, специфические черты. Если в детском, а затем в подростковом возрасте межнациональные отношения, противоречия не занимают большого места, то с годами, по мере взросления и до 30 лет, обострение противоречий, непонимание, националистические настроения возрастают.

Этнокультурное воспитание как целостный педагогический процесс передачи подрастающему поколению традиций, социальных норм и культурных ценностей этноса является неотъемлемой частью процесса становления личности человека, оказывает влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое и физическое развитие. Одна из определяющих ролей в сохранении и развитии национально-культурных и культурно-исторических традиций народов России отводится социально-культурным учреждениям. В них этнокультурное воспитание молодежи реализуется в социокультурной деятельности культурно-досуговых учреждений.

Социальная адаптация молодежи на основе этнокультурных традиций осуществляется в различных сферах, в том числе в условиях досуга с использованием знаний социально-психологических особенностей данной возрастной группы.

Список литературы

1.Азаров Ю. Искусство воспитывать. М, 1978

2. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992. - С. 92

3. Гришин Э. Книга для учителя. Владимир, 1976

. Котигер Я., В.Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.

. Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая этика. Минск, 1986

. Чернокозов И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988

. Чернокозова В., Чернокозов И. Этика учителя. Киев, 1973

Похожие работы на - Виды и уровни педагогической деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!