Особенности перемещения драгоценных камней и металлов через таможенную границу

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    595,65 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности перемещения драгоценных камней и металлов через таможенную границу















Дипломная работа на тему:

особенности перемещения драгоценных камней и металлов через таможенную границу












СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы изучения перемещения драгоценных металлов и драгоценных камей через таможенную границу

.1 Понятие и виды драгоценных металлов и драгоценных камней

.2 Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации

.3 Нормативное правовое регулирование перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу

. Анализ порядка совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней в современных условиях

.1 Особенности перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу

.2 Декларирование перемещаемых через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней

.3 Формы таможенного контроля, применяемые таможенными органами в отношении лиц и товаров при перемещении драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу

. Совершенствование порядка перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу таможенного союза

.1 Проблемы таможенного контроля ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней

.2 Направления совершенствования порядка перемещения через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопросы совершенствования порядка перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу имеют особую значимость, как для системы научных знаний, так и для практики таможенного дела. В свою очередь, изучение института таможенного контроля в аспекте его осуществления при перемещении через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней отличается недостаточностью исследований. Перемещение драгоценных металлов через границу подвергается особому государственному контролю, так как объект перемещения представляет собой особую ценность. В настоящее время существуют противоречия между федеральными законами, таможенным кодексом и подзаконными актами, которые затрудняют применение норм права при перемещении драгоценных метолов через границу. Наблюдается определенная проблема законодательного определения драгоценных камней ввиду нагромождения устаревших актов законодательства, регулирующих отношения внутри отрасли. Более того, ряд исследователей высказывают обоснованные убеждения в том, что действующее законодательство Российской Федерации не только не содержит определений объективно четких и выверенных понятий «драгоценные металлы» и «драгоценные камни», но и вступает в противоречие с положениями Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

С учетом выше изложенных фактов, становится крайне актуальной совершенствование порядка перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу, важной видится нам и задача полноценного исследования теоретических основ рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном исследовании особенностей порядка перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу Таможенного союза, которое до настоящего времени не было осуществлено в научной литературе. Важное теоретическое значение имеет исследование подходов к определению понятий «драгоценные металлы» и «драгоценные камни».

Практическая значимость исследования состоит в том, что ряд положений выпускной квалификационной работы может быть использован при совершенствовании законодательства.

Степень разработанности проблемы. В юридической литературе много внимания уделено правовым проблемам таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу. Данная проблема была освещена C.B., Р.В. Дзугаевым, В.В. Ереминым и проч. При этом конкретных исследования, посвященных обороту и порядку перемещения драгоценных камней и драгоценных металлов через таможенную границу таможенного союза практически нет. Большинство специальных исследований посвящено уголовно-правовым и криминалистическим аспектам незаконного оборота драгоценностей. Здесь можно отметить работу С.Л. Никоновича. В исследованиях гражданско-правового характера акцент делался исключительно на драгоценные металлы.

Объектом исследования является таможенный орган - Владимирская таможня - и отрасль производства драгоценных камней и металлов, а также общественные отношения в сфере перемещения через таможенную границу драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Предмет исследования - свойства драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, процесс перемещения через таможенную границу драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Цель исследования состоит в совершенствовании порядка перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу Таможенного союза.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

.        Изучить понятие и виды драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;

.        Проанализировать состояние рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации;

.        Охарактеризовать нормативно-правовую базу, на которой основывается регулирование перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу;

.        Выявить особенности совершения таможенных операций при перемещении драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу;

.        Рассмотреть сущность и специфику декларирования перемещаемых через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней;

.        Проанализировать современные формы таможенного контроля, применяемые таможенными органами в отношении лиц и товаров при перемещении драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу;

.        Выявить проблемы таможенного контроля ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней;

.        Предложить рекомендации по совершенствованию порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней и проанализировать их эффективность.

Нормативно-правовой основой исследования являются "Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) , Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 02.05.2015) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.10.2015), Приказ ФТС России от 21.08.2007 N 1003 (ред. от 26.06.2015) "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей", Информация ФТС России от 04.02.2014 "Разъяснения по разделу 2.9 Единого перечня товаров, утвержденного Коллегией Евразийской экономической комиссии 16 августа 2012 г. N 134, драгоценные металлы и драгоценные камни, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте".

Эмпирическая основа исследования включает в себя данные статистики по рынку драгоценных камней и драгоценных металлов и информационно-аналитические отчёты, размещенные на официальном сайте Росстата: #"866432.files/image001.jpg">

Рис. 9 Объемы продаж в России по категориям

Таким образом, больший объем продаж приходится на ювелирные украшения (украшения с бриллиантами). Второе место занимают одиночные бриллианты.

Также оценивая рынок золота, отметим, что Банк России за январь-март 2016 года приобрел для пополнения своих резервов 45,84 т золота, что в полтора раза превышает объемы закупки драгоценного металла в первом квартале 2015 года (30,05 т), следует из статистики, опубликованной Всемирным золотым советом (ВЗС). По его данным, большая часть золота была приобретена ЦБ на внутреннем рынке.

Совокупный объем покупок золота ЦБ РФ в первом квартале 2016 года стал наибольшим среди всех учтенных ВЗС стран. Китай, по данным ВЗС, пополнил свои резервы за тот же период лишь 35,14 т золота, а резервы Турции, наоборот, сократились на 36 т.

Общий объем золотого запаса России, по данным на май 2016 года, оценивается ВЗС в 1460,4 т, большими резервами золота в мире обладают только пять стран - США (8133,5 т), Германия (3381 т), Италия (2451,8 т), Франция (2435,7 т) и Китай (1797,5 т).

По данным ЦБ, общая стоимость золота в его резервах на 1 мая 2016 года составляла $60,506 млрд, что составляет примерно 15,5% от общего объема золотовалютных резервов ($391,521 млрд).

За первый квартал 2016 года мировые цены на золото выросли на 16,7% - с $1060 до $1237 за унцию.

Кроме того, в РФ расширяются рынки импортного сбыта золота. Так, ВТБ первым из российских кредитных организаций начал поставлять золото в Китай. Об этом 26 апреля сообщается в пресс-релизе банка. В дальнейшем ВТБ планирует активно наращивать объемы сделок с драгметаллами и увеличивать количество контрагентов, чтобы стать одним из лидирующих поставщиков на рынке КНР.

По словам первого заместителя председателя правления ВТБ Юрия Соловьева, ВТБ имеет прочные позиции на китайском финансовом рынке и «начало поставок физического золота в Китай является важным шагом в усилении бизнеса группы в рамках нашей региональной стратегии».

Таким образом, в условиях экономического кризиса, золото и другие драгоценные камни и металлы получают все большую популярность, так как они являются наиболее надежным вложением для национальной экономики. Их стоимость неуклонно растет.

В рамках проведенного исследования можно отметить, что драгоценные камни и металлы, а в особенности золото, являются опорой экономики Российской Федерации. За последние годы РФ ведет курс на укрепление золотовалютного фонда с целью стабилизации экономики. Это позволило выйти на шестое место среди всех стран мира по количеству золота, находящегося в распоряжении у государства.

1.3 Нормативное правовое регулирование перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу

Таможенное законодательство Таможенного союза определяет и регламентирует деятельность, связанную с ввозом в Таможенный союз и вывозом из него драгоценных камней, металлов, а также сырьевых товаров.

Положение о ввозе в Россию из государств, которые не входят в Таможенный союз, и вывозе из России в данные государства товаров, к числу которых следует относить драгоценные металлы, драгоценные камни и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, которое утверждено Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1137, не находит распространения на:

ввозимые в Таможенный союз и вывозимые из него содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни культурные ценности. Данная деятельность может осуществляться в порядке, который определяется Положением, которое относится к порядку ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывозу с нее культурных ценностей;

ввозимые в Таможенный союз и вывозимые из него радиоактивные и стабильные изотопы драгоценных металлов и изделия, основанные на них, в отношении которых должны применяться меры экспортного контроля стран, входящих в Таможенный союз;

ввозимые драгоценные металлы, драгоценные камни и сырьевые товары в государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней стран, входящих в Таможенный союз, в государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов стран, которые входят в Таможенный союз (относится к субъектам федеративных государств) и вывозимые драгоценные металлы, драгоценные камни и сырьевые товары из данных фондов. Порядок их ввоза и вывоза должен устанавливаться национальным законодательством стран, входящих в Таможенный союз.

В сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней функционируют ограничения, относящиеся к праву участников внешнеэкономической деятельности на реализацию экспортно-импортных операций в отношении драгоценных камней и драгоценных металлов. На основании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» осуществление вывоза с таможенной территории Таможенного союза ряда драгоценных камней и сырьевых товаров производится согласно лицензии, выдаваемой уполномоченным.

Российским законодательством при условии признания России и ее субъектов в качестве участников внешнеэкономической деятельности в рамках осуществления оборота с драгоценными металлами и драгоценными камнями, фактически не определяется их статус. О.А. Рутковская, к примеру, полагает целесообразным «…в целях более четкого определения правового статуса Российской Федерации и ее субъектов как участников внешнеэкономической деятельности в области оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, дополнить главу VI Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» статьей 23.1, закрепляющей формы участия Российской Федерации и ее субъектов во внешнеэкономической деятельности в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней».

Достаточно детально осуществляется регламентация порядка поставки драгоценных металлов и драгоценных камней за границу и из-за границы со стороны нормативных правовых актов Таможенного союза. При этом для осуществления правовой регламентации внешнеэкономической деятельности в данной сфере характерно ее более жесткое регулирование, нежели для координирования оборота драгоценных камней и металлов на внутреннем рынке. Одновременно для инвесторов в области геологического исследования, разведывательной деятельности и добычи драгоценных камней и металлов функционирует более свободный режим осуществления права собственности на добытые драгоценные камни и металлы.

К нормативно-правовым актам, регулирующим перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу относятся:

"Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), регламентирующий перемещение товаров через границу РФ внутри таможенной зоны таможенного союза.

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), регулирующий общие принципы таможенного регулирования.

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 02.05.2015) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.10.2015), определяющий правила добычи и производства драгметаллов.

Приказ ФТС России от 21.08.2007 N 1003 (ред. от 26.06.2015) "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей", устанавливающий унифицированную справочную информацию для заполнения таможенных документов.

Информация ФТС России от 04.02.2014 "Разъяснения по разделу 2.9 Единого перечня товаров, утвержденного Коллегией Евразийской экономической комиссии 16 августа 2012 г. N 134, драгоценные металлы и драгоценные камни, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при экспорте" разъясняет положения Приказа ФТС России от 21.08.2007 N 1003 и др.

Таким образом, нами были рассмотрены нормативно-правовые акты, на основании которых происходит регулирование процесса перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу Таможенного союза.

Подводя итог, отметим, что законодательное регулирование оборота драгметаллов характеризуется несовершенством ввиду недостаточной разработанности законодательной техники (например, в законе содержатся определения, не удобные в правоприменении). Порядок поставки драгоценных металлов и драгоценных камней за рубеж и из-за рубежа нормативными правовыми актами Таможенного союза регламентируется достаточно детально. При этом для правового регулирования внешнеэкономической деятельности в области оборота драгоценных металлов и драгоценных камней характерен более жесткий характер, чем для регулирования их оборота на внутреннем рынке.

В ходе исследования, проведенного в рамках первой главы работы, было выяснено, что оборот драгоценных камней и металлов играет важную роль и обладает рядом особенностей. К драгметаллам и драгкамням относитсяь особая категория металлов и камней, редко встречающихся в природе и обладающих уникальными свойствами (устойчивость к повреждениям, красота, особый блеск и проч.). Эти материалы разделяются на группы в зависимости от классифицирующих характеристик (например, металлы платиновой группы). Законодательство РФ, устанавливая определение рассматриваемых категорий, идет по пути перечисления различных категорий металлов и камней, что не является, на наш взгляд, удачным.

Драгоценные камни и металлы, а в особенности золото, являются опорой экономики Российской Федерации. За последние годы РФ ведет курс на укрепление золотовалютного фонда с целью стабилизации экономики. Это позволило выйти на шестое место среди всех стран мира по количеству золота, находящегося в распоряжении у государства. Стоимость драгоценных металлов и камней постоянно возрастает, о чем свидетельствуют данные статистики, размещенные на официальном сайте Росстата. Наибольший объем купли-продажи приходится на ювелирные украшения. Законодательное регулирование оборота драгметаллов характеризуется несовершенством ввиду недостаточной разработанности законодательной техники (например, в законе содержатся определения, не удобные в правоприменении)

2. Анализ порядка совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней в современных условиях

.1 Особенности перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу

Порядок перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу Таможенного союза устанавливается Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.10.2012 № 177).

Государственный контроль за оборотом и перемещением через таможенную границу драгоценных камней выполняется уполномоченными органами государств, являющихся членами.

При перемещении драгоценных камней осуществляется их идентификация, то есть уполномоченные органы (организации) государств-членов, определенные на основании законодательства государств-членов, устанавливают соответствие классификационных и стоимостных черт драгоценных камней и металлов требованиям нормативно-технической документации, размещенной на официальном сайте Таможенного Союза в «Интернете», учитывая цены мирового рынка.

Государственный контроль за перемещением и оборотом драгоценных камней и драгоценных изделий состоит из:

а) проверки происхождения драгкамней и законности владения субъектов ими на основании документов, которые представляются в соответствии законодательством;

б) проверки соответствия оценки и качества сортировки драгкамней нормативно-технической документации;

в) идентификации драгоценных камней;

г) проверки соответствия драгоценных изделий нормативно-технической документации;

д) проверки соблюдения порядка отнесения драгкамней к категории уникальных;

е) проверки соблюдения законного приоритетного права на приобретение драгкамней в государственные фонды;

ж) оформления, выдачи и (или) учета международной сертификации необработанных природных алмазов, проверки и учета сертификатов Кимберлийского процесса;

з) идентификации и проверки происхождения драгкамней.

Ввозить на таможенную территорию Таможенного союза драгоценные металлы и драгоценные камни могут юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности и зарегистрированные в установленном законом порядке и имеющие право на осуществление операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и сырьевыми товарами на основании национального законодательства государства - члена Таможенного союза. Они должны состоять на специальном государственном учете. Указанные субъекты вправе осуществлять ввоз без лицензий.

Осуществляя ввоз на таможенную территорию Таможенного союза необработанных природных алмазов перевозчик должен предоставить таможенным органам сведения о сертификате Международной схемы сертификации необработанных природных алмазов (Кимберлийский процесс). Информация должны включать номер сертификата, дату его выдачи и срок действия. Если сертификат не предоставлен или истек срок его действия, то ввоз партии не допускается, а партия необработанных природных алмазов подлежит возврату в страну вывоза.

Ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза драгоценные камни должны быть идентифицированы в процессе государственного контроля уполномоченными органами, что должно быть подтверждено документально.

Вывоз из Таможенного союза экспортируемых драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным государственным органом государства - члена Таможенного союза, на территории которого заявитель зарегистрирован.

Также положением предусмотрен перечень товаров, которые не требуют лицензирования (см. Приложение 2 к положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.10.2012 № 177)).

Экспорт природных алмазов и уникальных драгоценных камней и (или) уникальных самородков субъектами их добычи осуществляется при учете требований со стороны национального законодательства страны, входящей в Таможенный союз, в качестве резидентов которой выступают отмеченные субъекты. Осуществление вывоза производится посредством использования специализированных таможенных постов.

Осуществление экспорта из стран, входящих в Таможенный союз, монет, содержащих драгоценные металлы, и которые выступают в качестве законного средства платежа страны, производится со стороны центральных (национальных) банков и кредитных организаций данных государств.

Экспортирование из государств, входящих в Таможенный союз, драгоценных камней и металлов не допускается, при условии их меньшей контрактной стоимости, установленной во внешнеторговом договоре, в отношении общей стоимости драгоценных металлов и камней, которые содержатся в них.

Таможенные органы, государств, входящих в Таможенный союз, могут осуществлять таможенные операции, которые имеют непосредственную взаимосвязь с процессом оформления процедуры таможенного транзита, реэкспорта и убытия. Это возможно при условии продолжения нахождения драгоценных металлов и драгоценных камней, прибывших на таможенную территорию Таможенного союза, в пункте пропуска через государственную границу страны, входящей в состав Таможенного союза или их нахождения в другой зоне, относящейся к таможенному контролю, располагающейся при условии непосредственной близости от пропускного пункта, и ранее не сталкивалась с какой-либо иной таможенной процедурой.

Временное хранение имеет предназначение для осуществления хранения иностранного товара, на который не были сделаны выплаты таможенных платежей и в отношении которого нет обязательного соблюдения запретов и ограничений (к числу которых относятся процедуры лицензирования, квотирования, сертификации и т.п.).

В качестве основных целей временного хранения выступают:

процесс гарантирования сохранности иностранного товара до окончания оформления на таможне (до осуществления выпуска товара со стороны таможенного органа);

процесс предоставления возможности заинтересованным лицам осуществить проверку иностранного товара и заполнить таможенную декларацию. В качестве мест временного хранения товара выступают, в большинстве случаев, склады временного хранения (СВХ).

С целью размещения товаров на СВХ необходимо заполнение стандартного набора документов, применяемых по прибытии товара на таможенную территорию России, при условии осуществления временного хранения в данном месте, либо предоставление документов, применяемых при процедуре внутреннего таможенного транзита, при условии осуществления временного хранения вне места прибытия товаров на таможенную территорию России. Данная документация представляется таможенному органу владельцем склада временного хранения.

Также в отношении перемещения драгоценных камней через границу применяются меры нетарифного регулирования.

В ходе проведенного исследования было выяснено, что порядок перемещения драгоценных камней и металлов через таможенную границу Таможенного союза устанавлен Положением, которое регламентирует порядок осуществления ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза из нее драгоценных камней, металлов, а также сырьевых товаров, которые содержат драгоценные металлы (в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.10.2012 № 177). Ввозить и вывозить драгоценные металлы и камни на территорию Таможенного союза вправе особые субъекты (юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в определенном порядке) либо на основании лицензии, либо без нее. Данные перечни содержатся в приложениях к положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза (в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.10.2012 № 177).

драгоценный металл камень таможенный

2.2 Декларирование перемещаемых через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней

Прежде всего, на наш взгляд, при рассмотрении проблемы декларирования драгоценных металлов и драгоценных камней, следует отметить тот факт, что «при таможенном декларировании драгоценных металлов и драгоценных камней таможенному органу представляются документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в соответствии с перечнем, определенным статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза с учетом следующих особенностей».

В отношении товаров, классифицируемых кодами товарной группы 71 ТН ВЭД ТС и указанных в Приложениях №-№ 1, 2 и 3 к Положению, регламентирующему порядок осуществления ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных камней, металлов, а также сырьевых товаров, которые содержат драгоценные металлы, утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. № 134, осуществление подачи таможенной декларации должно осуществляться с одновременной подачей таможенному органу документации и сведений, учитывающих следующие особенности.

Акт государственного контроля Минфина России (код 01143 классификатора) и сертификат вывоза необработанных природных алмазов (при вывозе необработанных природных алмазов) не требуется представлять в таможенные органы при таможенном декларировании в электронной форме драгоценных камней, металлов, а также сырья, если сведения о них указаны в декларации на товары.

В случае ввоза необработанных алмазов, помимо сведений об акте государственного контроля Минфина России (при таможенном декларировании в электронной форме), таможенному органу предъявляется сертификат Кимберлийского процесса (код 01241 классификатора).

Местами декларирования драгоценных металлов и драгоценных камней, установлены специальные таможенные посты, указанные в Приказе ФТС РФ № 971 от 12.05.11 г.

Стоит также обратить внимание на Приказ ФТС России от 28 февраля 2014 г. № 364 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы», который был направлен на исключение при таможенном декларировании драгоценных камней, металлов, а также сырья, содержащего драгоценные металлы, в электронной форме требования о представлении следующих документов (при условии указания их номеров в декларации на товары в установленном порядке):

акта, который содержит государственный контроль и оценку стоимости товаров, которые содержат драгоценные камни, металлы, привезенных с территории стран, входящих в Таможенный союз;

акта государственного контроля товаров, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, привезенных на территорию стран, входящих в состав Таможенного союза;

акта, который содержит государственный контроль и оценку стоимости драгоценных металлов, экспортируемых из Таможенного союза;

акта государственного контроля;

сертификата вывоза необработанных природных алмазов.

Приказ ФТС России от 28 февраля 2014 г. № 364 вступил в силу 3 мая 2014 года. Кроме того, важно отметить последующие приказы ФТС Российской Федерации, которыми внесены ряд дополнений и уточнений к положениям Приказа ФТС России от 28 февраля 2014 г. № 364.

Таблица 1. Документы, необходимые при декларировании товаров, подпадающих под действие запретов и ограничений (вывоз).

№ п/п

Основание для применения разрешительного документа

Наименование подконтрольного товара

Наименование разрешительного документа

Орган (организация), выдавший документ

Таможенная операция, при которой представляется разрешительный документ

1

Решение коллегии ЕЭК от 16.08.2012 г. №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования». Раздел 2.9 единого перечня

драгоценные металлы и драгоценные камни

Лицензия

Минпромторг России

Декларирование, убытие

2

Решение коллегии ЕЭК от 16.08.2012 г. №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования». Раздел 2.10 единого перечня

необработанные драгоценные металлы, лом и отходы драгоценных металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы

Лицензия

Минпромторг России

Декларирование, убытие

3

Решение коллегии ЕЭК от 16.08.2012 г. №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования». Раздел 2.11 единого перечня

полудрагоценные камни

Лицензия

Минпромторг России и его территориальные органы

Декларирование, убытие


Итак, приказами ФТС России от 28 февраля 2014 г. № 364, от 6 марта 2014 г. № 404, от 6 марта 2014 г. № 405, от 12 марта 2014 г. № 447, от 23 июня 2014 г. № 1186, от 23 июня 2014 г. № 1187, от 23 июня 2014 г. № 1188, от 23 июня 2014 г. № 1189, от 23 июня 2014 г. № 1190, от 28 октября 2014 г. № 2092 отменено требование о представлении таможенному органу при таможенном декларировании товаров в электронной форме:

актов государственного контроля и оценки стоимости драгоценных металлов, экспортируемых из Таможенного союза;

актов государственного контроля и оценки стоимости товаров, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, вывозимые (ввозимые) с (на) территории(ю) государства - члена Таможенного союза;

сертификата вывоза необработанных природных алмазов, при условии указания их номеров в декларации на товары.

ФТС России разработан Справочник номеров разрешительных документов, указываемых в графе 44 «Дополнительная информация/представляемые документы» декларации на товары.

Использование этого справочника декларантами товаров исключит некорректное указание сведений о разрешительных документах в декларации на товары и обеспечит получение ответа через систему межведомственного электронного взаимодействия. При совпадении сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти через СМЭВ, и сведений, указанных о товаре в декларации на товары, отпадет необходимость в требовании проверки дополнительных документов и сведений в отношении декларируемых товаров и (или) применение других форм таможенного контроля.

Согласно законодательству, ювелирные изделия ввозятся в страну на общих основаниях, как и прочие товары. Ввоз драгоценностей без уплаты таможенных пошлин возможен для товаров, которые относятся к категории для личного пользования.

Порядок вывоза с единой таможенной территории, принадлежащей Таможенному союзу, монет, содержащих драгоценные металлы, определяется Положением, которое регламентирует порядок ввоза и вывоза на таможенную территорию, относящуюся к Таможенному союзу в рамках Евразэс, драгоценных камней, металлов, а также сырья, содержащего драгоценные металлы, и которое утверждено со стороны Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г. № 19 (Положение).

При осуществлении таможенного декларирования товаров, в том числе при условии вывоза из Таможенного союза монет, содержащих драгоценные металлы, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 356 Таможенного кодекса Таможенного союза физическими лицами представляются документы, подтверждающие их стоимость. К числу таковых документов со стороны таможенных органов, к примеру, могут приниматься приходная кассовая документация (чеки, кассовые ордера, квитанции и т.д.), выдача которых осуществляется со стороны кредитных организаций, а также нумизматических, антикварных и комиссионных магазинов, осуществляющих реализацию монет, содержащих драгоценные металлы.

При условии отсутствия документации, удостоверяющей стоимость вывозимых физическим лицом монет, содержащих драгоценные металлы, определение их стоимостного эквивалента осуществляется при условии учета принципов «Порядка определения общей стоимости вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней» (приложение 8 к Положению). Согласно ему общая стоимость вывозимых драгоценных металлов в форме товаров и изделий, к числу которых относятся монеты, содержащие драгоценные металлы, должна определяться при учете общей массы химически чистых драгоценных металлов, которые содержатся в данных изделиях, и цен мирового рынка на драгоценные металлы. При этом для определения стоимости может использоваться информация, ежедневно направляемая ФТС России в таможенные органы по коммуникационным каналам связи, относящаяся к ценам покупки и продажи драгоценных металлов, которые ежедневно устанавливаются со стороны Банка России на основе мировых цен. Порядок вывоза монет, которые выступают в качестве культурных ценностей, регламентируется со стороны Положения «о порядке ввоза на таможенную территорию государств - участников Таможенного союза (ТС) и вывоза с таможенной территории государств - участников ТС культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов», которое утверждено Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 19.

Приказом Федеральной таможенной службы от 12 мая 2011 г. N 971 г. Москва "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней" устанавливаются пределы компетенции таможенных органов совершения таможенных операций в отношении драгметаллов и драгкамней. Структуру таможенных органов, имеющих право оформления таких товаров составляют:

Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни;

таможенный пост Малахит (специализированный) Екатеринбургской таможни;

Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни;

Заднепровский таможенный пост (специализированный) Смоленской таможни;

Калининградский акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что при прохождении таможенного оформления декларант должен предъявлять лицензию на товар (в случае, если он подлежит лицензированию). В настоящий момент отменено требование о представлении таможенному органу при таможенном декларировании товаров в электронной форме актов государственного контроля и оценки стоимости драгоценных металлов, экспортируемых из Таможенного союза; актов государственного контроля и оценки стоимости товаров, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, вывозимые (ввозимые) с (на) территории(ю) государства - члена Таможенного союза; сертификата вывоза необработанных природных алмазов, при условии указания их номеров в декларации на товары. Приказом Федеральной таможенной службы от 12 мая 2011 г. N 971 установлена структура таможенных органов, имеющих право оформления таких товаров составляют.

2.3 Формы таможенного контроля, применяемые таможенными органами в отношении лиц и товаров при перемещении драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (ТК ТС), таможенный контроль выступает в качестве совокупности мер, которые осуществляются со стороны таможенных органов, в том числе с применением системы управления рисками, для гарантирования действия в рамках действующего таможенного законодательства Таможенного союза и законодательств стран, входящих в него в качестве участников, контроль за осуществлением которого лежит на таможенных органах.

Определение, которое представлено в статье 4 ТК ТС, имеет непосредственную взаимосвязь с широким представлением о таможенном контроле. При этом следует отметить, что в той или иной степени всю деятельность сотрудников таможенных органов можно связать с таможенным контролем в таком понимании. А потому для уточнения данного определения целесообразным является выделение и узкий термин, который проистекает из анализирования содержания ТК ТС в целом и раздела 3 в частности. В узком смысле таможенный контроль выступает в качестве совокупности проверочных действий в определенных формах, которые являются достаточными для осуществления соблюдения и выявления нарушений действующих таможенных нормативно-правовых основ.

Таможенный Кодекс Таможенного Союза устанавливает положение, согласно которому, все товары, которые перемещаются через таможенную границу, должны проходить таможенный контроль в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными ТК Российской Федерации. При реализации таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не имеют права на установку требований и ограничений, не предусмотренных положениями ТК ТС и нормативно-правовыми основами государств-участников Таможенного союза, в которых осуществляется таможенное регистрирование.

Согласно статье 110 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (ТК ТС), к формам таможенного контроля следует относить:

) проверку документации и сведений;

) проведение устного опроса;

) получение объяснений;

) осуществление таможенного наблюдения;

) осуществление таможенного осмотра;

) осуществление таможенного досмотра;

) осуществление личного таможенного досмотра;

) проверку маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков;

) осуществление таможенного осмотра помещений и территорий;

) проведение учета товаров, которые находятся в зоне таможенного контроля;

) осуществление проверки системы учета товаров и отчетности по ним; (в ред. Протокола от 16.04.2010 г.).

) осуществление таможенной проверки.

Требования таможенных органов, которые предъявляются при реализации таможенного контроля, не могут выступать в качестве препятствия для осуществления перемещения товаров через таможенную границу и проведения деятельности в области таможенного дела в большей степени, нежели это минимально необходимо с целью гарантирования соблюдения нормативно-правовых основ в области таможенного дела.

Согласно ст. 94 ТК ТС отмеченные выше обстоятельства способствуют определению основного принципа осуществления таможенного контроля, к которому следует относить выборочность форм реализации таможенного контроля (таможенные органы, в большинстве случаев, выбирают те формы, которые являются достаточными для следования таможенному законодательству Таможенного союза).

При осуществлении выбора форм таможенного контроля применяется система управления рисками, в качестве которых выступает возможность отклонения от действующего таможенного законодательства России.

Со стороны таможенных органов осуществляется проверка документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций, для установки достоверности информации, подлинности документации и (либо) правильности ее заполнения и (либо) оформления (ст. 111 ТК ТС).

Осуществление проверки достоверности информации, представленной таможенным органам в процессе совершения таможенных операций, происходит посредством ее сопоставления со сведениями, которые были получены через другие источники, анализ данных таможенной статистики, обработку информации с применением инновационных технологий, а также иными методами, которые не запрещены нормативно-правовыми актами Таможенного союза.

При реализации таможенного контроля таможенный орган имеет право обоснованно предъявить запрос в письменном виде в отношении дополнительных документов и сведений для проведения проверки данных, содержащихся в таможенной документации.

Запрос дополнительной документации и данных, согласно пункту 3 настоящей статьи, и проведение ее проверки не должен оказывать препятствие выпуску товаров, если другое не имеет отражение в Таможенном Кодексе Таможенного Союза.

При осуществлении таможенных операций, согласно Таможенному Кодексу, должностные лица таможенных органов имеют право на проведение устного опроса физических лиц, их представителей, а также лиц, которые выступают в качестве представителей организаций, обладающих полномочиями в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу, без дачи объяснений указанным лицам в письменном виде (ст. 112 ТК ТС).

Получение объяснений выступает в качестве «получения должностными лицами таможенного органа от декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела» (ст. 113 ТК ТС).

Объяснения должны быть оформлены в письменной форме, которая установлена решением Комиссии Таможенного союза.

При необходимости вызова лица с целью получения объяснений таможенный орган обязан оформить уведомление в письменном виде, которое в дальнейшем должно быть вручено вызываемому лицу.

Получение пояснений выступает в качестве альтернативы устного опроса.

Таможенное наблюдение, в свою очередь, является гласным, целенаправленным, систематическим или разовым, непосредственным или опосредованным визуальным наблюдением, в том числе с использованием технического оборудования, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, к числу которых следует также относить транспортные средства, находящиеся в зоне таможенного контроля, осуществлением в отношении них грузовых и другого рода операций (ст. 114 ТК ТС).

Осуществление проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, в соответствии со статьей 118 ТК ТС, выступает в качестве формы осуществления таможенного контроля, при которой таможенные органы производят проводят проверку наличия на товарах либо на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров другими способами, используемыми с целью подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в случаях, которые предусмотрены действующим нормативно-правовыми основами Таможенного союза.

Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков либо обозначений товара другим способом выступает в качестве ввоза товара на таможенную территорию Таможенного союза, осуществленного без совершения таможенных операций и выпуска товаров, при условии доказательной базы, имеющей обратный эффект у лица, располагающего данными товарами, декларанта либо иного заинтересованного лица.

Следует подчеркнуть тот факт, что товары Таможенного Союза находятся в зоне таможенного контроля при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иной документации, являющейся таможенной декларацией, либо осуществления действия, которое непосредственно направлено на вывоз товара с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы. Таможенными органами осуществляется контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе или вывозе товаров, в том числе товаров, которые получены в результате переработки товаров, если таковые товары подлежат обязательному обратному ввозу или вывозу согласно таможенным процедурам, установленным ТК Таможенного союза.

Отметим, что таможенные органы могут проводить таможенный контроль и после осуществления выпуска товаров, исключительно в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся в зоне таможенного контроля.

Сотрудниками таможенных органов таможенный контроль проводится на разных этапах таможенного оформления товаров, что предопределяется установленным ТК Таможенного союза требованием о предоставлении документации и данных, которые необходимы для осуществления таможенного контроля. Данные документы и информация утверждены статьей 98 ТК ТС.

Таможенный орган имеет право производить запрос документов и сведений, необходимых для осуществления таможенного контроля, в письменном виде и утверждать срок их представления, который обязан быть достаточным для этого. В соответствии с мотивированным обращением лица указанный срок может быть продлен таможенным органом на период времени, необходимый для представления указанной документации и данных.

Что же касается вопросов освобождения от отдельных форм таможенного контроля, то следует подчеркнуть, что таковое устанавливается нормами статьи 105 Таможенного Кодекса Таможенного Союза. Таможенному досмотру не ожжет подвергаться личный багаж, принадлежащий:

) главам стран, входящих в Таможенный союз, и их членов семьи;

) главам правительств, членам правительств стран, входящих в Таможенный союз, при условии пересечения данными лицами таможенной границы в связи со служебными обязанностями;

) главам иностранных государств, главам правительств иностранных государств, министрам иностранных дел, которые посещают страны, входящие в Таможенный союз с официальным визитом;

) иным лицам согласно международным договорам стран, входящих в Таможенный союз, и иным международным договорам.

Таким образом, в ходе проведенного исследования отметим, что в узком понимании таможенный контроль представляет собой совокупность проверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и выявления нарушений таможенного законодательства. Таможенный контроль состоит из: проверки документов и сведений; устного опроса; получения объяснений; таможенного наблюдения; таможенного осмотра; таможенного досмотра; личного таможенного досмотра; проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенного осмотра помещений и территорий; учета товаров, находящихся под таможенным контролем; проверки системы учета товаров и отчетности по ним; таможенной проверки.

Исследование в рамках второй главы позволяет придти к выводу о том, что порядок перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу Таможенного союза устанавливается Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.10.2012 № 177). Ввозить и вывозить драгоценные металлы и камни на территорию Таможенного союза вправе особые субъекты (юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в определенном порядке) либо на основании лицензии, либо без нее. Данные перечни содержатся в приложениях к положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза (в ред. Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.10.2012 № 177).

3. Совершенствование порядка перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу таможенного союза

§ 3.1 Проблемы таможенного контроля ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней

Таможенное оформление производят специализированные отделы и посты таможенных органов РФ, соответственно, ввезти камни можно только через те пункты пересечения границы, где есть такие посты и отделы.

Важно подчеркнуть тот факт, что усиление таможенного контроля за перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней, является, по сути, - правовым инструментом предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота ценностей. Однако этот правовой инструмент не должен использоваться сотрудниками таможенных органов в корыстных целях, с использованием служебного положения для извлечения личной выгоды. А потому, вопросы правовой регламентация процедуры таможенного контроля драгоценных металлов и драгоценных камней должны быть оптимизированы с учетом мнения как экспертного сообщества, так и представителей профильного комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Усиление борьбы на таможенных постах с контрабандным ввозом в Российскую Федерацию драгоценных металлов и драгоценных камней - первостепеннейшая задача таможенных органов в условиях разрастания криминогенной обстановки в обществе, что связано, как нам представляется, с затяжными негативными тенденциями и процессами в экономике России.

Также нельзя не отметить такую проблему, как незавершенность регламентации правового статуса участников внешнеэкономической деятельности в области оборота и перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней. Дело в том, что система отечественного законодательства, признавая Российскую Федерацию и ее субъекты участниками внешнеэкономической деятельности в области оборота и перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней, фактически не определяет их статус как таковых.

Участники, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в области оборота драгоценных камней и металлов, обязаны также соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров России. Но данные принципы и нормы не позволяют осуществить выработку стандартизированной международно-правовой процедуры заключения и реализации международных торговых сделок, а также преодоления коллизии между нормами национального законодательства. Частично решение данной проблемы, относящейся к выработке единых международно-признанных правил заключения и исполнения международных торговых сделок, отражено в Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли - продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980 г.) и Принципах международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА). Однако Принципы УНИДРУА имеют рекомендательный характер и подлежат применению только в случае согласия сторон.

Более детальная регламентация порядка поставки драгоценных камней и металлов за границу и из-за границы осуществляется со стороны нормативно-правовых актов Таможенного союза. При этом с целью правового регулирования внешнеэкономической деятельности в области оборота и перемещения драгоценных камней и металлов характерен более жесткий характер, нежели для осуществления регулирования их оборота на внутреннем рынке. Одновременно для инвесторов в области геологического исследования, разведки и добычи драгоценных камней и металлов действует более свободный режим осуществления права собственности на добытые драгоценные камни и металлы.

В рамках проводимого исследования, важно, по нашему убеждению, сделать акцент на том, что на сегодняшний день Федеральный закон Российской Федерации «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ определяет драгоценные камни простейшим способом - через перечисление наименований: природные алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, александриты, жемчуг; к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования.

Подобное определение не содержит существенных признаков определяемого понятия: в силу своей красоты, долговечности и редкости в природе драгоценные камни обладают высокой стоимостью и используются для изготовления предметов роскоши - ювелирных украшений.

Существующее определение приводит к тому, что в перечень драгоценных камней и, соответственно, сферу специального регулирования, осуществляемого нормами Федерального Закона Российской Федерации «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ, включаются камни производственно-технического назначения, которые в силу своего низкого качества действительной ценностью не обладают, а также коллекционные минералы, которые являются объектом отношений, не отличающихся юридически значимой спецификой.

В тоже время, те камни, которые при высоком качестве в мировом торговом обороте считаются драгоценными и стоимость которых в отдельных случаях может превышать стоимость рубинов, сапфиров и изумрудов (турмалины, топазы, танзаниты и др.), в России в сферу специального правового регулирования не включены, поскольку в качестве драгоценных в законе не поименованы.

Нововведением в таможенном законодательстве при определении предназначения товаров является применение таможенными органами системы управления рисками, что вполне обоснованно, так как нередко для определения предназначения товаров требуется проведение соответствующих контрольных мер.

В соответствии с таможенным законодательством таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, учета товаров и транспортных средств, устного опроса, проверки системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. В основу организации проведения таможенного контроля положена таможенная декларация. И здесь следует акцентировать мысль в том направлении, что в неторговом обороте таможенный контроль должен быть не менее жестким, чем в торговом, по той простой причине, что данным направлением пытаются воспользоваться недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с целью ухода от таможенных платежей и во избежание неприятностей со стороны правоохранительных органов. Это, в свою очередь, наносит непоправимый вред государству и обществу.

На основании проведенного исследования можно говорить о том, что законодатель ограничил круг субъектов, способных осуществлять таможенный контроль перемещения драгоценных камней и металлов. Эту роль выполняют специализированные отделы и посты таможенных органов РФ. Ввезти камни можно только через те пункты пересечения границы, где есть такие посты и отделы. Усиление таможенного контроля за перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней, является, по сути, - правовым инструментом предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота ценностей. Также наблюдается незавершенность регламентации правового статуса участников внешнеэкономической деятельности в области оборота и перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней.

3.2 Направления совершенствования порядка перемещения через таможенную границу Таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней

В настоящий момент времени финансово-правовое регулирование обращения в Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней и их перемещения в границах Таможенного Союза имеет ряд значительных проблем, разрешение которых позволит повысить эффективность управления данными высоколиквидными ресурсами.

Законодательное определение золота и других драгоценных металлов и драгоценных камней в качестве валютных ценностей было обусловлено необходимостью установления специального правового режима для данной категории объектов гражданских прав. Исторически категория «золото» рассматривалась как стабилизирующий фактор денежной системы во многих передовых зарубежных странах и в России, выступая гарантийной валютной оговоркой, при которой денежная единица обеспечивалась соответствующим весом золота. Таким образом, участники гражданского оборота и хозяйствующие субъекты понимали, что платежная сила денежной единицы никогда не будет утрачена.

Исключение драгоценных металлов и драгоценных камней нивелировало любые валютные ограничения при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Таким образом, проводимые в настоящее время сделки купли-продажи между Центральным банком РФ и кредитными организациями совершаются относительно золота, фактически превратившегося в обычный товар.

Тем не менее, драгоценные металлы и драгоценные камни, как высоколиквидные ресурсы, сохранили функции как в частном капитале (средство сбережения и инвестиции), так и в государственных резервах («страховка» от экономической нестабильности или так называемые чрезвычайные мировые деньги).

В этой связи решение законодателя об исключении драгоценных металлов и драгоценных камней из состава валютных ценностей справедливо подвергается критике.

Особенно спорным данное изменение правового регулирования драгоценных металлов и драгоценных камней представляется в условиях финансовой нестабильности, когда публично-правовые образования нуждаются в аккумуляции дополнительных финансовых ресурсов.

Несмотря на официальный отказ от использования драгоценных металлов в денежном обращении, они продолжают сохранять свое значение как резервной валюты и части международных золотовалютных резервов государства.

Драгоценные металлы выступают в качестве страховки против нестабильности денежного обращения, выражающейся в постоянно растущей инфляции. Благодаря большой концентрации стоимости в единице веса, высокой устойчивости к воздействию внешних факторов ценности позволяют наилучшим образом сохранить стоимость товаров.

А потому, по нашему убеждению, приобретает особую значимость вопрос наделения драгоценных металлов и драгоценных камней специальным финансово-правовым режимом, а именно, - режимом валютных ценностей. Специфическая природа данных инвестиционных ресурсов, преобладание их публично-правового значения над частноправовым предполагают существенные ограничения, связанные с обращением драгоценных металлов и драгоценных камней.

С целью оптимизации определения правового статуса Российской Федерации и ее субъектов как участников ВЭД в сфере оборота и перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней, считаем крайне актуальным подходом к проблеме следующий выход из сложившейся ситуации: дополнить главу VI Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» статьей 23.1, закрепляющей формы участия Российской Федерации и ее субъектов во внешнеэкономической деятельности в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Учитывая пробелы в толкованиях ряда терминов в законах РФ и подзаконных актах, допущенных законодателем (на что указывалось нами в процессе подготовки предыдущего параграфа), считаем правильным изложить дефиницию понятия «драгоценные камни» в следующей виде: «Драгоценные камни - это природные алмазы (кроме алмазов производственно-технического назначения), а также другие минералы, которые добываются, обрабатываются и используются в целях изготовления ювелирных изделий. Перечень наименований указанных минералов определяется Правительством Российской Федерации. К драгоценным камням приравниваются природный жемчуг и уникальные янтарные образования».

При этом, считаем правильным рекомендовать законодателю урегулировать названный перечень в правовом поле таким образом, чтобы он был максимально близок к международной коммерческой классификации.

Следует также дифференцировать правовой режим драгоценных камней, по нашему убеждению, в зависимости от их наименования, страны происхождения, а не только лишь от их физического состояния (обработанное и необработанное) и вида (уникальные, либо обыкновенные камни), как это имеет место быть в настоящий момент времени отечественной системой законодательства.

В связи с тем, что за последние годы резко возросло количество уголовных правонарушений связанное в большей степени с вывозом из России и ввозом в Россию драгоценных металлов, чаще обнаруживаются факты нелегальных попыток перевезти через таможенные пункты РФ с территории других стран драгоценные камни или же ценное минеральное сырье, значимость приобретает изыскание возможностей для усиления форм и методов таможенного контроля драгоценных металлов и драгоценных камней перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза, поиск и своевременное применение новых технологий обнаружения и идентификации отдельных видов драгоценных металлов и драгоценных камней в перемещаемом багаже.

Важное значение приобретает поиск путей борьбы с контрабандой культурных ценностей, которые сделаны из драгоценных металлов и драгоценных камней, и, кроме того, они выступают в качестве значительной материальной ценности. Вопрос гарантирования сохранности и предупреждения контрабанды культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни настолько актуален, что было предложено возведение его в ранг национального проекта. Данный вопрос находится в поле зрения Общественной палаты РФ, что обуславливает его значимость. Создана комиссия палаты, в ведение которой находятся проблемы, связанные с сохранением духовного и культурного наследия. В качестве главного объекта защиты данного наследия выступает Музейный фонд России, включающий в себя более 80 млн. экспонатов.

Кроме того, считаем важным отметить, что осуществляя таможенный контроль, должностные лица обязаны не только должным образом провести контроль, но и не нарушать права физических лиц и не превышать свои полномочия.

Поскольку в значительном ряде случаев имеет место быть такая проблема как высокий языковой барьер (не все сотрудники пункта пропуска владеют иностранными языками, но стандартные фразы заучивают и отвечают, но это не всегда позволяет найти общий язык и решить проблему), то можно констатировать факт того, что проблему не владения свободной разговорной речью на иностранных языках сотрудника таможенного поста целесообразно решить посредством организации специальных языковых курсов, и возможно, даже путем их организации без существенного отрыва сотрудников от рабочего места, для чего в бюджете должны быть предусмотрены средства на реализацию этих мероприятий.

Также законодательное регулирование перемещения драгоценных камней и металлов можно было бы дополнить технической регламентацией приборной диагностики этих материалов. Усовершенствование правил определения структуры камней и металлов.

На основании проведенного исследования логичным представляется для определения путей совершенствования законодательного регулирования перемещения через границу драгоценных камней и металлов определить с правовым статусом золота. Законодательное определение золота и других драгоценных металлов и драгоценных камней в качестве валютных ценностей вытекает из необходимости установления специального правового режима для данной категории объектов гражданских прав. Исторически и фактически золото является стабилизирующим фактором денежной системы государства.

В связи с этим решение законодателя об исключении драгоценных металлов и драгоценных камней из состава валютных ценностей следует подвергнуть критике. Несмотря на официальный отказ от использования драгоценных металлов в денежном обращении, они продолжают сохранять свое значение как резервной валюты и части международных золотовалютных резервов государства.

Подводя итог главе, отметим, что законодатель ограничил круг субъектов, способных осуществлять таможенный контроль перемещения драгоценных камней и металлов. Эту роль выполняют специализированные отделы и посты таможенных органов РФ. В настоящее время наблюдается незавершенность регламентации правового статуса участников внешнеэкономической деятельности в области оборота и перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней.

Заключение

По результатам выполненного исследования, мы можем сформулировать ряд основополагающих выводов.

. К числу драгоценных металлов согласно статье 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» следует относить золото, серебро, платину, а также металлы, входящие в платиновую группу (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

. Согласно статье 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные камни представлены природными алмазами, изумрудами, рубинами, сапфирами и александритами, а также природным жемчугом в сыром (естественном) и обработанном виде. К числу драгоценных камней следует также относить уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством России.

. В условиях современности правоприменители столкнулись со значительной проблемой, которая связана с определением драгоценных камней, что обусловлено нагромождением устаревших нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений внутри данной отрасли. Так, например, в процессе установки перечня драгоценных камней, Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не раскрывается, чем конкретно является александрит или рубин.

. Действующие нормы законодательства Российской Федерации не содержит четких определений понятий «драгоценные металлы» и «драгоценные камни», и вступают в определенные противоречия с положениями Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

. Существенным недостатком российского законодательства, приводящим к нарушению прав потребителей изделий из драгоценных камней, следует назвать отсутствие таких понятий, как облагороженные, синтетические, составные, реконструированные камни, камни-имитации.

6. Федеральный Закон Российской Федерации «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ направлен на определение драгоценных камней простым способом - посредством перечисления наименований, к которым относятся: природный алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, жемчуг; к числу драгоценных камней также следует приравнивать уникальные янтарные образования. Следует, по нашему убеждению, изложить определение драгоценных камней в следующей редакции: «Драгоценные камни выступают в качестве природных алмазов (кроме алмазов производственно-технического назначения), а также других минералов, добыча которых, обработка и применение происходит в целях изготовления ювелирных изделий. Перечень наименований данных минералов должен определяться Правительством России. К драгоценным камням приравниваются природный жемчуг и уникальные янтарные образования». При этом данный перечень должен быть приближен к одной из международных коммерческих классификаций».

. Правовой режим драгоценных камней следует дифференцировать в зависимости от их наименования, страны происхождения, а не только состояния (обработанное и необработанное) и вида (уникальные и обыкновенные камни), как это предусмотрено действующим законодательством.

. Современный рынок драгоценных металлов характеризуют определённые тенденции, которые, как правило, носят постоянный характер. Однако существует группа так называемых временных тенденций рынка драгоценных металлов. Именно эта группа тенденций на протяжении последних двух лет формировала особенности рынка драгоценных металлов.

9. Российский и мировой рынок драгоценных металлов находятся в непосредственной взаимосвязи. Определение цены на драгоценные металлы как в России, так и в мире обуславливается несколькими группами факторов. В отношении национального рынка стоит отметить, что содержание таких факторов формируется на основе особенностей и состояния национальной экономики, наличия тесных взаимосвязей с экономиками других стран, общеполитической ситуации и многих других.

. На рынке драгоценных камней доминирует рынок алмазов и бриллиантов. Спецификой современного состояния рынка драгоценных камней является то, что в мире имеется не так много стран, богатых драгоценными камнями. Следует отметить, что на этом рынке достаточно отчетливо проявляется специализация.

. Ввоз в Таможенный союз и вывоз из Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, осуществляются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Ввоз на таможенную территорию Таможенного союза драгоценных камней и металлов должен производиться юридическими и физическими лицами, которые зарегистрированы в качестве субъектов предпринимательской деятельности, а также которые обладают правом на реализацию операций с драгоценными камнями, металлами, а также сырьевыми товарами согласно национальному законодательству стран, входящих в состав Таможенного союза, и которые состоят на специальном учете страны - члена Таможенного союза, в качестве резидентов которой данные юридические и физические лица выступают (заявитель), без лицензий.

. Для установления четкого определения правового статуса России и ее субъектов как участников внешнеэкономической деятельности в области оборота драгоценных камней и металлов, считаем целесообразным дополнить главу VI Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» статьей 23.1, которая закрепляет формы участия Российской Федерации и ее субъектов в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности в области добычи, производства, применения и обращения драгоценных камней и металлов.

. При таможенном декларировании драгоценных металлов и драгоценных камней таможенному органу представляются документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в соответствии с перечнем, определенным статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза. Местами декларирования драгоценных металлов и драгоценных камней, установлены специализированные таможенные посты, указанные в Приказе ФТС РФ № 971 от 12.05.11 г.

14. Таможенный Кодекс Таможенного Союза устанавливает положение, согласно которому, все товары, которые подвергаются перемещению через таможенную границу, обязаны проходить таможенный контроль в соответствии с порядком и на условиях, предусмотренных ТК РФ. При реализации таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не имеют права на установку требований и ограничений, которые не предусмотрены положениями ТК ТС и законодательством государств, входящих в ТС, в рамках которого осуществляется таможенное оформление.

15. Контроль государством ввоза из стран, включая идентификацию драгоценных камней, осуществляется: Государственным учреждением по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов РФ и Российской государственной пробирной палатой при Минфине РФ в соответствии с правилами, установленными действующими нормативно-правовыми актами. Таможенное оформление производится специализированными отделами и постами таможенных органов России, в связи с чем провоз камней возможен исключительно через те пункты пересечения границы, где находятся данные посты и отделы.

. Усиление таможенного контроля за перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней, является, по сути, - правовым инструментом предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота ценностей.

Список использованной литературы

1.           Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ - 04.08.2014. - N 31. - ст. 4398

2.      Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 // Собрание законодательства РФ. - 13.12.2010. - N 50. - ст. 6615.

.        Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18.06.2010 г. (ред. от 08.05.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 03.09.2012. - N 36. - ст. 4866.

.        Федеральный Закон Российской Федерации от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ (ред. от 02.05.15 г.) О драгоценных металлах и драгоценных камнях (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 30.10.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 30.03.1998. - N 13. - ст. 1463

.        Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ О таможенном регулировании в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 48. - ст. 6252. - 2011. - № 27. - ст. 3873. - № 29. - ст. 4291. - № 50. - ст. 7351. - 2012. - № 53 (ч. 1). - ст. 7608.

.        Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 23. - ст. 2796.

.        Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1137 Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 39. - ст. 4923. - 2011. - № 19. - ст. 2723. - 2012. - № 53 (ч. 2). - ст. 7865.

.        Указ Президента РФ от 1 сентября 2014 г. № 598 О внесении изменения в Положение о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1137 // Собрание законодательства РФ. - 08.09.2014. - N 36. - ст. 4826

.        Указ Президента РФ от 29 декабря 2012 г. № 1715 О внесении изменений в Положение о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1137 // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - N 53 (ч. 2). - ст. 7865

.        Положение о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (утв. Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1137) // Собрание законодательства РФ. - 27.09.2010. - N 39. - ст. 4923

11.    Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» с изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. № 142, от 18 сентября 2012 г. № 158, от 25 сентября 2012 г. №169, от 2 октября 2012 г. № 177, от 18 октября 2012 г. № 184, от 4 декабря 2012 г. № 242, № 243 и № 260, от 25 декабря 2012 г. № 303, от 5 марта 2013 г. № 30 и № 33) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. - URL: <#"866432.files/image002.gif">

Приложение 8

Структура мирового алмазного рынка.

Похожие работы на - Особенности перемещения драгоценных камней и металлов через таможенную границу

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!