Военная организация средневековых мусульманских обществ на примере ранней Османской империи (XIV-1-я пол. XVI вв.)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    300,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Военная организация средневековых мусульманских обществ на примере ранней Османской империи (XIV-1-я пол. XVI вв.)













Военная организация средневековых мусульманских обществ на примере ранней Османской империи (XIV-1-я пол. XVI вв.)

Содержание

Введение

1. Теоретические основы военной организации средневековых мусульман

.1 Роль военной организации в жизни средневековых мусульманских обществ

1.2 Особенности ведения войн мусульманами

2. Исследование военной организации ранней Османской Империи (XIV-1-я пол. XVI вв.)

2.1 История становления ранней Османской Империи

.2 Особенности создания армии Османской Империи

2.3 Ведение боя Османской Империей: тактика, начало боя, огнестрельные орудия

Заключение

Список использованных источников


Введение

военный мусульманский османский бой

Нынешнее пацифистское движение затерялось среди многочисленных конфликтов, каждое из которых грозит перерасти в глобальную войну. Возможно, войны исчезнут, когда люди поймут, что это грозит всей планете гибелью. Так считают некоторые специалисты. А другие говорят, что проще переключить человека воинственного инстинкта на любые другие.

Но 21-й век говорит, что не все так просто: национальные и религиозные противоречия усиливаются. Очаги военного пламени в Тунисе, Египте, Сирии и других странах, где немалую долю жителей представляют мусульмане, грозятся превратиться со временем в некую Арабскую войну. А с учетом слухов, что у Ирана есть ядерное оружие, такая война может дорого стоить человечеству.

Это в современном мире. Но и в Средние века под словом война не понималось ничего положительного. Мусульмане того времени не считались с методами ведения войны и не отличались терпимостью к пленным. Коран руководил ими тогда, руководит ими и сейчас. Эта воинственность, скрытая на сегодня некими международными нормами права, остается в их крови.

Все познается исторически. Поэтому так важно знать особенности отношения к войне в прошедшие века, чтобы экстраполировать причины, факторы и последствия на нынешние реалии. Нынешними проблемами в Арабском мире, которые привели к вооруженным конфликтам, и обусловлена по большей части актуальность нашего исследования.

Объект исследования - место войны в жизни средневековых мусульман.

Предмет исследования - военная организация мусульман Османской империи.

Цель работы - изучить военную организацию средневековых мусульманских обществ на примере ранней Османской империи (XIV-1-я пол. XVI вв.).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

описать роль военной организации в жизни средневековых мусульманских обществ;

изучить особенности ведения войн мусульманами;

проанализировать историю становления ранней Османской Империи;

исследовать особенности создания армии Османской Империи;

исследовать ведение боя Османской Империей: тактика, начало боя, огнестрельные орудия.

Теоретической и методологической       основой работы послужили исторические и аналитические труды национальных и зарубежных авторов, данные публикаций официальных СМИ.

В работе использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, системный подход, дедукция и индукция, графический метод и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические основы военной организации средневековых мусульман

.1 Роль военной организации в жизни средневековых мусульманских обществ

Военная организация была и есть присуща любому государству. Сколько бы люди ни говорили о мире, минимизации наличия не происходит, все наболевшие конфликты решаются путем стрельбы.

Некоторые психологи утверждают, что человеку изначально присущи эгоизм, алчность, склонности ко злу и насилию. Научно-техническое развитие видов оружия также не принесло пользы человечеству.

Исторически так сложилось, что мусульмане - народ воинственный, что определено более религией, чем необходимостью. Борьба с неверными - основной их смысл жизни. По крайней мере, так было в Средние века.

Многие историки и философы говорят об арабской философии, исламской философии. Ей в том числе можно описать роль войны и военной организации в жизни мусульман.

Множество общественных условий жизни и хозяйствования обусловили специфику толкования различными мусульманскими направлениями вопросов мира и войны. У арабов до их исламизации (у бедуинов) воинская доблесть обладала наивысшей нравственной ценностью. Ислам сберег это представление, но переформатировал его в направлении религии. По нему, доблесть обязана проявляться в борьбе за верховенство веры, в борьбе с неверными.

Также ценилось и такое качество арабов, как готовность к заступничеству и верность близким. Изначально речь шла о своем сородиче. но со временем эта мысль трансформировалась в идею защиты всего ислама.

Интересно отметить, что Коран, который содержит множество высказываний о войне, иногда сам же путает читающих; Коран не полностью строг и последователен. Это может означать, что изначально в нем не содержалось столько призывов брать в руки оружие, а добавлен этот текст был после Крестовых походов или еще позже.

Мусульман нельзя назвать вечно воинствующей частью населения, но в то же время именно по их вине происходили многие войны, а в еще большем количестве войн они были в равной доле ответственности. Те же Крестовые походы были организованы европейцами, но потому, что постоянно существовала угроза арабского вторжения в Европу, что потом и произошло.

Основные причины военных действий, определяемые в рамках исследования роли военной организации у мусульман, показаны на рис. 1.

Рисунок 1 - Причины мусульманских средневековых войн

Интересен тот факт, что исламе отсутствует вопрос о возможности войны между мусульманами. Для них война - это вопрос сохранения единства.

Нужно отметить, что распространение ислама сопровождали многочисленные войны. При этом большинство мусульманских богословов отрицают его религиозную воинственность. Египетский богослов Абд Ал-аль аш-Шаиб считает ошибочным мнение тех, считает что пророк Мухаммед стал флагом войны, а на деле он, прежде чем захватить страну, предлагал людям покаяться по доброй воле.

Сам термин "ислам" означает слово "силм", - "мир". Противопоставляясь традиционалистам и еще более фундаменталистам, модернисты (реформаторы) утверждают, что ислам - религия универсального гуманизма (инсания), которая проповедует общечеловеческое братство. Отсюда, кстати, например, "джихад" поясняется так:

либо как только оборонительная война;

как "битва" за экономическое процветание;

либо как борьба за духовное обновление.

Исламские радикалы по сути считают 6-м "джихад" ш-м столпом веры. А умеренные исламисты укрепляют оборонительный характер джихада, а самые ультра-радикалы обращают внимание исключительно на наступательный аспект "священной войны".

С помощью некоторых доктрин ("седьмых") - создание Всемирного исламского государства, и "восьмой" столп ислама - следование божественному Шариату.

Однако наиболее радикально настроены исламисты категорически отрицают оборонительный характер джихада. Правда, тот же автор допустил-таки возможность разделения джихада на

военную;

невоенную составляющие.

В итоге, перед вступлением в битву на пути джихада, мусульманин должен уже пережить более крупный бой с шайтаном на пути джихада, расположенного внутри этого человека.

Здесь речь идет о том, что нужно сначала сплотить свои собственные ряды, а затем уже выходить на борьбу с миром "неверных".

Довольно важен также вопрос джихада в фикхе меньшинств, являющийся ключевым не только для них самих, а и для тех обществ, где они проживают. Российские востоковеды в теории фикх меньшинств четко отбрасывают идею джихада против западных стран, где проживают также и мусульмане. Более того, они проводят организованный призыв (даваат), как первоочередную основу с целью построить дружественные отношения к странам.

В Коране, в частности, в мединских сурах, война за веру - это обязанность последователей ислама, это священная обязанность, возводимая в ранг божественной миссии, которая подкреплена авторитетом Аллаха.

Востоковед А. Сагдеев писал, что "джихад" не стоит толковать как чисто религиозный термин, как "священную войну" у мусульман против неверных. Такое толкование неправильное хотя бы потому, что любая война, которую вели мусульмане, была священной, т.к. в ней религиозное формально не отделялось от мирского.

Джихад и газават имеют разные происхождения согласно этимологии. В доисламские времена арабские племена организовывали взаимные набеги (газават) с целью угона скота, захвата имущества, и эти набеги не имели отношения к религии. Но когда распространился ислам, газават трансформировался в некую "борьбу на пути Господа".

Эти два термина близки по смыслу, но не синонимы. Отличаются они тем, что газават объявлялся даже на уровне вождей племен, а джихад - от имени государства имамом или халифом, т.е. религиозным лидером.

Новое значение идея джихада приобрела в период арабских завоеваний, когда арабы-мусульмане столкнулись с немусульманами. Доктрина джихада была разработана в трудах по мусульманскому правоведению (фикху), связанных со всеми четырьмя суннитскими мазхабами, и наполнена новым содержанием, в частности типологизацией джихада и характеристикой территорий, на которых он действует или может действовать.

Однако, если первые мусульман объявили джихад против арабских многобожников, а затем против отступников от ислама и "лицемеров", то после смерти Мухаммеда подобные войны за веру велись против соседних стран и народов и в отдельных исторических условиях приобретали исключительное значение в мире ислама как выполнение мусульманами священной "небесной" миссии.

Очевидно, что религиозные проповедники, стремящиеся использовать ислам в политических целях, ссылаются на те аяты Корана, в которых прямо говорится, что выполнение только религиозных обрядовых предписаний недостаточно для того, чтобы попасть в рай. И тот, кто верует в Господа, совершает намазы, платит искупительную милостыню, держит пост в месяц рамазан, совершает хадж, но воздерживается от войны с неверными, боится вооруженного сражения, рассматривается как человек, предпочитающий земную жизнь загробному раю.

А такое поведение, по общему мнению богословов недостойно мусульманина.Поэтому Коран дает сильные средства воздействия на сознание правоверного. Тем мусульманам, которые не хотят вступать в борьбу за веру, Господь подвергнет мучительным наказаниям, как и неверных и отступников от ислама.

Все эти поучения, содержащиеся в основополагающих источниках ислама, и легли в основу лозунга джихада в "форме меча", то есть "войны за веру".

Как подчеркивает Э. Сиван, теория джихада в интерпретации исламских радикалов исходит из того, что конфликт есть и правилом, по крайней мере, до тех пор, пока Мессия (Махди) не прибудет на конец света.

Поэтому исламисты считают, что единственно возможным ответом мусульманского мира нынешним режимам в странах распространения ислама, при которых там господствуют западные порочные идеалы, может быть только "священная война" в ее силовом понимании. Лишь после свержения этих режимов и восстановления единства всех мусульман (умма), как это было в золотую эпоху Халифатов, внутри уммы могут быть установлены мирные взаимоотношения.

Главная миссия исламского государства, по мнению богословов - распространение ислама (даваат). Где вооруженный джихад является одновременно формой исламской национально-освободительной борьбы исламской нации за создание исламского государства (халифата, при отсутствии такового).

Развитие в ходе полемики его проповедей обусловили серьезную эволюцию коранических представлений, а также привели к непоследовательной - в ряде случаев противоречивой - трактовке ряда важных элементов вероучения. По мнению исследователей, в Коране порядка 225 несоответствий и противоречий, во многих сурах (более 40) содержатся так называемые "отменные" аяты. Здесь находятся следующие, отличные один от другого, указания о джихаде, что, на наш взгляд, объясняет разницу между условиями деятельности Мухаммеда в разные периоды его жизни.

Рисунок 2 - Различное понимание джихада в исламе

Термины "война", "завоевания" и "джихад" с арабского языке имеют равный смысл: они обозначают "сражение с врагом". Также, "Джихад" означает "усердие", "приложение усилий"; в дальнейшем это определение стало доминировать. По мнению Шариата, джихад - борьба с неверными уже после принятия ими ислама, от которого они впоследствии отступили и объявили ему войну.

По мнению шариата, "Война" - только небольшая часть более обобщенного понятия "джихад" ("большой джихад" предусматривает деятельность по совершенствованию человека и общества; и "малый джихад"). Война Пророком Мухаммедом была названа "малым джихадом", тогда как "большой джихад" оформился для совершенствования моральных качеств человека, чтобы царили истина, верность, справедливость и уважение.

Первоначально джихад был не способом угнетения, а средством защиты настоящей веры, направленным на справедливость и любовь между народами.

Ислам классический называет войну крайним средством, ущерб от которого не должен быть более его причин.

Тема войны просматривается во всех сферах. Например, ученые-улемы сказали, что враги бывают трех типов: душа, дьявол и открытый враг.

Из содержания аятов, расположенных ниже, мы видим, что создан джихад был мусульманам с целью помочь им защитить свою религию. Мусульмане могут сражаться лишь с теми, которые сражаются против них, и разрушать только по необходимости.

Мусульманские правоведы разделяют мир на два лагеря (см. рис. 3).

Рисунок 3 - Лагери ислама

Войны против притеснителей, бандитов и вероотступников регулируются государственными законами, т.к. это внутренние войны, происходящие по причине столкновения народа и властей. По поводу войны между двумя группами мусульман можно сказать, что она противоречит установкам ислама, которые призывают к единству мусульман. Т.к. Коран запрещает кровопролитие между мусульманами, то при объявлении войны между мусульманскими странами, обычно, одна сторона называет другую отступницей веры, от ортодоксального ислама, а еще в ереси. Основной силой справедливой войны называют противодействие агрессии и распространение религиозной свободы для всех народов Земли, а кроме того - поддержку угнетенных групп или людей. Мусульмане не отбрасывают необходимость применять соответствующие меры по усилению обороны, например, подготовка армии и всего необходимого снаряжения для защиты мусульманского мира и страны, если произошло нападение. Джихад, по мнению ислама, - справедливая и законная война, которая направлена на достижение блага общества. Эта война ставит перед собой цель: сохранение мусульманской общины и защита ее суверенитета, а не добыча материальных ценностей, колонизация или оккупация чужих территорий. Есть конкретные нормы законодательства, которые регламентируют порядок военных действий. Основные принципы, необходимые для соблюдения, описанные Кораном, показаны на рис. 4. Мнение мусульманских факих такого, что причиной войны в исламе служит не нарушение религии или то, что в мусульманском государстве проживают иудеи и христиане, а необходимость и важность отпора косвенной или прямой агрессии, направленной против "людей Писания". Джихад - законен и необходим, т.к. указанная причина действует и при необходимости предотвращения пробы агрессии. Джихад - своеобразный гарант веры, свободы, помощи угнетенным и мусульманской самозащиты.

Рисунок 4 - Принципы ведения войны в Исламе

Вследствие сказанного, джихад - средство, обеспечивающее защиту движения по распределению участия мусульман, а не способ только самораспоряжения. Т.к. война - это чрезвычайное состояние, то основой его завершения являются мирные переговоры. Но быстро они не проходят, т.к. сложно вместить принципы и идеологию ислама в демократические или консолидационные модели. Традиционный ислам учитывает то положение, при котором войны должны быть только предупредительными или оборонительными. Однако это только один из подходов к этой проблеме. Различные толкования священных текстов находит выражение в практике вооруженных конфликтов, последствия которых в зоне распространения ислама имеют конкретное трагическое содержание. Современные теологи рассматривают джихад как философию и всеобъемлющее боевое мировоззрение, так как мусульмане не могут жить в век идеологической борьбы без оборонительного мировоззрения. Исламский мир не является единым в характере отношений с внешним миром. Характер этих отношений определяет борьба четырех основных проектов: традиционалистского, либерального (модернизаторского), джихадистского (антиглобалистского) и террористического (сектантского).

Рисунок 5 - Основные направления военно-оборонительного мировоззрения мусульман

Для фундаменталистов характерна опора на Коран, возврат к "живительному источнику" ислама, якобы замутненному за века различными трактовками. При этом они исходят из того, что Коран вечен и абсолютно верен, а значит, и нормативен для всех времен и народов в своем полном объеме.

Во-вторых, сосредоточившись лишь на Коране, многие исламисты склонны отрицать любые положения шариата, которые не возводятся непосредственно к нему или к Сунне.

В-третьих, ислам вообще, и Коран, и Сунна в частности, объявляются источниками всех человеческих ценностей, законов, стандартов и т.п. Все понятия, традиции, законы, изданные людьми, должны, с точки зрения исламских экстремистов, быть отброшены. С этим подходом, естественно, взаимосвязана очень четко выраженная у исламских экстремистов идея дихотомии мира, полярности добра и зла. При этом они исходят из того, что "кто не с нами, тот против нас". В борьбе зла и добра критерием добра, естественно, провозглашается вера в свои взгляды на исторический процесс исламистские экстремисты. К примеру, некоторые идеологи исламских экстремистов не признают такие классические источники права, как Иджма - единое мнение мусульман общины и т.п. - убежденные детерминисты и идеалисты. Они исходят из того, что вся история человечества контролируется и определяется Аллахом.

Люди не могут сами изменить ход истории, они мог лишь координировать свои усилия с волей Аллаха. Таким образом, исламские экстремисты считают, что общество объективно должно жить по шариату, и, естественно, за реализацию этого на практике они возлагают исключительно на истинных мусульман, т.е. на себя.

Отсюда вытекает необходимость захвата власти "истинными мусульманами", ибо только подобные государства ведут борьбу против отступников, притеснителей и тиранов; против разбойников, против монополистов, отказывающихся платить подать и т.д. Всех, павших в "священной войне", ждет вечное спасение. Сложная картина культурно-духовной и политической мозаики ислама, различие проектов, реализуемых в современном исламе, говорят и о различии подходов к решению культурно-цивилизационных и религиозных проблем, стоящих перед ним.

.2 Особенности ведения войн мусульманами

Прежде всего, заметим, что война установлена в исламе для самообороны. Следовательно, цель войны состоит в отражении агрессии, а не навязывании другим исламской религии. По этому поводу Коран говорит: "Тем, которые подвергаются нападению, дозволено [сражаться], защищая себя от насилия" (Коран, 22:39).

Ведение войны в исламе предполагает целый ряд правил и особенностей (см. рис. 6).

Кроме того, есть и другие особенности по сравнению с обычными кредитами, оказание медицинской помощи.

С ранних дней ислама признавалась святость медицинской профессии. Исламское государство нанимало христианских и еврейских врачей со времен Омейядов, и некоторые из них были даже личными врачами халифов. Ислам относился к ним толерантно, и некоторые из них смогли использовать

На основании этого примера можно сказать, что такое отношение отличало мусульман от агрессоров. Когда агрессоры вступили в Иерусалим 15.07.1099 г., они убили 70000 мусульман, включая женщин, детей и стариков. Отметим, конечно, что христианство - это одно, а поведение участвующих в войне - совсем другое.

Рисунок 6 - Особенности ведения войны в исламе

Рассмотрим следующие особенности ведения войны мусульманами (см. рис. 7).

Рисунок 7 - Особенности ведения войны в исламе

Одной из самых первых акций мусульман в Египте было обещание религиозной свободы и восстановление смещенного епископа Александрии после того, как он много лет скрывался от римских христиан в пустыне к западу от города.

Но религиозная свобода была всего лишь одной из свобод, которую предоставлял ислам. Будь то араб или египтянин, мусульманин или христианин, ислам строил идеальное человеческое братство, которое основано на равенстве.

На рисунке 8 показаны особенности международного регулирования вопроса войны.

Рисунок 8 - Особенности международного отношения к войне

Ислам с самого начала полностью запретил внезапное предательское нападение. Современная практика, когда мирные договоры или соглашения между странами подписываются лишь для прикрытия агрессивных намерений, полностью противоречит исламу, ибо аяты Корана гласят:

"О вы, которые уверовали! Соблюдайте заветы" (Коран, 5: 1).

Если мусульмане становятся объектом предательской агрессии со стороны другого государства, с которой они заключили соглашение, они должны аннулировать его перед тем, как объявить этому государству войну.

Мусульмане должны помогать своим мусульманским братьям, которые подвергаются преследованиям на вражеской территории. Но им не разрешено выполнять эту обязанность при наличии соглашения между мусульманским сообществом и это вражеской страной, поскольку приоритет здесь будет за соглашением.

Обращение к культурно-историческим и идеологическим смыслам войны и мира в современном исламе имеет принципиально важное значение для определения дальнейших перспектив, связанных с решением вопроса о том, каким будет ответ мира ислама на натиск глобализма. Наряду с этим следует отметить, что исламский мир не является единым в характере отношений с внешним миром, который определяется борьбой нескольких проектов, реализующихся на основе традиционалистского проекта, являющегося оправданием сложившегося на сегодняшний день статуса-кво. Исход борьбы между различными исламскими проектами важен как для судеб исламского мира, так и для мирового сообщества в целом и, в частности, для России как многоконфессиональной страны и полиэтнической цивилизации, где ислам является одной из крупных конфессий и культур по числу приверженцев. Тем самым определяется подход к войне: разнопланово, исторически, ситуативно.

2. Исследование военной организации ранней Османской Империи (XIV-1-я пол. XVI вв.)

.1 История становления ранней Османской Империи

Осман (годы правления 1288-1326), сын и наследник Эртогрула, в борьбе с бессильной Византией присоединял к своим владениям область за областью, но, несмотря на растущее могущество, признавал свою зависимость от Ликаонии. В 1299 году, после смерти Алаэддина, он принял титул "султан" и отказался от признания власти его наследников. По его имени турки стали называться османскими турками или османами. Власть их над Малой Азией распространялась и укреплялась, и султаны Конии не смогли воспрепятствовать этому.

С этого времени у них возникает и быстро увеличивается, по крайней мере количественно, собственная литература, хотя и весьма мало самостоятельная. Они заботятся о поддержании торговли, земледелия и промышленности в завоёванных областях, создают хорошо организованную армию. Развивается могущественное государство, военное, но не враждебное культуре; в теории оно является абсолютистским, но в действительности полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Нередко греческие города Малой Азии добровольно отдавали себя под покровительство могущественного Османа.

Сын и наследник Османа Орхан I (1326-59) продолжал политику отца. Он считал своим призванием объединить под своей властью всех правоверных, хотя в действительности завоевания его направлялись более на запад - в страны, населённые греками, чем на восток, в страны, населённые мусульманами. Он очень искусно пользовался внутренними раздорами в Византии. Не раз спорящие стороны обращались к нему как к третейскому судье. В 1330 г. он завоевал Никею, важнейшую из византийских крепостей на азиатской почве. Вслед за тем во власть турок попала Никомедия и вся северо-западная часть Малой Азии до Чёрного, Мраморного и Эгейского морей.

Наконец в 1356 году турецкое войско под начальством Сулеймана, сына Орхана, высадилось на европейском берегу Дарданелл и овладело Галлиполи и его окрестностями.

В деятельности Орхана по внутреннему управлению государством его постоянным советником был его старший брат Аладдин, который (единственный пример в истории Турции) добровольно отказался от прав на престол и принял пост великого визиря, специально для него учреждённый, но сохранившийся и после него. Для облегчения торговли было урегулировано монетное дело. Орхан чеканил серебряную монету - акче от своего имени и со стихом из Корана. Он построил себе в только что завоёванной Бурсе (1326) роскошный дворец, по высоким воротам которого османское правительство получило имя "Высокой Порты" (дословный перевод османского Bab-ı Âlî - "высокие врата"), нередко переносимое на само османское государство.

В 1328 году Орхан дал своим владениям новое, в значительной степени централизованное управление. Они были разделены на 3 провинции (пашалыка), которые делились на округи, санджаки. Гражданское управление было соединено с военным и подчинено ему. Орхан положил начало войску янычар, вербовавшемуся из христианских детей (сначала 1000 человек; позднее число это значительно возросло). Несмотря на значительную долю терпимости к христианам, религия которых не преследовалась (хоть с христиан и брали налоги), христиане массами переходили в ислам.

После взятия Галлиполи турки укрепились на европейском берегу Эгейского моря, Дарданелл и Мраморного моря. Сулейман умер в 1358 г., и Орхану наследовал второй его сын, Мурад (1359-1389), который хотя и не забывал о Малой Азии и завоевал в ней Ангору, но центр тяжести своей деятельности перенёс в Европу. Завоевав Фракию, он в 1365 г. перенёс свою столицу в Адрианополь. Византийская империя была сведена к одному Константинополю с ближайшими его окрестностями, но продолжала сопротивляться завоеванию ещё почти сотню лет.

Завоевание Фракии привело турок в ближайшее соприкосновение с Сербией и Болгарией. Оба государства проходили период феодального дробления и не могли консолидироваться. В несколько лет они обе потеряли значительную часть своей территории, обязались данью и стали в зависимость от султана. Однако были периоды, когда этим государствам удавалось, пользуясь моментом, частично восстановить свои позиции.

При вступлении на престол следующих султанов, начиная с Баязета, вошло в обыкновение убивать ближайших родственников для избежания семейного соперничества из-за престола; этот обычай соблюдался хотя и не всегда, но часто. Когда родственники нового султана не представляли по своему умственному развитию или по другим причинам ни малейшей опасности, они оставлялись в живых, но их гарем составлялся из невольниц, сделанных бесплодными посредством операции.

Османы вступили в столкновение с сербскими владетелями и одержали победы при Черномене (1371) и при Савре (1385).

В 1389 году сербский князь Лазарь начал новую войну с османцами. На Косовом поле 28 июня 1389 г. его армия в 80 000 чел. сошлась с армией Мурада в 300 000 чел. Сербская армия была уничтожена, князь убит; в битве пал и Мурад. Формально Сербия сохраняла ещё свою независимость, но она платила дань и обязалась поставлять вспомогательное войско.

Одним из сербов, принявшем участие в сражении (то есть стороны князя Лазаря), был сербский князь Милош Обилич. Он понимал, что выиграть эту великую битву шансы у сербов невелики и решил пожертвовать своей жизнью. Он придумал хитрую операцию.

Во время битвы Милош пробрался в шатёр Мурада, притворившись перебежчиком. Он приблизился к Мураду как бы для передачи некоторого секрета и заколол его. Мурад умирал, но успел позвать на помощь. Следовательно, Милош был убит охраной султана. (Милош Обилич убивает султана Мурада) С этого момента, сербская и турецкая версии происходившего начинают разниться. По сербской версии: узнав об убийстве своего правителя, турецкая армия поддалась панике и стала разбегаться, и только взятие управления войсками сыном Мурада Баязидом I, спасло турецкое войско от поражения. По турецкой версии: убийство султана - только разозлило турецких воинов. Однако, наиболее реальным вариантом выглядит версия о том, что основная часть войска узнала о смерти султана уже после битвы.

Сын Мурада Баязет (1389-1402) женился на дочери Лазаря и этим приобрёл формальное право вмешиваться в решение династических вопросов в Сербии (когда Стефан, сын Лазаря, умер без наследников). В 1393 г. Баязет взял Тырново (он задушил болгарского царя Шишмана, сын которого спасся от гибели принятием ислама), завоевал всю Болгарию, Валахию обязал данью, покорил Македонию и Фессалию и проник в Грецию. В Малой Азии его владения расширились далеко на восток за Кызыл-Ирмак (Галис).

В 1396 г. он под Никополем разбил христианское войско, собранное в крестовый поход королём Сигизмундом Венгерским.

Вторжение Тимура во главе тюркских полчищ в азиатские владения Баязета заставило его снять осаду Константинополя и лично с значительными силами броситься навстречу Тимуру. В битве при Анкаре в 1402 г. он был наголову разбит и попал в плен, где через год (1403) и умер. В этой битве погиб и значительный сербский вспомогательный отряд (40 000 чел.)

Плен и потом смерть Баязета угрожали государству распадением на части. В Адрианополе провозгласил себя султаном сын Баязета Сулейман (1402-1410), захвативший власть над турецкими владениями на Балканском полуострове, в Бруссе - Иса, в восточной части Малой Азии - Мехмед I. Тимур принял послов от всех трёх претендентов и всем трём обещал свою поддержку, очевидно, желая ослабить османцев, но он не нашёл возможным продолжать её завоевание и ушёл на Восток.

Мехмед скоро победил, убил Ису (1403) и воцарился над всей Малой Азией. В 1413 г., после смерти Сулеймана (1410) и поражения и смерти наследовавшего ему брата Мусы, Мехмед восстановил свою власть и над Балканским полуостровом. Его царствование было сравнительно мирным. Он старался сохранить мирные отношения со своими христианскими соседями, Византией, Сербией, Валахией и Венгрией, и заключил с ними договоры. Современники характеризуют его как справедливого, кроткого, миролюбивого и образованного правителя. Ему не раз, однако, приходилось иметь дело с внутренними восстаниями, с которыми он расправлялся весьма энергично.

Подобными восстаниями началось и царствование его сына, Мурада II (1421-1451). Братья последнего, чтобы избегнуть смерти, успели заблаговременно бежать в Константинополь, где встретили дружеский приём. Мурад немедленно двинулся на Константинополь, но успел собрать всего только 20-тысячное войско и потому потерпел поражение. Однако при помощи подкупов ему удалось вскоре после того захватить и задушить своих братьев. Осаду Константинополя пришлось снять, и Мурад обратил своё внимание на северную часть Балканского полуострова, а позднее - на южную. На севере против него собралась гроза со стороны трансильванского воеводы Матьяша Хуньяди, который одержал над ним победы при Германштадте (1442) и Нише (1443), но вследствие значительного перевеса османских сил был наголову разбит на Косовом поле. Мурад завладел Фессалониками (раньше трижды завоёванными турками и вновь потерянными ими), Коринфом, Патрасом и значительной частью Албании.

Сильным противником его явился воспитанный при османском дворе и бывший любимцем Мурада албанский заложник Искандер-бег (или Скандербег), принявший ислам и содействовавший его распространению в Албании. Затем он хотел сделать новое нападение на Константинополь, не опасный для него в военном отношении, но очень ценный по своему географическому положению. Смерть помешала ему исполнить этот план, осуществлённый его сыном Мехмедом II (1451-81).

Предлогом для войны послужило то, что Константин Палеолог, император византийский, не пожелал выдать Мехмеду его родственника Орхана (сына Сулеймана, внука Баязета), которого приберегал для возбуждения смут, как возможного претендента на османский престол. Во власти византийского императора была только небольшая полоса земли по берегу Босфора; численность войска его не превышала 6000, а характер управления империей делал её ещё слабее. В самом городе жило уже немало турок; византийскому правительству начиная ещё с 1396 г. приходилось разрешать постройку мусульманских мечетей рядом с православными храмами. Только чрезвычайно удобное географическое положение Константинополя и сильные укрепления давали возможность сопротивляться.

Мехмед II направил против города армию в 150 000 чел. и флот в 420 небольших парусных судов, блокировавших вход в Золотой Рог. Вооружение греков и военное их искусство было несколько выше турецкого, но и османцы успели довольно хорошо вооружиться. Ещё Мурад II устроил несколько заводов для отливки пушек и выделки пороха, которыми заведовали венгерские и иные христианские инженеры, принявшие ислам ради выгод ренегатства. Многие из турецких пушек производили много шума, но не наносили настоящего вреда неприятелю; некоторые из них разорвались и перебили значительное количество турецких солдат. Мехмед начал предварительные осадные работы осенью 1452 г., а в апреле 1453 г. приступил к правильной осаде. Византийское правительство обращалось за помощью к христианским державам; папа поспешил ответить обещанием проповеди крестового похода против турок, если только Византия согласится на соединение церквей; византийское правительство с негодованием отвергло это предложение. Из других держав одна Генуя прислала небольшую эскадру с 6000 чел. под начальством Джустиниани. Эскадра храбро прорвала турецкую блокаду и высадила на берег Константинополя десант, который удвоил силы осаждаемых. В течение двух месяцев продолжалась осада. Значительная часть населения потеряла голову и вместо того, чтобы стать в ряды бойцов, молилась по церквам; армия, как греческая, так и генуэзская, сопротивлялась чрезвычайно мужественно. Во главе её стоял император Константин Палеолог, который дрался с мужеством отчаяния и погиб в стычке. 29 мая османцы открыли город.

Эпоха могущества Османской империи продолжалась более 150 лет. В 1459 г. была завоёвана вся Сербия (кроме Белграда, взятого в 1521 г.) и обращена в османский пашалык. В 1460 г. завоёвано Афинское герцогство и вслед за ним почти вся Греция, за исключением некоторых приморских городов, оставшихся во власти Венеции. В 1462 г. завоёван остров Лесбос и Валахия, в 1463 г. - Босния.

Завоевание Греции привело турок к столкновению с Венецией, вступившей в коалицию с Неаполем, папой и Караманом (самостоятельным мусульманским ханством в Малой Азии, в котором правил хан Узун Хасан).

Война длилась 16 лет в Морее, на Архипелаге и в Малой Азии одновременно (1463-79) и окончилась победой Османского государства. Венеция по Константинопольскому миру 1479 г. уступила Османам несколько городов в Морее, остров Лемнос и другие острова Архипелага (Негропонт был захвачен турками ещё в 1470 г.); Караманское ханство признало власть султана. После смерти Скандербега (1467) турки захватили Албанию, потом Герцеговину. В 1475 г. они вели войну с крымским ханом Менгли Гиреем и принудили его признать себя зависимым от султана. Победа эта имела для турок большое военное значение, так как крымские татары доставляли им вспомогательное войско, временами - 100 тыс. чел.; но впоследствии она сделалась роковой для турок, так как столкнула их с Россией и Польшей. В 1476 г. османцы опустошили Молдавию и поставили её в вассальную зависимость.

Этим на некоторое время закончился период завоеваний. Османам принадлежал весь Балканский полуостров до Дуная и Савы, почти все острова Архипелага и Малая Азия до Трапезунда и почти до Евфрата, за Дунаем Валахия и Молдавия находились от них тоже в сильнейшей зависимости. Везде управляли или непосредственно османские чиновники, или местные правители, утверждавшиеся Портой и находившиеся у неё в полном подчинении.

Баязет собрал оставшиеся верными войска; враждебные армии встретились при Ангоре. Победа осталась за старшим братом; Джем бежал на Родос, оттуда в Европу и после долгих странствований очутился в руках папы Александра VI, который предложил Баязету отравить его брата за 300 000 дукатов. Баязет принял предложение, уплатил деньги, и Джем был отравлен (1495). Царствование Баязета отмечено ещё несколькими восстаниями его сыновей, окончившимися (кроме последнего) благополучно для отца; Баязет брал восставших и подвергал казни. Тем не менее, турецкие историки характеризуют Баязета как миролюбивого и кроткого человека, покровителя искусства и литературы.

Действительно, в османских завоеваниях наступила некоторая остановка, но скорее вследствие неудач, чем миролюбия правительства. Боснийский и сербский паши многократно делали набеги на Далмацию, Штирию, Каринтию и Крайну и подвергали их жестокому опустошению; несколько раз делались попытки взять Белград, но безуспешно. Смерть Матвея Корвина (1490), вызвала анархию в Венгрии и, казалось, благоприятствовала замыслам османцев против этого государства.

Продолжительная война, ведущаяся с некоторыми перерывами, окончилась, однако, не особенно благоприятно для турок. По миру, заключённому в 1503 г., Венгрия отстояла все свои владения и хотя должна была признать право Османской империи на дань с Молдавии и Валахии, но не отказалась от верховных прав на эти два государства (скорее в теории, чем в действительности). В Греции были завоёваны Наварин (Пилос), Модон и Корон (1503).

Ко времени Баязета II относятся первые отношения государства Османов с Россией: в 1495 г. в Константинополе появились послы великого князя Ивана III, чтобы обеспечить русским купцам беспрепятственную торговлю в Османской империи. С Баязетом вступали в дружеские отношения и другие европейские державы, в особенности Неаполь, Венеция, Флоренция, Милан и папа, ища его дружбы; Баязет искусно балансировал между всеми.

В это же время Османская империя ведёт войну с Венецией за Средиземноморье, и нанесит ей поражение в 1505 году.

Главное его внимание было обращено на Восток. Он начал войну с Персией, но не успел её окончить; в 1510 г. против него восстал во главе янычар его младший сын Селим, разбил его и сверг с престола. Вскоре Баязет умер, по всей вероятности, от отравы; истреблены были и другие родственники Селима.

Война в Азии продолжалась при Селиме I (1512-20). Кроме обычного стремления османцев к завоеваниям, у этой войны была и религиозная причина: турки были суннитами, Селим, как крайний ревнитель суннизма, страстно ненавидел персов-шиитов, по его приказу было уничтожено до 40 000 шиитов, живших на османской территории. Война велась с переменным успехом, но окончательная победа, хотя и далеко не полная, была на стороне турок. По миру 1515 г. Персия уступила Османской империи области Диярбакыр и Мосул, лежащие по верхнему течению Тигра.

Египетский султан Кансу-Гаври отправил к Селиму посольство с предложением мира. Селим велел перебить всех членов посольства. Кансу выступил ему навстречу; битва произошла в долине Дольбек. Благодаря своей артиллерии Селим одержал полную победу; мамелюки бежали, Кансу погиб во время побега. Дамаск открыл ворота победителю; вслед за ним подчинилась султану вся Сирия, а Мекка и Медина отдались под его покровительство (1516). Новый египетский султан Туман Бей после нескольких поражений должен был уступить Каир турецкому авангарду; но ночью он проник в город и истребил турок. Селим, не будучи в состоянии взять Каир без упорной борьбы, предложил его жителям сдаться на капитуляцию с обещанием своих милостей; жители сдались - и Селим произвёл в городе страшную резню. Обезглавлен был и Туман Бей, когда во время отступления он был разбит и взят в плен (1517).

Селим попрекал его за то, что он не желал подчиниться ему, повелителю правоверных, и развил смелую в устах мусульманина теорию, по которой он, как властитель Константинополя, есть наследник Восточной Римской империи и, следовательно, имеет право на все земли, когда-либо входившие в её состав.

Понимая невозможность управлять Египтом исключительно через посредство своих пашей, которые в конце концов неизбежно должны были бы сделаться независимыми, Селим сохранил рядом с ними 24 вождей мамелюков, которые считались подчинёнными паше, но пользовались известной самостоятельностью и могли жаловаться на пашу в Константинополь. Селим был один из самых жестоких османских султанов; кроме своего отца и братьев, кроме бесчисленного множества пленников, он в течение восьми лет своего царствования казнил семь своих великих визирей. Вместе с тем он покровительствовал литературе и сам оставил значительное число турецких и арабских стихотворений. В памяти турок он остался с прозвищем Явуз (непреклонный, суровый).

Сын Селима Сулейман I (1520-66), прозванный христианскими историками Великолепным или Великим, был прямой противоположностью отцу. Он не был жесток и понимал политическую цену милосердия и формальной справедливости; он начал своё царствование с того, что отпустил на свободу несколько сотен египетских пленников из знатных семей, содержавшихся Селимом в цепях. Европейские торговцы шёлком, ограбленные на османской территории в начале его царствования, получили от него щедрое денежное вознаграждение. Более, чем его предшественники, он любил пышность, которою его дворец в Константинополе поражал европейцев. Хотя он не отказывался от завоеваний, но не любил войны, только в редких случаях лично становясь во главе войска. Особенно высоко он ценил дипломатическое искусство, которое доставило ему немаловажные победы. Тотчас после вступления на престол он завязал мирные переговоры с Венецией и заключил с ней в 1521 г. договор, признавший за венецианцами право торговли на турецкой территории и обещавший им охрану их безопасности; обе стороны обязались выдавать друг другу беглых преступников. С тех пор Венеция хотя и не держала в Константинополе постоянного посланника, но посольства из Венеции в Константинополь и обратно отправлялись более или менее регулярно. В 1521 г. османские войска взяли Белград. В 1522 году Сулейман высадил большое войско на Родос. Шестимесячная осада главной цитадели рыцарей-иоаннитов закончилась ее капитуляцией, после чего турки приступили к завоеванию Триполи и Алжира в Северной Африке.

В 1527 году османские войска под командованием Сулеймана I вторглись в Австрию и Венгрию. Поначалу турки добились весьма значительных успехов: в восточной части Венгрии им удалось создать марионеточное государство, ставшее вассалом Османской империи, они захватили Буду, разорили огромные территории в Австрии. В 1529 году султан двинул своё войско на Вену, намереваясь захватить австрийскую столицу, но это ему не удалось. 27 сентября началась осада Вены, турки минимум в 7 раз превосходили числом осаждённых. Но погода была против турок - по пути к Вене из-за непогоды они потеряли множество пушек и вьючных животных, в их лагере начались болезни. А австрийцы время даром не теряли - они заблаговременно укрепили городские стены, а эрцгерцог Австрии Фердинанд I привёл в город немецких и испанских наёмников (его старший брат Карл V Габсбург был одновременно императором Священной Римской империи и королем Испании). Тогда турки сделали ставку на подрыв стен Вены, но осаждённые постоянно делали вылазки и уничтожали все турецкие траншеи и подземные ходы. Ввиду надвигающейся зимы, болезней и массового дезертирства туркам пришлось уйти уже через 17 дней после начала осады, 14 октября.

Ближайшим соседом Османского государства и самым опасным врагом её была Австрия, и вступить с ней в серьёзную борьбу, не заручившись чьей-либо поддержкой, было рискованно. Естественным союзником османцев в этой борьбе была Франция. Первые сношения между Османской империей и Францией начались ещё в 1483 году; с тех пор оба государства несколько раз обменивались посольствами, но это не приводило к практическим результатам.

В 1517 году король французский Франциск I предлагал императору германскому и Фердинанду Католическому союз против турок с целью изгнания их из Европы и дележа их владений, но союз этот не состоялся: интересы названных европейских держав были слишком противоположны друг другу. Напротив, Франция и Османская империя нигде не соприкасались друг с другом и ближайших поводов для вражды у них не было. Поэтому Франция, которая когда-то принимала столь горячее участие в крестовых походах, решилась на смелый шаг: на настоящий военный союз с мусульманской державой против державы христианской. Последний толчок дала несчастная для французов битва при Павии, во время которой король попал в плен. Регентша Луиза Савойская отправила в феврале 1525 года посольство в Константинополь, но оно было избито турками в Боснии вопреки желанию султана. Не смущаясь этим событием, Франциск I из плена отправил султану посланца с предложением союза; султан должен был напасть на Венгрию, а Франциск обещал войну с Испанией. Одновременно и Карл V делал подобные же предложения османскому султану, но султан предпочёл союз с Францией.

Вскоре после того Франциск отправил в Константинополь просьбу разрешить в Иерусалиме восстановление хотя бы одной католической церкви, но получил от султана решительный отказ во имя принципов ислама вместе с обещанием всяческого покровительства христианам и охраны их безопасности (1528).

По перемирию 1547 г. вся южная часть Венгрии до Офена включительно обратилась в османскую провинцию, разделённую на 12 санджаков; северная перешла во власть Австрии, но с обязательством платить султану за неё 50 000 дукатов дани ежегодно (в немецком тексте договора дань была названа почётным подарком - Ehrengeschenk). Верховные права Османской империи над Валахией, Молдавией и Трансильванией были подтверждены миром 1569 г. Этот мир мог состояться только потому, что Австрия истратила громадные суммы денег на подкуп турецких уполномоченных. Война Османов с Венецией окончилась в 1540 г. переходом во власть Османской империи последних владений Венеции в Греции и на Эгейском море. В новой войне с Персией османцы заняли в 1536 г. Багдад, в 1553 г. - Грузию. Этим они достигли апогея своего политического могущества. Османский флот свободно плавал по всему Средиземному морю до Гибралтара и на Индийском океане нередко грабил португальские колонии.

В 1535 или 1536 г. был заключён между Османской империей и Францией новый договор "о мире, дружбе и торговле"; Франция имела отныне постоянного посланника в Константинополе и консула в Александрии. Подданным султана во Франции и подданным короля на территории Османского государства гарантировалось право свободно разъезжать по стране, покупать, продавать и обменивать товары под охраной местных властей на начале равноправности. Тяжбы между французами в Османской империи должны были разбираться французскими консулами или посланниками; в случае тяжбы между турком и французом французам предоставлялась защита их консулом. В порядке внутреннего управления за время Сулеймана произошли некоторые перемены. Прежде султан почти всегда лично присутствовал в диване (министерском совете): Сулейман редко в нём появлялся, предоставляя, таким образом, больший простор своим визирям. Ранее должности визиря (министра) и великого визиря, и также наместника пашалыка предоставлялись обыкновенно людям более или менее опытным в управлении или военном деле; при Сулеймане в этих назначениях стал играть заметную роль гарем, а также и денежные подарки, даваемые претендентами на высокие посты. Это вызывалось нуждой правительства в деньгах, но скоро сделалось как бы нормой права и было главной причиной упадка Порты. Расточительность правительства дошла до небывалых размеров; правда, доходы правительства благодаря успешному сбору даней тоже значительно возросли, но, несмотря на это, султану пришлось нередко прибегать к порче монеты.

Сын и наследник Сулеймана Великолепного Селим II (1566-74) вступил на престол, не имея нужды избивать братьев, так как об этом позаботился его отец, желая в угоду своей любимой последней жене обеспечить за ним престол. Селим, царствовал благополучно и оставил своему сыну государство, не только не уменьшившееся территориально, но даже увеличившееся; этим, во многом, он был обязан уму и энергии визиря Мехмеда Соколлу. Соколлу закончил покорение Аравии, которая ранее находилась только в слабой зависимости от Порты.

Он потребовал от Венеции уступки острова Кипра, что повлекло за собой войну между Османской империей и Венецией (1570-1573); османцы потерпели тяжёлое морское поражение при Лепанто (1571), но, несмотря на это, в конце войны захватили Кипр и смогли его удержать; кроме того, они обязали Венецию уплатить 300 тыс. дукатов военной контрибуции и платить дань за обладание о-вом Занте в размере 1500 дукатов. В 1574 г. османцы овладели Тунисом, который ранее принадлежал испанцам; Алжир и Триполи уже ранее признавали свою зависимость от Османов. Соколлу задумывал два великих дела: соединение Дона и Волги каналом, которое, по его мнению, должно было упрочить власть Османской империи в Крыму и вновь подчинить ей Астраханское ханство, уже завоёванное Москвой, - и прорытие Суэцкого перешейка. Осуществить это было, однако, не по силам османскому правительству.

.2 Особенности создания армии Османской Империи

Мусульманство стало идеологической основой объединения арабских племен в государство, что способствовало их усилению и завоеванию больших территорий. Арабское войско разбило византийцев и в короткий срок завоевало Персию, которая была ослаблена длительными войнами с Византией.

Арабы издавна славились своей воинственностью, родовые связи сплачивали их в бою. Каждый взрослый араб был воином. Вступив в VI-VIII веках в войны едва ли не с каждой значимой военной системой мира, арабы весьма разумно переняли многое из византийского военного опыта, хотя они никогда не были так дисциплинированны и так хорошо организованы, как восточные римляне, рассчитывая не столько на регулярные войска, сколько на племенное ополчение. Однако фанатизм в совокупности с освоением византийских методов военных действий сделали их к концу VIII века самой грозной наступательной силой в мире.

Войско арабов в VI-VIII веках состояло из отдельных племенных и родовых отрядов. Зарисовка войска - рисунок 9.

 <javascript:zoom('300-2.jpg');>

Рисунок 9 - Войско в походе

Оно насчитывало тысячи и реже десятки тысяч воинов. В пустынях Северной Африки, в Передней и Средней Азии только небольшое войско можно было обеспечить продовольствием, фуражом и особенно водой. По сообщениям арабских писателей, в боях с византийцами участвовали 20-30 тысяч воинов. Первые нападения мусульман на своих противников, организованные Мухаммедом, получили название "газават", то есть военные выступления мусульман против "неверных". Позднее газават стал означать "войну за веру", один из аспектов джихада.

Только в особенно торжественных случаях Мухаммед заменял свое обычное одеяние на более богатое; тогда он являлся в шерстяном кафтане, расшитом шелком, в цветных сапогах и чалме, один конец которой ниспадал на лоб, а другой - на плечо; оправа его оружия, сделанная из медных блях, была с серебряными пряжками, застежками и колечками. Его любимые цвета были белый, черный, зеленый и красный. С древнейших времен отдельные арабские роды имели обыкновение одеваться в платье определенного цвета, причем знамя рода окрашивалось в тот же цвет; данный обычай особенно соблюдался в военное время: в роде Омейядов избранным цветом был белый, у Фатимидов - зеленый, у Аббасидов - черный.

Во второй половине VII - первой половине IX века словом "гази" называли участника мусульманских завоевательных походов. С конца IX века появляются отряды гази, существовавшие за счет военной добычи и предлагавшие свои услуги любому правителю или военачальнику, который собирался выступить против иноверцев. Однако в мирное время они представляли опасность и для тех, кому они служили. Позднее гази - почетный титул отличившихся в "войне за веру".

В IX веке арабы начали формировать постоянную армию из наемников, которая во время войны усиливалась ополчением. Ядро постоянного войска составляла халифская гвардия. Так, например, лучшей частью войска Гренадского халифата при Абдаррахмане III (891-961 гг.) была гвардейская пехота, насчитывавшая 15 тысяч славян. Этой гвардии халифат был обязан своими победами. Каждый отряд арабской гвардии имел одинаковое вооружение и носил особое одеяние.

Первая военная часть османской армии была создана в конце XIII века Османом I из членов племени, населявшего холмы Западной Анатолии. Военная система стала сложной организационной единицей в первые годы существования Османской империи. Османская армия имела комплексную систему вербовки и феодальной обороны. Основным родом войск были янычары, сипахи, акинчи и оркестр янычар. Османская армия считалась когда-то одной из самых современных армий в мире. Она была одной из первых армий, которая использовала мушкеты и артиллерийские орудия. Турки впервые использовали фальконет во время осады Константинополя в 1422 году. Удача конных войск в сражении зависела от их быстродействия и маневренности, а не толстой брони лучников и мечников, их туркменских и арабских лошадей (предки чистокровных лошадей для скачек) и прикладной тактики.

В XIV веке сложилась определённая структура османской армии, которая сохранялась до первой трети XIX века.

При Орхане были сформированы отряды пехоты (яя или пиаде) и конницы (мюселлем), набиравшиеся из крестьян, которые в мирное время занимались земледелием и освобождались от налогов, а в военное - мобилизовывались и во время походов получали жалование. К первой четверти XV века они стали играть вспомогательные функции. При нём же был основан отряд пехоты из 1000 рабов, обращённых в ислам, находившийся на государственном содержании - янычары (ени чери - новое войско). Важную роль поначалу играла лёгкая конница тюркского типа - акынджи, но позднее она отходит на второй план.

Сложившаяся в XIV веке структура делилась по способу комплектования:

войско капикулы - основная масса вооружённых сил, которая содержалась государством. Включало пехоту, конницу, артиллерию и флот;

войско сераткулы - вспомогательное войско, содержавшееся на средства провинциальных властей, состояло из пехоты и конницы;

войско топраклы - конница, сформированная на основе военно-ленной системы;

конница платящих дань вассальных провинций.

Войско капикулы. В него входили янычары, аджеми-огланы, топчу, джебеджи, сакка, улуфели-сипахи и чауши.

Аджеми-огланы ("чужеземные мальчики") набирались из детей, преимущественно, на Балканах. Их привозили в Стамбул и обращали в ислам, после чего они проходили подготовку. Наиболее способные из них переводились для службы во дворце султана (ич-огланы), остальные через 5-10 лет зачислялись в янычарский корпус.

Янычары всё время жили в казармах, получали ежедневное жалование на еду и снаряжение, в свободное время занимались воинской подготовкой - стрельбой из лука, а с начала XVI века - из огнестрельного оружия. С середины XVI века янычары стали лично свободными, позднее им была разрешена женитьба, предварительная подготовка в корпусе аджеми-огланов перестала быть обязательной, а к началу XVII века они получили право прекращать службу. Всё это отрицательно сказалось на их боеспособности. Численность янычар поначалу составляла 2-3 тысячи, при Мехмеде II (1451-1481) возросла до 12 тысяч, при Сулеймане I (1520-1566) - 20 тысяч человек и далее выросла в 10 раз к концу XVIII века.

Топчу представляли собой корпус артиллеристов. Одна их часть занималась обслуживанием и стрельбой из орудий, другая - их производством. В 1574 году насчитывалось 1099 человек топчу.

Джебеджи, как и янычары, формировались из аджеми-огланов. В их задачи входило производство и ремонт огнестрельного и холодного оружия, снаряжения, а также охрана складов, транспортировка и охрана оружия во время походов. Их число было относительно невелико, в 1571 году их насчитывалось 625 человек.

Сакка снабжали войска водой. Они были распределены по всем ротам пехоты, воду возили на лошадях в кожаных мешках.

Улуфели или сипахи - конная гвардия султана. В военное время она охраняла султана, а в мирное - выполняла некоторые административные функции. В XVI веке она составлялась из числа ич-огланов. В 1640 году их насчитывалось 13 тысяч, в конце XVII - начале XVIII - 15 284 человека.

Чауши - всадники, выполнявшие функции адъютантов высокопоставленных лиц, гонцов. Во время битв они следили за обстановкой на поле боя. Их кони были одеты в конские доспехи.

Войско сераткулы. Содержалось на средство провинциальных властей и подчинялось им. Это войско собиралось только на время необходимости, во время боевых действий выплачивалось жалование. В пехоту сераткулы входили азабы, исарелы, сеймены, лагумджи и мюселлемы. Кавалерию составляли джюнджюлы, беслы и делы.

Азабы или азебы представляли собой крестьянские ополчения. Это войско состояло из нескольких корпусов, каждый из которых составляли представители той или иной провинции. Они были довольно хорошо вооружены, в том числе, могли использовать ручное огнестрельное оружие.

Исарелы служили в приграничных городах и обслуживали пушки.

Сеймены формировались из крестьян в случае крайней необходимости. Каждым корпусом командовал паша данной провинции. За время службы получали жалование. Как правило, были плохо вооружены и необучены.

Лагумджи формировались, главным образом, из христиан. Они производили подкопы при осаде городов.

Мюселлемы также формировались из христиан, в их задачи входили инженерно-дорожные работы и рытьё траншей.

Джюнджюлы - конница, которая формировалась из местного населения с целью охраны пограничных городов.

Беслы формировались из лучших всадников с целью совершения набегов на территорию противника.

Делы собирались на время войны из всех желающих.

Войско топраклы. Представляло собой феодальную конницу тимарлы сипахи, сформированную на основе военно-ленной системы, сложившейся в XIV-XV веках. Тимариоты и заимы, которые составляли эту конницу, за службу снабжались ленами (земельными пожалованиями) - тимары и более крупные зеаметы. При мобилизации они должны были приходить с конными боевыми слугами (от 1 до 4), вооружёнными саблями и стрелами, которые назывались джебелю. Лены передавались по наследству, когда сын тимариота или заима был пригоден к несению службы. Общая численность топраклы в XVI-XVII веках достигало 200 тысяч человек, в XVIII веке снизилась до 150 тысяч.

Кавалерия платящих дань вассальных провинций - крымские татары, а также жители Молдавии, Валахии и Трансильвании.

Ухудшение боеспособности османской армии началось в середине XVII века и продолжилось после Великой Турецкой войны. В XVIII веке турки одержали несколько побед над Венецией, однако в Европе уступила русским некоторые территории.

2.3 Ведение боя Османской Империей: тактика, начало боя, огнестрельные орудия

Военной тактике ранней Османской империи могло позавидовать любое государство. Воины империи всегда снижали боевой дух противников своим бесстрашием, натиском, и даже жестокостью ведения битв.

При сближении с противником конница авангарда арабов, завязав бой, постепенно отходила к своим главным силам. В это время строилась тяжелая пехота. Пехотинцы, став на одно колено, прикрывались щитами от неприятельских стрел и дротиков, свои длинные копья они втыкали в землю и наклоняли их в сторону приближавшегося врага. Лучники располагались за тяжелой пехотой, через голову которой осыпали стрелами атакующего противника.

Известны семь фигур построения арабского войска XII-XIII веков для ведения боя. Первые две фигуры - полумесяц: один полумесяц с заостренными концами фигуры, второй, по словам неизвестного автора древней рукописи, "отличается тем, что каждая дуга обоих рядов двух боковых сторон и тыльной стороны имеет два отдельных конца, а оба конца большой дуги выступают над меньшей на четвертую часть расстояния между концами маленькой дуги". Количество шеренг в центре должно быть невелико, а заостренные фланги выполняют функции отрядов, выделенных для засады. Эти фланговые отряды должны наступать быстрее центра до тех пор, пока не замкнется кольцо окружения противника. В этом боевом порядке "заключены принципы военной хитрости и искусство окружения врагов Божьих и победы над ними".

Третья фигура - квадрат, в котором ширина должна быть соразмерена с глубиной (если ширина равна двум милям, то глубина - одной); ширину надо иметь в 2 раза больше, чем глубину. И в этом случае рекомендуется выделять на фланги засады, которые должны состоять из нескольких отрядов, имеющих задачу обеспечивать боевой порядок. Четвертая фигура - перевернутый полумесяц. В этом боевом порядке удобнее выдвигать засады вперед с флангов. Цель этого порядка заключается в том, чтобы не дать противнику заметить, как часто выдвигаются вперед засады.

Пятая фигура - ромб. О нем в рукописи XIII века говорится: "Этот порядок при небольшой глубине имеет значительную ширину. Он отличается большой легкостью, подвержен меньше всего различным изменениям при расстройстве рядов, весьма часто применяется в наше время, требует не особенно большого искусства и опытности при построении, которое совершается мгновенным приказом по всему войску. Этот порядок имеет большое преимущество потому, что своей шириной, формой построения и большой численностью наводит страх на противника и, сверх того, требует меньше засад, чем другие. Этот порядок применяется, когда противник обладает таким численным превосходством, что среди мусульман понижается боевой дух. Тогда они стараются сами ободрить себя и выстраиваются этим широким строем".

Шестая фигура - полу ромб. Ширина этого боевого порядка меньше глубины (ширина равна одной миле, глубина - шести милям). Седьмая фигура - круг. Применяется тогда, "когда численность противника намного превышает силу мусульман и поле битвы велико". Это боевое построение "дает возможность создать круговую оборону, поддержать взаимно друг друга и одержать победу". Данный боевой порядок автор арабской рукописи считает самым слабым.

Боевой порядок арабов был расчленен по фронту и в глубину. Каждая из линий, выстраивавшаяся в пять шеренг, имела аллегорическое название: первая линия ("Утро псового лая") состояла из рассыпного строя всадников; вторая ("День помощи") и третья ("Вечер потрясения") линии, являвшиеся главными силами, состояли из кавалерийских колонн или фаланг пехоты, выстраивавшихся в шахматном порядке; в четвертую линию - общий резерв - входили отборные дружины, которые охраняли главное знамя (рис. 10).

Рисунок 10 - Боевой порядок арабов

Общий резерв вступал в бой лишь в крайнем случае. В тылу расположения арабов находился обоз с семействами и стадами. С тыла и флангов их боевой порядок был уязвим, но высокая маневренность войска обеспечивала соответствующую перегруппировку сил. Иногда в бою принимали участие и женщины из обоза.

Бой завязывала первая линия, которая старалась расстроить и надломить силы противника. Затем ее поддерживала вторая линия. Главные силы арабов предпочитали вести оборонительный бой, являясь опорой для действий легкой конницы и пехоты.

Арабские войска в бою отличались настойчивостью и упорством. Они обычно стремились охватить фланги боевого порядка врага.

Когда противник был надломлен, они переходили в общее наступление, а затем преследовали его до полного уничтожения. Преследование вела конница.

Пехота арабов поддерживала конницу и являлась опорой боевого порядка. Взаимодействие пехоты и конницы обеспечивало успех в бою. "Бог любит тех, которые бьются во имя Его в таком боевом порядке, как если бы он был одним крепко слитым зданием". Таково основное тактическое требование, изложенное в Коране.

Успехи арабского войска обычно подготавливались подрывной работой в среде очередного объекта нападения. Командование арабов широко пользовалось всеми способами разложения противника - подкупом, устрашением, проявлением "гуманности", вероломством и т. п.

На войне арабы широко применяли засады, набеги и внезапные нападения. Как правило, они атаковали на рассвете, когда сон особенно крепок.


Рисунок 11 - Строение отряда ранней Османской империи

В походе войско арабов делилось на три части: авангард, главные силы и арьергард (см. рис. 12).

Рисунок 12 - Строение войска ранней Османской империи

Авангард из легкой конницы обычно выдвигался на несколько километров вперед и от себя высылал разведывательные отряды для изучения местности и наблюдения за противником. В голове главных сил двигалась тяжелая конница, прикрытая с флангов отрядами пеших лучников, которые даже при ускоренном марше не отставали от всадников. За тяжелой конницей шла пехота. В центре ее походной колонны находились верблюды, нагруженные продовольствием, амуницией и палатками. За пехотой следовал караван верблюдов, который вез осадные и штурмовые машины и полевой госпиталь. Тыл походной колонны охранялся отрядом, который назывался арьергардом. Учреждение полевых госпиталей в арабском войске предания относят к началу IX века. Полевой госпиталь имел верблюдов с носилками, в которых перевозили раненых и больных воинов, верблюды везли палатки, медикаменты и перевязочные средства, медицинский персонал передвигался на мулах и ослах.

Останавливаясь на ночь или делая длительный привал, арабское войско обычно сооружало укрепленный лагерь, защищая его со всех сторон валом и рвом.

Кавалерия в арабском войске по своей численности в несколько раз уступала пехоте - приобрести и содержать коня мог далеко не каждый араб. Для ускорения переброски пехоты обычно использовались верблюды или лошади. Высокая подвижность была особенностью арабского войска. Учитывая это качество, командование широко применяло принцип внезапности.

Верблюды использовались не только для ускорения марша пехоты, но и для ведения боя. Для этого всадники на верблюдах вооружались длинными копьями. Верблюды весьма послушны и в пустыне во время песчаной бури ложатся на землю и создают как бы живой бруствер.

Древнеарабское холодное оружие считается лучшим оружием в мире. Вооружение арабов до Мухаммеда состояло из лука со стрелами, пращи, дротика из бамбука или твердого дерева, кривого кинжала (см. рис. 13) и небольшого круглого щита, обтянутого кожей гиппопотама; одни только предводители использовали лучшее оружие оседлых соседних народов.

 <javascript:zoom('302-1.jpg');>

Рисунок 13 - Арабские кинжалы

Оружейное искусство развилось у арабов во время войн с персами и византийцами. Их любимым оружием всегда оставался сильно изогнутый лук; стрелы были с перьями и широким железным наконечником; использовались также луки с двойной кривизной и прямолинейной рукояткой, большие луки, натягивавшиеся при помощи ног, самострелы и ударное копье с остроконечной пяткой, украшенное кусками пестрой кожи или сукна, а у нижнего конца - пучком конского волоса (см. рис. 14)

 <javascript:zoom('301-1.jpg');>

Рисунок 14 - Арабский лук

С древнейших времен арабы использовали мечи и прямые, и кривые: йеменские клинки были прямые, басрские - кривые; испанские арабы отдавали предпочтение прямым мечам; слава толед-ских клинков облетела весь мир.

Клинки знатных арабов украшались насечкой, изображавшей различные растения. На одном из сохранившихся до наших дней мавританских мечей находится надпись, сделанная в виде арабеска и поучающая, что власть исходит от Бога, а не от меча; в переводе эта надпись гласит: "Один только Бог побеждает!"

Лучшие клинки производились на западе в Толедо, а на востоке - в Дамаске. Поверхность дамасской стали покрыта волнообразными полосами различных оттенков, происходящими вследствие обливания стали кислотами и называющимися дамастом, то есть узорами.

Древнейшим оружием арабов являлись также кинжалы, ножи с прямыми и кривыми клинками, боевые секиры и булавы. Арабский щит имел круглую форму и был снабжен внутри рукояткой. В отличие от этой первоначальной формы мавританский щит имел овальную форму. Он был сделан, вероятно, из кожи и снабжен внутри двумя рукоятками - для руки и пальцев, а снаружи - широким металлическим краем и разноцветными кистями (см. рисунок 15).

 <javascript:zoom('300-1.jpg');>

Рисунок 15 - Мавританский щит

Только восточные арабы носили кроме щита шлемы, кольчуги и латы, которые были заимствованы у персов. Шлем имел сплетенную из металлических колец затылочную часть. С XIV столетия к нему стали приделывать подвижную железную пластинку, закрывавшую нос; для защиты от солнца шлем обертывали платком. Кольчуга, состоявшая их металлических колец и пластинок, доходила до колен и имела короткие рукава. Латы, закругленные у локтя, доходили до пальцев.

Форма арабских стремян значительно видоизменялась в разные времена и в различных местностях; они состояли из широкой горизонтальной полосы, по обеим сторонам которой прикреплялись более или менее высокие боковые пластинки; у мавров горизонтальная пластинка оканчивалась сзади длинным острием, заменявшим шпоры.

До Мухаммеда арабы сражались верхом на верблюдах; только после появления пророка лошадям стали уделять большее внимание; верблюды, ослы и мулы в основном перевозили грузы; спины этих животных были украшены многочисленными большими и маленькими разноцветными знаменами, которые своей пестротой и яркостью красок увеличивали великолепный вид армии.

Первым знаменем войска Мухаммеда была чалма, которую сам пророк распустил и прикрепил к шесту; полевым значком Мухаммеда стал кусок материи из черной верблюжьей шерсти, повешенный перед жилищем его другой жены Айши. Главное военное знамя было совершенно белого цвета.

Оружие арабских воинов было богатым и разнообразным. Воин должен был иметь длинное бамбуковое копье с наконечником из лучшего железа; метательный диск (чакра) с острыми краями; острый меч, колющий и рубящий; боевую палицу или обоюдоострый топор; 30 камней в двух переметных сумках. Защитное снаряжение араба состояло из панциря, шлема, надевавшегося на шапку, двух наручней, двух поножей и двух набедренников. Лошадь к походу подковывали тяжелыми подковами.

Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница.

С IX века она начинает делиться на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела длинные копья, мечи, палицы, боевые топоры и защитное вооружение - более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. Легкая конница была вооружена луками и длинными тонкими дротиками.

В IX веке арабы имели тяжелую и легкую пехоту. На вооружении тяжелой пехоты были копья, мечи и щиты; она сражалась в глубоких строях. Пешие лучники действовали преимущественно в рассыпном строю, имея по 2 мощных лука и по 30 стрел с отточенными наконечниками, твердым древком и железными перьями.

Большое внимание арабы уделяли использованию боевой техники, заимствованной ими в завоеванных странах. Арабские войска обычно сопровождались караваном верблюдов, на которых везли катапульты, баллисты и тараны. Арабы применяли "греческий огонь". Широко использовались "нефтяники" - горшки с горящей нефтью. В IX-XI веках арабское стальное оружие, особенно то, которое делалось в Дамаске, славилось во всем мире. Арабские воины имели такие боевые мечи, которыми рассекали лошадей противника.

Ислам распространялся не только мечом, но и с помощью пороха. Секрет его приготовления арабы заимствовали, по-видимому, от индийцев, так как они называли селитру индийским или китайским снегом. Уже в 690 году они перед Меккой использовали огнестрельное оружие, которое метало огонь в осажденный город. До середины XIII столетия порох был не зернистым, а очень мелким, мягким, и почти вся его метательная сила пропадала даром, так как при заряжании он прилипал к стенкам стволов.

Древнейшее огнестрельное оружие арабов состояло из набитых порохом бамбуковых палок, папирусных свертков и кожаных мехов, которые со свистом и шумом рассекали воздух, выбрасывая пламя. В позднейшее время стреляли из неподвижно установленных железных или медных труб с устьями, изображавшими открытые пасти диких зверей.

Арабы использовали также метательные снаряды, имевшие форму мячей; они их называли "овечьим горохом"; эти мячи делались из стекла, лыка или папируса, наполнялись воспламенявшимся веществом и насаживались в форме цветочного венчика вокруг верхней части копий, которые вследствие этого назывались "цветочными копьями"; иногда такими мячиками усаживали древко копья во всю его длину.

Подобным же образом арабы снаряжали стрелы, которые пускали из самострелов; из нескольких стрел, связанных вместе поперечинами на равном расстоянии одна от другой, изготовлялся один снаряд; порой делали то же самое из нескольких копий. Иногда воспламеняющимися веществами наполняли сосуды, которые с помощью веревок или цепей бросались в неприятеля.

Арабы наводили страх на врага, пуская в его ряды огненных всадников; для этого воина облачали в войлочный кафтан, предварительно сделав его огнеупорным посредством специальной смеси; сверху кафтана надевали плащ, увешанный пучками пакли и пропитанный репейным маслом; на голову надевали железный шлем, который покрывали куском войлока, горевшего ярко-красным пламенем. Так же снаряжали и лошадь.

Огнестрельное оружие, метавшее снаряды, стало известно арабам не раньше XIII столетия; оно называлось модфа. Тяжелые железные снаряды, походившие на котлы с отверстиями для пламени, запускались особыми метательными машинами.

Итак, общественный строй Османской империи был полностью подчинен военной дисциплине. Как только захватывалась новая территория, она делилась на лены между военными предводителями без права передачи земли по наследству. При таком землепользовании в Турции не появлялся институт дворянства, некому было претендовать на разделение верховной власти.

Каждый мужчина империи был воином и начинал свою службу с простого солдата. Каждый владелец земного надела (тимара) обязан был бросить все мирные дела и вступить в войско при начале войны.

Приказы султана в точности передавались двум беям одного берлика, как правило, европейцу и турку, те передавали приказ управителям районов (санджаков), а те, в свою очередь, доносили сведения до мелких правителей (алийбеев), от которых приказы переходили к вождям небольших военных отрядов и к начальникам группы отрядов (тимарлитам). После получения приказов все собирались на войну, садились на коней и армия молниеносно была готова к новым захватам и битвам.

Дополняли войско наемные отряды и гвардейцы-янычары, набиравшиеся среди пленных юношей из других стран мира. В первые годы существования государства вся территория делилась на санджаки (знамя), во главе которых стоял санджак-бей. Бей был не только управляющим, но и предводителем собственного небольшого войска, состоявшего из родственников. Со временем, превратившись из кочевников в оседлое население империи, турки создали регулярное войско из всадников-сипахов.

Каждый воин-сипах за службу получал земельный надел, за который уплачивал в казну определенный налог и который мог передавать по наследству только тому из преемников, кто поступал на службу в армию.

За 6 веков существования Османской империи ее могущественная армия 3 раза менялась коренным образом. На первом этапе (с XIV по XVI в.) турецкое войско считалось одним из самых боеспособных во всем мире. Его могущество было основано на сильном авторитете султана, поддерживавшемся местными правителями, и на жесточайшей дисциплине.

Заключение

Итак, целью работы было изучение военной организации средневековых мусульманских обществ на примере ранней Османской империи (XIV-1-я пол. XVI вв.).

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

описана роль военной организации в жизни средневековых мусульманских обществ;

изучены особенности ведения войн мусульманами;

проанализирована история становления ранней Османской Империи;

исследованы особенности создания армии Османской Империи;

исследовано ведение боя Османской Империей: тактика, начало боя, огнестрельные орудия.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

. Исторически так сложилось, что мусульмане - народ воинственный, что определено более религией, чем необходимостью. Борьба с неверными - основной их смысл жизни. По крайней мере, так было в Средние века.

Многие историки и философы говорят об арабской философии, исламской философии. Ей в том числе можно описать роль войны и военной организации в жизни мусульман.

. Множество общественных условий жизни и хозяйствования обусловили специфику толкования различными мусульманскими направлениями вопросов мира и войны. У арабов до их исламизации (у бедуинов) воинская доблесть обладала наивысшей нравственной ценностью. Ислам сберег это представление, но переформатировал его в направлении религии. По нему, доблесть обязана проявляться в борьбе за верховенство веры, в борьбе с неверными.

Также ценилось и такое качество арабов, как готовность к заступничеству и верность близким. Изначально речь шла о своем сородиче. но со временем эта мысль трансформировалась в идею защиты всего ислама.

. Термины "война", "завоевания" и "джихад" с арабского языке имеют равный смысл: они обозначают "сражение с врагом". Также, "Джихад" означает "усердие", "приложение усилий"; в дальнейшем это определение стало доминировать.

4. Ислам с самого начала полностью запретил внезапное предательское нападение. Современная практика, когда мирные договоры или соглашения между странами подписываются лишь для прикрытия агрессивных намерений, полностью противоречит исламу.

Если мусульмане становятся объектом предательской агрессии со стороны другого государства, с которой они заключили соглашение, они должны аннулировать его перед тем, как объявить этому государству войну.

. Эпоха могущества Османской империи продолжалась более 150 лет.

Первая военная часть османской армии была создана в конце XIII века Османом I из членов племени, населявшего холмы Западной Анатолии. Военная система стала сложной организационной единицей в первые годы существования Османской империи. Османская армия имела комплексную систему вербовки и феодальной обороны. Основным родом войск были янычары, сипахи, акинчи и оркестр янычар. Османская армия считалась когда-то одной из самых современных армий в мире. За несколько десятков лет Империя распростерлась до Пиренейского полуострова.

Ухудшение боеспособности османской армии началось в середине XVII века и продолжилось после Великой Турецкой войны. В XVIII веке турки одержали несколько побед над Венецией, однако в Европе уступила русским некоторые территории.

. Лучшей и главной частью арабского войска являлась конница.

С IX века она начинает делиться на легкую и тяжелую. Тяжелая конница имела длинные копья, мечи, палицы, боевые топоры и защитное вооружение - более легкое, чем у рыцарей Западной Европы. Легкая конница была вооружена луками и длинными тонкими дротиками.

В IX веке арабы имели тяжелую и легкую пехоту. На вооружении тяжелой пехоты были копья, мечи и щиты; она сражалась в глубоких строях.

Огнестрельное оружие, метавшее снаряды, стало известно арабам не раньше XIII столетия; оно называлось модфа. Тяжелые железные снаряды, походившие на котлы с отверстиями для пламени, запускались особыми метательными машинами.

Итак, общественный строй Османской империи был полностью подчинен военной дисциплине. Армия и военное искусство играли важную роль в истории Империи. По праву, военная организация ранней Османской империи считается одной из "классических", образцовых и эффективных в свое время.

Список использованных источников

1.      Авдосьев В.А. История стран Азии. - СПб: Нева, 2013

.        Бабакишвили В.Т. Война и мир: традиционная исламская философия и современный подход // Исследования. - 2012. - №4. - С. 102

.        Булкина А.В. Османская империя: на пике славы // История. - 2014.

.        Губарев Е.С. История средних веков. - М.: Знание, 2011

.        Демченко И.В. История. - М.: Асса, 2012

.        Добаев И.П. "Священная война" в исламе: сущность, идеология, политическая практика // Евразия. - 2013. - №9. - С. 28

.        Жогленко В.В. История войн. - Минск: Тигра, 2012

.        Ирмак П.Р. Арабское мышление: анализ и перспективы // Социум.

.        История Османского государства, общества и цивилизации. Т.1 / под ред. Э. Ихсаноглу. - М.: Знание, 2012

.        Катаров П.О. История средних веков. - СПб.: Нева, 2010

.        Кустопаров В.А. Малая и Передняя Азия. Факты и Домыслы. - М.: Знание, 2013

.        Лагутин П.Р. История Турция. - Стамбул: Панкрадеш, 2012

.        Мишутов А.В. Очерк об Османской империи // Международные исследования. - 2015. - №1. - С. 23-27

.        Мурова М.И. Турки: чем они жили // История. - 2012. - №4. - С. 15-19

.        Неретин С.Р. Психология. - СПб.: Психология для всех, 2011

.        Поповиченко А.В. Джихад как его представляют // Социум. - №14.

.        Саруханов Р.Л. Османские претензии // История. - 2011. - №7. - С. 5-12

.        Турапов С.А. Роль турков в становлении современной Европы // Исторические исследования. - 2011. - №11. - С. 32-37

.        Яковлев А.А. История Османской империи. - М.: Инфра, 2012

Похожие работы на - Военная организация средневековых мусульманских обществ на примере ранней Османской империи (XIV-1-я пол. XVI вв.)

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!