Особенности применения тарифных льгот и преференции в условиях функционирования Таможенного союза

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    121,71 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности применения тарифных льгот и преференции в условиях функционирования Таможенного союза

Содержание

Введение

. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности

.1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике

.2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза

.3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций

. Влияние тарифных льгот на развитие производства в Российской Федерации

.1 Динамика внешнеторгового оборота в России

.2 Анализ ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза по таможенным процедурам

.3 Оценка реализации целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот

. Повышение эффективности использования тарифных льгот

.1 Совершенствование единой системы преференций

Заключение

Список использованных источников

таможенный тариф внешнеторговый преференция

Введение

Одним из методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Также данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном, предоставление тарифных льгот относятся к товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.

Цель данной курсовой - изучение особенностей применения тарифных льгот во внешнеторговой деятельности таможенного союза.

Объекты исследования данной курсовой - тарифные преференции (льготы).

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

выявить сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике;

выявить виды, особенности и роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности;

изучить нормативно-правовую базу Таможенного союза и РФ, касающуюся тарифных преференций;

рассмотреть таможенные льготы по видам;

проанализировать динамику внешнеторгового оборота, ввоз преференциальных товаров из развивающихся стран;

оценить реализацию целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот, их влияние на развитие производства в таможенном союзе;

указать основные направления усиления тарифных льгот в реализации основных целей таможенного тарифа, совершенствования единой системы преференций.

1. Роль тарифных льгот в регулировании внешнеторговой деятельности

1.1 Сущность и место таможенного тарифа во внешнеторговой политике

Внешнеторговая деятельность (ВТД) является составной частью ВЭД. Внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Торговая политика - составная часть экономической деятельности государства. Цель торговой политики РФ - создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Торговую политику можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внешнеторговая политика направлена на регулирование внешней торговли государства. Современная стратегия внешнеторговой политики РФ нацелена на интенсивную интеграцию страны в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ российской экономики, а также последовательное преодоление присущих ей трудностей и проблем.

Основной документ, регламентирующий регулирование ВТД в РФ - это Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем же и указаны методы государственного регулирования ВТД: таможенно-тарифное регулирование; меры нетарифного регулирования; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД и предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД».

По своему характеру методы государственного регулирования ВЭД делятся на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) - экономические, нетарифные (прочие) - административные и паратарифные. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

К тарифным методам относят таможенную пошлину, таможенный тариф, налоги, сборы, меры административного характера, связанные с субсидированием, льготным страхованием и т.д.

Важным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВТД является таможенный тариф. Таможенный тариф (ТТ) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в государствах-участницах ТС до установления Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой ВЭД.

Основными целями ЕТТ являются:

) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;

) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории ТС;

) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС;

) защита экономики ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

) обеспечение условий для эффективной интеграции ТС в мировую экономику.

Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) - основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара (СПТ), пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством как средство ограничения вывоза определенных групп товаров.

Также необходимо рассмотреть таможенный тариф как неотъемлемую часть единой налоговой системы, что означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом. Это сделать довольно-таки трудно, т.к. необходимо учитывать нормативно-правовые акты ТС, а не только РФ.

Таможенный тариф имеет протекционистскую и фискальную функции. Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для РФ, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в российском бюджете - до 40-50% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года) - например, сезонные пошлины; лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства.

Одним из основных инструментов таможенно-тарифного регулирования являются тарифные льготы, способствующие увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций.

В соответствии со статьей 34 Закона «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики страны льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.

Классификация тарифных льгот в зависимости от товарных групп и целей предоставления представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Классификация тарифных льгот по товарным группам

Льготы

Цель льгот

Товарные группы

Размер

Возврат ранее уплаченных пошлин.

Стимулирование экспорта. Поддержка отечественного производства.

Готовая продукция отраслей, за исключением сырьевых товаров.

0% 18%

Освобождение от уплаты пошлины.

Международная практика.

Транспортные средства; товары для пользования представителями иностранных государств; валюта; ценные бумаги; гуманитарная помощь; товары, перемещаемые в режиме транзита, предназначенные для третьих стран; печатные издания; оборудование; товары, предназначенные не для коммерческих целей.

0%

Снижение ставки пошлины.

Развитие экономики. Стимулирование экспорта.

Товары, ввозимые в режимах.

25% 100%

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз с/х товаров.

Защита отечественного товаропроизводителя. Стимулирование с/х производства. Обеспечение необходимого объема потребления с/х товаров на территории РФ. Содействие развитию международной торговли.

Группы 1-24 по ТН ВЭД; эфирные масла; казеин; желатин; сорбит; шкуры; кожа; сырье пушно-меховое; шелк-сырец; шерсть животных; хлопок-сырец; отходы хлопка.

Льгота в размере 25 % и 100% на поставку преференциальных товаров в пределах выделенных квот.

Подготовлено по Буданова, О.Г. Роль тарифных льгот и преференций в регулировании ВЭД. - Академический вестник, № 7. - 2009. - С. 147-152.

В достижении целей тарифного регулирования таможенно-тарифные льготы выполняют регулирующую и стимулирующую функции. Государство, устанавливая ту или иную льготу, старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Соответственно, государство не вводит льготы по тем операциям и товарам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику и составить конкуренцию отечественным производителям. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики. Таким образом, таможенно-тарифные льготы можно также определить как составную часть тарифного инструмента реализации внешнеторговой политики государства.

Понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота» различаются, также как и понятия «таможенные преференции» и «тарифные преференции» (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Различие в определениях «льгота» и «преференция»

Понятия льготы

Понятия преференции

Льгота - особое право, преимущество, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Преференция - более благоприятный, чем обычно, торгово-политический режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающим из некоторых стран или групп стран.

Таможенная льгота - любые льготы, привилегии, преференции, касающиеся правил, установленных налоговым и таможенным законодательством.

Таможенные преференции - тарифные преференции, льготы по таможенным сборам, косвенным налогам и таможенным процедурам.

Тарифная льгота - льготное налогообложение в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе.

Тарифные преференции - одна из разновидностей тарифных льгот и связаны с применением различного уровня ввозных пошлин таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения.

Подготовлено по Сафонова, Е.А., Осипова, А.А. Особенности предоставления тарифных льгот и тарифных преференций в рамках таможенного союза. - Ученые записки СПб филиала РТА, № 1 (38). - 2011. - С. 63-75.

Таким образом, если рассматривать по широте обобщения понятия, то сначала стоит понятие льготы - преференция - таможенная льгота - таможенные преференции - тарифная льгота - тарифные преференции. Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции, тарифные льготы, льготы по уплате налогов, льготы по уплате таможенных сборов [16].

Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер. Тарифные льготы применяются при уплате таможенной пошлины.

При ввозе товаров на единую таможенную территорию ТС могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя

в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

) ввозимых в рамках международного сотрудничества ТС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.

Полное освобождение от уплаты таможенной пошлины указано в статье 6 Соглашения от 25 января 2008 г. и определяет, какие товары при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию ТС освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины. Также освобождение от уплаты пошлины устанавливается Решением Комиссии ТС от 15 июля 2011 г. № 728. От уплаты освобождаются преференциальные товары, товары из стран СНГ и ЕврАзЭс, из Беларуси, товары, перемещаемые под отдельными таможенными процедурами. Условное освобождение от уплаты таможенных пошлин связано с условным выпуском товаров. В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, применяется частичное условное освобождение от уплаты (согласно ст. 282 Таможенного кодекса ТС).

Освобождение от уплаты таможенной пошлины происходит на товары, ввозимых по таможенным процедурам: таможенный транзит, таможенный склад, переработка товаров, временный ввоз, временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля.

Частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин применяется при определении страны происхождения товаров, т.е. для развивающихся стран льготы будет составлять 25 %, для наименее развитых стран - 100 %, для развитых - 0 %.

Возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и преференций имеет некоторые особенности: подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика; при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 ФЗ-311 таможенных пошлин проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата; излишне уплаченные пошлины не перечисляются на счет других платежей, но могут перечисляться в счет будущих оплат ввозных таможенных пошлин.

Возврат ранее уплаченных пошлин используется при перемещении товаров под таможенными процедурами реэкспорт и реимпорт.

Вступивший с 1 июля 2010 г. в силу ТК ТС предоставляет участникам ВЭД право на применение ряда льготных таможенных процедур, ранее называвшихся таможенными режимами. Льготные таможенные процедуры предусматривают полное либо частичное освобождение как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования. Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию ТС, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт. Кроме того, ТК ТС устанавливает иные льготные таможенные процедуры ("свободная таможенная зона" и "свободный склад"), порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями между странами ТС.

июня 2010 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соответствующие соглашения по вопросам свободных экономических зон и свободных складов. Применение таможенных процедур свободной зоны и свободного склада, безусловно, представляет интерес для компаний, занимающихся производством продукции из иностранного сырья и комплектующих. Прежде всего, это связано с отсутствием обязанности по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию стран ТС товаров из третьих стран.

Тарифная квота - мера регулирования ввоза на таможенной территории отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товаров по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТТ. Устанавливаются на сельскохозяйственные товары, котрые производятся на территории ТС.

Тарифные квоты:

определяются Комиссией ТС как разница между объемом потребления и объемом производства на территории ТС;

распределяются пропорционально разницы между объемом потребления и объемом производства;

ввоз по квотам осуществляется по лицензиям;

выдача лицензий осуществляется по заявлению участников ВТД;

устанавливаются на определенный срок, информация о применении квоты и сроке ее действия опубликовывается в СМИ.

Тарифные льготы необходимы для поддержки конкурентоспособности экономики развивающихся и наименее развитых стран.

Таким образом, делаем вывод:

к тарифным методам относят таможенную пошлину, таможенный тариф, налоги, сборы, меры административного характера, связанные с субсидированием, льготным страхованием и т.д.;

тарифные льготы бывают в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины;

существует также полное, частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, возврат ранее уплаченных таможенных пошлин и преференций;

ЕТТ основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, ЕТТ определяет ставки ввозных таможенных пошлин.

.2 Экономическая сущность преференций, особенности единой системы преференции Таможенного союза

Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран (статья 7 Соглашения от 25.01.2008).

В конце 2008 г. страны ТС подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров [36]. Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.

Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами ТС единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены: перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%; перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины; перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).

Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы в России.

Во-первых, это означает закупку товара у лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит.

Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию ТС будет происходить без провоза через территорию другого государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран.

В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме "А". Срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.

В качестве особенности применения тарифных преференций следует отметить возможность расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с количеством, указанным в сертификате происхождения товара.

Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008. Более специфические виды льгот были отражены в Решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18. Например, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны ТС, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию РФ по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран ТС.

Таким образом, основные нормативно-правовые акты, которые применяются при единой системе преференций - это Решение Комиссии ТС от 27.11.2009 № 130, Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008, Соглашение от 12.04.1996 «О правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций».

.3 Нормативно-правовая база Таможенного союза, касающаяся тарифных преференций

При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

При ввозе товаров на единую таможенную территорию ТС могут применяться тарифные льготы и тарифные преференции. Правовые аспекты определения и применения тарифных льгот, тарифных преференций на единой таможенной территории с 1 января 2010 года регулируются: Решением Комиссии Межгосударственного совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 № 18; Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года; Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года; Протоколом о предоставлении тарифных преференций от 12 декабря 2008 года; отдельными решениями Комиссии Таможенного союза.

В таблице 1.3 указан перечень основных нормативно-правовых актов, которые касаются тарифных льгот и преференций.

Таблица 1.3

Перечень основных нормативно-правовых актов

Вид нормативного акта

Название нормативного акта

Решение Комиссии ТС

Решение КТС от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Решение Комиссии таможенного союза № 168 от 27 января 2010 года «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» Решение Комиссии таможенного союза № 375 от 20 сентября 2010 года «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза» Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции» Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза» Решение КТС от 27.01.2010 № 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств» Решение Комиссии Таможенного союза № 728 от 15 июля 2011 года «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» Решение Комиссии таможенного союза № 331 от 18 июня 2010 года «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» Решение КТС от 27.11.2009 № 132 “Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений»

Протоколы           Протокол от 12.12.2008 «О предоставлении тарифных льгот» Протокол от 7 октября 2002 года «О внесении изменений и дополнений в Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, предусмотренных Соглашением о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 года» Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года

Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года

Соглашения          Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года

Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008

Соглашение стран СНГ от 12 апреля 1996 года «О правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций»

Соглашение от 20.05.2010 «Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)»

 

Федеральный закон

Федеральный закон от 8.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Закон от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 № 335-ФЗ) Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Постановления Правительства

Постановление Правительства РФ от 4.10.2002 № 734 «О подписании протокола о внесении изменений и дополнений в пункт 5 правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций»

Документы ФТС РФ (ГТК РФ)

Приказ ГТК России от 30.11.1999 № 829 «О порядке определения происхождения товаров из особой экономической зоны в Магаданской области» Приказ ГТК России от 31.12.2003 № 1587 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств-участников соглашения о создании зоны свободной торговли» Приказ ГТК России от 25.12.2003 № 1539 «О предоставлении тарифных преференций» Письмо ФТС России от 10.03.2011 № 01-11/10499 «О предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, декларируемых в электронной форме» Письмо ФТС России от 28.06.2011 № 01-11/30320 «О применении положений ТК ТС при частичном условном освобождении товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов»

Подготовлено по Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» - www.consultant.ru

Таким образом, тарифные льготы и преференции устанавливаются ТК ТС, Решениями Комиссии ТС, Соглашениями и Федеральным законом № 311-ФЗ. Но все-таки основное значение в определении преференций имеет Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, где указаны перечень наименее развитых и развивающихся стран, перечень товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции.

2. Влияние тарифных льгот на развитие производства в Российской Федерации

2.1 Динамика внешнеторгового оборота в России

В структуре внешней торговли РФ особое место занимает ЕС, как крупнейший экономический партнер страны. На долю ЕС в январе-августе 2011 года приходилось 48,4%, а в январе-августе 2010 года - 49,4% российского товарооборота. На страны СНГ в январе-августе 2011 года приходилось 15,1% российского товарооборота (в январе-августе 2010 года - 14,5%), на страны ЕврАзЭС - 8,1% (8,0%), на страны АТЭС - 23,7% (22,5%), страны ТС - 7,3% (7%). Основными торговыми партнерами РФ в январе-августе 2011 г. среди развивающихся стран были: Китай, товарооборот с которым составил 52,9 млрд. долл. США (147,3% к январю-августу 2010 г.), Турция - 20,0 млрд. долл. США (124,2%), Республика Корея - 16,2 млрд. долл. США (145,5%). Остальные страны не входят в перечень развивающихся и наименее развитых стран (млрд.долл. США): Германия - 45,6 (144,1%), Нидерланды - 43,4 (116,5%), Италия - 28,3 (119,8%), Франция - 20,0 (144,2%), США - 19,1 (136,9%), Япония - 18,9 (139,2%), Польша - 17,4 (130,9%).

Внешнеторговый оборот РФ отражен в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Внешнеторговый оборот РФ за 2006-2011 (январь-сентябрь), миллионов долларов США

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего

439293

551684

734681

469015

627870

444491

Страны СНГ

64676

82532

106263

68629

92941

64757

Страны дальнего зарубежья

374617

469153

628418

400386

534929

379734


Подготовлено по Внешнеторговый оборот РФ за 2006-2011 (январь-сентябрь)

Больше всего оборот составил в кризисном 2008 г и составил 734681 млн. долл. США, меньше всего - в 2006 г, 439293 млн. долл. США соответственно.

Товарная структура экспорта и импорта за 2006-2010 гг. отражена в таблицах 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2

Товарная структура импорта РФ за 2006-2010 гг. (с учетом взаимной торговли с Казахстаном и Беларусью)

 

2010

2011

2012

2013

2014


Млн.  долл.  США

В %  к итогу

Млн.  долл.  США

В %  к итогу

Млн.  долл.  США

В %  к итогу

Млн.  долл.  США

В %  к итогу

Млн.  долл.  США

В %  к итогу

Импорт - всего

137807

100

199746

100

267101

100

167348

100

229045

100

в том числе:

 


 

 

 


 

 

 

 

продовольственные товары и сельскохозяйствен-ное сырье (кроме текстильного)

21640

15,7

27626

13,8

35189

13,2

30015

17,9

36482

15,9

минеральные продукты

3300

2,4

4681

2,3

8279

3,1

4079

2,4

5914

2,6

продукция химической промышленности, каучук

21787

15,8

27530

13,8

35209

13,2

27872

16,7

37232

16,3

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

434

0,3

697

0,4

1038

0,4

771

0,5

1244

0,5

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

3964

2,9

5309

2,7

6504

2,4

5103

3,0

5897

2,6

текстиль, текстильные изделия и обувь

5494

4,0

8631

4,3

11658

4,4

9544

5,7

14221

6,2

металлы, драгоценные камни и изделия из них

10642

7,7

16382

8,2

19337

7,2

11330

6,8

17568

7,6

машины, оборудование и транспортные средства

65706

47,7

101739

50,9

140759

52,7

72669

43,4

101823

44,5

прочие товары

4840

3,5

7152

3,6

9127

3,4

5964

3,6

8663

3,8


Больше всего по импорту (из перечня преференциальных товаров) было ввезено продовольственных товаров, продукции химической промышленности и каучука в 2010 г., а также лесоматериалов и минеральных продуктов в 2008 г.

Таблица 2.3

Товарная структура экспорта РФ за 2006-2010 гг. (с учетом взаимной торговли с Казахстаном и Беларусью)

 

2006

2007

2008

2009

2010


Млн.  долл.  США

В % к итогу

Млн.  долл.  США

В % к итогу

Млн.  долл.  США

В % к итогу

Млн.  долл.  США

В % к итогу

Млн.  долл.  США

В % к итогу

Экспорт - всего

301244

100

351928

100

467581

100

301667

396644

100

в том числе:

 


 

 

 


 

 

 

 

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

5514

1,8

9090

2,6

9278

2,0

9967

3,3

9365

2,3

минеральные продукты

198631

65,9

228436

64,9

326314

69,8

203408

67,4

272840

68,8

продукция химической промышленности, каучук

16757

5,6

20802

5,9

30234

6,4

18708

6,2

25192

6,3

кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

367

0,1

337

0,1

354

0,1

242

0,1

307

0,1

древесина и целлюлозно-бумажные изделия

9535

3,2

12263

3,5

11560

2,5

8436

2,8

9862

2,5

текстиль, текстильные изделия и обувь

967

0,3

952

0,3

870

0,2

716

0,2

814

0,2

металлы, драгоценные камни и изделия из них

48936

16,3

55963

15,9

61751

13,2

38551

12,8

51326

13,0

машины, оборудование и транспортные средства

17437

5,8

19667

5,6

22764

4,9

17879

5,9

22582

5,7

прочие товары

3101

1,0

4420

1,2

4458

0,9

3761

1,3

4356

1,1


Больше всего по экспорту (из перечня преференциальных товаров) было вывезено продовольственного сырья в 2010 г., минеральных продуктов и продукции химической промышленности и каучука в 2008 г., лесоматериалов в 2007 г.

Удельный вес основных партнеров в торговле России с развивающимися странами в 2010 г. по товарообороту: Китай - 41,76 %, Республика Корея - 11,3 %, Сингапур - 1,93 %, Таиланд - 1,23 %, Вьетнам - 1,5 %, Индонезия - 1,05 %. В основном, торговля и вообще товарооборот у РФ происходит с Китаем, куда РФ экспортирует топливно-энергетические ресурсы, а из Китая импортируется в нашу страну одежда, обувь, товары народного потребления.

Ниже на рисунке 1 указана динамика торговли РФ со странами ТС и СНГ (январь-май 2010 г. к январю-маю 2009 г.).

Подготовлено по официальному сайту ФТС России в разделе динамика торговли России со странами СНГ и Таможенного союза

Из рисунка 1 видно, что в январе-мае 2010 г. больше всего импорта у РФ было с Туркменией, что составило 260,6 %, экспорт в Молдавию 231,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Это указывает на возросший интерес к торговле с этими странами.

Ввоз преференциальных товаров (в основном из КНР) возрастает. Расширение импорта в РФ в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, что неблагоприятно сказывается на развитии отечественного производства определенных видов товаров. Это говорит об актуальности исследования вопроса предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран.

Анализ ввоза товаров на таможенную территорию ТС по таможенным процедурам будет рассмотрен ниже.

2.2 Анализ ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза по таможенным процедурам

Действенным механизмом регулирования ВЭД являются таможенные процедуры. Наиболее благоприятными для участников ВЭД являются «льготные» таможенные процедуры: таможенный транзит, таможенный склад, переработка товаров, временный ввоз, временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля.

По статистике, на долю помещения товаров под вышеперечисленные таможенные процедуры приходится 22% таможенных операций. Из них: на таможенную процедуру таможенного транзита - 7%, таможенного склада - 2,6%, временного ввоза - 1,5%, временного вывоза - 2,1%, реимпорта - 2%, реэкспорта - 3%, уничтожения - 0,6%, переработка на таможенной территории - 1,4%, переработка вне таможенной территории - 0,2%, переработка для внутреннего потребления - 0%, отказа в пользу государства - 0,1%, беспошлинной торговли - 0,8%.

При использовании процедуры таможенного склада обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется, что является бонусом для компаний, которые будут применять данную процедуру.

При процедуре переработки товаров на таможенной территории применяется принцип возмещения: уплаченные при ввозе иностранных товаров суммы таможенных пошлин и налогов подлежат возврату при вывозе полученных из них продуктов переработки после завершения действия указанного режима. Учитывая экономический характер процедуры переработки и, следовательно, возможность возникновения неблагоприятных экономических последствий при их использовании, законодательством устанавливаются определенные ограничения сферы их применения.

Значение таможенной процедуры временного вывоза товаров определяется потребностями развития торговых и других форм международного сотрудничества. Пользование временно вывезенными товарами допускается с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Это закономерно порождает необходимость установления определенных границ применения таможенной процедуры, за пределами которых его использование может привести к негативным последствиям для российской экономики.

Применение процедуры переработки товаров вне таможенной территории ТС ограничивается в основном ремонтом товаров. В рамках этой процедуры в отношении судов за рубежом традиционно осуществлялись ремонтные работы, модернизация и иные операции по переработке. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется при безвозмездном ремонте вывезенных товаров.

Процедура уничтожения, с одной стороны, позволяет защитить потребительский рынок от проникновения недоброкачественной, морально устаревшей либо невостребованной продукции. С другой стороны, он освобождает участников ВЭД от излишних финансовых затрат, сопряженных с необходимостью обратного вывоза некачественных товаров, а также необходимостью обратного вывоза или уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров.

В соответствии с процедурой отказа в пользу государства участник ВЭД вправе отказаться от товара без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения экономических мер.

Процедура реэкспорта предполагает вывоз с таможенной территории ТС иностранных товаров (не происходящих с таможенной территории ТС и не выпущенных на ней для свободного обращения). Непосредственно вывоз производится на основании разрешения начальника таможни без уплаты таможенных платежей.

Таможенная процедура реимпорта может быть использована в случае ввоза на территорию ТС товаров, ранее вывезенных в соответствии с режимом экспорта. Сфера ее применения ограничивается возвратом товаров по истечении долгосрочной аренды (свыше 2 лет), ввозом товаров для технического обслуживания и случайными закупками за рубежом товаров, ранее проданных иностранным лицам и вывезенных с территории ТС.

При таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, если (п.2 ст. 217 ТК ТС <http://www.vch.ru/tk/64.html>): в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор; товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; это установлено международными договорами; товары перевозятся под таможенным сопровождением; в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ТС.

В настоящее время таможенная процедура переработки для внутреннего потребления фактически не применяется, поскольку перечень товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления, Правительством РФ не установлен. В целях развития отраслей российской экономики и стимулирования импортозамещения на территории РФ инвестиционных товаров Правительство РФ вправе определять отдельные виды товаров и (или) продуктов их переработки, в отношении которых для целей исчисления таможенных пошлин могут применяться таможенная стоимость и (или) количество иностранных товаров при их помещении под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления. Реализация данного положения позволит предоставлять льготы предприятиям, использующим таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления при изготовлении конкурентоспособной продукции.

В отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку такие товары предназначены для реализации гражданам при их выезде за границу и фактически вывозятся за пределы таможенной территории ТС. К таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством государств-участников ТС. Иные запреты и ограничения, не имеющие экономического характера и установленные исходя из целей государственной, экологической безопасности стран-участниц ТС, защиты прав интеллектуальной собственности, а также защиты здоровья и нравственности населения, подлежат применению.

Таким образом, «льготные» таможенные процедуры: таможенный транзит, таможенный склад, переработка товаров, временный ввоз, временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля.

.3 Оценка реализации целей таможенного тарифа и предоставления тарифных льгот

Таможенный тариф имеет ряд характеристик, которые необходимо обозначить:

средняя ставка таможенной пошлины;

соответствие адвалорных, специфических и комбинированных ставок в тарифе;

дифференциация ставок в тарифе;

реализация принципов построения тарифа (эскалация - повышение ставок пошлин по мере роста степени технологической обработки товара; эффективный тариф - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости);

тарифный шаг (например, 5 - на адвалорные ставки 0, 5, 10, 15, 20, 25%).

Таможенный тариф выполняет, прежде всего, бюджетообразующую функцию, поэтому методы формирования таможенно-тарифной политики ориентированы на фискальные меры. При такой оценке таможенного тарифа он имеет ряд слабых сторон: абсолютный размер ставок пошлин не учитывает платежеспособность населения; при завышенных ставках пошлин не учитывались уклонение от причитающихся платежей через неверное декларирование товаров, по коду ТН ВЭД, где ставки ниже.

Высокие ставки пошлин эффективны лишь в случае, когда необходимо ограничить ввоз тех или иных товаров. Если такая цель не ставиться, высокие ставки не способствуют ведению честного бизнеса и в конечном итоге приводят к сокращению сумм таможенных платежей. Вместе с тем относительное снижение уровня ставок пошлин благоприятно сказывается на внешнеторговой деятельности и позволяет увеличить поступления в бюджет.

Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями Правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.

Необходимо еще раз обозначить цели таможенного тарифа: рационализация товарной структуры ввоза товаров; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС; защита экономики ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции ТС в мировую экономику.

Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для РФ, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в российском бюджете - до 50-60% его доходной части. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО (особенно в условиях вступления РФ в ВТО в ближайшее время) назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

Т.к. соотношение ввоза и вывоза товаров в ТС уравновешено (сальдо торгового баланса положительно), то значит, что вторая цель таможенного тарифа выполняется полностью.

Что касается третьей цели (создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС), то тариф непосредственно влияет на стоимость ввозимых товаров, т.е. высший орган ТС вправе устанавливать (уменьшать или увеличивать) ставки таможенных пошлин на товары, которые находятся в группе риска (например, машины и оборудование).

Экономика ТС защищается от неблагоприятной конкуренции извне с помощью специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, или устанавливая повышенные ставки на неблагоприятные для экономики товары. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественного производства и конкурирующие иностранные товары, проводить определенные экономические, научно-технические, экологические, валютно-финансовые политики в области внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин зависят от торгово-политических отношений России к странам или группам стран и от национальной системы преференций.

Что касается тарифных льгот, то принципиально новыми для РФ были следующие тарифные льготы: в отношении авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства; в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему; сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государств - членов ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности, в соответствии с законодательством этого государства. С 1 июля 2010 г. таможенными органами РФ было предоставлено тарифных преференций на сумму 464 млн. долл.

Несмотря на большую работу, проведенную в части унификации применения тарифных льгот и тарифных преференций в рамках ТС, существует ряд проблемных вопросов, требующих решения. К ним можно отнести:

. В соответствии с пунктом 8 Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 18 в ТС в срок до 01.07.2010 года необходимо было провести работу по внесению соответствующих изменений в законодательные акты. Однако, до настоящего времени корректировка положений Закона РФ «О таможенном тарифе» с учетом действия международных соглашений не произведена.

. Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения от 25 января 2008 г. порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин должен устанавливаться Комиссией ТС. Несмотря на это, порядок предоставления тарифных льгот по-прежнему определен национальным законодательством государств-членов ТС.

. Применение тарифных льгот в отношении отдельных категорий товаров, ввозимых в РФ, не представляется возможным в связи с нерешенностью ряда принципиальных вопросов. В частности, это касается случая освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих, запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства- участника ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-участника ТС в соответствии с законодательством этого государства-участника ТС. Реализация данной льготы невозможна в связи с отсутствием порядка отнесения инвестиционных проектов к приоритетным. Данная норма прописана в Федеральном законе от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", является не действующей, но может быть применена для реализации данной тарифной льготы.

Решение рассмотренных выше проблемных вопросов позволит повысить эффективность применения системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, увеличить товарооборот между нашими странами, а также обеспечить поступления в федеральный бюджет.

Глава 3. Повышение эффективности использования тарифных льгот

3.1 Совершенствование единой системы преференций

В настоящее время льготы по уплате таможенных платежей активно используются для стимулирования развития производства, предпринимательской деятельности, защиты внутреннего рынка, а также привлечения иностранных инвестиций в отечественную промышленность. Кроме того, льготы по уплате таможенных платежей применяются в качестве поддержки развития экономики наименее развитых и развивающихся стран, а также как способ получения торгово-политических уступок от партнеров (на основе взаимности). Но применение льгот имеет и свои отрицательные последствия, так неправомерное предоставление льгот по уплате таможенных платежей может привести к значительным недополучениям сумм денежных средств в федеральный бюджет. Также необходимо учитывать, что все товары, в отношении которых предоставляются льготы, относятся к товарам группы риска, т.е. в отношении данных товаров могут иметь место административные правонарушения. Основной задачей таможенных органов является совершенствование системы контроля за обоснованностью предоставления льгот по уплате таможенных платежей, недопущение нарушений правил применения льгот.

В соответствии с законодательством льготы должны предоставляться на товары, которые не производятся в нашей стране, либо производятся в ограниченном количестве, учитывая при этом, интересы российских товаропроизводителей. Анализ импорта преференциальных товаров из КНР показывает, что основную долю ввозимых товаров составляют продовольственные товары, которые по ценовым показателям превосходят российскую продукцию, в связи с предоставлением льгот. Таким образом, необходимо пересмотреть законодательную базу в области применения тарифных льгот в отношении определенных товаров с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, предоставляются только при выполнении определенных условий, установленных Соглашением об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 05.06.1980 г. К ним относится следующее:

. Товар должен быть преференциальным. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается Комиссией ТС. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20% общего количества подсубпозиций ЕТН ВЭД. При необходимости Комиссия ТС может утверждать дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5% общего количества подсубпозиций ЕТН ВЭД.

. Выполнение правила прямой закупки и непосредственной отгрузка. В соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров товар рассматривается, как непосредственно закупленный, если импортер закупил его у фирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Товары, происходящие из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, подлежат прямой отгрузке в страну, предоставляющую тарифные преференции. Правилам прямой отгрузки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин и при временном складировании их на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита.

. Документальное подтверждение страны происхождения. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (статья 59 ТК ТС). В соответствии с вышеназванными Правилами определения страны происхождения товаров в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, производитель или экспортер представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятой в рамках Общей системы преференций. Сертификат представляется вместе с другими товаросопроводительными документами при таможенном досмотре, но не позднее, чем через год после поставки товара. Расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать + 5%. В случае утраты сертификата принимается официально заверенный его дубликат (копия).

В настоящее время применяется 4 уровня и 1 дополнительный уровень ввозных таможенных пошлин в зависимости от ряда условий.

) беспошлинно. Применяется в случаях - товар преференциальный, страна, указанная в ДТ в качестве СПТ, входит в перечень наименее развитых стран, выполняются условия Соглашения от 12.04.1996;

) 75% от базовой ставки. Применяется в случаях - товар преференциальный, страна, указанная в ДТ в качестве СПТ, входит в перечень развивающихся стран, выполняются условия Соглашения;

) ставка РНБ (базовая). Применяется в случаях - товар преференциальный, страна, указанная в ДТ в качестве СПТ, входит в перечень наименее развитых или развивающихся стран, входит в перечень стран РНБ, но не выполняются одновременно все три условия Соглашения; товар преференциальный, страна, указанная в ДТ в качестве СПТ, не входит в перечень наименее развитых или развивающихся стран, но входит в перечень стран РНБ;

) максимальная ставка (двойная базовая). Применяется в случаях - товар не преференциальный, и страна не входит в перечень стран РНБ; товар преференциальный, и страна не входит в перечень стран РНБ (при невыполнении трех условий Соглашения);

Дополнительный - специальная ставка. Применяется в отношении отдельных перечней товаров.

Вообще, необходимо пересмотреть существующие уровни ставок. Например, Китай по развитию экономики находится на первом месте в мире, он огромными шагами развивает свою структуру импорта. Но в то же время в ТС КНР входит в перечень развивающихся стран и пользуется 25% льготой по уплате пошлин. То же самое касается и Сингапура, Республики Кореи и т.д. Необходимо уменьшить льготы для самых развитых стран из развивающихся, а для развивающихся стран с более низким уровнем развития увеличить (в пределах 30%).

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле - экономический <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0> и юридический <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE> термин, означающий установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE> и юридическим <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE> лицам не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, его физическим или юридическим лицам. РНБ предусматривает представление таможенных льгот <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84>, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагается производство, обработка и обращение импортируемых <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82> товаров, и.т.д..

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров РФ.

Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Пути совершенствования единой системы преференций:

переработать список товаров, попадающих под условия предоставления преференций;

необходимо проработать вопрос о порядке определения уровня конкурентоспособности конкретной продукции развивающихся стран-пользователей национальной схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под действия указанной схемы;

пользователями схемой тарифных преференций, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в международных экономических отношениях., поэтому необходимо уменьшить перечень развивающихся стран, или отнести некоторые «сильные» страны в другой перечень.

Заключение

Льготы должны предоставляться на товары, которые не производятся в нашей стране, либо производятся в ограниченном количестве, учитывая при этом, интересы российских товаропроизводителей и интересы ТС. Анализ импорта преференциальных товаров из КНР показывает, что основную долю ввозимых товаров составляют продовольственные товары, которые по ценовым показателям превосходят российскую продукцию, в связи с предоставлением льгот. Таким образом, необходимо пересмотреть законодательную базу в области применения тарифных льгот в отношении определенных товаров с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров.

Одной из центральных проблем функционирования преференциальных режимов является нарушение правил использования льгот, прежде всего путем недостоверного декларирования страны происхождения товаров. Ежегодный ущерб для российского бюджета от подобных нарушений может составлять сотни миллионов долларов. Поэтому важно вести учет и статистику таких нарушений в рамках специальной таможенной статистики.

Проблемы импортной зависимости России продолжают оставаться весьма острыми. Необходимо разработать более совершенную систему тарифных преференций с учетом национальных интересов страны и способствующую повышению уровня экономической безопасности России.

Подводим итоги по курсовой работе:

единый таможенный тариф - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в государствах-участницах ТС;

под тарифной льготой (преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики страны льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров;

основными документами, регулирующими тарифные преференции являются ТК ТС, ЕТТ ТС, Решение КТС от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, Протокол от 12.12.2008 «О предоставлении тарифных льгот», Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года, Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

существует 4 уровня ставок таможенных пошлин: беспошлинно, 75%, базовая ставка, максимальная ставка;

из анализа динамики внешнеторгового оборота, наибольший ее объем у РФ происходит с Китаем, куда РФ экспортирует топливно-энергетические ресурсы, а из Китая импортируется в нашу страну одежду, обувь, товары народного потребления, продукты потребления.

Список использованных источников

Нормативные акты

Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)" (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130) (ред. от 16.08.2011) - www.consultant.ru

Протокол от 12.12.2008 «О предоставлении тарифных льгот» - www.consultant.ru

Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года - www.consultant.ru

Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года - www.consultant.ru

Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» - www.consultant.ru

Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «Перечень наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза» - www.consultant.ru

Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции» - www.consultant.ru

Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «Перечень развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза» - www.consultant.ru

Решение КТС от 27.01.2010 № 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств» - www.consultant.ru

Решение Комиссии таможенного союза № 331 от 18 июня 2010 года «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» - www.consultant.ru

Решение КТС от 27.11.2009 № 132 “Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений» - www.consultant.ru

Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года - www.consultant.ru

Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 - www.consultant.ru

Соглашение стран СНГ от 12 апреля 1996 года «О правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций» - www.consultant.ru

Соглашение от 20.05.2010 «Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)» - www.consultant.ru

Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - www.consultant.ru

Основная литература

17. Ершов, А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таомженном деле: Учебное пособие. - СПб: Изд-во «Бизнес-пресса», 2009. - 256 с.

. Сидорова, В.И. Таможенно-тарифное регулирования внешнеторговой деятельности и таможенная стоимость: учебное пособие / В.И. Сидорова; Российская таможенная академия; Владивостокский филиал. - Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2011. - С. 64-75.

. Свинухов, В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: учебник / В.Г. Свинухов. - М.: Экономистъ, 2008. - 271 с.

Похожие работы на - Особенности применения тарифных льгот и преференции в условиях функционирования Таможенного союза

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!