Влияние телевидения на поведение человека и на психику детей

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,03 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние телевидения на поведение человека и на психику детей













Контрольная работа

по дисциплине

Социальная безопасность

На тему:

«Влияние телевидения на поведение человека и на психику детей»

Введение

Как телевидение влияет на людей? Что меняется в сознании и поведении человека после просмотра телевизионных программ? Эффектам массовой коммуникации посвящены сотни исследований, но ученые во всем мире до сих пор спорят и о возможностях, и о механизмах влияния телевидения на человека. Большинство сходятся в одном: влияние телевидения не безгранично, но существенно.

Проблему влияния массовых коммуникаций на сознание и поведение людей изучают лет 80, как минимум, начиная с Уолтера Уитмена, и, может, даже еще дальше. Существуют три точки зрения, все три яростно доказывают, что каждая из них справедлива. Первые говорят, что весь наш внутренний мир, все наши поступки, все, что мы думаем, говорим, ценим, или, наоборот, опровергаем, есть продукт нашего подключения к массовым коммуникациям. Вот, чего прочитал, то знаешь, не прочитал - этого не существуют, это обругали в прессе, ну и ты присоединяешься. Это первая точка зрения. Вторая точка зрения принципиально противоположная, что средства массовой информации, в том числе телевидение, вообще ничего не могут сделать с человеком, они просто дают язык и обращают внимание на нечто, а основы поведения человека упрятаны глубоко внутри, в его культуре, национальной или какой-то иной.

1.Влияние телевидения на психику детей

Телевидение и электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от "общения" с телевизором или компьютером? Что противопоставить их власти? В последнее время появилось много православных публикаций, затрагивающих эти и подобные им вопросы.

Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, жужжит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, плачут, угрожают человеческими голосами - "живут" рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь.

Ребенок, конечно, как говорят ученые, адаптируется - а что ему остается? Но воспринимает окружающий его мир как враждебный, страшный. Врачи именно этим объясняют увеличение в последнее время душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх" делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным, или наоборот - агрессивным: ведь он пытается побороть страх, но как это сделать?[4]

Очень просто - самому стать страшным. Иногда одно сочетается с другим - у одного шестилетнего мальчика, вечно испуганного, робкого, была любимая игра: целыми днями, изображая полицейского, он пытал плюшевого Микки-Мауса на электрическом стуле. Ребенок изначально добр и радостен, не любит сказок с плохим концом. Сама мысль, что кто-то пострадал и в конце концов не получил утешения, вызывает глубокое потрясение в его душе.

Другой пример: трехлетняя девочка, когда слушает сказку о том, как лисичка выгнала зайчика из его лубяной избушки, начинает плакать - зайчика жалко, а через некоторое время сообщает, что лисичка это сделала нечаянно. Вот наглядный пример того, как ребенку трудно себе представить, что можно намеренно причинить кому-то боль.

Откуда же появляется жестокость в детской душе? Где обычный современный ребенок может увидеть убийство, изнасилование, расчленение трупа, вышедшего из могилы покойника, монстра, беса? Конечно, по телевизору. Такими сценами и героями заполнены триллеры, которыми - под слабый протест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними - увлекаются подростки. Удел их младших братьев и сестер - пока "мультики". Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был "Аленький цветочек", для других - "Чебурашка".

Современные дети смотрят мультфильмы, похожие на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то черепашки - это скорее "крутые парни", которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево. Они напоминают не компанию детей, а подростковую банду. Если шалости Чебурашки с его друзьями остаются детскими и сами они - из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее "адаптироваться" и войти в мир героев "взрослых" боевиков и триллеров - маньяков, убийц, летающих суперменов и вампиров.

Вампиры (один мультфильм так и называется - "Вампиреныш"), чудовища, привидения, пришельцы из космоса (в сущности, бесы) проникают в ничем не защищенное сознание наших детей. Обилие страшного в конце концов притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. А первоначально, на стадии "мультиков", развивается устойчивый невроз, - ведь ребенок, в отличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность. Он искренне и бурно реагирует на театральное, мульт-, кинопредставление, не признавая никакой условности. Не случайно, когда врачи-психиатры просят родителей ответить в анкете, что является главной причиной страхов ребенка, те часто пишут: "Мультфильмы".

Детские психиатры и психологи считают, что основные болезни детей в ХXI в. болезни от телевидения и компьютеров. Доктор медицинских наук иеромонах Анатолий Берестов подробно объясняет, какой вред наносит телевизор детскому здоровью[1].

Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система.

Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (компьютера или с книгой) приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.

Телевидение кодирует поведение ребенка или подростка - заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы, моделирует поведение ребенка. Показывая насилие даже в "мультиках", оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. Люди попали в психологическую зависимость от телевизора: включаешь - и проходят, кажется, тоска и уныние, а если он вдруг сломается - наступает непривычная, пугающая тишина. И выясняется, что все члены семьи разобщены, часто не о чем поговорить, нет желания общаться друг с другом. На этот случай теперь почти во всех домах по два-три телевизора: один сломается - другой включим [5].

Часто телевизор включается утром, и "под него" проходит вся жизнь: сериал сменяется новостями, потом - какими-то проблемными передачами, авторскими программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, "Поле чудес", боевик - вот и день прошел...

Ребенок находится тут же, впитывая восприимчивой душой ту пищу, которую навязывает ему домашний идол - "голубой экран". Потребляя ее без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются.

. Решение проблемы и сохранение ребенка как личность

телевидение здоровье психика

Как помочь ребенку сохранить телесное и душевное здоровье в современном машинном мире? Как предотвратить действие отравляющих душу впечатлений, не делая при этом из ребенка старичка, не лишая его детских игр и других утешений? Как, наконец, вырастить его душевно здоровым, нравственным человеком, не превращая его жизнь в череду запретов? Специалисты по детской психологии давно заметили, что ребенок более эмоционален, чем логичен; он запоминает чувства, а не факты.

И порой впечатление от того или иного события, часто незначительного, остается на всю жизнь. Многие давние происшествия мы только потому и помним, что они сопровождались сильным душевным движением: или мы были чем-то поражены, или глубоко обижены, или, наоборот, встретили понимание и любовь там, где не ожидали. А добрые впечатления, вынесенные из родительского дома, из общения с родителями, - это великая драгоценность. Поэтому и необходимо именно в семье вытеснять опасные впечатления - добрыми, полезными. Как же и где найти противоядие?

Почему, если один школьник соглашается выпить, покурить или попробовать наркотик, то другой без сожаления и ложного страха отказывается? Откуда берутся девочки, при которых друзья и подружки не заводят грязных разговоров? Очевидно, это дети, которых воспитывали, они умеют уклоняться от зла. В святоотеческой литературе есть яркое сравнение: "Привычки, обретенные в детстве, подобны буквам, вырезанным на коре молодого дерева: вместе с ним они растут, увеличиваются и даже составляют часть его самого". Великое благо, если ребенок с раннего детства привык не оставаться в праздности.

От нее - и привычка часами сидеть у телевизора, и увлечение азартными играми с компьютером. Поэтому очень важно, если родители сумели в свободное от учебы время занять детей чем-то и полезным, и интересным. Например, рукоделием. Рукоделие - это посильный труд с полезной для души целью. Причем важно осознавать, что это не "работа" (зарабатывание хлеба насущного), так как у него иная цель - не телесная, а душевная польза.

Здесь важен не столько внешний, сколько внутренний результат. Мы говорим об этом потому, что маленьких детей, оберегая их от губительной и развращающей праздности, следует приучать именно к рукоделию. Родители же многие дела по дому не доверяют детям именно потому, что думают о внешнем результате. Действительно, это легче (и качественнее!) - делать все самим, но для ребенка полезнее как раз обратное. Хотя, конечно, истинная цель должна быть известна только родителям - дети должны быть уверены, что их труд нужен в семье, что они настоящие помощники. Можно вместе с детьми выращивать (даже в условиях городской квартиры) декоративные или съедобные растения. Те, у кого есть счастливая возможность вывезти ребенка летом за город (на дачу, в деревню), могут выделить ему свою грядку на огороде, чтобы он, самостоятельно возделывая землю, научился уважительно и ответственно относиться к сотворенному Богом миру и созидательному труду.

В некоторых семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными - будь то рыбки, или кошка, или собака. Бывает, что подросток спешит после школы домой, потому что там его ждет четвероногий друг, которого никто, кроме него, не покормит, не выведет гулять. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность: убирать свои игрушки, позже, когда подрастет - свою постель, еще позже - вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Конечно, их не должно быть непосильно много - лучше одна, но выполняемая неукоснительно. Говоря о средствах, которыми можно защитить от вредных впечатлений чувства ребенка, хочется начать с природы. Это отличное противоядие от влияния отравляющей тело и душу "машинной цивилизации".

Важно и то, что через общение с природой ребенок учится познавать и любить свою Родину. Абстрактными разговорами на эту тему вряд ли можно воспитать чувства. Тем более, что на наших глазах происходит принудительная американизация всей нашей жизни - на общественном и на бытовом уровне. Современные дети начинают стыдиться того, что они украинцы, и с завистью смотрят на Запад. Родители порой не придают этому должного значения, полагая, что патриотическое воспитание - пережиток советской эпохи. Но это не так.

Если речь идет о чтении ребенку книг, то пусть это будут не только "Сказки" А. Пушкина или К. Чуковского. Как много сокровищ во взрослой поэзии, вполне доступных детскому восприятию! Пусть ребенок привыкнет к звучанию классического стиха, пусть научится понимать поэтический образ. Счастливы дети в тех семьях, где есть обычай собираться вместе и читать вслух разные хорошие книги. Затрата взрослыми времени на это сполна окупается огромной пользой для ребенка и всей семьи. А картины на библейские и исторические темы, пейзажи, жанровые полотна - их можно обсуждать с детьми не только в музеях, но и рассматривая художественные альбомы. Но главное - серьезная классическая музыка. К ней надо приучать ребенка с первых лет жизни, и тогда позже она станет лучшим противоядием от поп- и рок-музыки.

Подростки, часто посещавшие консерваторию, как правило, очень спокойно воспринимают всякие "металлы" и прочее и вряд ли увлекутся ими - разве только в знак протеста, если родители перестараются в своем "классическом" воспитании. Хотелось бы посоветовать всем родителям с малолетства обучать ребенка музыке: или игре на каком-либо инструменте, или пению в хоре. Детские хоры существуют сейчас при многих храмах (причем бесплатные). А настоящее музыкальное образование, учеба в музыкальной школе хороши еще и тем, что надолго займут ребенка, избавят его от праздности [ 6].

.Влияние телевидения на поведение взрослого

Ежегодно рекламодатели тратят миллиарды долларов, уверовав в то, что телевидение способно повлиять на поведение человека. Представители телеиндустрии с энтузиазмом соглашаются с ними, утверждая при этом, что программы, содержащие сцены насилия, никоим образом подобного влияния не оказывают. Но проведенные исследования совершенно определенно свидетельствуют: насилие в телевизионных программах может иметь и имеет неблагоприятное воздействие на аудиторию.

Существует причинная связь между жестокостью, демонстрируемой на экранах телевизоров, и последующим антисоциальным поведением; эта зависимость настолько очевидна, что в необходимости принятия соответствующих шагов со стороны ответственных органов, ТВ- индустрии, правительства и граждан мало кто сомневается [2].

Просмотр насилия по телевизору способствует насилию в реальной жизни по нескольким причинам. К примеру, насилие кажется обычным и приемлемым и даже вызывает восхищение, когда любимые и физически привлекательные герои поощряются за свои насильственные действия.

В среднестатистической семье <#"justify">1.Губанов И.А, Крылова И.Л, Тихонова В.Л. Психологические аспекты поведения современного человека . - М.: Мысль, 1976. - 360 с.

. Дроздов О.Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». № 483. 2000., с. 51.

Похожие работы на - Влияние телевидения на поведение человека и на психику детей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!