Монография 'Политика как призвание и профессия' (автор: Макс Вебер)

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Монография 'Политика как призвание и профессия' (автор: Макс Вебер)

Первое высшее техническое учебное заведение России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный минерально-сырьевой университет "Горный"

Кафедра социологии и психологии

Дисциплина: Социология и политология






Реферат

Монография "Политика как призвание и профессия" (автор: Макс Вебер)


Выполнил: студент Кирик М.В.

Группа ТХ-13-2

Проверил преподаватель: к.п.н.,

доцент Л.Н. Харченко


Санкт-Петербург

Оглавление

вебер политика призвание профессия

Вступление

. Краткая биография Макса Вебера

. Государство и политика

. Политика как профессия

. Политика как призвание

. Этика и политика

Заключение

Библиографический список

Вступление

"Политика как призвание и профессия" представляет собой научную работу, вышедшую в свет в 1919 году, автором которой является Макс Вебер.

Занятие политикой было актуально со времен первого человеческого государства. Научный подход к изучению проблем политики тесно взаимосвязан с социологическими проблемами. Таким образом, социология и политология неразрывно сосуществуют в одной нише. Потому неудивительно, что Макс Вебер преуспел в написании статей по обеим наукам.

Работы Вебера не теряют своей актуальности по сей день, тая в себе ответы на многие значимые вопросы, возникающие в современном обществе.

Работа "Политика как призвание и профессия" содержит множество исторических фактов, анализ исторических процессов, рассказ о наиболее выдающихся политиках прошлых веков.

1. Краткая биография Макса Вебера

Известный факт, что жизненная биография, переживания из детства, юношества и отрочества откладывают заметный отпечаток на всем мышлении человека, на его судьбе и волнующих темах уже взрослой жизни. Мы же не будем так глубоко копать и остановимся на его юношеской и взрослой жизни, чтобы найти корень причин, побудивший его к размышлениям на тему науки, и понять суть мыслей, излагаемых им в ходе доклада.

В начале жизни Вебер отдавал предпочтение ценностным ориентациям своего отца. Он обучался в лучших университетах Имперской Германии, достигнув в итоге докторской степени по праву <#"justify">. Государство и политика

Статья автора начинается с разъяснения понятия "политика". В широком спектре оно может иметь множество смыслов, но Макс Вебер в данной научной работе ставит четкие рамки на понимание данного вопроса. Политику в конкретно данном случае следует связывать ни с чем иным как с государством.

"Что есть государство?". Его невозможно определить исходя из его деятельности. "Всякое государство основано на насилии", - говорил в своё время Троцкий в Брест-Литовске. Государство - политический союз, имеющий легитимную монополию на насилие. Не будь у государства такого права применения "законного насилия", как в нем наступил бы беспорядок -анархия.

Суть политической борьбы чиновников, людей политики или других государств заключается в стремлении к участию во власти или в её распределении в свою пользу.

Определив, что государство основано на насилии и подчинении, следует задуматься над вопросом: "Что заставляет людей насильственно подчиняться?". Для ответа на этот вопрос приводится три основания легитимности.

Первый - авторитет нравов, то есть патриархальный. Основан на соблюдении традиций, сложившихся исторически. Второй - авторитет внеобыденного личного дара, основанный на харизме вождя, главы государства, военачальника. Третий - легитимный авторитет, действующий в силу законов, правил. На основании третьего в большинстве своем основано нынешняя власть "государственных служащих".

3. Политика как профессия

Автор разделяет всех без исключения политиков на две категории: тех, для кого политика есть призвание и тех, для кого она - профессия.

Для первого типа занятие политической деятельностью является не чем иным, как источником вдохновения, удовлетворения своих эстетических потребностей. Политика не будет являться для такой личности работой и уж тем более изнуряющей деятельностью. Жизнь таких людей и есть политика.

Диаметральным примером будет служить тот человек, чьи представления о политике связаны с экономическим обогащением за счет политической деятельности. В таком случае преобладающую роль занимают эгоистические стремления к обогащению, поправке своего экономического положения за счет занятия политикой. Об альтруизме, заботе о благе государства и народа, что являются неотъемлемой частью качественного политика, не может быть и речи. "…профессиональные политики непосредственно не вынуждены искать вознаграждение за свою политическую деятельность…".

Логично предположить, что там, где имеет место экономический интерес, всегда найдется место коррупции. Эту тему не обходит стороной и Макс Вебер. Как четко подмечает автор, коррупция не может исходить из самой политики, а именно из её вытекающего действия - управления, которое вплотную связано с такими понятиями как сила, уверение и принуждение. Чтобы избавиться от такого негатива, следует направить профессию именно на управление, а не политику. Тогда подверженные влиянию коррупции чиновники потеряют профессиональные привилегии и не смогут получать доступ к материальным благам, полученным в результате взяточничества.

4. Политика как призвание

Политику как профессию воспринимают не многие. Макс Вебер считает, что политика может испортить человека, придать забвению, что власть опьяняет. Чтобы противостоять такому пагубному воздействию, нужны определенные качества. Они подробно описаны в статье.

Первое - "страсть" или приверженность к делу. Политик должен быть подвержен только существу дела. Но только его одного недостаточно. Второе - ответственность. В любой сфере не обойтись без такого дорогого качества. Третье - "глазомер". Вебер дает такое определение: "…способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям". Политический деятель должен держать свои эмоции под контролем и не давать им завладеть собою.

Но по причине пагубного влияния и воздействия на глубинные чувства политика может развить в человеке такое неприятное понятие как тщеславие.

Оно способно исковеркать деятельность политического деятеля, и она пройдет впустую.

Именно поэтому мало заниматься политикой. К ней должна быть расположенность. Она должна быть призванием.

5. Что такое "босс"?

Босс - человек, стремящийся сконцентрировать всю полноту власти в своих руках. Имея такой доступ к власти, он максимально выгодно для себя применит все её возможности в своих эгоистических целях. "Он ищет только власти, власти как источника денег, но также и ради нее самой" - цитируя Вебера.

Для него не принципиально иметь высокий социальный престиж, как и иметь какие-либо политические принципы. Единственное что его беспокоит, так это количество голосов в партии и что следует сделать, чтобы набрать их как можно больше.

Для успешности своего дела они создают жесткую партийную дисциплинарную систему. Таким образом, уничтожается всякое проявление демократии в партии, а значит и возможность появления конкурентов. Но если несколько боссов объединятся, то есть опасность того, что демократия будет ликвидирована не только в отдельной партии или парламенте, но и в целом государстве.

Также ими предпринимаются действия по селекции партии. Главной задачей такого мероприятия является пополнение рядов партии не "борцами со взяточничеством", а как раз таки подобными им жадными до власти политиками.

Естественно, давая подобным личностям власть, невозможно говорить об их работе как об устах народа. Самоцелью всех мероприятий является использование власти как инструмента в достижении своих целей.

Автор не зря уделяет такой категории политиков особое внимание. На практике с ними можно часто столкнуться. Они присутствуют повсеместно, пусть им и не всегда удается дотянуться до заветной власти. Именно поэтому с ними следует бороться и Макс Вебер это подробно описывает.

6. Этика и политика

В данной главе пойдет речь об этических идеалах и политике. Из Библии известны заповеди, запрещающие пользоваться насилием и проявлять зло к окружающим. Этические заповеди по своей сути против проявления зла или насилия.

Но само понятие "политика" есть не что иное, как проявление пусть и легитимного, но все же насилия. Такие проявления насилия как сбор налогов, различного рода конфискации. Возникает вопрос: " Есть место в политике этическим идеалам?".

"…ты должен насильственно противостоять злу, иначе за то, что зло возьмет верх, ответствен ты… единственным надежным средством дискредитировать войну на весь обозримый период был бы мир на основании статус-кво. Тогда бы народы спросили себя: для чего велась эта война?", - писал Макс Вебер. То есть, помимо насилия в политике следует применять другие методы.

На данный случай Макс Вебер делит этические действия на два типа: "этика убеждения" и "этика ответственности". Первое указывает поступать так, как следует, как желательно поступить. При этом призывающий к такому действию обязан делать точно так же. Второе же действие заставляет поступать так, как желает этого политик, но при этом ему не обязательно выполнять подобное действие. Иными словами, этика убеждения призывает поступать так же, как политик. А этика ответственности именно принуждает делать так, как приказали.

То есть мы приходим к выводу, что понятия политика и религия не совместимы по своим мировоззрениям и способам реализации целей.


В конце своего выступления Вебер подводит итог: "Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером … весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Но тот, кто на это способен, должен быть вождем, мало того, он еще должен быть - в самом простом смысле слова - героем. И даже те, кто не суть ни то, ни другое, должны вооружиться той твердостью духа, которую не сломит и крушение всех надежд; уже теперь они должны вооружиться ею, ибо иначе они не сумеют осуществить даже то, что возможно ныне. Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется слишком глуп или слишком подл для того, что он хочет ему предложить; лишь тот, кто вопреки всему способен сказать "и все-таки!", - лишь тот имеет "профессиональное призвание" к политике".

Никто сразу не становится политиком. Для этого нужно развивать в себе необходимые для этого качества, потому что политика не просто профессия. Это нечто большее. Это - призвание. Лишь тогда человек может, гордо расправив плечи, назвать себя политиком.

Библиографический список

1. Вебер М. "Политика как призвание и профессия" Избранные произведения. - М., 1990. С. 644-706.

. Воробьевский Ю.Ю. "Путь в Апокалипсис. Падут знамёна ада" - М., 2000.

. #"justify">4. http://www. grachev62.narod.ru/hrest/chapt24.htm

Похожие работы на - Монография 'Политика как призвание и профессия' (автор: Макс Вебер)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!