Учет кассовых операций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,4 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет кассовых операций

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономической теории и мировой экономики»






Курсовая работа

по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ»










Челябинск 2014

АННОТАЦИЯ

Ломовцева Ю.А., Пояснительная записка к курсовой работе. - Челябинск: ЮУрГУ, ЗЭиУ-303, 2014. - 44 с., 1 табл., библиогр. список - 11 наим.

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Цель курсовой работы - Анализ движения денежных средств на торговом предприятии.

Объект исследования - показатели движения денежных средств в ООО «ФЛОРЕНС». Предмет исследования - особенности движения денежных средств. Денежные средства поступают в организацию от покупателей в процессе розничной торговли каждый день. Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег, и безналично - в виде денежных документов, на счетах в банках. Приумножение денежных средств, их правильное использование и контроль за сохранностью является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и бухгалтерского учета. От успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками, своевременность платежей в бюджет и др.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами: поставщиками товарно-материальных ценностей (работ, услуг), покупателями, финансовыми, налоговыми органами, органами социального страхования и др. Расчеты между ними осуществляются в денежной форме.

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках и открытых особых счетах.

Большая часть расчетов осуществляется в безналичном порядке. Наличные расчеты применяются при реализации товаров населению, мелким оптом некоторым учреждениям, оплате труда и в некоторых других случаях. Безналичные расчеты производятся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банка. Отношения между банками и клиентами носят договорной характер. Клиенты (предприятия, фирмы) самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания.

Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия; использование денежных средств по их целевому назначению; своевременность расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

Денежные средства - это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия.

В данной курсовой работе рассмотрены вопросы организации учета и аудит денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.

Учет денежных средств должен быть сплошным, непрерывным, документально оформленным и взаимосвязанным.

Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены и решаются следующие задачи:

изучить теоретические основы учета денежных средств в соответствии с законодательством РФ;

ознакомиться с нормативным регулированием и порядком проведения аудиторской проверки денежных средств;

выявить основные направления по усовершенствованию бухгалтерского учета

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

.1 Денежные средства и их функции

В рыночной экономике денежные средства образуют основу расчетов всех хозяйственных операций и действий.

Деньги - особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира для осуществления роли всеобщего эквивалента. Они являются самостоятельной формой меновой стоимости всех других товаров, обеспечивающей связь товаропроизводителей в условиях общественного разделения труда.

В соответствии с экономической теорией денежные средства выполняют 5 следующих функций:

) являются мерой стоимости товаров;

) используются для обмена товарной продукции;

) предназначены для накопления капитала;

) служат для образования сокровищ;

) являются мировым эквивалентом.

Денежные средства предприятия могут находиться в кассе (счет 50 "Касса"), на расчетных счетах в банках (счет 51 "Расчетные счета"), на валютных счетах в банках (счет 52 "Валютные счета"), на специальных счетах в банках (счет 55 "Специальные счета в банках"). Они могут быть зафиксированы в денежных документах (счет 50 "Касса"), находиться в пути (счет 57 "Переводы в пути") или быть в виде финансовых вложений (счет 58 "Финансовые вложения"). Кроме того, они могут числиться в составе резервов под обесценение вложений в ценные бумаги (счет 59 "Резервы под обесценение ценных бумаг").

Денежные средства - это средства, которые быстро и легко преобразуются в любые другие материальные ценности, и потому служат показателем их ликвидности.

Под ликвидностью активов в бухгалтерском учете понимают скорость их превращения в денежные средства. Это понятие особенно важно при ликвидации предприятия (иногда в связи с банкротством). Если рассматривать денежные средства с позиции ликвидности, то они являются абсолютно ликвидным активом. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств требует повышенного внимания: своевременного и надлежащего оформления операций по их движению, повседневному контролю их сохранности и целевого использования.

В современных денежных системах различают три формы денежных средств:

металлические деньги;

казначейские и банковские билеты;

безналичные деньги.

1.2 Учет кассовых операций

Для приема, хранения и расходования наличных денежных средств предприятие должно иметь кассу. В понятиях современного бухгалтерского учета касса - это обобщенное подразделение, осуществляющее и оформляющее все операции по наличному денежному обороту. На практике касса чаще всего включает в себя главную кассу и ряд оперативных касс. Главная касса выполняет функции приема, выдачи и хранения всех денежных средств и является держателем основополагающих первичных и отчетных документов по их учету. Оперативные кассы служат для приема наличных денежных средств у населения за реализуемые товары (работы и услуги) с применением контрольно-кассовых машин и/или документов строгой отчетности, а в исключительных случаях без того и другого.

Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широко распространены, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных и/или платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тут же за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. В этой связи ЦБ РФ регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетов между юридическими лицами по одной операции в день. В настоящее время, согласно указанию "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" от 14.11.2001 г. N 1050-У, лимит составляет 60 тыс. руб.

Кроме этого, проведение кассовых операций контролируют конкретные коммерческие банки, которые обслуживают данное предприятие. Каждый обслуживающий коммерческий банк и предприятие заключают между собой договор. По этому договору банк устанавливает для своего клиента-предприятия еще один лимит, а именно ограничение на остаток денег, который может находиться в кассе на конец дня.

Следует иметь в виду, что, кроме всего прочего, банки заинтересованы в том, чтобы денежные средства организаций хранились бы на расчетных счетах, что позволяет им использовать их для проведения собственных коммерческих операций.

Еще одним важным элементом контроля движения наличных денежных средств в государстве является обязательное применение специальных контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям или по оказанию бытовых услуг. Эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только предприятия, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки контрольно-кассовых машин. А также некоторые другие организации в связи с особенностями их местонахождения.

Документы строгой отчетности используют предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в следующих областях:

связь;

общественные организации;

гостиничное хозяйство;

бытовое обслуживание;

общественное питание;

сбыт;

страхование;

транспорт;

отдых и туризм;

ветеринарные учреждения;

лесное хозяйство;

производство вторичных цветных металлов;

некоторые другие.

Документы строгой отчетности составляются с применением специальных бланков, которые называются бланками строгой отчетности. Бланки имеют точно установленную форму и выпускаются специализированными предприятиями. Им присваиваются определенная серия и индивидуальный номер. У материально ответственных лиц (в том числе у кассира) они числятся на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Экземпляры документов, составленные на этих бланках, хранятся в местах, определенных документооборотом. Один из них поступает в кассу вместе с денежной суммой.

Бланк представляет собой специальный документ, отпечатанный типографским способом, в котором предусмотрены необходимые реквизиты и выходные данные (краткое название типографии, место ее размещения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Требования, которые предъявляются к изготовлению бланков строгой отчетности, изложены в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.08.2001 N 16-00-24/70.

Использование бланков не установленных образцов не допускается.

Бланки приобретаются непосредственно у поставщика или через почтовые и посреднические организации. В бухгалтерском учете они отражаются на счете 10 "Материалы" по наименованию, количеству и фактической стоимости покупки. Их учет и расходование должны сопровождаться двойным контролем. Следует обеспечить:

) количественный складской учет, при котором в приемных ордерах содержатся сведения о количестве, наименовании, серии и номерах;

) суммовой бухгалтерский учет, при котором в специальной книге учета в кассе организации отражаются сведения о стоимости, наименовании, серии и номерах.

Книга учета документов строгой отчетности должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана и подписана руководителем и главным бухгалтером организации.

При выдаче бланков в подразделения предприятия они списываются бухгалтером на счет 25 "Общепроизводственные расходы" и одновременно приходуются на забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности". Механизм их бухгалтерского учета может быть представлен следующей совокупностью проводок:

Д 60 - К 51 - произведена оплата поставщику бланков строгой отчетности;

Д 10 - К 60 - отражена учетная стоимость бланков (без НДС);

Д 68-НДС - К 19 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС;

Д 25 - К 10 - отражена передача бланков в подразделения;

Д 006 - переведена стоимость выданных бланков на забалансовый счет,

где: забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности", счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 25 "Общехозяйственные расходы", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет 68-НДС "Расчеты по НДС".

Ряд бланков строгой отчетности относится к продукции, не облагаемой НДС.

Для хранения бланков следует выделить несгораемые шкафы или металлические ящики. По окончании работы места их нахождения необходимо опечатать.

Товарные отчеты, книги учета бланков строгой отчетности и прилагаемые к ним документы, относящиеся непосредственно к сфере учета указанных бланков, хранятся в течение 5-ти лет. Затем они списываются по акту и уничтожаются, либо передаются на утилизацию организациям - заготовителям вторсырья.

Любое наличное денежное поступление (выручка от кассира-операциониста ККМ и из палаток розничного товарооборота, суммы от подотчетных лиц и покупателей, займы физических лиц, деньги из банка по чеку и т.п.) оформляется приходным кассовым ордером. Ордер выписывается на основании соответствующих оправдательных документов, на которые кассир ставит штамп с надписью "Получено" и датой. После проверки соответствия записей приходный кассовый ордер подписывает главный бухгалтер. В учете это отражается одной из следующих проводок:

Д 50 - К 51, 62, 66, 71, 73, 75, 76 - отражен приход денег в кассу,

где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Выдача денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам, по платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег и другим документам, на которых стоят реквизиты расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер.

Выдача оформляется одной из следующих проводок:

Д 20, 26, 44, 51, 60, 66, 70, 71, 73, 75, 76 - К 50 - отражен расход денег из кассы,

где: счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Примечание. В настоящее время бухгалтерские проводки типа Д 20, 26, 44 - К 50, связанные с выплатами из кассы физическим лицам и представителям других предприятий за услуги, оказанные производственным подразделениям организации, рекомендуется оформлять совокупностью следующих проводок:

Д 60, 76 - К 50 - оплачены из кассы услуги сторонних физических лиц и предприятий;

Д 20, 26, 44 - К 60, 76 - списаны на себестоимость продукции наличные расходы по услугам физических лиц и сторонних предприятий, где: счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". (При незначительных суммах дополнительные учетные записи, на наш взгляд, являются избыточными.)

Разрешительные документы, прилагаемые к расходному кассовому ордеру, погашаются кассиром путем постановки на них штампа с надписью "Оплачено" и датой.

Денежные средства сверх лимита кассы, установленного обслуживающим банком, предприятие обязано сдавать в обслуживающий банк. Перемещение наличных денег из кассы предприятия в дневные и вечерние кассы банка может осуществляться как с помощью сотрудников предприятия, так и через представителей банка - инкассаторов.

В первом случае необходимо разработать комплекс мер по обеспечению безопасности для сотрудников и сохранности для денежных средств при их транспортировке. Автору в свое время приходилось перевозить большие суммы торговой выручки на такси и в городском транспорте (иногда без сопровождения) для сдачи в банк. Впечатление незабываемое и совершенно излишнее для современного главного бухгалтера.

Во втором случае с банком заключается соответствующий договор. Деньги передаются инкассатору в установленное время. До его прибытия кассир готовит их к сдаче, подбирая денежные средства по купюрам, складывая их в пачки по 100 штук одного достоинства и упаковывая (перевязывая) их. Передача оформляется с помощью препроводительной ведомости, первый экземпляр которой укладывается в денежную сумку вместе с подобранными деньгами, а второй передается инкассатору. При этом в бухгалтерском учете делается следующая проводка:

Д 57 - К 50 - денежные средства из кассы сданы инкассатору,

где: счет 57 "Переводы в пути".

Возврат второго экземпляра препроводительной ведомости на предприятие после проверки в кассе банка соответствия переданной суммы записям в препроводительной ведомости, является основанием для оформления следующей проводки:

Д 51 - К 57 - переведены на расчетный счет наличные денежные средства из кассы.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственные и оперативные нужды.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех дней по истечении срока, на который они выданы, представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах. (Для командированных сотрудников - в трехдневный срок после возвращения из командировки.) Если подотчетное лицо не представило в бухгалтерию в этот срок авансовый отчет, или истратило полученные денежные средства не по назначению, выданная сумма считается доходом физического лица, с которого должен быть удержан соответствующий налог.

При оформлении приобретаемых подотчетными лицами материальных ценностей бухгалтеру следует иметь в виду следующее:

если ценности закуплены в организации розничной торговли, то приемка их на учет производится без выделения НДС;

если ценности закуплены в организации-изготовителе продукции или оптовой торговли, то при наличии квитанции к приходному кассовому ордеру и накладной, в которой НДС выделен отдельной строкой, приемка их на учет производится с отражением НДС.

Помарки в кассовых документах не допускаются. Выдача и приемка денег проводится строго в день составления документов.

Предприятие обязано фиксировать любой приход и расход наличных денежных средств в кассовой книге, которая должна быть единственной на предприятии. Кассовая книга шнуруется, нумеруется, опечатывается и подписывается главным бухгалтером и руководителем предприятия. Записи в ней ведутся в двух экземплярах под копирку. Отрывные листы служат для отчета кассира.

Предприятия, реализующие товары населению, оформляют продажу через контрольные кассовые машины (ККМ) и фиксируют эти продажи дополнительно в журналах кассиров-операционистов данных машин.

Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность денег в кассе. Руководитель предприятия должен выделить для кассы соответствующее помещение, оснащенное специальным оборудованием и надежной защитой. Только в этом случае он вправе требовать от кассира полной материальной ответственности.

Касса должна проверяться (подвергаться ревизии) ежемесячно. Ревизия кассы проводится без предварительного оповещения кассира. Излишек денег в кассе приходуется в доход предприятия или бюджета (в зависимости от того, откуда исходит инициатива проверки):

Д 50 - К 68, 91 - учтена сумма излишка денежных средств в кассе,

где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Недостаток денег в кассе относится на счет кассира:

Д 94 - К 50 - установлен факт недостачи денежных средств в кассе;

Д 73-2 - К 94 - отнесена сумма недостачи на кассира;

Д 70 - К 73-2 - удержана сумма недостачи из заработной платы кассира,

где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", субсчет 73-2 "Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Наряду с наличными расчетами в настоящее время распространяются также безналичные расчеты через кассы. Они могут производиться посредством чеков, чековых книжек и кредитных карточек. При предъявлении расчетного чека в уплату за товар контролер-кассир после тщательной проверки самого чека и просмотра паспорта предъявителя погашает чек штампом с надписью "Чек принят в уплату за товар" и пробивает сумму, указанную в чеке, через ККМ.

При предъявлении в кассу покупателем вместе с личным паспортом заполненного чека в составе чековой книжки, кассир их проверяет. Затем изымает чек из книжки, ставит на его обороте дату и подпись. Этот чек сдается вместе с денежными средствами в обслуживающий банк.

Покупка товаров при помощи кредитных карточек осуществляется таким образом. Карточка с закодированными параметрами ее владельца вставляется в щель кассового терминала, который имеет связь с банком. По каналу связи производится подтверждение платежеспособности клиента и дается команда на списание с его расчетного счета в банке суммы, набранной на терминале.

В настоящее время расчеты с помощью банковских карточек (карт) получает дальнейшее развитие. Планируется широкий выпуск следующей их номенклатуры:

кредитная карта - для расчетов в пределах установленных банком-эмитентом лимитов с удержанием процентов за предоставленный клиенту кредит;

дебетная карта - для расчетов в пределах суммы, находящейся на счете клиента;

дебетно-кредитная карта, являющаяся комбинацией двух предыдущих;

револьверная карта - для расчетов на принципах возобновляемого без дополнительного соглашения кредита клиенту (в пределах установленного лимита).

В кассе кроме наличных денежных средств могут храниться ценные бумаги (путевки, билеты, чеки, марки и т.п.). Для их учета открывается специальный субсчет 50-3 "Денежные документы" и заводится отдельная книга с выделением на каждый вид документа отдельной строки.

Поступление денежных средств в кассу отражается на основании кассового отчета по дебету счета 50, а выбытие денежных средств по кредиту этого счета (табл.1).

Таблица 1 - Корреспонденция счетов по кассовым операциям

№ п/пОперацииКорреспондирующие счетаДебетКредит1234Поступление денежных средств в кассу1Выручка торговых организаций за реализованные товары50902Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета50513Внесен в кассу остаток неиспользованного аванса, выданного подотчетным лицам50714Поступление денежных средств в кассу со специальных счетов в банках50555Отражена выручка оптовых организаций от реализации товаров за наличный расчет в пределах установленных лимитов50626Поступление платежей от прочих дебиторов507612347Поступление платежей в погашение материального ущерба50738Возмещения поставщиками сумм недостачи, недопоставки товаров50609Поступления денежных средств с валютного счета505210Получены наличными краткосрочные и долгосрочные кредиты банков5066, 6711Выявлены излишки в кассе509112Поступление арендной платы, полученной наличными в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам5098Выбытие денежных средств из кассы13Сданы денежные средства на расчетный и валютные счета51, 525014Сдана выручка в банк через инкассатора575015Выдано работникам подотчет715016Выдана работникам заработная плата705017Выданы работникам займы735018Приобретены за наличный расчет товарно-материальные ценности10, 415019Произведены расходы, относящиеся у будущим периодам975020Оплата поставщикам в пределах установленных лимитов605021Выплата дивидендов учредителям755022Произведена оплата наличными кредиторам765023Выявлена недостача наличных денег при инвентаризации кассы945023Списание денежных средств в кассе в связи с чрезвычайными обстоятельствами9950

Аналитический учет кассы ведется по каждому кассиру. Синтетический учет при журнально-ордерной форме учета осуществляется в журнале-ордере № 1 с дебетовой ведомостью к нему.

Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

При ведении бухгалтерского учета с использованием программных продуктов регистрация приходных и расходных кассовых документов осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.

По окончании месяца путем сопоставления итоговых оборотов по дебету и кредиту счета 50 «Касса» выводится сальдо наличных денег на конец месяца. Его сверяют с остатком в кассовой книге.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА БЕЗНАЛИЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ

.1 Безналичные расчеты

Основные расчеты между предприятиями проводятся при помощи расчетных счетов. Для открытия расчетного счета необходимо представить в банк следующие документы:

) копии учредительных документов;

) копии свидетельства о государственной регистрации предприятия;

) справку о постановке на учет в налоговой инспекции;

) справки о постановке на учет в фондах социального страхования и обеспечения;

) карточки с образцами подписей должностных лиц, заверенные в установленном порядке.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, имеющим самостоятельный баланс.

Расчеты через расчетные счета осуществляются преимущественно на основе приказа предприятия-плательщика или на основе его согласия. Исключения составляют платежи банком по своей инициативе за просроченные ссуды и за проценты по ссудам, а также платежи по платежным требованиям и инкассовым поручениям организаций, предоставляющих предприятиям коммунальные услуги, обеспечивающих носителями энергии и связью. Кроме того, банки могут осуществлять платежи с расчетного счета предприятия без его согласия также по исполнительным листам судов, налоговых органов и других учреждений, которым законодательство или местные органы власти предоставляют такое право.

Операции по расчетному счету могут быть оформлены одной из следующих проводок:

Д 51 - К 50, 60, 62, 66, 67, 75, 76 - получено на расчетный счет;

где: счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу, счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Кроме расчетного счета, банк открывает на каждого клиента (предприятие) соответствующий лицевой счет, на котором ведет учет взаимодействия с ним.

Предприятие периодически получают из банка выписки из расчетного счета и в качестве приложения к ним документы, на основании которых идут зачисления или списания денежных средств. Операции в данных выписках кодируются специальными цифрами (от 01 до 13), которые и отражают характер перемещения денежных средств. Таблица условных кодов денежных операций с расчетного счета приведена ниже (см. табл.10.1.). При расшифровке записей следует иметь в виду, что выписка - это банковский документ, а, значит, стоящая в ее дебете цифра означает списание банком с расчетного счета фирмы, а стоящая в кредите - зачисление на расчетный счет.

В настоящее время в России для безналичных расчетов используются 7 следующих основных способов:

) платежными поручениями;

) платежными требованиями;

) инкассовыми поручениями;

) аккредитивами;

) чеками;

) при помощи векселей;

) с использованием банковских карт.

Общие требования к оформлению документов, предъявляемых в банк для осуществления безналичных расчетов, приведены в "Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации", утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 г. N 2-П, и заключаются в следующем. Расчетные документы действительны в течение 10-ти дней, не считая дня выписки. Документы на бумажных носителях печатаются или на пишущей машинке, или на принтере персонального компьютера, исключение составляют чеки, бланки которых заполняются ручками с пастой или чернилами синего, фиолетового и черного цвета. Налог, подлежащий уплате, выделяется в документах отдельной строкой, иначе должна быть обязательная надпись о том, что налог по данной операции не уплачивается. Плательщики вправе отзывать свои платежные поручения, а взыскатели - платежные требования и инкассовые поручения, не оплаченные из-за недостатка средств на расчетном счете клиента банка.

Очередность списания денежных средств с расчетных счетов предприятия определяется ст.855 Гражданского кодекса РФ (с изменениями, внесенными Конституционным судом):

в первую очередь, по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работников, и взыскание алиментов;

во вторую очередь, по исполнительным документам, отражающим обязательства по выплатам выходных пособий и заработной платы по трудовым договорам, контрактам и авторским договорам;

в третью очередь, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также по текущей оплате труда персонала, работающего по трудовым договорам (контрактам), в порядке календарной очередности после выполнения обязательств по предыдущим пунктам;

в четвертую очередь удовлетворение других денежных требований в порядке календарной очередности.

2.2 Расчеты платежными поручениями

По оценкам специалистов, примерно 95% платежей в России осуществляется с помощью платежных поручений. Они используются:

при перечислениях за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;

для платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

при возврате или размещении кредитов (займов), депозитов и процентов по ним;

для платежей в других целях.

Если на расчетном счете предприятия нет средств для осуществления платежей, то платежные поручения помещаются в картотеку до момента поступления денег.

2.3 Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями

Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями объединены общим понятием "расчеты по инкассо", смысл которого заключается в получении (востребовании) платежей (см. упомянутое "Положение о безналичных расчетах в РФ" от 03.10.2002 г. N 2-П).

Отличие операций, осуществляемых согласно платежным требованиям и инкассовым поручениям, заключается в том, что первые могут проводиться плательщиком с акцептом (т.е. с учетом его согласия) или без него, а вторые - всегда в бесспорном порядке.

Платежные требования используются при расчетах за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также в некоторых других случаях. Списание денежных средств с расчетного счета плательщика без его согласия проводится в случаях, установленных законодательством, или если это определено условиями договора.

Срок для акцепта не может быть менее 5-ти рабочих дней. Если в платежном поручении нет записи "без акцепта", то платежное требование считается акцептным со сроком 5 дней. Покупатель имеет право частичного или полного отказа от акцепта. Отказ может быть обусловлен недостачей полученных товаров, а также несоответствием их качества и ассортимента. При отказе от акцепта продукция принимается на ответственное хранение (забалансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение") и затем отгружается в адрес поставщика после его распоряжения.

Инкассовые поручения применяются при списании денежных средств с расчетного счета плательщика:

если такой порядок установлен законодательными (в том числе контрольными) органами;

при взысканиях по исполнительным документам;

в случаях, предусмотренных договором между сторонами, и при условии предоставления банку-эмитенту (банку покупателя) такого права.

Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения, если исполнительные документы предъявлены им по истечении срока, установленного законодательством.

Для безакцептных платежных требований и инкассовых поручений, исполнение которых не требует согласия покупателей.

Примечание. Инкассовые поручения применяются не только в случаях взаимодействия покупателей и поставщиков. В общем случае расчеты проводятся между различными контрагентами, один из которых является плательщиком, а другой - получателем. Банк плательщика при этом носит название банка-эмитента, а банк получателя - банка исполняющего.

2.4 Расчеты с использованием банковских карт

В последние годы в практике безналичных расчетов появилась новая форма, связанная с применением расчетно-корпоративных и кредитно-корпоративных карт, о которых упоминалось в параграфе 10.1. Эти карты предоставляют возможность, как наличных, так и безналичных расчетов.

Юридические лица с помощью банковских корпоративных карт могут осуществлять безналичные операции на предприятиях торговли и сферы услуг, а также операции по обналичиванию денежных средств. Подробности проведения всего спектра хозяйственных действий держателями банковских корпоративных карт изложены в "Положении о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием", утвержденным ЦБ РФ от 09.04.1998 г. N 23-П (в редакции от 29.11.2000 г.).

Перечень операций, которые могут осуществляться с использованием этих карт, включает:

получение наличных денежных средств в рублях для расчетов по хозяйственной деятельности и оплаты командировочных расходов в пределах России;

безналичную оплату в рублях командировочных расходов;

безналичную оплату в рублях расходов, связанных с основной деятельностью предприятия;

безналичные платежи в рублях, обусловленные хозяйственной деятельностью организации;

безналичные расчеты в рублях представительского характера внутри России;

безналичную оплату расходов в иностранной валюте, связанных с командировками в иностранные государства;

безналичные расходы представительского характера в иностранной валюте за пределами России;

получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами страны для оплаты командировочных расходов работников предприятия.

Все операции, кроме тех, которые относятся к основной деятельности организации, в бухгалтерском учете признаются в качестве расходов подотчетных лиц, которым выдана соответствующая банковская корпоративная карта. Запрещено использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и осуществления платежей социального характера.

Ниже на рис.10.6 представлена упрощенная схема расчетов, связанных с основной деятельностью предприятия, когда покупатель оплачивает в торговой организации товары, используя имеющиеся в ней электронные устройства, включающие импринтер или электронный терминал (эл. терминал). Для удобства понимания банк, являющийся эмитентом банковской карты, определен в качестве банка покупателя, а эквайрер (кредитная организация, осуществляющая расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг посредством банковских карт) определен в качестве банка поставщика.

Импринтер - это устройство, позволяющее печатать слипы (отчетные бланки) для всех участников расчетов, а электронный терминал - это устройство, формирующее электронные документы для всех участников расчетов и выводящее для них на печать соответствующие квитанции.

Согласно упомянутому выше Положению N 23-П организации, использующие в расчетах банковские карты, обязаны по требованию банков-эмитентов предоставлять им все необходимые первичные документы для осуществления контроля:

счета за проживание;

билеты на транспорт;

квитанции;

чеки;

иные документы с приложением оригиналов слипов, квитанций электронных терминалов, банкоматов по всем операциям, а также отчеты о командировках, если средства списывались на командировочные расходы.

Расчеты между участниками сделки проводятся следующим образом. Покупатель обращается в банк-эмитент с заявлением о заключении договора на выдачу соответствующей банковской карты (1). Банк под расчетно-корпоративную карту депонирует часть средств покупателя (2), что оформляется в его бухгалтерском учете следующей проводкой:

Д 55-4 - К 51 - депонированы средства для расчетно-корпоративной карты, где: счет 51 "Расчетные счета", субсчет 55-4 "Банковские карты" счета 55 "Специальные счета в банках".

В случае заключения договора о выдаче кредитно-корпоративной карты банк заключает кредитное соглашение с покупателем на сумму кредитно-корпоративной карты с учетом величины процентов, что оформляется в бухгалтерском учете покупателя проводкой:

Д 55-4 - К 66 - получен краткосрочный кредит на открытие кредитно-корпоративной карты, где: субсчет 55-4 "Банковские карты" счета 55 "Специальные счета в банках", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам".

После этого покупателю предоставляется соответствующая банковская карта. При закупке товара у торговой организации для основной деятельности покупателя его представитель расплачивается с помощью банковской карты, вставляя ее в читающее устройство терминала, с помощью которого происходит оформление расчетных документов для всех участников процесса взаиморасчетов: покупателя, поставщика, банка-эмитента и эквайрера. Согласно расчетным документам покупателю отгружается товар. На основании расчетных документов списываются денежные средства со специального счета покупателя на расчетный счет поставщика. Затем банк поставщика извещает банк покупателя о завершении операции и оба банка делают выписки своим клиентам.

ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА НАЧАЛО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА

Выведение таблицы с исходными данными

Таблица 1 - Имущество организации и источники его формирования на начало отчетного периода

№НаименованиеОценка,руб.1Здание управления2 700 000 2Производственное здание15 000 620 3Незавершенное капитальное строительство участка фурнитуры0 4Комплекс деревообрабатывающего оборудования2 590 000 5НДС, учтенный при приобретении мат.ценностей268 400 6Спецодежда на складе110 000 7Тара95 500 8Мебельная фурнитура0 9Готовая продукция шкафы на складе0 10Готовая продукция столы на складе0 11Задолженность покупателя-магазина "Люкс-мебель" за отгруж.пр-цию960 000 12Денежные средства в кассе15 000 13Денежные средства на расчетном счете28 000 000 14Уставный капитал39 132 500 15Нераспределенная прибыль0 16Непокрытый убыток0 17Задолженность перед банком по краткосрочному кредиту799 000 18Задолженность перед поставщиком ООО"Ураллес" за материалы1 760 000 19Предоплата от "Мир Мебели" в счет буд.поставки0 20Задолженность предприятия перед работниками по зарплате84 000 21Задолженность фабрики перед бюджетом по налогам63 000 22Амортизация по зданию управления300 300 23Амортизация по производственному зданию6 800 000 24Амортизация по комплексу деревообрабатывающего оборудования800 720

Производим расчет баланса на начало отчетного периода

Таблица 2 -Баланс на начало отчетного периода

АктивПассивНомер счетаНаименование счетаСумма, руб.Номер счетаНаименование счетаСумма, руб.1Основные средства202906202Амортизация основных средств79010208Вложения во внеоборотные активы060Расчеты с поставщиками и подрядчиками76000010Материалы20550066Расчеты по краткосрочным кредитам и займам79900019Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям26840068Расчеты по налогам и сборам6300043Готовая продукция070Расчеты с персоналом по оплате труда8400050Касса1500080Уставный капитал39 711 50051Расчетные счета2800000084Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)0 62 Расчеты с покупателями и заказчиками960000Итого49739520Итого49739520

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Содержание операцииИзменения в бухгалтерском балансе (увел. + умен. -)Корреспонденция счетовОценка, руб.активпассивдебеткредит1234561. Поступили в кассу с расчетного счета наличные денежные средства на хозяйственные нужды и выплату заработной платы за декабрь предыдущего годаА+А-5051 90 000,00 2. Выдана заработная плата работникам из кассыП-А-7050 84 000,00 3. Выдано из кассы под отчёт Петрову А.Е. на командировочные расходы по расходному кассовому ордеру №1 от 10.01.2012 (оформлен документ)А+А-7150 6 000,00 4. Оприходована на склад плита мебельная ламинированная ДВП-М от предприятия «ДОК-3»А+П+10.160.1 14 100,00 5.Учтена сумма НДС по оприходованной ДВП-М (ставка НДС 18 %)А+П+19.160.1 2 538,00 6.Отпущена со склада в производство шкафов ДВП-МА+А-20(ш)10.1(ш) 7 690,00 7.Отпущена со склада в производство столов ДВП-МА+А-20(с)10.01(с) 5 000,00 8.Перечислено с расчётного счёта в погашение задолженности поставщику «ДОК-3» за ДВП-М по платежному поручению №1 от 12.01.2012 П-А-6051 16 638,00 9. Утверждён авансовый отчёт Петрова А.Е. Командировочные расходы списаны на затраты основного производства столов (оформлен документ)А-А+20(с)71 14 980,00 10. Произведен окончательный расчет по авансовому отчёту Петрова А.Е. (оформлен кассовый документ)А+А-7150 - 8 980,00 11. Оприходован деревообрабатывающий станок и акцептован счет ОАО «Спецмаш»А+П+8.460 100 847,4612. Учтена сумма НДС (18 %) по приобретенному станкуА+П+19.160 18 152,5413. Акцептован счет транспортной организации за доставку станкаА+П+8.460.1 1 610,17 14. Учтена сумма НДС (18%) по затратам на транспортировку станкаА+П+19.160.1 289,8315.Введен в эксплуатацию деревообрабатывающий станок по первоначальной стоимостиА+А-1.18.4102 457,6316. Выдана спецодежда рабочим основного производства столов на 6 месяцевА+А-10.1110.107 100,0017. Списана стоимость спецодежды, выданной рабочим основного производства за январь А+А-20(с)10.111 183,33 18. Перечислено с расчётного счёта в погашение задолженности по налогам перед бюджетомП-А-6851 59 000,0019. Акцептован счет «Уралэнерго» за электроэнергию, потребленную на эксплуатацию производственного оборудования цехаА-П-2560.1 3 813,5620.Учтен НДС (18 %) по электроэнергии п.19А+П+19.160.1 686,4421.Акцептован счет «Уралэнерго» за электроэнергию, потребленную на отопление и освещение здания управленияА-П-2660.1 1 822,0322.Учтен НДС (18 %) по электроэнергии п.21А+П+1960.1 327,9723.Погашена задолженность перед ООО «Ураллес» за сырьё и материалыП-А-6051 1 000 000,0024.Выставлен счет ЗАО "Лайн" за отгруженные им излишние материалыА+ 62.191.1 35 990,0025.Начислен НДС (18%) по проданным материалам П+91.268.2 5 490,0026.Списана учетная стоимость проданных материалов А-91,210,1 29 640,0027.Поступили денежные средства на расчетный счет от ЗАО "Лайн" за реализованные материалыА+А-5162.1 35 990,00 28.Перечислены денежные средства с расчетного счета в счет погашения краткосрочного кредитаП-А-6651 0,00 29.Отпущена в производство шкафов мебельная фурнитураА+А-20(ш)10(ш) 0,00 30.Отпущена в производство столов мебельная фурнитураА+А-20(с)10(с) 0,00 31.Зачислен на расчетный счет долгосрочный кредит банкаА+П+5166 1 900 000,0032.Оприходованы материалы и акцептован счет поставщика ООО «Ураллес»А+П+10.160.1110.169,4933.Учтен НДС по оприходованным материалам на основании счета поставщика (18%)А+П+1960.1 19 830,5134.Акцептован счет транспортной организации за доставку материаловА+П+10.160.1 1 237,2935.Учтен НДС по затратам на транспортировку (18%)А+П+1960.1 222,7136.Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед «Уралэнерго» за электроэнергиюП-А-60.151 6 650,0037.Акцептован счет рекламного агентства за рекламу продукции фабрикиА-П-4460 2 932,2038.Учтен НДС на основании счета рекламного агентства (18%)А+П+1960 527,8039.Погашена с расчетного счета задолженность перед поставщиком ООО «Ураллес» за материалыП-А-6051 153 400,0040.Начислена заработная плата обслуживающему персоналу основного производстваА-П-2570 18 000,0041.Начислена заработная плата рабочим основного производства шкафовА-П-20(ш)70(ш) 80 000,0042.Начислена заработная плата рабочим основного производства столовА-П-20(с)70(с) 80 000,0043.Начислена заработная плата управленческому персоналу предприятияА-П-2670 25 400,0044.Начислены обязательные страховые взносы на заработную плату обслуживающего персонала основного производства А-П-2569 5 400,0045.Начислены обязательные страховые взносы на заработную плату рабочих основного производства шкафовА-П-20(ш)69(ш) 24 000,0046.Начислены обязательные страховые взносы на заработную плату рабочих основного производства столов А-П-20(с)69(с) 24 000,0047.Начислены обязательные страховые взносы на заработную плату управленческого персонала предприятия А-П-2669 7 620,0048.Удержан налог на доходы физических лиц из начисленной заработной платы обслуживающего персонала основного производства П-П+7068.1 080,00 2 49.Удержан налог на доходы физических лиц из начисленной заработной платы рабочих П-П+7068.1 13 000,00 50.Удержан налог на доходы физических лиц из начисленной заработной платы управленческого персонала предприятия П-П+7068.1 2 340,00 51.Начислена амортизация деревообрабатывающего оборудования за январь (линейный способ; срок полезного использования 10 лет, распределяется в отношении 2 к 1 между производством шкафов и производством столов)А+П+200 2 34 000,00 17 000,00 52.Начислена амортизация здания управления за январь (линейный способ; срок полезного использования 30 лет)А+П+260 2 20 277,78 53.Начислена амортизация производственного здания за январь (способ суммы чисел лет срока полезного использования, срок полезного использования 20 лет)А+П+250 2 134 761,90 54.Списаны общепроизводственные расходы пропорционально прямым затратам на продукциюА+П+2025 80 700,39 77 403,89 55.Сдана готовая продукция по видам из цеха на склад по фактической себестоимостиА+А-4320 190 280,39 175 970,56 56.Выставлен счет покупателю-магазину «Мир мебели» за отгруженную продукцию шкафыА+ 62.190.1 299 012,00 57.Начислен НДС по отгруженной продукции П+90.368.2 45 612,00 58.Списана фактическая себестоимость отгруженной продукции шкафы А-90.243 120 000,00 59.Акцептован счет транспортной организации за транспортировку готовой продукции А+П+4460.1 1 949,15 60.Учтен НДС по счету за транспортировку готовой продукцииА+П+1960.1 350,85 61.Списаны расходы на продажу на себестоимость реализованной продукции А-90.744 2 193,55 62.Списаны общехозяйственные расходы на себестоимость реализованной продукции пропорционально себестоимости реализованной продукции А-90.826 14 949,40 63.Поступили денежные средства на расчетный счет от покупателя - магазина «Мир мебели» А+А-5162.1299 012,0064.Предъявлен НДС к возмещению в бюджетП-А-6819188 315,4965.Выявлен финансовый результат от обычных видов деятельности за январь 90.999116 257,0566.Выявлен финансовый результат от прочих операций за январь 91.9991 000,0067.Исчислен текущий налог на прибыль 9968.423 451,41

Таблица 4 - Расчет оценки совершенных хозяйственных операций

№ операции, по которой производится расчетПоказатели, используемые при расчетеПорядок расчетаОценка, руб.5Дог.Ст плиты-16300,Ндс-18 %11200*0,18253810Сумма,выданная Петрову; утвержденный аванс.отчет Петрова11200+201616 638,0012Дог.Ст станка;Ндс-18 %5000-11400-8 980,0014затр.натрансп.станка,ндс126000-19220100847,4615Счет 11+счет 13126000*18/11818152,5417цена спецод.,кол-во мес (6)1200-183,051610,1720Счет 19,НДС-18 %1200*18/118289,8322Счет 21,НДС-18 %106780+1017102457,6325Счет 24,НДС34000/61183,3333Счет 32,НДС3000-457,633813,5635Счет 34,НДС3000*18/118686,4436Счет 19,Счет 212300-350,851822,0338Счет 37,НДС2300*18/118327,9744Счет 40,стр.взносы-30 %30208*18/118549045Счет 41,стр.взносы135000-20593,22110169,4946Счет 42,стр.взносы135000*18/11819830,5147Счет 43,стр.взносы1580-129,661237,2948Счет 40,НДФЛ30208-4608-25000222,7149Счет 41+42 ,НДФЛ(46786+600)*0,26650,00

На основе рассчитанных и исходных данных составляем оборотно-сальдовую ведомость за отчетный период

Таблица 5 - Оборотно-сальдовая ведомость за отчетный период

СчетНаименование счетаНа начало периодаОбороты за периодНа конец периодаДКДКДК1основные средства20 290 620,00 102 457,63 20 393 077,63 2амортизация основных средств 7 901 020,00 - 148 135,87 8049 155,87 8вложения во внеоборотные активы- 102 457,63 102 457,63 - 10материалы205 500,00 132 606,78 50 613,33 287 493,45 19НДС по приобретенным ценностям268 400,00 42 963,25 311 363,25 - 20основное производство 404 702,77 404 702,77 - 25общепроизводственные расходы 146 266,10 146 266,10 - 26общехозяйственные расходы 42 342,03 19 878,75 22 463,28 43готовая продукция - 404 702,77 190 000,00 214 702,77 44расходы на продажу 5 084,75 2 753,22 2 331,52 50касса15 000,00 81 020,00 90 000,00 6 020,00 51расчетные счета28 000 000,00 2285 388,00 1 325 688,00 28 959 700,00 60расчеты поставщиками и подрядчиками 1 760 000,00 1176 688,00 281 648,00 864 960,00 62.1расчеты с покупателями и заказчиками960 000,00 385 388,00 385 388,00 960 000,00 67Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 799 000,00 - - 799 000,00 68расчеты по налогам и сборам - 1 900 000,00 1900 000,00 69расчеты по социальному страхованию и обеспечению 63 000,00 370 363,25 102 095,60 205 267,65 70расчеты с персоналом по оплате труда - 61 020,00 61 020,00 71расчеты с подотчетными лицами 84 000,00 110 442,00 203 400,00 176 958,00 80уставной капитал 6 000,00 6 000,00 - 84Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 39 132500,00 - - 39 132 500,00 90.1выручка - - - 90.2себестоимость продаж 190 000,00 - 190 000,00 - 90.3налог на добавленную стоимость 53 298,00 - 53 298,00 - 90.7расходы на продажу 2 753,22 - 2 753,22 - 90.8управленческие расходы 19 878,75 - 19 878,75 - 90.9Прибыль/убыток от продаж 83 468,02 - 83 468,02 - 91.1прочие доходы - 35 990,00 - 35 990,00 91.2прочие расходы 35 130,00 - 35 130,00 - 91.9Сальдо прочих доходов и расходов 860,00 - 860,00 - 99 Прибыли и убытки 16 865,60 84 328,02 - 67 462,42 ИТОГО49 739 520,00 49 739520,00 6 201126,56 6 201 126,56 50 637444,29 50 637 444,29 ИТОГОСНДСНКДОКОСКДСКК

Следующий шаг - составление бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках на конец отчетного периода.

Таблица 6 - Бухгалтерский баланс

Наименование показателяКодНа _________На 31 2012 г. декабря2011 г.АКТИВ1110-- I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫНематериальные активыРезультаты исследований 1120--Основные средства113012,34412,390Доходные вложения в материальные ценности1140--Финансовые вложения1150--Отложенные налоговые активы1160--Прочие внеоборотные активы1170--Итого по разделу I110012,34412,390II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ1210527206ЗапасыНалог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям12200268Дебиторская задолженность1230161960Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)1240--Денежные средства и денежные эквиваленты125028,96628,015Прочие оборотные активы1260205-Итого по разделу II120029,85929,449БАЛАНС160042,20341,839ПАССИВ131039,133 39,133 III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫУставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)Собственные акции, выкупленные у акционеров1320--Переоценка внеоборотных активов1340--Добавочный капитал (без переоценки)1350--Резервный капитал1360--Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)1370670Итого по разделу III130039,20039,133IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ 14101,900-ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаемные средстваОтложенные налоговые1420--обязательстваОценочные обязательства1430--Прочие обязательства1450--Итого по разделу IV14001,900-V. КРАТКОСРОЧНЫЕ1510-799,00ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаемные средстваКредиторская задолженность15201,1031,907Доходы будущих периодов1530--Оценочные обязательства1540--Прочие обязательства1550--Итого по разделу V15001,1032,706БАЛАНС170042,20341,839

Таблица 7 -Отчет о прибылях и убытках

Наименование показателяКодЗа 2012 годВыручка 2110296 100Себестоимость продаж 2120190 000Валовая прибыль (убыток)2100486 100Коммерческие расходы22102 753Управленческие расходы222019 879Прибыль (убыток) от продаж2200508 732Доходы от участия в других организациях2310-Проценты к получению2320-Проценты к уплате2330-Прочие доходы234035 990Прочие расходы235035 130Прибыль (убыток) до налогообложения230084 328Текущий налог на прибыль241016 866в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы)2421-Изменение отложенных налоговых обязательств2430-Изменение отложенных налоговых активов2450-Прочее2460-Чистая прибыль (убыток)240067 462

Рассчитываем базовые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия (ликвидность баланса, коэффициенты автономии, абсолютной, срочной и текущей ликвидности, общей рентабельности, рентабельности продаж, чистой рентабельности и суммы чистых активов).

Представление расчетов отражено в таблице:

Таблица 8- Расчет коэффициентов

Наименование показателяОбозначениена 31.03.2012на 31.12.2011Коэффициент автономииКавт.13,0514,46Коэффициент общей ликвидностиКобщ.лик.17,4912,54Коэффициент абсолютной ликвидностиКабс.лик.26,2610,35Коэффициент быстрой ликвидностиКбыст.лик.26,5910,71Коэффициент текущей ликвидностиКтек.лик.27,0710,88Общая рентабельностьR общ.2,000,00Рентабельность основных средствR ос6,830,00Отдача основных фондовФо23,990,00Чистые активы ЧА39199,96 39132,50

Задача

Требуется отразить на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции за декабрь. Произвести необходимые расчеты. Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам и баланс на 01.01.09.

При решении учесть следующие аспекты, зафиксированные в учетной политике. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения признается по мере отгрузки.

Готовая продукция учитывается по плановой себестоимости с использованием 40 счета «Выпуск продукции (работ, услуг)» (согласно Плана счетов, утвержденному приказом МФ РФ от 31.10.2000 №94н).

Исходные данные

Сальдо по счетам на 01.12.08 года из Главной книги

№ СчетаСумма, руб.№ СчетаСумма, руб.01 02 04 05 08 10 19 20 43 44 50 51 52930000 193430 3350 1500 5340 280800 3200 100100 386200 380 940 487980 3000060 62 68 69 70 71 76 99 80 83 84 66 67238100 380200 7140 5300 28600 2600 Дт 4000 Кт 2990 28460 1850000 38500 185670 28400 7000

Счет 01

Основные средства

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо93000013а1500013а15000141180013б9500Оборот26800Оборот24500Конечное сальдо932300

Счет 02

Амортизация основных средств

Дебет Кредит

Дата № операцииДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо19343012б650013б9500Оборот16000ОборотКонечное сальдо177430денежный средство учет налог

Счет 04

Нематериальные активы

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо335015а140015а140015б800Оборот1400Оборот2200Конечное сальдо2550

Счет 05

Амортизация нематериальных активов

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо150015б800Оборот800ОборотКонечное сальдо700

Счет 08

Вложение во внеоборотные активы

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо534012а20000Оборот20000ОборотКонечное сальдо25340

Счет 10

Материалы

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо28080013в800Оборот800ОборотКонечное сальдо281600

Счет 19

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо3200ОборотОборотКонечное сальдо3200

Счет 20

Основное производство

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо1001001720000129000185200Оборот25200Оборот29000Конечное сальдо96300

Счет 40

Выпуск продукции

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо1290002284003600Оборот29000Оборот29000Конечное сальдо00

Счет 43

Готовая продукция

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо3862002284005102007150Оборот28400Оборот10350Конечное сальдо404250

Счет 44

Расходы на продажу

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо380ОборотОборотКонечное сальдо380

Счет 50

Касса

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо940ОборотОборотКонечное сальдо940

Расчетный счет

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо487980105001570001120100Оборот20600Оборот7000Конечное сальдо501580

Счет 52

Валютные счета

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо300008320Оборот320ОборотКонечное сальдо30320

Счет 60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо23810012а2000012б6500ОборотОборот26500Конечное сальдо264600

Счет 62

Расчеты с покупателями и заказчиками

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо380200423600112010015в1416Оборот25016Оборот20100Конечное сальдо385116

Счет 68

Расчеты по налогам и сборам

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо714063600976015г216212772ОборотОборот7348Конечное сальдо14488

Счет 69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо5300185200ОборотОборот5200Конечное сальдо10500

Счет 70

Расчеты с персоналом по оплате труда

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо286001720000ОборотОборот20000Конечное сальдо48600

Счет 71

Расчеты с подотчетными лицами

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо2600ОборотОборотКонечное сальдо2600

Счет 76

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо40002990ОборотОборотКонечное сальдо40002990

Счет 90

Продажа

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо3600423600510200636007150199050Оборот23600Оборот23600Конечное сальдо00

Счет 91

Прочие доходы и расходы

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо15г2161050020250013в80015в1416Оборот2716Оборот2716Конечное сальдо00

Счет 99

Прибыли и убытки

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо28460976083202127721411800228778199050202500Оборот12310Оборот23670Конечное сальдо39820

Счет 80

Уставный капитал

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо1850000ОборотОборотКонечное сальдо1850000

Счет 83

Добавочный капитал

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо38500ОборотОборотКонечное сальдо38500

Счет 84

Нераспределенная прибыль

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо185670228778ОборотОборот8778Конечное сальдо194448

Счет 66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо28400ОборотОборотКонечное сальдо28400

Счет 67

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Дебет Кредит

Дата № операцииСуммаДата№ операцииСуммаНачальное Сальдо7000167000Оборот7000ОборотКонечное сальдо00

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций.

В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты. Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских счетах, расчетных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в кредитных организациях и производить расчеты с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки.

Для осуществления расчетов наличными деньгами следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993г. №40. Согласно ему каждая организация должна иметь кассу, в которой могут находится остатки наличных денег в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организаций. Лимит при необходимости периодически пересматривается. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка денег в кассе необходимо сдать в банк.

Для получения наличных денег со счета в банке организация пользуется чековой книжкой, полученной в банке. Отрывная часть чека остается в банке, а у организации - корешок чека с указанием полученной суммы.

Для перечисления определенной суммы со своего расчетного счета на счет другого предприятия (организации, учреждения) организация использует платежные поручения. Платежными поручениями предприятие оплачивает товары, работы, услуги, перечисляет налоги и отчисления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 28 мая 2003 г.).

2.Федеральный закон «О центральном банке РФ» № 394-1 от 02.11.1990.

.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96.

.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №43н).

.Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н).

.Порядок ведения кассовых операций в РФ. Утвержден решением Совета директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09ю1993. (в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.1996 г. № 247).

.Положение Центрального Банка РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 12.04.2001.

.Указания ЦБ РФ «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» № 1050-У от 14.11.2001.

.Захарьин В.Р. Учет денежных средств.// Консультант Бухгалтера. - 2004. - N8. - С.26.

.Кондраков И.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.-640с.

.Луговой А.В. Аккредитив: бухгалтерский учет расчетов. //Бухгалтерский учет. - 2003. - N 21.- С.19.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!