Освещение нравственной проблематики в современной журнальной периодике (на примере журналов 'Роман-газета', 'Москва', 'Огонек', 'Русский репортер')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,73 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Освещение нравственной проблематики в современной журнальной периодике (на примере журналов 'Роман-газета', 'Москва', 'Огонек', 'Русский репортер')

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО КубГУ)

Кафедра публицистики и журналистского мастерства





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

ОСВЕЩЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛОВ: «РОМАН-ГАЗЕТА», «МОСКВА», «ОГОНЕК», «РУССКИЙ РЕПОРТЕР»)


Работу выполнила Ю.В. Улицкая

Факультет журналистики

Направление 42.03.02 Журналистика, ОФО

Научный руководитель: кандидат филологических наук

доцент Е.П. Лынова

Нормоконтролер: лаборант А.В. Скрыпникова

Краснодар 2015

Содержание

Введение

. Деонтология журналистики как актуальное понятие

.1 Этические нормы поведения журналиста

.2 Социальная позиция журналиста

Выводы по главе 1

. Нравственные аспекты журнальной периодики (на примере журналов: «Наш современник», «Москва», «Огонек», «Русский репортер»)

.1 Своеобразие воплощения моральных принципов в журналах: «Наш современник», «Москва», «Огонек», «Русский репортер»

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Нравственность и журналистика, понятия неразрывно связанные друг с другом. Профессия предоставляет журналисту право и наделяет его обязанностью вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивают интересы многих. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характеристика ситуации, даже настроение материала - в каждой из этих операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. Таким образом, моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала и до конца предстает, как нравственная по своему характеру деятельность.

Отсюда и вытекает необходимость существования особой профессиональной этики, которая будет регламентировать поведение морального сознания журналиста. Ее основная функция состоит в том, чтобы согласовывать интересы читателя и издателя, смягчать противоречия между двумя видами деятельности, из которых складывается журналистика, не допускать конфликта между потребностью аудитории в правдивой информации и задачами воздействия на нее, диктуемыми издателем. В любом обществе это трудный компромисс, но в нем всегда есть граница, которую нельзя нарушать - правда.

Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение, а значит оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта. Поэтому в своей работе журналист всегда должен отдавать отчет в своих действиях, осознавать, что на нем лежит ответственность, за его работу. Он ответственен не только перед обществом в лице его конституционных институтов, самый главный судья - это читатель.

В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его поведения, она помогает сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, ведет на благородные мотивы служения общественному благу.

Основные профессионально - нравственные ценности и нормы поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве.

Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время журналисты очень часто пренебрегают социально-нравственными нормами в своей работе. Пользуясь тем, что журналистика имеет определенный рычаг управления, злоупотребляют рабочим положением в личных целях: внушают выгодную изданию информацию, пропагандируют ложные ценности, занимаются «желтухой», способствуют нравственному разложению общества.

Поэтому, на примере анализа материалов нескольких изданий были выявлены качества, которыми должен обладать настоящий профессионал, для того, чтобы его работа была направлена не возрождение морально-этических качеств, поддержание русских традиций и культуры, укрепление патриотизма.

Научная новизна состоит в том, что впервые с точки зрения деонтологии подвергаются анализу материалы следующих журналов: «Роман-газета», «Москва», «Огонек», «Русский репортер».

определить актуальные социально-нравственные проблемы и задачи в сфере журнальной периодики;

обосновать необходимость наличия профессиональной этики у журналиста для выстраивания позитивного имиджа страны на примере журнальной периодики;

выявить негативные издания, работа которых несет угрозу для общественного развития;

определить основные направления деятельности журналов, по воспитанию нравственности и морали общества.

Степень научной разработанности проблемы. В условиях информационной зависимости заметно возрос научный интерес к проблемам воздействия журналистских материалов на сознание людей. Материалы на подобные темы можно найти в работах таких авторов, как: Прохоров Е.П. «Введение в теорию журналистики»; Лазутина Г.В. «Профессиональная этика журналиста.»; Вайонен Н. «Не стынет уже кровь, кипят одни чернила».

Объектом исследования выступают социально-нравственные аспекты журнальной периодики. Предмет исследования: контент-анализ изданий «Роман-газета», «Москва», «Огонек», «Русский репортер».

Цель работы: проанализировать материалы данных журналов с точки зрения морально-нравственных принципов.

В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд взаимосвязанных задач:

охарактеризовать выбранные журналы в качестве примера;

установить разницу между ними, выявить положительные и отрицательные направления работы изданий;

проследить как понятие деонтологии журналистики проявляется в работе этих журналов;

охарактеризовать социальную позицию журналистов данных журналов.

Методологической основой исследования стал системный подход. На его основе были изучены нормы социально-нравственного и этического поведения журналиста, которые обеспечивают формирование моральных ценностей у аудитории. Важную роль в решении поставленных задач сыграло применение системного подхода, что позволило осмыслить объект исследования с точки зрения его структуры, элементов, функций и целей. А сравнительный анализ журналов: «Роман-газета», «Москва», «Огонек», «Русский репортер» - позволил наглядно продемонстрировать существенные различия в тематической направленности и наполнении изданий.

Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав (первая - «Деонтология журналистики как актуальное понятие», вторая - «Нравственные аспекты журнальной периодики»), заключения, списка использованной литературы и 3 приложений.

Каждая глава включает подглавы. Глава «Деонтология журналистики как актуальное понятие» включает: «Этические нормы поведения журналиста», «Социальная позиция журналиста. Глава «Нравственные аспекты журнальной периодики»: «Нравственные принципы журналистики». В заключении сделаны выводы и предложены рекомендации.

Общий объем работы - 63 страницы, включая приложения.

1. Деонтология журналистики как актуальное понятие

Основой функционирования средств массовой информации в правовом государстве является свобода массовой информации. Но любая свобода никогда не бывает беспредельной, она должна сопрягаться с ответственностью - правовой и этической. Чем больше свободы действий, а значит и возможностей влиять на общественную жизнь предоставлено журналистике, тем выше мера ее ответственности за характер и последствия использования этой свободы. И каждый журналист, выполняя свой профессиональный долг, обязан отвечать на требования, предъявляемые к журналистике, своим творчеством, достоверными, объективными публикациями, которые никто не смог бы опровергнуть.

То есть журналист должен обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать Кодекс этики. И, конечно, правильно толковать и применять основные положения законов и подзаконных актов, которые сегодня составляют богатое правовое поле российской журналистики.

В условиях идеологического, политического, научного плюрализма систем, появилась потребность в выработке основы конкретных знаний. Знаний об общественном долге, о требованиях, выдвигаемых к профессии, следовательно, и к обязанностям и правам людей, изучение этих проблем входит в число задач относительно нового витка в науке - деонтологии.

Проблемы деонтологии волнуют многих представителей гуманитарной мысли. Сюда можно отнести: юристов, ученых, журналистов, озабоченных состоянием СМИ. Обо всем этом свидетельствует обширная разработка проблем права в сфере СМИ, большое внимание к проблемам в журналистской этике.

Стоит привести несколько определений понятия «деонтология журналистики», которые даются в «Энциклопедическом словаре СМИ» Князева А.А.:

Это «система требований, норм, принципов должного профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответственного поведения работников СМИ» [16].

Это «совокупность «обслуживающих» журналистский долг обязанностей и норм их выполнения вне зависимости от их осознания, как некоей системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действующих в той или иной ситуации» [16].

Это «раздел этики, рассматривающий проблемы долга и ответственности, нравственных принципов поведения. Актуальность этих проблем для журналистики фиксируется в исследованиях по коммуникативистике, в основном сторонниками теории социальной ответственности. Новые грани этой проблемы начали возникать в условиях развития мультимедиа и информационных супермагистралей, когда переосмыслению стали подвергаться многие коренные понятия, например, авторство или текст» [16].

Отсюда можно прийти к выводу, что ученые дают примерно одинаковое толкование термину. Для всех трактовок характерными и ключевыми моментами являются такие слова, как «ответственность», «нравственность», «долг», «нормы».

Как мы видим, основная категория деонтологии - должное, то есть то, что понимается само собой, но каждый для себя принимает это по-разному. Тут перед журналистом встает выбор, который определяет основу мировоззрения каждого отдельно взятого журналиста.

Как показывает практика, термин очень медленно входит в общее употребление и понимается, как система знаний о «надлежащем» поведении специалиста в определенной сфере деятельности, как наука о профессиональном поведении создателя средств массовой информации, о его взаимоотношениях с людьми, его моральном облике.

Деонтология журналистики не является самостоятельной дисциплиной в высших учебных заведениях. Но, несмотря на это, в ней заложены ответы на многие вопросы, которые изучаются по частям и деталям совместно с другими темами в дисциплине «теория журналистики». И изучение ее через призму деонтологии, на наш взгляд, поможет открыть новые пути совершенствования знаний, журналистской практики, а это особенно важно в настоящий период.

Многие ученые, упоминая недостаточную изученность и необходимость разработки данной проблемы, доказывают, что любые, даже малейшие попытки изучения деонтологии журналистики содержат в себе крупицы знаний. Этот вопрос достаточно актуален в настоящее время, когда журналистика постепенно становится отражением дисгармонии социальных связей, нестабильности положения человека в мире.

Данный аспект требует более детального изучения, так как демонстрирует ответственное отношение авторов текстов к своему профессиональному долгу. В последнее время вызывает беспокойство большой интерес у журналистов к криминальной стороне общественных проблем. А, как известно, на адресата действуют не только образы насилия, но и язык вражды, которым пользуются СМИ.

Журналист Никита Вайонен, размышляя о современных СМИ, высказывает мнение, что многие его коллеги чересчур увлекаются описанием «темных красок и тонов»: «Рисуемая ими совокупная картина российской действительности настолько уродлива, а создаваемое общими усилиями настроение настолько катастрофично, что остается лишь диву даваться, как мы все еще живы» [3, с.115].

Стоит перелистать подшивки известных журналов, чтобы увидеть мир глазами людей, которые несут определенную ответственность за правильное восприятие аудиторией происходящих вокруг событий, создание общественного мнения, формирование социально-нравственных ориентиров. Возможно, некоторые журналисты показывают читателю картину мира в мрачных тонах.

В основном, в журналах для массового читателя встречаются статьи, где журналисты, смакуя информацию об убийствах тщательно описывают насилие в разных его проявлениях. В пример можно привести журнал «Русский репортер», где в №7 за 5-19 марта 2015 года, в материале под названием «Борис II. Как жил и ради чего умер человек, который чуть было не стал президентом России». В этом материале автор не просто описывает жизнь главного героя, но и воспроизводит сцены его убийства: «Через три часа на Большом Москворецком мосту прозвучало шесть выстрелов, и на следующий день российское телевидение заговорило о политике Немцова».

Любой сюжет о заказном убийстве в СМИ советской эпохи стал бы сенсацией, но в наши дни - это такая же обыденность, как информация о досрочном выполнении плановых заданий в печатных СМИ того периода. Обязательное наполнение журналов криминальными фактами в массовом издании объясняется журналистами большим интересом народа к этой проблеме.

Журналы стараются рассказать о происшествиях во всех мельчайших подробностях. Ярким подтверждением данной мысли может послужить даже поверхностный анализ целого ряда подшивок журналов «Огонек» и «Русский репортер» последних лет, лишь в немногих номерах нет информации на криминальную тему. И такие выражения, как: «прилетела вертушка и начала обстреливать», «взяли и расстреляли своих», «самоощущение православного воинства здесь в воздухе», «захват зданий - это тоже чистая зеркалка, заимствование технологий врага», «штурмовать здание», «наших бьют», «нужны новые жертвы» - привычны для этих изданий.

Разница между журналами только в том, что одно издание останавливается на кратких сводках «плохих» новостей, а другое отводит этой теме несколько полос. Например, материал газеты «Русский репортер» №7 за 5-19 марта 2015 года, своей описательностью заставляет не только представлять страшное убийство, но и ужасаться жестокости людей. Статья под заголовком «Перемирие без примирения», казалось бы, довольно, безобидные фотографии, вполне приемлемый, с этической точки зрения, лид, но начиная читать сам материал, становится не по себе: «Они ему сначала пластиковую трубку засунули в… ну, в попу, в общем, а потом через нее колючую проволоку ввели внутрь. Трубку высунули, а проволока осталась».

Внимание читателя всегда привлекают, как правило, необычные, броские заголовки, но авторы не всегда видят грань моральной дозволенности и от многих из них уже при первом взгляде становится не по себе. В качестве примера можно привести названия некоторых статей журналов регионального уровня (стоит подчеркнуть, не изданий, которые специализируются на криминальных новостях, а именно на популярных еженедельниках для массовой аудитории): «Перестрелка в центре города», «Труп в кустах», «Несчастные случаи недели», «Громкое убийство», «Нож в сердце», «Нападение на банк», «Нападение на школьника», «Грабят пенсионеров», «Кровавые посиделки», «Приговор убийцам», «Обвал на шахте», «Нелепость и убийство» и тому подобное.

Поэтому все чаще исследователи стиля и языка СМИ, психологи поднимают вопрос о том, что использование «негативных» заголовков нужно отнести к несоблюдению профессиональной этики журналиста. Они считают, что привлекая общественное внимание к безобразным явлениям действительности, авторы, сами того не подозревая, приучают читателя к обыденности негативных явлений. Еще, информация, которую узнает читатель, может повлиять деструктивно на сознание и подсознание, а в итоге и на поведение человека.

Люди становятся все более зависимыми от средств массовой коммуникации. Как утверждают психологи, на это оказывает влияние и количество публикаций, и их объем, и структура, и содержание. Подобная информация, которая получается периодически, может повлиять на психику читателя, на видение картины мира.

Обязательное наличие криминальных материалов в массовом издании объясняется журналистами, как повышенный интерес людей к этой проблеме. Иногда отдельные факты подаются как следствие необычных стечений обстоятельств, интересный поворот событий в драматургии авторского повествования.

Делается это, видимо, с целью оживить текст, сделать более «читабельным», факту пытаются придать вид «житейской истории», в которой стиль, по задумке автора, должен быть захватывающим, схожим с увлекательным детективом.

Здесь, как правило, журналисты используют бытовой язык: «хлопнули» особо крупную партию наркотиков», «совесть замучила душегуба», «сыщики замели 20-летнего парня», «мужчина измолотил благоверную», сюда можно отнести и просторечные слова и жаргонизмы: кинуть, отмывать, наезжать, развести, наркоши, хлопнуть, разборки и т.д.

Часто такие факты с подробностями и мелкими деталями авторы подают как следствие интересных стечений обстоятельств или неожиданный поворот событий:

ПРИМЕР 1: «С трубой наперевес встретил в родном подъезде 40-летнюю предпринимательницу молодой незнакомец. Дело было в минувшую субботу. Угрожая женщине железякой, парень отнял у нее сумку. После чего убежал. Но бегал недолго. Стражи порядка задержали его спустя пару часов после преступления».

ПРИМЕР 2: «Проверить качество распиваемого спирта решил в прошлую субботу сорокачетырехлетний житель города Шахтинска. В процессе поглощения «огненной воды» совместно со своей сожительницей преклонного возраста он вспылил и облил последнюю спиртом, после чего зажег спичку и поднес ее к женщине. Спирт оказался на редкость качественным и тут же вспыхнул. В результате доморощенных химико-физических опытов пенсионерку с многочисленными ожогами различной степени тяжести госпитализировали в местную больницу».

Пользуясь в этом, так называемом, криминально-развлекательном жанре бытовым языком, просторечными и жаргонными словами, авторы явно, как будто даже бравируют своим «легким» стилем. Но такой тип изображения действительности иначе, как глумлением над трагическими фактами не назовешь.

«По размерам печатной площади криминал уступает, пожалуй, только политике. … Сделавшись расхожей монетой развлекухи, преступность становится в читательском восприятии чем-то обыденным, привычным, как гололед или слякоть» [5, с.50], - отмечает журналист Никита Вайонен.

Но стоит задуматься, что такое описание совершения преступлений, убийств и насилия, кровавых разборок, смакование деталей, публикация крупным планом орудий преступления, характеризующих особую жестокость маньяков, способствует не просто нагнетанию брутальности, но и агрессивности общества, что осуждается во всем мире.

Еще одна важная тема, касаемая деонтологии журналистики - частная жизнь, а точнее - вторжение в нее. Она актуальна не только в текстовом виде, сегодня ни одна статья, которая описывает личную жизнь человека, просто не мыслима без фотографий. Но при этом регулировать действия фотожурналиста должен всем известный тезис: «не навреди».

Нередко, открывая популярный еженедельник для массового читателя, мы наблюдаем направленное прямо на читателя оружие или же страшные зрелища растерзанных трупов, фотографии частей человеческого тела, шокирующие человеческую психику. Иногда это фото крупных планов, нередко с указанием имен и фамилий. В то время как кодексы большинства государств мира запрещают использовать изображение гражданина без его согласия или согласия родственников.

Этическая проблема в сфере фотожурналистики появилась с отменой цензуры. В советское время говорить о фотографиях порочащих честь или нагнетающих страх и ужас было даже неуместно. Вряд ли они могли появиться в СМИ.

С одной стороны, конечно, журналисты должны рассказывать читателям о происшествиях, о трагических событиях, показывать социальную значимость событий, но с другой стороны фотограф снимает беззащитного человека (чаще всего это даже не публичное лицо) в процессе его страдания, горя, что может нанести душевную травму, как самому изображенному человеку, так и его родственникам. Поэтому фотографии, сопровождающие материал, не должны переходить моральные и этические нормы.

Но зачастую, камера фотографа бездумно фиксирует события и явления. Человек, направляющий ее, или редактор, дающий согласие на публикацию снимков, однозначно, должны не только быть чуткими к тем, кто пережил трагедию, горе или потерю близких, но и помнить о правовой ответственности за свои действия и моральной ответственности перед изображенным на фотографии, его родственниками и близкими. А также и перед читателями, которых незаметно приучают терпимо относиться к жестокости, так как аналогичные снимки появляются из номера в номер.

Фотография в СМИ является носителем информации. Необоснованное ее использование в верстке материала, небрежно составленный и сверстанный материал расценивается как проявление неуважения к аудитории. Но еще хуже, когда недостаток лексического запаса журналистов приводит к нелогичным, некорректным подписям под снимками, больше похожим на черный юмор. В то время, как описание происшествий, да еще с трагическим исходом, требует от журналистов особой деликатности и точного выбора слов.

Материал под заголовком «Угнанный «БМВ» сгорел в кювете» дополняет фотография, где изображена женщина, стоящая перед небольшой кучкой железа. Под снимком подпись: «Хозяйка сразу узнала свой «БМВ».

Под другой фотографией к публикации, озаглавленной «Котлованы смерти», где автор рассказывает трагическую историю о гибели целой семьи, подпись: «Дом, в котором проживала скамья Красько».

Что должны чувствовать родственники погибших, увидев такие публикации и снимки? Надо ли говорить о том, что журналист должен быть чутким к тем, кто пережил трагедию, горе, или потерю близких?

1.1Этические нормы поведения журналиста

Наравне с гражданской ответственностью в журналистике создаются принципы, нормы и правила этической ответственности. Этика (от греч. «Обычай») - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали, как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей.

В отличие, от юридических норм, требования морали как одного из регуляторов поведения не формулируются в законодательных актах. Они создаются в процессе общественной практики, их выполнение контролируется общественным мнением, общественными (в журналистике - журналистскими) организациями, трудовыми коллективами.

Профессиональная этика журналиста - это юридически незафиксированные, но принятые в журналистской среде моральные предписания - нормы, принципы и правила нравственного поведения журналиста, они поддерживаются силой общественного мнения и профессионально-творческими организациями.

В основе этих предписаний лежит представление о лучшем, с этической точки зрения, выполнении профессионального долга в рамках принятых в обществе представлениях о добре и зле в применении их к работе журналиста.

Соблюдение этических норм находится под контролем как «изнутри», так и «извне». «Изнутри» - это, собственно, совесть журналиста, она заставляет переживать стыд, самоосуждение, или вызывает гордость, удовлетворение. «Извне» - здесь действуют журналистские организации, общественный контроль за соблюдением журналистами этических принципов.

Жесткие и неоднократные сознательные нарушения этих требований ставят нарушителя вне рядов журналистского корпуса. Каждый вступающий в Союз журналистов России обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Рассмотрим главные принципы этического поведения журналиста, предлагаемые Лазутиной Г.В. в ее учебном пособии «Профессиональная этика журналиста»:

.Принцип первый: обязательное соблюдение приоритета общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей, проявление во всех случаях профессионального поведения гражданской зрелости.

. Принцип второй: обязательное соблюдение международных правовых актов и законов своей страны, соблюдать права человека, проявлять уважение к демократическим институтам общества.

Журналистика не только информационный посредник в процессах укрепления правозащиты и правопорядка, она и сама играет роль силы, осуществляющей эту работу. А для того чтобы журналист справлялся с ней лучшим образом, он должен демонстрировать на своем примере умение действовать в согласии с законами, уважительно относиться к правам человека, а также ко всем демократическим институтам, которые призваны быть гарантами соблюдения этих прав.

. Принцип третий: обязательное соблюдение общепринятых норм морали, стандартов культуры взаимоотношений, проявление глубокой человеческой порядочности, воспитанности, уважения к чести и достоинству личности. Положение журналиста в обществе таково, что он всегда привлекает к себе внимание, хочет того или нет, он воздействует на аудиторию не только своими текстами. Любое его слово, жест, выражение лица и даже взгляд могут стать зарождением «вирусов», добрых или злых - это зависит от уровня его моральности и культуры [22, с. 98-99].

Сегодня направлять журналистов на соблюдение этого принципа - задача очень важная. Так как в период активного развития информационного рынка, постоянного возникновения новых СМИ и стремительного совершенствования электронной техники, журналистская среда интенсивно пополняется людьми из различных отраслей деятельности.

Для многих из них профессионально-нравственные ценности журналистики - совсем не факт, а мнение о свободе творчества не имеет ничего общего с грамотным профессиональным представлением. Но ведь самой большой гарантией от вольного или невольного произвола может быть, как раз высокий уровень порядочности и культуры журналиста.

. Принцип четвертый: обязательное выполнение всех профессиональных действий обдуманно, тщательно, честно, проявлять добросовестность и настойчивость, при необходимости - мужество.

Этот принцип тесно связан с предыдущим и по сути дела, он является детализацией третьего принципа, но детализацией определенного рода. Содержащиеся в нем предписания обращаются к предписаниям трудовой морали, а она представляет собой особый блок моральной установки, который возник для того, чтобы закрепить в поведении человека добросовестное отношение к труду, независимо от его места в социуме.

Особенность профессионально-нравственных принципов - это их универсальный характер. Работает журналист с источниками информации или выходит на контакт с действующими лицами будущих публикаций, или обращается к аудитории, во всех этих случаях, если он достойный профессионал, то сознательно или бессознательно будет опираться на рассмотренные принципы.

Это профессиональные нравственные заповеди, если журналист будет им следовать, то никогда не потеряет чувства ответственности, не уронит своего профессионального достоинства, не запятнает чести, в общем, будет жить в ладу с совестью.

Общие этические принципы находят воплощение и становятся правилами и запретами в тех случаях, когда обычны для практической деятельности журналиста, а именно, в отношениях, которые предлагает Прохоров Е.П. в своей книге «Введение в теорию журналистики»:

журналист - аудитория;

журналист - источник информации;

журналист - персонаж его произведения;

журналист - автор;

журналист - редактор;

журналист - редакционный коллектив;

журналист - коллеги по профессии.

Этические нормы в сфере отношений «журналист - аудитория» носят объединяющий характер разных частей в единое целое, т.е. здесь подытоживается мера нравственности поведения журналиста в других сферах деятельности, более четко проявляется морально-этический уровень его сознания и поведения. Но прежде всего, это нравственная обязанность, когда журналист представляя свою аудиторию, должен выполнять долг перед ней в полном удовлетворении ее потребностей и интересов в сфере информации. [27, с. 73]

Нужно помнить, что журналист творит для аудитории, каждый раз, перед написанием материала нужно обдумывать: способно ли произведение заинтересовать аудиторию, необходимо ли это произведение аудитории, удовлетворяет ли ее информационные потребности, не отложит ли читатель номер?

Наряду с этими вопросами журналист, понимающий свою нравственную ответственность перед аудиторией, должен решать и еще ряд вопросов. Такие, как: правильно ли будет воспринята информация аудиторией и воспримется аргументация, насколько продвинется аудитория в осознании действительности благодаря проделанной работе автора? Ведь даже небольшое смещение акцентов, не говоря уже об «очернительстве», является прямым нарушением этических обязательств.

Еще одним пунктом в ряду этических обязанностей журналиста является позиция наставника, в которой высокомерное отношение неприемлемо. Между аудиторией и журналистом должен состояться серьезный, доступный, честный, разговор. Умение вести за собой аудиторию, участвовать в ее развитии - необходимые требование этики.

Если же попытаться определить этическую норму в сфере «журналист - аудитория» одним словом, то, скорей всего, этим словом будет «добросовестность». Которая у этически разборчивого журналиста проявляется в отношении и фактов, и мнений.

Что касается фактов, то требования для всех журналистов общие: полнота, доступность, правдивость.

Сложней с мнениями, т.к. интерпретация событий или фактов в какой-то мере связана и с общечеловеческими, и с групповыми ценностями, личностными стремлениями и идеалами. Поэтому, очень важно выяснить, в чем суть позиции журналиста.

Большое количество этических норм регламентирует отношения «журналист - источник информации». И как пишет Прохоров Е.П. в учебном пособии «Введение в теорию журналистики», эти отношения определяют формы получения и использования сведений, которыми владеет частное или официальное лицо. Контакт журналиста с источником информации может носить «открытый» характер - перед носителем информации журналист предстает как официальный сотрудник СМИ и сообщает о своих намерения. Или «скрытый» - когда журналист меняет профессию, на роль водителя такси, проводника, продавца и т.д. Рассматривается еще один вариант «скрытого» характера - незнание аудитории о присутствии журналиста, в то время, когда он для своих расследований использует скрытую камеру, микрофон и т.д.

Стоит отметить, что получая сведения, изучая суть событий и поступков, расследуя обстоятельства - необходимо вести себя беспристрастно, не следует торопиться с личными выводами и давать оценку «за» или «против» на ту или иную тему, до тех пор, пока не будет уверенности в том, что собрано достаточное количество доказательств. Очень важно, чтобы журналист обладал таким качеством, как «тактичность», которая должна проявляться в любой его работе.

Такт (от лат. «Прикосновение») - чувство меры, подсказывающее соответствующее ситуации поведение, умение держать себя подобающим образом, общаться с людьми, учитывая их положение, представление о должном, принятых нормах поведения и в то же время сохраняя собственное достоинство и «оберегая» уважение общественности к профессии [27, с. 103].

Стоит отметить, что соблюдение такта может проявляться в манере разговора журналиста и реципиента, умении учесть состояние собеседника, заинтересовать его внимание и вывести на диалог, умении слушать и вести так, чтобы в ходе беседы расположить человека к себе.

Еще одним пунктом тактичности является подготовленность журналиста к беседе. Он не будет ее проводить, если предварительно не собрана информация о собеседнике (в случае, если это возможно), плюс, не станет задавать вопросы в том, в чем некомпетентен, и может выдать поверхностную информацию. Очень важно в процессе беседы выслушать все, что хочет сказать собеседник, но, не прерывая и останавливая его, а тактично направляя течение разговора в нужное для себя русло.

Далее, ряд этических проблем продолжает возникать и при использовании полученной информации. Зачастую, сообщая журналисту сведения, собеседник предупреждает, что информация не для публикации, или же просит, чтобы опубликованные материалы вышли без ссылки на источник. Такие требования обязательно должны быть исполнены, за исключением случаев, когда его свидетельствования имеют большую общественную важность или представляют интерес для органов правосудия. Если же недобросовестный журналист переступит через просьбы собеседника, то это может сказаться на его имидже и в дальнейшем человек попросту перестанет с ним сотрудничать.

Даже в тех случаях, когда журналисту дано согласие информанта на публикацию сведений, он обязан тщательно продумать, необходимо ли и в какой форме их пускать в публикацию. Так как согласие интервьюируемого может быть дано по незнанию возможных для него негативных последствий. А журналист должен это все обдумывать, чтобы избежать нежелательных последствий. А сведений, полученных путем скрытого наблюдения, касается в первую очередь.

Нормы в отношениях «журналист - персонаж» также находят определенные этические проблемы. Частично эти отношения находят отражения в предыдущем, в таких моментах, как:

Работая с реальным человеком, приводя о нем достоверные факты, журналист должен все досконально взвесить, что и каким образом сообщить о своем герое, чтобы известное правило «прежде всего, не навреди» не было нарушено.

Важно, как подать выбранные подробности и детали, чтобы не появились нежелательные оттенки при восприятии произведения.

Совершенно недопустимо ироничная подача имен, фамилий, внешнего вида, физических несовершенств героя, то есть всего того, в чем человек не виновен.

Если какие-то эпизоды, факты, детали, черты, трудные с точки зрения этики, журналист считает нужным для своего произведения, то ему приходится сталкиваться с вопросом об их полном или частичном «раздокументировании», а точнее, следует изменять даты, названия, имена и т.д.

Когда журналист выступает в роли редактора и критика произведений коллег, то тут включается область этических отношений «журналист - автор».

Помимо этого, взаимодействие с автором происходит, когда журналист получает в редакции задание по работе над чужим текстом, тем самым журналист берет на себя ответственность помочь автору. Но не дает права требовать менять текст так, как хочет редактор, или, наоборот, полностью соглашаться со всем, что говорит автор.

Здесь этической нормой является уважение к автору, его позиции, стиля. Если же возникает необходимость в доработке произведения, то важна четкая аргументация. Только когда автор и редактор находят общий язык, можно прийти к общему мнению.

Жестким нарушением этических норм является «заавторство», это происходит, когда журналист только на основе сырых данных, предоставленных «автором», практически полностью пишет произведение за него. Нормой в этом случае является указание соавторства или на то, что данный материал представляет литературную запись.

Далее следует рассмотреть сферу отношений «журналист - редакционный коллектив». Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и характером реализации редакционной политики, журналист становится составной частью этого коллектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение. При этом от него ждут не просто слепого следования принятой линии, а при единстве в принципиальных вопросах - творческой ее реализации, активного участия в развитии, уточнении и дополнении. Иначе он не творческая личность, а только исполнитель, простой служащий. Это особенно важно, если журналистский коллектив сам выступает учредителем издания или программы. [27, с. 29]

Для того, чтобы отношения журналиста с редакцией были хорошими, оказывалась взаимопомощь и взаимоподдержка, нужно выполнять все то, что необходимо редакции для ее успешного существования, иногда даже за рамками обговоренных в контракте обязанностей. Журналист не должен печататься без согласия редакции в других СМИ, даже если под другим псевдонимом.

Еще одна норма отношений журналиста и редакции - «журналист - коллеги». Строгое распределение обязанностей и соблюдение иерархичности отношений между сотрудниками сочетаются в журналистике с коллегиальностью и товарищеским взаимодействием, когда единый в своих принципиальных позициях коллектив совместно решает сложные творческие, организационно-массовые и другие вопросы ведения своего издания или программы. Этически обязательным является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности. Если это условие соблюдается, журналист при выполнении своих обязанностей вправе рассчитывать на поддержку коллег, их помощь, готовность подменить в нужный момент. Такой коллектив не терпит нетоварищеского отношения между сотрудниками, равнодушия, деления работы на «белую» и «черную» и т.д. [27, с. 72].

Зачастую, долг товарищества обязывает к совместному обсуждению и в дальнейшем решению проблем, возникших разногласий. Нужно осознавать, что в коллективе работает большое количество людей, с разными характерами, подходами, опытом работы, достоинствами и недостатками, поэтому каждый сотрудник должен проявлять максимальную терпимость и понимание, если нет принципиальных разногласий.

Такой коллектив будет сплоченный и дружный, где каждый сможет рассчитывать на взаимопомощь. А чувство локтя и солидарность свойственны не только работникам определенной редакции, но и всему кругу коллег-журналистов, если, конечно, речь идет о профессиональных проблемах.

Но, тем не менее, товарищество не исключает творческого соревнования, желания быть первым в находке сенсационных фактов и материалов, выдать необычный, привлекающий общее внимание материал. Но в погоне за славой и признанием не нужно забывать об этических ограничениях, так как проведение может нанести ущерб коллегам и общему журналистскому делу.

При наличии жестких принципов этические нормы имеют уже менее регламентированный характер, правила поведения журналиста определяются почти для каждого отдельного случая.

Это важно иметь в виду для того, чтобы:

.журналисты отличали нормы этики от юридических норм;

.журналисты понимали, что этичность их поведения выявляется на основе общих принципов в зависимости от ситуации, достаточно широких в рамках.

В завершении следует сделать вывод, что под этическими нормами поведения журналиста следует понимать такие качества, как моральное сознание и опыт нравственного поведения, они помогут ему решить, что и насколько этично или неэтично в каждом конкретном случае, для себя, коллег, общества.

Что касается «суда чести» в журналистике, то нужно брать в расчет конкретные обстоятельства, хорошо разбираться в нюансах отношений между людьми, проводить этический анализ и самоанализ, чтобы стремиться к личностному и профессиональному росту.

1.2Социальная позиция журналиста

«В России, как и во многих других странах, законодательно закреплен отказ от единой идеологии и провозглашена возможность и необходимость широкого идеологического и политического плюрализма, что создает предпосылки для формирования, выражения и отстаивания самых разных социальных позиций в журналистике» - пишет Прохоров Е.П. в «Ведении в теорию журналистики» [42, с. 141].

Следовательно, каждый журналист, если он честный, должен выступать за истину, справедливость и добро, а значит, в результате обсуждений, дискуссий и споров по какому-либо определенному поводу, он должен стремиться к единому взгляду или как минимум к сближению подходов и решений. Так как истина одна, хоть и путь к ней долог. Но вывод о единой истине соответствует действительности только в том случае, если имеется в виду лишь познавательный аспект журналистской деятельности

Но проблема единой позиции в социальном аспекте журналистской деятельности выглядит совершенно иначе. В спорах между масс-медиа, представляющих различные социальные силы, из-за различий во взглядах, стремлениях, зачастую очень сложно прийти к единым решениям. Так как то, что устраивает одних, может быть совершенно не приемлемым для других.

А это значит, что для каждого журналиста возникает очень сложный и ответственный вопрос - какую позицию занять, как действовать и на чьей стороне выступать, чтобы его оценки и предложения стремились к требованиям добра, справедливости и истины.

По нашему мнению, для того, чтобы определиться со своей социальной позицией, журналисту необходимо соблюдать определенные пункты, которые помогут из позиции «обыватель» перейти в позицию «профессионал».

Гуманизм - один из важнейших пунктов социальной позиции журналиста. Гуманизм в журнальной периодике - это понимание человека как высшей ценности, это такая позиция журналиста, которая способствует интеллектуальному развитию человека, обеспечению духовных потребностей, мира, согласия и равновесия в обществе, а исходит гуманизм из приоритета прав человека, которые должны быть гарантированы страной.

Пример гуманизма можно найти в журнале «Москва», а именно в №12 2013 года. В разделе «Публицистика» автор материала «Любовь к отечеству» Михаил Смолин не только выявляет духовные проблемы общества: « Туманность вопроса о любви к Родине в истории русской государственности составляют большую проблему при формировании правильной государственной позиции… К сожалению, в современной России в этой теме чувствуется наличие голоса инстинкта. Как пример можно принести формулу «Россия для русских», бездумно перенесенную к нам из Европы» [48, с. 49], но и пишет о пути их решения: «Для того, чтобы иметь государственное будущее в России, необходимо развивать гражданскую самосознательность, краеугольным камнем которой должна быть любовь к Родине» [48, с. 52].

Из материала видно, что автор пытается установить мир и согласие в обществе, путем донесения до аудитории истинных ценностей. Таких материалов должно быть в прессе, как можно больше, чтобы в умах людей откладывался не негатив, а позитив, чтобы любовь к отчизне передавалась из поколения в поколение.

Работу в этом направлении уже несколько десятилетий ведет народный журнал «Роман-газета». Для наглядности мы взяли 4 номер за 2014 год, где в произведении Александра Куприна «Пасхальные колокола» отчетливо просматривается тема гуманизма. Автор пишет о человеческих ценностях, духовном развитии общества, призывает к гуманности людей, посредствам выражения прекрасного в обыденном: «Как невыносимо вкусен душистый чай с шафранным куличом и с пасхой. Неотразимо зовет улица, полная света, движения, грохота. Небо густо синеет - и кажется таким близким, что вот-вот дотянешься до него рукою. Встревоженные голуби кружатся стаями высоко в небе, то отливая серебром, то темнея» [20, с. 178].

Существует такое понятие, как антигуманизм - это призыв к насилию, потере стабильности в обществе, пропаганда классовой ненависти и национальной розни, свержения существующего государственного строя и самого государства. Все эти позиции законодательно запрещены в правовых, демократических государствах.

Не менее важный принцип журналистского творчества - патриотизм. Это одно из самых глубоких гражданских чувств, основой которого является любовь к родине, гордость за достояние национальной культуры, преданность своему народу. Патриотизм в журналистике должен проявляться в создании материалов, направленных на всестороннее развитие своей страны, защиту ее интересов.

Патриотический настрой можно наблюдать в журнале «Роман-газета». Для примера мы взяли №4 2014 года, где в прозе Александра Куприна «Голос оттуда» (публицистика эмигрантских лет 1917-1936) почти в каждом рассказе есть тема патриотизма, а именно в работе 1924 года «Родина».

«Вот понятие - Родина. Каким оно может быть зверино-узеньким и до какой безмерной, всепоглощающей широты оно может вырасти» [21, с. 34] - пишет автор. В «Родине» он описывает любовь к своей стране в подробных деталях. А для лучшего воздействия на читателя использует различные фигуры речи, что, также, позволяет наиболее точно описать свое отношение.

Тема патриотизма на страницах журналов не редкое явление и может выражаться в материалах, где автор через природу передает свое отношение к отечеству. Подобные примеры есть в журнале «Москва», а точнее, 2015 год, №2. Алексей Лисняк в материале «Город Выдрин и все, кто с ним связан» с первых строк погружает читателя в атмосферу тепла, играя с образными выражениями, рисует картину безоблачной России в лице города Выдрин.

«Среди бескрайних цветущих лугов и тучнеющих хлебных полей пригрелся под солнцем крохотный, захолустный городок Выдрин. Три столетия дремлет он на берегу тихоструйной серо-зеленой реки и видит прекрасные сказочные сны» - пишет автор [25, с. 180]. Такая редкая черта, как видеть прекрасное в малом - ценность этого материала. Подобные материалы должны пробуждать в читателе любовь к малой родине.

Данные примеры вовсе не говорят об отсутствии критического взгляда на органы разных структур и уровней, несовершенные стороны социальной и экономической политики правительства. Но если эта критика не разрушительная, а конструктивная и ведется с позиции совершенствования, улучшения общественных отношений, а не обратной реакции общества - пропаганды идеи гражданской войны, ликвидации государства. Подобная, конструктивная критика, безусловно, является проявлением патриотизма, выступает в роли гарантии социальной стабильности и укрепления государства. А материалы, содержащие подобную критику, помогут сформировать правильное представление картины современной ситуации в стране, а не вызовут агрессию и массовый бунт.

Сегодня важной основой современной журналистики является интернационализм, который в какой-то степени соседствует с патриотизмом.

В «Толковом словаре иностранных слов» об интернационализме говорится так: «Интернационализм [лат. inter между + natio (nationis) народ] - мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальной, расовой принадлежности, требующее единства действий и братства народов всех стран в их борьбе против эксплуатации, угнетения, экономической и социально-политической несправедливости; уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира» [51].

Если для журналиста интернационализм является мировоззренческой основой духовности, то впоследствии его деятельность является катализатором роста интернационализации в обществе. Все это выражается в росте коммуникаций, в общности идей и идеалов людей, в ощущении миром себя, как личности.

В структуре интернационализма как социальной основы журналистики Лазутина Г.В. в учебном пособии «Профессиональная этика журналиста» выделяет внешний и внутренний аспекты.

Во внешнем аспекте происходит ознакомление читателя с миром, внешней политикой страны, современным международным положением, соглашениями и взаимодействия государства с зарубежными странами. Помимо этого, журналистика должна нести читателю лучшие образцы зарубежных литератур и культур, а вместе с этим и обогащать их духовный мир.

Во внутреннем аспекте демонстрируется журналистская пропаганда, помимо идей межнационального мира, идеи согласия в своей стране. Так как Россия - многонациональное государство, то ее благосостояние и процветание напрямую зависит от того, насколько сбалансированными и гармоничными будут отношения между нациями внутри страны.

Подобное настроение можно увидеть в журнале «Москва» за 2013год №12, статья Михаила Смолина «Любовь к отечеству». Автор говорит о равенстве всех народов независимо от их национальности. В подкреплении своих мыслей берет выражение «Россия для русских», которое, по его мнению, не должно иметь места в обиходе.

«Россия никогда не культивировала у себя национальный эгоизм, поэтому народы, входившие в состав русского государства, не испытывали давления господствовавшей русской народности» - пишет Михаил Смолин [48, с. 55].

Этот пример говорит о важности изучения журналистикой внутренних межнациональных отношений, работы на благо воспитания, взаимного уважения и терпимости между представителями национальных сообществ. Возможно, даже проводить знакомство читателей разных народов, проживающих на территории России с достижениями культуры и литературы страны.

Ни в коем случае журналист не должен допускать на страницах органов массовой информации публичные оскорбления, отрицательные оценки национального характера или историческую особенность народов проживающих на территории страны. Это унижает честь и достоинство каждого представителя определенной национальной общности и несет за собой негативные последствия.

Очень важная основа деятельности журналиста - демократизм. В буквальном переводе демократия с греческого означает народовластие, то есть это такая форма политической организации общества, которая характеризуется участием народа в управлении государственными делами. А в широком понимании демократия - это форма руководства любым коллективом, она предусматривает участие всех его членов в осуществлении мероприятий разного рода, в том числе обсуждений и принятий управленческих решений.

Журналистика - это неотъемлемая составляющая демократического общества, она в определенной степени обеспечивает участие граждан в управлении государственными делами, предоставляет информацию о проблемах общества, дает возможность для обсуждения и сообщает о принятых решениях в области закона. Выражается демократизм журналистики в ориентации на народ, потребности и его запросы, в постановке и решении проблем, которые волнуют миллионы людей.

Помимо этого демократия проявляется в журналистике через материалы в СМИ. Они должны обладать такими характеристиками, как понятность и доступность, как по форме, так и по содержанию. В этом аспекте демократизм смежен с понятием народности и требует от автора простоты высказываний. И простота здесь должна быть воспринята, как наивысшее проявление мастерства, в соответствии с высказыванием «Все гениальное - просто». При этом, она ничего общего не должна иметь с упрощенностью и примитивностью.

Пример журналистского демократизма можно неоднократно находить на страницах журнала «Москва». Для наглядности стоит взять №2 2015 года, где Алексей Варламов в материале «Зашифрованный воин России» пишет отзыв на фильм Василия Шукшина «Калина красная». Демократизм автора проявляется в том, что он не подстраивается под чье-то мнение, не стремится навязать читателю нужную ему точку зрения. Он детально разбирает фильм, приводит мнения разных людей, чтобы аудитория смогла постичь авторскую идею многомерно и сделать свои выводы.

Например, здесь автор дает положительный отзыв о фильме: «Калина красная» - «это фильм, снятый для всех. Это попадание в нерв. Это картина, выстраданная и оплаченная Шукшиным его человеческой жизнью и судьбой, вследствие чего все упреки и грехи снимаются» [6, с. 213].

А в этом отрывке находит некую пародийность картины: «Замечание насчет ощущения пародийности «Калины красной», особенно с учетом того, что киноповесть писалась в пору усиления сатирического начала в творчестве Шукшина, представляется очень верным и неотменимым, даже несмотря на неподдельный прокудинский надрыв» [6, с.214].

Журналистом демократизм должен пониматься, как готовность к диалогу с читателем. А возведя в ранг идеала принцип доступности, как понятности, все же журналистика должна постоянно работать над ростом культурного и образовательного уровня общества, не идти на поводу, а наоборот, вести за собой к новому уровню понимания жизни.

В демократии журналистики также есть и экономическая сторона - это доступность читателю по цене. Любой журналист заинтересован в коммуникации с обществом, хочет быть прочитанным и понятным, но одним из важнейших факторов коммуникации является возможность потенциального читателя приобрести издание, которое его заинтересовало. Следовательно, цена должна соотноситься с финансовыми способностями читателей, помимо этого, цена периодического издания устанавливается рынком нынешней экономической ситуации. Например: слишком дешевое издание становится убыточным и поэтому должно поднимать цену, а слишком дорогое теряет тираж и должно опускать цену. Так устанавливаются оптимальные цены на продукцию СМИ.

Правдивость в деятельности журналиста предполагает адекватность и достоверность освещения им фактов и событий, объективный подход к отражению явлений действительности. А способность органов средств массовой информации подавать неискаженную картину мира является важнейшим измерением качественного уровня журналистики.

Следует понять, что же такое объективность журналистских сообщений? По этому поводу следует привести мнение профессора Резуна В.В.: «Объективность определяется не констатацией факта, а его исследованиям, познанием». Отсюда можно сделать вывод, что объективность включает в себя исследования и познания, то есть субъективные преобразования действительности в сознании журналиста. Также Резун В.В. считает, что «Факт нельзя считать явлением объективной действительности. Фактом мы называем отраженные в сознании стороны действительности разного уровня обобщения и разного предметного содержания».

Но все же так категорично заявлять не стоит. В теории журналистики разумно и даже необходимо различать факт явления действительности и сообщение о факте, как явление деятельности масс-медиа.

Но, даже в условиях разного понимания проблемы, из выше сказанного следует, что правдивости в журналистике нельзя добиться только за счет изложения фактов, она обязательно требует аналитической работы, которая должна быть направлена на их анализ, исследования, комментарий. Таким образом, правдивость, состоит не в информативности журналистики, а аналитичности.

Правдивость находит отражение в статьях журнала «Москва». №12 2013 год, раздел «Публицистика», Петр Мультатули «Император Николай II и мусульмане». «События последних лет отчетливо продемонстрировали, что враги нашего Отечества предпринимают мощные усилия для разжигания вражды между православными христианами и российскими мусульманами» [31, с. 75]. Автор материала не просто вскользь затрагивает актуальную тему, а прямо заявляет о проблемах, подкрепляя свое мнение, точкой зрения разных экспертов, проводя свое расследование, делая анализ и вывод.

Так правдивый материал журналиста должен строиться на объективных началах, учитывая различные точки зрения, подкрепленные примерами.

Само понятие правдивости позволяет устранить противоречия между объективностью факта и субъективностью сообщения. Но это не значит, что субъективные, сообщения не должны быть правдивыми, журналист должен стремиться к достоверному отражению действительности. Он имеет право высказывать собственное мнение, но не имеет права дезинформировать общество.

В основе всей деятельности средств массовой информации, включая, публицистику, должно быть всестороннее освещение проблемы, правдивое изложение фактов, представление в журналистском произведении различных точек зрения, включая противоположные. Журналист должен делать выводы, в первую очередь, опираясь на факты, а потом на собственное мнение.

Направленность на реализм, вовсе не означает, что журналистика обречена на однообразие и не предусматривает поиска наиболее полной аргументации или яркого художественного образа, в своих возможностях журналистика связана с постоянной борьбой за мастерство, охват широкой аудитории, повышение уровня воздействия на читателя. Что, как нельзя лучше отражает работа Павла Парамонова «Репетитор для попугая» в журнале «Роман-газета» 2014 года №21. Здесь автор отражает суровые реалии жизни на примере судьбы преподавателя литературы и русского языка провинциального техникума. «Угнетающее безденежье стиснуло Воронова на вершине его преподавательской жизни. Росли цены. Росли долги в семье. Тоска и безысходность разбухали в душе Воронова» - просматривая даже «по верхам» эту повесть, становится, очевидно, что в настоящее время, финансовое положение среднестатистического преподавателя учебного заведения оставляет желать лучшего [39, с. 27].

На примере жизни главного героя, автор поднимает одну из главных проблем страны, а именно, низкую заработную плату работников социальной сферы. Следствием чего становится поиск преподавателями дополнительных источников заработка, что не может не отразиться на уровне обучения студентов. Это происходит из-за затраты сил и энергии не только на основную, но и дополнительную работу, а на их восстановление попросту не хватает времени.

Что и произошло с главным героем повести Павла Парамонова «Репетитор для попугая», который в стремлении «подзаработать», не стал разбираться в условиях работы на предлагаемой ему должности, за что и поплатился: «Больше Воронов никакую другую работу не искал. Обходился уроками в техникуме, да и жена пристроилась в химлабораторию, жить материально легче стало» [39, с. 23].

В данном материале отчетливо отражается социальная позиция, автор переживает за народ, пишет душевные, правдивые рассказы, чтобы глубиной своей мысли можно было отчетливо донести до общества всю серьезность актуальной проблемы современности.

Наряду с вышеперечисленными пунктами социальной позиции журналиста, очень важным является оперативность. Сюда относится своевременность, быстрота работы журналиста, организованность, мобильность, способность готовить и передавать информацию в сжатые сроки. Читателей СМИ интересуют свежие новости, аналитические материалы по поводу последних событий, комментарии с места событий. Новость перестает быть новостью, как только устаревает, поэтому оперативность, способность подготовить информацию о свежем событии за короткое время - залог профессионального мастерства журналиста.

Журнал «Москва» №2 2015 год, раздел «Московский обозреватель», Алекс Громов «Книга попала в сеть». «Остается ли Россия самой читающей страной в мире? И главное - что читающей?» - темы, которые автор поднимает в своей статье [8, с. 41]. Актуальная тема материала, живой отклик на проблему, которая в последнее время вызывает в обществе серьезный резонанс. Материал вышел в начале 2015 года, объявленного годом литературы, что подчеркивает его оперативный характер.

Выводы по главе 1

Подводя итог, можно прийти к выводу, что современное общество не мыслит своего существования без информации, которая помогает ориентироваться в жизни. Проблема в том, что она, к сожалению, может быть не только конструктивной, но и способной влиять деструктивно на сознание, подсознание и поведение людей. В стране, где действует свобода слова, особенно важно, чтобы речевые действия, соответствовали этическим и эстетическим требованиям, а также реализовывались с высокой степенью ответственности и профессионализма.

Понятие «деонтология» в научную среду журналистов еще только проникает, а среди практических журналистов и вовсе не употребляется. Между тем, проблемы, которые она призвана изучать, а со временем и помогать в их решении, давно волнуют общество.

Также следует сказать, что знание и осознание главных принципов журналистики является основой для формирования своей социальной позиции журналистом, которая гарантирует успешную деятельность каждого представителя средств массовой информации.

Картина мира, которая предстает на страницах масс-медиа, должна соответствовать действительности. Журналистика должна опираться только на одно творческое начало - реализм. Ему неприемлема множественность творческих направлений и взглядов, которые так свойственны художественному мышлению. Журналист не может быть ни символистом, ни импрессионистом, ни романтиком. Он должен знать только одно - достоверно и правдиво, всесторонне и исчерпывающе информировать аудиторию о событиях и явлениях действительности.

профессиональный этика журналист


Нравственность и журналистика, понятия неразрывно связанные друг с другом. Прежде чем начать разбираться в том, что именно их объединяет, следует понять, что понимается под словом нравственность в общем, и нравственность в журналистике, а точней в периодической системе.

Зачастую, нравственность трактуется как синоним морали. Но разница в том, что мораль является только внешним требованием к поведению человека, а нравственность - это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе» - говорится в «Большом толковом словаре русского языка» [51]. При приеме на работу у журналиста не проверяют наличие нравственности, но сама профессия подразумевает ее наличие.

Журналист должен нести в массы разумное, доброе, вечное, что лучше всего можно отразить в художественно-публицистических материалах. Ярким примером в этом смысле является журнал «Москва». Так, в №10 2013 года в разделе «Культура» располагается целый ряд материалов подобной направленности, свое внимание мы остановили на работе Натальи Егоровой «Город Богородицы».

Основное внимание в статье уделено рассказу о Смоленске, как городе Богородицы. Автор делится своими воспоминаниями о малой родине, погружая читателя в былую Россию, где русский дух, где Русью пахло: «Чем дольше я живу, тем острее чувство, что со Смоленском связана какая-то удивительная тайна, не только земная - сакральная. Смоленск - камень преткновения, много значит он для Неба, которое спускается на эти холмы и протоки» [10, с. 50].

Наталья Егорова не просто описывает свой город, а рассказывает, личную историю жизни, как впервые обратилась к Богу, как «благодаря Богородице ощущение земного золота собора переросло» в авторе в «ощущение бесконечного золота, льющегося с небес» [10, с. 51].

Автор восхищается своим городом, наделяет его духовной тайной и в своем материале передает атмосферу тепла, силу православной веры и русской души. И это очень важно в работе журналиста, так как сегодня средства массовой информации носят реальные черты четвертой власти, а их влияние позволяет создавать определенную информационную картину мира. Поэтому, зачастую, журналисты, в своем стремлении заполучить популярность, забывают о моральных нормах, профессиональной ответственности и этики, перед своей читательской аудиторией.

В отличие от журнала «Москва», в «Огоньке» публикуются материалы совершенно другой направленности, авторам, зачастую, чужды понятия нравственности, патриотизма. Журналисты пишут материалы, рассчитанные на привлечение читателя своей новизной и актуальностью, но авторы забывают о том, что после прочтения таких текстов у людей может возникнуть желание подвергнуться новомодным веяньям, зачастую, не всегда положительным. Раздел «Общество/ Медицина» №13 2015 год материалы подготовлены Денисом Тибелиус. Все заметки носят исключительно рекламный характер, нигде не звучит авторская оценка и это минус, в некоторых материалах журналист, путем приведения собственных выводов, должен в сознании читателя формировать здравое представление, а не ложные ценности. Отрицательный пример можно увидеть в материале: «Где подростку жить хорошо».

Автор пишет о том, что подростки стали в более раннем возрасте употреблять алкоголь и чаще получать травмы: «При этом они чувствуют себя более счастливыми и у них меньше конфликтов с родителями» [50, с. 79]. Далее автор приводит статистику, в которой называет страны, где подростки ощущают себя наиболее «счастливыми». Читатель, ознакомившийся с этим материалом, смело может делать вывод, что распивать спиртные напитки и заниматься рукоприкладством - хорошее дело, т.к. от этого они станут «счастливее». И нужно это делать, как можно раньше, чтобы Россия не отставала от Нидерландов по проценту счастливых подростков.

В подобных материалах необходимы выводы совершенно другого характера, а не призывы аудитории к нравственному растлению.

Также большой ошибкой автора является обращение за примерами в подкреплении своих слов к зарубежной медицине. Вместо пропаганды иностранных врачей: «Ученые из Университета Дьюка (США) выяснили», «Ученые из Лондонского Королевского колледжа изобрели», « К такому выводу пришли ученые Пекинского педагогического университета», «Исследования ученых из Университета Дарема (Великобритания)», «Ученые из Гарварда создали программу» - журналист должен продвигать Российскую медицину, рассказывать о ее достижениях, чтобы в сознании читателей откладывалась патриотическая мысль, гордость за продвижения в области медицины российских ученых.

Так как профессия «журналист» - от начала и до конца по своему характеру является нравственной деятельностью, то необходимо существование особой профессиональной морали, которая будет регламентировать поведение морально ответственного журналиста, моральный выбор должен быть для специалиста постоянным спутником, а главным принципом его поведения - правдивая и оперативная информированность читателя о текущих событиях.

Основные профессионально-нравственные ценности и нормы поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве [12].

Наличие нравственных критериев оценки действительности у журналиста в периодической печати, говорит об одном из основ его профессионализма. Например, при оценке описываемых процессов действительности, создатели текстов отталкиваются от нравственного опыта человечества, от критериев нравственности, выработанных обществом, а значит, мораль используется как профессиональный измерительный инструмент.

Для примера стоит взять любой номер журнала «Наш современник», мы обратились к №12 2013 года. Для разбора остановились на материале Николая Рыжкова «Социальная справедливость». Автор, опираясь на жизненный опыт, пытается разобраться, в чем суть понятия социальной справедливости современного общества и как ее добиться.

«Социальная справедливость является вечной ценностью. Она, как и неравенство между людьми и группами людей, существовала всегда, во всех обществах. Вопрос, который уже многие столетия будоражит общественную мысль, состоит не в том, может ли человечество полностью освободиться от неравенства, а в том, насколько социально приемлемы и допустимы его конкретные формы» [45, с. 143].

В поиске ответов на свои вопросы, Николай Рыжков отводит важное место религии, цитируя в тексте Новый Завет и слова нескольких священнослужителей и философа Ильина Н.А.: «Справедливость есть великое и вечное всенародное задание, которое неразрешимо «раз и навсегда». Это задание подобно самой жизни, которая вечно запутывает свои нити и узлы и вечно требует их нового распутывания» [45, с. 144].

На этом автор переходит ко второй части статьи, где представляет блок фактической информации. Анализируя идеализированную форму социальной ответственности, которая прописана в 7 статье Конституции Российской Федерации, приходит к выводу, что на деле все складывается иначе, в стране происходит расслоение общества, причиной чего «являются последствия приватизации».

Примечательность статьи состоит в том, что здесь ярко выражен патриотический настрой журналиста, он пытается не просто увеличить материал, за счет наполнения сухими фактами, а делится своими личными переживаниями, вкладывает душу: «Нам необходимо понять, что справедливость не дается в готовом виде и не водворяется по рецепту, а творчески отыскивается, всенародно выстрадывается и взращивается в жизни» [45, с. 146].

В материале Николай Рыжков оперирует статистическими данными, приводит мнения компетентных лиц, рассматривает проблему с разных сторон, автор призывает общество к духовным ценностям и рассматривает проблемы современного его состояния, как результат им отвержения этих ценностей.

«Наш современник» - журнал, который является показательным в плане отображения нравов современного общества, тенденций, моральных коллизий. Так, в статье «Почему я не либерал» Захара Прилепина №11 2013года мы находим весьма откровенные мысли автора патриота.

Молодой, горячий в своих высказываниях, болеющий за свою Отчизну автор, разносит в пух и прах главного редактора мужского издания, пропагандирующего на страницах своего журнала ложные ценности: «На что точно никто не рассчитывал - это что Россия примет свой первый федеральный закон, ограничивающий геев в правах. Все, что требуется признать - это то, что тенденция к либерализации есть и никуда не денется: то, что произошло в начале 20 века с женщинами, а в середине - с темнокожими, в начале 21 века произойдет и с ЛГБТ» [40, с. 234].

Подобные слова вызвали бурную реакцию у ярого патриота, в своих хлестких, жестких и уничтожительных высказываниях, автор доказывает, насколько абсурдны заявления американского редактора: «Меня воистину волнует не столько тема, заявленная в колонке глянцевого журнала, сколько в его воображении картина мира. Картинка, я бы сказал. Жаль, что редактор, помимо неизбежности демократии, мало что заметил в крайне разнообразной истории мира».

Для сравнения приведем другой пример, где автор, рассказывая о современных веяньях, забывает, об истинной роли журналиста в современном обществе - способствовать духовно-нравственному развитию. В журнале «Русский Репортер» № 16-17 2014 года в разделе «Проект» размещен обширный материал под названием: «Кот как код». Автор - Светлана Скарлош, в ЛИДе пишет о том, чему посвящена статья: «За последние десять лет котики из умилительной картинки превратились в способ коммуникации современного человека. Кот как код, в котором зашито то, что происходит с нами» [47, с. 67].

Автор поднимает актуальную тему - зависимость от интернета и навороченных гаджетов переходит в новую стадию - котоманию, но вместо того, чтобы писать о том, что нужно избавляться от этой зависимости и привычки скрывать свое «Я» под фотографией котиков, автор, вместе с психологом ищут положительные стороны этого явления, рассказывают о сходствах человека и домашнего питомца, сравнивают с другими животными: « Конкуренты есть, но они проигрывают, потому что их имидж нагружен дополнительными смыслами. Взять, к примеру, белочку. Ассоциируется с белой горячкой. Собака - да, они тоже рядом с человеком, но слишком подчинены ему» [47, с. 68].

Подобная позиция отстранения от общественной проблемы, сохранения нейтралитета - ложная. Настоящий журналист не может быть равнодушен к проблемам общества, его материалы должны призывать людей к изменению в лучшую сторону, а не способствовать мировой деградации.

Представители журналистского сообщества считаются воздействующим звеном на моральную установку общественно-полезного поведения каждого члена общества, поэтому подобная позиция журналиста демонстрирует антипатриотические взгляды и философию морального разложения общества.

Современные масс-медиа выступая в качестве инструмента формирования морали должны пропагандировать в прессе нравственные идеалы общества, популяризировать моральные и этические ценности, помогать нравственному просвещению общества.

В практической деятельности, профессиональная мораль журналиста присутствует не только в качестве регулятора его поведения, она может помочь ориентироваться на традиционные для русского человека ценности. Стремление к правде - это требование, которое должен соблюдать каждый журналист.

На СМИ, выступающих в роли посредников между государством и обществом, возложена огромная ответственность. А так как журналистская безнравственность, зачастую, имеет свойство приумножаться в сердцах и умах читательской аудитории, то порой она перерастает в самые страшные формы. Для того чтобы этого избежать, нужно с уверенностью поставить между нравственностью журналиста и общества знак равенства.

.1Своеобразие воплощения моральных принципов в журналах: «Наш современник», «Москва», «Огонек», «Русский репортер»

Чувство ответственности перед окружающими и самим собой является основным проявлением нравственной жизни. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное. Нравственные принципы выражают правила поведения людей в разных сферах общественных отношений.

В данном исследовании мы рассмотрим, уделяют ли средства массовой информации какое-либо внимание понятию нравственности. Наш анализ будет сосредоточен на журнальной российской прессе. Мы изучим следующие издания: «Москва» №5 2012 год, «Наш современник» №9 2013 год, «Огонек» № 13 2015 год, «Русский Репортер» №9 2015 год, и попытаемся определить интересы редакции и аудитории, насколько они сопрягаются, соотносятся, затрагивают ли нравственные аспекты, базовые ценности и нормы.

Посредством контент-анализа мы постараемся выявить, какие из журналов наиболее придерживаются моральных принципов, а какие вовсе их игнорируют. Мы изучим журнальные тексты и иллюстрации и выявим те из них, которые содержат посыл к нравственному становлению личности, а также те, которые влияют на деформацию морального сознания.

В ходе исследования мы попытаемся ответить на вопросы: существует ли в современном обществе тенденция к снижению нравственных принципов? Наблюдается ли их игнорирование в области морального воспитания аудитории? Чему способствует огромный информационный поток: формированию секулярных ценностей или утверждению традиционных? На что нацеливает аудиторию наличие в журнальной прессе «жареных» подробностей о личной жизни известных людей?

Актуальность рассмотрения этих вопросов сопряжена с заметным повышением уровня воздействия средств массовой информации на сознание и поведение людей. От того, какие идеи заложены в публикациях, может зависеть нравственное здоровье читателей, ведь в современном мире человек большое внимание уделяет информационным ресурсам: интернету, телевидению, радио, печати. Они во многом формируют общественное мнение.

Безусловно, для каждого понятие морали является достаточно субъективным. Однако это не значит, что средства массовой коммуникации должны нивелировать или по остаточному принципу участвовать в процессе формирования и утверждения нравственных основ в обществе. Анализируя российские журналы, мы заострим внимание на том, на каких базовых ценностях строится диалог между редакцией и читателем, стараются ли журналисты пропагандировать духовные вопросы становления личности, влияют ли они на появление у аудитории нравственной оценки происходящих событий и наблюдаемых явлений.

Анализируя журналы, можно по-разному оценивать те или иные материалы, но с первых страниц можно понять, что их наполнение сильно различается: «Русский Репортер», «Огонек» - агитация потребительского отношения к жизни, популяризация роскоши, свободных отношений; «Наш современник», «Москва» - пропаганда патриотизма, нравственного воспитания, поддержка российских поэтов и писателей.

Журнал «Москва» с начала своего выхода (1957 год) и по сей день зарекомендовал себя, как принципиально самостоятельный в своих мнениях и суждениях, организующий работу по собственному убеждению, вне влияния политических сил, имеющий православно-государственную ориентацию.

«Мы стоим на позициях здорового консерватизма и традиционных отношений во всех сферах, и в устройстве политической системы государства, и в жизни семьи, и в воспитании личности» - заявляют о себе представители журнала [32].

В ходе анализа издания было выявлено, что журнал делится на разделы, которые имеют свой постоянный объем: «Поэзия и проза» 60,83%, «Публицистика» 10,41%, «Культура» 10%, «Страницы истории» 12,08%, «Домашняя церковь» 5% от общего числа страниц.

Что примечательно, «Москва» - единственный из толстых журналов, который имеет раздел «Домашняя церковь», он прививает читателям духовно-нравственные, культурные и религиозные ценности. Через публицистические материалы решаются не только вопросы веры, но и самые актуальные социальные, политические вопросы современности.

Журнал пытается формулировать идеологическую концепцию сегодняшнего дня, поддерживает русскую идею, осваивает традиции русской мысли, бережно хранит совершенство русского литературного языка, проявляется это в материалах разделов: «Культура», «Публицистика», «Поэзия и проза». В последнем разделе из номера в номер публикуются не только известные авторы, как: В. Крупин, Н. Резник, В. Осинский, В. Шемшученко, В. Казаков и д.р., но и молодые, амбициозные дарования, которые только начинают показывать миру свои творения: Л. Щадрин, А. Бедрицкий, В. Киктенко, В. Шушпанникова.

Среди сотрудников журнала нет дилетантов, в основном это люди, имеющие одно или несколько высших образований, а также, членство в Союзе писателей России, опыт работы в СМИ, и главное - четкую гражданскую позицию. Например, Владимир Крупин, он родился в 1941 году в Кировской области. Окончил Московский областной педагогический институт в 1967 году. Первую книгу выпустил в 1974 году, но широкое внимание к себе привлек в 1989 году повестью «Живая вода». Главный редактор журнала «Москва» в 1990-1992 годах. Сопредседатель Союза писателей России. Многолетний председатель жюри фестиваля православного кино «Радонеж».

Помимо постоянных разделов, периодически появляются дополнения: «Дневник читателя», «Московский обозреватель», «Московская тетрадь», «Наши публикации», «Этнографические записки». Как правило, они занимают не более 10-15 стр. и носят публицистический характер, в основном материалы посвящены злободневным темам.

Схожее с журналом «Москва» по наполнению и направленности издание - «Наш современник». В ходе контент-анализа было выявлено, что его можно отнести к числу патриотически ориентированных. Выходит журнал в Москве с 1956 года, как и «Москва» имеет интернет версию. Основные разделы: «Проза», «Поэзия», «Очерк и публицистика», «Дневник современника», «Память», «Критика», «Слово читателя». Фиксированного объема у них нет, в каждом номере разное количество публикаций, постоянно лишь общее число страниц - 287.

О том, что это качественное издание говорит не только наличие аналитических жанров, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций, соблюдение журналистами этических принципов, но и мнения компетентных экспертов, видных политиков патриотического направления: С. Бабурина, С. Глазьева, Г. Зюганова, Н. Кондратенко, Н. Рыжкова, А. Тулеева.

Знакомство с материалами «Нашего современника» позволяет читателям ориентироваться в мировой обстановке, атмосфере внутри страны и просвещаться в духовной сфере. Отличительная особенность журнала - это широкий охват жизни современной России. Во многом это достигается за счет активного привлечения писателей из глубинки страны. Примерно половина материалов каждого номера создана в коренной России. А активная патриотическая позиция журнала обеспечивает ему читательскую поддержку, за последние годы он стал лидировать по числу индивидуальных подписчиков.

Большой вклад в завоевание читательской аудитории внесли публикации произведений таких авторов, как В. Астафьев, В. Лихоносов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Кожинов, М. Лобанов, А. Казинцев - любимцев народа.

Впечатляющей хроникой русской трагедии стал «Дневник современника», в котором авторы анализируют самые актуальные проблемы национальной жизни и пытаются самостоятельно найти пути их решения. Это, несомненно, вызывает интерес у читателя и понимание, что автору не безразлична судьба страны.

Делая вывод из материалов проанализированных журналов, следует отметить четкое соответствие нравственным принципам, нацеленность на приобщение аудитории к культурным, традиционным и этическим ценностям. «Москва» и «Наш современник» проявляют себя, как образцы тех редких изданий, в которых журналисты содействуют развитию духовных и человеческих ценностей, наряду с иногда трагическими событиями, происходящими в общественной жизни. Поднимаются социально значимые темы, с целью не только посмотреть на проблему через призму современности, но и попытаться найти ответы на волнующие людей вопросы, проследив историческую последовательность событий, происходящих в России.

Рецензии на культурные мероприятия и литературные произведения, предложенные журналом, всегда нацелены на развитие в человеке чувств более глубоких, чем просто веселое времяпровождение или абстрактное познание. Авторы помогают читателям с помощью творчества понять себя, найти место в современном мире, сделать выбор.

В этом они и отличаются от журнала «Русский репортер», который пропагандирует модные и привлекательные для нашей молодежи стороны глянцевой жизни. Выводы об издании можно сделать уже исходя из пестрой обложки. На ней всегда изображены компрометирующие фото, привлекающие внимание читателя, вызывающие интерес и даже любопытство (см. Приложение А).

Журналисты этого издания работают не над статьями с глубоким смыслом, а над «горячими» новостями, способными увеличить читательскую аудиторию. Много внимания к себе привлекает реклама, в основном она занимает целую полосу, что отвлекает читателя от серьезных текстов на политическую или экономическую тему и является неуместным для издания направленного на просвещение людей, а не зомбирование.

В наполнении номеров рекламные блоки занимают 15% от общего числа страниц (89стр.), хоть это и не превышает установленный законом максимум в 40% [7], это говорит о склонности издания к массовости. В стремлении обойти закон и удержать статус общественно-политического издания, редакторы отдают много места материалам со скрытой рекламой. В основном это иностранные товары, о российском производителе мало, что говорится [44, с. 52-55].

Издатели «РР», учитывая психологические особенности человеческого сознания, при открытии журнала смотреть в первую очередь на правую полосу, размещают там рекламу дорогих автомобилей, часов, расписания концертов российских, и не только, звезд, рекламу бытовой техники класса «люкс», турфирмы и многое другое (см. Приложение Б).

Для этого отведены определенные страницы, в основном это:1, 3, 5, 17, 25, 29, 65, 70, 73, 77, 79, 81стр, а также, первая, последняя страницы и обложка.

Единственное, что является по-настоящему привлекательным в «РР», так это иллюстрации. Фотографии качественные, не только в плане разрешения, но и постановки кадра, смысловой нагрузки. Например, материалы, касающиеся войны на юго-востоке Украины, сопровождаются кадрами из эпицентра событий, где показаны неподдельные эмоции людей: боль, страх, ужас [44, с. 39; 47, с. 27,29,33]. Здесь видна профессиональная работа фотокорреспондента, но за обилием таких мощных иллюстраций нет текстов, имеющих нравственное начало. Они рассчитаны на потребителя, который готов купить любую предложенную «конфетку», а журналисты «РР» умеют ее красиво подать.

Такая позиция ничего хорошего в себе не несет, лишь усиленную пропаганду безнравственности населения, разрушая сознание людей и забивая светлые умы пустой идеей. Не удивительно, что в погоне за страстями журнал не всегда публикует достоверную информацию, за что и пожинает плоды.

Неоднократные подачи в суд на «Русский репортер» это подтверждают. 6 ноября 2014 года Арбитражный суд Москвы взыскал с «РР» и медиа-холдинга «Эксперт» 46,5 млн рублей возмещения вреда деловой репутации Института стволовых клеток человека. Где речь шла о статье «Деньги на крови младенцев», в которой утверждалось, что «Гембанк», принадлежащий ИСКЧ, «Осуществляет агрессивное, навязчивое продвижение своих услуг в роддомах» и «Предоставляет недостоверные, ложные сведения».

Еще этот год был примечателен для журнала тем, что 10 ноября 2014 года Роскомнадзор вынес предупреждение журналу за использование в материале «Не трожь мою тачку, чувак!» в номере 41 (369) в разделе «Блоги» слова, «Однозначно позволяющего отнести его к нецензурной брани», данный материал был посвящен Константину Алтухову, который почти сутки просидел в своем автомобиле, не позволяя его эвакуировать. Редакционная заметка состоит из высказываний блоггеров, а получившее предупреждение от Роскомнадзора слово, более чем на половину состоит из звездочек - фактически читателю предоставлена возможность догадываться о том, что имел в виду автор, по приставке и окончанию.

Подобная реакция должна быть, СМИ должны отдавать отчет своим действиям и нести ответственность за свою работу, иначе страну заполонит распущенная «желтая пресса». Возможно, после подобных инцидентов журналисты задумаются о том, в правильном ли направлении они осуществляют свою работу и поменяют отношение к жизни.

Еще одно издание, которое в своих материалах пренебрегает нравственными ценностями - «Огонек». Журнал заявляет о себе, как: «Издание для современного человека», но, видимо, его сотрудники плохо понимают, что это значит. Исходя из материалов, можно сделать вывод, что современному человеку нужно знать, лишь о том, какие плюсы жизни в других странах, как лучше купить или продать машину, куда выгодней вложить деньги и где вкусней всего кормят.

Стоит взять № 17-18 2015 года, который вышел в преддверии празднования Дня Победы, начало номера многообещающее, картинки с изображением: войны, салютов в небе, ветеранов, парада, фронтовых записок, но тем не менее, среди этих пестрых красок, нашлось место для информации, совершенно несовместимой с праздничной тематикой. Например, в рубрике, с кричащим названием «Герои», куда просятся боевые заслуги солдат Красной Армии, редактор помещает материал о жительнице Балтимора Тойю Грэм, которая «Хорошо отвешивает тумаки своему сыну», Сушил Койрала, премьер-министре Непала, «Чья биография тянет на авантюрный роман» и о пермском художнике Александре Жуневе, изобразившем на уличной стене распятого Гагарина.

Похожие работы на - Освещение нравственной проблематики в современной журнальной периодике (на примере журналов 'Роман-газета', 'Москва', 'Огонек', 'Русский репортер')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!