Авторский замысел и его воплощение

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,36 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Авторский замысел и его воплощение














Реферат

Авторский замысел и его воплощение

Готовых рецептов и правил, соблюдение которых непременно обеспечит читательский успех журналистского расследования, как и любого жанра публицистики, в природе не существует. Творческому процессу противопоказана регламентация. Индивидуальное мастерство всегда загадка, понять его до конца, как и повторить, нельзя. Вместе с тем знакомство с достижениями и неудачами собратьев по перу открывает возможность каждому журналисту осознать и оценить собственные способности, совершенствовать индивидуальное мастерство. Учиться - постоянная потребность человека, которая не сводится к усвоению и репродуцированию чужих мыслей и слов, а означает непрестанное самопознание и саморазвитие личности.

Разработка темы и литературная отделка журналистского расследования предполагает учет, по меньшей мере, двух существенных моментов. Во-первых, журналист показывает весь путь и механизм проведенного им расследования, а не только результаты, тем самым вовлекая читателя в исследовательский процесс, добиваясь его заинтересованного соучастия. Репортер выражает свое отношение к событию с помощью изобразительно-выразительных средств и литературных приемов и тем самым эмоционально воздействует на читателя, слушателя, зрителя.

Читатель должен увидеть весь объем проделанной журналистом работы, оценить полноту и достоверность собранного им фактического материала, весомость аргументации, справедливость заключений и на этой основе выработать собственную позицию, которая, если репортер успешно решил поставленные задачи, совпадает с выводами автора. Благодаря наглядности проведенного журналистом расследования, прозрачности механизма деятельности автора очевидными становятся как сильные, так и слабые стороны публикации, выявляется ее эффективность.

Во-вторых, продумывая композицию журналистского расследования автор стремится к нарастанию напряженности действия. Описывая и группируя факты, он последовательно раскрывает новые аспекты темы и связывает их в единый сюжетный узел, добиваясь максимальной заинтересованности читателя в его развязке. Таким образом, журналистское расследование обретает некоторые сюжетные особенности детективного жанра. Однако, если в детективе центральной фигурой становится личность следователя, его привычки, манера поведения (например, Мегре, Коломбо, Фандорин), то в данном случае выступающий в этой роли автор сосредотачивает внимание на полноте и достоверности своего расследования.

Своеобразие публицистического мастерства и технологические особенности жанра журналистского расследования глубже и нагляднее раскрываются на конкретных примерах.

Газета «Совершенно секретно» (37) опубликовала криминальную историю В. Лебедева «Убийство в селе Боево» с подзаголовком: «Наш корреспондент через два года после трагедии сумел раскрыть страшное преступление». По сложившейся традиции заголовок расследования дан броско, плакатно. Присутствует и коллаж: панорама села, фотография убитого юноши в матросской форме и отдельно его одежда в момент трагедии.

Традиция в подаче журналистских расследований преследует определенную цель: подчеркнуть сенсационный характер публикации. Гакого рода «гвоздевой» материал часто начинается на первой полосе и продолжается внутри номера. Фотография автора публикации или героя сопровождают текст. Обычно дается коллаж, содержание которого в значительной степени является визитной карточкой номера. В бульварной прессе это орудия убийства, жертвы преступлений со следами насилия. Качественная пресса в подаче иллюстративного материала руководствуется требованиями законодательства о СМИ и этическими нормами.

В данном расследовании коллаж открывает окно в реальную ситуацию. Читатель видит обычное мирное село с деревянными строениями и окружающими их деревьями. Диссонансом на этомфоне выглядит одежда убитого, присутствие которой поясняется следующими словами: «Окровавленную одежду сына мать до сих пор хранит дома. Следствию она не понадобилась». Такое оформление материала привлекает внимание читателя, порождает вопросы, ответы на которые он ищет в тексте.

Экспозиция расследования В. Лебедева, изображающая положение действующих лиц, обстоятельств и обстановки до начала событий, заслуживает цитирования по ряду причин. Прежде всего она рисует необычные и странные обстоятельства, при которых завязывается конфликт. Создается налет загадочности, таинственности, составляющий непременное условие детективного повествования:

«Этот междугородме телефонный звонок был одним из многих. В очередной раз оторвавшись от работы, я снял трубку, представился. Взволнованный баритон стал рассказывать мне путанную, совершенно непонятную историю о чьей-то смерти, о каких-то снах. Мне пришлось прервать незнакомца, история на статью явно не тянула, а обнадеживать человека не хотелось. Но тот, в трубке, совсем, казалось, не огорчился, напротив, стал настойчивее:

Я убежден, что кто-нибудь из вашей газеты займется моим делом.

Тогда звоните завтра утром…

Я уверен, что мне поможет человек с одним рукавом. Так снилось Зинаиде Григорьевне, а ее сны сбываются.

Это явно не про меня. Звоните завтра.

Править статью почему-то расхотелось. Прихватив чашку с кофе, я направился к креслу, по пути мельком взглянув в висевшее на стене зеркало и - чашка чуть не выпала из рук: из зеркала на меня смотрел человек с одним рукавом!…

Надо же. Перед странным звонком я, правя материал, машинально закатывал рукава своей джинсовой рубашки. И успел закатать только один рукав. Совпадение, не больше, но почему-то назавтра я примчался в редакцию первым. Звонок, снимаю трубку. Тот же голос, что и вчера, узнав меня, расстроился:

Вам моя история не интересна… Помогите найти человека, у которого один рукав.

Нашел. Это я».

Первые строчки произведения играют особую роль. На это указывали известные писатели. Л. Толстой, процитировав набросок Пушкина, начинавшийся словами «Гости съезжались на дачу», заметил, что именно так, с существа дела нужно начинать произведение. Первые строчки «Анны Карениной» - «Все смешалось в доме Облонских» - не уступают в этом отношении пушкинскому зачину. Чехов начинал действие комедии «Вишневый сад» совсем по-пушкински: с возвращения Раневской в родовое гнездо и завершал отъездом из усадьбы, где новый владелец Лопахин уже стал рубить вишневые деревья и строить дачи. От первых строк во многом зависит, будет ли читатель знакомиться с текстом дальше или нет.

Вторая причина, заставляющая обратить внимание на процитированное вступление, касается проблемы домысла и вымысла в публицистическом жанре. Журналистское расследование, функционирующее в системе аналитических жанров, строится на документальной основе, анализе фактов реальной действительности, оперативном решении актуальной проблемы. Всякого рода гиперболизация, условность, лирические отступления и пр. элементы художественности, выходят за пределы этой системы. Их присутствие считается естественным в художественно-публицистических жанрах, где есть место домыслу - догадке, основанной на предположениях, размышлениях, и вымыслу - плоду авторского воображения, фантазии.

М. Кольцов, искусно использовавший прием «журналист меняет профессию» («Три дня в такси»), писал: «Я старательно избегаю «присочинения бород» к людям, которые, может быть, в жизни бреются, присваивания народного говора людям, которые, может быть, говорят по-книжному и т.д. Применяю это в самых редких, исключительных случаях, через силу, нехотя. Поскольку же мне приходится все-таки пользоваться вымыслом, я ввожу его в чистом виде, кусками, совершенно беллетристическими, не отражающимися на фактическом материале…» (38. С. 19). При таком подходе стилистические приемы обработки материала, диалоги и сценки, сочиненные автором, не ведут к искажению сущности изображаемого явления.

Сказанное имеет непосредственное отношение к «Убийству в селе Боево». Публикация В. Лебедева лишний раз подтверждает тезис о тесном взаимодействии жанров публицистики и выдвигает важную проблему, касающуюся тенденций развития жанра журналистского расследования. Завязка, как начальный момент в развитии конфликта, изложена лаконично и подготовлена экспозицией: «В Воронежскую область я выехал в тот же день. Предстояло выяснить обстоятельства гибели Жени Никонова. Задача непростая, ведь прошло более двух лет. В момент гибели ему исполнился 21 год. Интуиция подсказывала, что это дело гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд».

Система связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющая сюжетную ткань расследования, открывается приездом журналиста в село Боево и завершается его отъездом из села. Обращает на себя внимание активная авторская позиция. Повествование ведется от первого лица, используются такие методы сбора фактов, как наблюдение и интервьюирование, эксперимент.

«В общем, самое обычное село. Обычное, если не считать того, с чем столкнулся я в первые минуты пребывания в нем. Четверо ребят десяти-одиннадцати лет проезжали мимо на подводе. Трое грызли молодые початки сырой кукурузы, а четвертый погонял тощую лошаденку. Как вы думаете, чем в Боеве погоняют лошадь? Поводьями? Нет. И не прутиком, и не отцовским хлыстом - вилами. Причем не черенком, а зубьями. Бедная кляча перебирала ногами, и кровь с ее крупа капала на боевскую землю.

Как мне добраться до дома Никоновой Зинаиды Григорьевны? - остановил я женщину в резиновых сапогах и домашнем халате. Окинув меня безразличным взглядом с ног до головы и почти не шевеля губами, она произнесла: «Иди вон той дорогой. Держись правой стороны, той, где бегают крысы… А потом выйди на чистую дорожку. И будет дом».

Как и экспозиция, сцена знакомства журналиста с местом происшествия выполнена в беллетристическом стиле и создает тревожный настрой, придает повествованию некоторую мистическую окраску. Если на этом этапе фактический материал и беллетристические куски, пользуясь терминологией М. Кольцова, представлены в тексте самостоятельно, то в дальнейшем реальность и сновидения перемежаются, хотя документальная основа при этом не размывается и четко излагается автором. В журналистском расследовании В. Лебедева выделяются три раздела, все они имеют одинаковое название «Рассказ Зинаиды Григорьевны» - это ее сновидения, которые представляют собой параллельное, наряду с проводимым репортером расследованием, развитие сюжета и усиливают эмоциональный фон, обостряют конфликтную ситуацию.

Из первого рассказа Зинаиды Григорьевны явствует, что ее сын приехал в отпуск из армии, его ждала невеста, была назначена свадьба. Юноша отправился на встречу с невестой и не вернулся. «Привезли его из морга в 16.00. Ровно 21 год назад я его родила, в тот же день и в то же время», - завершает свой первый рассказ Зинаида Григорьевна, из которого читатель узнает и о ее вещем сне, в том числе о человеке с одним рукавом, который поможет раскрыть преступление.

В. Лебедев посвящает читателя в свои сомнения относительно выбора пути расследования конфликта и, в частности, первого шага. Таковым становится его знакомство с материалами уголовного дела Евгения Никонова. Выписки из обвинительного заключения, приведенные репортером, свидетельствуют о дорожно-транспортном происшествии (ДТП), ставшем причиной гибели юноши. «Но что-то меня настораживало. Стал сравнивать показания свидетелей. Попытался вникнуть в выводы следствия», - пишет автор. И далее анализирует материалы уголовного дела, находит противоречия, упущения. «И закралось подозрение, что следствие сознательно не обращало внимания на факты, красноречиво свидетельствующие, что было все, что угодно, только не авария. Я просмотрел видеокассеты с записью судебного заседания, и уверенность в том, что имело место ДТП, истаяла окончательно», - так журналист приводит читателя к конфликтной ситуации, которая становится объектом дальнейшего расследования.

Эффективность деятельности журналиста-расследователя во многом зависит от четкости и основательности плана работы, находчивости и изобретательности в его реализации. В свою очередь составленный репортером план структурирует материал, обеспечивает логичность композиции, последовательность раскрытия темы. Эту задачу В. Лебедев решает с помощью приема, многократно использованного в расследовании.

Он пересказывает читателю свой сон, в котором маленький человечек угостил его яблочным пирогом и густым какао, а затем указал ему на листок бумаги на столе: «Т-там п-план, - сказал дрожащим голосом маленький человечек. Я кивнул и - проснулся». Собираясь в Боево, репортер обнаружил листок бумаги с ранее составленным им планом действий: «Под цифрой «ь значилось: одежда жены Никонова». И я почувствовал привкус какао». Оказалось, что одежда погибшего хранится родителями, суд ею не заинтересовался. Дальнейшие действия журналиста подтверждают ориентацию его расследования на правовую модель следствия.

«Дело в том, что при аварии, да еще такой серьезной, повлекшей смерть человека, на одежде сохранились бы счесы, дыры и частицы асфальта. А на одежде Никонова даже пуговички не оторвалось. Вся целехонькая и чистая, только огромные, заплесневевшие от времени пятна крови, стекавшей из раны на голове. Пятна на одежде располагаются та *<: если бы человек сидел с пробитой головой, а не лежал «головой вниз», как изящно выразилась судья (очевидно, «лицом вниз» и «головой вниз» для нее одно и то же). Криминалистическая экспертиза одежды потерпевшего почему-то не проводилась.

Под цифрой «2» на моем листочке стояло: «Место ДТП». Я взял рулетку и несколько часов проползал с нею, измеряя ширину обочины и ту часть дороги, где якобы произошла авария. Сравнил свои данные со схемой ДТП, представленной суду следователем Колодезянского отделения милиции Агуповым И.Е.: схема составлялась где угодно, только не на месте аварии. Своими выводами я поделился с Зинаидой Григорьевной».

Второй рассказ Зинаиды Григорьевны, а точнее ее сон, подготавливает кульминацию расследования. Виновными в гибели юноши она объявляет колодезянских милиционеров, которые приснились ей, причем один с окровавленным топором в руках, и называет их фамилии. Между тем В. Лебедев продолжает собственное расследование:

«Если не было дорожно-транспортного происшествия, то что же тогда было? Я опять обратился к листочку из блокнота. Под цифрой «3» значилось: «Узнать о драке». Вот и попытался узнать, была ли в ночь с 27 на 28 июля драка в селе Боево или в близлежащих населенных пунктах. Густо запахло яблочным пирогом…»

Репортер получил документальное свидетельство о драке на дискотеке в поселке Дзержинском в День военно-морского флота, в ней участвовали и усмиряли сотрудники Колодезянского отделения милиции, заявившие журналисту, что «они никуда не выезжали, не получали никаких сообщений и что драки никакой никогда вообще не было». Эти высказывания журналист опровергает документальными материалами и показаниями свидетелей: «Не учли сотрудники милиции, что под пунктом «4» у меня будет выведено «Клиники». Я обратился во все близлежащие больницы и санитарно-медицинские части и узнал, какие больные поступали в медицинские учреждения 28 июля 1997 года с 0 часов 30 минут до 10 часов 30 минут. Несколько человек обратились за медицинской помощью после драки… Равно как не учли, что патрульно-постовая служба получила сообщение об этой грандиозной драке. Я благодарен местной ППС, что многим постовым не нравятся методы работы колодезянцев, и они готовы выступить на стороне закона».

После реализации четырех пунктов намеченного плана расследования репортер четко формулирует собственную версию происшествия: «Приехавшие-на вызов милиционеры увидели своих же сослуживцев. Разбираться, кто прав, кто виноват, не стали. Били всех подряд. А после того, как один из них стал махать топором, молодежь разбежалась. На «поле боя» все было залито кровью. А двое ребят, Евгений Никонов и Виктор Плякин, лежали без сознания. Вот тогда, очевидно, чтобы скрыть свою причастность к их травмам, местные органы правопорядка и решили срочно придумать ДТП. Женю Никонова признали потерпевшим, а чудом выжившего Плякина сделали обвиняемым».

Третий рассказ Зинаиды Григорьевны может служить прообразом эпилога. Она повествует о бедах, постигших всех, кто лжесвидетельствовал на суде или участвовал в убийстве ее сына. Репортер от своего имени подтверждает справедливость ее слов.

Развязка, как результат развития событий, дается в расследовании с соблюдением журналистом правовых и этических норм. Имена подозреваемых в преступлении не названы. Однако, если вспомнить о сне Зинаиды Григорьевны, то эти имена становятся секретом полишинеля.

«А убийцу я нашел. Пункт «5» в моем блокноте: «Милиция». Кстати, в тот момент, когда стало известно, кто убил Женю Никонова, я ел в нововоронежском кафе яблочный пирог с какао, но уже ничему не удивлялся. Я знаю человека, который нанес смертельную травму Евгению Никонову (Его фамилию не называю умышленно по той причине, что в отличие от работников Колодезянского отделения милиции знаю законы, а уж тем более закон о СМИ). Мною установлены фамилии сотрудников Колодезянского отделения милиции, на чьих глазах это убийство совершилось (всего девять человек)… Аудиокассеты (8 шт.), видеокассеты (3 шт., в том числе из зала суда), одежду Евгения Никонова, фотоматериалы, вскрытые письма, отправленные с 1997 года из разных источников по адресу семьи Никоновых, и другие необходимые для следствия документы обещаю передать по первому требованию Управления по собственной безопасности ГУВД России».

Перечень собранных журналистом фактов, далеко не исчерпанный в опубликованном материале, свидетельствует об объеме проведенной им работы.

Последняя заключительная сцена, финал журналистского расследования В. Лебедева, выдержана в одном стиле с экспозицией, прологом. Автор в скором поезде возвращается домой: «Спустя три часа раздвинул шторки на окне купе. То, что я увидел, повергло меня в оцепенение. За окном на станции, к которой мы подъехали, висела знакомая табличка: «Колодезная». Оказалось, что поезд сделал круг в связи с аварией на железной дороге. «А теперь мне стали сниться странные сны - в них я пытаюсь и никак не могу вырваться за пределы села Боево», - этими словами завершается текст.

Литературная форма изложения документального материала, продуманность композиции, остросюжетность повествования, активная авторская позиция ставят журналистское расследование В. Лебедева в ряд художественной публицистики. Такое сопоставление не имеет целью умалить аналитическую сторону публикации, которая базируется на обширном фактическом материале, собранном посредством наблюдения, интервьюирования, изучения документов, эксперимента и др. методов. Вместе с тем стилистика и литературные приемы, определяющие форму повествования и придающие ему занимательность детективного произведения, являются существенной художественно-публицистической составляющей журналистского расследования В. Лебедева.

Исследователь качественной литературной журналистики Брэд Рейган, анализируя расследование американского журналиста Гари Померанца о падении пассажирского авиалайнера вблизи Атланты, обращает внимание на оригинальный прием автора: чтение его материала занимает 9 минут 20 секунд. Ровно столько времени прошло между взрывом двигателя и падением самолета. Этот прием заставляет читателя полнее почувствовать и пережить то, что ощущали жертвы авиакатастрофы. По мнению исследователя, лучшие журналисты в прошлом и сейчас являются ответственными репортерами в той же степени, в какой и искусными писателями (Рейган Б. Полгода работы ради 8000 слов // Профессия - журналист. 2001. №9. С. 43).

Анализ журналистских расследований позволяет выявить изобразительно-выразительные средства, используемые их авторами. Степень насыщенности публикаций образными средствами возрастает по мере движения жанра в сторону художественной публицистики. В этой связи целесообразно кратко истолковать понятия, характеризующие экспрессивные особенности публицистического текста и способы реализации в нем авторского замысла:

аверсия - риторическое обращение к олицетворяемому предмету или отсутствующему лицу;

аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности с помощью конкретного жизненного образа;

аллюзия - скрытый намек, употребление общеизвестного выражения как намека на тот или иной факт;

амфиболия - преднамеренная (или невольно допущенная) двусмысленность;

анафора - единоначатие, повторение слова или словосочетания в начале каждого предложения или фразы;

антитеза - резкое противопоставление понятий, мыслей;

антонимы - слова, противоположные по значению;

архаизмы - слова или обороты, вышедшие из употребления и используемые при описании исторического прошлого;

афоризм - законченная мысль, выраженная в сжатой, точной форме;

гипербола - непомерное преувеличение силы, значения, размера изображаемого явления;

гротеск - преувеличенное или преуменьшенное комическое изображение, при котором реальное переплетается с фантастическим, страшное со смешным;

диалектизм - слово или оборот речи, употребляющиеся в определенной местности;

диалог - разговор действующих лиц, средство создания образа, характера;

жаргон - искусственный язык социальной группы, круга лиц;

завязка - событие, с которого начинается действие;

инвектива - резкое обличительное выступление против какого-либо лица, явления жизни;

инверсия - изменение, нарушение обычного порядка, расположения составляющих предложение слов или словосочетаний;

интрига - сложная, запутанная цепь событий в произведении;

ирония - скрытая насмешка;

каламбур - сопоставление слов, сходных только по звучанию и распространение этого сходства на их значение с целью комического эффекта;

коллизия - столкновение противоположных интересов действующих лиц произведения;

кольцо - повторение одного и того же слова или словосочетания в начале и конце фразы, произведения;

комморация - многократное повторение одной и той же мысли разными словами;

композиция - построение произведения, порядок изложения событий;

конфликт - столкновение, борьба, развивающие действие;

концовка - заключительная часть произведения, эпилог;

крылатое слово - меткое выражение, ставшее поговоркой;

кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии действия;

лейтмотив - основная мысль произведения, которая подчеркивается автором;

литота - преуменьшение величины, значения изображаемого явления, риторическое отрицание;

макаронизмы - слова из другого языка, механически

вносимые и искажающие контекст, придающие ему гротескный характер;

метаф (5 ра - употребление слова в переносном значении;

метонимия - замена названия явления или предмета другим названием, неразрывно связанным в сознании с представлением об этом явлении или предмете;

мимезис - намеренное воспроизведение характерных элементов чужой речи, передразнивание;

мистификация - обман, сознательное введение в заблуждение;

неологизм - новое слово в языке, обозначающее новое общественное явление;

образ (словесный) - троп, выражение, придающее речи красочность, наглядность;

оксюморон - сочетание резко контрастных, противоречивых по смыслу признаков в определении явления;

олицетворение - наделение человеческими способностями и свойствами неодушевленных предметов, животных;

омонимы - различные по значению слова, имеющие одинаковое звучание;

парадокс - неожиданное суждение, противоречащее общепринятому мнению и создающее эффект обманутого ожидания;

пародия - ироническое подражание творческой манере автора;

парцелляция - расчленение текста на отрезки (однородные члены, придаточные предложения), создающие дополнительный смысл и усиливающие выразительность;

пасквиль - оскорбительное, клеветническое произведение;

перифраз - замена названия предмета (явления) описанием определяющих его черт, признаков;

присоединение - дополнение основной части высказывания деталями на основе ассоциативной связи;

пролог - введение, знакомящее читателей с предшествующими началу действия событиями или с общим замыслом автора;

развязка - заключительная сцена произведения;

риторический вопрос - утверждение в вопросительной форме, вопрос к самому себе;

сарказм - едкая, язвительная насмешка;

семантические кавычки - использование кавычек с целью придания заключенному в них слову иного значения;

синекдоха - замена наименования явления названием его части;

синонимы - слова, близкие по значению;

сравнение - сопоставление явлений, имеющих общие признаки;

стилизация - подражание чьей-либо творческой манере, стилю;

сюжет - ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий в произведении;

троп - употребление слова или выражения в переносном значении;

финал - заключительная сцена в произведении;

фрактата - общеизвестное высказывание, которое приводится вне логической связи с контекстом и придает ему новое значение;

фразеологизм - устойчивое сочетание слов, значение которого в целом не выводится из значений составляющих его слов;

экспозиция - вступительная, исходная часть сюжета;

эллипсис - пропуск части высказывания, легко восстанавливаемый в связи с контекстом;

эпизод - одно из связанных между собой событий в сюжете;

эпилог - заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе действующих лиц;

эпитет - экспрессивно окрашенное определение;

эпифора - повторение одинаковых языковых единиц в конце каждого отрезка текста.

Опубликованный в «Ставропольской правде» под рубрикой «Журналистское расследование» материал В. Балдицина «Черные деньги» (39) имеет подзаголовок: «Драма о безнаказанности в трех действиях и длительном бездействии с прологом и эпилогом». Композиция и оформление расследования ориентируются на литературный сценарий. Достаточно перечислить названия разделов, чтобы убедиться в этом: «Пролог», «Действующие лица и исполнители», «Действие первое. Последний прыжок чемпиона», «Действие второе. Его считали клоуном», «Действие третье. Затравленный заяц», «Эпилог». В тексте расследования вкраплены взятые в рамку отрывки из «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова. Имеется замысловатый коллаж: долларовые купюры, на одной из которых вместо портрета государственного деятеля изображен арестант за решеткой, а сам государственный деятель находится рядом с атрибутами тюремного сторожа. В тексте расследования встречаются некоторые из приведенных выше экспрессивных средств, однако, по сравнению с «Убийством в селе Боево», их роль в реализации авторского замысла не столь существенна.

Если сравнить расследования В. Лебедева и В. Балдици-на с живописными полотнами, то на первом из них, как это имело место на картинах старых мастеров, присутствует рядом с героями сам автор, а на втором только его герои. В. Балдицин называет в «Прологе» имена владельцев частных фирм, которые в результате многочисленных афер нажили солидный капитал. Каждому из них посвящен отдельный фрагмент, в котором раскрывается механизм финансовых махинаций. Так, исследуя деятельность фирмы Мишукова «Марина», журналист приводит факты ее спекуляций на рынке ценных бумаг: «Дойной коровой послужил чековый инвестиционный фонд «Южный». Уже в октябре «Марина» купила у «Южного» акции АО «Ростелеком» за 124 миллиона и еще быстрее перепродала их в Москве за 252 миллиона. Еще круче! Хотя термин «купила» неверен. Были лишь заключены договоры о продаже, предусматривающие ну просто изумительные для «Марины» условия: платить за акции надо было через десять банковских дней после получения выписки из реестра акционеров о передаче акций «Марине». И чтоб совсем стало ясным, скажу, что договоры между «Мариной» и «Южным» готовили Наумов и Неделько, а все переговоры по ним вел Волков. Мишуков лишь подписывал не понятные для него бумаги».

Автор в деталях сообщает о действиях каждого из владельцев коммерческих фирм и выявляет тесные связи между ними, на что не обратили внимания судебные органы, занимавшиеся расследованием их преступной деятельности. На это существенное обстоятельство журналист указываете «Эпилоге»: «И почему-то никому не пришло в голову соединить все три дела вместе. Благо, оперативных работников, оперативной информации у наших органов предостаточно».

В. Балдицин выдвинул и обосновал версию о тесных связях между криминальной деятельностью главарей нескольких фирм, которая не была установлена в процессе судебного разбирательства каждой из них. Прокуратура края возбудила уголовное дело по фактам журналистского расследования В. Балдицина.

Напечатанный под рубрикой «Расследование «АиФ на Дону» материал «Ростовское имущество раздавали за бесценок, или четыре вопроса к чиновникам», как и приведенный выше, имеет три раздела с подзаголовками, в каждом из них жирным шрифтом выделены факты «прихватизации» по-ростовски. В связи с этими криминальными фактами редакция ставит четыре вопроса. «На вопрос №1 - почему государственная собственность была незаконно продана в 5 раз дешевле своей, даже не рыночной, а балансовой стоимости, - ответа нет. Да, похоже, этот вопрос никогда не ставился перед чиновниками комитета по имуществу», - так завершается сюжет о приватизации небольшой частной фирмой больничного комплекса. Исследовав конкретные случаи незаконной приватизации, газета приводит итоговые расчеты, основанные на анализе официальных статистических данных: «Из опубликованной в прессе справки Ростовского областного комитета государственной статистики следует, что»… с 1.01.94 г. по 1.10.97 г. приватизировано предприятий всего 1 495. Получено средств от приватизации в денежной форме 149,3 млрд. рублей. Поступило в бюджет 81,1 млрд. рублей…» Выходит, что почти полторы тысячи госпредприятий распродали в среднем по цене миллион рублей (старыми)?!! Тогда ростовским чиновникам от имущества уже давно пора писать бестселлер об истории ростовской приватизации». Таким образом, острая социальная проблема расследуется на конкретных примерах с использованием данных официальной статистики.

Прослеживается тенденция развития журналистского расследования в сторону использования новых технологий, в том числе электронной информации, сосредоточенной на сайтах различных учреждений, организаций, фондов и пр. С помощью компьютера журналист в состоянии не только разыскать нужную ему информацию, но и обработать ее, не только произвести математические подсчеты, но и определить модель поведения, не только воспользоваться имеющимися источниками, но и создать собственную базу данных. Эта база данных может включать разного рода официальные документы, газетные публикации, результаты опросов населения, демографические сведения, итоги различных конкурсов, сведения о стихийных бедствиях, судебные вердикты, библиографию новых книг, биографии партийных лидеров и многое другое. Компьютерная программа позволяет сортировать эти данные в нужном порядке - хронологическом, алфавитном и пр. При этом в результате регулярного пополнения базы данных с течением времени создаются предпосылки для постановки актуальных проблем на основании динамики изменений этих данных. Так, перечень фамилий проходивших по уголовным делам владельцев частных фирм в Ставрополе позволяет на основе повторяемости выйти на проблему организованной преступности в материале «Черные деньги». В проведенном «АиФ на Дону» расследовании фактов незаконной приватизации ключевую роль сыграли официальные данные, обнародованные Ростовским областным комитетом государственной статистики, место которым на сайте учреждения.

Опыт зарубежных СМИ свидетельствует, что тематика и проблематика журналистских расследований, проведенных с помощью компьютерных технологий, отличаются разнообразием и высокой социальной значимостью. В сборнике содружества американских журналистов-расследователей, изданном в 1992 году, приводились примеры публикаций, сделанных на основе компьютерных технологий, в которых вскрывались такие явления, как сокрытие фактов производственного травматизма, низкое качество медицинского обслуживания ветеранов в госпиталях, незаконное пользование налоговыми льготами, нещадная эксплуатация сельскохозяйственных рабочих-мигрантов и т.д. К числу тем журналистских расследований отечественных СМИ, в проведении которых широкое применение могут найти информационные технологии, относятся инвестиции в промышленность и сельское хозяйство, жилищное кредитование, трудоустройство переселенцев, занятость молодежи, дотации малоимущим, снижение рождаемости, развитие малого предпринимательства и пр.

В журналистском расследовании, основанном на анализе обширного фактического материала, воплощению авторского замысла в значительной степени содействует искусное владение репортером исследовательскими навыками. В связи с этим целесообразно определить некоторые понятия, характеризующие методику его работы:

анализ - метод исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции;

аналогия - сходство, подобие в определенном отношении предметов, явлений или понятий, в целом различных;

версия - одно из нескольких, отличных друг от друга объяснений факта или события;

гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки и подтверждения;

дедукция - логический прием, основанный на умозаключении от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам;

индукция - логический метод, основанный на умозаключении от частных единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;

классификация - распределение предметов, явлений или понятий по разрядам в зависимости от их общих признаков;

метод - способ исследования; свод правил, которыми руководствуется исследователь в поисках истины;

синтез - метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей;

система - порядок, обусловленный расположением частей в определенной связи; связное целое;

эксперимент - научно поставленный опыт, позволяющий следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении тех же условий;

экспертиза- исследование вопроса с привлечением специалистов.

С использованием компьютерных технологий связана еще одна тенденция в развитии жанра журналистского расследования, что явствует из следующего примера. Ростовская газета «Жизнь» опубликовала под рубрикой «Расследование «Жизни» материал И. Ивановой «Американцы обещали детям рай, а устроили ад» (40). В подзаголовок вынесены слова: «Семилетнего русского мальчика Витю Тулимова приемные родители избили, искалечили и бросили умирать в ледяную подсобку». Материал состоит из нескольких разделов, снабженных подзаголовками. В предисловии сообщается о том, что семья американских фермеров штата Нью-Джерси решила взять на воспитание двух сирот из развивающейся страны, и «местные газеты захлебнулись от умиления», прославляя «образцовую» семью. Следующий раздел «Поиски» повествует о том, как с помощью специализированного сайта в Интернете американцы выбрали двух очаровательных малышей из Благовещенска и отправились за ними, Под заглавием «Усыновление» рассказывается, как легко расстались в детском доме Благовещенска с двумя детьми и даже помогли американцам прихватить третьего - старшего брата близняшек. В разделе «Смерть» сообщается, что в доме приемных родителей полиция обнаружила «в одной из подсобных комнат, где не было отопления, скрючившегося в жалкий комочек, окоченевшего мальчика. Он был без сознания. Сунули градусник и ахнули - температура была 25 градусов! В местной больнице врачи, осмотрев Витю, ужаснулись - раны, ушибы и синяки покрывали его худенькое тело!» Под заглавием «Обвинение» приводятся результаты судебного разбирательства: «Американских родителей арестовали. Обвинения, предъявленные им, повергли Америку в шок. Оказалось, «образцовые» Мэттеи нещадно били приемыша. Судмедэксперты обнаружили на теле Вити сорок различных повреждений, несколько «свежих» и несколько старых, уже сросшихся переломов. Причем заживали все эти многочисленные травмы поистине как на собаке: абсолютно никакой медицинской помощи Витя не получал! Господи, сколько же страданий и мук пришлось вынести ему и его маленьким братишкам! Выяснились и другие дикие подробности. Оказывается, американская «мама» кормила русских приемышей сухими бобами - и не давала пить. Их часто били специальным кнутом и запирали в темной, холодной подсобке… В конце концов семейке садистов предъявили обвинение в убийстве русского мальчика. И… отпустили под залог в 35 тысяч долларов! А близнецов Володю и Женю отправили в приют».

Заключительный раздел под названием «Россия» показывает деятельную роль автора расследования: «Я долго пыталась выяснить: каким образом иностранцам удалось так быстро усыновить сразу трех здоровых мальчуганов. И везде натыкалась на глухую стену равнодушия. Департамент образования Москвы, аппарат уполномоченного по правам человека в РФ, управление детских домов Министерства образования России - все, словно сговорившись (а может, и вправду сговорившись), переводили стрелки друг на друга. Только в управлении социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования неуверенно сказали, что детей разрешили вывезти местные власти. В комитете образования Амурской области на наш звонок отреагировали очень бурно: «Пока не будет решение суда, комментировать ничего не будем!» Когда я спросила, как мог - ли фотографии близнецов оказаться на американском сайте - на том конце провода бросили трубку. А директор детского дома Благовещенска Светлана Лях заявила, что близнецы Тулимовы среди ее воспитанников никогда не значились…» Этими словами завершается расследование. На фотографии, заимствованной из американской газеты, запечатлена «образцовая» семья с тремя русскими детишками, головы которых обведены кружками для пущей наглядности, имеется подтекстовка: «Женя, Витя и Володя еще не знают, что их ждет впереди».

Как явствует из содержания материала, автор основывается на публикациях американских СМИ и Интернета и комментирует приведенные в них факты. Никаких ссылок на зарубежные источники, за исключением названной фотографии, не имеется. До заключительного раздела автор решает реферативную задачу: ведет поиск информации в зарубежных СМИ, восстанавливает картину событий на основании собранных фактов, структурирует свое исследование, придает ему «читабельную» литературную форму. Авторское отношение к событиям выражается с помощью изобразительно-выразительных средств и прямых оценок. В последнем разделе реферативная функция, которую можно условно определить как работу с источниками, уступает место непосредственной, активной разыскательной деятельности, где метод интервьюирования играет главную роль. Все аспекты конфликтной ситуации сплетаются здесь в единый узел и, хотя автор не находит конкретных виновников преступления, наглядно показанные им безответственность и равнодушие чиновников позволяют читателю самому сделать правильный вывод.

Обращение к Интернету при проведении журналистского расследования может в перспективе привести к совместной работе репортеров разных стран (или отечественных журналистов, аккредитованных в разных странах) над общей проблемой. В таком случае изменения претерпят методы ведения расследования, форма подачи материала, оценка эффективности выступления, другие жанровые признаки.

В использовании информационных технологий помощь журналисту может оказать приводимый ниже краткий каталог сайтов региональных СМИ и зарубежные сайты:

Вечерний Ростов #"justify">Город № #"justify">- Жизнь #"justify">- Комсомольская правда на Дону #"justify">Краснодарская правда #"justify">- Крестьянин #"justify">- Кубанские новости #"justify">- Молот #"justify">Научная мысль Кавказа #"justify">- Северная Осетия #"justify">Ставропольская правда #"justify">Черноморская здравница #"justify">Южная звезда #"justify">- Дон-ТР #"justify">Южный регион #"justify">- Всемирная Ассоциация газетной прессы #"justify">Информационное агентство США #"justify">Международная Федерация журналистов #"justify">Если обратиться к журналистским расследованиям наших дней, то в качестве полезного руководства репортерам могут служить советы М. Берлина из «Краткого руководства по проведению журналистского расследования», хотя и не все его рекомендации являются бесспорными: «Автор может начать с заявления, отражающего суть дела: «Расследование, проведенное «Тайме», установило, что мэр присвоил по меньшей мере 300 000 долларов из городской казны за последние три года». Материал может начаться также с рассказа о случае коррупции или, допустим, с истории о женщине, которая нуждалась в медицинской помощи, но не смогла ее получить, так как система работает плохо. Повествование следует вести по нарастающей, чередуя драматические события до самого кульминационного момента.

В любом случае, тон публикации должен быть спокойным. Только факты. Не нужно сарказма, злобы, гнева и критиканства. Язык должен быть нейтральным. Пусть факты говорят сами за себя, и пусть читатель будет разгневан потому, что он прочитал об этих фактах. Все заявления должны иметь ссылки на источник: «в соответствии с информацией, полученной в беседах с тремя муниципальными служащими», «в соответствии с официальными документами», «сравнительный анализ аналогичных услуг в соседнем городе показал…»,»… два сотрудника «Тайме» видели его в магазине, а он утверждает, что в это время находился на работе в мэрии».

Таким образом, в развитии жанра журналистского расследования прослеживаются несколько тенденций: тяготение к художественной публицистике и активному использованию автором детективных признаков жанра при расследовании «кричащих» фактов; новаторская постановка и тщательное исследование острой социальной проблемы с ориентацией репортера на глубокий анализ системы фактов, добытых с помощью комплексного использования различных методов, в том числе компьютерных технологий; реферативный обзор источников по типу Дайджеста с авторским комментарием заимствованных фактов при изложении своей версии чрезвычайного события или явления.

Литература

литературный журналистский расследование публицистический

1.Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006.

2.Ворошилов В. Журналистика. СПб., 2006.

.Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995.

.Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 2007.

.Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2014.

Похожие работы на - Авторский замысел и его воплощение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!