Великобритания в 50-80 годах ХХ века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Великобритания в 50-80 годах ХХ века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРМАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







РЕФЕРАТ













Мурманск

Содержание:

Введение

. Итоги Второй мировой войны

. Основные тенденции социально-экономического развития страны в 50-60 годы

.1 Промышленность

.2 Сельское хозяйство

.3 Социальная политика

.4 Образование

.5 Финансы

.6 Усиление активности рабочих масс

.7 Положение трудящихся

.8 Культурное развитие. Музеи, литература, музыка

. Великобритания от индустриального к постиндустриальному типу развития в 60-80 годы XX века. Политика Г. Вильсона, Э. Хита, М. Тетчер

.1 Политика Г. Вильсона

.2 Политика Э. Хита

.3 Англо-советские отношения

.4 Великобритания в период кризиса 1974-1975 годов

.5 Постиндустриализация

.6 Политика М. Тэтчер

Заключение

Библиографический список

Введение

век вошел в мировую историю как сложное и противоречивое время в жизни человечества. Это столетие характеризовалось невиданными ранее достижениями в различных областях деятельности людей, прогрессом науки и техники, улучшением образования, созданием новых государств, расширением прав и свобод граждан многих стран мира. Одновременно с этим XX столетие стало свидетелем многочисленных этнорелигиозных конфликтов, социальных экспериментов, гражданских войн, террористических актов, двух мировых войн, в ходе которых десятки миллионов человек погибли, лишились крова, стали беженцами. Великобритания внесла немалый вклад в развитие европейской цивилизации, и на протяжении всего XX столетия страна оказывала значительное воздействие на европейскую и мировую политику.

В первое послевоенное десятилетие экономика Англии развивалась сложно и противоречиво. Это было обусловлено, с одной стороны, приверженностью основной массы английского общества к старым традиционным методам экономического развития - "жизнь за счет колоний" - и нежеланием вкладывать крупные суммы в развитие собственной экономики. С другой стороны, возраставшая мировая конкуренция более молодых и энергичных государств все-таки заставляла правительства консерваторов и лейбористов предпринимать определенные шаги в направлении совершенствования управления экономикой, однако они не всегда давали желаемые результаты и страна все более уступала свои позиции.

Война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании.

Во второй половине 60-70-е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику правительства. С другой - увеличился государственный сектор, который охватывал в основном старые традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР, его продукция не могла успешно конкурировать на мировом рынке.

Таким образом, в 70-е гг. Великобритания превратилась в застойное общество, которое не то чтобы двигалось назад, просто все ее главные соперники быстрее уходили вперед. Система управления экономикой стала корпоративной, т.е. решения принимались путем заключения сделок между правительством, профсоюзами и предпринимателями. Это было общество с ориентацией скорее на производителя, чем на потребителя.

великобритания война политика индустриальный

1. Итоги Второй мировой войны

Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей, но стала должником США. Расходы Англии на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос за годы войны втрое. Англия не подвергалась оккупации, на ее территории не было наземных боев, но вражеские бомбардировки, потеря судов причинили экономике страны значительный ущерб. Война была источником обогащения крупных промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные прибыли от военных заказов. Усилилась концентрация производства и капитала. Еще более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны. В декабре 1945 г. было заключено финансовое соглашение, по которому Англия получила кредит на сумму 3750 млн. долларов.

США воспользовались зависимостью от них Англии, получавшей в годы войны американское вооружение, чтобы овладеть многими британскими экономическими позициями в разных районах земного шара. В результате войны ухудшилось военно-стратегическое положение Англии. Произошел распад Британской империи и образование на ее обломках политически независимых государств. Возросла самостоятельность доминионов, а их экономические связи с метрополией стали слабее. Создание ядерного оружия и межконтинентальных ракет также серьезно подорвало стратегические позиции Англии, извлекавшей прежде немалые выгоды из своего островного положения.

Война закончилась. Но большинство британцев еще помнили безработицу и бедность предвоенных лет. Надежды на перемены к лучшему они связывали с предстоящими выборами. Избирательная кампания лета 1945 г. проходила в напряженной обстановке. Руководство Консервативной партии было готово пойти на парламентские выборы до завершения Второй мировой войны, несмотря на сохранение дальневосточного фронта и проведение переговоров о судьбах послевоенного мира. Для этого имелось два основания. Во-первых, правительство представляло собой коалицию консерваторов, лейбористов и либералов, которая в условиях войны сыграла важнейшую роль в консолидации нации. Но при переходе к мирной жизни прежние межпартийные противоречия неизбежно должны были привести к ее расколу. Кроме того, премьер-министр У. Черчилль при всем его личном авторитете и почти неограниченной власти в военные годы не мог рассматривать себя в качестве полноправного представителя британцев. Под его руководством тори никогда не выигрывали выборы, а сам он стал лидером консерваторов лишь после того, как возглавил правительство.

Во-вторых, Черчилль стремился провести выборы на гребне победы и своей популярности. 23 мая он объявил об отставке и попросил Короля Георга VI распустить Палату общин (нов.ист.велик. 208 cmh).

Всеобщие выборы были назначены на 5 июля 1945 г. В апреле 1945 г. Лейбористская партия опубликовала свою избирательную программу «Лицом к будущему». Ее конечная цель в области внутренней политики есть создание свободного, демократического, процветающего, прогрессивного, проникнутого духом патриотизма государства - Социалистического Содружества Великобритании, материальные ресурсы которого будут поставлены на службу английскому народу».

Программа содержала обещание национализации основных отраслей промышленности, созревших «для передачи их в общественную собственность и под общественный контроль». Речь шла об угольной и газовой промышленности, об электростанциях, внутреннем транспорте и черной металлургии, а также об Английском банке.

Партию консерваторов возглавил У. Черчилль. Они не выдвинули специальной избирательной программы, а выступили с личным обращением Черчилля к избирателям, в котором отстаивался принцип свободного предпринимательства и «свободы искать работу», отвергался принцип государственного контроля над промышленностью. В области внешней политики Черчилль выдвинул неопределенный лозунг «добрых отношений» между всеми государствами. В своей предвыборной пропаганде консерваторы делали упор на борьбу против социализма, идеи национализации, т.е. как раз против тех лозунгов, которые были популярны в массах.

Консервативная партия потерпела на выборах сокрушительное поражение. Итоги парламентских выборов показали, что разгром фашизма способствовал ослаблению позиции английской реакции.

Лейбористская партия выполнила в основном свои обещания. В 1946 году был полностью отменен репрессивный закон о профсоюзах, была введена новая комплексная система социального страхования и обеспечения.

Во время экономического кризиса 1949 г произошла девальвация фунта, которая ослабила его значение, как международной валюты и укрепило положение доллара. Это привело к росту цен и другим инфляционным явлениям. В таких условиях происходило послевоенное восстановление экономики страны.

Внешняя политика лейбористского правительства определялась интересами английского империализма, который стремился восстановить положение Великобритании как мировой державы.

Уязвимые удары наносили империалисты США своим английским союзникам в области внешней торговли. В то время как доля США в мировом экспорте росла, доля Англии все уменьшалась.

В результате этого обострялись противоречия между английским и американским империализмом. Англия впадала во все большую зависимость от США и вынуждена была проводить диктуемую ими политику, тратя огромные средства на гонку вооружений, содержание военных баз, на создание и поддержание военных блоков.

В октябре 1951 года состоялись повторные партийные выборы, завершившиеся победой партии У. Черчилля, который вновь сформировал правительство. Консерваторы не стали отменять социальную структуру, созданную лейбористами, но использовали новые методы государственного руководства и социально-экономической политики, оставаясь у власти 13 лет. После Второй мировой войны Консервативная партия трижды возглавляла правительство - в 1951-1964, 1970-1974 и 1979-1997гг., а Лейбористская четырежды - в 1945-1951, 1964-1970, 1974-1979гг.

Таким образом, послевоенный период в Англии характеризовался борьбой двух партий, лейбористской и консервативной, власть которых сменялась поочередно. Каждая из партий внедряла свои политические идеи и мировоззрения.

2. Основные тенденции социально-экономического развития страны в 50-60 годы

.1 Промышленность

В 1950-х - начале 1960-х годов экономика Великобритании характеризовалась относительно медленным, но стабильным развитием производства. В начале 1950-х годов производственные показатели уже на 1/3 превышали уровень 1937 г. Заметный подъем продолжался в наукоемких новейших отраслях - электронике, машиностроении, химической промышленности.

Вместе с тем по темпам роста индустрия Соединенного Королевстватвсе больше уступала многим странам Запада. В 1950-1960-х годах среднегодовой прирост промышленной продукции Великобритании составлял лишь 3%, тогда как в США - 4, ФРГ и Италии - по 7,4, в Португалии - 6,2, в Испании и Греции - по 7,5, Японии - 15,2%.

Отставание во многом объяснялось живучестью традиций, унаследованных от эпохи промышленного господства Британии в мире, инерцией имперского сознания и интересами монополий, направленными на колониальную периферию. Здесь инвесторы вкладывали средства в эксплуатацию людских и природных ресурсов зависимых территорий, где, используя доступные сырье и дешевую рабочую силу, получали огромные прибыли. Империя еще служила закрытым рынком для продукции многих британских компаний и лишала их стимула для внедрения новой техники. И в начале 1950-х годов текстильная, судостроительная и угольная отрасли вырабатывали товары для колоний, и продукция этих производств по-прежнему составляла значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП). Дефицит инвестиций тормозил и развитие новых структур экономики. Из-за высоких издержек британские товары теряли свою конкурентоспособность на мировых рынках.

Одновременно ощущалось и неравномерное развитие британских регионов. Строительство новых автомобильных, электронных, авиационных и химических заводов велось главным образом на юго-востоке страны и в западной части Средней Англии, где имелись квалифицированные кадры рабочих, инженеров и находились крупные научно-исследовательские институты. При этом экономика ряда районов Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и северо-восточного побережья Англии, в которых проживало свыше 10 млн человек (т.е. около 1/5 населения страны) оказалась в худшем положении. В связи с постепенным вытеснением угля газом, нефтепродуктами и атомной энергией на внутреннем рынке и сокращением его вывоза за границу закрывались угольные шахты в Шотландии и Южном Уэльсе. Десятки тысяч горняков потеряли работу. Механизация сельского хозяйства в Северной Ирландии лишила постоянного заработка большое число наемных рабочих, занятых в этой отрасли.

.2 Сельское хозяйство

В 1951-1952 гг. сельскохозяйственное производство в результате реализации четырехлетней программы, принятой лейбористским кабинетом (1947), увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем. Но большую часть продовольствия Британия продолжала импортировать. Основная часть земли в Соединенном Королевстве принадлежала крупным землевладельцам-лендлордам, которые сдавали ее в аренду фермерам. В Англии более 70% сельскохозяйственной земли, а в Шотландии свыше 90% находилось в руках крупных фермеров. Размер каждого из этих хозяйств превышал 60 га. В Англии таких хозяйств было 27%, в Уэльсе - 23, в Северной Ирландии - 18%. Основную товарную продукцию давали именно эти хозяйства.

2.3 Социальная политика

Некоторые трудности в экономическом развитии страны были вызваны сложившейся демографической ситуацией. Рождаемость, несмотря на ее рост после войны, в 1,6-2 раза уступала уровню конца XIX - первых десятилетий XX в. Уже в 1950-е годы почти во всех семьях применялись те или иные формы контрацепции, что позволяло родителям определять число их будущих детей. Из-за сокращения рождаемости в военные годы медленно увеличивалось число трудоспособного населения. Женщины все чаще сочетали материнство и работу. Но в обществе, несмотря на растущие потребности производства в рабочих руках, продолжал культивироваться образ женщины-домохозяйки. Увеличение продолжительности жизни старшего поколения требовало повышения социальных расходов.

Социал-реформистская модель государства «всеобщего благосостояния» не претерпела коренных изменений. В 1951 г. в соответствии с программными обещаниями была проведена лишь частичная денационализация предприятий черной металлургии. Сохранялась преемственность с лейбористским правлением в обеспечении занятости. На протяжении 50-х годов доля безработных оставалась на уровне 2%, а номинальная зарплата удвоилась. Нововведением явилось снижение подходного налога, начавшееся в 1953 г. В бюджете 1959 г. планировалось сокращение налогов на общую сумму около 370 млн ф. ст. Значительно увеличилась сумма выплат, предоставляемых в рамках государственного социального страхования. Дважды увеличивался размер семейного пособия, выплачиваемого на детей до 16 лет. Для государственных служащих была установлена пятидневная рабочая неделя.

Приоритетным в социальной области стал жилищный вопрос.

В 1951 г. было построено 234 тыс. новых домов, а в 1954 г. - 347 тыс. Благодаря внедрению новой технологии правительству удалось понизить стоимость сдаваемого в наем муниципального жилья. Однако в отличие от лейбористов консерваторы придавали значение и развитию частного сектора. Дом можно было купить в кредит под небольшой процент.

Национальная служба здравоохранения с ее преимущественным развитием государственных медицинских учреждений не подверглась переустройству. Бюджетные средства, отпускаемые на ее содержание, были увеличены. Вместе с тем обычной практикой стала оплата за выписку рецептов и посещение дантиста.

2.4 Образование

Продвижению НТР в различные отрасли экономики препятствовал более низкий уровень образования населения Великобритании по сравнению с другими ведущими странами Запада. На рынке труда ощущался недостаток специалистов с техническим образованием и квалифицированной рабочей силы. Несмотря на прогрессивный характер закона 1944 г., требовалось новое реформирование сложной системы британского образования.

В 1950-е - начале 1960-х годов, в правление консервативных кабинетов, шло строительство новых школьных зданий, увеличивался штат учителей, наметилась и тенденция открытия новых технических училищ и университетов с технической направленностью. Однако в целом вся система в большей степени была направлена на гуманитарное образование, уже не соответствовала потребностям научно-технического прогресса и отличалась консерватизмом. Шла острая дискуссия между правящими консерваторами и их политическими оппонентами - лейбористами по вопросу: должна ли новая система образования создавать благоприятные условия для самых способных детей, многие из которых были сыновьями и дочерьми богатых людей, или предоставлять равные возможности всем учащимся. Консерваторы отстаивали принцип плюрализма, что в первую очередь означало сохранение статуса частных учебных заведений, формирующих будущую элиту во всех сферах политической и общественной жизни. Лейбористы же выступали за слияние средних современных и грамматических школ в общеобразовательные школы и ограничение независимости «паблик скулз». По их замыслу, общеобразовательные школы должны были создать равные условия для всех учеников и подготовить их к продолжению учебы в высших учебных заведениях. В 50-е годы повысился престиж высшего образования и увеличилось число студентов. Консерваторы начали проводить в жизнь политику увеличения университетских дотаций, намеченную лейбористским правительством. Так, например, в 1956-1957 гг. около 70% дохода университетов составляли государственные дотации. Три четверти всех студентов получали государственные стипендии, небольшой части учащихся были предоставлены гранты на обучение из общественных или благотворительных фондов. Министерство образования не имело юрисдикции над университетами, являвшимися самоуправляемыми, и его отношения с этими учреждениями ограничивались вопросами подготовки учителей, организации образования для взрослых и назначения студенческих стипендий из общественных фондов. 16 самоуправляющихся университетов в Англии и Уэльсе, включая университеты в Оксфорде, Кембридже, Лондоне, Бирмингеме, Бристоле, имели право присвоения ученой степени бакалавра и магистра тех или иных наук. Обучение в престижных Оксфорде и Кембридже, основанных в XII-XIII вв., имело ряд особенностей: обязательное проживание студентов при этих учебных заведениях и наличие системы индивидуального наставничества в дополнение к лекционным курсам. Большую популярность в пределах всей Великобритании приобрели четыре шотландских университета: Св. Эндрю, университет в Глазго, Абердинский и Эдинбургский, основанные в XV-XVI вв. В главном городе Северной Ирландии - Белфасте действовал Королевский университет.

Несмотря на то, что в развитие системы образования консерваторы вкладывали немалые средства, радикальной ломке ее структура не подверглась.

2.5 Финансы

Реализация социальных программ, увеличение заработной платы, а следовательно, и потребительского спроса, начавшиеся при лейбористах и продолжавшиеся при консерваторах, привели к росту инфляции и дефицита платежного баланса. Проблему дефицита торгового баланса консерваторы пытались решать путем косвенного регулирования платежеспособного спроса населения. Эта мера получила название политики «стой - иди». Так, в 1957 г. правительство провело масштабные операции на рынке государственных ценных бумаг с целью резкого повышения уровня банковского процента. В ответ предприятия ограничили банковский заем и сократили закупки импортного сырья. На внутреннем рынке: удорожание продовольствия привело к снижению его потребления, а следовательно, и к уменьшению ввоза продуктов из других стран. В результате подобных мероприятий состояние торгового баланса улучшалось, но лишь на короткое время. Помощь в виде новых займов приходила от американского правительства, в результате государственный долг Соединенным Штатам увеличивался. Среднегодовой рост инфляции в Британии при отставании заработной платы был самым высоким из всех развитых стран Европы. В 1961 г., чтобы обуздать инфляцию, консервативное правительство объявило «паузу» в увеличении заработной платы, а в следующем году ограничило ее рост 2,5%, что практически не покрывало роста цен.

По уровню концентрации промышленного производства в начале 1960-х годов Британия вышла на первое место в Европе, по числу крупнейших монополий - на второе место в мире после США. При этом 43% национального богатства находилось в руках 1% населения. Представители этих монополий входили в состав правящих кабинетов и имели возможность оказывать влияние на государственную политику в области экономики.

Пяти крупным банкам: «Мидленд банк», «Барклейз банк», «Ллойд банк», «Вестминстер банк» и «Нэймил провинциал банк» - принадлежало более 85% всех банковских активов Великобритании. Британский капитал сохранил за собой право на эксплуатацию значительных ресурсов империи. До начала 1970-х годов английский фунт стерлингов оставался второй после американского доллара резервной валютой на международном рынке и господствовал в возглавляемой Великобританией стерлинговой зоне. Существование валютной группировки обеспечивало Великобритании серьезные экономические выгоды, поскольку ее члены являлись поставщиками различного сырья и продовольствия и одновременно служили рынком сбыта для британских товаров. Сюда же вкладывалась и значительная часть английских инвестиций. Юридически стерлинговая зона не имела централизованной структуры, и ее деятельность осуществлялась автономными валютными органами каждого участника на основании «традиционной коммерческой практики» и «джентльменских соглашений». Вместе с тем рекомендации британского Министерства финансов и его агента Банка Англии играли важную роль в валютной политике объединения. Эти же институты координировали валютную стратегию и организовывали конференции министров финансов, представлявших государства - членов стерлинговой зоны.

В послевоенный период в связи с распадом Британской Империи и превращением зависимых территорий в суверенные государства английское влияние в стерлинговой зоне стало ослабевать. Пытаясь сохранить группировку, Лондон допустил создание некоторыми ее членами самостоятельных золотовалютных резервов. Одновременно происходило увеличение таким странам различного рода помощи и расширение кредитов.

Подобно своим политическим оппонентам, консерваторы пытались регулировать развитие экономики. Для выполнения этой задачи в 1962 г. был создан полуправительственный орган - Национальный совет экономического развития (НСЭР). Планы, подготовленные Национальным советом, предусматривали ежегодный рост валового национального продукта на определенный процент и носили рекомендательный характер, но какого-либо ощутимого эффекта от деятельности НСЭР не последовало.

2.6 Усиление активности рабочих масс

Стачечная борьба, после 15-летнего затишья с 1945 г., с начала 1950-х годов вновь стала заметным явлением политической жизни. Ее особенность по сравнению с предвоенным периодом заключалась в том, что в ней приняли участие такие отряды трудящихся, как служащие государственных и частных управлений, младший технический персонал, социальные работники, учителя и медицинские сестры. Это объяснялось тем, что, благодаря возрастанию роли государства и формированию его новых структур, а также развитию НТР, менялся состав рабочего класса.

Численность указанных категорий трудящихся постепенно возрастала, в то время как численность рабочих, занятых физическим трудом, сокращалась. Новая категория стачечников, как и их предшественники, добивалась улучшения условий труда и повышения заработной платы. Одновременно под влиянием научно-технического прогресса и автоматизации трудоемких процессов расширялся и усложнялся состав среднего класса. К нему, помимо людей, занятых в мелком производстве, розничной торговле, сфере услуг, а также клерков среднего звена и работников творческих профессий, стали относить и получающих с ними соизмеримые доходы рабочих высокой квалификации.

.7 Положение трудящихся

Несмотря на нарастающие экономические трудности, состояние британского общества в 1950-х - первой половине 1960-х годов многие английские социологи определяли как вполне благополучное или даже процветающее. Об этом говорят и статистические данные, касающиеся положения трудящихся. Коэффициент безработных в этот период был достаточно низким - от 1,2 до 2,6% всех занятых. К концу 1960-х годов средний доход рабочей семьи составлял 850 ф. ст. в год, а около половины из них имели доход, превышающий 1000 ф. ст. в год.

Помимо высоких заработков, благополучию населения способствовали упрощение условий кредитования и развитие отраслей, производящих товары широкого потребления. О повышении уровня жизни британцев свидетельствовало приобретение ими товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин и других электротоваров). Многие имели автомобили: в 1945 г. было 1,5 млн. автовладельцев, а в 1960 г. - уже 5,5 млн. Представители среднего класса и рабочие могли позволить себе отдых за границей, особой популярностью пользовалось Средиземноморье. В конце 1950-х годов глава правительства Г. Макмиллан в своих речах перед общественностью не без основания повторял: «Вам никогда еще не жилось так хорошо, как сегодня».

Досуг. Подавляющее большинство британцев имели телевизоры и смотрели телевизионные программы «Би-Би-Си». Эта государственная корпорация финансировалась за счет лицензионных взносов, которые выплачивала каждая семья, имеющая телевизор. Независимое телевидение появилось в 1954 г., оно существовало на средства рекламы и было ориентировано на незначительную часть общества - уэльсцев (валлийцев), а также на иммигрантов, прибывших из стран Латинской Америки, Азии и Африки. Помимо телевидения, занимавшего значительную часть досуга, британцы увлекались садоводством, что отличало их от жителей многих стран континента (Франции, ФРГ, Италии). Молодежь, а нередко и представители старшего поколения, особенно состоятельных слоев населения, были вовлечены в спортивные занятия, включая греблю и конный спорт.

.8 Культурное развитие. Музеи, литература, музыка

Нельзя не сказать о вкладе в национальное просвещение и культуру британских музеев. Не случайно Великобританию называют страной музеев. Отсутствие войн на ее территории фактически с XIII в. и владение огромной империей позволили британцам накопить и сохранить в своей стране несметные сокровища почти всех цивилизаций, существовавших на земном шаре. Только в Лондоне было более 30 музеев. Среди них особенно популярны музей Тауэра, Британский музей, Национальная портретная галерея, Национальная галерея, Тейт-галерея, музей Виктории и Альберта, выставка восковых фигур мадам Тюссо. При этом подавляющая часть музеев и галерей были основаны на базе коллекций, завещанных их владельцами.

Еще в XIX в. в правящих кругах утвердилось мнение, что, поскольку музеи существуют за счет налогов населения, вход в них не может быть платным. Этот принцип распространяется на большую часть хранилищ прошлого. Помимо узаконенных грантов, поступающих от государства, дополнительным источником финансирования музеев являются национальные лотереи, а также добровольные пожертвования.

Литература, театр. Послевоенные десятилетия были особенно плодотворными для британских писателей и драматургов. В 1950-1960-х годах всемирную известность получили произведения писателей Дж. Оруэлла, Дж. Пристли, Дж. Линдсея, И. Во, Г. Грина, Дж. Олдриджа, братьев Л. и Дж. Даррелл. В их разнообразных по своей тематике романах и пьесах осуждались нравы британской бюрократии, изображалась жизнь семьи и «маленького человека» со всеми их проблемами. Большое внимание уделялось трагическим событиям в недавней истории. Писатель и публицист Джордж Оруэлл (1903-1950) был участником гражданской войны в Испании и рассказал об этих событиях в очерке «Вспоминая войну в Испании», полностью опубликованном в 1953 г. Важной вехой на его творческом пути была сатирико-аллегорическая повесть «Звероферма» - одно из первых художественных обличений сталинизма. В широко известном романе-антиутопии «1984» писатель изобразил будущее как тоталитарный иерархический строй, основанный на физическом и духовном порабощении людей. В 1950-1960-х годах пользовались популярностью и английские писатели братья Даррелл: Лоренс Даррелл (1912-1990) и особенно его младший брат Джеральд Даррелл (1925-1995), прославившийся как ученый-зоолог и писатель-анималист. Его книги «Моя семья и другие звери», «Птицы, звери и родственники» были переведены на многие языки. Многие из названных лиц продолжали свою творческую деятельность и в последующие годы. Особое место в драматургии 1950-1960-х годов занимал так называемый театр абсурда. Основой его являлась концепция полного отчуждения человека от социальной среды, представление об абсурдности его существования. Авторы подобных пьес использовали нелогичные ситуации, странные диалоги, элементы клоунады и мюзик-холла. Британские драматург, поэт, режиссер, лауреат Нобелевской премии Гарольд Пинтер (1930-2008) и драматург Норман Фредерик Симпсон (1919-2011), принадлежавшие к этому направлению, передавали в своих пьесах ощущение надвигавшегося ужаса. В первую очередь это относилось к таким пьесам Пинтера, как «Кухонный лифт», «День рождения», «Сторож», и драме Симпсона «Оглушительное бренчание».

Молодежная культура. На рубеже 1950-1960-х годов наметилась тенденция разрыва молодежи с устоявшимися нормами общественного поведения, что считалось реакцией молодого поколения на более благополучную жизнь по сравнению с прежними временами. Эксцентричный образ жизни молодых людей из рабочей среды и среднего класса, проявлявшийся в приверженности к поп-культуре, вызывающей одежде и экстравагантных прическах, не воспринимался, а нередко и осуждался людьми старшего поколения.

Распространение противозачаточных средств способствовало более свободному отношению молодежи к сексуальным связям и своим обязательствам перед партнерами. Разводов становилось больше, хотя ценность семьи как важной социальной ячейки признавалась всеми слоями британского общества.

В молодежной музыкальной культуре популярный в прежние годы джаз сменился ритмичным рок-н-роллом. В начале 1960-х годов огромный успех завоевала рок-группа четырех музыкантов, известных как ливерпульская четверка, или «Битлз» (жуки). В нее входили: Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Стар и Джордж Харрисон.

Наибольшую популярность получил основатель группы Д. Леннон. Музыканты внесли значительный вклад в популяризацию рок-музыки, обусловив ее переход от танцевально-развлекательной в сферу искусства. В целом в рассматриваемые годы жители Британии постепенно отказывались от представлений о себе как о гражданах великой империи. Под воздействием культурных веяний США и континентальной Европы трансформировались и традиции островного государства.

3. Великобритания от индустриального к постиндустриальному типу развития в 60-80 годы XX века. Политика Г. Вильсона, Э. Хита, М. Тэтчер

.1 Политика Г. Вильсона

В октябре 1964 г. на всеобщих выборах в парламент, во много благодаря многообещающей предвыборной программе, лейбористы одержали победу, и Г. Вильсон как лидер партии сформировал своё первое лейбористское правительство. Надо сказать, что лейбористы унаследовали от тори достаточно большой спектр проблем. Правительства Г. Вильсона (1964-1966 гг. и 1966-1970-х гг.) следовали по пути преодоления кризиса в экономке. По сути дела лейбористы продолжали реформы К. Эттли по пути развития «государства всеобщего благоденствия», однако серьёзные проблемы в экономике, кризис платежного баланса не позволил и Г. Вильсону в полной мере следовать обещаниям предвыборной программы. Конечно, нельзя категорично утверждать, что ничего не было сделано. Что касается экономики, то к сожалению модернизировать какие- либо её аспекты, так и не удалось, хотя была проведена национализация некоторых отраслей экономики (с целью контроля и государственного покровительства. Определенные социальные реформы правительства Г. Вильсона в 1964-1970 гг. и в 1974-1976 гг. оказали значительное влияние на социальные отношения в жизни обычных людей. К числу наиболее значимых реформ можно отнести реформу образования, благодаря которой оно стало доступным для всех категорий населения. При Вильсоне также был принят закон о равной оплате труда, что явилось важным шагом на пути к равенству женщин. Изменения коснулись иммиграционного законодательства и стали важным шагом на пути регулирования потока иностранцев из бывших английских колоний. Что касается личной жизни британцев, то в этой сфере правительство Вильсона тоже пошло по пути либерализации и модернизации. По его решению были внесены изменения в семейное право, где бракоразводный процесс стал более упрощенной процедурой, были разрешены аборты, отменена смертная казнь. Здесь важно отметить, что с этого времени, с 1960-х годов начался процесс отхода от устоявшихся и укоренившихся традиций британского общества. Вопрос только в том, был ли этот процесс инициирован самим правительством лейбористов, или политикам приходилось подстраиваться под те изменения в мире и в обществе, направленные к большей свободе. Скорее всего, это был взаимодополняемый процесс, роль и функции правительства в данном процессе явились немаловажными, а даже более того, определяющими.

По мнению британских и отечественных историков, предвыборная программа реформ направленных на модернизацию британской экономики и общества, провозглашенная Г. Вильсоном, в большинстве своём потерпела крах из-за экономического кризиса, который стал помехой в осуществлении плана модернизации Британии. Но именно в 60-е годы была положена основа тем преобразованиям, которые были осуществлены в 70-80-е годы, и нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что именно Г. Вильсон стал вдохновителем, предтечей дальнейшей модернизации британского общества. В этом его, несомненно, огромная заслуга.

В 1970 г. на всеобщих выборах в парламент лейбористы потерпели поражение. Партия перешла в оппозицию. Казалось, период оппозиции должен был бы обескуражить Вильсона. Но он продолжал оставаться лидером лейбористов, старался держать партию сплоченной, избегая серьезных разногласий в вопросах общего рынка и оборонной политики. Он все еще был гарантом лейбористского единства и поисков компромисса.

3.2 Политика Э. Хита

На парламентских выборах 1970 г. победили консерваторы.

Кабинет Э. Хита начал проведение реформирования британской экономики, направленные, прежде всего на снижение инфляции, а также на повышение покупательной способности населения. В связи с непопулярностью реформ, в его премьерство произошло множество крупных забастовок: портовых рабочих и всеобщая забастовка в 1970 году, почтовых служащих и автомобилестроителей в 1971 году, работников угольной промышленности и портовых рабочих в 1972 году, газовиков, госслужащих, вспомогательного медицинского персонала и горняков в 1973 году. Постоянные забастовки вынудили правительство ввести трёхдневную рабочую неделю в промышленности. На премьерство Э. Хита также пришёлся экономический кризис 1973 года, который ещё более осложнил положение правительства Хита в конце его существования. Таким образом, декларированное консерваторами глубокое реформирование экономики не состоялось.

Во время премьерства Хита произошло обострение ситуации в Ольстере - после расстрела мирной демонстрации 30 января 1972 года в Лондондерри, известного как «Кровавое воскресенье», в Великобритании произошла серия терактов, что вынудило ввести прямое управление Северной Ирландией. В 1972 году была также проведена реформа местного самоуправления.

В области внешней политики при Э. Хите было достигнуто принципиальное согласие относительно вступления Великобритании в ЕЭС, а в 1973 году Великобритания стала членом этой организации. Он считал, что Европа станет сверхдержавой и оттеснит США. Проевропейская позиция Хита вызвала значительные разногласия внутри партии.

Негативные последствия присоединения страны к ЕЭС сказались уже в 1973 г. Цены на продукты питания выросли на 15%. Стоимость жизни для значительной части населения увеличилась на 4%. Позитивные моменты этого шага выразились в приросте промышленной продукции за 1973 г. на 7,7% и заметном увеличении британских инвестиций в странах Общего рынка.

.3 Англо-советские отношения

В военно-политической сфере правительство Э. Хита стремилось усилить блок НАТО в целях противостояния СССР и другим социалистическим странам. Вследствие этого, несмотря на экономические и финансовые трудности, военные расходы Британии не только не сокращались, но еще больше возрастали. По уровню военных расходов Великобритания занимала первое место в Западной Европе. Армия переоснащалась новым ракетно-ядерным оружием. И все же изменения, произошедшие в международной обстановке, побудили консервативный кабинет предпринять попытку улучшить англо-советские отношения. Выполнению этой задачи во многом послужил визит министра иностранных дел Великобритании А. Дугласа-Хьюма в Москву в декабре 1973 г.

В совместном коммюнике по итогам встречи стороны заявили о своем намерении развивать прежде всего экономическое сотрудничество.В феврале 1974 года в стране прошли парламентские выборы, на которых с минимальным перевесом победили лейбористы Гарольда Вильсона. В то же время, сформировавшие правительство лейбористы не имели большинства в Палате общин, что вынудило провести досрочные выборы уже в октябре. На них лейбористы немного упрочили своё положение, а консерваторы получили почти на 1,5 миллиона голосов и на 20 депутатских мест меньше.

3.4 Великобритания в период кризиса 1974-1975 годов

Деятельность правительства Вильсона пришлась на годы самого сильного за весь послевоенный период экономического кризиса 1974-1975 гг. Вместе с тем вследствие низких темпов развития экономики падение производства в Великобритании было не столь резким, как в других западноевропейских странах. Тем не менее в 1974- 1975 гг. производство сократилось более чем на 10%. Безработица возросла с 700 тыс. человек в начале 1974 г. до 1 млн 400 тыс. в 1975 г. Серьезно осложнила жизнь населения и инфляция. Так, если в 1971-1975 гг. рост розничных цен составлял 13%, то в 1976 г. он достиг уже 16,5%.

Более слабое проявление кризиса в Великобритании отчасти объяснялось и тем, что в области энергетики Соединенное Королевство имело преимущество перед государствами Западной Европы. Период кризиса совпал с освоением крупных запасов нефти и природного газа, открытых на рубеже 1960-1970-х годов на шельфе Северного моря у побережья Шотландии. С середины 1970-х годов на добычу нефти и газа приходилось ежегодно в среднем 0,5% ВВП, 8-10% всех капиталовложений в экономику (1975-1977).

.5 Постиндустриализация

1970-1980-е годы ознаменовались переходом ведущих стран Запада, включая Британию, от индустриального к постиндустриальному типу развития. В основе этого процесса лежало изобретение микропроцессоров, развитие электронно-информационной техники, а также продвижение биотехнологии и генной инженерии. Все это открыло новый этап совершенствования производительных сил.

Переломным моментом стало использование микропроцессоров для преобразования орудий труда (станков, машин) и их перевода на путь автоматизации. Следствием же автоматизации явилось сокращение числа станков, их размеров, численности обслуживающего персонала и площади, занятой под оборудование. Создавались возможности появления заводов-автоматов, управляемых небольшой группой высококвалифицированных работников. Новые технологии обладали огромным потенциалом в плане повышения эффективности производства, но требовали огромных же первоначальных затрат, новой организации производства и культуры труда. Автоматизация коснулась и сельского хозяйства: повысилась его эффективность, и сократилось число фермеров и наемных рабочих.

Благодаря освоению микроэлектроники во второй половине 1970-х годов США и Япония опередили ведущие западноевропейские страны по ряду экономических показателей и по масштабам массового освоения компьютеров. В конце 1970-х - начале 1980-х годов персональный компьютер получил широкое распространение и в Великобритании. Значительное расширение объемов памяти ЭВМ позволило формировать банки информации и систем ее передачи на новой основе. Появилась новая отрасль экономики - производство информационной техники. Информация и научные знания превратились в важные составляющие современного производства, влияющие на стоимость товаров.

Характерными чертами постиндустриальной эры являлись развитие межнациональных связей и глобализация, охватившая все сферы жизни. Новейшая электронная аппаратура появилась практически в каждом доме, что сделало культурные ценности доступными для большинства граждан. Однако эта позитивная тенденция сопровождалась тиражированием так называемой массовой культуры с ее низкими стандартами, бездуховностью и насаждением потребительской психологии.

Изменение социальной структуры общества. В результате глубоких изменений в экономике происходила трансформация прежней структуры общества - разрушались классовые перегородки. В промышленности «классические» индустриальные рабочие (фрезеровщики, токари, крановщики и лица физического труда) неуклонно вытеснялись высококвалифицированными работниками, владеющими техническими знаниями. Низкоквалифицированные и неквалифицированные рабочие находили применение в расширяющемся секторе нематериальных услуг в качестве продавцов, кассиров, официантов, различного рода прислуги в отелях и ресторанах (до 2/3 наемной рабочей силы). Тем не менее, немалой оставалась доля физического труда, используемого на грузовых, строительных и дорожных работах. В промышленности, сфере услуг и сельском хозяйстве увеличивалось число работающих женщин.

Все больше становилось работников умственного труда (инженеров, программистов и пр.), а также высококвалифицированных рабочих, причислявших себя, как правило, к среднему классу. На новом этапе научно-технической революции повышались требования к образованию. Возникла необходимость в его непрерывном совершенствовании на протяжении всей дееспособной жизни человека. Чтобы не потерять избирателя с его новыми социальными запросами, политические партии должны были модернизировать свою идеологию. Все эти новые тенденции, затронувшие высокоразвитые страны, коснулись и Великобритании.

3.6 Политика М. Тэтчер

В феврале 1979 года прошли выборы руководства консерваторов, на которых место Хита заняла Маргарет Тэтчер, набравшая 130 голосов на внутрипартийных выборах. В 1979 Джон Мейджор был избран членом британского парламента от Консервативной партии. В кабинете М. Тэтчер занимал посты главного секретаря британского казначейства 1987- 1989, министра иностранных дел (июль-октябрь 1989) и министра финансов (октябрь 1989 -- ноябрь 1990).

Консервативная партия выработала программу выхода из кризисов - «Правильный подход», который предусматривал вариант борьбы с кризисом и инфляцией. Прежние установки и идеи «полной занятости», «государства благосостояния» и бюджетного дефицита были отброшены. Новая политика в области экономики и социальной сферы получила название «тэтчеризм». Прежде всего началась жесткая монетаристическая политика - ограничение денежной массы в обращении, сокращение расходов, что снижало инфляцию, но вело к росту безработицы.

В 80-е годы после нескольких лет жесткой монетаристической политики создались условия для снижения инфляции и роста инвестиций. В итоге в отличие от застоя предшествующего десятилетия Великобритания совершила скачок в развитии производства, а по росту производительности труда обогнала все развитые капиталистические европейские страны.

Правительство взяло курс на сокращение бремени государственных расходов на содержание малоэффективного или просто убыточного госсектора путем распродажи. Приватизация дала в бюджет свыше 28 млрд. фунтов стерлингов. Акционерами фирм и предприятий стали миллионы граждан. Число владельцев акций возросло с 7 до 25% взрослого населения страны. Другой мерой правительства Тэтчер по упрочению частнособственнических отношений была распродажа жилищного фонда муниципалитетов и городов. За 80-е гг. 1,1 млн. семей смогли выкупить по льготам квартиры и дома. К 1990 г. многие семьи имели свои дома. Британское общество иногда стали называть обществом двух третей среднего класса. Однако почти треть населения нуждалась в государственной помощи-безработные, матери-одиночки, больные, инвалиды, малообразованные, не обученная профессиям молодежь и т. д. Консерваторы сохранили эту сферу государственной социальной политики. Наконец, сложная для всех британских правительств проблема отношений с профсоюзами. Тэтчер заняла в этом вопросе жесткую антипрофсоюзную линию, традиционно свойственную консервативной партии. Грубой силой были подавлены стачки шахтеров, забастовки почтовиков, полиграфистов. Модель корпоративного взаимодействия была заменена системой: новая государственная политика поощрение бизнеса и курс на преобладающее саморегулирование экономических процессов посредством рыночно - финансовых отношений. Именно благодаря активизации частного сектора, рыночных механизмов и инвестиционной политике за 80-е гг. было создано около 2,5 млн рабочих мест. В ноябре 1990, Джон Мейджор после ухода Тэтчер в отставку, стал лидером Консервативной партии и премьер-министром Великобритании, и продолжил курс Тэтчер на приватизацию государственной собственности и интеграцию Великобритании в европейское сообщество.

Заключение

век был веком общего кризиса всей европейской цивилизации. Из семи великих европейских держав начала века (Великобритании, Германии, США, Франции, России, Австро-Венгрии и Италии) лишь США избежали «кризиса перестройки» и получили выгоду от всех трех мировых войн. Для всех остальных мировые войны принесли чудовищные страдания, экономические катастрофы, крушение социальных институтов - разрушение основ цивилизации.

Из всех империй судьба Великобритании наиболее трагична. Британия потеряла все, что было накоплено веками и шансов на возрождение у нее не было. Вторая Мировая война превратила Британию в передовой оплот США - в страну, силы которой составляют ядро наземных сил блока НАТО. Так из лидера мировой политики Британия стала младшим партнером бывшей колонии.

Послевоенный период в Англии характеризовался борьбой двух партий, лейбористской и консервативной. Основной целью развития политики того времени явилось создание свободного, демократического государства. Этот период характеризуется постоянной сменой политической власти. Таким образом, для обеих партий весь XX в. стояла главная проблема - как преодолеть отставание в темпах развития экономики от других капиталистических конкурентов.

Подводя итоги экономического развития Великобритании, следует отметить, что в первой половине ХХ века экономика страны развивалась в общем русле европейских держав, однако по темпам развития уступала ФРГ, США, Японии. Утрата колониальной империи болезненно отразилась на экономике страны, начавшаяся эпоха НТР потребовала перемен в традиционной структуре производства, значительных средств требовали большие военные расходы. Все это создавало дополнительные трудности в управлении страной для консервативного правительства, стремившегося к возврату роли мирового лидерства для Великобритании.

В начале второй половины ХХ века экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении: бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, диктовавшие свои условия и оказывавшие мощное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику правительства, а также увеличился государственный сектор, охватывавший в основном старые традиционные отрасли производства. Жестокая конкуренция со стороны США и Японии заставила Англию вступить в ЕЭС, но и этот шаг не разрешил всех накопившихся проблем.

Экономический рост страны начался в 80-е гг., когда правительство возглавила энергичная М. Тэтчер. Целью проводимой правительством М. Тэтчер экономической политики было проведение в жизнь идей экономического либерализма, направленных на сокращение роли государства в экономике, усиление функций рыночных механизмов саморегулирования. В результате смены курса государственной экономической политики в экономике Великобритании произошли важные и достаточно быстрые перемены к лучшему: был остановлен спад производства, инициирован подъем экономики, резко сокращен уровень инфляции, начался рост жизненного уровня населения, укреплены позиции Лондона как одного из финансовых центров мира.

Библиографический список:

1. Алексеев Н.А. Палата лордов Британского Парламента: от Суда Короля Эгберта до революции Премьера Тони Блэра, 825-2013 гг. - М.: Бек, 2013.

. Бедарида Ф. Уинстон Черчилль. - М.: Молодая гвардия, 2006.

. Всемирная история (1918-2007). Лафасов М. 2-е изд., перераб. и доп. - Ташкент: 2009. - 368 с.

. Всемирная история новейшего времени: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 2 - 1945 - начало XXI в. / И.О. Змитрович, Г.М. Кривощекий, М.Я. Колоцей и др. / Отв. ред. Л.А. Колоцей. - Гродно: ГрГУ, 2012. - 207 с.

. Городецкая И.Е. Великобритания: избиратели, выборы, партии (1945-1970). - М.: Наука, 1974.

. Ильичева М.Б. Британская семья в 1950-1980-х гг.: традиции и перемены. - Мурманск: Изд-во МГПУ, 2009.

. Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю. Новейшая история Великобритании: XX - начало XXI века: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 472 с.

. Суслопарова Е. Эволюция Лейбористской партии Великобритании во второй половине 20-х гг. XX века. - М.: Изд-во МГУ, 2013.

. Тэтчер Маргарет. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

. Хобсбаум Э. Эпоха крайностей. Короткий двадцатый век. 1914-1991. - М.: Независимая Газета, 2004.

. Экономическая история зарубежных стран. - Минск: Экоперспектива, 2000.

. Язьков Е.Ф. (ред.) История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-2000, М.: Простор, 2003. - 479 с.

Похожие работы на - Великобритания в 50-80 годах ХХ века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!