Политический фандрайзинг как политическая технология в избирательных кампаниях в Российской Федерации (на примере юга России)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,96 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политический фандрайзинг как политическая технология в избирательных кампаниях в Российской Федерации (на примере юга России)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"

ЮРИУ РАНХ и ГС при Президенте РФ





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

на тему:

"ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАНДРАЙЗИНГ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЮГА РОССИИ)"









Ростов-на-Дону, 2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические принципы и методологические основы определения сущности и содержания политического фандрайзинга

.1 Понятие и сущность фандрайзинга: история, основные принципы

.2 Зарубежный опыт становления института политического фандрайзинга

Глава 2. Роль и особенности фандрайзинга как политической технологии в избирательных кампаниях и политическом процессе на региональном уровне

.1 История и эволюция фандрайзинга в условиях российских реалий

.2 Специфика практического применения технологий политического фандрайзинга в политическом процессе Российской Федерации

.3 Условия и предпосылки использования фандрайзинга как политической технологии в политическом процессе Юга России

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На данном этапе развитие политической науки и политического процесса в России, в целом, начало медленными, но стабильными темпами идти вверх. Политические акторы используют все новые и новые способы для достижения своих целей. Отечественные ученые из года в год выпускают все больше работ, посвященных политическим технологиям, а политические партии начинают культивировать все больше и больше каналов и механизмов для увеличения касаний своей целевой аудитории.

Во втором десятилетии XXI века большую роль в общественно-политической жизни играет процесс сбора денежных средств. Финансовые ресурсы необходимы любым организациям: от симфонического оркестра до Избирательного штаба кандидата в Президенты. Для поиска и сбора денежных средств стали применять такую технологию, как фандрайзинг. Этот инструмент позволяет в короткие сроки добиться поставленных целей. Фандрайзинг наиболее часто применяют в благотворительных организациях и политическом процессе.

Актуальность изучения российского политического фандрайзинга, как политической технологии состоит в значении его как современного механизма взаимодействия политических акторов и социума. Традиционная российская политическая структура, основанная на партийном представительстве, де-факто не дает гражданам возможности влиять на политические процессы. Его участие ограничивается, лишь голосованием на выборах.

В отличие от традиционного российского политического процесса, механизм политического фандрайзинга позволяет индивиду вносить осязаемый и материальный вклад в политическую жизнь.

Таким образом, исследование процесса эволюции развития фандрайзинга и проблемы политического фандрайзинга в теории и практике России требуют исследования и обуславливают актуальность проблемы.

Степень разработанности проблемы. Важнейшими основополагающими работами в исследовании политического фандрайзинга, в первую очередь, следует отметить труды: Эдварда Хендлера, Джона Малкерна, Дженет Грэнзки, Фрэнка Сорофа, Гари Якобсона, Эрика Хеберлига, Пола Херрнсона, Мартина Уоттенберга, Джеймса Уилсон,а Дэвиса Гопоина, Джеймса Херндона, Джона Райта и Маргарет Энн Латус.

Среди работ и научных трудов российских политологов, изучающих развитие политического фандрайзинга, как политической технологии в России, следует отметить труды следующих ученых: В. Э. Гончаров, В. П. Елизаров, О. Сухарева, В. Тамбовцева, А. Шаститко, Е. Цыреновой, Ф. Хамидуллина. Из зарубежных ученых можно выделить А. Алчиана, К. Менгера, Р. Нельсона, С. Уинтера, Т. Веблена

Как видно, в России тема политических технологий, и в частности политического фандрайзинга, исследована недостаточно полно. Многие работы посвящены элементам фандрайзинга, исключительно связывая это понятие с такими понятиями, как "спонсоринг", "благотворительность", "патронаж".

Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты структурно-функционального анализа фандрайзинга в политическом процессе Юга России, выявить особенности его эволюции в условиях российских реалий, а так же обосновать функциональную роль фандрайзинга в избирательных кампаниях Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих этапных задач:

-изучить понятие, сущность и принципы фандрайзинга;

проанализировать зарубежный опыт становления института политического фандрайзинга;

рассмотреть историю и эволюцию фандрайзинга в условиях российских реалий;

определить специфику практического применения технологий политического фандрайзинга в политическом процессе Российской Федерации;

оценить условия и проанализировать предпосылки использования фандрайзинга как политической технологии в политическом процессе Юга России.

Объектом бакалаврской работы выступает фандрайзинг как политическая технология.

Предметом работы являются политические отношения, возникающие в процессе применения на практике политических технологий в избирательных кампаниях, в частности политического фандрайзинга.

Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составляют концепции, представленные в современных трудах отечественных и зарубежных ученых, реализующих политический и правовой подходы к анализу роли политического фандрайзинга.

В процессе изучения поставленной проблемы были использованы синергетический подход к исследованию политического фандрайзинга, историко-эволюционный и компаративистский анализ, а также общенаучные методы анализа и синтеза, качественного и количественного анализа политических явлений и процессов.

Нормативно-правовой основой работы выступают федеральные законы, указы и постановления Правительства РФ, региональные нормативные акты, регулирующие вопросы функционирования системы финансирования партий в целом и политического процесса.

Структура выпускной работы бакалавра. Бакалаврская работа состоит из введения, 5 параграфов, объединенных в две главы, заключения, библиографического списка по теме исследования. В первой главе "Теоретические принципы и методологические основы определения сущности и содержания политического фандрайзинга" раскрыты сущность и содержание категории "фандрайзинг", выявлена сущность политического фандрайзинга, как политического средства, а также проанализированы основные теоретические подходы к исследованию современного политического процесса. Во второй главе "Роль и особенности фандрайзинга как политической технологии в избирательных кампаниях и политическом процессе на региональном уровне", рассмотрены особенности фандрайзинга в электоральном процессе на Юге России и проанализированы особенности взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества.

В заключении приводятся выводы теоретического и практического характера. В библиографическом списке приведена научная литература и периодические издания, которые была проанализирована в процессе разработки проблемы, а также приводится перечень Интернет-ресурсов, использованных в процессе подготовки выпускной работы бакалавра. В приложениях содержится иллюстративный материал, подтверждающий теоретические выводы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ФАНДРАЙЗИНГА

1.1Понятие и сущность фандрайзинга: история, основные принципы

В последнее время, в связи с все большим появлением точек соприкосновения политической и экономической сфер, часто идет речь о поиске и привлечении материальных и не материальных ресурсов для достижения поставленных задач каким-либо политическим актором. Под понятием политического фандрайзинга мы понимаем профессиональную деятельность, направленную на поиск, сбор и привлечение материальных и не материальных ресурсов для реализации целей и задач политического актора.

Для более полного раскрытия сущности фандрайзинга в контексте электорального процесса, необходимо рассмотреть такие понятия, как "благотворительность", "меценатство", "фандрайзинг", и т.д.

Термин "благотворительность" происходит от русского благо - то, что может удовлетворять жизненные потребности людей и приносить людям пользу, и творить, что значит совершать, действовать, поэтому, благотворительность можно назвать "совершение действий, полезных для человека".

Это понятие появилось на Руси, задолго до принятия христианства. Путешественники с западных земель отмечают, что для восточных славян характерны человеколюбие, сострадательность, стремление разделить горе и беду. Словарь Брокгауза и Ефрона дает следующее определение понятию "благотворительность": это оказание бескорыстной и безвозмездной помощи. Современная трактовка данного понятия может быть раскрыта при помощи такого определения: Благотворительность - это бескорыстная помощь нуждающимся в ней и, в отличие от спонсорства, не предполагает получения никакой коммерческой выгоды.

Существующее многообразие понятий благотворительности и все они зависят от влияния различных сфер и наук, которые используют наиболее близкие им методы данного явления. Например, экономика нацелена на раскрытие данного термина с точки зрения того, что "Благотворительная деятельность - комплекс общественно-экономических отношений, возникающих в процессе перераспределения материальных ресурсов между экономическими субъектами на безвозмездной и безвозвратной основе в целях поддержания нуждающихся". Социологические науки определяют термин благотворительность, как помощь нуждающимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц. Теологические науки вкладывают в понятие благотворительной деятельности компонент сострадания и милосердия (игумен Филарет, архиепископ Галицкий Августин, Львовский и Н.А. Гаголин).

Холостова Е.И. понимает под благотворительностью два подхода: широкий и в узкий. В широком смысле - это безвозмездная деятельность по безвозмездной передаче различных ценностей для удовлетворения потребностей человека, группы или общества в целом. В узком же смысле - это безвозмездная помощь, оказываемая частными лицами или организациями, нуждающимся или социальным группам населения.

Из всего вышесказанного, можно выделить общие признаки благотворительности:

·Отсутствие административного давления на субъект, осуществляющего благотворительность;

·Получение прибыли не является целью благотворительности;

·Целенаправленность данного вида деятельности;

·Преимущественно безличный характер;

·Наличие общественно значимых целей.

Также обозначим главные функции благотворительности:

экономическая функция состоит в том, что обеспечить достойным существованием тех граждан, кто из-за объективных обстоятельств не способен самостоятельно позаботиться о себе;

социальная функция находит свое отражение в том, что благотворительность снимает социальную напряженность, выравнивая уровень жизни граждан, поддерживая самые обездоленные слои населения;

рыночная роль благотворительности в восполнении пробелов социально-общественной политики государства и функционирования рыночных механизмов;

социально-общественная функция благотворительности прослеживается в том случае, если в обществе происходит перекос социальных отношений, приводящий к отходу некоторых категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности;

политическая роль состоит в реализации механизма обратной связи населения и властных структур.

Многие специалисты выделяют 5 основных видов благотворительной деятельности. В эти виды входят:

) Корпоративная благотворительность - совокупность деятельности коммерческих организаций по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов;

) Частная благотворительность - самый распространенный вид благотворительной деятельности. Суть ее состоит в том, что пожертвования совершаются частными лицами на определенные цели;

) Филантропия - слово греческого происхождения (philanthropia), означающее симпатию к людям. Если благотворительность - это пожертвование материальных и не материальных ресурсов на благо всего живого, то филантропия - это именно поддержка конкретных людей или групп.

Следующий термин, который поможет нам глубже понять и проанализировать сущность фандрайзинга, это "меценатство". Символом "меценатства" стал Гай Цильний Меценат. Он был слугой императора Августа. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени - Горацию, Вергилию, Проперцию, и за это его имя стало нарицательным.

Многие специалисты считают, что понятие "благотворительность" и "меценатство" являются синонимами, так как оба относятся к безвозмездной помощи. Однако другие считают, что отличие заключается в том, что меценат помогает не столько человеку, сколько той общественной роли, которую он играет, другими словами поддерживается не сам человек, а его талант. Благотворитель же, в свою очередь, помогает и поддерживает человека или организацию в целом.

И в благотворительности, и в меценатстве есть субъект, который стремится на безвозмездной основе передать материальные и не материальные средства тем, кто в них нуждается, а так же есть объект, который стремится получить эти средства. Исходя из этого, необходимо дать понятие "субъект" и "объект".

Субъект - это физическое лицо, коммерческое предприятие или общественная организация, которое занимаются пожертвованием материальных ресурсов, либо выполнением безвозмездных услуг в пользу благопоучателя.

Объект - это нуждающийся в моральной, материальной или финансовой помощи человек или организация.

Выделяя понятие "благотворительности" и "меценатство", нельзя не выделить еще один термин "спонсоринг". Этот термин произошел от английского sponsoring, что означает финансирование, субсидирование, поддержка.

Это понятие впервые появилось в США, в начале ХХ века, в связи с развитие таких дисциплин, как маркетинг и PR. Спонсоринг получил толчок в развитии в 1980-ом году, так как правительство объявило сокращение бюджетного финансирования социальных программ. В тот период спонсоринг окончательно оформился в самостоятельную дисциплину.

Спонсорство - это не то же самое, что и меценатство и благотворительность. Спонсоринг, чаще всего, является детально спланированной PR-акцией, направленной на улучшение имиджа компании-донора. Вкладывая деньги в тот или иной общественно-социальный проект, компания-спонсор достигает увеличения доверия, отождествления в сознании обывателя объекта и субъекта.

Спонсоринг - это инструмент маркетинговой компании, содержащий вложение материальных ресурсов в различные мероприятия или организации, результатом которого является положительное отношение общества и государственной власти к компании. Спонсоринг, как элемент связи с общественности, способствует тому, чтобы финансовая поддержка отвечала не только за личный интерес руководства, но и приносила пользу для компании в целом.

Другими словами, спонсорство - это осуществление коммуникации между спонсором и финансируемым им объектом. Это до мелочей разработанная методология, позволяющая добиться тактики win-win.

Спонсоринг - это области деятельности специализированных PR-агентств, имеющих большую базу социальных проектов или акций некоммерческий организаций. PR-агентства проводят маркетинговые исследования, позволяющие проанализировать отдачу от вложения средств в различные проекты. Они составляют тщательно разработанные спонсорские отчеты, учитывая все возможные плюсы и минусы финансирования данного проекта. Спонсоринговые агентства гарантируют осуществление спонсируемых акций и проектов, способствуют соблюдению корпоративных интересов компании-донора.

Компания, занимаясь спонсорской деятельностью, исходит из того, что их вложения дает им такие возможности, как:

. Повышение степени узнаваемости и улучшение имиджа компании на рынке. В пример можно поставить банк ВТБ, который добился большой узнаваемости и популярности своего бренда, благодаря спонсорской деятельности. Он спонсирует спортивные команды: футбольные клубы, хоккейные клубы, сборную России по волейболу и раллийную команду "КАМАЗ-Мастер";

. Скрытая реклама. Банк ВТБ - один из крупнейших банков России. Он заинтересован в улучшении здоровья в стране, поэтому он пропагандирует здоровый образ жизни;

. Увеличение числа информационных поводов. За последнее время упоминание банка выросло в два раза, что довольно сильно усиливает узнаваемость бренда;

. Привлечение участников спонсируемых проектов к другим собственным проектам;

. Совершение успешного спонсорского проекта является предметом гордости с бизнес-среде.

На Западе спонсоринг, как инструмент деятельности специалиста по PR, существует более 30 лет. В России он только начинает свое формирование, но конкретные кейсы показывают, что многим PR-агентствам удалось добиться значительны успехов.

Изучая сущность такого явления, встает вопрос о том, какая связь между спонсорингом и фандрайзингом. Дело в том, что многие НКО сами занимаются поиском потенциального спонсора, чтобы предложить ему свой проект. Таким образом поступает подавляющее большинство НКО, но многие из них сразу получают отказы, поскольку многие спонсоры не спешат вести активную благотворительную деятельность. Происходит это потому, что проект, предлагаемый спонсору, должен быть лишь частью спонсорского пакета, который оговаривает все условия получения спонсорской помощи. Разработкой и презентацией таких пакетов занимаются специалисты по фандрайзингу - сотрудники спонсоринговых агентств.

Взаимодействия спонсоринга и фандрайзинга предполагает несколько видов участия спонсора в проекте - от покровительства (стопроцентное финансирование) до спонсора-участника (десяти или менее процентное финансирование). От вида взаимодействия зависит и объем рекламного ресурса спонсора, задействованного в проекте, или акции: его логотипы на флаерах, визитки, промоутеры, лотереи и другие.

Произведенный анализ таких понятий, как "благотворительность", "меценатство", "филантропия" и "спонсоринг" позволяет нам перейти к такому термину, как "фандрайзинг".

Термин "фандрайзинг" происходит от английского fund - материальные ресурсы, средства, активы, и raise, что значит сбор, поэтому, фандрайзинг можно перевести как "привлечение средств", "поиск активов".

Это понятие впервые появилось в США, во второй половине ХХ века, в связи с большим ростом роли третьего сектора. В 1980-ом году фандрайзинг получил огромной толчок в развитии, что было связано с экономическим кризисом в некоммерческом секторе ввиду сокращения бюджетного финансирования на социальные цели. В тот период фандрайзинг окончательно оформился в самостоятельную профессиональную дисциплину.

Сначала необходимо остановиться на самом термине "фандрайзинг". Дефиниций данного термина довольно много. Гончаров В.Э. и Елизаров В.П. считают, что фандрайзинг это "механизмы и инструменты по поиску и сбору ресурсов (материальных и не материальных) от различных субъектов для реализации различных проектов" .. Московский политолог Любовь Прибытко определяет фандрайзинг, как "как привлечение финансовых и нефинансовых активов от отдельных акторов, предназначенных для реализации различных социальных проектов". Практически все ученые видят в фандрайзинге деятельность по сбору средств для достижения своих целей, не затрагивая морально-этические стороны.

Некоторые ученые видят и другие стороны фандрайзинга. Ушаков И.И. в своей книге пишет, что "Фандрейзинг - это из способов, как искать деньги, но так же это и метод поиска друзей для вашей компании". Иными словами фандрайзинг - это не только поиск материальных ресурсов, но и поиск друзей, налаживание связей с различными группами влияния.

Другие авторы дают различные дефиниции термина "фандрайзинг", например они считают, что это взаимодействие просителя и спонсора, процесс происходящий консультантов, посредников и соперников, явления сбора денег на социально значимые проекты и т.д.

Деятельность по привлечению ресурсов в НКО при помощи фандрайзинга использует довольно широкий ряд терминов. Для более полного понимания данной профессионально области деятельности необходимо разобраться в терминологии.

"Спонсор - актор, предоставляющий ресурсы для организации для реализации социально значимого мероприятия или достижения любого результата творческой деятельности".

"Меценат - физическое лицо, оказывающее любую благотворительную помощь на добровольной почве".

"Грант - благотворительный взнос или пожертвование в денежной или натуральной форме вносимое физическими или юридическими лицами"

В Федеральном законе от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" понятием "благотворительная деятельность понимают: "Под благотворительной̆ деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной̆ (безвозмездной̆ или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной̆ поддержки".

Как правило различные люди и организации всегда готовы жертвовать огромные суммы на благотворительность. Главное - правильно показать, для каких целей той или иной организации важна спонсорская помощь. Тут кроется самая большая задача фандрайзинга - понять то, на какие рычаги необходимо надавить, чтобы добиться необходимого результата.

Для получения ресурсов от любых спонсоров Якурин А.В. и Кашеварова М.Ю. в своей методичке "В помощь руководителю НКО. Методические рекомендации" выделяют следующие рычаги:

Стремление помочь (филантропия);

Личная заинтересованность в решении проблемы;

Прямая выгода (например, налоговая льгота);

Общественный интерес к проблеме;

Получение непрямой выгоды или выгоды в будущем (помогая больнице, люди осознают, что сами они или их близкие могут стать пациентами);

Косвенная выгода (реклама);

Хорошая репутация организации;

Для удовольствия

Из амбиций ("я не хуже других");

Чтобы приобщиться к тому, что они любят;

Желание быть причастными к благородному делу;

Из религиозных побуждений;

Чувствуют себя обязанными кому-то ("чувство вины").

Какие же именно инструменты и методики используют специалисты по фандрайзингу для привлечения средств? Владимир Вайнер в своей статье "Горячая десятка инструментов американского фандрайзера" отмечает следующие:

) Почтовые рассылки. В современном мире письма с предложениями о пожертвовании встречаются на каждом шагу. Почтовые рассылки являются наиболее распространённым и высокоэффективным инструментом зарубежного фандрайзинга. Эксперты выделяют факторы, позволяющие сделать письмо наиболее эффективным:

а) Содержание письма - приглашение стать членом организации и сделать ей подарок, а не просьба дать денег;

б) Указание в письме конкретных сумм пожертвований;

в) Простота и удобство заполнения формы;

г) Письмо от имени уважаемого, авторитетного человека;

д) Вложение в письмо обратного конверта;

е) Подбор удачного времени и даты для передачи письма.

) Благодарственные письма. Этот механизм имеет очень много разных аспектов. Вот некоторые из них:

а) Указание на благодарственной открытке небольшого места для внесения имя спонсора от руки;

б) Благодарственное письмо с новым предложением о пожертвовании;

в)

Похожие работы на - Политический фандрайзинг как политическая технология в избирательных кампаниях в Российской Федерации (на примере юга России)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!