Социальная адаптация мигрантов: сущность, проблемы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная адаптация мигрантов: сущность, проблемы














Социальная адаптация мигрантов: сущность, проблемы

Оглавление

Введение

.Социальная адаптация мигрантов: понятие и сущность

. Миграционная политика государства как фактор адаптации мигрантов

. Законодательное регулирование миграционных процессов России и проблема выработки эффективной миграционной политики в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Общественные перемены, которые произошли в последние годы в нашей стране, и в целом в мире, сильно повлияли на политическую и социальную обстановку во всем мире, что сказалось на росте миграционных процессов. Если в прошлом веке шел просто быстрый рост миграции, то в начале 21 века миграция стала составляющим фактором всех глобальных проблем. Как сообщает Международная организация по миграции в 2010 году в мире насчитывалось 214 млн. мигрантов. Ежегодно Россия принимает 20 млн. граждан из других государств. Первое место в мире по числу проживающих иностранных граждан занимает США (42,8 млн.), затем следует Россия, Франция, Германия, Саудовская Аравия, Канада, Испания, Великобритания, Индия и Украина. На вышеуказанные страны в 2010 году приходилось в целом свыше 9/10 всех мигрантов в мире, в том числе около одной пятой находилось в США и чуть менее 6% в России.

В этих условиях проблема адаптации мигрантов требует особого внимания, новых неординарных путей к ее решению, соединения усилий различных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединении и других межгосударственных правовых институтов.

Объектом исследования является социальная адаптация мигрантов: сущность, проблемы.

Целью данной работы является анализ и исследование положений, касающихся проблемных вопросов адаптации мигрантов.

В работе поставлены следующие задачи:

дать понятие социальной адаптации мигрантов, охарактеризовать ее сущность;

проанализировать миграционную политику государства как фактор адаптации мигрантов;

изучить законодательное регулирование миграции в России и проблема выработки эффективной миграционной политики в Российской Федерации.

Актуальность темы объясняется, в первую очередь тем, что вопросы адаптации мигрантов особенно остро стоят и для нашей страны. Россия - многонациональная страна. В отличие от развитых стран, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда её экономика оказалась в кризисном состоянии: повсеместно не хватает доступного жилья, нет развитого рынка труда, слабо развита социальная инфраструктура, нет достаточной необходимой информационной базы.

В работе использованы монографии, учебники, учебные пособия, журнальные статьи следующих авторов: А.Н. Сухова, С.А. Трыкановой, В.И. Жуковой, Б.И. Красновой, Г. В. Колева и других.

1.Социальная адаптация мигрантов: понятие и сущность

Слово «adapto», заимствованное из латинского языка, издревне употреблялось для обозначения приспособления живых организмов к окружающей среде. В современной биологии адаптацией называют процесс коррелятивного, общего и взаимного приспособления к изменившимся жизненным условиям. Ч.Дарвин разрабатывая эволюционную теорию, подчеркнул, что адаптивный, приспособительный характер естественного отбора. Вслед за биологией данное понятие стало использоваться в психологии, социологии, социальной психологии, социологии труда, психологии управления и других науках.

В психологии под термином «адаптация» понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой, а также перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды.

В социологии под адаптацией понимается процесс овладения личностью основными ценностями и нормами общества, процесс «проникновения» личности в новые социальные роли.

В трудах российских ученых по психологии управления, социальной психологии, социологии труда, можно выделить несколько значений понимания сущности понятия адаптации по признаку взаимоотношений среды и адаптанта: субъекта и объекта адаптации.

Сторонники первого направления опираясь на теорию эволюционного развития живых существ, высказываются в пользу физиологической адаптации. И.П. Павлов писал, что психологическое состояние человека, его «тяжёлые чувства», возникающие в ходе разнообразных адаптационных процессов при изменении обычного образа жизни, при прекращении обычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют своё физиологическое основание.

С середины прошлого столетия оформляется новое направление в понимании адаптации, сторонники которого (Е.В. Шорохова, С.Л. Рубинштейн, Л.С.Выготский и др.), исходят из методологических постулатов о единстве личности и общества, активном характере этого взаимодействия. Процесс адаптации они рассматривают как единство двух сторон - человека и социальной среды, где в основе единства лежит активность социальной среды и активность личности, ориентированная на познание окружающего мира и выработку четких принципов и определенных способов взаимодействия, дающих возможность и приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости .

В современной научной литературе сложились два основных подхода к объяснению содержания процесса адаптации: широкое и узкое.

В основе широкого подхода (более обобщенной трактовки) явления адаптации лежит понимание обусловленности всех уровней адаптации человека - социального, психологического, биофизиологического. При таком подходе социальная адаптация рассматривается как процесс взаимодействия личности (или социальной группы) с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания его участников, что охватывает в себя остальные уровни взаимодействия: биофизиологический и психологический. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович поясняют, что в основе такого взаимодействия лежит углубление знаний и сведений, которые нужны субъекту для правильной ориентировки, умения управлять своим поведением, психологической готовности к активным действиям. При этом тип нервной системы, неповторимый жизненный опыт, неодинаковая возможность энергетической, психологической и правовой мобилизации человека и усвоения знаний обуславливают индивидуальные особенности процесса адаптации.

Неопределенность и сложность понятия адаптации, его недостаточная изученность является причиной для упрошенной трактовки данного понятия. Так, И. Калайков рассматривает адаптацию как «форму социального движения», включает в число ее компонентов производительные силы, сознание, познание, формирование потребностей воспроизводства жизни и продолжение рода, сводя ее роль к тому, что она, «…с одной стороны, формирует собственную природу человека, а с другой - создает социальную среду, все то, что объединяет в понятие социальная действительность».

Из всего множества определений адаптации, данных в литературе, мне более близко определение Березина Ф.Б. «…это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды»

Учитывая определения понятия «социально-психологической адаптации личности», данные в различных науках, ученые так определяют адаптацию мигрантов - это процесс перестройки психологических качеств, поведения и деятельности субъекта адаптации в ответ на требования новой социальной среды и изменения самой социальной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности вынужденного мигранта в целях их полноценной взаимной деятельности и развития.

Особенности процесса адаптации человека состоит в том, что в ходе своей жизнедеятельности человек сталкивается с необходимостью активного приспособления к разным элементам социальной среды, а именно: профессиональным, культурным, социально-психологическим, бытовым и другим характеристикам. Отсюда принято говорить о разных видах адаптации: социальной, психологической, производственной, межкультурной, аккультурной, профессиональной, бытовой адаптации и так далее.

Адаптация - это целостный, системный процесс. Классификация адаптации на разные виды и уровни в большинстве своем искусственна и необходима для ее научного изучения, анализа, обобщения и описания.

Критериями адаптированности человека является не только умение выжить и найти места в социальной структуре, но и общий уровень психологического здоровья, способность развиваться в соответствии со своим жизненным потенциалом, субъективное чувство самоуважения и осмысленность жизни.

. Миграционная политика государства как фактор адаптации мигрантов

Политический словарь дает такое определение миграционной политике государства - это комплекс мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу.

Мне наиболее близка позиция Сухова А.Н., Трыкановой С.А., которые под миграционной политикой государства понимают - деятельность государственных органов и иных социальных институтов, исполнительной, законодательной и других ветвей власти по выработке стратегических и тактических целей, связанный с решением демографических, экономических проблем, а также выбором средств их достижения путем обеспечения иммигрантского контроля, приема мигрантов, их трудоустройства, адаптации и ограничения нежелательных мигрантов с учетом последствий данного явления.

Миграционная политика современных государств основывается на общих принципах, которые разработаны в рамках международного права.

Целями миграционной политики любого государства в целом является: уменьшение негативных последствий миграции, а также раскрытие конструктивного потенциала притока переселенцев их адаптация к новым условиям жизни.

В настоящее время в каждом государстве сложилась система мер (действий), с помощью которых государство регулируют потоки переселенцев, меры по их адаптации, которая включает в себя прежде всего законодательство о юридическом, политическом и профессиональном правовом положении иммигрантов в той или иной стране, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

Законодательство национальных стран для проведении эффективной миграционной политики должны учитывать принципы и нормы международного права. Поэтому считаю нужным остановиться на данном вопросе поподробнее.

В 1939 году Международной организацией труда (МОТ) была принята Конвенция N 97 о трудящихся-мигрантах, которая до сих пор остается самым подробным и обстоятельным международным документом, регулирующим отношения трудовой миграции между странами. Она регламентирует обязанности стран, участвующих в международной трудовой миграции, призывает к недопущению неравенства между мигрантами и коренными жителями при найме на работу, содержит рекомендации по обеспечению социальных гарантий трудящимся-мигрантам, по поводу заключения международных двусторонних договоров об использовании рабочей силы и индивидуальных трудовых контрактов. Положения Конвенции не теряют своей актуальности и представляют собой всесторонний правовой механизм регулирования миграции рабочей силы, государствам рекомендовано: учредить компетентную и бесплатную консультационную службу помощи трудящимся-мигрантам - как для находящихся в стране иностранных рабочих, так и для своих граждан, направляющихся на работу за рубеж; предусмотреть специальные медицинские службы по организации медицинского контроля перед отъездом и по приезде трудящихся-мигрантов и членов их семей для обеспечения гарантий необходимого медицинского обслуживания в стране назначения; исключить дискриминацию по национальному, расовому, религиозному или половому признаку при трудоустройстве и обеспечить равные с коренными жителями условия получения заработной платы, пособий, сверхурочных, оплачиваемых отпусков, участия в профсоюзах в соответствии с национальными законодательствами принимающих стран; разрешить вывоз валюты - заработка и сбережений трудящегося-мигранта на родину в соответствии с национальным законодательством; услуги в связи с вербовкой мигранта, оформление его отъезда и определение на работу предоставляться бесплатно государственными службами по трудоустройству либо, если это предусмотрено законодательством страны, частными фирмами при определенном посредническом проценте; перед тем как выдать разрешение на въезд трудящегося-мигранта, компетентные органы власти территории предполагаемого трудоустройства должны удостовериться, что на данной территории не имеется достаточного числа людей, способных выполнять данную работу; всякое лицо, способствующее тайной или незаконной миграции, подлежит соответствующему наказанию; если трудящийся-мигрант, въехавший на территорию страны - члена МОТ, по независящим от него причинам не в состоянии получить работу, для которой он был завербован, то расходы по его возвращению, так же как по возвращению членов его семьи, которым разрешено было его сопровождать, не ложатся на мигранта; личное имущество трудящихся-мигрантов (включая собственные рабочие инструменты) освобождается от уплаты таможенных пошлин как при доставке в страну назначения, так и по возвращении в страну происхождения. Таким образом, Конвенция N 97 представляет собой широкое правовое поле, которое дает мигранту гарантию защиты его прав и обеспечения его интересов в суде в случае конфликтных ситуаций. Однако основные страны - импортеры рабочей силы не стремятся связывать себя жесткими правовыми обязательствами, которые влечет за собой присоединение к Конвенции. Среди государств, ратифицировавших Конвенцию, подавляющее большинство - страны, экспортирующие свои трудовые ресурсы на мировой рынок.

Важными документами ООН в области регулирования миграции стали:

Конвенция МОТ 1975 г., которая провозгласила необходимость защиты прав нелегальных мигрантов.

Международная конвенция защиты прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей, принятая в 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Эта Конвенция впервые установила международное определение различных категорий трудящихся-мигрантов и представляла собой важный шаг к закреплению ответственности принимающих стран в признании прав мигрантов и обеспечении их защиты. Чтобы Конвенция вступила в силу, она должна быть ратифицирована по крайней мере 20 странами. Однако пока она ратифицирована немногочисленной группой стран - экспортеров рабочей силы (Колумбией, Египтом, Марокко, Филиппинами, Шри-Ланкой, Угандой и др.)

В 1977 г. была открыта к подписанию Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов. Она сфокусирована прежде всего на гуманитарных аспектах трудовой миграции, в первую очередь на правах и свободах трудовых мигрантов. Европейская конвенция обеспечивает равенство условий работы и проживания трудовых мигрантов в странах приема наравне с коренными жителями, доступ к информации, касающейся их прав и возможностей, доступ к медицинской, социальной и юридической помощи, а также доступ к образованию, как общему, так и профессиональному, право на воссоединение семьи, избежание двойного налогообложения доходов мигрантов и т.д. Европейская конвенция затрагивает лишь наиболее важные аспекты правового статуса и соответственно правовой защиты трудовых мигрантов, предлагая решение более конкретных вопросов посредством национального законодательства, а также многосторонних и двусторонних соглашений. К середине 2004 г. Европейскую конвенцию подписали 14 европейских государств, а ратифицировали лишь 8. Разные страны имеют разный интерес в участии в потоках трудовой миграции, и их национальное законодательство в некоторых вопросах трудно совместимо с гуманитарными принципами Конвенции. Особенно это касается стран Восточной Европы и бывшего СССР, где существенная часть трудовой миграции происходит в незаконной форме, а либеральные принципы еще не стали нормой государственного регулирования. Страна, решившая присоединиться к Европейской конвенции, обязана пересмотреть свое национальное законодательство с тем, чтобы предоставить трудовым мигрантам, работающим на ее территории, равные с коренным населением возможности получения медицинской и социальной помощи; гарантировать повторное устройство на работу в случае, например, продолжительного заболевания мигранта, результатом которого было расторжение трудового контракта; обеспечить мигрантов при возвращении на родину информацией о возможностях их трудоустройства там; взять на себя расходы, связанные с возможной гибелью мигранта в результате несчастного случая на производстве, и т.п.

Большую роль в регулировании миграционных процессов играют межправительственные соглашения, соблюдение которых позволит защитить права и интересы мигрантов. В них оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране. Так, в межправительственных соглашениях между ФРГ и странами-экспортерами, специально оговаривается положение о том, что наем и оплата труда иностранных рабочих осуществляются работодателями на тех же условиях, что и немецких рабочих.

Для проведения эффективной миграционной политики в каждом государстве созданы национальные миграционные службы, деятельность которых на международном уровне координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).

Миграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иностранных лиц в страну.

В последние годы многие страны, такие как, Финляндия, Швеция, Австрия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так, Швеция при въезде требует от иностранного работника подписанного контракта на работу, знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов.

Большой проблемой для многих стран является возвращение иностранных рабочих на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину люди мотивируют наличием экономических, социальных, и даже психологических проблем, с которыми им придется столкнутся в своей родной стране. Ряд западноевропейских стран разрабатывали и принимали специальные программы, стимулирующие репатриацию. Так, например, Франция и Германия в случае добровольного увольнения, а также их возвращения на родину рабочих производила материальные выплаты. ФРГ предусматривала выплаты турецким и португальским рабочим через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев. Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако данные меры были негативно восприняты предпринимателями, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели грозились, что для того, чтобы иностранные рабочие оставались в стране, будут сами выплачивать премию.

Кроме вышеуказанных европейские страны разработали различные меры, направленные на облегчение положения возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция ввела систему профподготовки для иммигрантов из Испании, Марокко, Алжира, Туниса, Португалии, Мали, Югославии. ФРГ с 70-х годов проводила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Югославии, Греции, Турции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию

В условиях финансового кризиса, важным аспектом обеспечения безопасности государств является формулирование новых подходов к миграционной политике.

Ученые сходятся во мнении, что оптимизация миграционной политики государств должна происходит на основе:

совершенствования правового регулирования миграционных процессов;

обучения, социально-психологической и культурно-языковой адаптации иммигрантов.

В настоящее время государственные органы и население стран ЕС и других стран столкнулись с целым рядом очень серьезных проблем, которые требуют правового регулирования. В связи с этим в литературе высказывается мысль провести ряд мер по совершенствованию законодательства в области миграционной политики государств: разработать общую политику по предоставлению убежища, унифицировать национальные законодательства в этом вопросе; дополнить законодательную базу в области незаконной миграции и контролировать исполнение уже существующих нормативных актов; создать законодательную базу по вопросам межгосударственного кадрового обмена, так как единый мировой рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы.

В последнее время для миграционной политики большинства стран характерна ориентация на комплексный подход, на тесную координацию различных ее направлений, в этом многие видят положительный пример. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов включает в себя обеспечение их обустройства, адаптации или интеграции и поддержание нормальных межэтнических отношений в обществе, а также принятие внешних мер (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.) по предупреждению и ограничению потоков нежелательных мигрантов. В начале 21 века в связи с угрозой международного терроризма первостепенное значение стало придаваться усилению контроля за пропуском в страну мигрантов с учетом требований национальной безопасности и ужесточению борьбы с нелегальной миграцией.

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство большинства стран способствует въезду высококвалифицированных рабочих, которые пользуются повышенным спросом на рынке труда страны, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным местожительства. При этом оставляя место и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Поощряется приезд коммерческих эмигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на инвестирование и предпринимательскую деятельность. Приветствуются: работники, могущие работать на малооплачиваемой работе, работе с тяжелыми и вредными условиями труда, на престижной и малоквалифицированной работе; специалисты быстроразвивающихся и малоизвестных сфер экономической деятельности, как, например, инженеры по электронике, представителей редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения), специалисты высшей квалификации, руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.

В целях повышения эффективности и возможности взаимодействия между информационными системами государств в сфере миграции и совершенствования контроля границ, предлагается создать единую систему визовой информации.

В целях усиления визовой политики государств предлагается организовать общие визовые управления, а даже общий центр приема заявлений.

Вместе с тем, оптимизация миграционной политики невозможна без решения вопросов, связанных с социально-психологической, культурно-языковой адаптацией иммигрантов. А это решение вопросов на государственном уровне строительства детских садов, школ, специальных образовательных учреждений в местах компактного расселения вынужденных мигрантов, культурных центров, центров по психологической адаптации, это материальная поддержка социальных прав мигрантов, коммуникативная и информационная поддержка (учреждение массовой газеты, освещение проблемы миграции), реализация национальных проектов, программ юридической подготовки и переквалификации мигрантов.

До настоящего времени, данные вопросы решаются государствами, однако все это носит фрагментарный характер. Национальные программы интеграции иммигрантов Австрии, Германии, Финляндии, Дании, Нидерландов включают ознакомительные курсы со страной проживания, где мигрантам дается информация о правовой системе, культуре и истории страны, языковую подготовку, а также профессиональную подготовку для рынка труда,. В Дании такие курсы являются составной частью языковой подготовки. Министр по вопросам иммиграции Голландии Рита Вердонк предложила, чтобы все иммигранты в этой стране прошли через курсы социальной интеграции и сдавали экзамены по их окончании.

Иммигранты большинства стран Евросоюза имеют свободный доступ к участию в культурной и социальной жизни принимающей страны, к ее системе образования, могут участвовать и в политической жизни, в деятельности политических партий, ассоциаций, обществ и организаций. Почти половина государств-членов Евросоюза предоставляет иммигрантам стран некоторые политические права, например, участие в местных или муниципальных выборах. Защита прав мигрантов обеспечивается: организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией; принятием мер против недостоверной информации; принятием мер по обеспечению всех стадий миграции; организацией соответствующих медицинских служб; разрешение переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов. Однако высказывается мысль, что принципиально важно участие иммигрантов, иммигрантских организаций в процессе принятия решений в стране проживания, т.е. участие их в работе государственных органов, что сейчас очень большая редкость.

Но все эти меры носят, повторюсь, только фрагментарный характер. Совершенно очевидно, что на современном этапе назрела необходимость сформулировать комплексный антикризисный подход в сфере миграционной политики, действовать совместными усилиями.

3.Законодательное регулирование миграционных процессов России и проблема выработки эффективной миграционной политики в Российской Федерации

С каждым годом в России растет число мигрантов. Как следствие этого, существует острая необходимость в их трудоустройстве, обеспечении их жильем, оказании помощи в экономической, культурной, социальной адаптации. Как и любой социальный процесс, миграция несет в себе позитивный заряд лишь в случае ее подконтрольности. Общественные отношения, возникающие при этом, нуждаются в правовом закреплении и регулировании. Становление законодательства в сфере миграционной политики шло в России крайне неравномерно как по темпам, так и по охвату предмета регулирования.

В 1992 г. Россия присоединилась к международной Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и Протоколу о статусе беженцев (1967 г.). Это годы распада СССР и образования СНГ, установления новых общественных отношений, поэтому законодательство о миграции готовилось в условиях не прекращающегося оперативного приема и размещения десятков тысяч вынужденных переселенцев и беженцев, а также при ощутимой нехватке специалистов и малой практики в этой области, это не могло не сказаться на качестве принимаемых нормативных актов. Кроме того, законодательство не было экономически соотнесено с реальными возможностями государства по приему и размещению вынужденных мигрантов и вследствие этого носили во многом общий и декларативный характер. Одним из негативных моментов ученые признают хаотичность развития миграционного законодательства, что во многом обусловлено отсутствием четкой концептуальной основы государственной миграционной политики.

В этих условиях принимается постановление Правительства РФ от 03.03.1992 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам». В нём разрешается регистрация беженцев и вынужденных переселенцев на жилой площади граждан, при их согласии, независимо от её размеров, а также приём на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий без учёта времени проживания на территории России. Как отмечают социологи, постановление отменяло институт прописки для избранного круга лиц, но не предоставило регионам и местностям финансовых возможностей для обеспечения вернувшихся. Социальные последствия для принимающих сообществ, не прогнозировались (например, население Северной Осетии и Ингушетии почти удвоилось за счёт переселенцев).

мая 1992 г. принята программа Миграция, в которой впервые сформулированы принципы миграционнойполитики государства: свобода выбора беженцами и вынужденными переселенцами места жительства и видов работы; запрет высылки данных лиц в страны, откуда они прибыли в Россию; недопустимость дискриминации по признакам расы, вероисповедания, гражданства, этничности, социальной группы, политических взглядов и т.п.; гарантии прав и свобод, равенство прав с гражданами принимающего государства; безусловное соблюдение беженцами законов принимающей страны; недопустимость создания привилегий беженцам сравнительно с местными жителями; непосредственное личное участие беженцев в обустройстве своей жизни; межгосударственная координация помощи данным лицам; государственная поддержка занятости предоставления жилья данным лицам.

Наиболее продвинутой оказалась «Федеральная миграционная программа» (далее - ФМП), утверждённая Указом Президента РФ от 09.08.1994 года. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998 -2000 гг., которая определила основные направления и задачи миграционной политики - регулирование миграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ, основными задачами стали: защита прав и интересов мигрантов; и укрепление развитие миграционного контроля; соблюдение интересов государства при разработке и исполнении миграционной политики; регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения; создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению. Миграционная политика России основывается на следующих принципах: стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев; недопустимость дискриминации мигрантов; государственная поддержка вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства; квотирование ежегодного приёма мигрантов и предоставления временного убежища; запрет высылки или принудительного возвращения мигрантов в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ. В программе поставлена цель - определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, установить круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.

Позже, уже на основе Конституции РФ 1993 г., принят Федеральный закон от 15.08. 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Последующие годы отношения, связанные с внешней миграцией, регулировались в основном двусторонними договорами. Кроме этого, Россией утверждены многосторонние международные соглашения по вопросам миграции.

Распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 г. N 256-р была одобрена «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». В концепции дан анализ миграционной ситуации в России за последние годы, определены проблемные вопросы миграции, утверждены содержание и основные функции деятельности органов государственной власти страны и местного самоуправления в области миграции. Одним из главных направлений деятельности по регулированию миграционных процессов в РФ концепция определят разработку и создание единой системы иммиграционного контроля на территории РФ в целях сокращения нелегальной иммиграции, разработку квот распределения по субъектам РФ вынужденных мигрантов, подготовка схемы расселения иммигрантов по территории страны, с учетом потребностей региональных рынков труда и демографической ситуации.

ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» определил содержание, цели, основные принципы и миграционного учета, права и обязанности иностранных лиц, а также гарантии их прав при осуществлении миграционного учета, установил ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о миграционном учете. В настоящее время в Российской Федерации приняты и действуют также Федеральные законы «О беженцах», «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Тем не менее, вопросы законодательного обеспечения прав мигрантов решены еще далеко не достаточно. В настоящее время нет даже нормативного определения самого термина «мигрант». В международных правовых актах используются термины «беженец», «лицо, перемещенное внутри страны». В рамках Содружества Независимых Государств правовым актом, который регулирует вопросы, связанные с понятием «мигрант», является «Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» от 15.04.1994 года. Однако оно определяет лишь одну из категорий лиц, входящих в понятие «мигрант», - категорию трудящихся-мигрантов, т.е. лиц, временно выезжающих из государства постоянного места жительства для устройства на работу.

Таким образом, миграция во всех ее проявлениях является одной из сложных на сегодняшний день и трудноразрешимых проблем в Российской Федерации. Причины этих трудностей, кроются прежде всего в том, что, несмотря на достаточно активный нормотворческий процесс, направленный на урегулирование возникшей в начале 90 - х годов и усугубившейся после распада СССР проблемы вынужденной миграции, выразившийся в принятии значительного числа законов, государство не смогло обеспечить принятие соответствующих подзаконных актов исполнительной власти, которые давали бы возможность реализоваться этим законам на практике и выработать адекватную сложившейся ситуации миграционную политику. Вследствие всего этого основные субъекты вынужденной миграции до сих пор сталкиваются с массой проблем правового, социального, морального, этического плана при получении соответствующего статуса на территории Российской Федерации и обретения достойного уровня жизни в нашем государстве.

В литературе высказывается мысль о необходимости разработать и принять отдельный федеральный закон, который закрепит основы государственного регулирования миграционных процессов, установит статус основных субъектов миграционных отношений, определит направления и виды миграции. Принятие такого федерального закона позволит устранить имеющиеся пробелы миграционного законодательства, признать утратившими силу устаревшие акты, объединить правовые нормы, регулирующие миграционные отношения, которые содержатся в разных нормативно-правовых актах.

Актуален вопрос разработки целостной государственной миграционной политики, направленной на комплексное решение проблем незаконной миграции. Однако сегодня проблемы миграции еще не преодолели стадию обсуждения и анализа, еще не получили своего разрешения в комплексных законодательных актах, и среди основных задач в области регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации можно отметить такие, как: создание структуры и системы управления миграционными процессами в зависимости от социально-экономического развития конкретного региона; обеспечение регистрации лиц, временно пребывающих на территории регионов; создание единой базы населения Российской Федерации и организаций, использующих иностранную рабочую силу; борьба с нелегальной миграцией; совершенствование механизмов выдворения (департации), адаптация мигрантов.

Только комплексное решение указанных проблем позволит создать действительно эффективную миграционную политику России.

Заключение

Вопросы миграционной политики находятся в зоне приоритетного общественного внимания, и это связано не столько с информационной конъюнктурой, сколько с их объективной значимостью для всего мира и для нашей страны. Проблемы адаптации мигрантов и их принятия коренным населением выдвигаются на передний план и требуют быстрых решений.

В настоящее время в каждом государстве сложилась система мер (действий), с помощью которых государство регулируют потоки переселенцев, проводит политику адаптации мигрантов, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов в той или иной стране, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На современном этапе можно выделить два уровня проблем в области миграционной политики любого государства:

совершенствования правового регулирования миграционных процессов;

обучения, социально-психологической и культурно-языковой адаптации иммигрантов.

Список использованных источников

Международная организация труда конвенция № 97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году). Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 965.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей .Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 45/158 ГА ООН от 18 декабря 1990 года. Электронный ресурс]. #"justify">Статус Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов (ETS N 93) (Страсбург, 24 ноября 1977 года). СПС «Консультант-плюс. Законодательство».

Конвенция о статусе беженцев. (Вместе с «Комментарием», «Образцом проездного документа»).(Заключена в г. Женеве 28.07.1951). Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 6

Протокол, касающийся статуса беженцев (Подписан в г. Нью-Йорке 31.01.1967). Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 28 - 31.

Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34, ст. 4029.

Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, N 30, ст. 3285.

Федеральный закон Российской Федерации от 19.02. 1993 «О беженцах». Российская газета, N 126, 03.06.1997.

Федеральный закон Российской Федерации 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032.

Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Российская газета", N 152, 10.08.1993.

Указ Президента РФ от 09.08.1994 N 1668 «О Федеральной миграционной программе». Собрание законодательства РФ", 29.08.1994, N 18, ст. 2065.

Постановление Правительства РФ от 10.11.1997 N 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998 - 2000 годы» Собрание законодательства РФ", 24.11.1997, N 47, ст. 5406.

Постановление Правительства РФ от 03.03.1992 N 135 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам». СПС «Консультант-плюс. Законодательство».

Постановление Правительства РФ от 18.05.1992 N 327 «О Республиканской долговременной программе "Миграция».СПС «Консультант-плюсюЗаконодательство».

Распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 г. N 256-р была одобрена «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 10.03.2003, N 10, ст. 923.

Балашова Т.Н. Проблемы развития миграционного законодательства в РФ на современном этапе. Миграционное право, 2008, N 4.

Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2009.

Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973.С.18-19

Шафажинская Н.Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социально-психологической адаптации студентов педвуза: Дис. ...канд. психол. наук. М,1982. 191 с.

Овдей С.В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: Дис. ...канд. психол. наук. Л., 1978. 184 с.

Сластенин В.А. Профессиональная адаптация молодого учителя // Советская педагогика. 1976. № 3. С. 88-95.

Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. Л., 1973. Вып.2. С. 111-120.

Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис. …канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 1975. 24с.

Политический словарь. М.Большая Российская энциклопедия, 2001.с45.

Сухов А.Н., Трыканова С.А.. Миграция в Европе и ее последствия.,М.: Флинта:МПСИ, 2008.216с.

Трыканова С.А. Развитие международного миграционного права в XX - XXI вв. Миграционное право, 2007, N 5.

Колев Г. В. Миграционная политика Европейских Стран. М.,Наука,2008.С.56.

Федосеева Н.Н., Филимонова Е.В. Становление и основные проблемы миграционного права в Российской Федерации // Миграционное право. 2010. N 2. С. 24.

Общая и прикладная политология: Учебное пособие. Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова М.: МГСУ; Изд-во Союз, 1997. - 992 с.

Симанович Л.Н.. Актуальные проблемы иммиграции в Российской Федерации. Миграционная картина современной России. Миграционное право, 2008, N 4.

Парламентские слушания в Государственной Думе (хроника, аннотации, обзор). Выпуск XXVII (март - июль 2008 г.). Издание Государственной Думы. М., 2008. С. 37 - 39.

Шойко И.С. К вопросу о регулировании миграции в Российской Федерации // Юридический мир. 2010. N 1. С. 35 - 37.

Похожие работы на - Социальная адаптация мигрантов: сущность, проблемы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!