Налогообложение разных категорий налогоплательщиков

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,59 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогообложение разных категорий налогоплательщиков















Налогообложение разных категорий налогоплательщиков

План

1. Налогообложение некоммерческих организаций

. Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере

. Налогообложение страховых (перестраховочных) организаций

. Специальный налоговый режим на основе разового талона

. Специальный налоговый режим на основе патента

. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

Литература

1. Налогообложение некоммерческих организаций

Для целей налогообложения некоммерческой организацией признается организация, имеющая статус некоммерческой в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников квартир (помещений), которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:

не имеет цели извлечения дохода в качестве такового;

не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками.

Доход некоммерческой организации, полученный по договору на осуществление государственного социального заказа, в виде вознаграждения, гранта, вступительных и членских взносов, благотворительной помощи и спонсорской помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, не подлежит налогообложению при соблюдении условий, указанных выше.

Некоммерческие организации обязаны вести раздельный учет по доходам, освобождаемым от налогообложения, и по доходам, подлежащим налогообложению в общеустановленном порядке.

При получении доходов, подлежащих налогообложению в общеустановленном порядке, сумма расходов некоммерческой организации, подлежащая отнесению на вычеты, определяется по выбору налогоплательщика по пропорциональному или раздельному методу:

По пропорциональному методу сумма расходов, подлежащая отнесению на вычеты, в общей сумме расходов определяется исходя из удельного веса доходов, не указанных в п.2 ст. 120 Налогового кодекса в общей сумме доходов некоммерческой организации.

По раздельному методу налогоплательщик ведет раздельный учет по расходам, относящимся к доходам, указанным в п. 2 ст. 120 Налогового кодекса, и расходам, относящимся к доходам, подлежащим налогообложению в общеустановленном порядке.

Для некоммерческих организаций, признанных таковыми в целях налогообложения, по доходам, не подлежащим налогообложению в соответствии с нормами п.2 ст. 120 Налогового кодекса, предусмотрена Декларация по корпоративному подоходному налогу формы 130.00.

По доходам, не указанным в п.2 ст. 120 Налогового кодекса и подлежащим обложению в общеустановленном порядке, некоммерческие организации представляют Декларацию по корпоративному подоходному налогу формы 100.00.

Статьей 126 Налогового кодекса, регламентирующей порядок предоставления расчета сумм авансовых платежей по КПН, не предусмотрено непредоставление расчета сумм авансовых платежей некоммерческими организациями.

Если некоммерческая организация в течение налогового периода получала доходы, подлежащие налогообложению в общеустановленном порядке, и не предоставляла расчета сумм авансовых платежей, при этом по итогу налогового периода предоставила Декларацию формы 100.00 с налогооблагаемым доходом, то сумма фактически исчисленного корпоративного подоходного налога будет рассматриваться стопроцентным превышением. Ввиду этого к налогоплательщику будет применена мера: превышение суммы фактически исчисленного корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога за налоговый период над суммой исчисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более 20% влечет штраф в размере 40% от суммы превышения фактического налога.

2. Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере

К организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, не менее 90% совокупного годового дохода которых составляют доходы, полученные в виде гранта, благотворительной помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, а также доходы, подлежащие получению (полученные) от следующих видов деятельности:

оказания медицинских услуг, за исключением косметологических;

оказания услуг в сфере дошкольного воспитания и обучения; начального, основного, среднего, дополнительного общего образования; начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; переподготовки и повышения квалификации, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения видов деятельности;

деятельности в сфере науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (за исключением шоу-бизнеса), оказания услуг по сохранению историко-культурного наследия, архивных ценностей, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов;

библиотечного обслуживания.

К организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, также относятся организации, которые соответствуют следующим условиям:

численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51% от общего числа работников;

расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51% (в специализированных организациях, где работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения - не менее 35%) от общих расходов по оплате труда. Организациями, получающими доходы от деятельности по производству и реализации подакцизных товаров и от подакцизных видов деятельности, вышеуказанные положения не принимаются. Доходы организаций, соответствующих вышеуказанным видам деятельности, не подлежат налогообложению.

При нарушении названных выше условий, предусмотренных ст. 121 Налогового кодекса, полученные доходы подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Если организацией, осуществляющей деятельность в социальной сфере, был получен доход, подлежащий налогообложению в общеустановленном порядке, то возникает налоговое обязательство по предоставлению в налоговый орган расчета сумм авансовых платежей, подлежащих уплате равными долями с момента возникновения налогового обязательства до конца налогового периода.

При возникновении налоговых обязательств по исчислению и уплате в бюджет сумм авансовых платежей у организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, следует представить расчет сумм авансовых платежей по КПН по форме 101.02 Поскольку ст. 126 Налогового кодекса не предусмотрен срок предоставления расчета сумм авансовых платежей по обязательствам, возникшим в течение налогового периода, то данный расчет следует представить в налоговый орган до наступления очередного срока месячного платежа.

Например, доход, подлежащий налогообложению в общеустановленном порядке, был получен в июне 2009 г. Следовательно, не позднее 20 июля 2009 г. данный расчет должен быть представлен в налоговый орган.

налогообложение патент декларация социальный

3. Налогообложение страховых (перестраховочных) организаций

Объектом обложения корпоративным подоходным налогом страховых (перестраховочных) организаций в части осуществления ими деятельности по страхованию и перестрахованию является доход в виде страховых премий, подлежащих получению (полученных) от страхователей и перестрахователей в течение налогового периода по договорам страхования (перестрахования), уменьшенный на сумму страховых премий, уплаченных по договорам перестрахования. Не являются объектом налогообложения страховой (перестраховочной) организации следующие виды доходов от страховой деятельности: - комиссионные вознаграждения, подлежащие получению (полученные) по договорам перестрахования;

инвестиционные доходы, а также доходы по курсовой разнице, подлежащие получению (полученные) от размещения активов страховой (перестраховочной) организации в депозиты, ценные бумаги и другие финансовые инструменты;

курсовая разница по переоценке дебиторской и кредиторской задолженностей, связанных с договором страхования (перестрахования);

доля перестраховщика в страховых выплатах и расходах по урегулированию страхового случая в соответствии с договором перестрахования;

доходы по требованиям в порядке суброгации (регресса) от третьих лиц по договорам страхования (перестрахования);

уменьшение размера страховых резервов в течение налогового периода, за исключением сумм отчислений в страховые резервы, отнесенных на вычеты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 1 января 2002 г.

доходы по займам, предоставленным страхователям по договорам накопительного страхования;

доходы по сомнительным обязательствам от страховой деятельности, за исключением сомнительных обязательств, расходы по которым были отнесены на вычеты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 1 января 2002 г.;

компенсационные выплаты, осуществляемые Фондом гарантирования страховых выплат страховой организации, являющейся участником системы гарантирования страховых выплат, в оплату страховых премий по договору обязательного страхования, заключенному со страхователем принудительно ликвидируемой страховой организации;

превышение стоимости собственных акций над их номинальной стоимостью, полученное эмитентом при размещении, и прирост стоимости при реализации собственных акций эмитентом.

Объектом обложения корпоративным подоходным налогом по доходам, подлежащим получению (полученным) от иной деятельности, не указанным в п.1 ст. 115 Налогового кодекса, является налогооблагаемый доход, исчисленный как разница между совокупным годовым доходом, подлежащим получению (полученным) от иной деятельности, и вычетами, определяемыми в указанном порядке.

Сумма расходов страховой (перестраховочной) организации по иной деятельности, подлежащая отнесению на вычеты, в общей сумме расходов определяется по пропорциональному методу исходя из удельного веса доходов, подлежащих получению (полученные) от иной деятельности, в общей сумме доходов страховой (перестраховочной) организации, за исключением страховых премий, уплаченных по договорам перестрахования.

В целях налогообложения страховые (перестраховочные) организации обязаны вести раздельный учет по доходам от осуществления деятельности по страхованию и перестрахованию, включая деятельность от размещения страховых премий, а также по доходам и расходам от иной деятельности.

Страховая (перестраховочная) организация уплачивает корпоративный подоходный налог в виде фиксированных отчислений по договорам страхования (перестрахования) в следующих размерах:

по некапитальному страхованию (перестрахованию) - четыре процента от суммы подлежащих получению (полученных) страховых премий; - по накопительному страхованию (перестрахованию), за исключением аннуитетного страхования - два процента от суммы подлежащих получению (полученных) страховых премий;

по аннуитетному страхованию - один процент от суммы подлежащих получению (полученных) страховых премий;

по взаимному страхованию - один процент от суммы подлежащих получению (полученных) страховых премий.

Доходы, подлежащие получению (полученные) страховыми (перестраховочными) организациями от иной деятельности в течение налогового периода, подлежат обложению корпоративным подоходным налогом по ставке 30%.

Страховые (перестраховочные) организации по договорам в виде страховых премий предоставляют в налоговые органы ежемесячный расчет по начисленному за месяц корпоративному подоходному налогу формы 120 не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

. Специальный налоговый режим на основе разового талона

Специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении:

субъектов малого бизнеса;

крестьянских (фермерских) хозяйств;

юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции;

отдельных видов предпринимательской деятельности.

В Налоговом кодексе используется термин «субъекты малого бизнеса», согласно которому устанавливаются ограничения по доходу, численности и видам деятельности.

Согласно п. 1 ст. 371 субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из перечисленных ниже порядков исчисления и уплаты налогов, а также предоставления налоговой отчетности по ним:

общеустановленный порядок;

специальный налоговый режим на основе разового талона;

специальный налоговый режим на основе патента;

специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты налогов по специальному налоговому режиму на основе разового талона. Специальный налоговый режим на основе разового талона предусмотрен для лиц, деятельность которых носит эпизодический характер, т.е. не более 90 дней в общей сложности за год. Для таких предпринимателей расчеты с бюджетом заключаются в приобретении до начала деятельности разового талона.

Расчеты с бюджетом по реализации на рынках, за исключением реализации в киосках, стационарных помещениях (изолированных блоках) на территории рынков по договорам аренды, производятся только по специальному налоговому режиму на основе разового талона. В случае осуществления деятельности на рынке наемным работником расчет с бюджетом на основе разового талона производится индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, также расчет может производиться от имени индивидуального предпринимателя или юридического лица наемным работником, у которого имеются заверенная доверенность на право получения разового талона и копии свидетельства налогоплательщика (индивидуального предпринимателя или юридического лица).

Физические лица, осуществляющие деятельность на основе разового талона без применения наемного труда, не являются плательщиками социального налога и освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Они также освобождены от применения контрольно-кассовых машин, и единственное требование, которое будет предъявляться к ним, это наличие разового талона. Разовый талон может приобретаться как на один, так и на несколько дней. При этом стоимость разового талона умножается на количество дней осуществления деятельности. Например, стоимость разового талона на занятие реализацией газет и журналов на один день составляет 40 тенге. Физическому лицу, которое предполагает заниматься данным видом деятельности ежедневно в течение 30 дней, разовый талон выдается на данный период при уплате суммы в 1200 тенге: 40 тенге * 30 дней = 1200 тенге.

. Специальный налоговый режим на основе патента

Для индивидуальных предпринимателей, бизнес которых приобретает стабильный характер, предлагается патентная форма расчетов с бюджетом.

Патент - это документ, удостоверяющий право применения специального налогового режима и подтверждающий факт уплаты в бюджет сумм налогов. Его могут применять индивидуальные предприниматели при соблюдении следующих условий:

) не используется труд наемных работников;

) осуществляется деятельность в форме личного предпринимательства;

) доход за каждый двенадцатимесячный период применения специального налогового режима на основе патента не превышает 2,0 млн тенге.

В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента, налогоплательщик подает заявление о переходе на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов.

Налоговый орган вправе без вышеуказанного заявления перевести налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим на основе патента, на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов при установлении названных условий. Патент выдается на срок не менее одного месяца и не более чем на двенадцать месяцев.

Налогоплательщик для получения патента предоставляет в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности следующие документы:

. Заявление на получение патента по форме, установленной уполномоченным государственным органом.

. Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

. Документ, подтверждающий уплату в бюджет стоимости патента, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования.

. В случае осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, лицензию на право осуществления такой деятельности. При этом патент выдается на срок, не превышающий срок действия лицензии.

Индивидуальные предприниматели, подающее заявление на получение патента в электронном виде, не предоставляют вышеперечисленные документы. Для получения очередного патента заявление на получение патента предоставляется до истечения срока действия предыдущего патента.

Налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим на основе патента, расчеты по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования и обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды в налоговые органы не предоставляет.

Суть патентной формы расчетов с бюджетом заключается в уплате предпринимателем до начала осуществления деятельности двух процентов по заявленному доходу.

Стоимость патента подлежит уплате в бюджет в виде:

индивидуального подоходного налога - в размере 1/2 части стоимости патента; - социального налога - в размере 1/2 части стоимости патента за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования.

Если сумма социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования превысит сумму социального налога, сумма социального налога будет равна нулю.

Например, при предполагаемом доходе индивидуального предпринимателя 80,0 тыс. тенге стоимость патента составит - 2400 тенге (80,0 тыс. тенге х 3%). Стоимость патента делится на два - 2400 тенге: 2 = 1200 тенге. Таким образом, индивидуальный подоходный налог будет равен 1200 тенге и социальный налог - 1200 тенге. Оба налога подлежат перечислению в бюджет. При прекращении предпринимательской деятельности до истечения срока действия патента внесенная сумма налогов возврату и перерасчету не подлежит, за исключением случая признания индивидуального предпринимателя недееспособным.

В случае, если фактический доход превышает доход, заявленный при получении патента, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней заявляет сумму превышения и производит уплату налогов с этой суммы.

В случае если фактический доход ниже дохода, заявленного при получении патента, возврат излишне уплаченной стоимости патента производится по заявлению налогоплательщика после хронометражного обследования, проведенного налоговым органом.

. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям: - индивидуальные предприниматели, численность работников которых, включая самого индивидуального предпринимателя, составляет 25 человек, а предельный доход за налоговый период не превышает 10 000,0 тыс. тенге; - юридические лица, численность работников которых за квартал составляет 50 человек, а предельный доход за налоговый период - 25 000,0 тыс. тенге.

Данный режим примечателен тем, что, во-первых, исчисление налоговых обязательств производится по окончании квартала по фактически полученному доходу, во-вторых, налоги, исчисляемые на основе упрощенной декларации, рассчитываются по единой ставке без учета затрат.

Исчисление сумм налогов по упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере трех процентов.

Помимо упрощенного порядка исчисления налогов, для налогоплательщиков, осуществляющих расчет в данном режиме, введена дополнительная льготная норма по уменьшению налогов в зависимости от среднесписочной численности работников в размере 1,5% от суммы налогов.

При этом корректировка может производиться только в случае, если среднемесячная заработная плата наемных работников по итогам отчетного квартала составила у индивидуальных предпринимателей не менее двукратного, а у юридических лиц не менее 2,5-кратного минимального размера месячной заработной платы, установленной законодательством Республики Казахстан.

Налоговой отчетностью в специальном налоговом режиме является:

при патентной форме расчета с бюджетом - заявление на получение патента;

при расчетах с бюджетом на основе упрощенной декларации - упрощенная декларация.

Упрощенная декларация предоставляется до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Уплата в бюджет начисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог - в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

Если сумма социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования превысит сумму социального налога, сумма социального налога будет равна нулю.

Налогоплательщики в сроки, установленные для сдачи упрощенной налоговой декларации, предоставляют следующую отчетность:

. Расчет по индивидуальному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты.

. Отчетность по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды.

. Расчет по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования.

Налогоплательщики, не использующие труд наемных работников, расчетов по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды и по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования не предоставляют.

Литература

Кузнецова, В.А. Налогообложение физических лиц: практическое пособие / В.А. Кузнецова. - М.: ДиС, 2009. - 224 c.

Кузьменко, В.В. Налоги и налогообложение / В.В. Кузьменко. - СПб.: Гиорд, 2008. - 336 c.

Ланина, И.Б. Отпуска: документальное оформление, бухгалтерский учет, налогообложение: Практическое пособие / И.Б. Ланина. - М.: Омега-Л, 2010. - 153 c.

Лев, М.Ю. Ценообразование: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение" / М.Ю. Лев.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 719 c.

Лев, М.Ю. Ценообразование: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение" / М.Ю. Лев.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 719 c.

Левкевич, М.М. Малый бизнес: учет и налогообложение: Учебное пособие / М.М. Левкевич. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 432 c.

Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение. учебник и практикум для спо / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 353 c.

Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение. учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 c.

Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение. учебник и практикум для спо / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 c.

Майбуров, И.А. Теория и история налогообложения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение" / И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 495 c.

Похожие работы на - Налогообложение разных категорий налогоплательщиков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!