Комплексный анализ государственной политики в отношении политических партий в России, определение места политических партий как элемента политической системы в государственном строительстве

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,86 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Комплексный анализ государственной политики в отношении политических партий в России, определение места политических партий как элемента политической системы в государственном строительстве















Комплексный анализ государственной политики в отношении политических партий в России, определение места политических партий как элемента политической системы в государственном строительстве

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические и правовые основы взаимоотношений государства и политических партий

1.1 Правовое регулирование деятельности политических партий в российском и международном законодательстве

1.2 Основные принципы взаимоотношений государства и политических партий в Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами. С распадом СССР в России начался активный политический процесс, отразившийся на всех сферах общественной жизни. Согласно ч. 3 ст. 13 Конституции РФ в Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность как один из признаков демократического государства. В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся устойчивой органичной частью общественно-политической жизни России.

Принятие федерального закона <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFF46CA7B0B7F92BF7FC1B5d8h6L> «О политических партиях» обусловлено необходимостью более четкого определения роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества. Политическая деятельность может рассматриваться как разновидность социальной деятельности, связанной с отстаиванием (или представлением) интересов больших социальных групп (классы, нации, народы, иные социальные общности). Проводимая государством политика всегда выражает экономические и социальные интересы определенных общественных групп.

Объектом исследования являются общественные отношения, формирующиеся в результате деятельности политических партий.

Предмет исследования - это государственная политика в отношении политических партий.

Целью исследования является комплексный анализ государственной политики в отношении политических партий в России, а также определение места политических партий как элемента политической системы в государственном строительстве.

В соответствии с названной целью поставлены следующие задачи:

1.охарактеризовать процесс становления многопартийности в России;

.проанализировать специфику правового регулирования деятельности политических партий в российском и международном законодательстве;

3.выделить основные принципы взаимоотношений государства и политических партий в России;

.охарактеризовать порядок государственной регистрации политических партий;

.выделить условия государственного финансирования политических партий;

.определить характер контроля за деятельностью политических партий.

Глава 1. Теоретические и правовые основы взаимоотношений государства и политических партий

.1 Правовое регулирование деятельности политических партий в российском и международном законодательстве

Порядок создания и правовые рамки функционирования политических партий определяются соответствующим законодательством. Основы деятельности политических партий закреплены в Конституции <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA556E7F844C02A5C7DC3EA71dCh4L> РФ:

)в России признаются политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13) <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA556E7F844C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355906d0h7L>;

)общественные объединения равны перед законом (ч. 4 ст. 13) <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA556E7F844C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355906d0h6L>;

)запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13) <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA556E7F844C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355906d0h5L>;

)государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19) <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA556E7F844C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355908d0h4L>;

)каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч. 1 ст. 30) <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA556E7F844C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355801d0h0L>;

)никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30) <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA556E7F844C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355801d0hFL>.

Регулирование деятельности политических партий законодательными актами только федерального уровня закреплено положением п. «в» ст. 71 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA556E7F844C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355B06d0hEL> Конституции РФ, относящими регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к вопросам исключительного ведения России.

В соответствии с частью 1 статьи 76 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA556E7F844C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355A01d0h4L> Конституции РФ и статьей 4 Закона «О политических партиях» 2001 года законодательство РФ о политических партиях включает федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. В.В. Григорьев обращает внимание на то, что «понятие «законодательство» использовано в его строгом понимании, т.е. охватывающим только законодательные акты (в отличие от широкого понимания, охватывающего не только законодательные, но и иные нормативные правовые акты)».

Общая норма п. 3 ст. 117 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA55DEAFA46CF7756759AE673C3B289ADC0F354AF35590705d9hEL> части первой ГК РФ в определении статуса политических партий корреспондирует к п. 1 ст. 1 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFD49CC7A0B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA33459000796d3h7L> федерального закона «О некоммерческих организациях», которая устанавливает правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В статье 12.2 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFD49CC7B0B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA33459000790d3hDL>. федерального закона «Об общественных объединениях» установлено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом. Данная статья введена федеральным законом <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA557EAF743C97756759AE673C3B289ADC0F354AF35590006d9h3L> от 12 марта 2002 г. N 26-ФЗ в связи с принятием федерального закона <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFF46CA7B0B7F92BF7FC1B5d8h6L> «О политических партиях». Этим же Федеральным законом <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA557EAF743C97756759AE673C3B289ADC0F354AF35590006d9h2L> из федерального закона «Об общественных объединениях» исключена статья 12.1 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFD49CC7B0B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA33459000790d3hCL> «Политические общественные объединения».

С 2001 года центральное положение в законодательстве о политических партиях занимает федеральный закон «О политических партиях», предметом регулирования которого являются «общественные отношения, возникающие в связи c реализацией гражданами права на объединение, создание, деятельность, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений».

Но указание только на акты федерального законодателя не исключает регулирование деятельности политических партий иными нормативными правовыми актами РФ, такими как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, согласно п. 1 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFF47C3750B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA33459000594d3h6L> Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации 2004 г является Минюст России. Территориальными органами Минюста России являются главные управления Минюста России по субъектам РФ и управления Минюста России по субъектам РФ.

Ранее федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, в т.ч. политических партий, в соответствии с п. 1 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA553E9F842C37756759AE673C3B289ADC0F354AF3559010Ed9h1L> Положения о Федеральной регистрационной службе 2004 г., являлась Росрегистрация. Функции Росрегистрации по регистрации некоммерческих организаций, в т.ч. политических партий, переданы Минюсту России Указом <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFB40C27D0B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA33459000797d3hDL> Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724.

В законе «О политических партиях» не содержится традиционное для федерального законодателя положение, воспроизводящее правило ч. 4 ст. 15 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA556E7F844C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355907d0h7L> Конституции РФ о том, что в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), то применяются правила международного договора. Тем не менее, данное правило имеет прямое действие.

В качестве таких общепризнанных норм международного права применительно к законодательству РФ о политических партиях необходимо назвать следующие.

)каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (п. 1) <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA557EFFD43C97756759AE673C3B289ADC0F354AF35590000d9hEL>;

)осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Данная статья <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA557EFFD43C97756759AE673C3B289ADC0F354AF35590000d9h0L> не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства (п. 2) <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA557EFFD43C97756759AE673C3B289ADC0F354AF35590000d9hFL>.

Статья <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA551EAFC40C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355802d0h0L> 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., подписанного от имени СССР в 1968 г. и ратифицированного в 1973 г., утверждает, что:

)каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (п. 1) <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA551EAFC40C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355802d0hFL>;

)пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Данная статья <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA551EAFC40C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355802d0h0L> не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (п. 2) <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA551EAFC40C02A5C7DC3EA71C4BDD6BAC7BA58AE355802d0hEL>.

Таким образом, нормативная база деятельности политических партий в России ориентируется на общемировые тенденции реализации принципа многопартийности в демократическом государстве. Политические партии являются одним из индикаторов уровня развития правового государства, поэтому правовой статус политических партий в России подвергается постоянному реформированию в целях повышения эффективности деятельности политических партий как основного института гражданского общества и института политической системы.

.2 Основные принципы взаимоотношений государства и политических партий в Российской Федерации

Запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий является одним из важных признаков демократического государства. В ч. 1 ст. 30 Конституции РФ записано: «Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Конституция не только гарантирует свободу деятельности общественных объединений, но одновременно в ч. 4 ст. 3 запрещает «присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по Федеральному закону».

Эти и другие правовые нормы гл. I и II Конституции являются основой содержания положений п. 1 статьи 10 Закона «О политических партий» вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Аналогичным образом в ч. 1 ст. 17 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFD49CC7B0B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA3345900079Ed3hAL> Федерального закона «Об общественных объединениях» установлено, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Положение данного пункта крайне важно в построении правовых отношений между государством и политическим партиями, поскольку обеспечивает их конструктивное взаимодействие.

Пункт о совместном разрешении вопросов, затрагивающих интересы политических партий органами государственной власти и местного самоуправления при участии политических партий, по сути, корректирует положение предыдущего пункта. Законодатель вносит уточняющие нормы, обязывающие органы государственной власти и органы местного самоуправления решать вопросы, затрагивающие интересы политических партий, с их участием или по согласованию с политическими партиями. Тем самым политические партии получают дополнительную правовую защиту от возможных волевых решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Аналогичным образом в ч. 3 ст. 17 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFD49CC7B0B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA3345900079Ed3h8L> Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними. Но, по мнению В. В. Григорьева, «указанные нормы представляются носящими декларативный характер, соответственно, говорить о непосредственном их реализации в правоприменительной практике довольно затруднительно».

Пункт 3 статьи <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFF46CA7B0B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA33459000395d3hDL> 10 закона устанавливает запрет для лиц, замещающих государственные или муниципальные должности, и лиц, находящихся на государственной или муниципальной службе, использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии.

Положения Закона о недопустимости использования возможностей государственных и муниципальных должностей в интересах политических партий базируются на запрете, установленном пунктом 1 ст. 11 («Ограничения, связанные с государственной службой») ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации», где, в частности, записано, что государственный служащий не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Для определения понятия использования преимуществ должностного или служебного положения представляется целесообразным обратиться к положениям п. 5 ст. 40 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFC41CD740B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA3345901009Ed3hEL> Закона об основных гарантиях избирательных прав, согласно которым под таковым понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством РФ о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

В пункте 3 статьи <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFF46CA7B0B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA33459000395d3hDL> 10 также установлено, что лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей.

Закон допускает исключение только для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, которые могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих депутатских обязанностей.

Эти исключения согласуются с нормой п. 5 ст. 9 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFF46CA7B0B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA33459000395d3hCL> Закона о политических партиях, устанавливающей запрет на деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, но не в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах муниципальных образований.

По законодательству государственный служащий должен служить только государству в соответствии со своими служебными должностными полномочиями и обязанностями. Вне исполнения государственной службы государственному служащему Законом не запрещено состоять членом политических партий и других общественных объединений. Вместе с тем, ФЗ «Об основах государственной службы» запрещает государственному служащему и в свободное время разглашать служебные и государственные тайны.

В п. 8 ст. 10 ФЗ «Об основах государственной службы» записано, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие известными ему в связи с использованием должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

В п. 4 ст. 10 ФЗ «О политических партиях» заложена важная правовая норма, позволяющая Президенту РФ самому решать вопрос о приостановлении своего членства в политической партии либо оставаться членом политической партии на срок осуществления своих полномочий. Здесь просматривается перспективная возможность победы на выборах Президента РФ лидера одной из российских политических партий. Одновременно более четко проявляется тенденция к формированию демократии западного образца, когда претенденты на пост президента страны выдвигаются политическим партиями либо блоками политических партий. Этот вариант выдвижения претендента на пост президента страны более приемлем для народа и страны, так как позволяет оценивать не только личность кандидата, но и программу, деятельность партии, его выдвигающей.

Как предусмотрено в п. 10 ст. 23 <consultantplus://offline/ref=7042201B966CCABA63A8BB68D4DD2AA555EFFF46CA7B0B7F92BF7FC1B586F2D7F41DA3345900069Ed3h7L> Закона, ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства в политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Таким образом, статья 10 Закона «О политических партиях» закрепляет невмешательство государства в деятельность политических партий, но закон наделяет государство определенными полномочиями в регулировании деятельности политических партий. В связи с этим встает важный вопрос о сохранении грани между государством и политическими партиями. В одной из резолюций ОБСЕ в 1994 году было указано именно на недопущение объединения государства и политических партий. Основная функция политических партий предполагает предоставление гражданам возможности участвовать в политической жизни страны, что и будет способствовать постепенному повышению политической культуры населения, что невозможно сделать по приказу государства.

политический партия правовой

Заключение

В современных условиях, когда в политический процесс вовлечены массы, выбор общенациональной стратегии, нередко сопровождается цивилизационным выбором, который сложно осуществить без участия гражданского общества. В России, где гражданское общество не развито, а роль политических партий институционально ограничена, каналом связи между массами и элитой являются партии.

Современный период государственного строительства характеризуется доминированием политических партий в избирательном процессе (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации), а также в процедуре представления и утверждения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в ежегодном Послании <consultantplus://offline/ref=8931D62A61C5BD150328C0D8F5A2176860CF5807EA5F6DE729106F04E765B6C11C1A73DF4690EDE4i4L> Федеральному Собранию Российской Федерации экс-президент Российской Федерации Д.А. Медведев еще в 2009 году особое внимание уделил проблеме реализации конституционного принципа политического многообразия. Обсуждение основных тезисов президентского Послания с участием политических партий и руководителей субъектов Федерации было продолжено на заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России.

Законодательство о политических партиях в России подвергается постоянным изменениям: важными новеллами законодательства является поэтапное снижение минимальной численности политических партий (с 1 января 2010 г. не менее 45 тысяч членов политической партии, региональные отделения - не менее 450 членов политической партии, с 1 января 2012 г. - не менее 40 тысяч, региональные отделения - не менее 400 членов, с апреля 2012 года - не менее 500); ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений. Одновременно политические партии находятся под пристальным вниманием со стороны государства, что выражается в обязательной государственной регистрации политической партии, государственном финансировании предвыборной кампании партии и ее деятельности при соблюдении установленных законом условиях.

Внесенные изменения в норму о минимальной численности партии, с одной стороны, еще более демократизируют общественные отношения в России и способствуют упрочению гражданского общества в России, опирающегося на саморегуляцию своей деятельности и самоуправление. С другой стороны, «уменьшение» партий ставит вопрос о том, сможет ли одна партия перейти порог на выборах, установленный в законе. Таким образом, накануне следующих выборов в Государственную Думу начнется интеграционный политический процесс среди политических партий. Возможно, в таком ситуации так называемая «партия власти» гарантирует себе большинство мандатов в Государственной Думе.

Все возникающие вопросы говорят о том, что изменение законодательства о политических партиях в России создает новые предпосылки для формирования правового государства и преодоления анахронизмов советского периода.

Библиографический список

1.Бадовский, Д.Б. Трансформация политической элиты в России - от «организации профессиональных революционеров» к «партии власти» [Текст] / Д.Б. Бадовский // ПОЛИС. - 2014. - № 6. - С. 42-58.

.Гаджиев, К.С. Политология [Текст]: учебник для вузов. - М.: Логос, 2007.

4.Григорьев, В.В. Комментарий к федеральному закону «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (постатейный) [Электронный ресурс]: [материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2010 года] / В.В. Григорьев. - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.

.Коргунюк, Ю.Г. Российская многопартийность [Текст] / Ю.Г. Коргунюк. - М., 1996.

.Овчинников, В.А. Политические партии и государственное строительство в Российской Федерации: современный период правового регулирования [Электронный ресурс] / В.А. Овчинников, Д.Г. Демидов. - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.

.Политология [Текст]: учебное пособие./ Л.Н.Гончаренко и др.; под общ. ред. Л.Н. Гончаренко, В.А. Лимонова - СПб.: СПбГИЭУ, 2007.

.Романов, Б. Становление многопартийной системы в постсоветсткой России // Свободная мысль. - 2007. - № 4. - С. 29-42.

.Седых, Т. Концепции «опосредованной демократии» в теории евразийства: западный опыт представительства во власти и российская модель // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2010. - № 3. - С. 45-53.

.Селивончук, А.В. Правовые принципы организации структуры конституционно-правового статуса политических партий // Современное право. - 2010. - № 7. - С, 30-35.

.Селивончук, А.В. особенности конституционно-правового регулирования деятельности политических партий как субъектов частного и публичного права // Современное право. - 2005. - № 3. -С. 11-19.

.Тимошенко, В.И. Политические партии современной России как активны «носитель» и «производитель» политических идеологий: теоретические и практические аспекты // Вестник Московского университета. - Сер. 12. Политические науки. - 2006. - № 6. - С. 46-52; 2007. - № 1. - С. 69-77.

.Толпынина, О.А. Современные политические партии России: анализ программ и уставов // Политическая наука. - 2006. - № 1. - С. 267-274.

.Холодковский, К. Г. Противостояние левые-правые: анахронизм или смена координат? // Полис. - 2006. - № 6. - С. 81-96.

.Холодковский К. Партии и политическое самоопределение России // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 10. - С. 3-16.

.Шнайдер, Э. Политическая система РФ [Текст] / пер. с нем. - М., 2002.

Похожие работы на - Комплексный анализ государственной политики в отношении политических партий в России, определение места политических партий как элемента политической системы в государственном строительстве

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!