Обучения по охране труда в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,15 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обучения по охране труда в Российской Федерации

Содержание

Введение

. Актуальность вопроса обучения по охране труда в Российской Федерации

.1 Анализ производственного травматизма в нефтяной промышленности

.2 Обучения по охране труда в Российской Федерации

.2.1 Инструктажи по охране труда

.2.2 Обучение по охране труда руководителей и специалистов

.2.3 Обучение по охране труда работников рабочих профессий

.2.4 Проверка знаний требований охраны труда

. Организация обучения по охране труда в ООО Компания «Нефтехимпромсервис»

.1 Порядок обучения по охране труда

.2 Стажировка

.3 Порядок проведения проверки знаний

.4 Итоги проверок знаний рабочих

. Предлагаемые мероприятия

.1 Требования к проведению интерактивных инструктажей

.2 Требования к помещениям для проведения интерактивного инструктажа

Заключение

Список использованных источников

Приложение А (обязательное) Пример инфографического материала

Введение

На сегодняшний день производственный травматизм, в том числе со смертельным исходом, остается одной из ключевых проблем российского общества, имеющей колоссальный негативный социально-экономический эффект.

Одна из причин низкого уровня безопасности труда в нашей стране - значительный износ технологического оборудования, зданий, сооружений многих предприятий. Также следует учитывать и характерные для сегодняшней России социально-психологические факторы (нестабильность экономики, безработица, задержки выплаты заработной платы), которые подталкивают людей к работе в неблагоприятных, а подчас, и опасных условиях труда, игнорируя элементарные требования безопасности.

К распространенным причинам производственного травматизма относятся и причины организационного характера, в числе которых главенствующую нишу занимают недостатки в обучении работников безопасности труда и, как следствие, нарушения трудовой дисциплины.

Нарушения в организации обучения по охране труда часто выявляются только при наступлении их последствий (аварий, несчастных случаев на производстве).

Не менее важной проблемой является низкое качество обучения, выражающееся в неполучении обучающимися необходимых знаний и навыков для решения актуальных вопросов безопасности труда на предприятиях.

Основным направлением деятельности ООО Компания «Нефтехимпромсервис» является обеспечение выполнения генподрядных, субподрядных работ при строительстве и эксплуатации газонефтепроводов, объектов наземного строительства жилых, общественных и производственных зданий и сооружений в соответствии с требованиями нормативно-технических решений. Поэтому крайне важным направлением деятельности компании является наличие высококвалифицированного персонала.

Цель работы. Совершенствование процесса обучения работников по охране труда в ООО Компания «Нефтехимпромсервис».

Задачи.

1.      Провести анализ производственного травматизма в Российской Федерации, в том числе на предприятиях нефтяной промышленности.

.        Изучить статистические данные о производственном травматизме в ООО Компания «Нефтехимпромсервис».

.        Изучить процесс обучения по охране труда в Российской Федерации и работников ООО Компания «Нефтехимпромсервис».

.        Предложить мероприятия по совершенствованию процесса обучения по охране труда в ООО Компания «Нефтехимпромсервис».

1.      Актуальность вопроса обучения по охране труда в Российской Федерации

.1 Анализ производственного травматизма в нефтяной промышленности

Характер рабочих мест, необходимость выполнения значительных объемов работ в условиях действующего производства приводят к появлению большого числа опасных и вредных факторов, представляющих потенциальную угрозу для жизни и здоровья работающих и окружающих лиц, что вызывает необходимость повышенного внимания к вопросам охраны труда.

По данным Росстата численность пострадавших при несчастных случаях на производстве в Российской Федерации за период с 2000 г. по 2014 г. снизилась с 151,8 тыс. человек до 31,3 [1]. Это свидетельствует о постепенном улучшении условий труда на российских предприятиях. Так, в 2014 г. уровень производственного травматизма составил 1,4 пострадавших на 1000 работающих. При этом снизилась и численность пострадавших со смертельным исходом - с 0,149 на 1000 работающих в 2000 г. до 0,067 в 2014 г. Однако, не смотря на постоянное снижение, показатель уровня травматизма сохраняет высокий уровень (рисунок 1).


Рисунок 1 - Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве в Российской Федерации за период с 2000 по 2014 гг.

По статистике Ростехнадзора, в последние годы наблюдается стабильно высокий уровень аварийности и смертельного травматизма и на опасных производственных объектах предприятий химии и нефтепереработки (рисунок 2, рисунок 3). Количество случаев смертельного травматизма в 2014 г. увеличилось на 7 случаев (на 175 %) по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. в 2014прозошло 5 групповых несчастных случаев, что на 4 случая больше чем, за аналогичный период 2013 г.

Общее количество пострадавших при групповых несчастных случаях увеличилось в 16,7 раз (в 2013 г. - 3 человека, в 2014 г. - 50 человек), при этом число погибших при групповых несчастных случаях увеличилось в 8 раз (в 2014 г. - 8 человек, в 2013 г. - 1 человек).

Рисунок 2 - Динамика аварийности и травматизма на опасных производственных объектах за период с 2000 г. по 2012 г. по данным Ростехнадзора [4]

Рисунок 2 - Динамика аварийности, случаев травматизма и групповых несчастных случаев на объектах нефтепереработки за период с 2010 г. по 2014 г. по данным Ростехнадзора [2, 3, 4, 5, 6]


Рисунок 3 - Динамика количества пострадавших и смертельного травматизма на объектах нефтепереработки за период с 2010 г. по 2014 г. по данным Ростехнадзора [2, 3, 4, 5, 6]

Анализу несчастных случаев предшествует их классификация по причинам. Основные причины производственного травматизма могут быть следующие:

-    технические причины, которые можно охарактеризовать как причины, не зависящие от уровня организации труда на предприятии, а именно: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования, приспособлений, инструментов; недостаточная механизация тяжелых работ, несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств сигнализации и блокировок; прочностные дефекты материалов и т.п.

-           организационные причины, которые целиком зависят от уровня организации труда на предприятии. к ним относятся: недостатки в содержании территории, проездов, проходов; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; нарушение правил и норм транспортировки, складирования и хранения материалов и изделий; нарушение норм и правил планово-предупредительного ремонта оборудования, транспортных средств и инструмента; недостатки в обучении рабочих безопасным методам труда; недостатки в организации групповых работ; слабый технический надзор за опасными работами; использование машин, механизмов и инструментов не по назначению; отсутствие или неприменение средств индивидуальной защиты и т.п.

-           санитарно-гигиенические причины, к которым можно отнести повышенное (выше ПДК) содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ; недостаточное или нерациональное освещение; повышенные уровни шума, вибрации; неблагоприятные метеорологические условия, наличие различных излучений выше допустимых значений; нарушение правил личной гигиены и т.п.

-           личностные (психофизиологические) причины, к которым можно отнести физические и нервно-психические перегрузки работающего. нарушение работниками трудовой дисциплины, опьянение на рабочем месте, умышленное самотравмирование, переутомление, плохое здоровье и др. человек может совершать ошибочные действия из-за утомления, вызванного большими физическими (статическими или динамическими) перегрузками, умственным перенапряжением анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), монотонностью труда, стрессовыми ситуациями, болезненным состоянием. к травме может привести несоответствие анатоме-физиологических и психических особенностей организма характеру выполняемой работы.

Анализ несчастных случаев, заболеваний и аварий, имевших место в России за последние годы, позволил выделить следующие основные причины аварийности и травматизма на производстве (рисунок 4) [2]:

-    человеческий фактор - 50,1%;

-           оборудование, техника - 18,1%;

-           технология выполнения работ - 7,8%;

-           условия внешней среды - 16,6%;

-           прочие факторы - 7,4%.

Рисунок 4 - Причины аварийности и травматизма на производстве

Как видно из полученных данных, в настоящее время заметно возрос удельный вес аварий и несчастных случаев, происходящих из-за неправильных действий обслуживающего технического персонала. Часто это связанно с недостаточностью профессионализма, а также неумением принимать оптимальные решения в сложной критической обстановке в условиях дефицита времени.

Поведение работников в процессе производства регламентируется должностными обязанностями, производственным заданием, а также требованиями производственной, трудовой и технологической дисциплины. Неудовлетворительное исполнение должностных обязанностей, нарушение требований производственной, трудовой и технологической дисциплины становятся организационными причинами травматизма, которые должны быть устранены.

Очень важным, с точки зрения профилактики травматизма, является выполнение требований ГОСТ 12.0.004-90 [7] по обучению и проведению инструктажа работающих.

Большинство несчастных случаев происходит в результате определенных действий и движений, которые можно назвать ошибочными. Ошибочные действия вызываются различными причинами, наиболее общими из которых являются: утомленность и усталость, отсутствие или недостаточность знаний и навыков, несоответствие индивидуально-психологических качеств требованиям трудовой деятельности, неправильное устройство оборудования, аварийное изменение обстановки, неудовлетворительная санитарно-гигиеническая среда и др.

За период существования ООО Компания «Нефтехимпромсервис» с работниками организации произошло 2 несчастных случая, в том числе один со смертельным исходом, причиной которого являются недостатки в процессе обучения работников по охране труда.

.2 Обучения по охране труда в Российской Федерации

Нормативно-правовой основой организации работы по обучению работников по охране труда являются следующие документы:

.        Трудовой кодекс Российской Федерации [8]:

-          ст. 212 «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда», где записано, что работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда и не вправе допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

-          ст. 214 «Обязанности работника в области охраны труда», где записано, что работник обязан проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

-          ст. 225 «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда», где записано, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

.        Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 [9];

.        ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения [7];

.        Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 (Раздел V. Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников) [10];


1.2.1 Инструктажи по охране труда

Работодатель обязан обеспечить прохождение работниками инструктажа по охране труда: вводного и на рабочем месте (первичного, повторного, внепланового, целевого).

Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда, а в организации (у работодателя - индивидуального предпринимателя) с численностью работников не более 50 человек - инженер по охране труда (при наличии этой должности в штатном расписании) или руководитель организации (работодатель - индивидуальный предприниматель) лично, или работник, на которого приказом руководителя организации (работодателя -индивидуального предпринимателя) возложены обязанности инженера по охране труда, или специалист, привлеченный работодателем по договору гражданско-правового характера для оказания услуг в области охраны труда.

Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с применением современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, диафильмов, кино- и видеофильмов и т. п.).

Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной специалистом по охране труда на основании требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также локальных нормативных актов, коллективного договора (при его наличии) с учетом специфики деятельности организации (работодателя - индивидуального предпринимателя). Утверждает программу руководитель организации (работодатель - индивидуальный предприниматель).

Программа вводного инструктажа является локальным нормативным актом, поэтому при ее принятии руководитель организации (работодатель - индивидуальный предприниматель) в соответствии со ст. 8 ТК РФ учитывает мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа).

Инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и др.), прошедший в установленном порядке специальное обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей на рабочем месте включает в себя ознакомление работников с имеющимися на рабочих местах опасными и (или) вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, изложенных в локальных нормативных актах (инструкциях по охране труда для работников, технологической, ремонтной, эксплуатационной документации и др.), а также обучение применению безопасных приемов и методов выполнения работ.

Лицо, проводившее инструктаж, завершает его устной проверкой приобретенных работником знаний и практических навыков применения безопасных приемов и методов выполнения работ.

Проведение инструктажа на рабочем месте регистрируется лицом, проводившим инструктаж, в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте, а целевого инструктажа с работниками перед выполнением ими работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешении или другом специальном документе.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы проходят:

-  со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;

-       с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;

-       с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента (электрифицированного, пневматического, порохового, столярного, слесарного и иного), хранением и применением сырья и материалов, могут быть освобождены от прохождения первичного инструктажа. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа, утверждается работодателем.

Первичный инструктаж проводится по программам, утвержденным работодателем с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа и разработанным в соответствии с требованиями, содержащимися в нормативных правовых актах по охране труда, технологической, ремонтной и эксплуатационной документации, инструкциях по охране труда для работников и иных локальных нормативных актах.

Рабочие после первичного инструктажа должны в течение первых двух-четырнадцати смен пройти стажировку на рабочем месте под руководством лиц, назначенных работодателем.

Работодатель вправе освободить от прохождения стажировки рабочего, имеющего непрерывный стаж работы по данной профессии не менее трех лет и перемещенного на другое рабочее место или в другое структурное подразделение, если не изменился тип оборудования, на котором он работал ранее.

Повторный инструктаж по программе первичного инструктажа проходят работники, с которыми проводится первичный инструктаж, не реже одного раза в шесть месяцев, если указанная периодичность не ужесточена нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или локальным нормативным актом (при этом освобожденные от прохождения первичного инструктажа освобождены и от прохождения повторного).

Внеплановый инструктаж независимо от даты проведения предыдущего и очередного повторных инструктажей проводится:

-  при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также инструкций по охране труда для работников или других локальных нормативных актов (перед началом работы, выполняемой с учетом требований, изложенных в указанных документах);

-       при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструментов, сырья, материалов и возникновении других обстоятельств, оказывающих влияние на безопасность работников (перед началом работы, выполняемой с учетом указанных изменений);

-       при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения повлекли за собой тяжкие последствия (несчастный случай, авария, пожар и т. п.) либо заведомо создавали реальную угрозу наступления таких последствий;

-       по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

-       перед началом работы после длительного перерыва (более 30 календарных дней) с рабочими, работающими по профессиям или выполняющими работы, к которым предъявляются Дополнительные (повышенные) требования охраны труда, а с остальными рабочими - после перерыва более двух месяцев;

-       по решению работодателя (имеется в виду руководителя организации (работодателя - индивидуального предпринимателя), главного инженера (технического директора), руководителя структурного подразделения, специалиста по охране труда, комиссии по результатам расследования несчастного случая).

Целевой инструктаж проводится перед началом массовых мероприятий в организации, а также перед выполнением работником следующих работ:

-  разовых, не связанных с его трудовой функцией;

-       по устранению последствий катастрофы, аварии, пожара или стихийного бедствия;

-       на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другой специальный документ.

1.2.2 Обучение по охране труда руководителей и специалистов

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

-  руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

-       специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

-       специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

-       специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;

-       специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

-       члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

-       члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.

Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности.

1.2.3 Обучение по охране труда работников рабочих профессий

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.

1.2.4 Проверка знаний требований охраны труда

Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

-  при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;

-       при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;

-       при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

-       по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;

-       после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;

-       при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку [9], выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по форме согласно приложению № 2 к Порядку [9]. Работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

Обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только тех работников, которые проходили в них обучение по охране труда.

2.      Организация обучения по охране труда в ООО Компания «Нефтехимпромсервис»

ООО Компания «Нефтехимпромсервис» было основано в 2001 году в городе Уфе.Основным направлением деятельности нашей компании является обеспечение выполнения генподрядных, субподрядных работ при строительстве и эксплуатации газонефтепроводов, объектов наземного строительства жилых, общественных и производственных зданий и сооружений в соответствии с требованиями актуальных нормативно-технических решений.На сегодняшний день численность организации составляет 290 человек.

Обучение работников организации осуществляется согласно Положению определяющим порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации [11], утвержденной Генеральным директором ООО Компания «Нефтехимпромсервис», согласно Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) [8], «Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденным Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29 [9], ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» [7].

2.1    Порядок обучения по охране труда

Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Все принимаемые на работу лица, в организацию работники и работники выполняющие работы на выделенном, а также командированные сторонних организаций, участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

Кроме вводного инструктажа по охране труда проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Обучение и проверка знаний рабочих проводится после первичного инструктажа на рабочем месте и стажировки в течение месяца после приема на работу, а так же лиц, переводимых на другую работу.

Комиссией разрабатывается перечень работ и профессий, по которым проводится обучение, а так же порядок форму, периодичность, исходя из характера работ, профессии, специфики производства и условий труда в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Члены экзаменационной комиссии должны пройти проверку знаний и быть допущены для работы в постоянно действующих экзаменационных комиссиях с записью об этом в удостоверении.

Производственное обучение рабочих проводить в пределах рабочего времени, в объеме согласно отраслевым правилам по охране труда, но не менее 20 часов.

Обучение проводится по программам, разработанным комиссией по проверке знаний рабочих, совместно с руководителями подразделений по всем профессиям и видам работ на основе типовых. Программа утверждается генеральным директором.

Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течении первого месяца после назначения на эти работы.

Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим один раз в год, не позднее одного месяца после приема на работу.

2.2    Стажировка

охрана труда инструктаж травматизм

Вновь принятые на предприятие работники после инструктажа на рабочем месте перед началом работы под руководством опытных работников, функциональные обязанности которых связаны с обеспечением безаварийный работы важных и сложных хозяйственных потенциально опасных объектов или с выполнением отдельных потенциально опасных работ (объекты, нарушение технологических режимов которых представляет угрозу для работников и окружающей среды), должны про ходить стажировку на рабочем месте.

Допуск к стажировке оформляется приказом, распоряжением по предприятию, структурному подразделению в котором определяются длительность стажировки и её ответственного работника, длительность стажировки составляет 5 рабочих смен. Если вновь принятый работник имеет стаж по виду выполняемой работы менее 3 лет - длительность стажировки составляет 10 рабочих смен.

Продолжительность стажировки зависит от стажа и характера работы, а также от квалификации работника.

Руководителю предприятия предоставляется право своим приказом (распоряжением) освобождать от прохождения стажировки работника, который работает по соответствующей профессии не менее 3 лет или переводится из одного цеха в другой, где характер его работы и тип оборудования, на котором он будет работать похожи.

Стажировка проводится по программам для конкретной профессии, должности, рабочего места, которые разрабатываются на предприятии и утверждаются руководителем предприятия (структурного подразделения).

Стажировка проводится на рабочих местах своего или другого аналогичного по технологии предприятия. В период стажировки работники должны выполнять работы, которые по сложности, характеру, требованиям и безопасности отвечают работам, которые предусматриваются функциональными обязанностями этих работников

В процессе стажировки работник должен:

-  пополнить знания относительно правил безопасной эксплуатации технологического оборудования, технологических и должностных инструкций и инструкций по охране труда;

-       овладеть навыками ориентирования в производственных ситуациях в нормальных и аварийных условиях;

-       усвоить в конкретных условиях технологические процессы и оборудование и методы безаварийного управления ими с целью обеспечения требований охраны труда.

Запись о проведении стажировки и допуске проводится непосредственным руководителем работ (начальник производства цеха и т.д.) в журнале регистрации инструктажей.

По окончании стажировки проводится проверка усвоенных работником знаний.

Если в процессе стажировки работник не овладел необходимыми производственными навыками или получил неудовлетворительную оценку, то стажировка (дублирование) новым приказом (распоряжением) может быть продлена на срок, не превышающий две смены.

После окончания стажировки приказом (распоряжением) руководителем предприятия (или его структурного подразделения) работник допускается самостоятельной работе.

2.3    Порядок проведения проверки знаний

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик, инженер по охране труда и т. д.). Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

Комиссия должна работать в соответствии с графиком, который должен быть доведен до экзаменуемых.

До начала проверки, рабочие должны быть ознакомлены с вопросниками по безопасным методам труда, по которым рекомендуется проводить занятия. Вопросник разрабатывается в полном соответствии с утвержденной программой обучения работников.

2.4    Итоги проверок знаний рабочих

По результатам проверок знаний составляется протокол за подписью всех членов комиссии.

Ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных про грамм по охране труда несет работодатель организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца

Ответственность за надлежащее оформление и хранение документов о работе комиссии возложена на инженера по охране труда.

Вывод: процесс обучения работников ООО «Компания Нефтехимпромсервис» соответствует требования Российской Федерации в области обучения по охране труда, однако для более качественного обучения и усвоения требований охраны труда работниками необходимо усовершенствовать данный процесс. Мероприятия по совершенствованию процесса обучения по охране труда в ООО «Компания Нефтехимпромсервис» описаны в разделе 3 данной работы.

3.      Предлагаемые мероприятия

Важной причиной смертности, производственного травматизма и заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов является недостаточная осведомлённость работников о профессиональных рисках и требованиях охраны труда [12, 13]. Поэтому совершенствование процесса обучения по охране труда, как один из методов повышения культуры безопасности труда работников, остается актуальным направлением деятельности организаций.

В ходе работы были решены поставленные задачи, а именно: изучены данные о производственном травматизме на предприятиях Российской Федерации, в том числе в нефтяной промышленности, в ООО Компания «Нефтехимпромсервис»; изучен процесс обучения по охране труда работников ООО Компания «Нефтехимпромсервис».

С момента образования ООО Компания «Нефтехимпромсервис» в 2001 г. по настоящее время с работниками Общества произошло 2 несчастных случаев, один из которых со смертельным исходом. Причиной этих несчастных случаев является человеческий фактор: нарушение требований охраны труда при проведении работ.

В целях совершенствования процесса обучения по охране труда работников организации предлагается использование инфографического материала по инструкциям по охране труда (приложение А), регламентирующим безопасное проведение работ повышенной опасности и проведение интерактивных инструктажей.

Цели:

-  повышение качества проводимых инструктажей;

-       лучшее усвоение и запоминание информации;

-       повышение уровня осведомлённости инструктируемых работников о безопасных методах проведения работ и опасностях на рабочих местах за счет дополнительной визуализации информации по ОТ, ПБ и Э с применением инфографического материала;

-       повышения у работников уровня сознательного отношения к вопросам безопасности и способности выявления опасных ситуаций и условий.

Ключевой целью внедрения данного мероприятия является снижение количества происшествий, происходящих по причине человеческого фактора, связанного с недостатком/отсутствием знаний работников в области безопасного проведения работ.

Для повышения качества проводимых инструктажей в организации предлагается внедрить стандарт «Организация и проведение интерактивных инструктажей».

Стандарт «Организация и проведение интерактивных инструктажей» содержит основные требования к проведению интерактивных инструктажей работникам компании или работникам подрядных организаций с применением медиаоборудования и наглядных средств для визуализации информации по ОТ, ПБ и Э. Интерактивный инструктаж является дополнительным инструментом любого вида инструктажа в ОТ, ПБ и Э и расширяет действующий процесс проведения инструктажей для работников Общества.

Основными целями интерактивного инструктажа являются:

-    повышение качества проводимых инструктажей, лучшее усвоение и запоминание информации, повышение уровня осведомлённости инструктируемых работников о безопасных методах проведения работ и опасностях на рабочих местах за счет дополнительной визуализации информации по ОТ, ПБ и Э с применением медиоборудования;

-           получение обратной связи с инструктируемыми об имеющихся рисках при проведении работ, способах управления ими и формирование у инструктируемых четкого представления по безопасному проведению работ;

-           вовлечение в процесс проведения инструктажей всех работников, участвующих в проведении работ;

-           деления порядка взаимодействия работников бригады;

-           повышения у работников уровня сознательного отношения к вопросам безопасности и способности выявления опасных ситуаций и условий;

-           повышение интереса работников к проведению интерактивных инструктажей;

-           отсутствие формального подхода к проведению инструктажей.

3.1    интерактивных инструктажей

-  определение производственного задания;

-       подбор материала (видео, фото, 3D-модель, схемы, тест-программы);

-       назначение времени и места (кабинет для интерактивного инструктажа с медиа-оборудованием);

-       доведение информации при помощи медиа-оборудования;

-       обсуждение полученной информации, проверка знаний;

-       регистрация инструктажа.

Материал, используемый для проведения интерактивного инструктажа:

-  видеофильмы по охране труда, промышленной, электрической, пожарной, транспортной безопасности, охраны окружающей среды;

-       презентации по охране труда, промышленной, электрической,пожарной, транспортной безопасности, охраны окружающей среды;

-       отчеты о расследовании происшествий;

-       уроки, извлеченные из происшествий;

-       3D модели происшествий;

-       «молнии» о происшествиях;

-       видеоизображения с камер видеонаблюдения, расположенных на территории производственных объектов;

-       электронные эксплуатационные паспорта оборудования;

-       схемы размещения и компоновки оборудования, схемы территорий и места производства работ;

-       схемы проездов по территориям производственных объектов и другая информация по решению лица, проводящего инструктаж.

Материал, используемый для проведения интерактивного инструктажа, по возможности, должен содержать:

-  Требования безопасности перед началом работ:

-       требования к работникам;

-       опасные и вредные производственные факторы;

-       требования к применяемому инструменту, оборудованию, технике;

-       средства индивидуальной защиты;

-       мероприятия по подготовке к проведению работ.

-       Требования безопасности при выполнении работ:

-       порядок (последовательность) выполнения работ, меры безопасности;

-       безопасные приемы труда;

-       безопасное расположение работников, оборудования и техники на участке выполнения работ, маршруты движения.

-       Требования безопасности в аварийных ситуациях:

-       действия работников в аварийных ситуациях;

-       оказание первой помощи пострадавшим при несчастном случае.

-       Требования безопасности по окончании работ.

В ходе проведения интерактивного инструктажа для достижения максимального эффекта в усвоении информации инструктирующий должен обеспечить конструктивное обсуждение вопросов по теме инструктажа совместно с инструктируемыми. Для акцентирования важных моментов необходимо использовать стоп-кадр, во время которого следует провести диалоговую обратную связь. Ответы на возникающие вопросы должны основываться на примерах из имеющихся информационных материалов, по возможности наглядно показаны на схемах, учебном оборудовании и тренажерах с последующим закреплением навыков и знаний.

Интерактивный инструктаж необходимо проводить с группой работников одной профессии или выполняющих один вид работы, так как именно коллективный просмотр информации на экране дает возможность обсуждения и является наиболее эффективным способом обучения.

С целью закрепления полученных знаний, интерактивный инструктаж завершается проверкой приобретенных работником (работниками) знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

3.2    помещениям для проведения интерактивного инструктажа

В качестве помещений для интерактивного инструктажа в зависимости от места расположения, размера и оснащенности могут использоваться: кабинеты охраны труда, актовые залы, кабинеты мастеров и т.д.

-  Для оснащения помещений для проведения интерактивного инструктажа, расположенных в офисных зданиях, могут использоваться:

-       тематические и информационные стенды;

-       демонстрационные витрины;

-       мебель, необходимая для размещения инструктируемых и установки медиа-оборудования;

-       средства обучения: нормативная литература, видеофильмы, компьютерные программы для проверки знаний, тесты и литература на электронных носителях;

-       мультимедийные системы;

-       роботы-тренажеры для отработки навыков оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае на месте происшествия, другие учебные тренажеры по мере необходимости;

-       магнитно-маркерная и интерактивная доски.

Помещение для интерактивного инструктажа должно удовлетворять следующим требованиям:

-  оборудоваться мебелью, необходимой для размещения инструктируемых и установки медиа-оборудования;

-       оснащены медиа-оборудованием, наглядной агитацией, типовыми схемами обвязки и размещения оборудования и т.п. соответствующим специфике и условиям работы на объекте;

-       находиться в местах базирования работников рабочих профессий;

-       иметь доступ к корпоративной интернет сети и, в частности, к сетевому ресурсу с каталогом видеоматериалов, либо быть укомплектованы носителем информации с полным перечнем видеоматериалов (фильмами, презентациями, молниями, уроками, 3D-моделями происшествий, инструкциями, аудиозаписями, схемами, графиками).

Рекомендуемый перечень комплектующих для оснащения помещений интерактивного инструктажа приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Рекомендуемый перечень комплектующих для оснащения помещений интерактивного инструктажа.

№ пп

Наименование

1

Проектор

2

Потолочное крепление для проектора или напольная подставка для проектора (тумба)

3

Экран для проектора

4

Напольный держатель, настенное или потолочное крепление для экрана проектора

5

Телевизор (с диагональю в зависимости от размеров помещения) с возможностью подключения ПК, ноутбука, носителя памяти

6

Кронштейн для настенного крепления ЖК-телевизора или тумба

7

Интерактивная доска

8

Магнитно-маркерная доска

Лазерная указка

10

Ноутбук

11

Беспроводная мышь, клавиатура

12

Фотоаппарат цифровой

13

Видеокамера

14

Акустическая система (аудиокабель, колонки)

15

Флэш-накопители, HDD-диски

16

Кабели и переходники для коммуникации медиа-оборудования (VGA, HDMI и др.), электрические удлинители

17

Источник бесперебойного питания

18

Наглядная агитация, пособия, книги

19

Стулья



Заключение

Важной причиной смертности, производственного травматизма и заболеваемости вследствие воздействия вредных производственных факторов является недостаточная осведомлённость работников о профессиональных рисках и требованиях охраны труда [13, 14]. Поэтому совершенствование процесса обучения по охране труда, как один из методов повышения культуры безопасности труда работников, остается актуальным направлением деятельности организаций.

В ходе работы были решены поставленные задачи, а именно:

-  изучены данные о производственном травматизме на предприятиях Российской Федерации, в том числе в нефтяной промышленности, в ООО Компания «Нефтехимпромсервис»;

-       изучен процесс обучения по охране труда согласно законодательству Российской Федерации и работников ООО Компания «Нефтехимпромсервис»;

-       предложены мероприятия по совершенствование процесса обучения по охране труда в ООО Компания «Нефтехимпромсервис».

В целях совершенствования процесса обучения по охране труда работников организации предлагается использование инфографического материала по инструкциям по охране труда (приложение А), регламентирующим безопасное проведение работ повышенной опасности и для повышения качества проводимых инструктажей в организации предлагается внедрить стандарт «Организация и проведение интерактивных инструктажей».

Список использованных источников

1.          Производственный травматизм в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. Дан. - Москва,2015.Режимдоступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/working_conditions/;

2.      Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2010 году / Колл. авт. - Под общ. ред. К.Б. Пуликовского. - М.: Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности», 2010. - 502 с.

.        Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2011 году / Колл. авт. - Под общ. ред. К.Б. Пуликовского. - М.: Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности», 2011. - 485 с.

.        Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2012 году / Колл. авт. - Под общ. ред. К.Б. Пуликовского. - М.: Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности», 2012. - 429 с.

.        Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2013 году / Колл. авт. - Под общ. ред. К.Б. Пуликовского. - М.: Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности», 2013. - 356 с.

.        Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2014 году / Колл. авт. - Под общ. ред. К.Б. Пуликовского. - М.: Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности», 2014. - 457 с.

.        7. 9. ГОСТ ССБТ 12.0.004-90. Организация обучения безопасности труда. Общие положения, утв. постановлением Госстандарта СССР № 2797 от 05.07.1990 - Введ. 1990-07-05. - М.: Издательство стандартов, 2001. - 11 с.

.        Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

.        «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденный Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. № 1/29.

.        Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80;

.        Положение определяющее порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденная Генеральным директором ООО Компания «Нефтехимпромсервис»;

.        Девисилов, В.А. Концепция национальной образовательной политики в области безопасности (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mhts.ru/science/Devisilov/konzepzia_nacionalnoy_obrazovatelnoy_politiki.pdf ;

.        Щербаков, В.И. Культура охраны труда и национальной безопасности // Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. - 2011. - № 3. - с. 44.

Пример инфографического материала

Похожие работы на - Обучения по охране труда в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!