Показатели
|
2012
|
2013
|
2014
|
2014
в % к 2012
|
выручка
|
1950
|
1683
|
1810
|
92,8
|
Себестоимость
продаж
|
1254
|
928
|
1001
|
79,8
|
Валовая
прибыль
|
696
|
755
|
809
|
116,2
|
Прибыль
от продаж
|
116
|
105
|
82
|
70,6
|
Прибыль
до налогообложения
|
116
|
105
|
82
|
Текущий
налог на прибыль
|
25
|
25
|
28
|
112
|
Чистая
прибыл
|
91
|
80
|
54
|
53,9
|
Проанализировав имеющиеся данные и проведя
комплексное исследование эффективности работы ООО «РАФАЭЛЬ», можно сделать
вывод о том, что за последние три года финансовое положение организации
ухудшилось. Наблюдается кратковременное восстановление организации в 2013 году,
однако в 2014 году получены более низкие финансовые результаты по сравнению с
2012 годом.
Тем не менее, я считаю, что у организации
имеются резервы, для того чтобы повысить свою финансовую эффективность. Для
этого необходимо наращивать долю собственных источников, разрабатывать новые
маркетинговые способы продвижения товара на местном рынке, искать выход на
ближайшие доступные рынки других регионов. Руководству нужно заниматься
повышением эффективности работы организации
3. Нормативно-правовая база и задачи составления
отчетности
Бухгалтерский учет в Российской Федерации
регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице
Правительства, Министерства финансов, Центрального Банка, Государственного
комитета по статистике России при помощи законов, постановлений и инструкций
устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по
бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ.
Нормативными документами по стандартизации в РФ
являются:
) Федеральные стандарты. Федеральные стандарты
независимо от вида экономической деятельности устанавливают: определения и
признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия
принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета; порядок
пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной
валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения,
инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и
документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей,
используемых для подписания документов бухгалтерского учета; план счетов
бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов
бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в
бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской
(финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и
отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и
отчету о целевом использовании средств; условия, при которых бухгалтерская
(финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении
экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его
деятельности и движении денежных средств за отчетный период; состав последней и
первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического
лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; состав
последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического
лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; упрощенную
бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих
право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ), Федеральные стандарты
могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая
учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения)
организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету
отдельных видов экономической деятельности. План счетов бухгалтерского учета
для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным
правовым актом Центрального банка Российской Федерации.
) Отраслевые. Отраслевые стандарты устанавливают
особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической
деятельности
) рекомендации по бухгалтерскому учету. Могут
приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов,
форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными
и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета,
организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения
бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля
их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки
этими лицами стандартов. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны
создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.
) Экономические субъекты. Стандарты
экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им
бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения,
изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим
субъектом самостоятельно. Органами государственного регулирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный
орган и Центральный банк Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского
учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые
организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей
бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать
участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и
иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского
учета (далее - субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).
Таким образом, основными задачами при
составлении отчетности являются:
формирование полной и достоверной информации о
результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой
внутренним пользователям отчетности - руководителям, учредителям, участникам и
собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредитора и
другим пользователям;
обеспечение информацией, необходимой внутренним
и внешним пользователям отчетности для контроля за соблюдением законодательства
РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их
целесообразностью;
предотвращение отрицательных результатов
хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов
обеспечения ее финансовой устойчивости.
При введении бухгалтерской отчетности нужно
руководствоваться следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N
402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Положение по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России т
29.07.1998 N 34н)
Международный стандарт финансовой отчетности
(IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» ПБУ 4/99(Приказ Минфина России от 06.07.99 N 43н)
Постановление Правительства Российской Федерации
от 25 февраля 2011 г. N 107 "Об утверждении Положения о признании
Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных
стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской
Федерации"
Обзор нормативной базы позволяет сделать вывод о
том, что она обширна, довольно сложна и в условиях рыночной экономики
динамична, вследствие чего от бухгалтеров требуется не только внимательность,
скрупулезность и хорошая память, но и ее знание. А соблюдение законодательства
может обеспечить правильное составление бухгалтерской отчетности.
Таким образом, при составлении бухгалтерской
отчетности следует руководствоваться вышеприведенными документами,
регламентирующими составление бухгалтерской финансовой отчетности.
4. Отчетность организации
.1 Требования, предъявляемые к бухгалтерской
отчетности организации
В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская
отчетность организаций должна
отвечать следующим основным требованиям:
Ø достоверности,
Ø целостности,
Ø последовательности,
Ø сопоставимости, отчетного периода и
оформления.
Требование достоверности означает, что
бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об
имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых
результатах ее хозяйственной деятельности. Достоверной считается бухгалтерская
отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных
нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в
Российской Федерации.
Требования целостности связано с необходимостью
включения в бухгалтерскую отчетность организации данных о всех хозяйственных
операциях, осуществленных организацией как юридическим лицам, так и показателей
деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на
отдельный баланс.
Под отдельным балансом понимают систему
показателей, формируемую подразделением организации и отражающую его
имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления
организацией, в том числе для составления сводной бухгалтерской отчетности.
Требование последовательности закрепляет в
практике состояние бухгалтерской отчетности необходимость постоянства
содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и
пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в
бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по конкретному показателю
как за предыдущий, так и за отчетный год. В том случае, если данные за период,
предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду
причин (реорганизация, изменение в учетной политике и др.),. То данные
предшествующего периода подлежат корректировке по установленным правилам.
Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке
вместе с указанием ее причин .
Требования отчетного периода устанавливает, что
для всех организаций отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря
календарного года включительно .
Первым отчетным годом для вновь созданной либо
реорганизованной организации считается период со дня ее государственной
регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной
после 1 октября (включая 1 октября),.- с даты государственной регистрации по 31
декабря следующего года включительно.
Данные о фактах хозяйственной деятельности,
проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации,
включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.
Для составления бухгалтерской отчетности
отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
Требование оформления определяет, что
бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте
Российской Федерации на основе проверенных бухгалтерских записей,
подтвержденных надлежаще оформленными документами. Для подтверждения
достоверности годовой бухгалтерский отчетности перед ее составлением в
организации обязательно проводят полную инвентаризацию имущества и финансовых
обязательств, осуществляют выверку всех расчетов, закрывают все счета
бухгалтерского учета, подсчитывают обороты, выводят сальдо и определяют
окончательный финансовый результат хозяйственной деятельности организации за
отчетный период.
Бухгалтерская отчетность подписывается
руководителем и главным бухгалтером организации. В организациях, где
бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной
организацией (централизованной бухгалтерией) или специалистом, бухгалтерская
отчетность подписывается руководителем организации, руководителем
специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо
специалистом, ведущим бухгалтерский учет. Ответственность лиц, подписавших
бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством РФ.
Изменения в бухгалтерской отчетности,
относящиеся как к отчетному году, так и к прошлому (после ее утверждения),
производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были
обнаружены искажения ее данных. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности
подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность
соответствовала перечисленным требованиям, при составлении бухгалтерских
отчетов и балансов должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:
полное отражение за отчетный период всех
хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных
ресурсов, готовой продукции и расчетов;
полное совпадение данных синтетического и
аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов
данным синтетического и аналитического учета;
осуществление записей хозяйственных операций в
бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных
документов или приравненных к ним технических носителей информации;
правильная оценка статей баланса.
Бухгалтерская отчетность базируется по следующим
принципам:
Рисунок 1:
периодичности отчетности-отчеты должны
подготавливаться периодически, через равные промежутки времени;
полноты обхвата бухгалтерской информацией
предполагает, что отчетность содержит максимум того, что необходимо знать
заинтересованным лицам для оценки финансового положения, а также необходимые
комментарии для однозначного толкования данных бухгалтерской отчетности;
консерватизма или осмотрительности означает, что
в случае наличия альтернативных оценок или неясности оценок специалист
принимает наименее оптимистичную;
ясности - информация, содержащаяся в отчетах,
должна быть изложена на таком уровне, чтобы ее мог воспринять читатель со
средним уровнем понимания проблемы бизнеса;
существенности - отчеты должны содержать
информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на
пользователя;
надежности - поставляемая информация должна быть
полной и достоверной;
сравнимость - предполагает возможность
сопоставления данных о деятельности организации за разные периоды;
открытости информации - информация, содержащаяся
в отчетах, должна быть доступной для заинтересованных пользователей.
Качественными признаками отчетной информации
являются:
Ø - уместность;
Ø - достоверность.
На уместность информации, представленной в
бухгалтерской отчетности, оказывают влияние следующие основные факторы:
Ø своевременность,
Ø значимость
Ø ценность для прогнозирования и
сверки результатов.
Достоверность является важнейшим признаком
качества учетной информации, гарантирующим ее пользователям на только
объективное описание и приемлемое отражение тех событий, которые она должна
представлять, но и отсутствие существенных ошибок и отклонений.
На достоверность (надежность) информации,
представляемой в бухгалтерской отчетности, оказывают влияние следующие основные
факторы:
Ø правдивость представляемых данных;
Ø преобладание содержания над формой;
Ø нейтральность;
Ø осмотрительность;
Ø возможность проверки;
Ø сопоставимость.
Пользователями бухгалтерской отчетности являются
юридические и физические лица, заинтересованные в информации об организации.
Согласно международным стандартам бухгалтерского
учета все пользователи бухгалтерской отчетности объединяются в три группы:
К первой группе относятся лица, непосредственно
занимающиеся бизнесом в данной организации - учредители организации или
собственники ее имущества, руководители и служащие.
Вторую группу пользователей бухгалтерской
отчетности составляют лица, не работающие в данной организации, но имеющие
финансовый интерес, - фактические и потенциальные инвесторы, кредиторы,
поставщики, клиенты и др.
К третьей группе лиц, имеющих косвенный
финансовый интерес к данному бизнесу, относятся самые различные пользователи
бухгалтерской отчетности: налоговые службы; фондовые биржи; органы, осуществляющие
планирование, а также контроль за ценами, экспортом и импортом; другие
пользователи (профсоюзы, общественные организации).
В связи с большим разнообразием применяемой
отчетности ее изучение целесообразно строить на основе разносторонней
классификации.
Бухгалтерскую отчетность классифицируют по
следующим основным признакам: по видам:
Ø периодичности составления;
Ø объему сведений (степени обобщения
отчетных данных);
Ø по назначению
Таким образом, бухгалтерская отчетность - это
система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение
организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за
отчетный период, вместе с тем она состоят из образующих единое целое
взаимосвязанных отчетных форм и пояснений к ним, соответствует основным
требованиям и стандартам и для более широкого понимания имеет свою
классификацию.
4.2 Методика формирования показателей годовой
бухгалтерской отчетности организации
Для того чтобы бухгалтерская отчетность
соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при ее составлении должно быть
обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период
всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных
ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное соответствие данных
синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов
данным синтетического и аналитического учета; запись хозяйственных операций в
бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных
документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная
оценка статей баланса. Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо:
) провести инвентаризацию имущества и
обязательств организации;
) внести исправления в учет, если в нем были допущены
ошибки;
) осуществить закрытие счетов;
) провести реформацию баланса;
) отразить операции, которые были произведены
после 31 декабря отчетного года (события после отчетной даты).
Инвентаризацию проводят для обеспечения
достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Основной целью
инвентаризации является выявление фактического наличия имущества.
К нему относят: основные средства,
нематериальные активы, материалы, готовую продукцию, товары, денежные средства
и документы, ценные бумаги, капитальные вложения, затраты в незавершенном
производстве. Фактические остатки имущества компании сверяются с данными,
отраженными в бухучете. При выявлении разниц их списывают. Кроме того, проверке
подлежат правильность отражения в бухгалтерском учете расчетов с покупателями,
поставщиками, кредиторами и дебиторами, а также формирование различных
резервов. Это основная процедура, которая подтверждает достоверность данных
бухгалтерского учета и отчетности. В ходе инвентаризации могут быть выявлены
излишки и недостачи материально-производственных запасов, основных средств,
нематериальных активов, финансовых вложений. Помимо этого может выясниться, что
те или иные ценности или хозяйственные операции были отражены в учете неверно.
В этой ситуации бухгалтеру придется внести исправления в учет. Для исправлений
ошибок следует руководствоваться специальным ПБУ 22/2010. Ошибки текущего года
исправляют в месяце их обнаружения. Если ошибки отчетного года выявлены после
его завершения, но до утверждения отчетности, исправления датируют 31 декабря
отчетного года. Если в текущем году обнаружены прошлогодние ошибки, а годовой
баланс уже утвержден собственниками фирмы, то исправления делают в текущем
году. Исправить ошибку можно двумя способами:
) сторнировать все неправильные проводки и
записать верные;
) добавить запись на недостающую сумму.
Если до утверждения бухгалтерской отчетности за
текущий год бухгалтер обнаружил ошибку предыдущих лет:
) если доходы были занижены, то сумму занижения
учитывают как нераспределенную прибыль прошлых лет (прочие доходы);
) если доходы были завышены, то сумму завышения
учитывают как непокрытый убыток прошлых лет (прочие расходы);
) если расходы были занижены, то сумму занижения
учитывают как непокрытый убыток прошлых лет (прочие расходы);
) если расходы были завышены, то сумму завышения
учитывают как нераспределенную прибыль прошлых лет (прочие доходы).
Исправляя ошибки по результатам инвентаризации,
нужно соблюдать два правила. Во-первых, инвентаризация должна быть закончена до
подписания отчетности. Во-вторых, записи по исправлению ошибок датируются либо
датой окончания инвентаризации, либо 31 декабря отчетного года (п. 4 ст. 11
Закона № 402-ФЗ). Изменения в утвержденную и сданную бухгалтерскую отчетность
вносить нельзя. В такой ситуации все ошибки исправляют в текущем году. Важным
этапом подготовительной работы является закрытие в конце отчетного периода всех
операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных,
сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть
осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах
(включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Закрытие счетов начинают со счетов производств,
имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и
заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным
количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов
осуществляют в такой последовательности. В первую очередь исчисляют
себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23
«Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяют расходы будущих
периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают
следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные
расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость
продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20
«Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29
«Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке по следующей очередности
производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется
финансовый результат от деятельности организации и закрываются счета 90
«Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается
счет 99 «Прибыли и убытки».
Под реформацией баланса понимают списание
прибыли, полученной за отчетный год. Реформацию проводят 31 декабря после
отражения в учете последней хозяйственной операции. Реформацию баланса
осуществляют в два этапа: 1) вначале закрывают счета, на которые в течение года
учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации
(счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»); 2) на втором этапе финансовый
результат за отчетный год включают в состав нераспределенной прибыли или
непокрытого убытка. Для этого сальдо по субсчетам 90-1 и 91-1 переносят на счет
99 «Прибыли и убытки». Последней записью отчетного года счет 99 закрывается на
счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». К событиям после
отчетной даты относят возникшие после оформления бухгалтерской отчетности
обстоятельства, влияющие на финансовое состояние организации. Если отчетность
еще не была представлена заинтересованным лицам, то события после отчетной даты
должны быть в ней отражены.
При этом события, подтверждающие факты,
возникшие на отчетную дату (банкротство крупного должника организации, снижение
стоимости ее активов и т. п.) отражают в учете дважды: на 31 декабря отчетного
года и на дату, когда они фактически произошли. События, возникшие после
отчетной даты (стихийное бедствие, резкое изменение курсов валют и т. п.), в
бухгалтерском учете не отражаются. Сведения о них сообщаются в пояснительной
записке к годовому отчету. После составления бухгалтерской отчетности
необходимо:
) утвердить отчетность у участников или
акционеров организации;
) сдать отчетность в налоговую инспекцию и
Росстат; Однако во всех случаях для раскрытия содержания информации большое
значение имеет проведение предварительного анализа форм отчетности, т. е.
преобразование представленной отчетности в аналитическую.
Этот процесс включает следующее:
) проверку существенности основных статей
бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах;
) составление уплотненного баланса и отчета о
финансовых результатах, где остаются только существенные статьи, которые
необходимо проанализировать и которые оказывают реальное влияние на принятие
финансовых решений;
) детализацию агрегированных статей, для чего используются
данные из пояснений к отчетности;
) составление динамических балансов и отчетов о
финансовых результатах, которые позволяют выявить тенденции изменения
финансовых результатов; 5) введение эталонных данных для сравнения с
показателями отчетности, в качестве которых можно использовать нормативный
уровень показателей, среднеотраслевые показатели или достижения лучших
предприятий.
Это предварительная аналитическая обработка
отчетности, которая предшествует углубленному анализу и расчету финансовых
коэффициентов. Переход от бухгалтерских к аналитическим формам отчетности очень
важен для обоснованного принятия управленческих решений на всех уровнях
управления организацией. Это необходимо прежде всего для решения внутренних
задач - обоснования стратегии развития, выбора направлений инвестиционных
вложений, прогнозирования доходов, выявления резервов. Одновременно это
помогает наиболее полно сориентироваться в ситуации внешнему пользователю и
партнерам организации - при принятии финансовых решений, касающихся форм
взаимодействия с анализируемой организацией.
Порядок составления бухгалтерского баланса:
Бухгалтерский баланс состоит из двух частей:
Ø Актив;
Ø пассив.
В активе указывают стоимость имущества фирмы
(нематериальных активов, основных средств, материалов, товаров и т.д.), а также
сумму дебиторской задолженности.
В пассиве отражают сумму собственного капитала
фирмы и ее кредиторской задолженности. Эти показатели приводят: на отчетную
дату отчетного периода, за который составляется отчетность, на 31 декабря
предыдущего года, на 31 декабря года, предшествующего предыдущему. В графе
"Пояснения" необходимо указать номер пояснения к балансу. Если
пояснений к балансу нет, то в этой графе ставят прочерки. Не допускается зачет
между статьями активов и пассивов баланса. Амортизируемое имущество отражают в
балансе по остаточной стоимости. Баланс должен быть подписан руководителем
фирмы. В заголовке годового баланса указывается: - дату, на которую он
составлен (31 декабря 2012 года); - название фирмы; Общество с ограниченной
ответственностью ООО «Рафаэль». - ИНН фирмы, который был присвоен ей налоговой
инспекцией - 3906092180 - основной вид деятельности фирмы и его код по
Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК
029-2001), розничная торговля фармацевтическими товарами, ОКВЭД - 52.31 -
организационно-правовую форму, в которой создана фирма и ее код по
Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ ОК 028-99),
общество с ограниченной ответственностью, код 65; - форму собственности и ее
код по Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС ОК 027-99),
частная собственность, код 16; - единицу измерения, в которой составлен баланс,
и ее код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ ОК 015-94).
Если баланс составлен в тысячах рублей, то в этой графе указывается код 384,
если в миллионах - 385, баланс составлен в тыс. руб., код 384; - юридический
адрес фирмы (указанный в ее учредительных документах), Порядок составления
отчета о финансовых результатах.
Все доходы и расходы в Отчете о финансовых
результатах сгруппированы в порядке, предусмотренном Положениями по
бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ
10/99. В Отчете их делят на: доходы и расходы по обычным видам деятельности,
прочие доходы и расходы. Несмотря на то что проценты по кредитам (займам)
являются прочими расходами (доходами) фирмы, в Отчете их отражают в отдельных
строках - «Проценты к уплате» и «Проценты к получению». По требованию п. 23 ПБУ
4/99. В графе 4 Отчета приводят данные за прошлый год, а в графе 3 - данные за
отчетный год. Данные текущего и прошлого года, которые указаны в Отчете, должны
быть сопоставимыми. Это позволяет проанализировать те или иные показатели фирмы
в динамике. В форме Отчета о финансовых результатах есть графа «Пояснения». В
ней указывается номер соответствующего пояснения. Отчет о финансовых
результатах должен быть подписан руководителем фирмы. Заголовочная часть Отчета
заполняется в том же порядке, что и заголовочная часть баланса.
Отчет о финансовых результатах ООО «Рафаэль»
представлен в пункте 2.2 Экономическая характеристика
Порядок составления прочих форм годовой
отчетности.
Отчет об изменениях капитала. Отчет об
изменениях капитала состоит из трех разделов:
Раздел 1 посвящен движению капитала фирмы. В нем
отражаются данные об уставном, добавочном и резервном капитале, а также о
собственных акциях, выкупленных у акционеров, и о сумме нераспределенной
прибыли (непокрытого убытка). Данные в форме указываются не только за отчетный,
но и за два предыдущих года. Показатели текущего и прошлого года, которые
указаны в Отчете, должны быть сопоставимы. Это позволяет проанализировать их в
динамике. Если в отчетном году учетная политика фирмы существенно не менялась,
то показатели за прошлый год совпадут с данными предыдущего Отчета. Если
учетная политика менялась, то переписывать в новый Отчет данные из
прошлогоднего документа нельзя. Необходимо сделать корректировки. А причины
несовпадений показателей, относящихся к прошлому году, объяснить в
Пояснительной записке. В ООО «Рафаэль» учетная политика не менялась.
В раздел 2 Отчета вносят информацию о
корректировках, которые связаны с изменениями в учетной политике и исправлением
ошибок. Показатели отражаются как до корректировки, так и после нее.
В раздел 3 вписывают данные о чистых активах
фирмы в отчетном и в двух предыдущих периодах.
Заголовочная часть Отчета оформляется аналогично
заголовочной части баланса.
Раздел «Движение капитала» представляет собой
таблицу, в которой слева построчно перечислены показатели, характеризующие
причины изменения капитала, а справа по графам представлены статьи капитала:
Первая строка раздела (3100) названа так:
«Величина капитала на 31 декабря». В этой строке отражают данные позапрошлого
года. ООО «Рафаэль» отчитывается за 2014 год и приводятся данные на 31 декабря
2012 года.
Графа 3 «Уставный капитал». Здесь показываются
изменения уставного капитала за отчетный и предшествующий годы. По данным
баланса ООО «Рафаэль» величина уставного капитала на конец 2012 г. равна 100
руб. В течение 2012 и 2013 гг. размер уставного капитала не менялся. Сумму
уставного капитала в размере 100 руб. отражается в следующих строках отчета:
3100, 3200, 3300. Во всех остальных свободных строках (в которых не стоит
значок "Х") графы 3 ставится прочерк.
Графу 4 «Собственные акции, выкупленные у
акционеров» ООО «Рафаэль» не заполняет, так как долей у своих участников оно не
выкупало.
Графа 5 «Добавочный капитал» В графе 5 отражают
данные о движении добавочного капитала фирмы. Он изменяется, например, в
результате переоценки основных средств. Для заполнения графы 5 используются
данные, отраженные по счету 83 «Добавочный капитал». Переоценка основных
средств в 2012 и в 2013 гг. не потребовалась. При этом сальдо счета 83
«Добавочный капитал» на конец 2012 г. Составляло 41 руб.
Графа 7 «Нераспределенная прибыль (непокрытый
убыток)» Здесь отражают информацию о движении нераспределенной прибыли
(непокрытого убытка) фирмы. Она формируется из прибыли, оставшейся после уплаты
налога на прибыль и отчислений в резервный капитал.
Отчет о движении денежных средств В Отчете о
движении денежных средств отражаются денежные потоки организации - платежи
фирмы и поступление в фирму денежных средств и денежных эквивалентов и их
остатки на начало и конец отчетного года. При составлении Отчета бухгалтер
руководствуется ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств». Денежные
эквиваленты - это депозиты до востребования, открытые в банках. Товарообменные
сделки и взаимозачеты денежных потоков не порождают. Денежными потоками не
являются: - инвестирование денег в денежные эквиваленты и их погашение (за исключением
процентов); - валютно-обменные операции (кроме полученных потерь или выгод); -
обмен одних денежных эквивалентов на другие (кроме полученных потерь или
выгод); - получение наличных в банке, перевод денег с одного счета на другой и
иные операции, не изменяющие сумму денежных средств. При заполнении Отчета
денежные потоки распределяются по трем видам деятельности фирмы: текущей,
инвестиционной и финансовой. Денежные потоки от текущей деятельности связаны с
осуществлением обычной деятельности фирмы. Денежные потоки от инвестиционной
деятельности связаны с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных
активов фирмы. Денежные потоки от финансовой деятельности - это платежи,
приводящие к изменению величины и структуры капитала и заемных средств фирмы.
Заголовочная часть Отчета о движении денежных средств заполняется так же, как
соответствующую часть баланса и других форм. Денежные потоки от текущих
операций Основным источником поступлений являются деньги, полученные от
покупателей и заказчиков. Поэтому в строке 4111 - Отчета отражается полученная
выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и сумму авансов от
покупателей за вычетом косвенных налогов - НДС и акцизов. Для ее заполнения
суммируем обороты по дебету счетов учета денег и денежных эквивалентов (50, 51,
52, 55, 58) в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (по кредиту).
В строку 4112 вписываются суммы гонораров,
арендных, лицензионных, комиссионных и прочих подобных платежей без НДС.
Другие доходы показываются по строке 4113
«Прочие поступления». Это:
) суммы, возвращенные в кассу подотчетными
лицами
) суммы, полученные в возмещение ущерба от
виновных лиц или страховщика
) полученные штрафы, пени, неустойки за
нарушения условий договоров и В строку 4122 Отчета о движении денежных средств
включаются суммы заработной платы, выплаченные работникам фирмы. При этом
используем данные по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в
корреспонденции с кредитом счета 50 (если зарплата выдается из кассы) или 51
(если зарплату перечисляют на пластиковые карты сотрудников). отчетном
(прошлом) году фирма выплачивала проценты по долговым обязательствам, то
покажем их сумму в строке 4123 Отчета. В ООО «Рафаэль» в 2014 году таких выплат
не производилось. Уплату налога на прибыль отражают по строке 4124. Уплату всех
остальных налогов, кроме косвенных, а также взносов на обязательное социальное
страхование отражают по строке 4129.
В строке Отчета 4212 указываются доходы фирмы от
продажи акций (долей участия) в других организациях, а по строке 4214 -
поступления в виде дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям.
Данные о дивидендах берут из дебетовых оборотов по счетам 50, 51, 52, 58,
субсчет «Денежные эквиваленты», в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по дивидендам». В ООО
«Рафаэль» таких поступлений не было, поэтому в строки 4211 и 4214 ставим
прочерк. Чтобы выявить суммы процентов, которые фактически получила в отчетном
году фирма от финансовых вложений (например, облигаций, векселей, выданных
займов и т.д.), нужно взять дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52 в
корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
субсчета «Проценты по векселям», «Проценты по облигациям» и т.д. Погашение
выданных процентных займов показывают в строке 4213. В бухучете эти операции
отражаются по дебету счета 50 или 51 в корреспонденции со счетом 58 «Финансовые
вложения». Возврат предоставленного займа отражен по строке 4213. Доходы по
инвестиционной деятельности, не поименованные в строках 4211 - 4214 Отчета,
отражают в строке 4219 «прочие поступления». Прочих поступлений в ООО «Рафаэль»
в 2014 году не было. В строке 4221 «в связи с приобретением, созданием,
модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных
активов» Отчета отражают оплату в отчетном году основных средств (недвижимости,
производственного оборудования и т.д.), нематериальных активов (прав на
патенты, изобретения и т.д.) и объектов незавершенного капстроительства без
учета НДС. Данные для этой строки берут из кредитовых оборотов по счетам 50,
51, 52, 55, 58, субсчет «Денежные эквиваленты» (за минусом НДС), в
корреспонденции со счетами 60 и 76 в части покупок основных средств,
нематериальных активов и т.п. Сумму средств, направленных на осуществление
долгосрочных финансовых вложений, записывают по строкам 4222 «в связи с
приобретением акций (долей участия) в других организациях» и 4223 с
приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим
лицам), предоставление займов другим лицам». Чтобы заполнить эти строки, берут
необходимые данные из оборота по дебету счета 58. Денежные эквиваленты и
отражаются по счету 58, но долгосрочными активами не являются.
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов
на начало отчетного периода. В Отчете остаток денежных средств и денежных
эквивалентов на начало отчетного года показан по строке 4450. Этот показатель
получается суммированием начальных остатков на 1 января 2011 г. по счетам 50,
51, 52, 55, 57, 58, субсчет «Денежные эквиваленты». Он должен совпадать с
показателем строки 1250 «Денежные средства» Бухгалтерского баланса на конец
предыдущего, 2013 г. В ООО «Рафаэль» эта сумма составила 513 руб. Остаток
денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода Строка
Отчета 4500 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец
отчетного периода» равна сумме средств на начало отчетного года и чистого
увеличения (уменьшения) денег фирмы за год. Если форма заполнена правильно, то
значение этой строки должно совпасть с показателем по строке 1250
Бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря отчетного (прошлого) года. По
строке «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного
периода» указана сумма денег фирмы на 31 декабря отчетного года.
В Федеральном законе "О бухгалтерском
учете" впервые в России на законодательном уровне установлены основные
требования к составлению пояснительной записки, которая является составной
частью бухгалтерской отчетности организации. В пояснительной записке следует
привести краткую характеристику деятельности организации (виды текущей,
инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и
факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные результаты деятельности
организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской
отчетности, т. е. существенную информацию, полезную для получения более полной
и объективной картины об имущественном и финансовом положении организации.
Кроме того, необходимо привести данные о доходах, расходах и обязательствах,
выявленных после даты составления годовой бухгалтерской отчетности до ее
представления и существенно влияющих на оценку имущественного и финансового
положения организации, включая принятые решения о распределении прибыли.
.3 Аудит бухгалтерской отчетности организации
В Российской Федерации обязательный аудит
регулируется федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №
307-ФЗ.
В России аудит бухгалтерской отчетности
проводится в обязательном порядке, только в случаях, предусмотренных российским
законодательством.
Ø Обязательный аудит
Ø Инициативный аудит
Обязательный аудит - обязательная аудиторская
проверка ведения бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчетности
организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит проводится в случаях:
Если организация имеет организационно-правовую
форму открытого акционерного общества.
Если ценные бумаги организации допущены к обращению
на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных
бумаг.
Если организация является кредитной
организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным
участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой
организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой
биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным
инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного
фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда
(за исключением государственных внебюджетных фондов).
Если объем выручки от продажи продукции (продажи
товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов
государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и
муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных
предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за
предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов
бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года
превышает 60 миллионов рублей.
Если организация (за исключением органа
государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного
фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и
(или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую)
отчетность.
Обязательный аудит проводит: Только аудитор -
Член профессиональной саморегулируемой организации (СРО).
Инициативный аудит- аудит, проводимый по
инициативе руководства аудируемой организации. Проводится по той же методике,
что и обязательный аудит. Имеет целью выражение мнения независимого
проверяющего (аудитора) о достоверности финансовой отчётности.
Компании, не подпадающие под обязательный аудит,
могут заказать проведение инициативного аудита. Инициативный аудит, проводится
по инициативе собственников или руководства Компании.
Инициативный аудит целесообразно проводить в
следующих случаях:
Собственник хочет получить от независимого
аудитора информацию о состоянии налогового и бухгалтерского учета в
принадлежащей ему Компании.
Есть сомнения в компетенции своего главного
бухгалтера.
В прошедшем или текущем году произошли серьезные
изменения в законодательстве, регулирующем вопросы бухгалтерского учета и
налогообложения.
Банк, выдавая кредит, желает получить от
аудиторской организации подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности.
При инициативном аудите Клиент определяет, что и
как должны проверять аудиторы. Возможно провести комплексную аудиторскую
проверку (проверяется вся отчетность) или тематическую аудиторскую проверку
(проверяются отдельные участки учета или расчеты по выбранным налогам).
Высокий уровень качества аудиторских услуг
Компании ООО «Рафаэль» обеспечивается наличием высококвалифицированного
персонала, современных автоматизированных технологий аудиторских проверок,
системы внутрифирменных аудиторских стандартов и контроля качества аудита.
Результатом проведенной аудиторской проверки
является:
Аудиторское заключение - официальный документ,
предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности
аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской
организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской
(финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение является публичным
документом и входит в состав бухгалтерской отчетности для организаций, которые
подлежат обязательному аудиту.
Письменная информация руководству.
В Письменной информации указываются все ошибки и
искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на
достоверность бухгалтерской отчетности, а также выявленные в ходе аудита факты
нарушений законодательства и рекомендации по их устранению. Письменная
информация является конфиденциальным документом.
Краткий отчет руководству.
Составляется по желанию Клиента и содержит
сведения по итогам аудиторской проверки, необходимые руководству Клиента.
Сроки проведения аудита:
Обязательный аудит проводится ежегодно.
Обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится, как правило, в феврале,
марте года, следующего за отчетным годом. По желанию Клиента аудиторская
проверка может быть осуществлена поэтапно (квартал, полугодие, 9 месяцев и год).
Количество этапов и периоды аудиторской проверки
согласовываются на этапе подписания договора на проведение аудита.
Проведение поэтапной аудиторской проверки
позволит своевременно внести в отчетность исправления по выявленным недостаткам
в ходе аудита.
Поэтапный аудит также позволяет распределить
расходы на проведение аудита в течение года, разбив стоимость аудита на
несколько платежей, оплачивая не всю аудиторскую проверку сразу, а только
каждый этап аудита.
Выводы и предложения
Бухгалтерская отчетность представляет собой
систему показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности
организации за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других
видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и
одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной
деятельности.
Проанализировав имеющиеся данные и проведя
комплексное исследование эффективности работы ООО «РАФАЭЛЬ», можно сделать
вывод о том, что за последние три года финансовое положение организации
ухудшилось. Наблюдается кратковременное восстановление организации в 2013 году,
однако в 2014 году получены более низкие финансовые результаты по сравнению с
2012 годом. Тем не менее, у организации имеются резервы, для того чтобы
повысить свою финансовую эффективность. Для этого необходимо наращивать долю
собственных источников, разрабатывать новые маркетинговые способы продвижения
товара на местном рынке, искать выход на ближайшие доступные рынки других
регионов. Руководству нужно заниматься повышением эффективности работы
организации
Выявлены основными задачами при составлении
отчетности:
формирование полной и достоверной информации о
результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой
внутренним пользователям отчетности - руководителям, учредителям, участникам и
собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредитора и
другим пользователям;
обеспечение информацией, необходимой внутренним
и внешним пользователям отчетности для контроля за соблюдением законодательства
РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их
целесообразностью;
предотвращение отрицательных результатов
хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов
обеспечения ее финансовой устойчивости.
В России аудит бухгалтерской отчетности
проводится в обязательном порядке, только в случаях, предусмотренных российским
законодательством.
Ø Обязательный аудит
Ø Инициативный аудит
Для того чтобы бухгалтерская отчетность
соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при ее составлении должно быть
обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период
всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных
ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное соответствие данных
синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов
данным синтетического и аналитического учета; запись хозяйственных операций в
бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных
документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная
оценка статей баланса.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от
06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ»,
12.12.2011, № 50, ст. 7344.
. Крюкова Т.Ю. Бухгалтерский учет,
учебное пособие, 2009, 64с
. Астахов В.П. Теория
бухгалтерской отчетности: учебное пособие, 12-е изд. / В.П. Астахов. - М.:
Инфра-М, 2014. - 359 с.
. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского
учета / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М.: Проспект, 2012.
. Бочкарева И.И. Бухгалтерский
финансовый учет: учебник / И.И. Бочкарева, Г.Г. Левина, под ред. Я.В. Соколова.
М.: Магистр, 2011. - 413 с.
. Бычкова С.М. Бухгалтерский
финансовый учет / С.М. Бычкова, Д.Г. Бадмаева. - М.: Эксмо, 2008. - 528 с.
. Езерская О. Бухгалтерская
финансовая отчетность: учебник для студентов вузов, обучающихся по
экономическим специальностям, 8-е изд. /О. Езерская - М.: Омега-Л, 2010. - 570
с.
. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский
учет / Н.Л. Вещунова, Л.Ф. Фомина. - М.: Рид Групп, 2011. - 608 с.
. Цыганков Е.Ю. Бухгалтерский
учет: учебник / Е. Ю. Воронова. - М.: Юрайт, 2012. -551 с.
. Гетьман В.Э. Бухгалтерский
учет: учебник / В.Г. Гетьман, В.Э. Керимов, З.Д. Бабаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2008. - 459 с.
. Бабаев А.И. Бухгалтерский
учет / А.И. Бабаев, В.Е. Кириллов, С.В. Кириллов. - М.: Академия, 2011. - 432
с.
. Аверчев И.В. Бухгалтерский учет,
учебное пособие.. Юрайт, 2009.
. Керимов В.Э. Бухгалтерский
учет: учебник / В.Э. Керимов. - М.: Дашков и К, 2010 г. - 483 c.
. Кибиткин А.И. Бухгалтерский
учет в коммерческих организациях / А.И. Кибиткин, А.И. Дрождинина, Е.В.
Мухомедзянова, О.В. Скоторенко. -М.: Юрайт, 2012. - 265 с.
. Кондраков Н.П. Бухгалтерский
финансовый учет: учебное пособие, 2-е изд. / Н.П. Кондраков. - М.: Проспект,
2012. - 504 с.
. Куликова Л.И. Финансовый
учет: учебное пособие / Л.И. Куликова. - М.: Бухгалтерский учет, 2011. -377 с.
. Кутер М.И. Практический курс
бухгалтерского учета / М.И. Кутер. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 179 с.
. Лытнева Н.А. Бухгалтерский
учет / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. Федорова - М.:Дашков и К, 2011. - 523
c.
. Мизиковский Е.А.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: учебное пособие / Е.А. Мизиковский,
Т.С. Маслова. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2010. - 335 c.
. Мизиковский Е.А. Теория
бухгалтерского учета, 2-е изд. / Е.А. Мизиковский. - М.: Магистр, 2009. - 400
c.
. Кибиткина А.И. Бухгалтерский
учет: учебник / А.И. Кибиткина, С.Н. Поленова. - М.: Дашков и К, 2013. - 592 c.
. Рогуленко Т.М. Бухгалтерский
финансовый учет: учебник / Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарева, Ю.В. Слиняков, А.В.
Бодяко. - М.: КНОРУС, 2011. 288 с.
. Соснаускене О.И.
Бухгалтерский учет и налогообложение в строительстве / О.И. Соснаускене, А.В.
Вислова. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2008. - 290 с.