Формирование этнокультурных знаний у учащихся детской школы искусств

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,13 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование этнокультурных знаний у учащихся детской школы искусств

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

Университет им. И.Я. Яковлева»

Факультет художественного и музыкального образования.

Кафедра ДПИ и МПИИ









Курсовая работа

на тему:

Формирование этнокультурных знаний у учащихся детской школы искусств

Выполнила: студентка Аверина Н.А.

курса, заочного отделения, гр. А-1

Научный руководитель:

д. пед. н., доцент Смирнова Н.Б






Чебоксары, 2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Детские школы искусств на современном этапе развития

.2 Цели и задачи системы ДШИ на современном этапе

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

.1 Формирование художественного творчества средствами чувашского прикладного искусства в системе образования может осуществляться в следующих направлениях

.2 Этнохудожественное образование в современной художественно-образовательной деятельности детских художественных школ

.3 Планы-конспекты уроков

.3.1 Теоретический план-конспект урока

.3.2 Практический план-конспект урока

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Это определяет требования к образовательным учреждениям, осуществляющим воспитание подрастающих поколений.

Исследуя проблему этнокультурных знаний учащихся, выявлено, что в связи со стремительным развитием поликультурного общества, возникла проблема воспитания подрастающего поколения, способного жить в новых социокультурных условиях.

Среди современных исследователей наблюдается активность в области этнокультурного образования и воспитания детей. Значима эта проблема и в Чувашской Республике, так как на территории Чувашской Республики сегодня проживает представители 128 национальностей и восьми этнических групп.

Изучение возможностей использования потенциала народной художественной культуры в воспитании вступает в новый этап своего развития: от разрозненных исследований по фольклору, декоративно-прикладному творчеству, народному костюму, осуществлен переход к ее системному осмыслению, обоснованию целесообразности ее использования в образовательном процессе. Народная художественная культура рассматривается как целостное, синкретичное, комплексное явление, связанное с духовной жизнью народа и выступающее его важной составной частью, на основе которой осуществляется воспитание подрастающего поколения.

Роль народных традиций в развитии личности обозначена в трудах выдающихся русских мыслителей, педагогов: Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, Г.Н. Волков, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, В.Н. Шацкая и др.

В тоже время заслуживают внимания многочисленные работы, посвященные проблеме этнокультурного образования и воспитания: Т.И. Баклановой, Л.И. Васеха, Е.В. Ершовой, М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Значимыми являются работы, раскрывающие сущность понятий «этнокультура» (А.Б. Афанасьева, Е.С. Бабунова, Э.Ф. Вертякова, А.П. Елисеева, В.Б. Манджиева, Н.А. Минулина, В.В. Модорова и др.); «воспитание» и его социальный аспект (Н.М. Борытко, В.И. Загвязинский, Б.В. Куприянов, В.А. Луков, А.В. Мудрик, Т.А. Ромм, В.А. Сластенин и др.); «этнокультурное воспитание» (А.Ю. Ахлестина, Г.И. Губа, А.Н. Джуринский, Л.М. Захарова и др.).

Возможность реализации дошкольников в художественно-творческой деятельности представлена в работах Т.С. Комаровой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.

Современными учеными отмечается, что в мире накоплено немало ценного опыта в обучении и воспитании детей с учетом поликультурности и полиэтничности общества. Педагогические модели, учебные программы позволяют стимулировать интерес к новому знанию и одновременно представлять различные взгляды и мнения об окружающем личность многокультурном и многоэтническом мире (А.Н. Джуринский).

Актуальность данной работы обусловлена возникшим противоречием между востребованностью этнокультурных знаний учащихся и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в детской школе искусств.

Учитывая данное противоречие, был сделан выбор темы исследования: «Формирование этнокультурных знаний учащихся в детской школе искусств», проблема которого сформулирована следующим образом: формирование этнокультурных знаний учащихся в детской школе искусств.

Раскрытие данной проблемы составляет цель исследования, а так же раскрытие системы образования.

Объект исследования - этнокультурные знания учащихся детской школы искусств.

Предмет исследования - процесс формирования этнокультурных знаний учащихся в детской школе искусств.

Задачи исследования:

-       выявить концепцию развития ДШИ в Российской Федерации.

-       выявить цели и задачи образовательной деятельности ДШИ.

-       выявить формирование этнокультурных знаний учащихся в детской школе искусств.

-       этнохудожественное образование в современной художественно-образовательной деятельности детских художественных школ

-       составить два плана - конспекта для занятий в детской школе искусств.

-       подвести итоги темы исследования.

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1    Детские школы искусств на современном этапе развития


Российская система образования в области искусств имеет богатое историческое прошлое и своими корнями уходит в XIX век. Отечественное образование в области искусств обеспечивало полноценную подготовку создателей художественных произведений, их исполнителей, компетентных слушателей и зрителей, педагогов, ответственных за воспитание всех обозначенных выше субъектов творческой деятельности, что играло ключевую роль в реализации социально-культурного потенциала всех видов искусств. В советское время сформировалась трехуровневая модель подготовки творческих кадров (детская школа искусств - среднее профессиональное - высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля), признанная всем мировым профессиональным сообществом и ставшая основой исполнительского и изобразительного искусства.

Политические, общественные, культурные трансформации, произошедшие в России в последние два десятилетия оказали свое негативное влияние на всю систему развития отрасли в целом.

С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями.

В результате:

не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся;

ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДШИ по программам академической направленности;

во многих субъектах страны ДШИ стали финансироваться по остаточному принципу, что привело к ухудшению материально-технического состояния этих образовательных учреждений;

разрушилась система единых принципов управления и финансирования деятельности ДШИ, учредитель самостоятельно определяет условия и объемы финансирования учреждений;

у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного колледжа/техникума, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования;

снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобразовательных школ.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют 5328 ДШИ, охватывающих своей деятельностью 12,1% всего детского населения страны. Согласно статистике число ДШИ, в том числе музыкальных, художественных, хореографических и др., заметно сократилось: в 1990 году их число составляло 6591, в 2001 году - 5837, в 2008 - 5456. Утрата за последние годы значительного количества ДШИ (1263) может отрицательно сказаться на всей вертикали отраслевого образования и общекультурной ситуации в стране в целом.

В современной ситуации роль системы ДШИ необходимо переоценить. В малых городах и сельской местности деятельность школ искусств является практически единственным культурообразующим фактором. В больших городах - школы искусств могут стать не только центрами предпрофессиональной подготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и инкубаторами творческих профессий нового поколения, в немалой степени способствовать распространению культурной толерантности, выступать мостом между культурными традициями народов, как населяющих Россию, так и приезжающих мигрантов, формировать мультикультурное мировоззрение у детей и подростков через всестороннее изучение и творческое постижение искусств разных стран и народов. Таким образом, система ДШИ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.

Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» в 2011 г., позволяют говорить о возможности преобразования деятельности ДШИ. Так, указанные изменения предусматривают реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств (далее предпрофессиональные программы), которые, в свою очередь, реализуются на основе федеральных государственных требований (далее ФГТ).

На сегодняшний день существующая правовая база позволяет ДШИ:

реализовывать дополнительные общеобразовательные программы;

реализовывать дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в целях выявления одарённых детей в раннем детском возрасте, приобретения ими знаний, профессиональных навыков для подготовки к получению профессионального образования в области искусств;

самостоятельно разрабатывать программу своей деятельности (для предпрофессиональных программ - на базе ФГТ).

Предпрофессиональные программы призваны обеспечивать:

преемственность предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, а также типов и видов образовательных учреждений.

В перспективе предполагается реализация дополнительных общеразвивающих программ в ДШИ (далее - общеразвивающие), которые должны обеспечивать:

повышение общего культурного образовательного уровня подрастающего поколения;

выявление одаренных детей;

привлечение наибольшего количества детей к творческой деятельности, формированию заинтересованной аудитории и слушателей.


1.2 Цели и задачи системы ДШИ на современном этапе


Новое время требует переосмысления существующих образовательных практик: мир стремительно меняется - меняется общество, меняется среда обитания, появляется понимание того, что подростку, входящему во взрослую жизнь, становятся необходимы принципиально новые компетенции. Необходимо определить, какой вклад может внести в формирование мировоззрения молодого поколения художественное образование, какие универсальные творческие навыки/компетенции помогут ему при решении встающих перед ним задач.

Цель системы ДШИ - с помощью всех возможных форм творческого образования сформировать позитивные изменения уровня культурного образования населения страны, сделать доступным освоение детьми не только традиционного, но и современного творческого инструментария в целях дальнейшего саморазвития личности, а также обеспечить условия для активного воздействия выпускниками системы на социокультурную общественную жизнь с помощью обретенных творческих навыков.

Задачи, которые должна решать система ДШИ:

. Воспитание у детей любви к искусству;

. Выявление одаренных детей в области того или иного искусства и их подготовка к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля;

. Формирование будущей аудитории культурного слушателя, способного к восприятию и критическому осмыслению искусства;

. Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

. Воспитание творчески мобильной личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире;

. Раскрытие творческого потенциала детей и подростков;

. Повышение привлекательности/статуса творческих профессий;

. Обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;

. Создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения страны.

Основными направлениями деятельности ДШИ должны явиться:

. Реализация предпрофессиональных и общеразвивающих программ с целью привлечения наибольшего количества детей к творческой деятельности;

. Развитие у обучающихся комплекса творческих способностей, знаний и умений, соответствующих профессиональным требованиям в случае поступления выпускников ДШИ в средние профессиональные или высшие профессиональные учебные заведения соответствующего профиля, в том числе и на интегрированные программы среднего профессионального образования в области искусств;

. Взаимодействие с общеобразовательными школами, культурно-досуговыми учреждениями клубного типа, учреждениями и организациями культуры с ДШИ с целью поиска и выявления одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий, а также выездных занятий и пр.;

. Взаимодействие со средними профессиональными и высшими профессиональными образовательными учреждениями соответствующего профиля с целью совместного выявления и дальнейшего профессионального становления одаренных детей, обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, получения консультаций по вопросам реализации образовательных программ, использования передовых образовательных технологий, осуществления повышения квалификации педагогических работников на регулярной основе;

. Организация детских творческих коллективов (хоровых, музыкально-инструментальных, театральных и др.), в том числе путем привлечения к образовательной деятельности в общеобразовательных школах кадрового потенциала ДШИ, совместного использования материально-технических ресурсов;

. Методическое обеспечение реализации программ творческой направленности в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей (творческих студиях, домах культуры и др.);

. Расширение географии деятельности системы - организация культурно-просветительской деятельности, интеграция форм и методов творческого воспитания в иные сферы общественной жизни (например, развитие творческих занятий в коррекционных центрах, больницах и т. п.);

. Популяризация художественно-эстетического образования среди населения.

Отдавая должное историческим традициям профессионального творческого образования, следует признать несоответствие существующих форм обучения современному состоянию общества.

Концепция ставит перед собой задачу показать, что творческий потенциал общества может стать одним из эффективных локомотивов общественного развития, и предполагает создание современной инфраструктуры, гибко настраивающейся на локальную специфику, действующей параллельно с существующей и постепенно вытесняющей неэффективные образовательные механизмы системы. Предлагаемая программа действий есть, по сути, содержательная реформа начального (первого уровня в системе трехуровневого) образования в сфере искусств, понимаемого не в герметичном, как прежде, виде (искусство для искусства), а в гораздо более широком, предполагающем глубокое проникновение всех видов и родов творческих практик во все слои общественной жизни, качественное изменение общественной жизни с помощью культурного инструментария.

ГЛАВА II.ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ


2.1 Формирование художественного творчества средствами чувашского прикладного искусства в системе образования может осуществляться в следующих направлениях

художественный этнохудожественный образование народный

Формирование художественного творчества средствами чувашского прикладного искусства в системе образования может осуществляться в следующих направлениях:

комплексное использование чувашского народного искусства, как на занятиях, так и в свободной деятельности ребенка;

учить ребенка видеть в каждом элементе чувашской орнаментике художественный образ;

учить ребенка понимать и воспринимать знаково-символическую основу чувашской вышивки, ее выразительные средства и композицию;

создание детьми декоративных композиций на основе собственной интерпретации;

педагогу художественного учреждения учитывать полученные знания и уровень овладения техникой исполнения элементов чувашской орнаментики детьми;

наличие у педагога искусствоведческих знаний в области чувашского народного искусства и технических умений;

использование вариативного ряда педагогических рисунков-«образцов» в обучении детей;

введение факультативных курсов и кружков с углубленным изучением традиционной культуры чуваш в школьном образовательном учреждении.

Общедоступность, универсальность, нравственная и эмоциональная привлекательность народного декоративно-прикладного искусства позволяют интегративно использовать его педагогические возможности в процессе образования этнохудожественной культуры в учреждениях дополнительного образования. Данный вид учреждений играет важную роль в образовании подрастающего поколения. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный вид образования». Учреждения дополнительного образования имеют ряд преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями: личная заинтересованность детей, разновидность и вариативность обучения, разноуровневость, практическая направленность занятий. Их уникальность заключается в единстве культурной и образовательной деятельности, общности интересов детей и взрослых.

Исходя из специфики дополнительного образования, сущности и содержания этнохудожественной культуры учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства, был определен комплекс педагогических условий реализации модели: включение в содержание образовательных программ по декоративно-прикладному искусству национально-регионального компонента; использование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования.

) Включение в содержание образовательных программ по декоративно-прикладному искусству национально регионального компонента. Региональный компонент в образовании необходим для обеспечения защиты национальных, региональных культур, местных традиций и особенностей, интересов и потребностей населения данного региона в условиях многонационального государства, возрождения, сохранения и применения в новых условиях лучших традиций народного декоративно-прикладного искусства. Основополагающим принципом обновления содержания регионального компонента дополнительного образования является отображение различных аспектов этнокультуры, народное декоративно-прикладное искусство в соответствии с программой развития культуры России.

) Использование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения учащихся в дополнительном образовании: развитие творческих способностей; формирование ценностного отношения к культуре и народного декоративно-прикладного искусства; воспитание национального самосознания, патриотизма; уважение к традициям. Для активного использования народного декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании необходимо осуществлять системно-деятельностный подход в образовании; вовлекать их в различные виды деятельности, способствующие их личностному росту; осуществлять преемственность в изучении декоративно-прикладного искусства между общеобразовательной школой и системой дополнительного образования.

) Повышение этнохудожественной компетентности педагогов, нами понимается свойство личности, выраженное в наличии знаний о культуре своего народа, народного декоративно-прикладного искусства, этнохудожественных потребностей, культурных интересов и реализующихся через практические умения и навыки, отражающие готовность педагогов к изучению и применению народного декоративно-прикладного искусства в самореализации и саморазвития. Повышение на курсах квалификации, при проведении семинаров, практикумов, мастер-классов, стажировок, консультаций, путем самообразования.

Успешному освоению всего объема материала программ способствует использование системного процесса, творческая направленность занятий и разнообразие видов деятельности; применение инновационных методов и индивидуально-коллективных форм художественно - творческой деятельности, передового опыта по этнохудожественному образованию; создание эмоциональной, комфортной атмосферы на занятиях; сотрудничество и сотворчество детей и взрослых; разработка необходимых методических и дидактических материалов по воспитанию этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Под воспитанием этнохудожественной культуры учащихся в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства понимается целенаправленный процесс формирования и развития творческой личности, направленный на осмысление, освоение этнокультурного наследия, сохранение, возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел России.

2.2 Этнохудожественное образование в современной художественно-образовательной деятельности детских художественных школ


Ценности современного мира выстраивались столетиями, генетически передавались из поколения в поколение и сохранились в менталитете каждого народа. Но в условиях глобализации современного мира возникает опасность ослабления и утраты этнической идентичности. Поэтому сегодня возникает необходимость серьезного изучения глубин этнической, духовной и материальной культуры. Сохранение, возрождение и распространение этнокультуры в современных условиях является необходимость условием создания сферы преемственности поколений. Такая преемственность проявляется в сохранении народных традиций и обычаев, развитии народного декоративно-прикладного искусства.

Народное искусство в силу закона традиции становится носителем этнического ядра художественной культуры народа. Как пишет М.А. Некрасова «Соприкасаясь с корнями своего народа, человек приходит к самопознанию, осознанию себя частью общего этнического сообщества». Не случайно, сегодня актуально обращение к древним образцам народного искусства: фольклору, народной мифологии, эпосу и т.д., так как они сохранили до сегодняшних дней признак этничности.

Каждый народ имеет неповторимые особенности культуры и поэтому сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. По этому поводу Д.С. Лихачев писал «…экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для человека не менее важна среда, созданная культурой ее предков и им самим»

Формирование художественного творчества детей средствами чувашского декоративно - прикладного искусства является одной из важных и актуальных в системе художественного образования. Ее решение приобретает особую значимость и необходимость уже на начальных этапах педагогической работы со школьниками. В настоящее время многие аспекты освоения народного и декоративно-прикладного искусства в школе изучены достаточно полно и глубоко. Содержание этнохудожественного образования, основанное на творческих принципах народного и декоративно-прикладного искусства, направлено на создание художественного образа. Большое значение в осуществлении этой проблемы отводится художественному творчеству, в котором проявляется самостоятельность, активность ребенка, формируются его творческие способности.

Одной из актуальных проблем в развитии дошкольного образования является разработка и внедрение национально-регионального компонента государственных стандартов дошкольного образования.

Начиная с 1991 года, практические работники ДОУ активно ведут отбор содержания форм и методов приобщения детей к культуре народов, проживающих на территории ЧР. Большое внимание педагоги уделяют ознакомлению детей с родным краем, растительным и животным миром Чувашии, расширяют и уточняют знания дошкольников о быте и культуре. Возрождению национальной культуры способствует введение в повседневную жизнь детей элементов традиционной культуры: декоративно-прикладного искусства русского, чувашского народов, уместное использование фольклора, его пропаганда и распространение. Национальные мотивы используют в интерьере и одежде с учетом локальных традиций.

Приобщение детей к этническим ценностям в доступных для детей дошкольного и школьного возраста формах (элементы обрядов, народных праздников, старинного быта, фольклора, изобразительного искусства и т.п.), позволяет создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. Наиболее живой и современной составляющей национальной культуры является традиционный народный костюм.

Развитие трудовых навыков в процессе освоения народных художественных традиций - необходимое условие для творчества учащихся, так как создание изделий возможно лишь при глубоком изучении народного искусства.

Овладение искусством художественной обработки ткани, природных и других материалов предполагает использование в процессе обучения традиций этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, школьники осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий народных мастеров. Освоение всей совокупности знаний о народном искусстве, умений и навыков происходит с раннего детства, в окружении предметов народного творчества бытового назначения.

Преподавание прикладного искусства в детской художественной школе продиктовано жизненной необходимостью, ибо сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

С введением преподавания прикладного искусства в детских художественных школах появилась возможность расширить профиль профессиональной подготовки учащихся, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого ученика. Особое внимание в художественной школе уделяется изучению народного искусства. С этой целью организуется специальное отделение, занимающееся изучением видами прикладного искусства: вышивкой, художественным вязанием и плетением бисерных украшений. С раннего возраста, уже в подготовительных группах школы, где дети получают основы начальной изобразительной грамоты, в них воспитывают любовь к национальному чувашскому искусству. На протяжении всего курса обучения учащиеся знакомятся с лучшими образцами народного творчества.

Основное знакомство с национальным орнаментом и характерными для Чувашии видами народного искусства учащиеся получают на уроках композиции. Наибольшее количество учебных часов отводится основному виду народного прикладного искусства - вышивке, отличающейся сложностью орнаментальных композиций и трудоемкостью исполнения. Учащиеся изготовляют чертежи в миллиметровке, осваивают технику вышивания, создают эскизы для вышивания с симметричным и ассиметричным построением орнамента разной плотности узора.

Формирование художественного творчества средствами чувашского прикладного искусства в системе образования может осуществляться в следующих направлениях:

комплексное использование чувашского народного искусства, как на занятиях, так и в свободной деятельности ребенка;

учить ребенка видеть в каждом элементе чувашской орнаментике художественный образ;

учить ребенка понимать и воспринимать знаково-символическую основу чувашской вышивки, ее выразительные средства и композицию;

создание детьми декоративных композиций на основе собственной интерпретации;

педагогу художественного учреждения учитывать полученные знания и уровень овладения техникой исполнения элементов чувашской орнаментики детьми;

наличие у педагога искусствоведческих знаний в области чувашского народного искусства и технических умений;

использование вариативного ряда педагогических рисунков-«образцов» в обучении детей;

введение факультативных курсов и кружков с углубленным изучением традиционной культуры чуваш в школьном образовательном учреждении.

Общедоступность, универсальность, нравственная и эмоциональная привлекательность народного декоративно-прикладного искусства позволяют интегративно использовать его педагогические возможности в процессе образования этнохудожественной культуры в учреждениях дополнительного образования. Данный вид учреждений играет важную роль в образовании подрастающего поколения. В науке дополнительное образование рассматривается как «особо ценный вид образования». Учреждения дополнительного образования имеют ряд преимуществ по сравнению с другими образовательными учреждениями: личная заинтересованность детей, разновидность и вариативность обучения, разноуровневость, практическая направленность занятий. Их уникальность заключается в единстве культурной и образовательной деятельности, общности интересов детей и взрослых.

Исходя из специфики дополнительного образования, сущности и содержания этнохудожественной культуры учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства, был определен комплекс педагогических условий реализации модели: включение в содержание образовательных программ по декоративно-прикладному искусству национально-регионального компонента; использование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения в учреждениях дополнительного образования.

) Включение в содержание образовательных программ по декоративно-прикладному искусству национально регионального компонента. Региональный компонент в образовании необходим для обеспечения защиты национальных, региональных культур, местных традиций и особенностей, интересов и потребностей населения данного региона в условиях многонационального государства, возрождения, сохранения и применения в новых условиях лучших традиций народного декоративно-прикладного искусства. Основополагающим принципом обновления содержания регионального компонента дополнительного образования является отображение различных аспектов этнокультуры, народное декоративно-прикладное искусство в соответствии с программой развития культуры России.

) Использование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства в процессе обучения учащихся в дополнительном образовании: развитие творческих способностей; формирование ценностного отношения к культуре и народного декоративно-прикладного искусства; воспитание национального самосознания, патриотизма; уважение к традициям; развитие системных общехудожественных ЗУН. Для активного использования народного декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании необходимо осуществлять системно-деятельностный подход в образовании; вовлекать их в различные виды деятельности, способствующие их личностному росту; осуществлять преемственность в изучении декоративно-прикладного искусства между общеобразовательной школой и системой дополнительного образования.

) Повышение этнохудожественной компетентности педагогов, нами понимается свойство личности, выраженное в наличии знаний о культуре своего народа, народного декоративно-прикладного искусства, этнохудожественных потребностей, культурных интересов и реализующихся через практические умения и навыки, отражающие готовность педагогов к изучению и применению народного декоративно-прикладного искусства в самореализации и саморазвития. Повышение на курсах квалификации, при проведении семинаров, практикумов, мастер-классов, стажировок, консультаций, путем самообразования.

Для теоретического обоснования и организационно-методического обеспечения, с учетом изученных образовательных программ по декоративно-прикладному искусству и передового педагогического опыта, нами были разработаны и апробированы авторские образовательные программы по предметам: художественная вышивка, бисерное плетение, вязание. Основной целью данных образовательных программ является пробуждение у обучающихся интереса к этнохудожественной культуре, приобщение их к народному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам России, обогащение духовного мира, развитие навыков самостоятельной декоративно-прикладной деятельности.

Успешному освоению всего объема материала программ способствует использование системного процесса, творческая направленность занятий и разнообразие видов деятельности; применение инновационных методов и индивидуально-коллективных форм художественно - творческой деятельности, передового опыта по этнохудожественному образованию; создание эмоциональной, комфортной атмосферы на занятиях; сотрудничество и сотворчество детей и взрослых; разработка необходимых методических и дидактических материалов по воспитанию этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Под воспитанием этнохудожественной культуры учащихся в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства понимается целенаправленный процесс формирования и развития творческой личности, направленный на осмысление, освоение этнокультурного наследия, сохранение, возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел России.

2.3 Планы-конспекты уроков


.3.1 Теоретический план-конспект урока

Цели:

.        Познакомить учащихся со старинной чувашской вышивкой;

.        Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества;

.        Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:

-       репродукции старинной чувашской одежды;

-       подборка иллюстраций с изображением элементов чувашской национальной вышивки;

-       изделия с вышивкой народных мастеров;

-       материалы: гуашевые краски, кисти, полоски альбомного листа.

План урока

.        Беседа о древних орнаментах, о вышивке;

.        Изучение символов, элементов в чувашском орнаменте;

.        Постановка художественной задачи;

.        Подведение итогов и обсуждение работ.

Ход урока

Звучит чувашская народная песня «Алрах кайми аки-сухи…»

Ребята, прислушайтесь к песне. Какая она тихая, нежная, льется она из глубины души чуваша, который пахал, сеял, ухаживал за скотиной, мял кожу, плел лапти, ткал, прял и создавал удивительной красоты вышивки. Сколько мудрости, степенности, терпения, таланта было у наших предков! Как всей душой любил чуваш свою землю, свой народ. Только такой народ, который никому не угрожал, мог создать такую красоту… Что песня, которая льется из глубины души, что вышивка, в которую вложена вся душа чувашского народа пропитана огромной любовью ко всему, что его окружало. Чувашские девушки и женщины своей вышивкой рассказывали о себе и своей мечте, какую бы ей хотелось осуществить. Вот и изображали в своих узорах знаки огня, колоса, дерева, детей, дома, домашних животных. Основной цвет вышивки - красный - цвет жизни. Сопутствующие цвета: желтый - цвет солнца, зеленый - цвет травы, синий - цвет неба, черный - цвет земли.

Чувашские девушки никогда не копировали узоры друг у друга. Орнамент вышивки разнообразен по композиции, по стилю. Это относится к сурбанам - головным повязкам, которые являются шедеврами народного искусства. Вышивка двухсторонняя. Геометрические узоры размещаются ярусами, концы украшались бахромой.

Сурбан - головной убор чувашских женщин, концы которых заправляли на спину.

В то далекое время не было принято замужним женщинам показывать волосы, поэтому женщины носили налобную повязку - масмак. Масмак вышивали в виде треугольника.

Продемонстрировать детям таблицу с изображением символов и элементов чувашской вышивки с их обозначением

Физкультминутка

)        Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд вправо и обратно. Повторить 8-10 раз

)        Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно. Разведение стоп в стороны

)        Исходное положение - стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

Домашние задание

Повторите дома все узоры и орнаменты и их обозначение, которые мы с вами изучили на этом уроке.

Подведение итогов

Сегодня мы прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с вышивкой нашего народа.

2.3.2 Практический план-конспект урока

Тема урока: «Древние корни народного искусства. Чувашская вышивка»

Цели:

.        Познакомить учащихся со старинной чувашской вышивкой;

.        Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества;

.        Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

Оборудование и материалы:

-       репродукции старинной чувашской одежды;

-       подборка иллюстраций с изображением элементов чувашской национальной вышивки;

-       изделия с вышивкой народных мастеров;

-       материалы: гуашевые краски, кисти, полоски альбомного листа.

План урока

.        Беседа о древних орнаментах, о вышивке;

.        Закрепление понятия о символах, элементах в чувашском орнаменте и их культовом значении;

.        Постановка художественной задачи;

.        Практическое выполнение задания. Выполнение узора по мотивам чувашской вышивки;

.        Подведение итогов и обсуждение работ.

Ход урока

Подготовка к занятию.

Учитель: Давайте с вами повторим, что мы изучали на предыдущем занятии? (ответы учеников).

Учитель: Повторим основные цвета вышивки и их обозначение.

Основной цвет вышивки - красный - цвет жизни. Сопутствующие цвета: желтый - цвет солнца, зеленый - цвет травы, синий - цвет неба, черный - цвет земли.

Учитель: А теперь, ребята, представьте себе, что вы живете в те далекие времена и создаете узор налобной повязки, использую в своей работе те символы, которые вам хотелось бы иметь в своей жизни.

Физкультминутка

. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд вправо и обратно. Повторить 8-10 раз.

. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно. Разведение стоп в стороны.

. Исходное положение - стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

Практическая работа

Работа над созданием узора чувашской вышивки. На листе бумаги сочиняется узор в треугольнике, используя известные им элементы и символы чувашской вышивки. Проводится индивидуальная работа с каждым учеником.

Подведение итогов

Учитель: Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с вышивкой нашего народа. Давайте посмотрим на наши вышивки. От узоров в нашем классе стало теплее и радостнее. Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых узоров. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастерицы, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Этнокультурное воспитание дошкольников - целенаправленный процесс приобщения школьников к народной художественной культуре, обеспечения формирования их нравственно-этических представлений; развития коммуникативно-поведенческих навыков, соответствующих принимаемым и одобряемым образцам в традиционной культуре, обогащения эмоциональной сферы, способствования социальной адаптации школьников в поликультурном обществе.

Народная художественная культура определяется в качестве регионального компонента этнокультурного воспитания школьников в детской школе искусств. Потенциал народной художественной культуры: музыкальный фольклор, народные ремесла и промыслы, календарно-обрядовые праздники, народные игры, бытовые танцы служит основой приобщения школьников к традициям, формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях региона, развития их личностных качеств, эмоциональной сферы, навыков поведения в обществе.

Формирование этнокультурных знаний у учащихся в детской школе искусств определяется спецификой организации данного процесса на основе народной художественной культуры, обеспечивается созданием положительного эмоционального фона, возможностью сотворчества ребенка и взрослого в образовательной и творческой деятельности, через погружение в этнокультурную среду, включение ребенка в культурно-обрядовый цикл, личностный пример (преподавателя, родителя, персонажа), поощрение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.      Азбука чувашской вышивки / [авт. проекта Г. Михайлова, Г. Платонова ; сост., консультант Е. Жачева]. - Чебоксары, 2011. - 24 с.

.        Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры / Межвуз. сб. науч. трудов. - Шуя, ШГПИ, 1994. С. 61-66.

.        Бибикова, Л. Л. Преподавание прикладного искусства в детской художественной школе. - М. : Просвещение, 1979. - 58 с.

.        Жачева, Е. Н. Чувашская вышивка : советы мастерицы : [очерк об искусстве чувашской вышивки] / Е. Жачева ; [науч. ред. Г. Н. Иванов-Орков ; худож. И. Е. Калентьева]. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2011. - 95 с.

.        Иванов-Орков, Г. Узоры, цвет, символика. Народное искусство и художественные промыслы современной Чувашии / Геннадий Иванов-Орков. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2012. - 192 с.

.        Нухрат, Л. Булгаро-чувашская национальная одежда / Л. Нухрат ; [авт. предисл. Раиса Сарби]. - Чебоксары : Новое Время, 2010. - 95 с.

.        Спиридонов, М. С. Чувашский орнамент / М. С. Спиридонов ; сост., худож. концепция, науч. редактрирование А. А. Трофимов ; пер. на чув. яз. А. А. Трофимов, пер. на англ. яз. Ю. Ю. Шляхин. - Чебоксары : Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2010. - 215 с.

.        Федорова, С. Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебное пособие / Федорова С. Н. - М. : ФОРУМ, 2011. - 175 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Орнаменты чувашской вышивки

Виды техники чувашской вышивки






Схемы узоров чувашской вышивки

Узоры чувашской вышивки





Чувашская национальная одежда

Похожие работы на - Формирование этнокультурных знаний у учащихся детской школы искусств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!