Разработка мероприятий по улучшению условий труда в ремонтно-механическом цехе на рабочем месте слесаря автомобилей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    972,31 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка мероприятий по улучшению условий труда в ремонтно-механическом цехе на рабочем месте слесаря автомобилей

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Кафедра «Техносферная безопасность»






КУРСОВАЯ РАБОТА

Разработка мероприятий по улучшению условий труда в ремонтно-механическом цехе на рабочем месте слесаря автомобилей


Выполнил студент

Проверил

к.т.н., доцент





Ижевск 2016

Содержание

Введение

. Рабочее место слесаря авторемонтника

. Воздействие вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте слесаря авторемонтника

. Источники вредных и опасных производственных факторов

. Влияние вредных и опасных факторов на организм

.1 Общее положение

.2 Профессиональные болезни

.3 Тяжесть труда

.4 Средства индивидуальной защиты

. Профессия слесаря авторемонтника в общем виде

. Общие требования по охране труда

. Мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте

.1 Расчет уровня освещенности

.2 Расчет потребляемого воздухообмена

.3 Защита от шума

.4 Защита от вибрации

.5 Мероприятия по уменьшению тяжести труда

Заключение

Введение

Условия труда в основном подразумевают собой производственную среду, в которой протекает жизненный цикл человека в период работы. От их состояния в прямой взаимосвязи находится уровень трудоспособности лица, результат его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Усовершенствование условий труда оказывает большое влияние на увеличение его производительности.

Тенденция смещения в худшую сторону условий работы на предприятии еще до реформирования экономики в направлении развития рыночных взаимоотношений, за минувшие года достигла критической точки. В соответствии с данным общегосударственной статистики приблизительно 22% сотрудников индустрии заняты в работников зонах, требование работы в которых далеко не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Из общего количества занятых в индустрии на работах с тяжелыми и вредными условиями труда 35,7 % составляют представительницы слабого пола, и это при том, что законодательством РФ запрещено использовать труд женщин на вредных для здоровья и тяжелых работах.

В связи с этими проблемами является актуальным выявление и анализ вредных и опасных факторов, а также подготовка мероприятий для обеспечения комфортного и безопасного труда.

Целью моей курсовой работы является разработка мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте слесаря авторемонтника.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

·        Изучить рабочее место слесаря авторемонтника;

·        Проанализировать вредные и опасные факторы на рабочем месте;

·        разработать мероприятия по улучшению условий труда и повышению уровня безопасности.

1. Рабочее место слесаря авторемонтника

В цехе все без исключения работы согласно техническому обслуживанию и текущему ремонту машин производятся бригадами слесарей, в основном , без участия водителей машин. В зависимости от типа исполняемых работ в состав бригад вводятся рабочие разных специальностей. Техническое обслуживание, как правило, не требует снятия агрегатов, элементов и приборов с авто, по этой причине данная деятельность производятся в основном на специально оснащенных постах.

При текущем ремонте существенная доля (вплоть до 50%) общего размера работ производится на постах. К данным работам относятся: снятие агрегатов и элементов, требующих замены, монтаж новых либо отремонтированных агрегатов и механизмов в авто, крепежные и регулировочные работы. Таким образом, рабочим местом слесаря-ремонтника согласно техническому обслуживанию и текущему ремонту машин в автотранспортной компании является специально оснащенный пост, который может быть тупиковым. В зависимости от объема работ рабочий пост может содержать один или ряд рабочих зон.

Выполняя работы на постах согласно техническому обслуживанию и ремонту, работник вынужден занимать разные положения относительно авто, по этой причине спецоборудование постов должно гарантировать работнику практичность доступа к авто со всех сторон.

2. Воздействие вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте слесаря авторемонтника

В процессе жизнедеятельности и труда человек подвергается опасностям, представляющие собой какие-либо явления, процессы, оборудование, объекты, которые влияют на состояние здоровья человека. В производственной среде на человека действуют техногенные факторы, связанные с техникой, их называют вредными и опасными производственными факторами.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти. Травма - повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия: производственная (полученная на производстве в результате нарушения техники безопасности), бытовая (полученная в бытовых условиях), психическая (нервное потрясение).

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства. Хроническое или острое заболевание работающего, являющееся результатом воздействия вредного производственного фактора, называется профессиональным заболеванием.

К опасным производственным факторам относят:

-       электрический ток определенной силы;

-       раскаленные тела;

-       возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов;

-       оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и т.д.

К вредным производственным факторам относятся:

-       воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

-       наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующих излучений и др.

-       неблагоприятные метеорологические условия;

-       запыленность и загазованность воздушной среды;

Все опасные и вредные производственные факторы в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

К физическим факторам относят электрический ток, кинетическую энергию движущихся машин и оборудования или их частей, повышенное давление паров или газов в сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недостаточную освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Химические факторы - химические вещества, смеси, в т.я некоторые вещества биологической природы, получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа.

Биологические факторы - это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных.

Психофизиологические факторы - это физические и эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда.

3. Источники вредных и опасных производственных факторов

Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы: физические, химические, биологические, психофизологические.

Физические опасные и вредные производственные факторы: движущиеся машины и механизмы; разрушающиеся конструкции; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенный уровень ультразвука; повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; повышенная или пониженная влажность воздуха; отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; прямая и отраженная блесткость; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования; расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются по характеру воздействия на: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию; по пути проникания в организм: человека через, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

Биологические опасные и вредные производственные факторы включают в себя патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие:

а) физические перегрузки;

Физические перегрузки подразделяются на:

-       статические;

-       динамические.

Нервно-психические перегрузки подразделяются на:

-       умственное перенапряжение;

-       перенапряжение анализаторов;

-       монотонность труда;

-       эмоциональные перегрузки.

4. Влияние вредных и опасных факторов на организм

.1 Общее положение

Основными опасными и вредными производственными факторами в проектируемом цехе являются:

Движущиеся машины и механизмы (кран-балка, тележки).

Подвижные части производственного оборудования, разрушающиеся конструкции.

Повышенное значение напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

Неисправности инструментов и оборудования.

Повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

Повышенный уровень шума на рабочем месте.

Отсутствие или недостаток естественного света.

Повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны

Физический фактор

При трудовой деятельности слесаря авторемонтника на него действуют ряд вредных и опасных производственных физических факторов:

-       повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

-       повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

-       отсутствие или недостаток естественного света;

-       повышенная либо пониженная циркуляция воздуха;

-       недостаточная освещенность рабочей зоны;

-       повышенное либо пониженное влагосодержание воздуха;

-       повышенная степень производственного гула.

Химические факторы

На рабочем месте слесаря авторемонтника присутствуют химические вредные и опасные производственные факторы. Они встречаются в виде обезжиривающих и отмывающих заготовку жидкостей от смазывающих материалов (бензин, ацетон).

При несоблюдении техники безопасности возможны отравления. Отравление - совокупность неблагоприятных эффектов, обусловленных попаданием токсического вещества в желудочно-кишечный тракт и дыхательные пути либо его контактом с кожей, глазами или слизистыми оболочками. В данном случае отравление может произойти через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, при попадании на кожу в местах открытых ран, а так же через слизистые оболочки организма. Симптомы при отравлении: зуд, нечеткость зрения, сухость во рту.

Психологические и психофизические опасности

В профессии слесаря авторемонтника присутствуют некоторое количество психологических опасностей. Слесарь несет ответственность перед вышестоящим начальством за выполнение своих обязанностей в соответствии своим инструкциям. При нарушении этих инструкций начальство принимает необходимый меры, что влечет за собой неблагоприятное воздействие на психологическое состояние рабочего.

Из числа небезопасных и вредоносных психофизиологических производственных факторов возможно отметить нервно-психологические перегрузки, из каковых возможно отметить последующие:

перенапряжение анализаторов;

монотонность работы.

.2 Профессиональные болезни

Профессиональные болезни - это болезни, которые возникают при воздействии вредных производственных факторов, внесенные в специальный список профессиональных болезней.

Существует семь групп профессиональных заболеваний вызванные воздействием:

)        Химических факторов - острые или хронические интоксикации и их последствия с поражением органов и систем.

)        Пыли

)        Физических факторов - вибрационная болезнь; снижение слуха

)        Перенапряжения - заболевания опорно-двигательного аппарата, нервов и мышц.

)        Биологических факторов - инфекционные и паразитарные - туберкулез, бруцеллез, сап, сибирская язва.

)        Аллергических факторов - конъюнктивит, заболевания верхних дыхательных путей, бронхиальная астма, дерматит.

)        Онкологические заболевания - опухоли кожи, мочевого пузыря, печени, рак верхних дыхательных путей

Профессиональные заболевания делятся на острые и хронические.

Острое профессиональное заболевание (интоксикация) возникает внезапно при однократном или многократном воздействии высоких концентраций химических веществ, которые содержатся в рабочей зоне.

Хроническое профессиональное заболевание возникает при систематическом воздействии на организм человека вредных факторов.

Основные профессиональные болезни у рихтовщика кузовов автомобилей являются:

Металлоканиоз - профессиональное заболевание, которое возникает при длительном вдыхании производственной металлической пыли.

Вибрационная болезнь - фактором этой болезни является вибрация, а так же шум, напряжение мышц плеч и рук, охлаждение. Наибольшую опасность развития вибрационной болезни представляет собой работа с вибрационной техникой с частотой 16-200Гц. Первыми признаками этой болезни являются боль в руках в ночное время с онемением пальцев, чувствительность к низкой температуре, а также сильные головные боли и шум в ушах.

Заболевания опорно-двигательного аппарата.

Тугоухость - это снижение слуха в результате нахождения длительного времени в производственной среде с повышенным уровнем шума.

.3 Тяжесть труда

Тяжесть труда - характеристика трудовой деятельности, которая определяет взаимодействие всех условий труда производственной среды на состояние человека.

Оценка тяжести труда разделяется на 7 показателей:

-       физическая динамическая нагрузка;

-       масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

-       стереотипные рабочие движения;

-       статическая нагрузка;

-       рабочая поза;

-       наклоны корпуса;

-       перемещение в пространстве.

Для слесаря тяжесть труда представляет собой:

-       подъем и перемещение тяжелых предметов;

-       работа в условиях запыленности помещения;

-       некомфортная рабочая поза;

-       утомление зрительных и осязательных анализаторов;

-       сдача-приём оборудования в ремонт и с ремонта;

-       острые углы и заусеницы;

-       повышенный уровень шума;

4.4 Средства индивидуальной защиты

На основании Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (ред. от 12.01.2015) "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" автослесарь обеспечивается средствами индивидуальной защиты:

-       костюм хлопчатобумажный;

-       ботинки кожаные;

-       очки;

-       специальные перчатки

Рис.1 Спец.одежда

Рис.2 Очки

Рис.3 Специальные перчатки

Рис.4 Ботинки кожаные

5. Профессия ремонтника в общем виде

Авторемонтник должен хорошо разбираться в механизме, с которым он работает, знать логику его функционирования и свойства материалов, из которых он сделан. Специалист данного профиля может выполнять текущий, капитальный и плановый ремонт оборудования. Текущий ремонт включает в себя замену вышедших из строя деталей. Капитальный ремонт проводится при поломке или полном износе основных механизмов. Плановый Ремонт - это диагностика и проверка состояния всех систем машин, замена изношенных деталей или оборудования вышедшего из строя. Для восстановления системы, рабочий в первую очередь знакомится с техническим паспортом или чертежом оборудования. Ремонтник устраняет неисправность путем замены или ремонта поврежденных деталей. В процессе сборки слесарь авторемонтник тщательно подгоняет все детали и механизмы, для достижения точного взаиморасположения запасных частей, а так же производит регулировку и налаживает работу механизмов.

Общая характеристика профессии слесарь-ремонтник:

Автослесарь - ремонтник способен выполнять работу в разных сферах производства, так как всевозможные механизмы и автомобили требуют время от времени ремонта либо регулировки. Пред началом ремонтных работ автослесарь знакомится с чертежами автомобиля и его техническими данными, которые указаны в его паспорте. Обнаруживает неисправности и её ликвидирует их. Ремонтник обязан не только нормализовать и испытать отремонтированное оборудование, но и целиком подготовить его к работе.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Слесарь-ремонтник должен обладать физической силой и выносливостью, тонкой мышечной и слуховой чувствительностью, иметь хорошее зрение. Ему нужна подвижность, согласованность и точность движений кистей и пальцев рук, точный глазомер (линейный и объемный), развитое пространственное воображение, хорошая образная и двигательная память, техническая сообразительность.

Медицинские противопоказания:

Профессия противопоказана лицам, страдающим болезнями опорно-двигательного аппарата, сердечно -сосудистой системы, имеющим предрасположенность к аллергическим заболеваниям.

Требования к профессиональной подготовке

Слесарь-авторемонтник должен знать: правила техники безопасности; устройство принципы работы ремонтируемого оборудования, силовых установок, агрегатов и машин; свойства обрабатываемых материалов, антикоррозийных смазок и масел; технологию планово-предупредительного ремонта; способы восстановления изношенных деталей; технические условия на испытания, регулировку и приемку узлов, механизмов и оборудования после ремонта; допуски, посадки и классы точности; устройство и способы применения специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов.

6. Общие требования по охране труда

Общие требования безопасности

. При работах с гидроподъемником.

К самостоятельной работе на гидроподъемнике, допускаются личности не младше 18 лет, не обладающие противопоказаний согласно состоянию самочувствия, прошедшие:

вводный инструктаж;

инструктаж по пожарной безопасности;

первичный инструктаж на трудовом участке;

инструктаж в области электробезопасности на трудовом участке.

При труде с гидроподъемником сотрудник должен:

исполнять правила внутреннего рабочего распорядка, установленные в учреждении;

соблюдать требования данной инструкции, указания о пределах пожарной защищенности, указания согласно электробезопасности;

исполнять требования к эксплуатации гидроподъемника.

При работе с гидроподъемником сотрудник обязан:

обладать способностью оказывать первостепенную (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

понимать устройство гидроподъемника, приборов безопасности;

способы избавления от воздействия тока;

При работе с гидроподъемником сотрудник обязан понимать и исполнять принципы личной гигиены. Принимать еду, курить, отдыхать только лишь в специально отведенных для этого комнатах и зонах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

При обнаружении поломок гидроподъемника, устройств, приборов и иных недочетах либо угрозах на трудовом участке незамедлительно остановить подъемник. Только лишь после ликвидации отмеченных недочетов продолжить работу с гидроподъемником.

За невыполнение требований безопасности, описанных в настоящей инструкции, сотрудник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Главными небезопасными и вредоносными производственными условиями считаются:

передвигающиеся и вращающиеся детали и участки;

горячие плоскости мотора, системы охлаждения и т.п.

.По техническому обслуживанию автомобилей

При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующему работы мотора, выхлопную трубу нужно соединить с дымовытяжный вентиляцией.

При труде на поворотном стенде (опрокидователе) нужно заранее основательно закрепить авто на нем, слить горючее из топливных баков и жидкость из системы охлаждения , вплотную закрыть маслозаливную горловину мотора и убрать аккумуляторную батарею.

При вывешивании части авто подъемными механизмами (домкратами, талями) , кроме стационарных, необходимо сначала поставить под неподнимаемые колеса специализированные упоры, далее проверить авто, установить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.

Пред работой подъемными устройствами (талями) проконтролировать их надежность и удостовериться в надежности тормоза, строп и цепи, подняв груз на небольшую высоту.

При ремонте либо техническом сервисе автомобиля проверить на рулевое колесо табличку: "Двигатель не запускать! Работают люди!"

При починке установить авто на козелки и удостовериться, что они основательно установлены. При работе под автомобилем вне осмотровой канавы применять лежаки.

Все работы согласно ремонтным работам либо техническому обслуживанию авто осуществлять при остановленном моторе, за исключением регулировки карбюратора, контроля электрооборудования и автотормозной системы.

Домкрат при подъеме авто устанавливать на крепкую и устойчивую древесную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимой высоте подъема авто и его конструкции. Работать под автомобилем можно только лишь после установки его на козелки.

Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля возможно только в спец. тару.

При производстве сварных работ на машине бензобаки прикрыть асбестовыми чехлами.

Запрещено:

работать в горизонтальном положении на полу(земле) в отсутствии лежака;

осуществлять какие-либо работы на машине, вывешенном всего лишь на одних подъемных механизмах, помимо неподвижных;

подкладывать под вывешенный автомобиль взамен козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные объекты;

снимать и устанавливать амортизаторы на авто всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова посредством вывешевания кузова с конструкцией козелков под него или раму авто;

осуществлять техническое обслуживание и восстановление авто при функционирующем моторе, за исключением единичных видов работ, технология выполнения которых потребует запуска мотора;

. Требования охраны труда по окончании работы.

Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить в отведенное для них место.

Проверить надежность установки автомобиля на козелках. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, не разрешается.

Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной работе, замеченных недостатках, которые были выявлены в процессе работы.

Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Общие требования охраны труда.

К самостоятельной работе со слесарным инструментом допускается подготовленный персонал, прошедший вводный инструктаж по охране

Инструмент на трудовом участке должен содержаться в специализированных ящиках.

Инструмент, предназначенный для работы в агрессивной среде, должен быть устойчив к воздействию данной среды.

Инструмент, предназначенный для работы в среде горючих и взрывоопасных элементов, должен быть искробезопасным

Требования охраны труда перед началом работы.

Привести в порядок рабочую специальную одежду и спецобувь: застегнуть пуговицы рукавов, заправить одежду и скрепить её на все без исключения пуговицы, надеть головной убор, приготовить варежки (перчатки) и предохранительные очки.

Осмотреть рабочее место, снять все, что может воспрепятствовать выполнению работ либо сформировать дополнительную угрозу.

Проконтролировать освещенность трудового

После завершения работы штат должен:

осуществить уборку трудового участка и сдать его мастеру;

убрать спецодежду, подвесить её в шкаф, помыть лицо и руки теплой водой с мылом либо принять душ

7. Мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте слесаря авторемонтника

.1 Специальная оценка условий труда

Специальная оценка устанавливает четыре класса условий труда на рабочем месте:

Оптимальные условия (не предполагают даже небольшой кратковременный дискомфорт);

Допустимые условия (небольшой дискомфорт для работника ,но он не выходит за рамки приспособительных возможностей организма);

Вредные условия (параметры производственной среды превышают допустимые уровни , могут вызывать болезни ) ;

Опасные условия(состояние производственной среды угрожает ЖИЗНИ рабочих) .

Первый класс- условия ,при которых сохраняется состояние здоровья сотрудника и формируются предпосылки для поддержания значительной степени трудоспособности.

Второй класс -допустимые условия это такие уровни среды трудового процесса ,которые не превышают гигиенически установленные нормативы рабочих мест ,где возможные изменения состояния организма восстанавливаются во время отдыха или к началу следующей рабочей смены.

Третий класс - вредные условия труда. Условия ,которые характеризуются наличием вредных факторов, которые оказывают негативное влияние на организм.

Вредные условия делятся на четыре степени вредности:

Степень 3.1- условия труда при которых отклонение уровня вредных факторов от гигиенических нормативов вызывает обратимые изменения в организме и обуславливает риск развития заболевания.

Степень 3.2 - уровни вредных факторов ,которые вызывают функциональные изменения ,какие в свою очередь обуславливает возможность обрести профессиональное заболевание .

Степень 3.3- вызывает развитие профессиональной патологии в легкой форме, рост общей хронической заболеваемости.

Степень 3.4- условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности).

Степень 4- опасные или экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями факторов рабочей среды , при воздействии которых создаются угроза жизни для человека , либо риск развития острых профессиональных заболеваний.

Таблица по оценке условий труда автослесаря по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса

Факторы

Класс условий труда


Оптимальный

Допустимый

Вредный

Опасный


1

2

3,1

3,2

3,3

3,4

4

Шум



+





Освещенность



+





Тяжесть труда



+





Напряженность труда


+






Микроклиматические условия


+







В таблице наглядно видно, что на рабочем месте слесаря-авторемонтника установлен класс условий труда равный 3.1.

Таким образом, рабочий данной профессии имеет возможность обрести профессиональные заболевания.

7.1 Расчет уровня освещенности

Измерение и оценка освещенности проводились в соответствии со СНиП 23-05-95 «Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение», ГОСТ 17677-82 «Светильники. Общие технические условия», ГОСТ 24940-97 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности».

Исходные данные:

Рабочее место: слесарь авторемонтник

Производство: обслуживание автомобилей

Оборудование, инструменты: слесарный инструмент

Характер работ: испытание и ремонт узлов ,механизмов и агрегатов автомобилей

Характеристика помещения:

Длина :10м

Ширина :10м

Высота:4м

Наименьший размер объекта различения : 0,35мм

Характеристика помещения по условию среды: средняя запыленность

Рассчитываем число светильников

N=

N=

L=1.75*H -Расстояние между опорами светильников;

M>=0.6*H -Расстояние между параллельными рядами;

Расчетный световой поток

Ф расч.=

Ф расч.=

E=300:4=75 - нормированная минимальная освещенность;

Z- коэффициент минимальной освещенности равен 1,1;

K-коэффициент запаса равен 1.5 ;

n-коэффициент использования светового потока ламп равен 0.37;

N-количество светильников;

S-площадь помещения;

Ф расч.= 4180/4=1045 лм;

Наименование лампы - ЛБ-20 ( световой поток 1180 лм ,мощность 20Вт);

P=N*n*P=640 Вт

P=8*4*20=640 Вт

Таким образом для данного цеха требуется 8 светильников ЛЛ в каждом по 4 лампы мощность которых равна 20Вт. Общая потребляемая мощность освещения равна 640Вт.

На рабочем месте автослесаря опытным путем измерили уровень освещенности и выявили, что уровень света не соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Это говорит о том, что к уже имеющимся 6 светильникам нужно добавить еще 2, где будет установлено по 4 лампы мощностью 20Вт.

После проведения данной процедуры рабочее место слесаря автомобилей будет соответствовать допустимым условиям труда.

7.2 Расчет потребного воздухообмена при общеобменной вентиляции

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают по ГОСТ 12.1.005-88.ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны и гигиеническим нормативам.

Габаритные размеры цеха

Длина A:9м; Ширина B:7м; Высота C:2,5м

Установленная мощность оборудования = 3кВт

Число работающих = 3

Наименование вредного вещества = производственная пыль

Количество выделяемого вредного вещества = 2800мг/ч

ПДК вредного вещества = 0,03мг/м3

Расчет приточного воздуха необходимый для отвода избыточной теплоты:

L1=

Где  - избыточное количество теплоты

С- теплоемкость воздуха

P - плотность воздуха

. - температура воздуха удаляемого из помещения

. = 23.4 C

=∑Qпр. - ∑Qрасх

Где ∑Qпр. теплота от различных источников

∑Qрасх. Теплота расходуемая стенами здания

=∑Qпр

∑Qпр=Qзд+Qp

Qзд - теплота выделяемая агрегатами

Qp - теплота выделяемая рабочими

Qзд=3528*β*N

β - нагрузка на приборы оснащения (0,25…0,35)

N - совокупная мощность агрегатов

Qp=n*Kp

Qp=3*500=1500 кДж/ч

Qp - теплота выделяемая рабочими

n число работающих

Kp теплота выделяемая одним человеком

Qзд=3528*0,25*3=2646кДж/ч

∑Qпр=2646+1500=4146 кДж/ч

L1==719.8м3/ч

Расход приточного воздуха, необходимый для поддержания концентрации вредных веществ в заданных пределах:

L2=

L2==14000м3/ч

Где G - количество выделяемых вредных веществ

qуд. - концентрация вредных веществ в удаляемом воздухе

qпр. - концентрация вредных веществ в приточном воздухе

. кратность воздухообмена:

K=L/Vc

K=1400/157.5=8.8 1/ч

Где Vc внутренний объем помещения

.3 Защита от шума

На рабочем месте слесаря-авторемонтника отрицательное воздействие оказывает шум.

Шум - беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков, негативно влияющих на здоровье человека.

Комфортный уровень шума для человека-это около 35дб, допустимый 36- 80дб.

Воздействие шума на организм.

Является причиной снижения внимания

Может замедлить реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы.

Способствует нарушению обмена веществ.

Для улучшения условий труда на рабочем месте следует использовать СИЗ (средства индивидуальной защиты) «Бируши» рис.5

А так же коллективные средства защиты: звукопоглощаюшие экраны рис.6

 

Рис.5

Рис.6

При работе в указанных условиях следует организовывать перерывы в 10-15 минут после 2 часов работы

После проведения мероприятий по улучшению условий труда от производственного шума это установка звукопоглощающих экранов и применение берушей, для рабочего места автослесаря устанавливается допустимый класс условий труда.

.4 Защита от вибрации

Вибрация - это колебание твердых тел или частиц с частотой меньше 20 Гц, которое воспринимается человеком через осязание.(Гц)

Вибрация бывает общей и локальной.

На рабочем месте автослесаря воздействие на организм в большинстве случаев оказывает локальная вибрация. Локальная вибрация - это вибрация, передаваемая при работе ручными инструментами.

При вибрации до 35 Гц происходит атония капилляров, 35 Гц и выше - спазм.

Кости и мягкие ткани являются проводниками вибрации , а суставы гасят ее.

Для более безопасной работы следует использовать специальные виброзащитные рукавицы и перчатки. (рис.7)

Рис.7

При работе с ручным инструментом который создает вибрацию, следует работать 10-15 минут, обеденный перерыв должен составлять 40 минут, кроме этого , в течении рабочей смены , необходимо осуществлять как минимум 2 перерыва .

При использовании данных средств индивидуальной защиты от локальной вибрации и выполнении режима труда ,рабочее место автослесаря отнесется к допустимым условиям труда .

7.5 Мероприятия по уменьшению тяжести труда

Рабочее место слесаря-авторемонтника относится к вредному классу условий труда.

Одной из важных проблем является создание благоприятных санитарно-гигиенических, физиологических и эстетических условий на рабочих местах. Грязь на рабочем месте, слабое освещение, засоренность воздуха газами, однообразная окраска оборудования, мрачные тона являются неудовлетворительными производственными условиями.

Таким образом, предлагается установить на рабочем месте дополнительные приспособления и устройства ,а именно: качественный слесарный инструмент, подъемник для автомобилей и грузоподъемное устройство с помощью которого появится возможность поднимать отдельные тяжелые узлы и агрегаты авто. Ниже представлены изображения данных инструментов и приспособлений.

       

Рис.8 Подъемник для автомобилей        Рис 9. Спец. слесарный инструмент

Рис.10 Грузоподъемное устройств

После выполнения данных мероприятий, данное рабочее место будет относиться к допустимым условиям труда.

Заключение

В ходе данной курсовой работы разработаны мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте слесаря-авторемонтника.

Для достижения положительного результата был проведен ряд операций, а именно:

изучена работа, выполняемая слесарем;

проанализированы вредные и опасные факторы в рабочей зоне слесаря;

разработаны мероприятия по улучшению условий труда.

После проведения работ по улучшению условий труда на рабочем месте ,класс условий труда улучшился по основным показателям и стал равен второму (допустимые условия труда) классу.

Литература

1. ГОСТ 12.0.002 80 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы

.Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.

. «ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»Под редакцией доктора физ.-мат. наук, чл.-корр. РЭА, профессора Л.А. Муравья

ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные болезни: Учеб. пособие.- М.: Вузовский учебник:ИНФРА-М,2011.- 252 с.

. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (ред. от 12.01.2015) "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты"

. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

Похожие работы на - Разработка мероприятий по улучшению условий труда в ремонтно-механическом цехе на рабочем месте слесаря автомобилей

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!