Власть как социальное явление

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,84 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Власть как социальное явление

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................ 4

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ.......................................................................... 6

1.1 Сущностная характеристика власти ................................................................. 6

1.2 Основные виды власти и их функции................................................................ 8

2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ................................................ 12

2.1  Сущность политической власти и ее виды...................................................... 12

2.2  Структура и ресурсы государственной власти.............................................. 14

2.3  Разновидности государственной власти.......................................................... 19

3 НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАСТИ И ЕЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ....................................... 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................... 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................................. 35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Самое простое определение власти характеризует ее как возможность навязать другим людям свою волю и повлиять на их поведение. На основании этого определения с уверенностью можно сказать, что каждый человек в своей жизни обязательно сталкивался с властью. Возможно, это было государственное предписание, может национальные традиции или воля родителей. Власть многолика и всеобъемлюща. Она охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. В связи с этим, изучение природы власти, ее историческую трансформацию и назначение в современном обществе представляется важным и актуальным.

В российском обществе проблема власти занимала особое место, т.к. в силу исторических традиций в сознании русских людей она вызывала особое уважение и преклонение перед ней. В условиях трансформации российского государства и общества в целом отношение к власти начало меняться. Именно этим можно объяснить тот всплеск интереса к этой проблеме в научной литературе и СМИ.

Проблеме власти как общесоциального явления и власти политической посвящено огромное число научной и публицистической литературы. В философской и политологической литературе власть определяется как социальное средоточие командования, как способность организовать поведение классов и как общественное отношение команды – подчинения. [26, c. 85-95]

В юридической литературе проводится четкое различие между понятием государственной власти и формами политического влияния, ставящими перед собой цель создания видимости «всеобщего участия» в политической жизни. В отдельных трудах власть рассматривается как способ интеграции всех средств принуждения, которыми обладает конкретная социальная группа.

Спорным остается вопрос о природе политической власти и ее связи с классовыми и иными интересами. Некоторые авторы приравнивают власть к господству, другие оспаривают этот факт. Многие ученые особое внимание уделяют проблеме отношения политики к власти, и нередко  эти понятия отождествляются.

Целью курсовой работы является изучение власти как социальное явление . Необходимость власти и ее место в обществе.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие власти и раскрыть ее сущностное содержание;

2) выявить основные виды власти и их функции;

3) исследовать сущность и основания политической власти, как одного из универсальных видов власти;

4) изучить структуры и ресурсы политической власти;

5) раскрыть назначение власти в современном обществе на примере политической власти.

Объектом исследования данной работы – власть как общесоциальное явление, т.е. во всех видах ее проявления.

Предметом исследования – виды, сущность, структура, ресурсы и назначение власти.

Источники по данной теме многочисленны и разнообразны. К первой группе можно отнести труды видных политиков и мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, В.И. Ленина, М. Вебера и др.). Большую ценность представляют сочинения по проблемам власти современных зарубежных политологов и философов. Среди них можно назвать труды Ф.А. Хайека, Э. Тоффлера и др.

Литература по данной теме обширная. Существует целый ряд научных исследований, освещающих те или иные аспекты власти. В своей статье И.И. Кравченко затрагивает общие проблемы власти и общества. [13, c. 55-65] Большое внимание природе и формам власти и концептуальному анализу этого феномена уделил современный исследователь В.Г. Ледяев. [17, с. 109-126] Проблемы общественной власти затрагиваются в статье Б.М. Макарова.[24, с. 43-52]

Важную группу составила учебная и научная литература по политологии, а также комментарии и исследования в области кратологии, теории государства и права, политического пиара.

Практическая значимость данного исследования определяется местом власти, которое занимает центральное место в жизни общества и каждого человека. Без власти человек и общество не могут существовать.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ

 

1.1 Сущностная характеристика власти

 

Власть свойственна любой организованной и относительно устойчивой общности людей. Следовательно, она существовала на всех этапах развития человеческого общества. Следует отметить, что общество является сложной системой, нуждающейся в управлении и в упорядочении отношений, поддержании работоспособности ее членов. Все это достигается с помощью власти. Власть присуща классовому и бесклассовому обществу. Из этого следует, что оно – явление социальное.

Власть всегда существует и функционирует исключительно в рамках общественных отношений и только в виде отношений между людьми или их общностями.

В свою очередь власть реализуется в форме не простых общественных отношений, а именно в виде властеотношений между двумя сторонами. Один из субъектов отношений является властвующим, а другой – подвластным, т.е. они выступают субъектом и объектом властеотношения.[15, с. 123]

Другим важным признаком власти является то, что ее воплощение осуществляется исключительно через определенные учреждения и институты. Без этих органов власть не может реализовать свои функции.

Неотъемлемым признаком власти являются социальные нормы, представляющие собой как специально оформленную волю властвующей стороны в виде императивных указаний. Этот признак – обязательное условие и главное средство осуществления социальной власти, выступающей в этом случае регулятором общественных отношений.

Кроме того, власть представляет собой интеллектуально-волевой процесс, т.к. и проявление власти, и подчинение ей обязательно должны быть осознанны.

В современной научной литературе до сих пор не выработалось единого понимания власти, что объясняет сложность данного явления. В научной литературе существуют два подхода к определению власти. Согласно поведенческому подходу власть рассматривается как сущность, субстанция или вещь. Сторонники социологического подхода трактуют власть как отношения субъекта и объекта. Исходя из этих подходов сложились многочисленные концепции определения власти.

Самая ранняя концепция объясняет власть с точки зрения теологии. Согласно А.Аврелию всякая власть от бога и все носители власти – наместники бога. Из этого вытекает необходимость беспрекословного подчинения власти, в первую очередь, государственной.

Сторонники антропологической концепции источник власти находят в двойственной природе человека. С одной стороны, человек стремится к автономии и свободе, и в то же время он не может существовать без социальной среды. По мнению Ф. Ницше, власть является механизмом обуздания агрессивной человеческой природы, заложенной еще в инстинктах. [30, с. 10-11]

Антропологический подход близок к психологической концепции власти, объясняющей природу самой власти взаимодействием стремлений к власти одних групп и готовности к подчинению других групп общества. Так, 3. Фрейд отмечал, что в психике человека есть структуры, заставляющие его делать выбор между рабством и свободой ради личной защиты и успокоения.

Концепция бихевиоризма оценивает власть с точки зрения поведенческого подхода. В ней власть рассматривается как отношение между двумя партнерами или реальными индивидами, где один оказывает определяющее влияние на другого и осуществляет контроль над его действиями. Сторонники этой теории сосредоточили свое внимание на мотивах поведения в процессе борьбы за власть. Согласно их трактовке, изначальные импульсы к власти – стремление к власти (воля) и способность властвовать заложены в природе отдельных личностей. Для большинства борьба за власть есть способ самоутверждения. В условиях рыночных отношений власть становится товаром, и борьба за власть становится постоянным явлением. В частности, М.Вебер основную сущность власти видит в стремлении участвовать во власти и распределении власти. При этом власть возникает из-за неравных отношений между субъектами. [5, с. 69]

Сторонники системной трактовки исходит из оценки, что власть есть средство социального общения, с помощью которого можно регулировать групповые конфликты и осуществлять интеграцию общества. В этом случае власть оценивается как функция системы, которая способна мобилизовать ресурсы общества для достижения общих целей.

Кроме этого, существует структурно-функциональная концепция власти. Согласно ей власть является свойством социальной организации и самоорганизации человеческой общности. Сторонники концепции конкурентных интересов исходят из того, что люди не думают об интересах других людей и изначально в конкурентной борьбе не могут быть равны. Все это не дает достичь согласия без вмешательства власти.

С точки зрения сторонников гносеологической концепции понятие власти рассматривается как целенаправленный способ переработки знания. Власти присущи знание и твердая воля, что придает ей осмотрительность, предсказуемость и активность.

На данный момент ни одна из названных концепций власти не может быть признана универсальной. Большая часть исследователей рассматривает власть как способность одного субъекта общества (авторитета) – будь это индивид, коллектив или организация подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю преследуя свои собственные интересы или интересы третьих лиц.

Таким образом, неотъемлемой частью власти является принуждение. Принуждение в общественной власти приобретает различные содержание и форму в соответствии с исторической обстановкой и характером установившейся власти. Власть как результат разносторонних устойчивых связей между людьми является объективно необходимым условием участия членов общества в производстве и воспроизводстве жизни.

Исходя из этого, понятие власти как общесоциологической категории может заключаться в следующем: власть – это соответствующая характеру и уровню общественной жизни средство функционирования любой социальной общности, имеющее форму подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей или господствующей в данном сообществе воле.

1.2. Основные виды власти и их функции

Властные отношения охватывают все сферы жизнедеятельности человека и общества. Существуют различные классификации власти.

По масштабу охвата можно выделить социальную власть, возникающую в отношениях между большими социальными группами, и межличностную, регулирующую отношения между супругами, друзьями, родителями и детьми. Кроме этого, по социальному уровню выделяют следующие виды власти: 1) в масштабе всего общества; 2) внутри коллектива и 3) в отношениях между отдельными индивидами. [28, с. 142]

Социальную (общественную) власть подразделяют на политическую и неполитическую. По мотивам и источникам выделяют еще несколько подвидов неполитической власти: патриархальная власть (власть рода (племени, общины)), власть различных общественных объединений, экономическая, родительская и церковная власть. [28, с. 144] Каждая разновидность общественной власти наряду с присущими ей общими чертами, обладает специфическими особенностями, и находится в тесной взаимосвязи с остальными видами.

В зависимости от сферы распространения выделяют административно-принудительный, экономический и духовно-информационный виды социальной власти. [35, с. 109-116]

Административно-принудительная власть очень близка по своей сути к политической власти. Но она ограничивает свое сферу узкими рамками. А именно такая форма власти опирается исключительно на силовые ресурсы и возникает при установлении контроля над людьми путем применения или угрозы применения физической силы.

Экономическая форма властных отношений возникает из-за необходимости установления контроля над материальными и нематериальными ресурсами, имеющими стоимостное выражение, и собственность на материальные ценности. Важной особенностью в рыночной экономике является плюрализм субъектов власти.

Важными составляющими социальной власти являются духовно-информационная, которая в свою очередь, может быть подразделена на культурную, религиозную и власть СМИ.

Власть СМИ американский политолог Э. Тоффлер характеризует как разновидность власти, которая позволяет добиться поставленных целей при минимальных затратах ресурсов власти и может превратить противников в союзников. [43, с. 121-130] Современные СМИ, оказывая влияние на массовое сознание выполняют как подрывную, так и созидательную функции. Особое значение приобретают электронные СМИ – Интернет и телевидение. С одной стороны они повышают степень информированности населения, дают больше возможности участвовать в политической жизни и тем самым обеспечивают свободу выбора. При этом в результате слияния крупнейших медиа компаний они получают экономическую власть и возможность оказывать влияние на политическую власть. Но в то же время, став причиной бурного роста экономики, электронные СМИ стали потенциально опасными для системы власти. Сегодня один журналист может заменить огромный штат партийных агитаторов. Опасность современные СМИ представляют и для самого общества в целом и для отдельного индивида в частности. [42, с. 423]

Что касается религиозной власти, то она на протяжении всей истории активно взаимодействовала с политической властью, находясь в содействии и конфронтации. Известны модели сакрализации власти в политических объединениях. На примере истории России можно назвать доктрину «Москва – третий Рим». В этом случае духовное лицо – патриарх Московский и светский руководитель – великий князь Московский – одновременно претендовали на титул и функции наместника Христа.

Большое значение для изучения природы религиозной власти представляют труды известного социолога религии М. Вебера. Он выделил три типа господства – харизматический, традиционный и рациональный. В данном случае харизматическая власть основана на вере в обладание определенным лицом харизматическими, т.е. внеповседневными качествами. К ним можно отнести колдунов, пророков, предводителей на охоте, в походах за военной добычей, вождей и отдельных глав партий. [5, с. 68] В свою очередь, традиционная власть основана на установке на повседневно привычное и вере в него как в неоспоримую норму поведения. Отличительной особенностью этого вида власти М. Вебер называет то, что носитель этой власти обладает ею не в силу чисто личных, а за счет приобретенных или унаследованных качеств или же по факту легитимации актом избрания. [5, с. 69]

В случае религиозной власти мотивом, несомненно, выступает авторитет. Ресурсами церкви выступают мораль, совесть, нравственность и этика. В России религиозная власть находится в симбиозе с государственной. Пытаясь заручиться моральным авторитетом Русской православной церкви политическая элита повсеместно распространила практику благословления политических лидеров и политических акций, освящаются новые объекты и т.д. [37]

Таким образом, власть как общественное явление имеет множество видов. Классификация власти производится по масштабу охвата, по социальному уровню, по мотивам и источникам власти, по сфере распространения.

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ

 

 

2.1  Сущность политической власти и ее виды

 

 

Довольно часто в научной литературе «политическая власть» отождествляется с «властью» в целом. Это связано с тем, что сфера воздействия политической власти обширна. Политическая власть находиться в тесной взаимосвязи с остальными видами социальной власти. Она внедряется и в экономическую, и в духовную, и даже в семейную сферу. [17, с. 328-329] Следовательно, все виды социальной власти могут применяться политической властью. Но в тоже время нельзя отождествлять все виды социальной власти с политической властью. Так, например, властные отношения между учителем и учеником не следует рассматривать как политические. Особенность политической власти заключается в том, что она, в отличие от межличностных отношений, возникает в отношениях между большими социальными группами, государствами и т.д.

В преобладающих трудах по политологии и социальной философии политической власть признается та, которая является средством решения политических задач, т.е. средством осуществления защиты интересов значительных социальных групп. Исходя из этого, выделяются следующие разновидности политической власти: власть одной социальной группы над другой, государственная власть, власть партий и других политических организаций и движений, власть политических лидеров. [34, с. 134]

По характеру взаимодействие власти и общества И. Кравченко выделяет четыре уровня политической власти с соответствующими им масштабами и объемами прерогатив, средствами, характером и свойствами субъектов власти, а также объектами и отношениями между ними, причем эти уровни расположены в политическом пространстве не изолированно друг от друга. На микроуровне – малые группы, их политическое воздействие и отношения между ними. На мегауровне распространяются центры микровласти и микропроцессуальных отношений вовне. [13, с. 55]

Нередко политическая власть отождествляется с государством, вернее отношениями в государственных институтах. В этом случае за пределы политической власти выходит целый ряд социальных отношений. Например, власть харизматического лидера, отношения в партийных организациях и т.д. [16, с. 331]

Особенность политической власти состоит в способности индивидов, групп и их организаций в реализации своих интересов и их воли с помощью средств политико-государственного управления и контроля. На основании того политическую власть можно подразделить на государственную и общественную. Носителями последней являются партийные организации, общественные движения и СМИ.

Политическая власть подразумевает обязательную организационную процедуру для выражения интересов общностей, т.е. институциональную оформленность. Это может быть достигнуто через политические партии, государство и т.д. Важной составляющей является идеология.

Политическая власть универсальна и может использовать самые разнообразные ресурсы. Она сочетает открытые и теневые центры, функционирующие скрытно за пределами сферы общественного контроля.

Важным признаком политической власти является иерархичность отношений и моноцентричность, что означает присутствие единого центра принятия решений. Помимо этого, субъекты власти могут делегировать свои полномочия друг другу. Например, центральная власть передает часть полномочий органам местной власти.

Выделяют два вида осуществления политической власти: открытая, латентная и потенциальная. В первом случае субъект власти воздействует на объект и добивается подчинения. При латентной форме осуществления власти объект действует в соответствии с желаниями субъекта, предвидя его реакцию, хотя сам субъект не совершает по отношению к объекту никаких действий. При потенциальной форме субъект, обладая правами на осуществление власти, не исполняет свои полномочия. В этом случае можно говорить о неэффективности и кризисе власти.

По способу организации власти можно выделить демократическую и недемократическую власть. По источнику происхождения власти социолог М. Вебер выделяет три вида власти: 1) традиционную, опирающуюся на устоявшиеся и маломеняющиеся в данном обществе ритуалы и традиции, 2) легальную – опирающуюся на закон и другие нормы права, четко регламентирующие осуществление власти и 3) харизматическую, реализующуюся за счет особого авторитета руководителя и вере его последователей в особые способности руководителя. [5, с. 68]

Довольно часто говорят о легальной и легитимной власти. Легальной является власть, возникшая и функционирующая на законном основании. Полномочия этой власти четко ограничены законом, сама власть строго действует в рамках закона. В отличие от нее легитимная власть, это та власть, которая была признана населением страны, т.е. оно основано на доверии населения. Таким образом, власть может быть легальной, но не легитимной. Легальность власти является юридической характеристикой, а легитимность – нравственной оценкой.

В целом, специфика политической власти связана со способностью отдельных людей, их групп или организаций реализовать свои интересы и свою волю через средства политико-государственного управления и контроля. Политическая власть делится на государственную и общественную.

 

2.2 Структура и ресурсы государственной власти

 

Понятие «политическая власть», прежде всего, означает государственную власть вообще. Власть выступает как главное орудие государственного управления.

Государственная власть как разновидность социальной власти обладает всеми ее признаками, но в то же время имеет свои особенности. Так она реализуется исключительно через государство и его органы. В отличие от политической власти государственная власть имеет особый аппарат принуждения, охватывающий всех людей, проживающих на территории данного государства в пределах его границ. Таким образом, государственная власть, как  и политическая универсальна и распространяется на всю территорию страны и все ее население.

Государственная власть, как и любая другая социальная власть, в т.ч. и политическая, публична, т.е. имеет общественный характер.

Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством и единством внутри страны и независима от внешних сил. Верховенство государственной власти обеспечивается тем, что выше ее в стране нет другой власти и все должны подчиняться власти государства.

Государственная власть полновластна и самостоятельна. Она обладает исключительным правом издавать законы и другие общеобязательные акты юридического характера. Власть государства определяется силой закона, что дает ей право делать свои веления обязательными для всех, в т.ч. и для самой себя. Этим государство связывает свою волю с нормами права.

Государственная власть представляет собой сложную систему, состоящую из многих компонентов. В политологии принято выделять следующие элементы: 1) субъект власти, 2) объект власти, 3) содержание властной деятельности (властеотношение), 4) средства, способы, приемы осуществления государственной власти и 5) ресурсы власти. [34, с. 87]

В качестве субъекта государственной власти могут выступать отдельные личности – политические лидеры, группы людей – политическая элита, политические организации и т. д. Профессор А.Ф. Черданцев в своем учебнике по «Теории государства и права» к субъектам государственной власти относит государство, его органы и должностные лица. [47, с. 87] Главным признаком субъекта является непосредственное обладание государственной властью, его активное, направляющее начало. Субъект власти предписывает варианты поведения или действий, тем самым подчиняя своей власти объект. При отсутствии такого подчинения, нет и власти.

Подчинение и руководство присущи человеческому обществу. Природа подчинения достаточно сложная и основывается на разных мотивах. Ими могут быть сила, привычка, интерес, убеждения, авторитет и др. Чаще всего сила власти основывается на страхе перед угрозой санкций. Правда этот мотив недолговечен, т.к. постепенно он ослабевает. Относительной стабильностью отличается привычка повиноваться, но и она действует до тех пор, пока не вступает в противоречие с жизнью. Постепенно граждане замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения. Интерес в качестве мотива подчинения является наиболее стабильным. Личная заинтересованность побуждает граждан к добровольному выполнению распоряжений государственной власти и лишает необходимости применения карательных санкций. Такой мотив подчинения государственной власти как убеждение с соблюдением определенных ценностных ориентаций выступает при более высоких целях, чем индивидуальный интерес. Такими целями могут выступать общенациональные, патриотические, нравственные и религиозные, цели. Следует отметить, что авторитет государственной власти складывается на базе общей заинтересованности субъекта и объекта власти, а также на способностях и таланте носителей власти.

В качестве объекта государственной власти традиционно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, группы, классы, общности, и общество в целом. В демократическом обществе объект и субъект государственной власти обычно совпадают, в недемократическом – противопоставляются.

Центральным элементом структуры государственной власти является содержание властеотношений. Именно в рамках этих отношений властвующий навязывает свою волю подчиненным, направляя их действия и поведение в нужное русло, т.е. осуществляет руководство объектом власти. Властные отношения возникают для осуществления определенных потребностей общества и решения стоящих перед ним задач.

Средства, методы, способы осуществления государственной власти определяется интересами и волевой позицией сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, властеотношения осуществляются беспрепятственно и без принуждения. Это характерно для демократического общества. В случае расхождения используются самые различные методы – от достижения компромисса до принуждения.

Совокупность условий и факторов, обеспечивающих осуществление государственной власти, называют ресурсами государственной власти. В научной литературе встречается несколько классификаций.

Согласно одной из них, ресурсы подразделяют на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным можно отнести материальные и другие социальные блага, необходимые в повседневной жизни людей. Принудительными ресурсами являются меры государственно-властного, карательного характера. Они используются тогда, когда утилитарные средства не срабатывают. Нормативные ресурсы подразумевают различные средства воздействия на внутренний мир и ценностные ориентации в поведении человека, а также регулирование отношений в обществе. С помощью нормативных ресурсов власть должна убедить подвластных в общности интересов и добиться одобрения действий субъекта власти.

Часто применяется классификация ресурсов власти по важнейшим сферам жизнедеятельности общества. По этому критерию выделяют экономические (материальные) ресурсы, социальные, идеологические, силовые и культурно-информационные. [47, с. 87]

К экономическими или материальным ресурсам относят материальные ценности, относящиеся к сфере общественного и личного потребления и производства. Это может быть государственная казна, техника, земельные ресурсы, полезные ископаемые и др., которые составляют экономическую базу государственной власти. С помощью экономических ресурсов государственная власть может добиться порядка и устойчивости в экономике, обеспечить неприкосновенность различных форм собственности. Кроме этого, экономические ресурсы дают возможность осуществления экономического контроля в стране со стороны государственной власти. Ф.Хайек, считает, что экономический контроль есть контроль над средствами достижения всех наших целей. [44, с. 218]

Социальные ресурсы составляют социальную основу государственной власти, которая призвана разрешать социальные конфликты, организовывать и гармонизировать межклассовые, межгрупповые и межличностные отношения. Для реализации этих задач государственная власть должна добиться доверия и поддержки населения. Также государственная власть распределяет население по социальной лестнице через установление различных статусов, привилегий и др.

К культурно-информационным ресурсам относятся знания, информация, и средства их получения и распространения. С их помощью этих ресурсов государственная власть воздействует на людей. Большую роль играют исторические и, национально-культурные традиции. Государственная власть, опирающаяся на традиции, заметно укрепляет свое положение в обществе. Не случайно как в прошлом, так и сегодня государства особое внимание уделяет историческим, национальным и социально-культурным корням.

Идеология занимает особое место среди ресурсов государственной власти. Дело в том, что государственная власть объективно нуждается в системе идей, подкрепляющих интересы властвующих. С помощью идеологии власть может оправдывать свои цели и способы их достижения, а также приобрести определенный авторитет у населения. Особенно велика роль идеологии в диктаторских режимах.

К силовым ресурсам относятся армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура и другие правоохранительные органы, призванные обеспечивать контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы его применения.

Кроме этого можно назвать информационные ресурсы. К ним относятся знания, информация и все средства их получения. Обладание этими ресурсами в современном обществе весьма важно, т.к. они позволяют повысить эффективность власти без лишних затрат.

Немаловажную роль играют демографические ресурсы. Численность населения в целом, а также населения репродуктивного возраста имеют большое значение, как для экономики, так и для безопасности и социальной стабильности в стране.

Эффективность государственной власти зависит от обладания ею всеми перечисленными ресурсами. Только в этом случае она будет способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного из ресурсов сказывается на качестве государственной власти и часто делает ее нежизнеспособной.

Государственная власть как разновидность социальной власти обладает всеми ее признаками, но она реализуется исключительно через государство и его органы. Она представляет собой сложную систему, состоящую из многих компонентов: субъекта, объекта, властеотношения, средства, способы, приемы и ресурсы власти. [34, с. 87] Субъектом государственной власти являются отдельные личности – политические лидеры, группы людей – политическая элита, политические организации и т. д.. Объектом – индивиды, их объединения, социальные слои, группы, классы, общности, и общество в целом. В демократическом обществе объект и субъект государственной власти обычно совпадают, в недемократическом – противопоставляются. Эффективность государственной власти зависит от обладания совокупностью экономических (материальных), социальных, идеологических, силовых и культурно-информационных условий и факторов, обеспечивающих осуществление власти.

 

2.3. Разновидности государственной власти

 

Государственная власть, будучи единой по своей социальной сущности, источнику и суверенному характеру, имеет различные виды исходя от типа общества, в котором она функционирует, а также от способов и пределов своего существования. Так, единство государственной власти невозможно без определенных форм ее выражения и внутренней структуры. В зависимости от структурного и функционального назначения принципов рациональной организации власти выделяются отдельные виды и ветви государственной власти с особыми полномочиями, действующие самостоятельно в пределах собственной компетенции.

Разновидности государственной власти выделяются по следующим критериям: по способу властвования социальных сил в обществе, по полномочиям органов государства, по территориальным рамкам их деятельности. [28, с. 267]

Первый критерий выделяет типы обществ по господству социальной группы в зависимости от исторического типа общества. В данном случае можно выделить тоталитарную, авторитарную и демократическую государственную власть.

В классическом варианте государственная власть является олицетворением диктатуры господствующего класса и обеспечивает организованное насилие для подавления другого. Тоталитарная государственная власть, как крайняя форма авторитарной власти, возникает при отсутствии демократических форм ее реализации и установлении личной и бесконтрольной власти диктатора на все сферы общественной жизни. Такая власть вмешивается даже в сферу личной жизни и устраняет институты гражданского общества. Таким образом, тоталитарное государство характеризуется всеохватывающей, все контролирующей и всепроникающей властью. Государства с таким политическим режимом возникли в XX в. К ним можно отнести фашистские государства, социалистические государства эпохи культа личности.

Особенностью тоталитарной власти является господство одной официальной идеологии, выработанной и внедренной или общественно-политическим движением, или политической партией, или правящей элитой, или политическим лидером, часто обладающим харизмой.

В таком государстве допускает только одна правящую партию, а все другие запрещаются и уничтожаются. Правящая партия объявляет себя ведущей силой общества, ее решения становятся священной догмой. Все конкурирующие идеи о переустройстве общественной жизни признаются антинародными и направленными на подрыв устоев общества. В результате захвата правящей партией государственного управления происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. Массовым явлением становится одновременное замещение партийной и государственной должности. В условиях монополии на господствующую идеологию и информацию в целом власть занимается демагогией, возвышая и восхваляя выдающиеся достижения правящей партии.

Тоталитарный режим власти устанавливает полный контроль над всеми сферами жизни общества. В экономической сфере наблюдается огосударствление, ограничивается предприимчивость индивидуума. В политической сфере ограничиваются права и свободы личности. В обществе часто отсутствует механизм их реализации и пользования ими. Идеологическая, политическая и правовая жизнь общества охватываются демагогией и догматизмом.

По субъективному признаку выделяют следующие виды тоталитарного режима власти – монархия и автократия, именуемая также авторитарным режимом. [34, с. 154]

При авторитарной системе власть сосредоточена в руках конкретного «автора», чьи личные качества позволяют ему распоряжаться подчиненными ему соратниками и гражданами государства. Такая власть, как тоталитарная, не сдерживается конституционными нормами и ограничениями.

Одним из важных составляющих авторитаризма является сильная исполнительная власть. Этот режим может быть основан на праве и иных моральных установках, но население не участвует в управлении. Власть не формируется и не контролируется гражданами. Формально существующие представительные органы никакой роли в жизни общества не играют: парламент утверждает решения, принятые правящей элитой во главе с вождем. Реальная власть, таким образом, сосредоточена в руках правящей элиты, чьи привилегии и льготы не ограничены законом. В этой среде выделяется еще более узкий круг высших должностных лиц осуществляющих политическое руководство.

Известны случаи сосредоточения власти в руках такого круга в результате военного или государственного переворота. Этот режим получил название клики или хунты. Лидер этой клики – сильная харизматическая личность – сосредоточил в своих руках значительную власть, но он не принимает решения единолично, а совещается со своей командой. Иногда авторитарные режимы в несколько «мягкой форме» возникают в период реформ для укрепления государства, сохранения его целостности и единства, противопоставления сепаратизму. В этом случае авторитарная власть не противостоит антидемократической сущности государства. Сильная централизованная власть является единственным спасением перед распадом и анархией, функционирует в переходный период к гражданскому обществу.

В авторитарном государстве система управление сильно централизована. Довольно часто решения центральной власти принимаются без учета экономических, географических, национальных, религиозных бытовых, и других особенностей страны, и их исполнение осуществляется принудительно. В связи с чем, авторитарное государство не может осуществлять свою власть без сильного полицейского и военного аппарата. Судебная система является вспомогательным элементом, т.к. чаще используются внесудебные методы принуждения.

Формально в политической жизни участвуют несколько партий, строго придерживающиеся генеральной линии правящей партией. Оппозиция при авторитарном режиме не допустима, жестко пресекается и наказывается, как законными, так и незаконными методами. Граждане не имеют возможности пользоваться своими конституционными правами и свободами, которые формально провозглашаются в условиях отсутствия механизма их реализации и гарантий. Кроме того, граждане лишены гарантий собственной безопасности, т.к. власть часто применяет принуждение. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью. Власть спекулирует сознанием народа, и пользуясь своим доверием культивирует фанатизм в массах по отношению к себе.

Другой тип властных отношений, при которых осуществляется произвольное, бесконтрольное правление большинства, получил название охлократии или народного самодержавия, народного абсолютизма (С. Франк), плебисцитарной диктатуры (Ф. А. фон Хайек), «деспотизмом толпы, безгранично властвующей не только в области общественных отношений, но и над всей частной жизнью человека...». [49, с. 21]

Правда, охлократия, как «власть толпы», не может существовать длительное время, т.к. без отсутствия хотя бы минимальной организации любое государство рушится. В реальности охлократия сочетается с авторитаризмом или олигархией. Она возникает при власти харизматического лидера, получившего абсолютную поддержку большинства. Этот факт очень ярко охарактеризовал Н. Макиавелли: «народ возвышает кого-либо одного, чтобы в его власти обрести для себя защиту». [25, с. 29]

Диктатор, получивший неограниченное доверие, вынужден поддерживать его всеми средствами. В связи с чем, в обществе утверждается принцип: благо народа есть высший закон. Все решения диктатора расцениваются как осуществление давних надежд и чаяний народа, а проводимая им политика преследует исключительно благополучие нации, укрепление мощи государства, и борьбу с внутренними и внешними врагами. К реализации политических мероприятий, а именно к насилию привлекаются широкие массы. Ярким свидетельством этого являются действия большевиков после октябрьской революции 1917 г. Так, В. И. Ленин писал, задача партии заключается в разработке формы насилия, «которые бы рассчитывали на непосредственное участие массы и обеспечивали бы это участие». [21, с. 386]

Примеров сочетания охлократии с авторитарным режимом немало. В качестве примера можно привести цезаризм, бонапартизм, правление Гитлера, Сталина, Мао Цзе-Дуна, Ф. Кастро.

Особая форма власти – тирания, основанная на единоличном правлении. В отличие от деспотии она обычно устанавливается путем насильственного захвата власти или смещением законной власти с помощью государственного переворота. Тирания как авторитарный режим не опирается на правовые и нравственные начала, опирается на произвол, терроре и даже геноцид.

Надо отметить, что понятие «тирания» содержит эмоциональную и политико-правовую оценку. Говоря о тирании как политическом режиме, имеют в виду, прежде всего, жестокие способы управления. С этой точки зрения она действительно является жестокой. Подавляя любое сопротивление уже в зародыше, тиранический режим применяет массовые казни, и не только явное неповиновение, а часто и за намерение. Превентивное принуждение широко используется захватчиками с целью посеять страх среди населения. Захват территории и населения другой страны сопровождается не только с физическим и моральным насилием над гражданами, но даже и над их обычаями. Подобные режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в ряде средневековых городов-государств.

Тирания, также как и деспотия, опирается на произвол. При деспотии он обрушивается преимущественно на высших должностных лиц, а при тирании – на каждого человека. Законы в такой стране не действуют, т.к. тираническая власть чаще всего не стремится их создавать. Деспотический режим присущ монархической форме правления, а именно абсолютной монархии. Здесь власть осуществляется исключительно одним лицом – деспотом.

Деспотические формы правления возникли в древности, характеризовались крайним произволом в управлении, а сама власть находилась в руках болезненных властолюбивых деспотов. Подданные находились в полном бесправии, отсутствовали всякие правовые и моральные начала в управлении. Деспотический режим осуществления власти получил распространение во многих государствах «азиатского способа производства», существовала общественная и государственная собственность, принуждение к труду, жесткая регламентация труда и распределение его результатов, велись масштабные завоевательные войны. В таких государствах господствовала жесткая репрессивная налоговая политика. Деспотический режим жестоко подавляет любую самостоятельность и недовольство подвластных. Санкции применяются самые суровые, и они не всегда соответствовали содеянному, а назначались произвольно. Жесткое подавление имело частое хождение.

Существует еще одна разновидность политического режима – теократия, в дословном переводе означающая «божественное правление», власть Бога.

Для клерикала и верующего человека религия воплощает собой истину и справедливость. Любой истинно верующий человек у власти постарается закрепить в государстве религиозные нормы и ценности властью. Известны попытки изобретения теократического государства, в котором все живут счастливо и справедливо под властью Бога. Но опыт мировой государственно-правовой практики неосуществимость такого режима. Свобода совести и нравственного выбора плохо сочетаются с политическим господством религии. В связи с чем, все существующие модели теократии являются тоталитарными и неприемлемыми для общества, основанного на принципах личной свободы.

В научной литературе иногда встречаются неточные определения теократии. Например, в Советском энциклопедическом словаре теократия определяется как «форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой». [39, с. 1329] Исходя из содержания такого к теократическим государствам можно причислить Великобританию, в которой монарх имеет титул главы англиканской церкви. В реальности понятие теократии гораздо сложнее.

Теократия – это такой режим, где политическая власть реально сосредоточена в руках духовных лидеров и Бога, а в качестве регулятора общественных, в т.ч. политических, отношений выступают предписания религиозного происхождения, каноны.

Альтернативой вышеперечисленным формам тоталитарных и авторитарных режимов является демократическая государственная власть, где единым и единственным носителем всей власти является народ. Именно народ должен быть суверенным обладателем государственной власти.

Демократический режим имеет также множество форм. Наиболее важной является представительная демократия, являющаяся связующим звеном между народом и профессиональным государственным аппаратом, исполняющим оперативную властную деятельность. Проявлением подлинного народовластия являются выборы представительных органов. Именно этот механизм политической власти позволяет выражать интересы народа и составляет институт народного представительства в нашей стране. [34, с. 158]

Система представительной демократии отражает волю народа, воплощенную в законе, и гарантирует населению его участие в решении вопросов местного значения. Таким образом, демократические формы народного суверенитета начинаются именно с представительной системы, а народный суверенитет влияет на характер народного представительства.

Важную роль в системе народовластия имеет непосредственная, прямая демократия. Она являет собой наиболее прямую форму выражения воли народа и не опосредована промежуточными формами в виде правотворчества. Непосредственная демократия дает возможность публично обсуждать вопросы государственной и общественной жизни и принимать решения путем прямого волеизъявления народа. Подобное волеизъявление, оформленное в виде акта, является окончательным и не нуждается в утверждении или отмене со стороны какого-либо государственного органа. Конституция страны закрепляет следующие институты прямой демократии в качестве высшей непосредственной формы выражения власти народа – референдум и свободные выборы. Но при всей их важности они не могут быть единственной формой воплощения народовластия. Большая часть сложнейших вопросов руководства государством и обществом, требующих немедленного решения, не может решаться непосредственно народом. Это нецелесообразно, неэкономно, и невозможно для воплощения.

Существуют разнообразные институты прямой демократии. В России, кроме указанных в Конституции РФ используются также обсуждения народом важнейших законопроектов и других вопросов государственной жизни, собрания граждан, митинги и демонстрации, деятельность общественных объединений, политических партий, сборы подписей, пикетирование и составление петиций, обращения в органы государства и общественные организации и т. д. Ряд из них (референдум, выборы) имеют императивный характер, т. е. такие решения получают высшую юридическую силу для государства и его органов. Другие (например, обсуждение проектов законов, решения собраний граждан, резолюции митингов и др.) являются консультативными, т. е. являются рекомендательными для государственных органов и иных субъектов. [34, с. 157]

Большую роль в реализации государственной власти народа играют органы государства, представляющие собой государственный аппарат, который работает на профессиональной основе и обеспечивает каждодневное управление делами государства и общества.

На примере Российской Федерации, в которой единоличным главой государства является президент, всенародно избираемый, можно выделить еще одну форму народовластия – президентскую демократию.

Главными принципами демократии, закрепленными в Конституции РФ, являются идеологический и политический плюрализм, многопартийность и многоформенность жизни общества. Это предполагает различие взглядов и представлений о путях развития общества, разные направления деятельности политических сил и их борьбу за власть в рамках закона. Все эти различия должны выявляться и реализоваться в процессе образования и деятельности политических партий и иных общественных объединений. Задачей последних, как участников политической власти, является содействие государству и его органам в управлении обществом. Все эти формы и институты составляют единую политическую систему общества, обеспечивающий конституционный механизм народовластия.

Таким образом, среди множества исторически сложившихся видов государственной власти наибольшей эффективностью отличается демократическая власть в форме представительной демократии.

3 НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАСТИ И ЕЕ МЕСТО В ОБЩЕСТВЕ

 

Политическая или государственная власть выполняет целый ряд функций. Большая часть из них связана обеспечением жизнедеятельности общества в целом. К важнейшим функциям государства и политической власти как государственной относятся следующие:

1) обеспечение господства отдельных социальных групп в обществе,

2) управление общественной жизнью людей, в т.ч. поддержание общественного порядка исходя из позиций интересов отдельных социальных групп,

3) поддержание целостности и единства общества,

4) руководство процессом выработки и принятия органами исполнительной власти важных для общества решений, организация субъектов по их осуществлению власти,

5) управление государством через непосредственную деятельность административного аппарата и правительственных органов власти,

6) организация, т.е. упорядочение и обеспечение взаимосвязи действий, отдельных людей, групп, учреждений и организаций;

7) контроль за соблюдением социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Эта функция позволяет власти иметь обратную связь, с помощью которой она может следить за последствиями своего управленческого воздействия;

8) легитимация власти.

Последняя функция имеет особо важное значение. Дело в том, государство в своей деятельности не может обойтись без насилия. Важно, чтобы применяемое им насилие было легитимным. Последнее определяется легитимностью самой власти. Так легитимация государственной власти должная в России должна отражать правильность, оправданность, целесообразность, законность государственной власти и ее соответствие установкам, ожиданиям личности, социальных и групп. [48, с. 6]

Нелегитимная государственная власть часто добивается своих целей путем неоправданного применения мер принуждения. При легитимной государственной власти больше возможностей управления с минимальными принудительными издержками и с большей свободой для саморегуляции общественных процессов.

Легитимность государственной власти должна оценивается по результатам деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, а именно по их способности находить решения в конкретных ситуациях.

В связи с этим нужно сказать о важном параметре оценки деятельности власти – о ее эффективности. Эффективность – это способность выполнять свои задачи и функции с наименьшими затратами и издержками за максимально короткий срок. Эффективность власти оценивается характером и полнотой осуществления властью своих функций. [50, с. 122-136]

В современной политологической литературе названы следующие критерии эффективности власти:

? достаточность оснований политической власти и оптимальность использования ее ресурсов;

? выработка общенационального согласия по вопросу о целях и путях развития общества;

? степень сплоченности и стабильности властвующей элиты;

? рациональность организации «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;

? наличие действенного и своевременного контроля власти за выполнением своих распоряжений;

? достаточное организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа распоряжений власти;

? действенная системы санкций при невыполнении распоряжений властных структур;

? наличие действенной системы самоконтроля власти, одним их важных показателей которой авторитет власти;

? адекватное выражение интересов тех социальных групп, которые являются опорой власти, вместе с соблюдением их с интересами общества как целого.

Власть как социальное явление выполняет весьма широкий круг функций. Эти функции политической власти в социальной системе возникают в процессе реализации потребности управления и регулирования общественных отношений.

Важнейшей функцией политической власти является сохранение социальной целостности путем выстраивания приоритетов, свойственных ценностям данной культуры, и жесткое следование им за счет реализации потребностей и интересов социальных групп, осуществляющих властные функции. Другая функция – регулирование социальных отношений, поддержание стабильности социального организма. Эти две функции тесно взаимосвязаны друг с другом. На основании этого французский политолог Ф. Бро утверждает, что любая политическая власть имеет своей задачей обеспечение порядка, контроль за напряженностью и сохранение статус-кво общества, реформирование или революционизирование этого общества. [4, с. 54] Другой французский политолог А. Турен особо подчеркивает, что накопление и концентрация национальных ресурсов является другой важнейшей функцией власти. По его оценке, политическая власть является средством от «спонтанности» потребления к «искусственности» накопления».

Прочность политической власти и ее авторитет зависит главным образом от степени успешного решения задач регулирования социальных отношений в обществе. Надо учесть, что политическая власть встроена в систему управления. В связи с этим, социальное управление – это есть целенаправленное воздействие всей политической системы на развитие общества. Оно включает два компонента: самоуправление –саморегулирующаяся система функционирующая без постороннего вмешательства и властное управление – редуцирующаяся система путем принуждения и подчинения. Что касается различий между управлением и властью надо отметить, что управление, использующее властный механизм, ориентируется на процесс, а власть – на конечный результат.

У каждой разновидности государственной власти свое особое назначение и цель, реализуемые через конкретные задачи, функции, структуры и конкретные должности. В теории эта позиция опирается на классические определения формы правления государства, структурно представляющее состав, порядок образования и распределения компетенции между высшими органами власти, как разновидностей государственной власти.

Государственная власть, оказывая практическое, деятельное воздействие на объект управления в полном объеме и именно в форме государственного управления, обращенного «вовнутрь» общества и народа, является управлением, а особый состав субъектов его управления (преимущественно это органы государства) делает его собственно государственным управлением. Итак, с научно-правовой точки зрения государственное управление это юридически оформленная деятельность по организации конкретного, системного взаимодействия всех ветвей государственной власти по осуществлению конкретных практических воздействий на объекты управления государственной власти в соответствии с ее социальным назначением. [10, с. 26-30]

Исходя из этого определения, взаимосвязь государственной власти и государственного управления может рассматриваться как система правовых отношений между различными ветвями государственной власти, с помощью которых осуществляется практическое, конкретное воздействие на различные сферы жизни общества и индивида, которые создают необходимые предпосылки для реализации принадлежащих им прав, свобод и исполнения правовых обязанностей с целью преемственного перевода всей общественной системы страны в состояние постоянного развития и осуществления.

Учитывая тот факт, что все элементы системы государственной власти находятся в тесной связи с государственным управлением, как формой ее конкретного проявления, государственное управление образуется как воплощение одной из разновидностей учредительной государственной власти и осуществляется в соответствии с нормами, закрепленными законодательной властью. Юридические тонкости, которые возникают в процессе реализации государственного управления, можно рассматривать и разрешать судебной властью. Эффективность всей системы государственного управления определяется главным образом состоянием контрольной власти.

В то же время государственное управление, находящееся в непосредственном соприкосновении с потребностями общества и его составных частей, активно воздействует на каждую из разновидностей государственной власти, выявляя тем самым нерешенные проблемы и задавая парадигмы их деятельности. Следовательно, в государственном управлении наряду с общим каналом практического воздействия государственной власти на характер развития общества проявляются особенности всех разновидностей государственной власти, а именно: система подвидов управления, нормотворчество с принятием законов, постановлений правительства, приказов, инструкций и т.д., исполнение законов и контроль за осуществлением властей.

Характер взаимодействия государственной власти и государственного управления определяют право, закон, нормативная юридическая система. При взаимодействии государственной власти и государственного управления право, закон и нормативная юридическая система играют особую роль, о которой в научной литературе специально не пишут. Это связано с тем, что причина этого явления заключается в устоявшемся представлении о равенстве права и закона, права и системы норм. В современной научной и учебной литературе по теории права и государства это отмечается, но применительно к изучаемой нами проблеме она не получила соответствующего выражения.

Итак, традиционный подход к проблеме соотношения государственной власти, права и государственного управления основан на уравнении права и закона. В этом случае, право рассматривается как системы юридических норм, являющихся государственным регулятором общественных отношений. Исходя из этого государственная власть создает право по своему усмотрению, используя его как одно из средств влияния на поведение людей. Таким образом, право превращается в своеобразный инструмент, обладатель которого может использовать в самых разных целях. Именно этим иногда оправдывают произвол со стороны государственной власти, отрицается тем самым значение права как критерия оценки эффективности государственной власти и государственного управления. [12, с. 12-23]

Согласно этой точке зрения государственное управление являет собой среднее звено между государственной властью и отдельными сферами жизни общества. Через систему государственного управления государственная власть, несущая в себе социальные качества, вновь возвращается к обществу и индивиду со своей продукцией и услугами в виде механизмов, обеспечивающих права и свободы человека, исполнение ими своих обязанностей. Надо отметить, что государственное управление не просто обеспечивает связь государственной власти с обществом и индивидом, но и выступает важным каналом обратной связи – от общества и индивида к органам государственной власти.

Таким образом, взаимодействие государственной власти и государственного управления определяются нормами права, и их реализация есть фактическая основа конечной цели организации и функционирования государственной власти и государственного управления. Эффективность взаимосвязи государственной власти и государственного управления во многом определяется соответствием закона праву, воплощением права в нормативной юридической системе данного государства.

Итак, социальное назначение власти и ее институтов заключается в том, что они должны обеспечивать организацию общества и общественных дел через управление важнейшими сферами общественной и государственной жизни, т.е. удовлетворять потребности людей, преодолевать конфликты и противоречия, укреплять порядок и стабильность в обществе и государстве.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Власть, прежде всего, рассматривается как отношения между людьми, а именно отношение между субъектом – носителем власти, и объектом – подвластным либо подвластными. Как общественное явление власть имеет множество видов. Классификация власти производится по масштабу охвата, по социальному уровню, по мотивам и источникам власти, по сфере распространения. В целом, власть делят на политическую и неполитическую, т.е. социальную. По сфере распространения выделяют административно-принудительный, экономический и духовно-информационный виды социальной власти

Особенность политической власти заключается в том, что реализуется через государственный институт. В то же время, находясь в тесной взаимосвязи с остальными видами социальной власти, политическая власть внедряется в экономическую, и в духовную, и даже в семейную сферы.

Разновидностей политической власти множество. Согласно первому подходу выделяют власть одной социальной группы над другой, государственную власть, власть партий и других политических организаций и движений, а также власть политических лидеров.

Особенность политической власти состоит в способности индивидов, групп и их организаций в реализации своих интересов и их воли с помощью средств политико-государственного управления и контроля. На основании этого политическую власть можно подразделить на государственную и общественную. Носителями последней являются партийные организации, общественные движения и СМИ.

Государственная власть как разновидность социальной власти обладает всеми ее признаками, но она реализуется исключительно через государство и его органы. Она представляет собой сложную систему, состоящую из многих компонентов: субъекта, объекта, властеотношения, средства, способы, приемы и ресурсы власти. Субъектом государственной власти являются отдельные личности – политические лидеры, группы людей – политическая элита, политические организации и т. д.. Объектом – индивиды, их объединения, социальные слои, группы, классы, общности, и общество в целом. В демократическом обществе объект и субъект государственной власти обычно совпадают, в недемократическом – противопоставляются. Эффективность государственной власти зависит от обладания совокупностью экономических (материальных), социальных, идеологических, силовых и культурно-информационных ресурсов, обеспечивающих осуществление власти. Кроме этого, показателем эффективности является легитимность власти. Только в этом случае она будет способна выполнить свое назначение и эффективно функционировать. Отсутствие легитимности или недостаточность хотя бы одного из ресурсов сказывается на качестве государственной власти и часто делает ее нежизнеспособной. В связи с этим, среди множества исторически сложившихся видов государственной власти и ее форм наибольшей эффективностью отличается демократическая власть в форме представительной демократии.

Социальное назначение власти и ее институтов заключается в том, что они должны обеспечивать организацию общества и общественных дел через управление важнейшими сферами общественной и государственной жизни, т.е. удовлетворять потребности людей, преодолевать конфликты и противоречия, укреплять порядок и стабильность в обществе и государстве.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014)

2 Бакулина Л. Т. Теория государства права. – Казань: ТИСБИ, 2008. – 283с.

3 Бобылев А.И. Государство, государственная власть, органы государственной власти в России: понятие, их соотношение // Право и государство: теория и практика. – 2008. – № 12. – С. 1-12.

4 Бро Ф. Политология. – М., 1992. – 86 с.

5 Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994. – 704 с.

6 Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2007. –608с.

7 Власть. Очерки современной политической философии Запада. – М.: Наука, 1989. – 325 с.

9 Денисов С. А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции //Государство и право. – 2009. – №3. – С.9-16.

10   Домашенков Н. Н. Управленческие функции государственных органов //Закон и право. – 2008. – № 7. – С. 26-30.

11   Карапетян Л.М., Голик Ю.В. Государственная власть и партии власти //Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 10. – С. 2-10.

12   Клепцова Т. Н. Лекции по теории государства и права //Основы государства и право. – 1998. – №3. – С.12-23.

13   Кравченко И.И. Власть и общество. // Власть: Очерки современной политической философии Запада. – М.: «Наука», 1989. – С.55-65.

14   Лазарев В. В. Общая теория права и государства. – М.: Юнити, 1999. – 214с.

15   Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: Спарк, 2000. – 511 с.

16   Ледяев В.Г. Власть: Концептуальный анализ //Полис. – 2000. – № 1. – С. 97-107.

17   Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 384 с.

18   Ледяев В.Г. Современные концепции власти: аналитический обзор // Социологический журнал. – 1996. – № 3-4. – С. 109-126.

19   Ледяев В.Г. Формы власти: Типологический анализ // Полис. – 2000. – № 2. – С. 6-18.

20   Ледяева О.М. Понятие власти // Власть многоликая /Отв. ред А.И. Уваров. – М.: Российское философское общество, 1992. – С. 4-29.

21   Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 31: Март - апрель 1917 / Ленин Владимир Ильич. – М.: Политиздат, 1974. – 671 с.

22   Лившиц Р. З. Современная теория права. – М.: Юрист, 2006. – 356с.

23   Любичанковский С. Миф о власти и власть мифа //Родина. – 2007. – № 1. – С. 11-15.

24   Макаров Б.М. Понятие общественной власти и ее системы //Вестник МГУ. – Сер. 12. Право. – 1971. – № 1. – С. 43-52.

25   Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990. – 80 с.

26   Мальцева А.В., Зайцева Е.А. Социология и философия власти: сопоставительный анализ двух способов тематизации власти // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – С. 85-95.

27   Манова Г. Н. Теория права и государства. – М.: Бек, 2006. – 324с.

28   Марченко М. Н. Теория государства и права. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2008. – 475с.

29   Монтескье Ш. О духе законов //Избранные произведения. – М., 1955. 800 с.

30   Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – М.: Мысль, 1990. – Т.2. 829 с.

31   Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. /Под ред. М. Н. Марченко. – Т. 2: Теория права. – М., 1998. – 416 с.

32   Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. Лазарева В.В. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2000. – 520 с.

33   Осипова Е.В. Власть: отношение или элемент системы? (реляционистские и системные концепции власти в немарксистской политологии) // Власть: Очерки современной политической философии Запада /Отв. ред В.В. Мшевениерадзе. – М.: Наука, 1989. – С. 65-94.

34   Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: «Новый Юрист», 1999. – 240 с.

35   Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 448 с.

36   Рац М.В. Власть разума или власть идеи? // Вопросы философии. – 2007. – № 10. – С. 29-40.

37   Романова Е.В. Потенциал религиозной власти в политическом пространстве России //Имидж России. – 2009. http://image-of-russia.livejournal.com/50855.html (дата обращения 8.10.2013).

38   Романович Н.А. Восприятие власти в России // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. – Т. 147. – № 1. – С. 32-53.

39   Советский энциклопедический словарь. – М.: изд-во Советская энциклопедия, 1980.

40   Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – М.: Юрист, 776 с.

41   Теория права и государства: Учеб. для вузов / Под ред. Манова Г.Н. – М.: БЕК, 1996. – 336 с.

42   Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Издательство ACT», 2003. – 669 с.

43   Тоффлер Э. Третья волна. – М.: «Изд-во АСТ», 2010. – 784 с.

44   Хайек Ф.А. Дорога к рабству //Новый мир. – 1991. – № 7. – С. 177-230.

45   Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 380 с.

46   Хропанюк В. И. Теория  государства и права: Учеб. пособие для вузов. /Под ред. Стрекозова В.Г. 1-е изд., перераб. и доп. – М, 1995. – 377 с.

47   Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2002. – 432 с.

48   Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. –1995. – № 8. – С. 65-73.

49   Чичерин Б. Н. Политические и социальные идеалы // Власть и право. – Л., 1990. – С. 21-83.

50   Шабров О.Ф. Политическая власть, ее эффективность и легитимность // Политология: Учебник / Отв. ред. В.С.Комаровский. – М.: Изд-во РАГС, 2002. ? С.122-136.

51   Эльянов А. Место и роль государства в процессе развития // МЭ и МО. –2008. – №12. – С. 59-93.

 

 

 


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!