Политика как наука и искусство

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,92 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политика как наука и искусство















Реферат

Политика как наука и искусство

Введение

Приступая к изучению новой науки, мы сталкиваемся с множеством разнообразных проблем. В полной мере это относится и к науке о политике. Изучающий данную проблему должен в первую очередь разобраться с таким сложным общественным явлением как «политика». Её часто сравнивают с алгеброй, арифметикой, высшей математикой и даже с музыкой. Великий ученый физик Альберт Эйнштейн как-то сказал, что политика значительно сложнее физики.

Изучение политики как науки поможет стать знатоком политических тонкостей, ценителем искусства политического диалога, овладеть богатством политической мысли прошлого, развить в себе политическую культуру. Сознательно разбираться в политических вопросах, событиях и видеть, куда они ведут, - это непременная потребность современного человека. Безусловно, можно прожить, и не разбираясь в политике. Многие так жили в прошлом, да и сейчас, пожалуй, немало людей, которые так живут. Но придерживаться таких принципов - значит не быть в полном смысле человеком XXI века.

Целью данного реферата является рассмотрение научных основ политики и её субъективной стороны.

В этой связи целесообразно поставить два вопроса:

. Политика как наука.

. Политика как искусство.

1. Политика как наука

Приступая к изучению первого вопроса, мы должны уяснить ряд подвопросов. Во-первых, политика может рассматриваться как наука лишь в том смысле, если она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер общества - политической. Во-вторых, политика сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития. В-третьих, она должна исходить из признания определяющей роли действия огромных масс людей, а также деятельности отдельных личностей, оказывающихся, в силу исторических обстоятельств, во главе партий, классов, государств, политических процессов и т.д. В-четвёртых, наукой политика является с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, в соответствии с которыми политические субъекты могут влиять на социальные процессы. Исторический опыт свидетельствует о том, что пренебрежение научными основами политики ведёт к снижению темпов социально-экономического развития, застойным явлениям, деградации общества. Как наука политика не может не вытекать из объективного анализа действительности, не опираться на выводы и положения, сформулированные в теории; в политике важно строго учитывать диалектику необходимости и случайности, необходимости и свободы, всё многообразие реальных условий.

Наука о политике включает в себя широкий круг политических знаний: философию политики, политическую теорию, политическую социологию (изучающую политические институты и процессы в их социальном контексте), политическую психологию (занимающуюся исследованием психологических феноменов и факторов, влияющих на политическую деятельность), политическую экономию (изучающую систему отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ), теорию и историю государства и права (исследующую закономерности и особенности возникновения и развития государственных и правовых институтов), политическую историю (изучающую и систематизирующую политические факты и события, происходящие в человеческой истории).

К науке о политике можно также отнести теорию и историю международных отношений, международное право, политическую географию, политическую журналистику, политическую этику, политическую риторику и т.д.

Философия выступает теоретико-мировоззренческим и методологическим базисом всякой политики. Перед любым политиком встаёт вопрос о мировоззрении, так как он должен разрабатывать теорию и программу политических действий, намечать и обосновывать их пути и средства. Он обязан исходить из неизбежных и вероятных следствий политической деятельности, опираться на определённые мировоззренческие, философские положения и принципы.

Что такое политика, какова её структура, основные виды и функции? Политика (от греч. politika - государственное и общественное дело) - социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию государственной власти.

Основными структурными элементами политики являются:

политические отношения: взаимоотношения политической элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов, политических лидеров, групп поддержки и давления. В основе этих отношений могут быть сотрудничество, кооперация, конфронтация;

политическое сознание, т.е. осознание субъектами политической сферы своих политических интересов. В политической практике оно выступает как совокупность оценок, побуждающая субъекта к конкретной политической деятельности. Сама политика в этом случае выступает как институализация и реализация политических идеалов, целей, программ и т.п.;

политическая организация общества как совокупность государственных органов - законодательных, исполнительных и судебных, партийно-политических и общественно-политических институтов, в определённой мере конфессиональных объединений, средств массовой информации, групп поддержки и давления. Политическая организация общества составляет организационное ядро политики.

Основными видами политики являются: внутренняя, внешняя, мировая. Основные направления политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, аграрная, культурная, техническая, экологическая, военная, геополитика и др.

Социально значимыми функциями политики являются: выражение и защита политически важных интересов государств, социальных групп и слоёв общества, и индивидов; управление и руководство социально-политическими процессами в интересах конкретных политических отношений в обществе, интеграция различных слоёв населения и гармонизация их интересов. Главным же в политике является вопрос о политической власти, о том, кому она принадлежит, кто на неё претендует, от кого и к кому она переходит.

Если мы обратимся к Толковому словарю живого великорусского языка, составленному В. Далем, то увидим, что понятие «политика» в первом значении определяется как наука государственного управления.

Подлинно научное объяснение политики дано в марксистской литературе. Характеризуя творческий подвиг К. Маркса, В.И. Ленин писал: «Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий…» (5). Классики марксизма характеризовали политику как отношения между классами, нациями, государствами, как участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства.

Политический социолог М. Вебер понимал политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политика «… охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем» (1). В узком смысле слова политика, по Веберу, «… означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (1).

Президент России Д.А. Медведев сказал на международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность» в Ярославле, что политика должна быть умной и наукоёмкой. Согласно Президенту, высокий интеллектуальный уровень современной политики должен выражаться в отказе от: 1) «опасных иллюзий национализма», 2) «архаичных предрассудков классовой борьбы», 3) «утопических проектов глобального господства». Иными словами, можно сказать, если будет выполнено пожелание, по выражению Маркса, будет сделан прыжок из царства необходимости в царство свободы, переход от «предыстории» к подлинной истории человечества.

Современное науковедение утверждает, что любая наука достигает зрелости, когда она переходит в парадигмальный статус. Ключевым понятием этой концепции науки является понятие парадигмы, которая означает совокупность философских, общенаучных и теоретических оснований. Фундаментальным значением для науки о политике являются те парадигмы, которые раскрывают сущность и природу политики, интерпретируют основополагающие источники развития. По-своему рассматривая природу политики, они, собственно, и превращают науку о политике в мультипарадигматическую науку. Сложились и завоевали признание четыре политические парадигмы: теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.

Теологическая парадигма обосновывает неизбежность сверхъестественной интерпретации политической власти. Если до средних веков в рамках теологической парадигмы по существу господствовала идея сверхъестественного объяснения власти, исключавшая значение человеческого начала и видевшая источник власти в Боге, то, начиная с трудов Фомы Аквинского, постепенно утвердилось мнение, что власть и субъект власти определялись не только проявлением божественной воли, но и волей Человека. В современных условиях данные концептуальные подходы к пониманию политики и власти обладают очень скромной теоретической ролью.

Натуралистическая парадигма пытается объяснить природу политики, исходя из доминирующих географических (территориальных, экономгеографических, физико-климатических), биологических (биологических величин, анатомических, врождённых психических инстинктивно-рефлекторных) факторов.

Социальная парадигма стремится объяснить природу и происхождение политики через взаимодействие других сфер общественной жизни или социокультурных свойств политического субъекта.

Сущность рационально-критической парадигмы состоит в стремлении объяснить природу политического взаимодействия людей не внешними по отношению к политике факторами, а её внутренними причинами, свойствами, элементами.

Изучающий политику как науку должен уяснить, что ключ в обосновании и понимании науки о политике лежит в различении её объекта и предмета. Часто в научной литературе наблюдается смешение или отождествление понятий «объект» и «предмет» науки, что существенно влияет на размывание её границ. Объект науки - это данная реальность, представляющая ту или иную часть объективного мира.

Объектом науки о политике является политическая сфера общества во взаимодействии с другими сферами. К числу структурных компонентов политической сферы общества относятся государство (представительные, исполнительные и судебные органы, прокуратура, армия, органы безопасности, правопорядка и др.); политические отношения, потребности и интересы; средства массовой политической информации и пропаганды; политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе; политическое сознание, политическая идеология, политическое общественное мнение; политика и политическое руководство, политическое лидерство; политическая культура как совокупность политических знаний, ценностей, образцов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти, политическая деятельность. Все эти компоненты политической сферы диалектически взаимосвязаны.

Предмет науки - это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне, основанное на выявлении наиболее значимых с научной и практической точки зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом науки о политике является политическое в его целостности, взятое в контексте исторического развития и отражающее социальную действительность.

Выделим основные проблемы, которые изучает наука о политике:

социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, теория политики, политические учения и традиции, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду;

взаимосвязь политики с другими явлениями общественной жизни, в том числе теми явлениями, которыми детерминирована политика. К таким общественным явлениям относятся: культура, экономика, право, мораль, философия, наука, религия, искусство и т.д.;

политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, принципы их организации и функционирования, факторы и процесс их изменения и смены, идейно-политические течения, система международных отношений, а в более широком смысле - геополитика современного мира и т.д.;

политические институты, политические отношения, политический процесс, политическое поведение, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы представительства, политическая роль средств массовой информации, политические и избирательные технологии, механизмы принятия решений и реализации властных функций и т.д. (2).

В науке о политике, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: знания и средства его получения. Возможны разные классификации подходов к изучению политики. Но в основном различают нормативный и эмпирический, аналитический подходы.

Главные усилия нормативного подхода сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука даёт оценку политическому строю, ведёт поиск эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов. Нормативные знания не носят характера объективной истины, хотя могут отражать те или иные социально-политические закономерности.

Эмпирические, аналитические знания отражают реальные политические процессы и явления и не зависят от сознания людей. Они включают дескриптивные (описательные) и каузальные знания. Описательные знания представляют собой научное описание реальных событий и фактов. Каузальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями.

Существуют различные пути проникновения в мир политического. Сегодня весь разнообразный методологический, теоретический, методический арсенал политической науки должен быть подчинён одной цели - получению достоверного знания, объективных сведений о политических процессах и их развитии. В такой арсенал прежде всего включают теории, законы, категории, принципы, факты, наблюдения, гипотезы, методы и т.д. Политологическое знание, как и в целом социальное знание, характеризуется двумя функциями: функцией объяснения политической действительности и функцией преобразования.

Функцией науки является формулирование теорий и всеобщих законов. Теория - это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме. Политологические теории определяются как системы обобщений, основанных на поддающихся проверке эмпирических данных.

Широко используя в познании своего содержания важнейшие понятия других наук, наука о политике имеет и специфические категории и законы. Являясь основами данной науки, категории и законы, их система отражают внутреннюю логику этой науки, раскрывают и конкретизируют характеристику её предмета и метода. Интегральными категориями являются: общество, цивилизация, общественно-экономическая формация, гражданское общество, власть, свобода и т.п. Вместе с тем эта наука имеет свои собственные категории: политика, политические интересы, политическая система, политическая власть, политический субъект, политический режим, политический процесс, политическая организация, политическая культура и др.

Основной доминантной категорией является политическое.

Если категории отражают те или иные существенные стороны, черты, свойства объекта этой науки, то законы науки о политике выражают глубинные, сущностные необходимые связи между ними. Политологический закон должен характеризоваться соотношением абстракции и конкретности. Он должен формулироваться на достаточно высоком уровне обобщения, научной абстракции. Только в этом случае он сумеет отразить действительно существенные связи между явлениями.

Руководствуясь принципом взаимопроникающего единства исторического, логического и системного подходов в анализе любых общественных явлений, можно выделить три группы закономерностей политики:

закономерности, выражающие существенные, необходимые, устойчивые связи между политикой и другими общественными явлениями, в том числе теми, которыми детерминирована политика;

внутренние закономерности функционирования и развития политики как цельного, относительно самостоятельного общественного явления;

закономерности функционирования и развития политики в условиях различных социальных систем.

Кратко остановимся на общей характеристике каждой из названных групп.

Закономерности первой группы носят общесоциологический характер. Здесь на первый план выдвигаются существенные закономерные связи политики с экономикой. В целом экономика является первичной, определяющей, прежде всего, с точки зрения генезиса. Политика возникает лишь на определённом этапе развития производительных сил.

Вместе с тем политика не может не иметь первенства над экономикой. Это связано с тем, что политика как надстроечное явление обладает относительной самостоятельностью, способностью оказывать мощное воздействие на экономику. Это связано с деятельностью субъектов политики: классов, социальных групп, политических партий.

К закономерностям функционирования и развития политики относятся существенные, закономерные связи её и с другими общественными явлениями - моралью, правом, искусством и др.

Для более глубокого понимания взаимоотношения политики с экономикой и другими общественными явлениями имеет высказывание Ф. Энгельса. Он писал: «Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счёте является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу» (10). И далее Энгельс подчёркивает, что на ход исторической борьбы оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму её различные элементы надстройки: государственный строй, правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения.

Среди закономерностей второй группы следует выделить диалектическую взаимосвязь внутренней и внешней политики, при определяющей роли внутренней политики. Определяющая роль внутренней политики связана с тем, что она наиболее непосредственно и концентрированно реализует коренные цели и интересы господствующего класса, подчиняет решению внутренних задач. Другими внутренними закономерностями функционирования и развития политики являются: обусловленность политической деятельности определённой классовой политической идеологией; органическая зависимость формирования и совершенствования политических отношений, непосредственно детерминированных базисом общества, от политического сознания, прежде всего от политической идеологии.

Закономерности третьей группы по-разному проявляются в условиях различных общественно-экономических формаций. Так, милитаризация политики, несущей народам земного шара угрозу термоядерной войны, - важнейшая закономерность функционирования политики в условиях империализма.

Наука о политике имеет не только категории и законы, но и принципы. Слово «принцип» в переводе с латинского означает основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д. Основными принципами науки о политике являются принцип развития, принцип системности, принцип конкретности, принцип взаимодействия, принцип объективности, классовый принцип (8).

Наиболее важными и часто используемыми методами науки о политике являются: диалектико-материалистический, социологический, нормативный, функциональный, бихевиористский, системный, сравнительный, исторический, позитивно-критический, методы эмпирических исследований.

Задача науки о политике состоит в том, чтобы получать достоверные политологические знания о процессах, происходящих в обществе. Главным объективным критерием оценки политических событий, на наш взгляд, выступает степень прогрессивности тех или иных преобразований. Под прогрессом обычно понимается совершенствование социального устройства общества, реальная гуманизация всех сторон его жизни, переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Рассмотрим некоторые аспекты достоверности, объективности политологического знания в отношении политических событий прошлого, настоящего и будущего (7). Давая оценку более или менее отдаленного прошлого, необходимо помнить, что она не может быть оторвана от его непосредственных и отдалённых последствий и результатов. Длительность этих последствий может исчисляться веками и не ограничиваться национальными рамками. Достаточно вспомнить о Французской революции XVIII века и об Октябрьской революции 1917 года. Социальные революции являются предметом ожесточённых споров и дискуссий. К. Маркс называл социальные революции «локомотивом истории», а В.И. Ленин видел в них «праздник эксплуатируемого и угнетённого народа». П.А. Сорокин называл Октябрьскую революцию «бойней», а писатель И.А. Бунин назвал свою книгу о ней «Окаянные дни». Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко действительно способствуют более эффективному решению назревших социальных, экономических и политических проблем.

Ещё более трудной задачей является оценка сегодняшних событий, социально-политических процессов. Это связано не только с субъективными факторами, недостаточными научными исследованиями, но и классовой принадлежностью, идеологической разобщенностью, ограниченной информацией. Но главной причиной, как отмечается в научной литературе, является то, что многие процессы и тенденции находятся в самом зародыше.

Наука о политике занимается и политическим прогнозированием, которое означает разработку политического прогноза, суждений о будущем в политическом процессе. Политическое прогнозирование - это специальное научное исследование перспектив развития политической жизни, её процессов, событий, явлений. Оно должно тесно увязываться с другими видами прогнозирования (социальным, техническим, экономическим и т.п.). В настоящих условиях оно предполагает широкое использование новейших достижений науки, современных методик и возможностей вычислительной техники. Политическое прогнозирование - одна из сложнейших проблем, стоящих перед учёными. О сбывшихся, настоящих, будущих прогнозах, просчётах и ошибках можно судить по многочисленных примерам.

Так, профессор Принстонского университета, президент Американской ассоциации славяноведения Роберт Такер в своей книге «Политическая культура и лидерство в Советской России. От Ленина до Горбачёва» (1987) называет К. Маркса «архитипичным» революционным лидером и рассматривает «Манифест Коммунистической партии» как акт политического лидерства, исполняющий диагностическую, предписывающую и мобилизующую функции.

Бесконечное множество измерений, тенденций, процессов часто делает практически невозможным сделать обычный политологический прогноз. Так, Россия с середины 90-х гг. стала иной страной по сравнению с серединой 80-х гг. ХХ столетия. Но самое парадоксальное заключалось в том, что ни одна социологическая и политическая теория не предсказала, не спрогнозировала таких коренных изменений в мире, в социалистическом лагере и в Советском Союзе. Были предчувствия и ожидания перемен, но таких глубоких перемен никто не ожидал.

Представление о политических событиях и их разновременных последствиях позволяет учёному сделать вероятный прогноз некоторых кризисных ситуаций. Политический аналитик В. Соловей говорит, что сейчас в России существует ряд аналитических сценариев, прогнозирующих высокую вероятность крупного общенационального кризиса… Повторение чего-то похожего на Октябрь 1917 года, а тем более на Гражданскую войну невозможно именно из-за русской слабости. Речь идёт о Смуте 2017 года как цикле русской истории.

Одним из аспектов достоверности политологического знания в науке о политике выступает идеал. Желает этого исследователь или политик, идеал всегда находится с ним рядом и влияет на ход анализа, выводы, рекомендации и решения. В принципе, идеал всегда существует объективно. Субъективно он нужен как источник оптимизма. Идеал, хотя и обращён в будущее, всегда формируется на основе более или менее осознанного опыта прошлого. Поэтому идеал может мешать выработке правильной научной политики. Русский философ Л.П. Карсавин писал: «… идеал лишь тогда ценен, когда целиком претворим в жизнь, истинно философское понимание единства теоретической и практической истины» (9). И далее он подчёркивает, что в отсутствие веры в идеал мы опускаемся до звероподобного бытия, в котором всё позволено или впадаем в равнодушную лень.

Перед отечественной наукой о политике стоят сложные и ответственные задачи, связанные с технологической модернизацией, развитием политической системы, социальным строительством и т.д. Процессы и явления, возникающие в сфере практической политики, оказывают существенное воздействие на постановку и решение теоретических проблем. Среди этих проблем можно назвать следующие: теоретическое исследование законов политического развития; вопросы, касающиеся смысла и хода движения российского общества; о соотношении и взаимодействии гражданского общества и государства; о степени, глубине и формах вмешательства политики в объективный процесс; политическое прогнозирование социальных процессов и др.

Таким образом, мы рассмотрели политику как науку, которая является не только источником знания, но и помогает изучать социально-политические закономерности развития и функционирования общества.

. Политика как искусство

Политика является искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной социальных процессов. Субъект политики (юр. - носитель прав и обязанностей) - источник политической активности, носитель предметно-практической деятельности, направленной на объект политики. В качестве субъекта политики могут выступать: индивид, рядовой или лидер, коллектив, класс, нация, этническая или конфессиональная группа и др., большие и малые социальные группы, общественно-политическая организация или движение, политическая партия, гражданское общество, политическая элита, государство, мировое сообщество.

Основные признаки субъекта политики: способность и возможность принятия политических решений, наличие средств и возможностей реализовать принятое решение, или проконтролировать его реализацию, практическое участие в политической деятельности, ответственность за последствия своих политических действий перед какой-либо инстанцией: избирателями, руководством и др.

Политика - «искусство возможного», однако политик должен обладать способностью и умением сознательно идти на риск, чтобы осуществить прорыв рамок возможного в текущий, данный момент, перевести политические (и социальные) отношения на более высокий уровень (кажущийся сегодня невозможным).

М. Вебер говорил, что в основном три качества являются решающими для политика: страсть, чувство ответственности, глазомер. Страсть понимается Вебером в смысле ориентации на существо дела: страстной самоотдачи «делу», тому богу или демону, который этим делом повелевает. Но одной только страсти недостаточно, нужна ещё ответственность именно перед этим делом - главной путеводной звездой деятельности политика. Под глазомером Вебер понимает способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей.

В политике как искусстве большое место занимает изучение закономерностей политического процесса, потребностей, ценностей и идеалов людей, без чего невозможно оптимизировать взаимодействие объективных условий и субъективных факторов осуществления политики, избежать серьёзных ошибок, волюнтаризма в политической деятельности. Политику, ориентирующемуся лишь на сиюминутный метод «проб и ошибок», следует вспомнить слова Гегеля о том, что лишь «с высоты возможно хорошо обозревать предметы и замечать всё, но этого нельзя сделать, если смотреть снизу вверх через небольшую щель» (3).

Действия политических субъектов - индивидов и общностей - не всегда предсказуемы. Поэтому в политике невозможны стопроцентные гарантии, освобождающие от риска, так как определяющие политику постоянные величины переплетаются с величинами переменными, вероятностными, не поддающимися предварительному точному измерению. Даже в шахматной игре невозможно предсказать, какое продолжение партии изберёт соперник. Политическая борьба гораздо сложнее, в ней участвуют не две стороны, а много общественно-политических сил, перед каждой из которых открыт определённый выбор решений и поступков. Поэтому политик всегда должен помнить, что попытка учесть наперёд шансы с полной точностью были бы шарлатанством или безнадёжным педантством.

Политика является необычайной, увлекательной, но и очень сложной сферой деятельности, требующей высокого мастерства, умелого, искусного влияния государственных и общественных деятелей, правящих классов, партий на огромные людские массы, на соседние народы и государства в целях удержания их под своим воздействием. В политике нельзя сначала всё до конца рассчитать, а потом уже действовать. Нередко приходится на ходу решать сложные уравнения со многими неизвестными, вносить коррективы в принятые решения в процессе борьбы по мере проявления таких данных и показателей, которые до борьбы никакими научными подсчётами установить невозможно. Здесь и открывается простор для политического искусства, умения нащупать верный ход на основе опыта, интуиции, чутья, способности навязать противнику свою волю, применить именно те формы и методы политического действия, которые в данных условиях дают наибольший эффект.

Политика - область хитрости, порой обмана, заигрываний и просто большой и даже нередко не всегда чистой и честной игры. В Толковом словаре живого великорусского языка, составленного В. Далем, понятие «политика» трактуется как «виды, намерения и цели государя, немногим известные, и образ его действия при сем нередко скрывающий первые, вообще уклончивый и самобытный образ действий. Политик, умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; скрытый и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя солгать» (4). Во все времена властители и политические мыслители отстаивали допустимость лжи во имя укрепления существующей системы, считая ложь во благо вполне допустимым средством политики. Канцлер Германии О. фон Бисмарк как-то заметил: «Политик может со спокойной совестью лгать в трёх случаях - перед выборами, во время войны и после охоты». Мы далеки от того, что такие известные политики и государственные деятели, как У. Черчилль, Ф. Рузвельт, Ш. де Голь никогда не прибегали к обману, передёргиванию или искажению фактов, когда это служило высшим интересам нации и государства. Ф. Кастро в своих размышлениях пишет, что Обама, образованный и связанный обязательствами с системой и методами, приведшими его на президентский пост Соединённых Штатов, не может устоять перед искушением оказывать давление, угрожать и даже обманывать других.

Мастерство политика зависит от знания политической жизни, которая является категорией, охватывающей всё многообразие политического. Политическая жизнь - обобщение множества явлений и процессов политического характера, не поддающихся строго научному определению и принятой идентификации. В ней прямо или косвенно участвуют огромные массы людей, движимые определёнными экономическими и социально-политическими потребностями, интересами и целями. Благодаря этому общественная жизнь политизируется, экономические, социальные, культурные и другие отношения и связи в той или иной степени приобретают политическую окраску.

Активизация политической жизни происходит в критические, переломные эпохи и периоды, когда в обществе обостряются различные противоречия, возникают и быстро развиваются альтернативные движения, сталкиваются противоборствующие стороны, усиливаются кризисные явления и процессы. В.И. Ленин писал: «… вся политическая жизнь есть бесконечная цепь из бесконечного ряда звеньев. Всё искусство (выделено нами) политика в том и состоит, чтобы найти и крепко-крепко уцепиться за такое именно звёнышко, которое всего меньше может быть выбито из рук, которое всего важнее в данный момент, которое всего более гарантирует обладателю звёнышка обладание всей цепью» (6). Ярким примером учёта таких звеньев, при помощи которых решались экономические, социальные, духовные проблемы общества, явились новая экономическая политика, план ГОЭЛРО, политика индустриализации, коллективизации и культурной революции.

Политик должен выражать настроения масс, ставить интересы общества выше личных. Поэтому даже политик, наделённый полномочиями первого лица государства, не обязательно становится лидером.

Искусство политика состоит и в том, чтобы добиваться оптимального соотношения между политическими целями, методами и средствами их достижения. Эти задачи решаются в процессе политической деятельности, которая является основным видом политической активности. Основополагающими в политической деятельности выступает сознательно принятая цель. Между целью и средствами должно быть соответствие. Если целью деятельности выступает преодоление тоталитаризма, установление и упрочение демократии, то и средства не могут быть недемократическими. Политическая деятельность определяется степенью её нравственной ориентированности, полнотой отражения ценностей и политических интересов. Политическое искусство позволяет связывать политику с реальной действительностью, проводить её в жизнь.

Важное значение в политике имеет искусство политического маневрирования, включающее компромиссы, перегруппировку сил, временные отступления, выбор правильного момента для решительного удара и т.д. «Искусство возможного» требует от всех сторон, вовлечённых в политику, способности и готовности идти на компромиссы, поэтому политику можно было бы характеризовать так же как «искусство компромисса».

Компромисс (в политике) (от лат. compromissum) - соглашение между противоположными различными мнениями, направлениями и т.д., достигнутое путём взаимных уступок. На уровне практического, обыденного сознания компромисс воспринимается как позиция «золотой середины». Стремясь к компромиссу, политик всегда должен тщательно анализировать возникшую ситуацию и, проявляя политическую толерантность, пытаться всесторонне и объективно оценить положение, в котором находится политический противник. Такой подход является одним из обязательных предварительных условий политического компромисса.

Искусство политика заключается в способности максимально учесть потенциальные возможности индивида, социальной общности, социально-политического института для достижения конкретной политической цели, используя свои теоретические знания, политические суждения, вдохновение, воображение, интуицию, проявляя творческую смелость и фантазию. Особенно эти способности проявляются в политическом лидерстве, которое представляет процесс воздействия на объект политики авторитетом субъекта (личности, группы или организации). Искусство политика как лидера находит выражение по крайней мере в трёх составляющих: способности понимать, какие мотивы деятельности людей, которые не могут быть одинаковыми в различных социальных условиях; умение создавать такой морально-психологический климат, который обеспечивает наиболее благоприятные условия политической жизни; осуществлять стиль деятельности как устойчиво воспроизводимые отличительные черты политического руководства.

Лидер, обладающий таким искусством, должен обладать набором необходимых личностных качеств: острым умом, твёрдой волей, кипучей энергией, коммуникативностью, политической интуицией, умением нравиться людям и, особенно, готовностью брать на себя ответственность.

Обладать такими качествами и овладеть таким искусством способен не каждый политик, а только личность, отличающаяся самостоятельностью мышления, способностью генерировать идеи.

Таким образом, мы рассмотрели политику как науку и искусство. Политика является наукой потому, что она служит источником знаний и сама должна строиться на основе научных знаний, познания социально-политических закономерностей. Политика является искусством, поскольку она имеет дело с субъективной стороной социальных процессов.

Литература

политика общество социальный

1.Вебер М. Избранные произведения. М., 2010. С. 644, 646.

2.Гаджиев К.С. Политология (основной курс). М., 2005. С. 39.

.Гегель. Соч. Т. 8. Философия истории. М.-Л., 1935. С. 5.

.Даль В. Толковый словарь. М., 1955. С. 261.

.Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма // Полн. собр. соч. Т. 23. С. 44.

.Ленин В.И. Что делать? // Полн. собр. соч. Т. 6. С. 164.

.Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993. С. 23-27.

.Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М., 2015. С. 162.

.Русская идея. М., 2012. С. 322.

. Энгельс Ф. - Блоху И., 21-22 сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 394.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!