Корни и генезис идеологии Белорусского государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Корни и генезис идеологии Белорусского государства

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет транспорта»

Кафедра истории, философии и политологии









СУРС по обязательному модулю «Политология»

На тему: «Корни и генезис идеологии Белорусского государства»


Выполнила:

Студентка группы ГК-11

Выгляд М.В.





Гомель 2015

Содержание

Введение

1.Понятие и определение идеологии как науки

.1Современное понимание идеологии

1.2Основные функции и задачи идеологии

.3Структура идеологии белорусского государства

2.Этапы становления идеологии белорусского государства

.1Проблема формирования идеологии белорусского государства

2.2Роль ВКЛ в формировании идеологии белорусского государства

.3Период Речи Посполитой

.4Беларусь в составе Российского государства

3.Создание белорусской национальной государственности

.1Провозглашение БНР

3.2Провозглашение БССР

.3Создание СССР

4.Становление идеологии белорусского государства на современном этапе

.1Развитие сотрудничества с Российской Федерацией

Заключение

Введение

Актуальность изучения идеологии белорусского государства связана в первую очередь с теми реформационными изменениями в структуре и направленности общественного развития в современном обществе. Развитие идеологии Республики Беларусь обусловлено глубинными экономическими, социально-политическими и психологическими потребностями человека и общества. Зафиксированный в Конституции Республики Беларусь 1994г. (с внесенными в нее изменениями 1996 года), отказ государства от одного единого и единственно верного идеологического ориентира не может расцениваться как запрет на идеологию государства. Об этом говорится в статье 4 Конституции Республики Беларусь: «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан». Таким образом, идеология белорусского государства, представлена синтезом идей о функционировании и развитии гражданского общества и государства в целом.

1. Понятие и определение идеологии как науки

.1 Современное понимание идеологии

В начале ХХІ века идеология и идеологическая деятельность все определеннее превращаются из частного и личного в публичное и общественно значимое дело. Идеология не только стала известной по прошлому историческому опыту формой самопознания классов и больших социальных групп людей, но и формой справедливости и ориентации государств и отдельных индивидов.

Можно охарактеризовать несколько определений данного понятия.

·Идеологией называют совокупность идей, выражающую интересы своего носителя. Ее носителями могут быть отдельные представители, большие социальные группы, государства.

·Идеологией называют совокупность политических убеждений и установок.

·Идеологией называют совокупность идей, отражающих экономическую структуру общества.

·Идеологией называют систему идей, обслуживающую и оправдывающую определенные виды общественной практики и отличающуюся от теоретического осмысления действительности.

Идеи можно условно делить на две группы: теоретические и практические. Первые - результат сложной игры человеческого ума, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения знаний о внешнем мире и самом человеке, результат комбинирования наших мыслей и представлений, сплав интуиции и рассудка. Они являются как бы свернутыми теориями и концепциями. Представлены теоретические идеи принципами, законами, категориями. Практические идеи представлены ценностями, идеалами, убеждениями людей. В ценностях человека, общества и государства выражаются наиболее общие цели, отражающие потребности и интересы людей. Идеалы отражают наиболее общие цели человека, общества, государства, в которых одни интересы и потребности людей учитываются, а другие последовательно игнорируются или остаются в тени. Убеждениями называются такие идеи, к которым человек эмоционально и личностно привязан и готов защищать перед лицом реального или воображаемого оппонента.

.2 Основные функции и задачи идеологии

Анализ функций идеологии позволяет получить развернутый ответ на вопрос о роли идей в жизни общества.

1.Соединение знаний о внешнем мире и о самом человеке осуществляется в функции самопознания идеологии. Самоидентификация и самооценка индивида, а также его роль и значение в жизнедеятельности общества.

2.Воспитательная функция - связана с процессами информирования, пропаганды, агитации, а также развитие общественной культуры.

.Мобилизующая функция - осуществляет объединение социальных общностей (бедных и богатых и т.п.)

.Коммуникативная функция - определяет основные механизмы построения взаимоотношений, взаимосвязей и взаимодействий индивидов, групп и общностей.

Развитие идеологии государства обычно опирается на две предпосылки. Во-первых, на те условия и традиции, которые сформировались в процессе исторической эволюции общества и государства, и, во-вторых, на общий опыт человеческой культуры, обеспечивающей интеграцию некоторого общества и государства в систему международных связей.

Цели и задачи современного государства в значительной степени определяются глобальными процессами. Идеология любого современного государства и глобализация непосредственно связаны.

Для того чтобы лучше представить себе содержание процесса глобализации идеологии, сначала следует выделить наиболее значимые черты объективного процесса глобализации:

·Усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах человеческой деятельности; образование всемирного рынка финансов, товаров и услуг, т.е. мировой экономики.

·Становление глобального информационного пространства, неподвластного воле и желаниям отдельных государств и обеспечивающего быструю связь в реальном масштабе времени.

·Превращение знания в основной элемент общественного богатства.

·Выход бизнеса за национальные рамки посредством формирования транснациональных корпораций, которые тормозят регулирующие возможности государств.

·Внедрение и доминирование в практике международных отношений и внутриполитической жизни народов универсальных человеческих ценностей.

·Формирование теоретических подходов, обосновывающих принципиальную неспособность экономически слабых государств следовать в русле мирового развития, ведущему якобы к их постоянному отставанию и выпадению из мировой экономики.

В 21 веке - веке информационных технологий - одной лишь правовой санкции на проведение бескомпромиссной политики для государства бывает уже недостаточно. Современному государству необходима широкая идеологическая поддержка масс.

Развитие идеологии государства обычно опирается на две предпосылки:

. Условия и традиции, которые сформировались в процессе исторической эволюции общества и государства;

. Общий опыт человеческой культуры, обеспечивающий интеграцию некоторого общества и государства в систему международных связей

.3 Структура идеологии белорусского государства

Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

) Теоретико-методологический (базис системы). Цель - определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;

) Процессуальный ("вход" в центры принятия идеологических решений). Цель - определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;

) Институциональный ("центры принятия идеологических решений"). Цель - определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействия;

) Инструментальный ("выход" в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель - определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

Способ взаимодействия элементов системы показывает, что если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системах государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверенно двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) - повышение экономической мощи государства и повышения благосостояния граждан.

2. Этапы становления идеологии белорусского государства

Идеология белорусской государственности - это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространстве, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

.1 Проблема формирования идеологии белорусского государства

Проблема формирования идеологии национальной государственности возникла во второй половине XIX века. Это было обусловлено тем, что, находясь в составе Российской империи, Беларусь оказалась глубоко инкорпорирована в общероссийский государственно-политический организм, а это, естественно, сдерживало проявление белорусской самобытности и тормозило формирование национально-ориентированной интеллектуальной и политической элиты. Оказывало свое влияние на эти процессы и наступление на Беларусь более сильного соседа с Запада - Польши. Польское влияние особенно сильно ощущалось в сфере культуры. Фактически все слои польского общества (идейные вдохновители Людвиг Гурский и Генрих Сенкевич) активно проповедовали идею об "историческом праве Польши на Беларусь", о "великой культурной миссии поляков на Восток" и т.д. Такой подход был характерен не только для лагеря правых, но и для польского социалистического движения, которое добивалось возрождения польского государства в исторических границах Речи Посполитой 1772 года.

Глубокая интеграция Беларуси в общероссийский государственно-политический организм также не способствовала созданию международных условий для реализации идеи белорусской государственности. Поэтому до начала первой мировой войны Беларусь практически не входила в сферу геополитических интересов других государств. По этой причине белорусский вопрос (в отличие, например, от польского) оставался внутренним фактором Российского государства, соответственно, белорусское общественное движение, которое поднимало этот вопрос, отражало противоречия только всероссийской политической жизни. Объективно предпосылки для включения белорусского вопроса в сферу международных отношений начали складываться только в ходе первой мировой войны и в период Февральской революции 1917 года в России. Однако во всей полноте вопрос о белорусской государственности и ее идеологическом обосновании встал перед белорусским народом после Октябрьской (1917) революции в России.

Все восточные славяне сначала составляли единую древнерусскую народность в границах единого Древнерусского государства - Киевской Руси. Этот факт прочно вошел в историческую память не только белорусского, но и русского, и украинского народов. Согласно общепризнанной в отечественной и зарубежной научной литературе схеме восточнославянские племенные союзы после их политического объединения в рамках Древнерусского государства в течение XI-XII веков слились в единую древнерусскую народность, которая с конца XIV века распалась на три отдельных народности - белорусскую, великорусскую и украинскую. У большинства современных исследователей не вызывает сомнений факт широкого распространения в Киевской Руси представления о том, что все славяне на территории Восточной Европы составляли единый народ, что в отчетливой форме зафиксировано в "Повести временных лет" - древнейшем летописном своде по истории восточных славян.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что идея белорусской государственности имеет общерусские корни, восходит к древнерусской государственности.

.2 Роль ВКЛ в формировании идеологии белорусского государства

Имеет ли историческое и юридическое право Республика Беларусь считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского (вторая половина XIII-XVI вв.)? Ответ на этот вопрос можно сформулировать так: в результате феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов в начале XIII века Древнерусское государство распалось. На северо-западной его части во второй половине XIII века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV века стало называться Великим княжеством Литовским, Русским, Жемойтским. Такое название государства отражает сложный процесс его становления и дает ответ на характер этнического состава населения этого государственного образования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолкли дискуссии и споры об этническом составе его населения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий - от трактовки Великого княжества в качестве литовской державы до провозглашения его белорусской империей. Однако существенно то, что в рамках Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования белорусского этноса.

Известно, что российские историки считали ВКЛ русско-литовским государством, однако, в процессе развития этого государства все более отчетливо проявлялась его белорусско-литовская сущность, а позднее более выраженным стал белорусский фактор. Это был период, который охватывал XV-XVI столетия. Именно в этот период набирал силу процесс формирования этнического самосознания белорусов, который проявился, главным образом, в развитии родного языка, письменности, философской и социально-политической мысли; правотворчестве, национальных обычаях и традициях, приверженности населения православному вероисповеданию. Однако в конце XVI столетия была перевернута и трагическая страница истории нашего народа: Люблинская уния (1569 г.). Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.

.3 Период Речи Посполитой

Что касается вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой, то этот период имел исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как самобытного этноса, для его самосознания, его общерусского происхождения, а также для его политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего было заинтересовано в развитии белорусов как самобытного народа. Более того, она делала все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность. Именно в это время большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическое давление вынудило их сплотиться и развернуть религиозно-национальную борьбу за свое освобождение. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.

.4 Беларусь в составе Российского государства

Оказавшись в границах Российского государства, белорусы возродили свои национальные традиции, культуру, литературный язык. Именно в этот период начали складываться этнические, социальные, экономические, политические предпосылки для становления национальной белорусской государственности. Эти предпосылки явились результатом социально-экономических и политических процессов, проходивших на протяжении всего XIX и начала XX столетия в России. В национальных регионах России, в том числе и Беларуси, они тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав народов, составляющих многонациональное государство. Именно в этот период зарождается белорусское общественно-политическое движение. В идеологии этого движения неизменно присутствовала национальная проблема. Однако хотелось бы отметить, что уже в конце XIX - начале XX столетия в ходе формирования представлений о белорусской государственности определились два подхода к пониманию исторического прошлого белорусского народа и, соответственно, форм его самоопределения. Эти два подхода привели к разделению общественно-политического движения на два потока - представителей национально-демократического течения и сторонников западноруссизма.

Представители национально-демократического течения в целом выступали с национально-белорусских позиций, отстаивали возможность самоопределения Беларуси как автономной республики в границах будущего демократического федеративного Российского государства. И только значительно позднее они в той или иной мере считали возможным становление самостоятельной государственности белорусов. Сторонники западнорусизма, напротив, рассматривали Беларусь как составную часть России. И хотя западнорусы признали этнографические отличия белорусского народа от русских и украинцев, тем не менее стремились доказать, что Беларусь не в состоянии экономически и политически самостоятельно развиваться. Белорусов же они рассматривали как одно из славянских племен, которое органично входит в состав единого русского народа.

Названные два подхода к пониманию истории Беларуси и ее народа оказывали свое воздействие на формирование идеологии белорусской государственности на протяжении всего XX столетия. Они и сейчас влияют на ход реальных современных политических процессов в Республике Беларусь, а также и на формирование идеологии белорусского государства.

3. Создание белорусской национальной государственности

С падением самодержавия в феврале 1917 года, а затем в период Октябрьской революции и гражданской войны на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического создания белорусской национальной государственности. Он привел к идейному противостоянию бывших союзников по политической борьбе. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопределения белорусов, о характере будущего белорусского национального государства, о его месте и роли в складывавшейся новой системе международных отношений. Вопрос стал буквально так: либо пойти по пути становления суверенного, независимого от других республик государства, либо - по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик.

.1 Провозглашение БНР

В условиях революции и гражданской войны были сделаны попытки реализовать тот и другой подходы. Белорусская социалистическая грамада (БСГ), которая по существу являлась революционно-демократической партией социалистической ориентации, в условиях гражданской войны попыталась реализовать идею полной национальной независимости белорусского государства на основе парламентской демократии. Однако провозглашенная умеренными белорусскими социалистами 25 марта 1918 года Белорусская Народная Республика (БНР) в условиях немецкой оккупации, как утверждают многие исследователи, не была государственным образованием даже "в марионеточной форме".

В силу неблагоприятных для БНР внешнеполитических и внутренних обстоятельств, вдобавок к тому из-за непреодолимой изолированности ее деятелей от широких народных масс, увлеченных идеей советской государственности, БНР так и не смогла стать независимым, суверенным белорусским государством. Это было признано на 2-й Всебелорусской конференции, проходившей в октябре 1925 года в Берлине. В ее работе участвовали представители различных течений белорусской политической эмиграции. Участники конференции признали Минск - столицу БССР "единым центром политического и культурного возрождения Беларуси" и объявили о роспуске Рады и правительства БНР.

Создание белорусской национальной государственности проходило в обстановке острейших социальных столкновений и потрясений, вызванных российской революцией. Поэтому события, связанные с рождением белорусской государственности, сегодня никак не вписываются в однобокие надуманные схемы. Они развивались так в силу многих объективных и субъективных обстоятельств, среди которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, специфика национального движения в Беларуси, действия классовых и социальных сил, логика политической борьбы. Именно это и предопределило поражение тех политических сил, которые пытались реализовать идею Белорусской Народной Республики. В этом противостоянии и рождалась белорусская государственность на советской основе.

.2 Провозглашение БССР

января 1919 года была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

По мере развития и усложнения как внутренней, так и внешней ситуации для лидеров большевиков все более насущной становилась проблема изменения стратегии и тактики в национальном вопросе. Акцент делался на следующем: любым путем сохранить РСФСР, которая рассматривалась как прообраз будущей мировой Республики Советов (впоследствии эта роль отводилась образованному в декабре 1922 года СССР). Советская Социалистическая Республика Беларусь создавалась как плацдарм для наступления советских войск для поддержки мировой пролетарской революции.

Второе провозглашение БССР произошло в июле 1920 года. О возрождении белорусской советской государственности было заявлено в "Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии", которая была принята 31 июля 1920 года в Минске на совместном заседании представителей государственных и партийных органов, общественно-политических организаций и профсоюзов. Появление этого документа было связано с июльским (1920) наступлением на Западном фронте Красной Армии, которая практически освободила всю территорию Беларуси. Этот документ объявил о восстановлении БССР, провозглашенной 1 января 1919 года. В условиях продолжавшейся советско-польской войны было очень трудно определить административно-территориальную границу возрождавшейся республики. И хотя на путях становления национальной государственности белорусского народа было много трудностей, в Декларации с позиций "полного суверенитета ставился вопрос о государственных связях между советскими республиками". Заявлялось, что отношения между СС РБ и РСФСР будут оформляться на равноправной основе. Позже принцип равноправия республик был положен в основу Союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и СС РБ, заключенного 21 января 1921 года, в котором вновь признавались независимость и суверенитет "каждой из договаривающихся сторон". В Декларации затрагивались и языковые проблемы, от решения которых зависело духовное возрождение белорусского народа. Устанавливалось полное равноправие языков (белорусского, русского, польского, еврейского). Коренная нация в отношении языка не получила никаких преимуществ.

3.3 Создание СССР

Договор 1922 года о создании СССР основывался на компромиссе между национальной автономией и сохранением централизованного государства, которое должно было стать средством осуществления революционного идеала. Следовательно, в момент создания союзного государства в теоретическом плане нация рассматривалась как некоторый пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось "безнациональным". И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие "национальный интерес" было устранено. Оно было возрождено только в годы Великой Отечественной войны.

Принцип ограничения суверенитета союзных республик вошел в Союзный договор, а затем в Конституцию СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции СССР 1977 года теория ограниченного суверенитета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение о том, что "союзная республика - суверенное государство". В годы перестройки оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация стала государственно-правовым актом о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости БССР было началом нового этапа самоопределения белорусского народа.

Провозглашенная 1 января 1919 года БССР представляла собой целую эпоху в истории становления новой белорусской государственности. Первый опыт белорусской государственности имел огромное значение для развития белорусского народа на протяжении всего XX столетия. За 70 лет своего существования в составе Советского Союза Белорусская ССР постепенно собрала основную часть этнической территории белорусов ("укрепление" БССР в 1924 и 1927 годах, воссоединение Западной Беларуси с БССР в 1939 году) и выполнила государственно-политическую и культурную роль объединения белорусской нации. Впервые в истории был создан реально действующий аппарат государственной власти, национальная система просвещения и науки, массовая национальная пресса и т.д. Беларусь стала индустриально развитой республикой и прославилась на весь мир героическим сопротивлением немецко-фашистским оккупантам в годы Великой Отечественной войны.

На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.

идеология национальный государственность

4. Становление идеологии белорусского государства на современном этапе

Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться периодом становления идеологии белорусского государства на современном этапе. В этот период были приняты законы о президенте, Верховном Совете, Кабинете Министров. Продолжалась работа по дальнейшей трансформации системы государственной власти и управления. Президент и исполнительная ветвь власти с первых же шагов своей деятельности начали применять решительные меры по повышению уровня управляемости в стране. Вся эта работа осуществлялась в условиях острой борьбы исполнительной власти с другими ветвями власти и, прежде всего с законодательной, поскольку решить эту задачу в полном объеме можно было только за счет уменьшения ее властных полномочий.

К концу 1995 года в стране была создана президентская вертикаль, сформированная за счет переподчинения исполкомов областных и районных Советов непосредственно президенту. С этого момента реальная власть в стране начала концентрироваться вокруг Президента.

Результаты исследования показывали, что в период острого политического кризиса в общественном мнении в то время сформировались представления о том, что Верховный Совет Республики Беларусь в своей работе отстаивал, в первую очередь, интересы партий правой ориентации (БНФ и др.) и партий левой ориентации - ПКБ и др. Интересы же большинства населения у высшего законодательного органа республики были на последнем месте.

Еще более критическим было отношение граждан республики к деятельности местных органов власти. Ведь, по мнению этих же граждан, местные органы власти в своей повседневной деятельности, в первую очередь, отстаивали интересы частного сектора экономики. Вторую ранговую позицию в их деятельности занимали интересы республиканских и местных органов власти, т. е. их собственные интересы. На третьем месте - интересы теневого бизнеса. Интересы же большинства населения у них стояли на шестом, последнем месте.

Таким образом, в общественном мнении в Беларуси сформировалось как бы два полюса, характеризующих уровень отношения и доверия населения к властям. На одном таком полюсе с высоким уровнем поддержки граждан находится Президент, на другом - властные структуры различных ветвей власти и уровней управления, не пользующиеся высоким уровнем поддержки населения.

На третьем этапе социально-политических преобразований в нашей стране был принят целый ряд законов, направленных на коренное реформирование существующей системы власти и управления. Стремление Президента навести порядок в обществе, а именно так расценивалась конфликтная ситуация гражданами республики во время конституционного кризиса в 1996 году, было встречено с пониманием в обществе. На референдумах 1995 и 1996 годов большинство граждан высказалось за доверие Президенту. Этот этап преобразований затронул в большей мере политическую сферу и может характеризоваться как период коренного реформирования всей системы власти и управления в стране.

С референдума 1996 года возникают и требуют своего решения новые проблемы во взаимодействии властей. Теперь это относится, прежде всего, к полномочиям президента, парламента и правительства в сфере законотворчества и нормотворчества. Накануне выборов в местные органы власти в 1999 году избирательный ценз был все-таки снижен, что вывело республику из периодически повторяющегося избирательного марафона. Одновременно практика проведения указанных выборов со всей очевидностью показала, что актуализировалась другая, не менее острая, проблема участия в выборах оппозиционных партий.

Сегодня со всей очевидностью можно утверждать: побеждает исторически оправданная, объективно закономерная тенденция - тенденция к интеграции государств. Даже находясь в разных уголках земного шара, страны вольно или невольно влияют на экономику и политику друг друга, поэтому вынуждены вести диалог, договариваться между собой. Если же они расположены на одном материке, а тем более являются близкими соседями, то и вовсе "обречены" на добрые отношения, ибо только в этом случае могут быть созданы благоприятные условия для социально-экономического подъема каждой страны, для духовного, культурного и социального развития каждого народа. Яркий пример тому - нынешняя Европа, где воевавшие между собой на протяжении многих веков государства сегодня прилагают максимум усилий к объединению. Отстаивая, как и прежде, свои национальные интересы, они в то же время активно сотрудничают в рамках образованного ими союза современного типа во имя процветания и обеспечения мирной, достойной жизни своих граждан.

.1 Развитие сотрудничества с Российской Федерацией

Обретя в результате развала СССР государственный суверенитет, Республика Беларусь оказалась наедине с многочисленными сложнейшими проблемами. Сразу все их решить было невозможно, а народ ждал от новой власти конкретных действий. Нужно было определить и расставить внешнеполитические приоритеты, выбрать главное направление приложения сил в экономике, выработать социальную политику. Лидеры новых государств ринулись на Запад в надежде получить валютные кредиты и политическую поддержку. Республика Беларусь во главе с А. Г. Лукашенко сразу же взяла курс на самое тесное сближение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией, восстановление собственного производства.

Наше межгосударственное объединение - не замкнутая система. Союзное государство открыто для других стран и, в первую очередь, братских народов СНГ, которые имеют схожий с нами исторический опыт, где примерно такой же уровень социально-экономического развития, перед которыми стоят те же проблемы.

Заключение

Основой содержания формирующейся идеологии белорусского государства, которая аккумулирует все позитивное из исторического прошлого народа Беларуси и его достижений на современном этапе, является создание условий для свободного развития личности и реализации ее интересов, которые соотносятся с интересами общества, закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации и государства.

Обретение им уверенности в свои творческие силы и возможности.

Характерными чертами идеологии государства должен стать патриотизм, преданность Отечеству, гордость за свой народ. Идеология белорусского государства должна укрепить в народе Беларуси столетиями сложившийся иммунитет против национальной ограниченности, пренебрежения к другим народам. Идеология должна быть сориентирована на решительное обеспечение интересов Республики Беларусь в мировом сообществе, но не через автаркию и самоизоляцию, а через стремление к многовекторному сотрудничеству со всеми государствами мира.

Идеология государства призвана сформулировать идеал современного белорусского общества, составными элементами которого являются: построение демократического правового государства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности, достойного вхождения страны в европейскую и общечеловеческую общность. Таковы основные приоритеты идеологии белорусской государственности.

Список использованной литературы

1. "Основы идеологии белорусского государства": Учебное пособие для вузов, Минск 2004.

. Криштапович Л.Е., Котляров И.В. Идеология: теория и практика. - Мн., 2003.

. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. - 29 марта 2003 г.

. Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (2009 г.) // Советская Белоруссия - 2009. - 24 апреля.

Похожие работы на - Корни и генезис идеологии Белорусского государства

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!