Религиозные объединения в политической системе общества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    107,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Религиозные объединения в политической системе общества















Религиозные объединения в политической системе общества

Содержание

Введение

Глава 1. Основные направления государственной политики

.1 Свобода вероисповедания в праве современной России

1.2 Государственная политика в сфере взаимоотношений государства и органов местного самоуправления с религиозными объединениями

Глава 2. Контроль за деятельностью религиозных объединений

2.1 Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности

2.2 Проблемы осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений

Заключение

Перечень принятых сокращений

Глоссарий

Список нормативных источников и используемой литературы

Приложение

Введение


Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена избранной тематикой, предполагающей анализ правового положения религиозных объединений в политической системе общества.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания является одним из важнейших прав граждан в любом демократическом государстве.

Российская Федерация - светское государство, в котором исторически сложилось религиозное многообразие, однако долгие годы насильственно насаждались единомыслие и атеизм.

Действующая российская Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также закрепляет равные права и свободы человека и гражданина независимо от отношения к религии.

Реализация этих конституционных положений связана с действием Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" ( далее по тексту - Закон).

Религия и религиозные объединения в светском государстве не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Отделение государственного образования от церковного, придание государственному образованию светского характера (отделение школы от церкви) также служит обеспечению светского характера государства.

Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу правового регулирования положения религиозных объединений.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты функционирования религиозных объединений в современный период, содержательная и нормативная основа, проблемы реализации права на свободу вероисповедания и формирующиеся предложения по их преодолению.

Основной целью работы являются исследование аспектов положения религиозных объединений, а также разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

рассмотрение основ государственной политики в сфере взаимоотношений государства и органов местного самоуправления с религиозными объединениями;

исследование религиозного экстремизма как одной из угроз безопасности российской государственности;

рассмотрение проблем осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений;

предложить направления совершенствования законодательства Российской Федерации в рассматриваемой области.

Методологическую основу исследования составляют традиционные положения диалектического способа научного познания, а также современные методы: логический анализ и синтез, системный, нормативно-логический анализы, сравнительное правоведение, правовое моделирование и прогнозирование.

Теоретическую основу исследования курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области общей теории государства и права, истории государства и права, конституционного, гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального права, сравнительного правоведения.

Среди ученых, внесших заметный вклад в развитие темы настоящей курсовой работы в различные исторические периоды (работы которых использовались), можно назвать таких виднейших правоведов, как: Арутюнян Г.Г., Баглай М.В., Алиев Р.Н., Иванюк О.А., Лапаева В.В., Левина А.А., Придворнов Н.А., Тихонова Е.В. и др.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты всех уровней правового регулирования, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Структура курсовой работы. Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списков нормативных актов и специальной юридической литературы, использованных в процессе работы над указанной тематикой.

вероисповедание религиозный экстремизм

Глава 1. Основные направления государственной политики

.1 Свобода вероисповедания в праве современной России

Вопрос правового регулирования института свободы совести, и свободы вероисповедания постоянно находится в нашей стране в центре внимания властных структур: государства, его органов, политических партий, общественных объединений и организаций. Необходимо констатировать, что все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

В современной России институт свободы совести и свободы вероисповедания состоит из:

) норм Конституции Российской Федерации, фиксирующих основные положения свободы совести;

) общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих свободу совести во всевозможных ее интерпретациях;

) положений международных договоров Российской Федерации, относящихся к обеспечению свободы совести;

) норм федерального законодательства, регулирующих защиту и ограничение свободы совести в России;

) положений договоров между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов, затрагивающих свободу совести;

) норм конституций (уставов), а также иных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на дополнительное регламентирование свободы совести в целях ее защиты в соответствующем субъекте;

) решений органов местного самоуправления, касающихся свободы совести;

) исходя из судебной практики всех уровней (судебные решения по вопросам свободы совести как международных судов по правам человека в отношении России, так и органов судебной системы Российской Федерации).

Особая роль в регулировании института свободы совести и свободы вероисповедания принадлежит Конституции Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Конституция России регулирует наиболее принципиальные вопросы реализации свободы совести, к числу таких концептуальных вопросов относятся следующие установления:

Российская Федерация - светское государство (ст. 14);

в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст. 13);

никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14);

религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14);

государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав гражданина по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19);

каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28);

не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29);

никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (ч. 2 ст. 30);

гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

Светский характер Российской Федерации - один из признаков современного правового государства. Понятие "светское государство" характеризует отношение государства к религии и означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга. Кроме того, идея светской государственности представляется крупным достижением человеческой мысли, она содержит огромный теоретический и практический потенциал прогрессивного развития государства, общества, личности. В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве развитых стран (США, Франция и т.д.), существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). В некоторых странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), одна из религий обладает привилегиями, что является, по нашему мнению, антиконституционной тенденцией и грубым нарушением прав человека.

1.2 Государственная политика в сфере взаимоотношений государства и органов местного самоуправления с религиозными объединениями


Пути сотрудничества государства и церкви до конца не определены, так как государственная концепция взаимоотношений государства и религиозных объединений находится в стадии становления. Процесс формирования государственной политики в этой области продолжается. Российская Федерация - одна из немногих стран СНГ - не имеет централизованной структуры, поэтому не существует единого подхода и отсутствует механизм объединяющего центра.

Повышенный в настоящее время интерес к религии можно объяснить следующими причинами:

. Политические и правовые перемены привели к ликвидации существовавших на протяжении десятилетий официальных и неофициальных запретов, административных гонений на верующих. После выхода прогрессивных законов о свободе совести религиозные объединения вышли из "полуподпольного" состояния, а верующим предоставлено право свободно исповедовать свою веру.

. Воздействие на состояние общества оказывают общественная неразбериха и ухудшение экономического и экологического положения большей части населения, политическая нестабильность, межэтнические конфликты. У многих возникло чувство страха перед будущим и недоверие к заявлениям политиков. В результате, разочаровавшись в бесчисленных обещаниях, люди обратились к авторитету религии в поисках выхода из сложившихся условий жизни.

. В немалой степени этому способствовал стремительный отказ от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество. Возникший духовный вакуум нужно было заполнить системой идей и ценностей, которые имеют вековую историю и проверены временем. Опросы, проведенные среди интеллигенции, выявили характерную для многих ее представителей позицию, исходящую из неправомерности жесткого противопоставления научного знания религиозной вере. Рациональное научное знание и религиозное чувство, базирующееся на ценностном подходе к действительности, взаимно дополняют друг друга, образуя некое единство.

. Существующий фактор повышения религиозности - это необходимость преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший все общество. Люди, привыкшие жить по совести, все чаще стали обращаться к религии как к оплоту моральных ценностей. Существующие в обществе коррупция, спекуляция, пьянство, наркомания способствуют тому, что многие стремятся компенсировать эти пороки обращением к общечеловеческим ценностям, проповедуемым религией, таким, как милосердие, добро, внимание к окружающим. В этих гуманистических ценностях виден заслон от тех норм и привычек, которые разъедают душу, плодят безнравственность, жестокость, отчаяние, страх.

. Большое значение в усилении религиозности имеет историческая традиция. Историческая память народа запечатлела прогрессивную деятельность религии в кризисные и переломные периоды истории общества. В сложные времена к религии обращаются как к надежной общественной силе, которая способна помочь народу выстоять в нелегких условиях современной жизни.

Главные достижения последних лет - это создание правовых условий для деятельности религиозных объединений и получение ими статуса юридического лица. Обновляются Уголовный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации. Отменены статьи, которые ограничивали права верующих, религиозных организаций. Совершенствуется механизм судебного решения жалоб верующих и религиозных организаций в отношении действий государственных органов и должностных лиц. Во многих странах СНГ созданы и действуют соответствующие государственные органы, регулирующие взаимоотношения государства и религиозных объединений.

Религиозные объединения отделены от государства, а законодательство не определяет какой-то приоритетной конфессии.

В Российской Федерации школы отделены от церкви. Государственная система образования в них носит светский характер.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, Законом и о религиозных объединениях" Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрированы почти все централизованные организации, имеющие государственную аккредитацию до принятия Закона 1997 г. Признание получили значительное количество местных религиозных организаций. Все это создает основу для развития взаимоотношений государства и религиозных объединений. В общественной жизни религиозные объединения заняли достойное место и оказывают благотворное влияние на духовную сферу российского общества, способствуют построению правового государства и формированию гражданского общества. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации действуют местные нормативные акты по свободе совести исполнительной и законодательной власти, противоречащие основному закону страны - Конституции Российской Федерации. Существуют проблемы при передаче религиозным объединениям культовых зданий; иногда верующих лишают возможности строить или арендовать помещения для богослужебных целей.

Важную роль может сыграть образование в воспитании толерантности, уважения к каждому независимо от вероисповедания или мировоззрения. Особая ответственность принадлежит государственной системе образования. Общеобразовательные учреждения могут выполнить свою задачу, если при обучении не будет отдаваться предпочтение какому-либо определенному вероисповеданию или мировоззрению в ущерб другим. Духовные образовательные учреждения призваны воспитывать в духе терпимости и уважительного отношения к разным вероисповеданиям.

Свобода совести предполагает отношение человека к религии и включает право иметь религиозные или атеистические убеждения.

Одной из существенных гарантий соблюдения данного положения является недопустимость указания в официальных документах (удостоверении личности, паспорте, военном билете, свидетельстве о рождении, о браке, в трудовой книжке) на отношение гражданина к религии. Это служит гарантией того, что отношение к религии - исключительно частное дело, органы государственной власти официально его не фиксируют и, следовательно, это не может быть использовано в целях ущемления прав или предоставления кому-либо каких-либо преимуществ или привилегий.

Важной гарантией равноправия граждан независимо от их отношения к религии является статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", где указывается, что все религии и религиозные объединения равны перед законом, запрещается устанавливать преимущества или ограничения для одной религии или религиозного объединения. Следует отметить, что в различных государствах существуют конституционные и законодательные отступления от этого принципа: конституции и уголовные законы Греции, Малайской Федерации, Непала запрещают менять религию, особенно господствующую.

Таким образом, Конституции Российской Федерации и Азербайджанской Республики в качестве главных целей и исходных позиций выдвигают идеи национального возрождения и институты демократии:

право на самоопределение, приверженность общечеловеческим ценностям, стремление утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить незыблемые устои народовластия и правового государства;

незыблемость государственности, создание демократического общества и правового государства, приоритет прав и свобод человека, желание обеспечить гражданский мир и межнациональное согласие.

Прогноз возможного развития религиозности в современном обществе таков, что в ближайшие десятилетия религиозность населения должна стабилизироваться - число верующих будет составлять около 50%. О правомерности такого прогноза свидетельствует опыт многих стран, который показывает, что приобщение людей к любому мировоззрению - процесс сложный и искусственно его осуществить нельзя. Это подтверждает и процесс христианизации Руси, когда освоение христианства растянулось с Х по XVI вв. Вместе с тем массированное воздействие атеизма на все слои общества в течение 70 лет не привело к ликвидации религии.

Существенную роль в судьбе религиозности играет национальный фактор. Религиозные объединения выполняют умиротворяющую роль в национальных конфликтах, а с другой стороны, благодаря деструктивным силам могут способствовать их разжиганию.

Вопросы личной веры или неверия будут решаться спокойно, взвешенно, естественным путем. Люди будут уделять внимание подлинной духовности, а не сводить свой религиозный интерес исключительно к внешним формам (ношение крестиков, посещение богослужений и т.д.).

Российская Федерация, несмотря на значительную религиозность, является в значительной степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии, т.к. социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных объединений. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп; несмотря на их мировоззренческие устои, нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.

Практика показывает, что если склонять людей к следованию только одной мировоззренческой установке, то это ведет к конфронтации, конфликтам. Нередко религиозная нетерпимость, отсутствие цивилизованных отношений между религиозными объединениями приводили к общественной напряженности. Во многих регионах мира конфликты между разными религиозными системами разрешались часто насильственными методами.

Однако в России созданы необходимые условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих, функционирования религиозных объединений.

Определены приоритетные направления государственной политики в сфере государственно-религиозных отношений:

обеспечение конституционного положения об отделении церкви от государства и школы от церкви, равноправие всех действующих конфессий и право граждан на свободу совести;

содействие религиозным организациям в реализации их уставных задач, участии церкви в служении, имеющем социальное значение.

Глава 2. Контроль за деятельностью религиозных объединений

.1 Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности

Общее понятие экстремизма раскрывается в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Экстремистская деятельность (экстремизм) рассматривается, в частности, как деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и т.д.

Религиозный экстремизм является одной из форм экстремизма.

Религиозный экстремизм представляет серьезную опасность для безопасности страны. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", определяя национальные интересы во внутриполитической сфере, характеризует их как сохранение стабильности конституционного строя, обеспечение гражданского мира и национального согласия, правопорядка, а также нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма .

Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях совпадения религиозной и этнической самоидентификации народов. Особо следует выделить такие проявления религиозного экстремизма, которые осуществляются по инициативе и при поддержке внешних политических субъектов, стремящихся обеспечить свое доминирование в том или ином регионе мира.

Религиозный экстремизм может служить основанием для привлечения к административной или уголовной ответственности. Статья 20.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за организацию деятельности религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также за участие в такой деятельности. Действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды, на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, отношения к религии, наказываются в уголовном порядке (ст. 282 УК РФ). Создание экстремистского сообщества, т.е. организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности влекут ответственность по ст. 282.1 УК РФ.

Таким образом, анализ законодательства позволяет сделать вывод о достаточно развитой системе нормативных актов, направленных на противодействие тем формам религиозного экстремизма, которые имеют политический характер. Однако, как справедливо отмечает В.В. Лапаева, собственно религиозный экстремизм, специфика и различные проявления его не получили еще сколько-нибудь удовлетворительного отражения в законодательстве .

Наиболее успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. В Республике Дагестан действует Закон РД "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан". В Кабардино-Балкарской Республике принят Закон КБР "О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности"; в нем, в частности, дается понятие экстремистской религиозной деятельности, содержится ряд новых составов правонарушений, на основании которых религиозное объединение может быть ликвидировано или запрещено.

При этом следует подчеркнуть, что законодательное регулирование ни в коем случае не должно нарушать основополагающих принципов свободы совести и вероисповедания, должно исключать вмешательство в канонические вопросы деятельности религиозных объединений и в то же время обеспечивать действенный контроль со стороны государства за соблюдением требований о недопустимости экстремистских проявлений в деятельности представителей всех религиозных направлений.

2.2 Проблемы осуществления контроля за деятельностью религиозных объединений

Порядок учреждения религиозных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" .

В связи с этим А.Н. Кокотов отмечает: для религиозных организаций установлен заявительно-регистрационный порядок государственной регистрации, что позволяет учитывать при регистрации специфику их правового статуса, с одной стороны, как субъектов гражданских правоотношений, а с другой - как субъектов публичных правоотношений, и связано это с необходимостью большего государственного контроля в некоторых сферах деятельности. Религиозные группы учреждаются в нормативно-явочном порядке и действуют без государственной регистрации, а значит, без обладания статусом юридического лица. Но тем не менее Законом установлено, что религиозная группа обязана соблюдать законодательство Российской Федерации.

Что касается прав религиозной группы, то по действующему законодательству религиозная группа вправе преобразоваться в религиозную организацию, но только просуществовав в данной местности не менее 15 лет или подтвердив свое вхождение в структуру уже существующей централизованной религиозной организации того же вероисповедания. П.Н. Дозорцев и другие авторы видят в этом дискриминацию граждан по признакам веры. Если они создают религиозное объединение, исповедующее традиционное для нашей страны вероучение, то вправе иметь собственность (ст. 21 Закона), получать налоговые и иные льготы, финансовую, материальную и иную помощь от государства (ч. 3 ст. 4), просить об объявлении своих религиозных праздников нерабочими днями (ч. 7 ст. 4) и об отсрочке от военной службы и сборов для своих священнослужителей (ч. 4 ст. 3), создавать образовательные учреждения (ч. 3 ст. 5). Религиозные группы ничего подобного делать не вправе. Единственное, на что они имеют право, - это совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

П.Н. Дозорцев полагает, что ст. 28 Конституции Российской Федерации

гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, а законодательство провозглашает равенство религиозных объединений (религиозных групп и религиозных организаций) перед Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ч. 1 ст. 4). Причем данный Закон сам же своими положениями нарушает этот принцип.

Более того, отсутствие статуса юридического лица, по мнению названного автора, не позволяет религиозным группам даже защищать свои права в суде, поскольку они не вправе выступать истцом в судебном процессе. Это могут сделать только отдельные их прихожане от собственного имени, в какой-то мере это справедливые замечания, но ведь среди нетрадиционных конфессий могут быть и преследующие преступные цели. Возникает вопрос: как воспрепятствовать их созданию на территории России?

Для этого необходима эффективная система контроля и ответственности за нарушение законодательства о свободе совести, что предусмотрено ныне действующей законодательной базой. Так, общий надзор за исполнением этого законодательства, как и положено, осуществляет прокуратура Российской Федерации. Контроль за деятельностью религиозных организаций осуществляет орган, который принимает решение о государственной регистрации религиозной организации, т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в данной области, или его территориальный орган. Причем Закон четко определяет лишь одну форму контроля - фискальную. В соответствии со ст. 8 религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности. Отсутствие указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения в суд с иском о признании того, что эта религиозная организация прекратила свою деятельность.

Ничего подобного от религиозной группы Закон потребовать не вправе, поскольку она не нуждается в государственной регистрации. Единственное, что она обязана сделать, - это уведомить о своем создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Таким образом, контроль за деятельностью этого формирования оказывается неэффективным.

На практике религиозная группа не представляет ничего иного, кроме совместной деятельности отдельных граждан. Поэтому запрет на ее деятельность применить крайне сложно.

В этом плане контроль за деятельностью религиозных объединений осуществлять гораздо проще, так как существуют меры юридической ответственности за нарушение законодательства о регистрации религиозных организаций.

В Российской Федерации в последние годы происходит развитие законодательства, направленное на реализацию принципов правового государства и осуществление преобразований в сфере свободы совести и вероисповедания. В связи с этим возникает необходимость совершенствования института юридической ответственности за нарушение законодательства о регистрации религиозных организаций.

В дополнительной проработке нуждается стадия правовой экспертизы представленных религиозной организацией на регистрацию документов, вопросы проведения религиоведческой экспертизы.

По мнению некоторых авторов, проблема заключается в решении вопроса о религиозном характере изучаемой организации, а также в определении ее отношения к тем ценностям и социальным институтам, которые государство считает нужным поддерживать и охранять от посягательств .

Таким образом, возникает ситуация, когда ограничения, предусмотренные для религиозной группы, противоречат принципу свободы вероисповедания, установленному ст. 28 Конституции Российской Федерации, так как право на свободу вероисповедания, как и составляющие его правомочия, является непосредственно действующим. Поэтому право исповедовать совместно с другими любую религию независимо от наличия документа о пятнадцатилетнем сроке существования (элементом чего является создание религиозной организации) не может ограничиваться законом. Но, с другой стороны, нельзя уравнять в правах религиозную организацию и религиозную группу, исходя даже только из одного принципа разумности. А если для решения данной проблемы ввести государственную регистрацию религиозных групп, это приведет к еще большей дискриминации последних.

Несмотря на некоторые шероховатости Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", которые предоставляют широкое поле для размышлений и различных его трактовок, он в значительной степени уточнил государственно-религиозные отношения, установив пределы вмешательства государства в дела церкви, а религиозных объединений - в дела государства. И на данном историческом этапе нецелесообразно "наводить порядок" в сложившейся ситуации, так как это может привести к "беспорядку". Государству сейчас необходимо ориентироваться на практику и устранять возникшие недостатки в процессе их выявления, аккуратно и корректно внося изменения в законодательство.

Заключение

Проведенное исследование обусловило некоторые основные выводы, представленные ниже.

Согласно Конституции Российской Федерации:

Российская Федерация - светское государство (ст. 14);

в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст. 13);

никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14);

религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14);

государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав гражданина по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19);

каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28);

не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29);

никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем (ч. 2 ст. 30);

гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

По результатам настоящей работы можно сформулировать следующие выводы и положения.

В условиях тоталитарного административно-бюрократического режима в СССР право на свободу совести и свободу вероисповедания практически попиралось и ограничивалось. В последнее время в общественно-политической жизни страны произошли существенные сдвиги, связанные с пониманием и осуществлением свободы совести и свободы вероисповедания, однако проведенный анализ национального и международного законодательства, регулирующего институт свободы совести и свободы вероисповедания, судебной и правоприменительной практики, позволяет сделать вывод о том, что формирование исследуемого института не завершено, многие нормы, составляющие институт, представляются конкурирующими, конфликтующими, таким образом, требуется существенная доработка законодательства.

В связи с вышеизложенным представляется актуальным междисциплинарное исследование направлений совершенствования правового регулирования института свободы совести и свободы вероисповедания и определение его значения в контексте глобализации. Мы считаем, что особую роль в процессе глобализации играет формирование эффективного правового механизма для реализации права каждого индивида на свободу совести и свободу вероисповедания.

Исходя из характера выявленных недостатков в действующем законодательстве, нами сформулированы предложения по совершенствованию правового института свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации, которые в основном сводятся к следующему.

Во-первых, формирование широкой правовой доктрины свободы совести и свободы вероисповедания, в соответствии с которой должно формироваться законодательство, регулирующее данный институт.

Во-вторых, внесение соответствующих изменений в действующее законодательство о свободе совести и свободе вероисповеданий с целью устранения противоречий относительно правовой регламентации данной свободы и ее юридического отграничения от иных прав и свобод в нормативно-правовых актах всех уровней, с согласованием их содержания и юридической силы; детальная регламентация механизма реализации свободы совести и свободы вероисповедания в Федеральном законе.

Так, считаем необходимым внести в статью 19 Федерального закона от 26 августа 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" следующие изменения:

пункт 1 дополнить предложением: "Государственный статус духовного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) при его государственной аккредитации не устанавливается";

пункт 2 дополнить предложением: "Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) вправе реализовывать на основе лицензии образовательные программы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и в случае получения государственной аккредитации в установленном порядке выдавать документы государственного образца о соответствующем уровне образования".

В-третьих, выработка понятийного аппарата, соответствующего требованиям Конституции, принципам международного права и новым реалиям в области свободы совести и свободы вероисповедания.

Перечень принятых сокращений

1.  Уголовный кодекс Российской Федерации - УК РФ.

2.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - КоАП РФ.

.        Гражданский кодекс Российской Федерации - ГК РФ.

.        Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" - Закон.

Глоссарий


Религиозное объединение - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозная группа - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Иностранная религиозная организация - организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Собственность религиозных объединений - имущество, принадлежащее религиозным организациям на праве собственности и необходимое для обеспечения их деятельности.

Местная религиозная организация - религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Общественные и религиозные организации (объединения) - добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Представительство иностранной религиозной организации - создаваемое на территории Российской Федерации обособленное подразделение иностранной религиозной организации, действующее от ее имени и по ее поручению на основании предоставленных полномочий.

Религиозные программы - программы, основанные на различных формах религиозной службы, или аналогичные духовные программы, предназначенные для духовного наставления аудитории.

Централизованная религиозная организация - религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Список нормативных источников и используемой литературы

Нормативно-правовые акты

.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7.

.     Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 (с изм. и доп. по состоянию на 15 января 2010) // М.: Проспект, КноРус, 2010.

.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

4.      Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

.        Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"// Российская газета, N 190, 01.10.1997.

.        Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Парламентская газета, N 152-153, 14.08.2001.

.        Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // Российская газета, N 138-139, 30.07.2002.

.        Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, N 20, ст. 2444.

Акты судебных органов

.     Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.02.2010 по делу N А32-23590/2008-19/500 // Документ опубликован не был.

10.    Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 N 09АП-23818/2010 по делу N А40-160555/09-3-1168// Документ опубликован не был.

.        Постановление ФАС Поволжского округа от 05.03.2009 по делу N А49-3976/2008// Документ опубликован не был.

.        Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 по делу N А11-2272/2010// Документ опубликован не был.

Учебники, монографии и диссертации

13. Арутюнян Г.Г., Баглай М.В. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2009. С. 425.

14.    Алиев Р.Н. К вопросу об обеспечении уголовно-правовой защиты свободы исполнения обязательных религиозных предписаний человеком и гражданином РФ // Российский следователь. 2008. N 8. С. 12.

.        Белявский Д.С. Проблемы реализации права на свободу совести в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2009. С. 8.

.        Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 121.

.        Дозорцев П.Н. Свобода совести: история и теория. М., 2008.

.        Иванюк О.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2010. N 9. С. 46 - 58.

.        Кулакова О.С. Комментарий к Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2008.

.        Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2007. С. 224.

.        Казанцев Д. Церковь или парк? // ЭЖ-Юрист. 2010. N 41. С. 13.

.        Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 1136 с.

.        Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / В.О. Калятин, О.М. Козырь, А.Д. Корчагин и др.; отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. 812 с.

.        Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика. 2001. N 10. С. 5.

.        Левина А.А. Институт "свободы совести и вероисповедания": историко-правовой опыт России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003. С. 18.

.        Осин И.В. Свобода совести как субъективное право // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 23. С. 26.

.        Петюкова О.Н. Государственная регистрация религиозных организаций в РФ. М., 2007. С. 45.

.        Придворнов Н.А., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М., 2007. С. 90.

.        Симонов В.А. Национальная политика и конституционно-правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 13. С. 17 - 19.

.        Страз Ф.Л. Современные проблемы конституционно-правового регулирования религиозных отношений // Право: Сборник студенческих работ. М., 2009.

31. Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 11. С. 26.

Приложение № 1

Модель 1. Некоммерческая организация (собственник целевого капитала), созданная в организационно-правовой форме религиозной организации (объединения), формирует целевой капитал за счет пожертвований. Рассмотрим схему движения некоммерческих ресурсов с участием НКО - собственников целевого капитала.

Формирование и размещение целевого капитала НКО (модель 1)


Приложение № 2

Модель 2. Целевой капитал формирует специализированная организация управления целевым капиталом, созданная в организационно-правовой форме фонда исключительно с целью формирования целевого капитала и использования (распределения) доходов от него в пользу иных получателей дохода от этого капитала. Денежные средства и иное имущество, полученное для создания (пополнения) целевого капитала, будут отнесены к целевым поступлениям фонда, не учитываемым при определении доходов для налогообложения прибыли.

Схема движения ресурсов и некоммерческого продукта с участием НКО - специализированных организаций управления целевым капиталом.

Формирование и размещение целевого капитала НКО (модель 2)

Приложение № 3

Целесообразно предложить еще одну модель, при которой сама организация - собственник целевого капитала размещает его в виде финансовых вложений. В предлагаемом варианте предусмотрено, что поступающие от размещения целевого капитала доходы частично используются организацией-собственником, а частично перераспределяются среди прочих благополучателей - некоммерческих организаций и физических лиц.

Формирование целевого капитала и использование доходов с него (модель 3)

Похожие работы на - Религиозные объединения в политической системе общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!