Читают ли книги современные студенты
Государственное автономное
образовательное учреждение
среднего профессионального
образования Республики Татарстан
«Зеленодольское медицинское училище»
Курсовая работа
Читают ли книги современные
студенты
Работу
выполнил(а): Петрова Юлия Александровна
Руководитель:
Ашрафзянова Гульшат Салиховна
2016 г.
Введение
За двадцать лет «реформ» по уровню образования, по данным ЮНЕСКО, Россия
скатилась с 3-го места в мире на 35-е. Мы долгие годы гордились тем, что наша
страна - самая образованная. Но сегодня верного друга - книгу - предают. С
предательством книги начинается разрушительный процесс души человека: она
черствеет, в ней нет места красивому слову, красивому поступку. Этой красоте
нашли замену. Этот процесс был стремительный, он происходил на наших глазах.
Книга перестала выдерживать конкуренцию под натиском компьютерных технологий. У
компьютера, у этого необходимого в XXI веке предмета, самые мощные отвлекающие
средства. Кто начнет бить тревогу и ударять в колокол? Конечно, на государственном
уровне решается этот вопрос, но я, обращаясь к данной проблеме, решила, что все
зависит от каждого человека. Поэтому я ставлю перед собой задачу - попытаться
внести свою лепту в решение этой проблемы.
Все эти, а также многие другие источники будут использованы
в представленном ниже обзоре. Но сначала о том, из какого именно взгляда на
чтение, из какого подхода к нему я буду исходить, рассматривая имеющиеся
исследовательские данные.
Цель данного исследования:
) Изучить характер досуга современного студента с целью разработки
рекомендаций по проведению досуга студента.
Задачи данного исследования :
) Выяснить, как студенты проводят свободное время.
) Установить отношение студентов к чтению.
) Выявить предпочтения литературы и жанр.
) Определить сколько по времени уделяют студенты чтению книг.
) Определить какие источники литературы используются для чтения.
) Выявить мнение студентов о необходимости чтения в современное время.
Объект исследования: студенты 307 группы специальности “Сестринское дело”
Единица исследования: студент.
Метод исследования: анкетирование.
Место проведения исследования: ГАОУ СПО РТ.
Время проведения исследования: январь- февраль 2016 года.
1. ОБЗОР ГЛАВА ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Отношение молодежи к чтению
Результаты опросов первой половины 2000-х показывают, что чтение входит в
число ценностей жителей России, в том числе молодёжи, - это утверждают
сотрудники Центра чтения РНБ. По их данным, лишь 4% молодых людей решились
признать, что не любят читать, а каждый третий ответил, что читает регулярно.
Подавляющее большинство респондентов всероссийского исследования
«Преемственность поколений: диалог или конфликт?» (2001 г.) не согласились с
позицией «в наше время читать книги не обязательно, так как всё, что нужно,
можно найти в других источниках»; наоборот, они считают, что «без книг нельзя
воспитать культурного человека». А 44% респондентов исследования «Проблемы
социального здоровья молодых россиян» (2005 г.) в свободное время предпочитают
читать книги - большее число предпочтений собрали лишь занятия спортом и
просмотр телевизионных передач.
Ценность чтения в общественном сознании пока
достаточно высока, - соглашаются специалисты РГДБ. По результатам опроса
школьников 10-16 лет, который проводился в 2003 г. В рамках исследования
«Сельский ребенок: книжная среда, чтение, библиотека» в сельских районах
Калининградской, Мурманской и Тюменской областей, даже подростки (традиционные
бунтари) в числе своих достоинств называют начитанность. А среди школьников -
участников опросов начала 2000-х об отношении к чтению 70-80% выбирают
положительные ответы. [Правда, в число этих положительных ответов включены
такие различные, как «люблю читать», «много читаю», «люблю читать, но не
хватает времени», «читаю лёгкое, на досуге», «читаю по школьной программе»,
«предпочитаю журналы».]
1.2 Мотивы и цели чтения
Преобладание в чтении молодых людей деловых, функциональных мотивов (в
частности, связанных с получением образования), постоянный рост значимости
подобных мотивов отмечается исследователями и практиками в течение уже
нескольких десятилетий. Все большую роль в формировании круга чтения играют и
чисто развлекательные мотивы. Развитие медиакультуры, бурный рост
интернет-технологий «сдвигают» традиционную структуру чтения - как массового,
так и «элитарного»; в особой степени это касается, конечно, молодежи. Вот,
например, как описывает сложившуюся ситуацию В.П. Чудинова - автор множества
публикаций по проблемам детского и подросткового чтения: «Чтение подрастающего
поколения становится все более функциональным и утилитарным. Подростки все чаще
читают как взрослые: с одной стороны, чтение - это получение нужной для учебы
информации, с другой - это «легкое чтение» как развлечение (чтение
иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими
текстами, как правило, не высоких художественных достоинств)»
Стоит обратить внимания на высказывания тех, кто явно
уж является любителем чтения и активным читателем - это члены читательских
сообществ и посетители читательских форумов, респонденты уже упоминавшегося
исследования «Молодые читатели в Интернете». Просмотр множества таких
высказываний позволяет предположить, что для молодых людей важна и определённая
конкретная информация, и расширение кругозора («пища для ума»), и эмоции, и
эстетическое удовольствие. Вот некоторые размышления о мотивах и целях
собственного чтения и чтения вообще (речь идет, конечно, лишь о свободном
чтении):
1) Мы читаем: для саморазвития, расширения своего кругозора; для развития
своего воображения; для воспитания самого себя; для приятного времяпровождения;
для познания чего-то нового, того что нас интересует; для того, чтобы отвлечься
от жизненных проблем и помечтать. Зависит от самой книги.
2) Я попытался разбить на следующие потребности: отдых; погружение в
несуществующую реальность (уход от настоящей); удовлетворение интереса (в плане
сюжета, а что же будет с героем в следующей книге); получение эмоций;
расширение кругозора (для художественной литературы это - почитать классику,
чтобы знать свою культуру и т.д.); поиск «пищи для ума» (повышение IQ и
далее-далее).
) Думаю, читать стоит, чтобы понять, к примеру, то, чем живет общество,
нужно разбираться в том, что сейчас интересно, а что нет.
Читать для того, чтобы пережить… Возможно, я вот за пять лет обучения и
вынужденного чтения (по программе) сейчас просто не могу жить (простите за
пафос) без книги, но в то же время читать всю эту чушь, лежащую на книжных
полках (я о массовой литературе) невозможно - все так однотипно и скучно -
открыл книгу, и уже знаешь, что будет дальше. Читайте ради удовольствия от
процесса.
) Я читаю если: 1) мне скучно; 2) хочу поддерживать и подпитывать свой
интеллектуальный уровень; 3) расширять свой кругозор; 4) узнать, как поступать
и что делать (напр. Кулинарные книги, книги и статьи по психологии). Не буду
читать, то, что мне не надо или не нравится, дабы угодить всем занудам с фразой
«как? Вы не читали …?»
5) Всё зависит от человека. Некоторые читают для
собственного удовольствия или для получения нужных знаний. А другие читают,
чтобы повысить чувство собственной значимости и потом всем тыкать, что вот я
это читал, а вы вот неучи, неучи.
студент
чтение книга литература
ГЛАВА 2.СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Материал и методы исследования
Объект исследования: студенты 307 группы специальности “Сестринское дело”
ГАОУ СПО РТ “Зеленодольское медицинское училище”
Единица исследования: студент.
Метод исследования: анкетирование.
Место проведения исследования: ГАОУ СПО РТ “Зеленодольское медицинское
училище” /техникум/.
Время проведения исследования: январь - февраль 2016 года.
Для проведения исследования была составлена анкета из 7 вопросов. Всего в
опросе приняли участие 18 студентов. Предлагаем вам познакомиться с итогами
анкетирования.
2.2 Результаты исследования и их анализ
Анкетирование показало, что все студенты понимают необходимость и
значимость чтения.
На вопрос “Как вы проводите свободное время?”: большинство (39%)
респондентов ответили, что они гуляют, 22%- занимаются спортом, 16%- сидят за
компьютером (в социальных сетях), 12%- читают художественную литературу,
меньшая часть 11% встречаются с друзьями.
Рис 2.1 Как студенты проводят свободное время
На вопрос “Сколько часов у вас в сутках свободного времени?” было
выявлено, что у 45% студентов 4 часа свободного временя в сутках, 33% ответили,
что 2 часа, и по 11 % студентов ответили, что у них по 6-7 часов свободного
времени.
Рис 2.2 Количество свободного времени у студентов в сутках
На вопрос “ Любите ли вы читать книги?”: большинство респондентов (61 %)
ответили “Нет” а меньшую (39%) часть ответили “Да”
Рис 2.3 Любовь к чтению книг
На вопрос “Что вы обычно читаете?» : 39% студентов ответили, что читают
учебную литературу, сказки- 22%,по 11% художественную литературы, романы,
детективы, и самая меньшая часть 6% студентов читают фентези.
Рис
2.4 Предпочтения студентов в жанре литературы
На вопрос «Сколько часов в сутки у Вас занимает чтение книг?» 72%
студентов читают 1 час в день, 17% 2 часа, и 11% - студентов 3 часа в день.
Рис 2.5 Количество времени на чтение не учебной литературы
Исследование показало, что большинство студентов (61%) предпочитают книги
в электронном виде, 39% - на бумажном носителе.
Рис 2.6 Носители источников литературы, предпочитаемые студентами
На вопрос «Как вы считаете нужно ли читать в наше время?» Большинство
респондентов ответили- Да, необходимо (99%) и только лишь (1%) ответили- нет
необходимости.
Рис 2.7 Осознание необходимости чтения респондентами
Заключение
Выводы:
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
) Большинство студентов обладает свободным временем в объеме 2-4
часа, в это время они гуляют, занимаются спортом. Только 12% посвящают
свободное время чтению.
) Большая часть студентов (61%) не любит читать.
) Читающие студенты предпочитают сказки, художественную
литературу, детективы, романы.
) Подавляющее большинство респондентов читают 1 час в сутки.
) Все студенты понимают важность чтения в современном мире.
Рекомендации
Что дает нам чтение книг:
) Книги формируют мировоззрение - читая правильные книги, человек
постепенно формирует мировоззрение, расширяет и углубляет взгляд на мир, свои
убеждения.
) Чтение книг позволяет найти ответы на многие вопросы
3) Художественная литература улучшает письмо и правильность речи.
Исторические книги помогают осознать жизнь, понять все события, и легче
принять реальность.
Поэзия развивает красноречие и оттачивает языковые умения.
Философия прекрасно развивает наше мышление, помогает понять желания и
потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни.
Профессиональная литература служит основой для дальнейшего
профессионального роста и приобретения статуса эксперта в своей сфере
деятельности.
) Книги развивают мышление, развивает воображение, умение мыслить и
рассуждать.
) Чтение избавляет от стресса.
) Увеличивают словарный запас.
) Помогают грамотно писать.
) Раскрывают творческий потенциал.
) Увеличивают мозговую активность.
Список литературы
1. Чудинова
В.П. Состояние и роль чтения в современном обществе // Библиотечное дело - XXI
век: Науч.-практич. сб. - М.: Рос. гос. б-ка. - 2008. С.61-86.
. Ялышева В.
Читать или не читать? // Библиотечное дело. - 2009. - № 11. - С. 17-19.
. Чудинова
В.П. Чтение детей и подростков в России: смена модели чтения Дети и библиотеки
в меняющейся медиасреде. - М.: Школьная библиотека, 2004. - С. 9-26.
.Читали?
Читают. Будут читать? Сборник статей о детском чтении. По материалам
исследований детских библиотек России. - М.: РГДБ. - 2003. - 68 с.
.Стефановская
Н.А. Чтение в современном обществе: проблемы и тенденции. - Тамбов: Изд-во
Першина Р.В., 2007. - 144 с.
.Бутакова
Е.С. Что интересует студентов // Библиотека. - 2005. - № 4. - С.32-34.
Приложение
Анкета
) Как вы проводите свободное время?
а) Гуляю
б) Читаю художественную литературу
в) За компьютером, в социальных сетях
г) Встречаюсь с друзьями
д) Занимаюсь спортом
) Сколько у вас в сутки свободного времени?
) Любите ли вы читать книги?
а) Да
б) Нет
) Что вы обычно читаете?
а) Читаю художественную литературу
б) Читаю учебную литературу
в) Люблю детективы
г) Романы
д) Сказки
ж) Фентези
) Сколько в день вы посвящаете чтению не учебной литературы?
а) 1 час в день
б) 2 часа в день
в) 3 часа в день
г) 2-3 часа в день
) Какие источники литературы вы используете?
а) В бумажном виде
б) В электронном виде
) Как вы считаете нужно ли читать в наше время?
а) Да, необходимо
б) Нет необходимости