Екатеринбург
В период с ноября 2006 года по октябрь 2008 года
интернет-олимпиады назывались "Городские Санкт-Петербургские
интернет-олимпиады школьников по информатике". В декабре 2007 в
соответствии с приказом Федерального агентства по образованию проведены Всероссийские
Интернет-олимпиады школьников по информатике, которые завершились очным туром -
"Неделей информатики и программирования для школьников России". Очный
тур олимпиад - "Неделя информатики и программирования для школьников
России" - проведен в период весенних школьных каникул в марте 2008 года.
В ходе организации и проведения интернет-олимпиад в
апреле 2008 для школьников 7-9 классов Санкт-Петербурга, в адрес
организационного комитета поступили заявки на участие в олимпиаде от
значительного числа школ Российской Федерации. В мае 2008 были проведены
пилотные олимпиады для школьников 7-9 классов Российской Федерации - олимпиада
по информатике уверенно вышла на всероссийский уровень.
В октябре 2008 года олимпиада приобрела новый статус -
вошла в соответствии с приказом Министерства образования и науки в перечень
олимпиад Российского союза ректоров - и в настоящее время называется
"Интернет-олимпиада школьников по информатике".
Начиная с 2006 года и по настоящее время вопросами
организации и проведения Интернет-олимпиады школьников по информатике
занимаются представители Санкт-Петербургского государственного университета
информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО), Академии
постдипломного педагогического образования (АППО), Санкт-Петербургского
государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ), Совет ректоров
вузов санкт Петербурга и Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
Сформированы организационный комитет, методическая комиссия и жюри. В 2008 году
к олимпиаде присоединились четыре университета Российской Федерации:
Саратовский государственный университет, Уральский государственный университет,
Южно-Уральский государственный университет, Новосибирский государственный
университет.
Организаторы интернет-олимпиады по информатике уделяют
значительное внимание анализу результатов участников: по итогам каждого тура
олимпиады рассматриваются распределения участников по количеству набранных
баллов и по количеству решенных задач, а так же рассчитываются индексы
решаемости задач. Полученные в результате анализа выводы учитываются в
дальнейшем при разработке спецификаций и типовых вариантов заданий. Примерные
задания для дистанционной олимпиады по информатике представлены в приложении 1.
В настоящее время накоплен значительный опыт проведения интернет-олимпиад:
сформирована устойчивая целевая аудитория школьников и образовательных
учреждений, сформирован внушительный банк олимпиадных заданий, в несколько раз
увеличена производительность программно-аппаратной платформы, изменился
пользовательский интерфейс и разработаны максимально удобные формы регистрации
участников [8].
В
2014-2015 учебном году по данным сайта <#"862741.files/image001.jpg">
Рисунок
1. Распределение школ по федеральным округам
1.2.2.2 Преимущества олимпиад для школьников выпускных
классов
Для школьников выпускных классов олимпиады из перечня
Российского совета олимпиад школьников дают преимущества при поступлении в вузы
РФ:
При поступлении в государственные образовательные
учреждения среднего профессионального образования, а также в государственные и
муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования
по решению образовательного учреждения, в зависимости от общеобразовательного
предмета, соответствующего профилю олимпиады, и уровня олимпиады, победителям
(призерам) олимпиад в течение одного года с момента утверждения списков
победителей и призеров олимпиады предоставляется одна из следующих льгот
первого или второго порядка:
льгота первого порядка - быть зачисленным в
образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления
подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады; соответствие
реализуемых образовательным учреждением направлений подготовки (специальностей)
профилю олимпиады определяется образовательным учреждением самостоятельно;
льготы второго порядка - быть приравненными к лицам,
набравшим максимальное количество баллов по единому государственному экзамену
по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, или к
лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной (при
поступлении в образовательные учреждения высшего профессионального
образования), творческой и (или) профессиональной направленности,
предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании" [9]
Глава 2. Понятие автоматизированная система управления, ее виды
.1 Понятие АСУ
Автоматизированная система управления (АСУ) - это совокупность
экономических и математических методов, технических средств организационных
комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом)
в соответствии с заданной целью.
В первую очередь подобные системы создавались в промышленности и были
ориентированы на совершенствование методов управления производственными
процессами. Основное назначение АСУ - получение высокой эффективности
разработки, внедрения и эксплуатации, различных по назначению производственных
систем.
Понятие "Автоматизированная система управления" в России стало
использоваться в 50-е годы ХХ века. Интенсивное применение таких систем
начинается в 1970-1980-е годы. Оно было направлено в основном на облегчение
рутинных операций.
Появление АСУ обусловлено необходимостью совершенствования
организационной структуры управления предприятием, организацией, учреждением и
т.п. Ныне это необходимый элемент многих отраслей знаний и хозяйства страны.
АСУ представляет собой совокупность коллектива людей и комплекса
программно-технических средств, т.е. является человеко-машинной системой,
базирующейся на экономико-математических методах управления, использовании
средств ЭВМ.
Автоматизация базируется на широком использовании средств вычислительной
техники (СВТ) и необходимого для них ПО. В качестве технических средств АСУ
получили использование многомашинные, многопроцессорные комплексы, образующие с
помощью ЭВМ и информационных сетей распределенные системы обработки информации.
При реализации АСУ обычно применяются автоматизированные рабочие места и
участки.
Решаемые в АСУ задачи делят на задачи, требующие немедленного ответа и
допускающие определённую его задержку по времени выполнения.
В основном выделяют следующие режимы работы АСУ:
параллельной обработки,
квантования временем для пакетной обработки,
оперативной обработки,
реального времени;
телеобработки информации и данных.
В режиме квантования временем каждой прикладной программе выделяется
квант времени, по окончании которого управление передаётся следующей программе.
Увеличение скорости ответа системы пользователю достигается путём оперативной
(онлайновой, непосредственной) обработки данных. При сочетании
многопрограммного режима работы ЭВМ с квантованием времени и режимом
непосредственного доступа образуется режим разделения времени. Режим реального
времени предназначен для задач, требующих немедленного ответа. Он
характеризуется дистанционной обработкой информации (телеобработкой). Режим
телеобработки может использоваться и в других случаях, например, для пакетного
режима обработки данных.
Автоматизация позволяет существенно сократить время создания новых
образцов техники, продуктов и т.д., а также обслуживания пользователей,
значительно повысить уровень их обслуживания, преобразует и видоизменяет
отдельные технологические процессы, а порой - все основные традиционно
используемые технологии. Хотя изначально автоматизированные системы
предназначались для автоматизации сложных производственных технологических
процессов, всё же их недаром назвали АСУ. Управление любыми процессами связано
с выполнением собственно функций управления, т.е. взаимодействия людей в
процессе выполнения каких-либо работ. В этом случае активизируется деятельность
административно-управленческого аппарата и совершенствуется документооборот.
Важное место в подобных процессах всегда отводилось циркулирующей в организации
информации [10].
Рассмотрим упрощённую структурную схему переработки данных в АСУ (рисунок
2). Цифрами обозначены этапы переработки данных. Из анализа схемы видно, что
этапы 1, 2, 3, 4, 8, 9 в своём составе могут содержать много операций, которые
не требуют творческого участия человека и, следовательно, могут быть выполнены
техническими средствами. Этапы же 5, 6, 7 требуют творческого подхода к решению
поставленных задач, этап 7 вообще не может быть осуществлён без участия
человека, т.к. несёт в себе элемент правовой ответственности.
Рисунок 2. Упрощённая схема переработки информации в АСУ
Поэтому следует говорить не о вытеснении человека из контура управления
сложными системами, а о рациональном распределении функций управления между
человеком и техническими средствами, освобождающем человека от решения рутинных
задач и возлагающем на него задачи, решение которых требует творчества.
Существенными признаками АСУ является наличие больших потоков информации,
сложной информационной структуры, достаточно сложных алгоритмов переработки
информации. Общими свойствами и отличительными особенностями АСУ как сложных
систем являются следующие:
- наличие большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих элементов,
причём изменение в характере функционирования какого-либо из элементов
отражается на характере функционирования другого и всей системы в целом;
система и входящие в неё разнообразные элементы в подавляющем большинстве
являются многофункциональными;
взаимодействие элементов в системе может происходить по каналам обмена
информацией, энергией, материала и др.;
наличие у всей системы общей цели, общего назначения, определяющего
единство сложности и организованности, несмотря на всё разнообразие входящих в
неё элементов;
переменность структуры (связей и состава системы), обеспечивающий
многорежимный характер функционирования;
взаимодействие элементов в системе и с внешней средой в большинстве
случаев носит стохастический характер;
автоматизация имеет высокую степень, в частности широкое применение
средств автоматики и вычислительной техники для гибкого управления и
механизации умственного и ручного труда человека, работающего в системе;
- управление в подавляющем большинстве систем носит иерархический
характер, предусматривающий сочетание централизованного управления или контроля
с автономностью её частей [2].
АСУ - гибкие интегрированные системы с элементами искусственного
интеллекта. Они ориентированы на реализацию безбумажного, безлюдного управления
объектом с подстройкой к изменяющимся внешним условиям и ресурсам. Реализация
подобных задач строится на применении ЭВМ, объединённых информационной сетью
или сетями с другими ЭВМ.
Для функциональных задач, имеющих достаточно формализованные алгоритмы
решения (финансово-бухгалтерский учёт, материально-техническое снабжение, кадры
и др.), внедрение АСУ позволило значительно улучшить отчётность, контроль
прохождения документации, своевременность принятия решений, и во многих случаях
это дало значительный экономический эффект.
Следовательно, для успешного функционирования АСУ возникает потребность
автоматизации информационных процессов, а значит и создания автоматизированных
информационных систем (АИС). Так и было вначале. В результате появились
информационные системы, позволяющие в автоматизированном режиме выполнять
процессы, связанные с управлением производством и различными видами
деятельности, а также с делопроизводством. В России эти процессы начинаются со
второй половины XX века.
Затем стало очевидным, что АИС могут использоваться не только для
совершенствования управления производственными процессами, но и с целью
улучшения качества создаваемой информационной продукции и услуг, повышения
качества и оперативности обслуживания пользователей и т.п. Информационные АСУ
обладают возможностью представления информации в виде, удобном для последующего
использования, обработки в ЭВМ, а также передачи её по каналам связи.
.2
Классификация АСУ
В зависимости от роли человека в процессе управления, форм связи и
функционирования звена "человек-машина", оператором и ЭВМ, между ЭВМ
и средствами контроля и управления все системы можно разделить на два класса:
1. Информационные системы, обеспечивающие сбор и выдачу в удобном виде
информацию о ходе технологического или производственного процесса. В результате
соответствующих расчётов определяют, какие управляющие воздействия следует
произвести, чтобы управляемый процесс протекал наилучшим образом. Основная роль
принадлежит человеку, а машина играет вспомогательную роль, выдавая для него
необходимую информацию.
2. Управляющие системы, которые обеспечивают наряду со сбором информации
выдачу непосредственно команд исполнителям или исполнительным механизмам.
Управляющие системы работают обычно в реальном масштабе времени, т.е. в темпе
технологических или производственных операций. В управляющих системах важнейшая
роль принадлежит машине, а человек контролирует и решает наиболее сложные
вопросы, которые по тем или иным причинам не могут решить вычислительные средства
системы [1, 3].
2.2.1
Информационные системы
Цель таких систем - получение оператором информации с высокой
достоверностью для эффективного принятия решений. Характерной особенностью для
информационных систем является работа ЭВМ в разомкнутой схеме управления.
Причём возможны информационные системы различного уровня.
Информационные системы должны, с одной стороны, представлять отчёты о
нормальном ходе производственного процесса и, с другой стороны, информацию о
ситуациях, вызванных любыми отклонениями от нормального процесса.
Различают два вида информационных систем:
информационно-справочные (пассивные), которые поставляют информацию
оператору после его связи с системой по соответствующему запросу,
информационно-советующие (активные), которые сами периодически выдают
абоненту предназначенную для него информацию.
В информационно справочных системах ЭВМ необходима только для сбора и
обработки информации об управляемом объекте. На основе информации,
переработанной в ЭВМ и предоставленной в удобной для восприятия форме, оператор
принимает решения относительно способа управления объектом.
Системы сбора и обработки данных выполняют в основном те же функции, что
и системы централизованного контроля и являются более высокой ступенью их
организации. Отличия носят преимущественно качественный характер.
В информационно-советующих системах наряду со сбором и обработкой
информации выполняются следующие функции:
определение рационального технологического режима функционирования по
отдельным технологическим параметрам процесса;
определение управляющих воздействий по всем или отдельным параметрам
процесса;
определение значений (величин) установок локальных регуляторов.
Данные о технологических режимах и управляющих воздействиях поступают
через средства отображения информации в форме рекомендаций оператору. Принятие
решений оператором основывается на собственном понимании хода технологического
процесса и опыта управления им. Схема системы советчика совпадает со схемой
системы сбора и обработки информации.
.2.2 Автоматизированные информационные системы
Автоматизированная информационная система (Automated information system,
AIS) - это совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для
хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений.
Автоматизация информационных процессов, способствуя ликвидации многих
рутинных операций, повышая комфортность и одновременно эффективность работы,
предоставляя пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с
информацией, создаёт и новые проблемы, решение которых может быть осуществлено
лишь на базе использования общенаучных методов и новых информационных
технологий. На каждой ступени развития общества они отражают присущий ему
уровень высоких технологий.
Основная цель АИС - хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи
информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения
информационных запросов большого числа пользователей.
К основным принципам автоматизации информационных процессов относят:
окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие
стандартам.
Окупаемость означает затрату меньших средств, на получение эффективной,
надёжной, производительной системы, возможностью быстрого решения поставленных
задач. При этом считается, что срок окупаемости системы должен составлять не
более 2-5 лет.
Надежность достигается использованием надёжных программных и технических
средств, использования современных технологий. Приобретаемые средства должны
иметь сертификаты и (или) лицензии.
Гибкость означает легкую адаптацию системы к изменению требований к ней,
к вводимым новым функциям. Это обычно достигается созданием модульной системы.
Безопасность означает обеспечение сохранности информации, регламентация
работы с системой, использование специального оборудования и шифров.
Дружественность заключается в том, что система должна быть простой,
удобной для освоения и использования (меню, подсказки, система исправления
ошибок и др.).
. Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации.
. Объединяющий несколько процессов в одной организации.
. Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких
взаимодействующих организаций.
. Реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе
нескольких организаций.
При создании АИС целесообразно максимально унифицировать организуемые
системы (подсистемы) для удобства их распространения, модификации,
эксплуатации, а также обучения персонала работе с соответствующим ПО.
Разработка АИС предполагает выделение процессов, подлежащих автоматизации,
изучение их, выявление закономерностей и особенностей (анализ), что
способствует определению целей и задач создаваемой системы. Затем
осуществляется внедрение необходимых информационных технологий (синтез). Для
успешного проведения проектно-организационных работ рекомендуется выявить
несколько прототипов проектируемого объекта и устанавливаемых на нём
программно-технических средств. На их основе разработать несколько вариантов.
Затем из них выбирают альтернативные, из которых наконец - наилучшее решение.
АИС можно представить как комплекс автоматизированных информационных
технологий, составляющих информационную систему, предназначенную для
информационного обслуживания потребителей. В АИС обычно применяются
автоматизированные рабочие места (АРМ) на базе персональных ЭВМ, распределённые
базы данных, программные средства, ориентированные на конечного пользователя.
Основное назначение автоматизированных информационных систем не просто
собрать и сохранить электронные информационные ресурсы, но и обеспечить к ним
доступ пользователей. Одной из важнейших особенностей АИС является организация
поиска данных в их информационных массивах (базах данных). Поэтому АИС
практически являются автоматизированными информационно-поисковыми системами
(АИПС) [10].
2.2.3 Автоматизированная информационно-поисковая система
Автоматизированная информационно-поисковая система - программный продукт,
предназначенный для реализации процессов ввода, обработки, хранения, поиска,
представления данных т.п.
АИПС бывают фактографическими и документальными.
Фактографические АИПС обычно используют табличные реляционные БД с
фиксированной структурой данных (записей).
Документальные АИПС отличаются неопределённостью или переменной
структурой данных (документов). Для их разработки обычно применяются оболочки
АИС.
.2.3.1 Автоматизация информационных процессов
Целью автоматизации информационных процессов является повышение
производительности и эффективности труда работников, улучшение качества
информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности
обслуживания пользователей. С её помощью ликвидируются рутинные процедуры,
сокращается время выполнения заданий, преобразуются, а порой и полностью
изменяются технологические процессы, предоставляются пользователям новые виды
информационных услуг и продуктов. Автоматизация позволяет преобразовать и
видоизменить отдельные технологические процессы, а порой - все основные
традиционно используемые технологии. Она предоставляет пользователям новые,
ранее неведомые, возможности работы с информацией и одновременно создаёт новые
проблемы, решить которые можно лишь используя общенаучные методы и более новые
НИТ.
Способами обеспечения автоматизированных информационных систем и их
технологий являются программное, техническое, лингвистическое, организационное
и правовое обеспечение, используемые или создаваемые при проектировании
информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.
Программное обеспечение представляет инструментальную среду
программистов, прикладные программы для соответствующих ЭВМ и установленные на
них операционные системы. Это языки программирования, операционные системы,
сетевое программное обеспечение, редакторы (текстовые, связей, табличные и
др.), библиотеки программ, трансляторы, утилиты и др. Главными среди них
являются программные комплексы АИС - системы управления базами данных (СУБД).
Их оболочки - это автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС)
широкого применения.
Техническое обеспечение АИС включает средства ввода, обработки, хранения,
поиска и передачи/приёма информации. Ввод, обработка и хранение данных -
стандартные составляющие ЭВМ. Поиск информации осуществляется на основе
использования специального ПО. Средства передачи информации представляют собой
сетевое и телекоммуникационное оборудование ЭВМ, системы и средства связи.
К лингвистическому обеспечению обычно относят:
типы, форматы, структура информации (данных, записей, документов);
языковые средства описания (ЯОД, словари данных) и манипулирования
данными (ЯМД);
классификаторы, кодификаторы, словари, тезаурусы и т.п.
В состав организационного обеспечения АИС входят структурные
подразделения организации, её использующей, осуществляющие управление
технологическими процессами и поддержку работоспособности системы, а также
документация для обеспечения эксплуатации и развития системы.
Правовое обеспечение АИС - это совокупность правовых норм,
регламентирующих правоотношения при создании и функционировании АИС. На этапе
разработки АИС оно включает нормативные акты, связанные с договорными
отношениями разработчика и заказчика системы, с регулированием отклонений
процесса разработки системы, с обеспечением процесса разработки различными
ресурсами. На этапе эксплуатации системы - определяет её статус в процессе
управления, правовые положения компетенции отдельных структур АИС и организации
их деятельности, порядок создания и использования информации в АИС, правовое
обеспечение безопасности функционирования АИС. Правовое обеспечение включает
нормативные документы, регламентирующие деятельность АИС.
Вариант схемы автоматизированной информационной системы представлен на
рисунке 3.
Рисунок 3. Вариант схемы автоматизированной информационной системы
Универсальные оболочки не позволяют пользователям собственными силами
развивать систему. Специальные программы класса СУБД (ORACLE, MS SQL, ADABAS,
Informix и др.) разрабатываются таким образом, чтобы предоставлять
пользователям широкие возможности их развития. Для обеспечения широких масс
пользователей к открытым электронным информационным массивам осуществляется
кооперация и интеграция этих ресурсов.
Автоматизированные интегрированные информационные системы обеспечивают
доступ к удалённым информационным и техническим ресурсам, а также возможность
работы различных категорий пользователей с разнородной по формам представления
информацией. К ним относят локальные, корпоративные и глобальные сети.
АИПС, с точки зрения выполняемых задач и представляемых пользователям
возможностей, могут быть как достаточно простыми (элементарные справочные), так
и весьма сложными системами (экспертные и др., предоставляющие прогностические
решения).
Экспертная система - это набор программ или программное обеспечение,
которое выполняет функции эксперта при решении какой-либо задачи в области его
компетенции.
Базы данных (а точнее базы знаний), созданные специалистами в какой-либо
конкретной области, включают навыки и опыт экспертов, занятых практической
деятельностью в этой области (например, в медицине или в математике). Создание
подобных БД повлекло за собой появление методов искусственного интеллекта для
решения задач творческого характера с использованием ЭВМ.
С 1970-х годов экспертные системы становятся ведущим направлением в
области искусственного интеллекта. В них используют информацию, полученную
заранее от экспертов - людей, которые в какой-либо области являются лучшими специалистами.
Экспертные системы (ЭС) являются консультантами в принятии решений, т.к.
содержат факты, знания и правила, которые взаимодействуют в проблемной области.
Основное отличие ЭС от других программных продуктов заключается в использовании
не только данных, но знаний и механизмов вывода решений и новых знаний. Хотя
любая экспертная система основана на знаниях, но последняя не всегда является
экспертной системой.
Экспертные системы редко применяют в больших предметных областях. Их
обычно используют в тех предметных областях, где специалист может принимать
решение за время от нескольких минут до нескольких часов. Например,
предлагается использовать их для решения когнитивных задач.
Технологию построения экспертных систем называют инженерией знаний. Она заключается
в преобразовании знаний эксперта и описание применяемых им способов поиска
решений в форму, позволяющую представить их в базе знаний системы, а затем
эффективно использовать для решения задач в конкретной предметной области
(рисунок 4).
Рисунок 4. Структура информации в экспертной системе классификации
Большинство экспертных систем не всегда пригодно для применения конечным
пользователем. Если пользователь не имеет опыта работы с такими системами, у
него могут возникнуть серьезные трудности. Многие системы оказываются
доступными только тем экспертам, которые создавали их базы знаний.
База знаний (knowledge base) - это совокупность знаний, относящихся к
некоторой предметной области и формально представленных таким образом, чтобы на
их основе можно было осуществлять рассуждения.
Базы знаний можно разделить на базы общего (знания о чем-то
"вообще") и конкретного назначения. База знаний - это база данных,
отображающая предметную область. Она включает в себя большую сумму знаний
относительно проблем, "запомненных в системе".
Оперирование реальным знанием и способности экспертных систем и баз
знаний ведут к созданию и использованию систем с искусственным интеллектом.
Центральным моментом искусственного интеллекта является использование более
эвристики (или правил перебора), чем алгоритмов обработки информации. Эвристика
включает инструкции, правдоподобные аргументы или правила перебора для принятия
решений и таким образом отражает человеческое поведение точнее, чем алгоритмы.
Разработка систем интеллектуальной поддержки (основанных на знаниях)
является составной частью исследований по искусственному интеллекту. Она
нацелена на создание компьютерных методов решения проблем, обычно требующих
привлечения специалистов.
Системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления
предназначены для использования так называемых CASE-технологий (Computer Aid
System Engineering), ориентированных на автоматизированную разработку проектных
решений по созданию и совершенствованию систем организационного управления.
Экспертные системы с искусственным интеллектом находят применение в
планировании, управлении производством, обслуживании оборудования, т. е. в
областях, где решения в области управления не могут полностью основываться на
алгоритмах.
Экспертные системы и системы, основанные на знаниях, успешно используются
для поддержки принятия решений в различных предметных областях.
Экспертные системы и системы поддержки принятия решений (СППР)
используются в учебных и научных целях, для информационного обеспечения
процессов принятия управленческих решений. Они создаются на основе
использования методов экономико-математического моделирования и принципов
искусственного интеллекта.
Системы поддержки принятия решений существуют давно: это различные советы
и коллегии, совещания, заседания, аналитические центры и т. д. Как бы они ни
назывались, они полностью или частично выполняли и выполняют именно эту задачу.
Для решения этой задачи с помощью информационных технологий, базирующихся на
применении компьютерных и телекоммуникационных программно-технических средств,
создан новый класс вычислительных систем и технологий - системы поддержки
принятия решений [10].
Заключение
. Олимпиадное движение по информатике, в отличие от таких предметов, как
математика, физика и химия, имеет относительно недавнюю историю. Несмотря на
то, что первый компьютер появился в 1949 году, понимание того, что с развитием
компьютерной техники наступает эра новых информационных технологий, возникло
только в конце 70-х годов.
. Дистанционная олимпиада проводится через Интернет. Все задания
присылаются по электронной почте, и учащиеся отправляют уже готовые ответы.
Олимпиада может иметь два этапа: обучающий и контрольный. В ходе олимпиады
учащиеся учатся общению в телекоммуникационных сетях, работая с электронной
почтой, Internet.
. Чтобы хорошо и качественно выполнить задания, которые предлагаются на
олимпиаде необходимо обладать определенным уровнем знаний, творчества и
навыками работы с компьютером. Поэтому нужно провести анализ программ и
учебников, чтобы узнать какие знания дают в школе, исходя, из этого определить,
что еще необходимо знать учащимся для успешного выполнения олимпиадных задач.
. Потребность постоянно повышать производительность и эффективность труда
работников, выпускать больше качественной продукции и т.п. послужили основанием
сначала к созданию автоматизированных систем управления (АСУ), затем
автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Практически любая
автоматизированная система включает в свой состав АИПС, при этом АИПС могут
иметь самостоятельное назначение и использование.
. Автоматизированная информационно-поисковая система представляет
совокупность программных и аппаратных средств, используемых для хранения,
поиска и (или) управления данными и информацией, с целью удовлетворения
информационных потребностей пользователей. Она также предназначена для
реализации процессов ввода, обработки, и представления данных.
. Выделяются четыре типа АИПС: охватывающий один процесс (операцию) и
несколько процессов в одной организации; обеспечивающий функционирование одного
процесса в нескольких взаимодействующих организациях; реализующий работу
нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.
К основным принципам автоматизации информационных процессов относят:
окупаемость, надёжность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие
стандартам.
. Для обеспечения доступа широких масс пользователей к открытым
электронным информационным массивам осуществляется кооперация и интеграция этих
ресурсов. Автоматизированные интегрированные информационные системы
обеспечивают доступ к удалённым информационным и техническим ресурсам, а также
возможность работы различных категорий пользователей с разнородной по формам
представления информацией. К ним относят локальные, корпоративные и глобальные
сети.
. Базы данных (а точнее базы знаний), созданные специалистами в
какой-либо конкретной области, включают навыки и опыт экспертов, занятых
практической деятельностью в этой области (например, в медицине или в
математике) и относятся к классу экспертных систем. При этом экспертная система
- это комплекс компьютерного программного обеспечения, помогающий человеку
принимать обоснованные решения, а база знаний - это совокупность знаний,
относящихся к некоторой предметной области и формально представленных таким
образом, чтобы на их основе можно было осуществлять рассуждения.
Экспертные системы и системы, основанные на знаниях успешно используются
для поддержки принятия решений в различных предметных областях.
Список литературы
1. Анхимюк
В.Л. Теория автоматического управления / В.Л. Анхимюк, О.Ф. Олейко, Н.Н.
Михеев. - М.: Дизайн ПРО. - 2002. - 352 с.: ил.
. Бесекерский
В.А. Теория систем автоматического управления / В.А. Бесекерский, Е.П. Попов. -
4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия. - 2003. - 747 с.
. Гудвин Г.К.
Проектирование систем управления / Г.К. Гудвин, С.Ф. Гребе, М.Э. Сальдаго //
пер. с англ. - М.:БИНОМ, Лаборатория знаний. - 2004. - 911с.
Электронные
ресурсы
4. [электронный ресурс]
статья Дистанционные формы внеурочной деятельности как инновационное
направление в работе с одарёнными детьми - режим доступа:
#"862741.files/image005.jpg">
Выберите правильный ответ:
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 0
Вопрос №2 (3 балла)
Выберите наиболее точный ответ. Аудиокарта - это …:
Выберите правильный ответ:) пластиковая карта для оплаты телефонных
разговоров
Б) устройство, печатающее нотную запись звуковой информации
В) программное обеспечение, позволяющее обрабатывать звук
Д) устройство, позволяющее обрабатывать звук
Вопрос №3 (3 балла)
Выберите ответ, в котором соответствие установлено, верно.
Выберите правильный ответ:) 1-e, 2-c, 3-d, 4-b, 5-a
Б) 1-d, 2-c, 3-e, 4-а, 5-b
В) 1-e, 2-c, 3-b, 4-d, 5-a
Г) 1-e,
2-c, 3-a, 4-b, 5-d
Д) 1-c,
2-e, 3-d, 4-b, 5-a
Вопрос №4 (3 балла)
В текстовом редакторе набран текст ВСЕМ ИЗВЕСНО, КАК ПРЕЛЕСНО БУКВУ
"Т" ПИСАТЬ УМЕСТНО! Команда для исправления ошибок должна иметь вид:
Выберите правильный ответ:) найти "ЕС"; заменить на
"ЕСТ"
Б) найти "ЕС"; заменить на "ЕСТ"
В) найти "ЕСН"; заменить на "ЕСТН"
Г) найти "СТ"; заменить на "С"
Д) найти "ЕСТН"; заменить на "ЕСН"
Вопрос №5 (3 балла)
На классной доске написано следующее:
Ошибка возникает при переходе к строке с номером …
Выберите правильный ответ:) 6 Б) 7 В) 3 Г) 4 Д) 5
Вопрос №6 (3 балла)
К фрагменту электронной таблицы
применяется следующая операция: строки и столбцы меняются местами
(например, столбец А становится строкой 1) . В результате в ячейке C4 будет
содержаться значение …
Выберите правильный ответ:) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 7
Вопрос №7 (3 балла)
При выполнении команды "Format с:" на экран был выдан ответ
"Format complete". Это означает, что …
Выберите правильный ответ:) последняя информация на диске с: вышла за
пределы диска и не может зайти обратно
Б) запись резервной копии всей информации на диске c: успешно завершена
В) диск c: полностью укомплектован отформатированными магнитными
головками
Г) форматирование диска c: завершено
Д) диску с: присвоена метка Format
Вопрос №8 (3 балла)
Одной из целей дефрагментации является …
Выберите правильный ответ:) ускорение загрузки программ и файлов
Б) нахождение зараженных вирусами файлов
В) удаление неиспользуемых файлов в корзину
Г) разбиение картинки или фотографии на отдельные фрагменты
Д) слияние в единый файл двух или нескольких файлов
Вопрос №9 (3 балла)
В этом году представлен первый в мире полностью электронный калькулятор и
написана реализация FORTRAN - первого языка программирования высокого уровня,
имеющего транслятор. Этот год был переломным для всей истории человечества: 4
октября в СССР произведён запуск первого искусственного спутника Земли. Это был
…
Выберите правильный ответ:) 1947 год Б) 1957 год В) 1967 год Г) 1977 год
Д) 2007 год
Вопрос №10 (3 балла)
Количество ребер графа G, исходящих из вершины v1, называется степенью
вершины v1. Вершина, степень которой равна 0, называется изолированной.
Вершина, степень которой равна 1, называется висячей. Сколько висячих вершин
имеет граф, изображенный ниже?
Выберите правильный ответ:) 1 Б) 6 В) 3 Г) 4 Д) 9
Вопрос №11 (4 балла)
На сковороде помещаются 2 котлеты. Каждую котлету надо обжарить с двух
сторон. На обжаривание одной стороны требуется 3 минуты. По-этому 3 котлеты
можно полностью обжарить за …
Выберите правильный ответ:) 7 минут Б) 8 минут В) 9 минут Г) 12 минут Д)
18 минут
Вопрос №12 (4 балла)
Сколькими способами можно раскрасить клетки квадратной таблицы 2×2
в черный и белый цвета?
Выберите правильный ответ:) 16 Б) 8 В) 12 Г) 4 Д) 32
Вопрос №13 (4 балла)
Продолжите ряд: HTTP, FTP, POP, …
Выберите правильный ответ:) USB Б) IBM В) SMTP Г) ATX Д) PCI
Вопрос №14 (4 балла)
Петя Геймеров очень любит стрелялки. И вот однажды во время игры ему
потребовалось расстрелять… окно. Но окно не разбилось, а пошло трещинами, и на
экране появился запрос: "Укажите отверстие, появившееся первым".
Однако Петя стрелял очередью и поэтому затрудняется с ответом. Помогите ему
указать верное отверстие.
Выберите правильный ответ:) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5
Вопрос №15 (4 балла)
Дан фрагмент программы:
После его выполнения при N=5 значение S будет равно …
Выберите правильный ответ:) 0 Б) 1580 В) 2560 Г) 3560 Д) 9820
Вопрос №16 (4 балла)
Паша предлагает Боре поиграть в "Тетрис наоборот" по следующим
правилам. Сначала 2 одинаковых ящика заполнены разными фигурками. В первом
ящике их 60, во втором - 40. Разрешается удалить любое количество фигурок из
какого-то одного ящика за один ход. Выигрывает тот, кто удалит последние фигурки.
Кто выиграет при правильной игре и какой первый ход при выигрышной стратегии
надо сделать?
Выберите правильный ответ:) выигрывает второй, ему необходимо первым
ходом взять из любого ящика 20 фигурок
Б) выигрывает первый, ему необходимо первым ходом взять из первого ящика
20 фигурок
В) при правильной игре всегда будет ничья
Д) выигрывает второй, оставляя в любом из ящиков первым ходом одну
фигурку
Вопрос №17 (4 балла)
Азбука Морзе позволяет кодировать символы с помощью точек и тире.
Количество различных символов, которые можно закодировать азбукой Морзе длиной
не более шести сигналов, равно …
Выберите правильный ответ:) 10 Б) 32 В) 64 Г) 126 Д) 254
Вопрос №18 (4 балла)
На вопрос "Сколько у тебя компьютерных мышей?" Вася ответил:
"Три четверти от их числа да еще четверть мыши". Сколько компьютерных
мышей у Васи?
Выберите правильный ответ:) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 6
Вопрос №19 (4 балла)
Выберите верный ответ. Контрольная сумма пакета данных при пересылке …
Выберите правильный ответ:) вычисляется только принимающим компьютером
Б) вычисляется только передающим компьютером
В) не совпадает на принимающем и передающем компьютерах при корректной
передаче данных
Г) предназначена исключительно для нумерации пакетов
Д) вычисляется на принимающем и передающем компьютерах
Вопрос №20 (4 балла)
Вася Чайников решил изучить языки программирования. Для начала он купил
две книжки и обе аккуратно поставил на полку: сначала "С++ для
чайников", а справа от нее "С# для чайников". Однако у Васи
завелся книжный червь, обожающий грызть книги. Толщина каждой книги без учета
обложки составляет 20 мм, толщина обложки - 2 мм. Пока Вася устанавливал С++ на
компьютер, книжный червь умудрился прогрызть норку от первой страницы "С++
для чайников" до последней страницы "С# для чайников". Длина
норки книжного червя равна …
Выберите правильный ответ:) 40 мм Б) 22 мм В) 24 мм Г) 4 мм Д) 44 мм
Вопрос №21 (5 баллов)
На экзамене по информатике присутствуют 50 учеников, каждый из которых
получил один из 50 билетов. Учитель должен узнать, кто какой билет получил, но
хочет задать как можно меньше вопросов. Ученики разрешают учителю задать вопрос
строго по шаблону: он может перечислить список номеров билетов (в пределах от 1
до 50), и ученики, чьи номера билетов попали в список, поднимают руку.
Минимальное количество вопросов равно …
Выберите правильный ответ:) 3 Б) 6 В) 10 Г) 15 Д) 25
Вопрос №22 (5 баллов)
На уроке информатики учитель написал на доске пример: 2+ADD+2 = ?
Но он забыл указать основание системы счисления. Боря решил найти
минимально возможное основание системы счисления и решить пример. Ответ он
перевел в десятичную систему счисления и получил …
Выберите правильный ответ:) 1147 Б) 1613 В) 1876 Г) 2159 Д) 2174
Вопрос №23 (5 баллов)
Дан код программы:
Если на вход подано число n=105, то значение выражения sum+mult будет
равно …
Выберите правильный ответ:) 0 Б) 5 В) 6 Г) 105 Д) 10005
Вопрос №24 (5 баллов)
Даны утверждения:
• Боря любит информатику;
• Боре не везет на экзамене;
• Боре везет на экзамене, но он не любит информатику;
• Если Боря любит информатику, то ему не везет на экзамене;
• Либо Боре везет на экзамене, либо он любит информатику, но не то и не
другое одновременно.
Наибольшее число утверждений, которые одновременно могут быть истинными,
равно …
Выберите правильный ответ:) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5
Вопрос №25 (5 баллов)
Подряд выписаны все числа от 1 до 100 включительно. Цифра 1 в полученной
записи встречается ровно…
Выберите правильный ответ:) 1 раз Б) 10 раз В) 11 раз Г) 20 раз Д) 21 раз
Вопрос №26 (5 баллов)
Скриптовым языком программирования является …
Выберите правильный ответ:) МБ45 Б) Pascal В) Basic Г) Delphi Д) PHP
Вопрос №27 (5 баллов)
Сейф в кабинете начальника IT-отдела открывается комбинацией из двух цифр
в диапазоне от 10 до 99. Но поскольку сейф старый, замок разболтался, и его
можно открыть, если одна цифра набрана верно, а другая отличается от верной не
более чем на 1. Однажды начальник отдела был уволен и тайну шифра в отместку
унес с собой. Чему равно минимальное количество попыток, позволяющее
гарантированно открыть сейф?
Выберите правильный ответ:) 18 Б) 22 В) 28 Г) 36 Д) 45
Вопрос №28 (5 баллов)
Петя Шнуров работает в организации, проводящей сеть для предприятий. И
вот однажды, доставая сетевые кабели из сумки, он обнаружил следующую картину:
Сколько кабелей НЕ завяжутся в узел, если аккуратно потянуть за концы в
разные стороны?
Выберите правильный ответ:) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5
Вопрос №29 (5 баллов)
На конкурсе вирус-программ принимало участие 30 программ. Все программы
запускались по очереди на одном винчестере в режиме дуэли (программа выбирает
себе свободного "соперника", и далее они "воюют" друг с
другом до победы одной из них). Программа, потерпевшая поражение, прекращает
свою работу. Каждой программе, которая сумела выбить из борьбы трех
конкурентов, присваивалось звание победителя конкурса. Чему равно наибольшее
количество программ, которые могли получить звание победителя конкурса?
Ответом является ОДНО целое число.
Введите правильный ответ:
Вопрос №30 (5 баллов)
У продавца есть восемь гирек весом 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 граммов,
внешне неотличимых друг от друга. Продавец положил несколько гирек на одну чашу
весов и несколько на другую так, что чаши уравнялись, а одна гирька осталась
лежать на прилавке. После этого покупатель смог однозначно определить вес
гирьки на прилавке. Сколько граммов весит гирька, оставшаяся на прилавке?
Ответом является ОДНО целое число.
Введите правильный ответ:
Похожие работы на - Дистанционные олимпиады средствами автоматизированной системы управления PROCOLEJ
|