Учет безналичных денежных средств

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет безналичных денежных средств

Введение

Для осуществления производственной деятельности каждая организация должна иметь в необходимых размерах оборотные средства. В составе оборотных средств важное место занимают безналичные денежные средства. Безналичные денежные средства необходимы для приобретения различных материалов, всевозможных хозяйственных расходов, для платежей банку, налоговым органам и прочим учреждениям. Они являются абсолютно ликвидным активом, способным легко и быстро преобразовываться в любые виды материальных ценностей.

Переход России на рыночные отношения, ее интеграция в мировое экономическое пространство потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений, постоянно разрабатываются новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа развития.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что от эффективности применения тех или иных форм расчетов и способов исполнения обязательств, четкости, полноты, правильности и упорядоченности используемого при этом документооборота, в конечном счете, зависит как результат каждой сделки, так и в целом работа организации. Также в настоящее время обозначилась острая нужда в изучении и внедрении всеми участниками рыночных отношений механизмов функционирования новых форм безналичных расчетов.

При выполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому учету и аудиту, нормативно-правовые акты РФ, инструкции Центрального Банка РФ, статьи периодической печати, а также труды Ю.А. Бабаевой «Бухгалтерский учет», П.С. Хахоновой «Бухгалтерский учет» и др., в которых изложены теоретические основы и практические аспекты организации бухгалтерского учета применительно к производственным предприятиям. К несомненным достоинствам этих учебных пособий можно отнести: обилие практических примеров, таблиц и схем, а также доступный высокопрофессиональный язык изложения. Кроме того, были использованы учредительные документы, данные бухгалтерского учета и отчетности исследуемой организации.

Предметом исследования курсовой работы является бухгалтерский (финансовый) учет безналичных денежных средств и расчётов на предприятиях и организациях.

Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью «Клеанинг». Видом деятельности исследуемой организация ООО «Клеанинг» является предоставление услуг по организации торгового объекта. Организация была зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) 10 октября 2014 г. в городе Севастополе.

Цель настоящей работы - изучение организации учета безналичных денежных средств на примере ООО «Клеанинг», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета безналичных денежных средств.

Задачи курсовой работы:

·подбор теоретической литературы, статистических, фактических материалов по теме: учет безналичных денежных средств и расчётов;

·исследование и анализ организации ООО «Клеанинг» в сфере бухгалтерского финансового учета безналичных денежных средств и расчётов, с использованием первичных документов;

·решение сквозной задачи по учету фактов хозяйственной деятельности организации.

Структура курсовой работы - состоит из трёх глав:

первая глава - теоретическая, в ней освещена методика ведения бухгалтерского учета безналичных денежных средств и расчётов, с использованием статей из журналов, нормативных документов, кодекса, учебников и т.д., а также таблиц и схем.

вторая глава - практическая, в ней освещена практика ведения бухгалтерского учета безналичных денежных средств и расчётов в организации ООО «Клеанинг», с использованием первичных документов.

третья глава - автоматизированная, в ней освящена технология решения спроектированной задачи по ведению бухгалтерского учета безналичных денежных средств и расчётов, с использованием компьютерных программ.

А также курсовая работа состоит из введения, заключения, приложений, списка использованной литературы.


1. Теоретические и методологические основы учета безналичных денежных средств и расчётов

.1 Экономическая сущность безналичных денежных средств и расчётов

компьютерный бухгалтерский учет денежный

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчётами. Денежные расчёты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчётов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчётов способствует разветвлённая сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по причине экономии, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Термин «безналичные расчёты» употребляется обычно в двух значениях. В широком смысле значение данного термина понимается как процесс погашения денежных обязательств без применения наличных денег [3, с. 54]. Иное значение - узко юридическое, которое может быть истолковано как «правовые отношения, предпосылкой возникновения которых является право требования владельца счёта определённой денежной суммы по указанным реквизитам в определённый срок и за вознаграждение, а также корреспондирующая данному праву обязанность банка» [2, с. 87].

На наш взгляд, безналичные расчёты представляют собой способ урегулирования долговых обязательств без использования наличных денег. Такой подход к определению отражает полную экономическую характеристику и исходит из толкования двух понятий, где термин «безналичный» не предполагает применение наличных денег, а расчёты представляют собой процесс подсчёта денежных обязательств.

Таблица определений объекта исследования различными экономистами приведена в Приложении А.

Классификация безналичных расчетов приведена в Приложении Б.

В современном мире люди всё чаще предпочитают осуществлять безналичные платежи и всё реже используют купюры. С 2001 по 2007 год доля всех сделок купли-продажи, осуществляемых безналичным способом, увеличивалась на 7,2% ежегодно. Затем, как следствие кризиса, наблюдался некий регресс, но уже с 2010 года рост снова усилился и достиг 7,8% в год.

Безусловно, на сегодняшний день наличные деньги занимают большую нишу, чем безналичные, 80% все операций купли-продажи происходит с использованием наличных. Однако рост использования дебетовых карт и бесконтактных платежей, а также постепенное замещение старого, более консервативного, поколения будут уводить человечество от наличности. Вряд ли наличные платежи исчезнут совсем, однако к 2050 году использовать наличность будут меньшинство и, скорее всего, это будут только неформальные платежи.

В России использование безналичных расчётов в 2009 году составило 24% от суммы всех платежей, по сравнению с 3% в 2001 году. Индия находиться на 11-м места по безналичным платежам после России. В Китае применение безналичных расчётов выросло с 12% в 2001 году до 65% в 2009 году. Наибольшего развития в данной области достигли США: там совершается 40% безналичных платежей в мире. На втором месте страны еврозоны: на их долю приходиться 21%.

Размер безналичного обращения зависит от объема товаров в стране, уровня цен, расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений.

Основные условия осуществления расчетов на территории РФ закреплены в статье 861 ГК РФ. Во-первых, выбор их вида зависит от правового статуса лица. Так, физические лица по сделкам, не связанным с предпринимательской деятельностью, вправе использовать любой вид расчетов без ограничения размера сумм. Юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, по общему правилу должны использовать безналичные расчеты. Исключением из него являются расчеты между юридическим и физическим лицом по операциям, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (выплата заработной платы, пособий, пожертвование и т.п.) и если возможность наличных расчетов не запрещена законом. Во-вторых, безналичные расчеты по общему правилу осуществляются через кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета.

В связи с тем, что все юридические лица обязаны осуществлять безналичный расчет через счет в банке, рост суммы на счете является главным показателем работы предприятия.

Особенности организации безналичных расчетов приводят к удобству контроля над ними, что, например, снижает возможности ухода от налогов.

Происходят изменения в информационных, компьютерных технологиях, в результате которых движение денег, совершаемое в процессе безналичных расчетов, все больше становится составной частью общего мира телекоммуникаций. Это, в свою очередь, способствует развитию новых видов финансового бизнеса и повышению его эффективности. Следовательно, особенности безналичных расчетов и задачи организации последних в интересах экономики страны требуют создания определенной системы, которая должна обеспечивать наиболее эффективное их применение в рыночном хозяйстве [3, с. 41-48].

В «Положение о безналичных расчетах в РФ» от 03.10.2002 г. №2-П (ред. от 22.01.2008) расчетным документам отведена вторая глава, где определён порядок заполнения расчетных документов, предоставления, отзыва и возврата. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой документ на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа.

Осуществление безналичных расчетов с помощью расчетных документов на бумажных носителях чрезвычайно замедляет процесс совершения платежей и увеличивает его стоимость. Безналичные расчеты во многих зарубежных странах осуществляются в основном с помощью телекоммуникационных систем связи, бумажный оборот сведен до минимума.

Для эффективной организации безналичных расчётов особая значимость придаётся очерёдности платежей. Все предприятия и организации должны соблюдать платёжную дисциплину, т.е. обязаны своевременно погашать свои денежные обязательства. Если по каким-то причинам предприятие приостановило платежи по срочным обязательствам, то эта задолженность распространяется по цепи от предприятия к предприятию. Поэтому в таких условиях регулирование очерёдности платежей издавна является одной из острых вопросов денежно-кредитной политики.

В настоящее время очерёдность списания при отсутствии или недостаточности средств на банковских счетах регламентируется ст. 855 ГК РФ, предусматривающей пять групп очерёдности. Вместе с тем и эта очерёдность платежей вызывает неоднозначное отношение к ней исполнительной и законодательной власти, споры вокруг приоритетности платежей в бюджет и выдач на оплату труда. Указанная проблема требует общетеоретического исследования и разрешения.

Состояние и эволюция системы безналичных расчётов зависят от этапа историко-экономического развития, конкретной экономической ситуации в стране, уровня развития и характера денежного рынка. Вследствие изменений происходит обновление понятий.

1.2 Порядок отражения операций с безналичными денежными средствами в формах бухгалтерского учета и отчетности

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. Формы безналичных расчетов определены ст. 862 «О безналичных расчетах» ГК РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ и Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»:

§расчеты платежными поручениями;

§расчеты по инкассо

§расчеты по аккредитиву;

§расчеты по чекам.

Под формой безналичных расчетов понимают законодательно установленный порядок совершения расчетов в безналичном платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных инструкций.

Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

характером хозяйственных связей между контрагентами;

особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

местонахождением сторон сделки;

способом транспортировки грузов;

финансовым положением юридических лиц [4, с. 79].

Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.

Расчеты платежными поручениями

Это - самая распространенная форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики. Платежные поручения действительны в течение определенного времени со дня их выписки и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета. По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Аккредитивная форма расчетов

Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Существует два вида аккредитивов:

) покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

) отзывные или безотзывные.

Использование аккредитивов в международных расчетах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.

Расчеты чеками

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю). Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законодательством.

Чек удобен для расчетов в случаях:

когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик - передавать товар до получения гарантии платежа;

когда продавец заранее не известен.

Также чек служит ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Приобретая товар или получая услуги, предприятие (через полномочного представителя) выписывает расчетный чек и передает его поставщику-получателю средств. В мировой банковской практике в зависимости от того, кто указан получателем платежа, чеки делят на именные, ордерные, предъявительские.

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк.

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетный документы, берет на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Расчеты платежными требованиями

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом (с согласием) и без акцепта (без согласия) плательщика.

1.3 Нормативное регулирование учета безналичных денежных средств организации

Ведение бухгалтерского учета безналичных денежных средств осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение безналичных денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:

-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета безналичных денежных средств в организации. К ним относятся:

Гражданский кодекс РФ;

Налоговый Кодекс РФ;

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров;

Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Федеральный закон от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с учетом последующих изменений и дополнений);

Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года №416-У «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения».

-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ. К ним относятся:

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года №34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;

«Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года №43н;

Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94н;

Приложение №2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года №85 «Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности»;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 27.11.2006 №154н;

Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Приказ Министерства финансов РФ от 24.11.2004 №106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;

«О введении новых форматов расчетных документов» Указание от 22 февраля 1999 года N502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 №51-У;

Инструкция №28 о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03 октября 1986 года (С изменениями от 21.06.03 года №1297-У);

Инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 №111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49. Письмо МНС РФ от 15.04.2002 г. №АС-6-06/476 «О бланках строгой отчетности».

-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

документ по учетной политике предприятия;

утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

графики документооборота;

утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

1.4 Характеристика деятельности и финансового состояния ООО «Клеанинг»

Организационно-правовая форма собственности «Клеанинг» согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ) 12165 представляет собой общество с ограниченной ответственностью (ООО). Форма собственности согласно Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС) - 16 «Частная собственность». Ведет свою деятельность на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 21.10.94 года и одобренного Советом Федерации.

ООО «Клеанинг» является самостоятельным субъектом. Является также юридическим лицом, руководствуется в своей деятельности законодательством РФ. Организация имеет самостоятельный баланс, свой фирменный бланк, печать с полным наименованием на русском языке, необходимые штампы, действует на принципах хозяйственного расчета.

ООО «Клеанинг» основано 06.10.1997 года в г. Севастополе и зарегистрировано в Гагаринской районной государственной администрации в городе Севастополе.

.10.2014 года ООО «Клеанинг» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя. Документ, подтверждающий факт внесения записи в УГРЮЛ - свидетельство 34 №004231237 от 10.10.2014 г.

Юридический адрес: 299058, г. Севастополь, ул. Пролетарская, д. 32, кв. 81.

По состоянию на 09.03.2015 г.:

ОГРН 1149204023980

ИНН/КПП 9201008060/920101001

Основной вид деятельности согласно ОКВЭД: 70.20 «Сдача внаем собственного недвижимого имущества».

Дополнительный вид деятельности согласно ОКВЭД: 52.62 «Розничная торговля в палатках и на рынках».

Целью деятельности организации является извлечение прибыли.

Уставный капитал ООО «Клеанинг» составляет 10000 руб.

Организационная структура ООО «Клеанинг» представлена в Приложении В.

Основными покупателя услуг ООО «Клеанинг» являются:

·ООО «Царь Хлеб»

·ООО «Хорошие новости»

·ИП Понкратова Л.С.

Основные поставщики ООО «Клеанинг»:

·АО АТП 2628

·ООО «Славянская Гавань»

·ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» Филиал ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» в г. Севастополь

·ИП Ковалькова Н.Н.

·ООО «Элекард-Сервис»

Остановимся на наиболее значимых моментах:

в организации применяется упрощённая компьютеризированная форма ведения бухгалтерского учета;

рабочий план счетов разработан на основе единого Плана счетов;

функции по бухгалтерскому учету, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности выполняет бухгалтер.

На предприятии для ведения бухгалтерского учета применяется программа «1С-Бухгалтерия» версия 8.3. Программа предназначена для ведения бухгалтерского учета, печати первичных документов, расчета итоговых показателей, формирования отчетов для налоговых органов. С точки зрения главного бухгалтера, данная программа была выбрана потому, что она чрезвычайно удобна, проста в освоении и универсальна. Также используется программа «Клиент-Банк» для учета и совершения безналичных платежей через Интернет.

2. Учёт и контроль безналичных денежных средств и расчётов

.1 Цель, задачи и принципы учета безналичных денежных средств и расчётов

Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия - одна из важнейших характеристик его финансового положения.

Подавляющее большинство расчетов между предприятиями производится безналичным путем, т.е. путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет кредитора посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. Безналичные расчеты в условиях рыночной экономики могут осуществляться и с помощью векселей и чеков.

Целью бухгалтерского учета операций с безналичными денежными средствами является контроль над соблюдением расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств, а также обеспечение сохранности безналичных денежных средств.

Перед бухгалтерским учетом в области учета безналичных денежных средств и расчетов стоят следующие основные задачи:

соблюдение действующих правил использования безналичных денежных средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами, фондами и сметами;

правильное и своевременное документальное оформление операций с безналичными денежными средствами;

полное и оперативное отражение в учетных регистрах наличия и движения безналичных денежных средств и расчетных операций;

контроль за наличием и сохранностью денег на расчетном и других счетах в банках;

организация и проведение в установленные сроки инвентаризаций безналичных денежных средств и состояния расчетов, изыскание возможностей недопущения возникновения просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины, своевременности перечисления сумм за материальные ценности, а также средств, полученных в порядке кредитования;

бесперебойное удовлетворение безналичными денежными средствами потребностей предприятия;

рациональное вложение свободных денежных средств с целью получения дополнительного дохода от инвестиций.

Основные принципы организации бухгалтерского учёта безналичных денежных средств в ООО «Клеанинг»:

) Оперативность учёта. В ООО «Клеанинг» оперативность учёта заключается в своевременном представлении учётных данных для управления работой организации и составления отчетности.

) Полнота и простота учёта. В ООО «Клеанинг» полнота и простота учёта состоят в представлении всей учетной информации, необходимой для управления работой организации и бизнесом при недопущении излишней информации, исключении дублирования и ненужных показателей.

) Достоверность учетных данных. В ООО «Клеанинг» обеспечивается документированием всех хозяйственных операций, соблюдением правил инвентаризации, денежной оценки, учета текущих затрат, калькулирования.

) Сопоставимость планируемых (прогнозных) и учетных показателей. В ООО «Клеанинг» данный принцип необходим для контроля за нормами расхода безналичных денежных средств, контроля за выполнением планов, прогнозов, заказов, договоров и т.п.

) Экономичность учета. В ООО «Клеанинг» экономичность учёта характеризуется такими показателями, как: количество работников организации на одного специалиста по бухучету; уровнем компьютеризации труда работников бухгалтерии; уровнем затрат на учет.

Можно добавить еще несколько из положений:

обязательное хранение денег на счетах в банке и проведение необходимых операций через банк;

платежи должны совершаться в точном соответствии с условиями договоров;

платежи осуществляются при наличии средств на счете и праве на кредит;

обязательное уведомление плательщика обо всех передвижениях средств на его счетах.

Соблюдение этих принципов позволяет использовать безналичные расчеты в качестве важного инструмента развития и функционирования организации.

2.2 Организация учета безналичных денежных средств на ООО «Клеанинг»

В организации ООО «Клеанинг» бухгалтерский учет осуществляется по плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (Приложение З).

Главный бухгалтер ООО «Клеанинг» назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом Генерального директора в соответствии с условиями заключенного трудового договора по представлению руководителя подразделения. Непосредственный руководитель директор ООО «Клеанинг» в г. Севастополе.

К должностным обязанностям главного бухгалтера относятся:

осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации;

исполняет в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и принятой в компании учетную политику исходя из структуры и особенностей деятельности организации, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;

возглавляет работу по обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля над проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

обеспечивает формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности подразделения, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;

организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением и обращения, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;

обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на мат. стимулирование работников организации;

осуществляет контроль над соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях организации;

участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности отделения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов и устранения потерь;

принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;

участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;

осуществляет контроль над проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами;

ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;

участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники;

обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Синтетический учет безналичных денежных средств осуществляется на активном счёте 51 «Расчётные счета». Данный счёт предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.

Специальные счета в банках (счет 55) открываются организацией для осуществления контроля за целевым использованием средств, предназначенных для расчетов с поставщиками услуг посредством аккредитива, расчетных чеков, банковских карт и т.д. Они могут открываться как в национальной валюте (рублях), так и в иностранной валюте.

Предназначенный для этих целей счет 55 «Специальные счета в банках» имеет несколько субсчетов, отражающих назначение и их использование:

.1 «Аккредитивы» - на этом субсчете учитывается движение сумм, выставленных организацией аккредитивов;

.2 «Чековые книжки» - здесь учитывается движение средств, депонированных при получении расчетных чековых книжек;

.3 «Депозитные счета» - для учета средств, перечисленных на депозит.

Количество субсчетов, открываемых в развитие этого счета, может быть увеличено в том случае, если организация имеет денежные средства, требующего отдельного учета. Например счет 55.4 «Специальный карточный счет». На ООО «Клеанинг» используется счет 55.4. Корпоративная карта применяется для проведения расчётов через терминалы и банкоматы.

Остаток средств на указанных субсчетах свидетельствует о суммах, не израсходованных по целевому назначению. Оборот по дебету - пополнение средств, по кредиту - использование по целевому назначению или перечисление остатка на расчетный счет организации.

Основой организации первичного учета в организации является утвержденный бухгалтером график документооборота, т.е. прохождения документов от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяются лица, ответственные за оформление документов, а также порядок место время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

ООО «Клеанинг» при расчетах безналичными денежными средствами использует стандартную форму платежного поручения. Расчеты с использованием инкассового поручения и расчеты по аккредитиву ООО «Клеанинг» не проводит. Основные бухгалтерские записи, используемые ООО «Клеанинг» при учете операций на расчетном счете, приведены в таблице Схема бухгалтерский записей по счету 51 «Расчетный счет» (Приложение И).

По состоянию на 01.07.2014 года у ООО «Клеанинг» был открыт один расчетный счет в ОАО «РНКБ». Организация ежемесячно получает выписку банка, которая служит основание для бухгалтерских записей и служит регистром аналитического учета по расчетному счету. Полученная выписка банка проверяется и обрабатывается бухгалтером, который подбирает все оправдательные документы по каждой операции.

2.3 Документальное оформление движения безналичных денежных средств

Общие положения, касающиеся требований к документообороту организации, закреплены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учёте, утверждённом Минфином СССР от 29.07.1983 №105 (далее - Положение №105). В соответствии с Положением №105 документооборот организации представляет собой движение первичных документов в бухгалтерском учёте, которое регламентируется графиком.

График документооборота на ООО «Клеанинг» составляется главным бухгалтером организации и утверждается её руководителем. Он является неотъемлемой частью учётной политики для целей бухгалтерского учёта организации. При этом график документооборота предусматривает несколько этапов движения документа внутри организации: создание, проверку, обработку документа и передачу его в архив. На данном этапе движения документа указывается количество экземпляров, в которых должен составляться документ, а также указывается лицо, ответственное за его составление, обработку, проверку.

Система документооборота по учету денежных средств на расчетном счете в ООО «Клеанинг» представлена в Приложении К.

Самыми распространёнными расчётными документами в практике хозяйственной деятельности ООО «Клеанинг» являются платёжные поручения. Платёжные поручения оформляются организацией самостоятельно и направляются в банк. Как правило, момент составления платёжного поручения в организации привязан к сроку наступления платежа. В соответствии с Положением №2-П установлено, что расчётные документы должны составляться в необходимом количестве экземпляров, количество которых определяется численностью участников расчётов. При этом изготовление второго и последующего экземпляра расчётного документа допускается с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.

Платёжное поручение представлено в Приложении Е.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.19996 №129-Фз «О бухгалтерском учёте» в банковских документах не допускается совершать исправления и помарки. В случае их возникновения расчётный документ уничтожается и составляется новый. При этом расчётные документа являются действительными для предъявления в банк в течение 10 дней, не считая дня их выписки. Поэтому период прохождения расчётного документа между стадиям создания и проверки не должен превышать указанного срока.

В организации ООО «Клеанинг» стадии создания и проверки расчётных документов совмещены, что значительно сокращает срок нахождения документа внутри организации. После составления и проверки расчётных документов их необходимо направить в банк.

Обратите внимание, что в банк должны быть направлены все экземпляры расчётного документа, необходимые для совершения операции. Банк обязан принять расчётный документ от организации независимо от наличия денежных средств на расчётном счетё клиента. При этом банк принимает расчётный документ только при наличии на первом экземпляре первой и второй подписи, а также при наличии оттиска печати организации. Поэтом на стадии создания и проверки документа необходимо предусмотреть сроки, в течение которых расчётные документы должны быть подписаны уполномоченными на то лицами.

При использовании платёжного поручения в графе расчётного документа «Списано со счёта плательщика» указывается дата списания денежных средств с расчётного счёта организации. Эта дата считается датой прекращения обязательства компании перед получателем платежа. Также на расчётном документе в поле «Отметки банка» проставляется штамп банковской организации и подпись ответственного исполнителя. При этом банк обязан уведомить организации об исполнении платёжного поручения не позднее следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счёта. Таким образом, информация о совершении платежа направляется организации. В соответствии с положением о документах и документообороте в бухгалтерском учёте банковские документы должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены.

Помимо собственных документов, которые составляет ООО «Клеанинг» при осуществлении расчётов с использованием банка, в организацию поступают входящие документы, составляемые самим банком, а также расчётные документы (а точнее их экземпляры), оформленные контрагентами хозяйствующего субъекта. Данные документы также проходят стадии документооборота, за исключением стадии создания [6, с. 128]. В ООО «Клеанинг» организовано отдельное хранение документов, созданных на стороне, а также документов, созданных самой организацией. При этом входящие банковские документы должны быть также подобраны в хронологическом порядке и переплетены, как и документы, связанные с осуществлением банковских расчётов, созданные самой организацией.

ООО «Клеанинг» периодически получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные организацией.

Банковская выписка представлена в Приложении Ж.

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета ООО «Клеанинг», открытого ему банком и, таким образом, является основным документом, согласно которому бухгалтер составляет корреспонденцию счетов о движении денежных средств. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.

2.4 Налогообложение операций с безналичными денежными средствами

Учет получения наличных с расчетного счета

Перемещение денежных средств внутри организации (снятие наличных денежных средств с расчетного счета в кассу организации) не приводит к возникновению доходов и расходов, не облагается НДС.

Учет оплаты товаров, работ, услуг с расчетного счета

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. При методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ (ст. 272 НК РФ). Таким образом, перечисление оплаты за товары, работы, услуги при методе начисления не приводит к возникновению расходов в налоговом учете. Перечисление аванса (предоплаты) также не приводит к возникновению расходов при использовании метода начисления (п. 14 ст. 270 НК РФ).

НДС. Перечисление денежных средств в оплату товаров (работ, услуг) не оказывает влияния на принятие к вычету НДС по этим приобретениям, поскольку НДС принимается к вычету при выполнении трех условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;

товары (работы, услуги) оприходованы (приняты к учету) на основании соответствующих первичных документов;

имеются надлежаще оформленный счет-фактура поставщика.

Учет перечисления страховых взносов с расчетного счета

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом ст. 270 НК РФ не содержит положений, запрещающих учитывать при налогообложении прибыли страховые взносы.

При этом суммы исчисленных в соответствии с Законом №212-ФЗ страховых взносов не включались ни в расходы налогоплательщика на оплату труда, ни в состав расходов на уплату налогов, ни в расходы по страхованию по ст. 263 НК РФ. До внесения изменений в НК РФ Минфин России рекомендовал страхователям учитывать страховые взносы в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией в соответствии с положениями пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 08.04.2010 №03-03-06/1/244, от 24.03.2010 №03-03-06/1/171, от 18.03.2010 №03-03-06/1/146, от 11.02.2010 №03-03-05/25, от 19.10.2009 №03-03-06/2/197 и др.).

В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 №229-ФЗ, страховые взносы следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данное изменение вступило в силу со 2 сентября 2010 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Датой осуществления прочих расходов в виде обязательных платежей признается дата начисления таких платежей (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ) (письма Минфина России от 05.04.2010 №03-03-06/1/230, от 02.04.2010 №03-03-06/1/214). Таким образом, при методе начисления для учета сумм страховых взносов дата их уплаты значения не имеет.

Учет перечисления поставщику аванса с расчетного счета

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. При методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ (ст. 272 НК РФ). Перечисление аванса (предоплаты) также не приводит к возникновению расходов при использовании метода начисления (п. 14 ст. 270 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 273 НК РФ при кассовом методе расходами налогоплательщиков признаются затраты только после их фактической оплаты. Уплаченные под поставку товаров (работ, услуг) авансы не являются расходом, поскольку из норм статей 252, 273 НК РФ следует, что для признания расходов помимо фактической оплаты необходим сам факт их осуществления, то есть приобретения должны быть получены покупателем.

НДС. Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика НДС, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров, суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров при получении таких сумм оплаты (частичной оплаты), подлежат вычетам.

При этом п. 9 ст. 172 НК РФ установлено, что указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), документов, подтверждающих фактическое перечисление этих сумм, и при наличии договора, предусматривающего их перечисление.

В налоговом периоде получения товаров от поставщика (при наличии счета-фактуры) согласно пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ покупателю надлежит восстановить сумму налога с предоплаты, ранее правомерно предъявленную им к вычету на основании нормы п. 12 ст. 171 НК РФ. НДС, предъявленный поставщиком при отгрузке, может быть принят к вычету в общем порядке.

Учет перечисления подотчетных сумм на банковские карты сотрудников

НДФЛ. Выданные работнику из кассы под отчет денежные средства не могут быть признаны полученным работником доходом, включаемым в налоговую базу по НДФЛ, а также произведенной по трудовому договору выплатой работнику, которая включается в объект налогообложения страховыми взносами (см. постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 №11714/08). Следовательно, они не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

Однако при рассмотрении дел о невозврате подотчетных сумм (об отсутствии отчетов об их расходовании), суды должны исходить из фактических обстоятельств в каждой конкретной ситуации. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 №14376/12 суд отказал в отмене решения налогового органа о начислении НДФЛ и пеней по нему, поскольку лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах, но документы, подтверждающие, что денежные средства были израсходованы на уставные цели, предоставлены не были.

Учет перечисления налогов и сборов с расчетного счета

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. Согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ при методе начисления для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей датой осуществления признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата начисления налогов (сборов). Таким образом, независимо от даты уплаты сумма налога (сбора и т.п.) учитывается при налогообложении прибыли на дату начисления, то есть в том налоговом (отчетном) периоде, за который предоставляется декларация (расчет) по этому налогу, сбору и пр. См. письмо УФНС РФ по г. Москве от 06.08.2008 №21-11/073877.1@, письма Минфина России от 16.02.2009 №03-03-06/2/22, от 26.09.2007 №03-03-06/2/185, от 06.03.2007 №03-03-06/1/149 (п. 1).

Учет перечисления доходов акционерам и участникам хозяйственных обществ

В соответствии с п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Организация, выплачивающая доходы в виде дивидендов, признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате дивидендов акционерам (участникам) - юридическим лицам (п. 3 ст. 275 НК РФ), а также налоговым агентом по НДФЛ при выплате дивидендов акционерам (участникам) - физическим лицам (п. 3 ст. 214 НК РФ). Порядок исчисления и удержания налога на прибыль и НДФЛ регулируется ст. 275 НК РФ.

Учет при перечислении заработной платы на банковские карты сотрудников

Заработная плата, выплачиваемая работникам, является их доходом, подлежащим обложению НДФЛ (пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Российская организация в рассматриваемой ситуации признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ с выплаченного дохода (п. 1 ст. 226 НК РФ).

В письме Минфина России от 18.04.2013 №03-04-06/13294 разъяснено, что случае выплаты доходов физлицу частями несколько раз за месяц налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, заработная плата перечисляется работникам на банковские карточки за минусом удержанного НДФЛ.

2.5 Внутрихозяйственный контроль операций с безналичными денежными средствами и расчётов на ООО «Клеанинг»

В современных условиях хозяйствования приобретает актуальность своевременности расчетов, повышение ответственности предприятий за выполнение договорных обязательств и обеспечение платежей в связи с тем, что увеличение объемов реализации продукции, работ, услуг и прибыли является важнейшим показателем качественной оценки работы предприятий.

При кажущейся простоте учета безналичных денежных расчетов, тем не менее, многие практические работники, даже со значительным стажем работы допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов безналичными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций.

Обращение денежных средств совершается непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях. Этот процесс непрерывен во времени. Поэтому важно, чтобы за денежными средствами был установлен постоянный, систематический, ежедневный внутрихозяйственный контроль.

Белов Н.Г. классифицирует формы контроля по времени осуществления на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственных операций и направлен на предупреждение незаконного и нерационального использования собственности хозяйства. Осуществляется главными специалистами и главным бухгалтером.

Текущий контроль проводится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций и направлен на оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта в хозяйстве. Текущий контроль должен осуществляться всеми должностными лицами.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлен на выявление недостатков или имеющегося положительного опыта. Последующий контроль осуществляют работники бухгалтерии, аудиторские фирмы и ревизионные комиссии.

Организация практического осуществления контроля операций по счетам в банке должна быть направлена на выявление соблюдения действующего порядка открытия счетов и использования хранящихся на них денежных средств строго по целевому назначению.

Контроль операций по расчетному счету в ООО «Клеанинг» осуществляет главный бухгалтер. Контроль операций по расчетному счету в банке начинают с оформления проверки: проверяют наличие выписок банка по расчетному счету и их достоверность, производится сличение правильности показанных остатков денежных средств на расчетном счете предыдущей выписки банка с последующей на конец и начало соответствующего периода. Суммы остатков денежных средств должны быть одинаковы. Эти же остатки должны быть отражены в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

Затем устанавливается наличие к каждой денежной операции соответствующих оправдательных документов, послуживших основанием для ее совершения, проверяется подлинность денежных документов, наличие на выписках штампов банка, подписей исполнителей.

После сопоставления выписок банка с прилагаемыми к ним первичными документами, установления правильности подсчета итоговых оборотов, начального и конечного сальдо. Особенно тщательно проверяют хозяйственные операции по существу. Для этого устанавливают законность каждой поступившей или списанной с соответствующего счета суммы.

Кроме взаимного сопоставления, сверки, стыковки сумм, отраженных в соответствующих документах, требуется установить реальность той или иной операции.

Проводят встречные проверки, а главное необходимо тщательно проверять взаимосвязанные первичные документы по однородным операциям.

Безналичные расчетные операции проверяют на основании платежных поручений. Так как выписки банка содержат лишь цифровые данные, необходимо предварительно изучить их структуру и коды условных цифровых обозначений содержания операций.

Регистрами учета, в которых в хозяйстве отражают операции по расчетному счету, является журнал-ордер №2. Журнал-ордер №2 служит для отражения кредитовых оборотов по счету 51 «Расчетный счет».

Основанием для бухгалтерских записей в журнале-ордере №2 являются выписки банка с приложенными документами.

Большинство операций в организации осуществляется безналичными деньгами, поэтому необходим наиболее хорошо организованный и действенный контроль за соблюдением платёжной и договорной дисциплины.

2.6 Совершенствование учета безналичных денежных средств на ООО «Клеанинг»

В ходе проверки организации учета безналичных расчетов в ООО «Клеанинг» были выявлены нарушения, которые свидетельствуют о довольно низкой эффективности системы внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств:

· отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения ревизий безналичных расчетов;

· наличие признаков формального проведения ревизий безналичных расчетов (одни и те же лица в ревизионной комиссии);

· отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

· не ко всем выпискам банка приложены документы, подтверждающие выполнение финансовых операций, нашедших в ней отражение;

· допущены исправления в банковских документах.

Для улучшения системы внутреннего контроля за движением и сохранностью безденежных средств на предприятии предлагается ежегодно проводить внутренний аудит безналичных расчетов.

Предлагаем для совершенствования контроля за соблюдением платёжной и договорной дисциплины в организации примерную программу внутрихозяйственного контроля. Данная программа позволит усилить контрольные функции всех должностных и материально-ответственных лиц, которые обязаны отвечать за сохранность и целевое использование безналичных денежных средств.

Программа состоит из 2-х разделов. В первом разделе - контроль за сохранностью и состоянием учета безналичных денежных средств. Второй раздел отражает контроль за целевым использованием безналичных денежных средств. В каждом из разделов оговариваются вопросы проверки, сроки проведения контроля и конкретно лица, которые проверяют тот или иной вопрос.

Проверка банковских операций должна обеспечить проверку соблюдения законности правил совершения операций по расчетному счету и другим счетам в банке.

2.7 Отражение информации о безналичных денежных средствах и расчётах в отчетности

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» устанавливает состав, содержание и методологические основы формирования бухгалтерской отчетности организации, приводит перечень необходимых показателей, которые целесообразно включать в бухгалтерскую отчетность. Наиболее полные сведения о финансовом положении предприятия, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении раскрываются главным образом в годовом финансовом отчете. Данные о финансовом положении представлены в бухгалтерском балансе, информация о результатах деятельности отражается в основном в отчете о прибылях и убытках, сведения об изменениях в финансовом положении - в пояснениях (отчетах) к первым двум формам финансовой отчетности.

В ООО «Клеанинг» бухгалтерская отчетность формируется в соответствии с требованиями, установленными Законом «О бухгалтерском учете» и (ПБУ) 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Годовой (или промежуточный) бухгалтерский отчет бухгалтером ООО «Клеанинг» составляется поэтапно:

во первых, проводиться проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие счетам Главной книги, (годовая) инвентаризация всех статей баланса и исправление выявленных ошибок;

во вторых, закрываются счета учета затрат, формируется себестоимость реализованных оказанных услуг нарастающим итогом с начала года, выявляется окончательный финансовый результат;

в третьих, составляется итоговая оборотная ведомость по всем счетам, которая является основной для составления формы №1 и формы №2.

Бухгалтерский учет в ООО «Клеанинг» ведется с помощью автоматизированной программы «1С: Предприятие 8.3», тем самым, достигается оперативность на всех этапах составления отчетности. Бухгалтером организации, после выполнения проверки равенства начальных остатков, оборотов и конечных остатков по дебету и кредиту оборотно-сальдовой ведомости, - формируется конечный баланс, характеризующий на основе конечных остатков, имущественное положение организации на конец отчетного периода.

В бухгалтерском балансе данные об остатках денежных средств приводятся в II разделе «Оборотные активы» по строке 1260. Она объединяет данные в разрезе мест хранения денежных средств - в кассе, на расчетных и валютных счетах, представленные на специальных счетах в банках и в виде переводов в пути и денежных документов. То есть, остатки по счетам: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

Основным источником, раскрывающим содержание наличия и движения денежных потоков в ООО «Клеанинг», является Отчет о движении денежных средств ф. №4 (Приложение Г), представляемый организацией в составе годовой отчетности. Форма отчета утверждена приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н.

Содержание данного Отчета, помимо остатков денежных средств на начало и конец года, включает также их поступление и направление использования в разрезе текущей деятельности (уставной), инвестиционной (капитальные вложения и долгосрочные финансовые вложения) и финансовой деятельности (изменение величины и состава собственного капитала организации и заемных средств). При этом особое значение имеет правильное разделение движения денежных средств по видам деятельности организации.

В ООО «Клеанинг» отчет ф №4, как и вся бухгалтерская отчетность формируется в автоматическом режиме, затем бухгалтер проверяет правильность отражения данных. Отчет о движении безналичных денежных средств проверяется на основе регистров синтетического учета - анализа счета 51 (Приложение Н).

Рассмотренные аспекты формирования информации в отчете о движении денежных средств показывают, что его содержание обеспечивает все необходимые данные для проведения анализа и последующего финансового планирования.




3. Автоматизация учета безналичных денежных средств и расчётов

.1 Разработка примера. Заполнение справочников и журналов

Безналичные денежные средства ООО «Клеанинг» хранятся на счетах в банках. В «1С: Бухгалтерии 8» сведения о счетах организации в банках записываются соответственно в справочник Банковские счета и справочник Банки. Указанные сведения используются для автоматического заполнения платежных поручений и других расчетных документов.

Важнейший реквизит справочника, который будет печататься в платежных документах, - это Номер счета.

При регистрации нового счета вводиться произвольное название, которое затем будет отображаться на экране компьютера в различных списках.

Другой важный реквизит сведений о банковских счетах - это Банк.

Сведения о банках хранятся в справочнике Банки. Реквизиты справочника Банки также используются для заполнения расчетных документов.

Для получения сводных сведений о движении денежных средств по банковскому счету нашей организации можно сформировать отчет Анализ счета 51 с отбором по конкретному виду субконто Банковские счета.

Отчет Карточка счета 51 позволяет представить данные о движении денежных средств по форме, аналогичной выписке банка. В настройках отчета можно задать отбор данных по конкретному банковскому счету нашей организации.

Для автоматического заполнения платежных поручений нужны сведения о банковских счетах контрагентов. Указанные сведения вводятся в форме элемента справочника Контрагенты тем же способом, которым вводятся сведения о банковских счетах нашей организации.

Важнейшим реквизитом банковского счета контрагента (как и банковского счета нашей организации) является Номер счета. Другим важным реквизитом является Банк, для заполнения которого используется уже знакомый нам справочник Банки.

Для подготовки безналичного платежа предназначен документ Платежное поручение.

Указанный документ программы позволяет решить следующие задачи:

распечатать бумажное платежное поручение;

сформировать электронное платежное поручение-то есть получить файл, пригодный для выгрузки в программу типа «Клиент-банк».

Проводки документом не формируются.

Для автоматического заполнения платежного поручения в адрес обычного контрагента (делового партнера нашей организации) требуется ввести сведения о контрагенте (из справочника Контрагенты), банковском счете контрагента и его банке (из справочников Банковские счета и Банки). Но для оформления платежей в бюджет (налоги, сборы и страховые взносы) требуется ввести дополнительные сведения, помимо указанных. Для хранения сведений, необходимых для автоматического заполнения платежей в бюджет, предназначен регистр сведений Реквизиты уплаты налогов и взносов.

В программе предусмотрена автоматическая процедура формирования платежных поручений на перечисления в бюджет. До запуска процедуры необходимо зарегистрировать в бухгалтерском учете задолженности нашей организации по налогам, сборам и взносам. Данная процедура осуществляется следующим путём:

. Открываем журнал платежных поручений.

. Запускаем процедуру автоматического формирования платежных поручений.

. Формируем платежные поручения.

Документ Платежное поручение можно сформировать на основании следующих документов:

Поступление товаров и услуг,

Поступление дополнительных расходов,

Отчет комитенту,

Возврат товаров от покупателя и др.

Для формирования проводок списания безналичных денег на основании сведений, предоставленных банком, используется документ Списание с расчетного счета. Данный документ вводится в журнале Банковские выписки кнопкой Поступление.

Документ Списание с расчетного счета можно сформировать на основании следующих документов:

Платежное поручение,

Поступление товаров и услуг,

Поступление доп. расходов и др.

Предусмотрен механизм группового формирования документов Списание с расчетного счета на основании документов Платежное поручение, относящихся к одной дате.

Для групповой регистрации списаний денежных средств по сведениям, предоставленным банком, используется журнал Банковские выписки. Данная операция осуществляется следующим путём:

. Указывается организация и другие значения

. Запускается процедура групповой регистрации

. Указывается дата выписки

. Отмечаются платежные поручения, оплаченные по данным выписки

. Формируются строки выписки.

Поступление денежных средств на банковский счет нашей организации регистрируется документом Поступление на расчетный счет. Указанный документ вводится в журнале Банковские выписки кнопкой Поступление.

Документ Поступление на расчетный счет можно сформировать на основании следующих документов:

Реализация товаров и услуг,

Отчет комиссионера о продажах,

Счет на оплату покупателю и др.

Кроме того, поступление безналичных средств можно зарегистрировать на основании документа Платежное требование. Данный документ программы предназначен для формирования одноименного бумажного или электронного документа, а для регистрации поступлений он не используется.

Современный коммерческий банк предпочитает обмениваться информацией со своими клиентами по электронным каналам связи. Для этого в организации ООО «Клеанинг» установлена специализированная программа «Клиент-банк».

Для обмена данными с программой «Клиент-банк» предназначена форма Обмен с клиентом банка.

В программу «Клиент-банк» можно передавать из «1С: Бухгалтерии 8» сведения о подготовленных платежных поручениях и платежных требованиях, а обратно можно получать сведения о движениях денежных средств на нашем банковском счете. Все сведения передаются в форме файлов.

Обмен данными с банком может предусматривать следующую типовую последовательность действий.

. В программе «1С: Бухгалтерия 8» формируем комплект платежных поручений и платежных требований с единой датой и единым банковским счетом.

. С помощью представленной формы Обмен с клиентом банка, закладка Выгрузка, формируем файл выгрузки, содержащий сведения о подготовленном комплекте документов.

. Запускаем программу типа «Клиент-банк» и загружаем в нее файл, выгруженный из «1С: Бухгалтерии 8».

. С помощью указанной программы связываемся через Интернет с банком, где открыт наш банковский счет. Передаем в банк сведения о новых платежных поручениях и платежных требованиях и получаем сведения о движениях денежных средств на нашем банковском счете.

. Формируем файл выгрузки со сведениями о движениях денежных средств на нашем счете.

. Закрываем программу типа «Клиент-банк» и переключаемся на работу с формой Обмен с клиентом банка «1С: Бухгалтерии 8», где выбираем закладку Загрузка.

. Считываем (загружаем) в информационную базу файл, выгруженный из программы типа «Клиент-банк». В результате будут сформированы комплекты документов Поступление на расчетный счет и Списание с расчетного счета. А если поступят сведения о платежах от деловых партнеров, которых не обнаружено в справочнике Контрагенты, то в указанном справочнике будут автоматически созданы новые элементы.

. Просматриваем каждый автоматически сформированный документ, исправляем данные и вводим недостающие данные.

. Просматриваем список автоматически созданных элементов справочника Контрагенты, перераспределяем их по папкам справочника, удаляем элементы, ошибочно созданные повторно.

3.2 Формирование и использование выходной информации

Для решения задачи использовались следующие отчеты в системе «1С: Предприятие»:

. Стандартные. Автоматизированные регистры синтетического и аналитического учёта.

. Регламентированные. Созданы согласно законодательным и нормативным актам и используются для предоставления внешним организациям.

. Специализированные. Создаются для получения специфической информации. Ориентируются на конкретный раздел.

При учете безналичных расчётов в программе «1С: Предприятие» использовались начальные данные, предоставленные в Приложении О и на основании основных хозяйственных операций производится синтетический и аналитический учет.

Производя учет безналичных расчётов, предприятие использует План счетов, установленный Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н. Для составления бухгалтерских проводок предприятие пользуется в основном следующими счетами:

. Активные:

01 «Основные средства»

26 «Общехозяйственные расчёты»

51 «Расчётный счёт»

. Активно-пассивные:

60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

68 «Расчёты по налогам и сборам»

84 «Нераспределённая прибыль»

90 «Продажи»

91 «Прочие доходы и расходы»

99 «Прибыли и убытки»

. Пассивные:

70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»

80 «Уставный капитал».

В ходе работы использовались различные регистры синтетического и аналитического учетов, которые предоставлены в Приложениях П и Р. Как известно, отчеты синтетического учета предоставляют информацию о сальдо и оборотах по счетам, в то время как аналитический учет предоставляет информацию по конкретным счетам.

Сначала в программе необходимо внести константы - значения данных по предприятию, которые не меняются и применяются при составлении отчетности и ведении бухгалтерского учета. После этого необходимо проводить операции по учету каждого объекта, приносящего доход или приводящего к возникновению расхода, на основании чего рассчитывается прибыль и уплачиваются налоги предприятием.

Сравнивая автоматизированные отчеты с регистры традиционной журнальной формы, можно прийти к выводу, что автоматизированный учет информационно более гибкий и ёмкий.

Итак, можно сделать вывод, что большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета и управления вносит использование современных ЭВМ и создаваемых на их основе автоматизированных систем управления производством. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механизации и автоматизации всех планово-экономических расчетов.

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы:

Безналичные расчеты - это денежные расчеты, производимые путем записей на счетах в банках, когда денежные суммы списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организовываются по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и / или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

платежные поручения;

платежные требования-поручения;

чеки;

аккредитивы;

векселя.

Объектом исследования реферата является Общество с ограниченной ответственностью «Клеанинг», созданное в соответствии с действующим законодательством РФ и в соответствии с федеральным законом РФ №14-ФЗ от 08.02.98 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Компания специализируется на сдаче внаем собственного недвижимого имущества.

Нормативным документом, определяющим порядок осуществления безналичных расчетов, является положение ЦБ России от 03.10.02 г. №2 «О безналичных расчетах в РФ».

Безналичные расчеты осуществляются предприятием через РНКБ-банк г. Севастополя. Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации используется счет 51 «Расчетные счета». Поступления денежных средств на расчетный счет отражается по дебету счета 51. Списание денежных средств с расчетных счетов организации отражается по кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Банк осуществляет операции по счетам на основании расчетных документов. В ООО «Клеанинг» работа с банком происходит по системе Банк-клиент. При проведении безналичных расчетов используются платежные поручения, которые передаются по электронным каналам связи. Аналогично получается выписка из банка по движению денежных средств. Система Банк-клиент позволяет направлять и получать из банка любые произвольные запросы и документы необходимые для ведения денежных расчетов. Банк-клиент позволяет полученную выписку по расчетному чету автоматически перебросить в 1 С.

Основанием для записей в учетных регистрах служат банковские выписки - перечень всех совершенных операций по счету за период с прилагаемыми копиями платежных документов. Выписка представляет собой второй экземпляр лицевого счета фирмы.

Для проведения расчётов через терминалы и банкоматы ООО «Клеанинг» использует корпоративные карты, которые учитываются на счёте 55-4 «Специальный карточный счёт».

В ходе проверки организации учета безналичных расчетов в ООО «Клеанинг» были выявлены нарушения, которые свидетельствуют о довольно низкой эффективности системы внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств:

· отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения ревизий безналичных расчетов;

· наличие признаков формального проведения ревизий безналичных расчетов (одни и те же лица в ревизионной комиссии);

· отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

· не ко всем выпискам банка приложены документы, подтверждающие выполнение финансовых операций, нашедших в ней отражение;

· допущены исправления в банковских документах.

Для улучшения системы внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств на предприятии предлагается ежегодно проводить внутренний аудит безналичных расчетов.

Внутренний аудит является составной частью общего аудита, которую организуют на экономическом субъекте в интересах собственников.

Также, для совершенствования контроля за соблюдением платёжной и договорной дисциплины в организации предлагаем примерную программу внутрихозяйственного контроля. Данная программа позволит усилить контрольные функции всех должностных и материально-ответственных лиц, которые обязаны отвечать за сохранность и целевое использование безналичных денежных средств.

Проверка банковских операций должна обеспечить проверку соблюдения законности правил совершения операций по расчетному счету и другим счетам в банке.

Таким образом, при соблюдении изложенных выше требований к ведению бухгалтерского учета безналичных денежных средств организация будет иметь высокую оборачиваемость своих средств, уменьшится вероятность применения штрафных санкций со стороны проверяющих органов, все это, в свою очередь, будет способствовать улучшению финансового состояния организации.

В теоретической части была описана методика ведения бухгалтерского учета операций по счетам учета безналичных денежных средств. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет безналичных денежных средств, перечислена первичная документация. Приведенная методика является полной и конкретизированной, что позволяет организовать четкое управление и контроль за поступлением, движением и выбытием безналичных денежных средств.

В практической части был произведен учет конкретных операций, оформлена книга хозяйственных операций и первичная документация по этим операциям, которая является приложением к данной курсовой работе.

Список использованной литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. П: принят Гос. Думой 30 ноября 1994 г.: ред. 25.12.2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №52. Ст. 3301.

2.Березина М.П. Безналичные расчёты в России. М., 2004. 236 с.

.Чураков М.С. К вопросу о понятии и содержании системы безналичных расчётов // Банковское право. 2007. №1-2. 282 с.

.Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 464 с.

.Павлодский Е.А. Кредитные организации в России: правовой аспект / Под ред. Е.А. Павлодский. М.: Волтерс Клувер, 2006. - 396 с.

.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов/ Лысенко Д.В. - М.: ИНФРА-М, 2008,-320c. - (Высшее образование)

.Белуха Н.Т. Аудит/ Н.Т. Белуха: Учебник для вузов. - К.: Знание, 2000. - 769 с.

.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. профессора Дробозиной Л.А. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 456 с.

.Бутинец Ф. Аудит и ревизия предпринимательской деятельности. /Ф. Бутинец. - Житомир: Рута, 2001. - 416 с.

.Хорин А.Н. Отчет о движении денежных средств // Бухгалтерский учет. - 2002. - №5. - с. 31.

.Белуха Н.Т. Ревизия и контроль. /Н.Т. Белуха. - М.: Экономика, 1991. - 186 с.

.Жига В.Г. Ревизия и аудит. / В.Г. Жига - К.: «А.С.К.», 2000. - 186 с.

.Красноровский А.М. Ревизия и контроль /А.М. Красноровский. - М.: Информ, 1995 - 186 с.

.Сотникова Л. Внутренний контроль и аудит: Учебник /Л. Сотникова. - М.: Финстатинформ, 2001. - 237 (3) с.

.Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. Пособие. - М.: Омега-Л, 2005. - 638 с.

.Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. Оценка прибыльности хозяйственных операций. - М., 2005. - 800 с.

.Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 371 с.

.Хорин А.Н. Отчет о движении денежных средств // Бухгалтерский учет. - 2002. - №5. - с. 31.

.Кокорев Н. Учет денежных средств // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2002. - №16. - с. 21-23.

.http://www.rosbank.ru - сайт Росбанка

Похожие работы на - Учет безналичных денежных средств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!