Методы прогнозирования в маркетинговой деятельности
Методы прогнозирования в маркетинговой деятельности
Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова
Прогнозирование
служит для выяснения тенденций развития фирмы в условиях постоянного изменения
факторов внешней и внутренней среды и поиска рациональных маркетинговых
мероприятий по поддержке устойчивости ее экономического поведения. Сфера
применения методов прогнозирования в маркетинговых системах достаточно широка.
Они используются для анализа и разработки концепций развития всех субъектов
маркетинговой системы, например, для исследования рыночной конъюнктуры, в
системе прогнозирования цен, новых продуктов и технологий, поведения
покупателей на рынке. Важнейшим направлением является прогнозирование сбыта и
рынков, их динамики, структуры, конъюнктуры, возможностей рынка воспроизводить
предложение и спрос.
В
качестве инструментария при прогнозировании используется система методов, с
помощью которых анализируются причинно-следственные параметры прошлых тенденций
в деятельности предприятия и по результатам анализа формируются изменения в
перспективе социально-экономического развития фирмы.
Методы
прогнозирования классифицируются по различным критериям:
-
по форме предоставления результата прогнозы делятся на количественные и
качественные. Первые базируются на численных, математических процедурах, а
вторые на использовании имеющихся опыта, знаний и интуиции исследователя;
-
по величине периода упреждения выделяют краткосрочные (1 год и менее),
среднесрочные (2-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
-
по охвату прогнозированием объекта исследования прогнозы бывают общими (прогноз
общего развития народного хозяйства) и частные (прогноз для отдельных отраслей,
инфраструктуры, отдельных показателей).
Классификация
методов, используемых при прогнозировании в системах маркетинга и эффективность
их применения на практике показана в табл.2.14. [13, 44, 135].
Применение
формализованных методов для прогнозирования сбыта продукции и рынков позволяет:
дать количественную характеристику связям между отдельными элементами и
факторами окружающей среды и оценить их на состояние и динамику рынка;
осуществлять альтернативный анализ полученных результатов прогнозирования.
При
осуществлении экономических прогнозов довольно часто используются методы
экспертных оценок (например, метод Дельфи). Сущность метода состоит в том, что
прогнозные оценки определяются на основе заключений экспертов, которым
поручается аргументированное обоснование своей точки зрения о состоянии и
развитии того или иного рынка или другой проблемы.
Таблица
14. Эффективность применения различных методов прогнозирования
Показатели
Методы прогнозирования
Похожие работы на - Методы прогнозирования в маркетинговой деятельности
|