Причины тоски и одиночества в произведениях В.Маяковского
Тема
одиночества и тоски Маяковского
Владимир
Маяковский – Великий русский поэт 20-ого века.
Он покорил публику своими новыми, не на что не похожими произведениями,
в которых отразились все его мысли и чувства. Его жизнь была насыщена событиями
и захватывающими моментами, но при всём этом она была невероятно трагичной. События,
болезни оставляла на нём неизгладимый след. Это приводило к тяжелым
переживаниям, так как организм не справлялся с навалившимися проблемами, и
внутреннее беспокойство постепенно разрушало поэта изнутри. Свои переживания он
описывал в стихах, и чтобы понять тему одиночества Маяковского, стоит
разобраться: каким человеком он является.
Почему он
чувствовал тоску и одиночество?
·
Прежде всего он являлся гением
Не испытывая ни капли сомнения можно смело утверждать, что Маяковский
является Гением. Помимо того, что он добился невероятных успехов в искусстве,
он рискнул и дал миру нечто новое, незнакомое. Он не стал очередным
подражателем, а поставил свою жизнь на карту, под страхом быть неоценённым и
непонятым. Инициатива – непостижимая форма гениальности .
Маяковский имел дар творить мир: наводить и разрушать порядок, ломать и
возводить границы, однако вести путь гения – очень тяжёлая ноша.Гений рискует
всю свою жизнь прожить непонятым для остальных людей, неоценённым, потерпеть
унижение и критику, как при жизни, так и при смерти. «Что может быть хуже
дурака? Дурак с инициативой». Хоть Гениальность зачастую добродетель, она почти
наверняка ведёт к одиночеству, так как это то, что выше понимания и принятия
большинства людей.
Маяковский знал, что он гений и из-за этого чувствовал себя ущербным и в
тоже время невероятно уверенным, порой проявляяплохо скрытое высокомерие:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я,
Весь
Боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
Подобные громкие высказывания могут быть не чем иным, как бредом величия,
впрочем, не без причины. Он брал на себя роль пророка, давая себе право в агрессивной
и грубой форме читать свои манифесты:
А все-таки
Улица провалилась, как нос
сифилитика.
Река — сладострастье, растекшееся в
слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.
Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно — у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.
Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне
след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я — ваш поэт.
Как трактир, мне страшен ваш страшный
суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках
понесут
и покажут богу в свое оправдание.
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под
мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим
знакомым.
Однако, не стоит забывать, что порой излишняя самоуверенность
проявляется, дабы скрыть свои страхи.
·
Также он считал себя неполноценным
Душа поэта была невероятно беззащитна и уязвима. Его огромность могла
сбить с толку и не дать обратить внимание на тему одиночества и даже некойненависти
к самому себе в своих произведениях. Маяковский часто подчеркивал свою
бесполезность, никчемность, даже издевался над собой:
Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночи?,
бредово?й,
недужной,
какими Голиафами я зача?т —
такой большой
и такой ненужный?
Он относится к себе как к сломанной вещи, которую вот-вот выкинут, и
причин такого негативного отношения к себе могло быть много: возможностеснялся
своего большого роста или грубого лица, получил недостаточно внимания в
детстве, почувствовал себя неполноценно морально или стыдился классового
положения, но, что наиболее вероятно, он чувствовал себя нелюбимым на
протяжении всей жизни.
Порой его с головой накрывала тоска, и на листе он мог оставить все свои
горестные мысли:
Несколько слов обо мне самом
Я люблю смотреть, как умирают дети.
Вы прибоя смеха мглистый вал заметили
затоски хоботом?
А я —
в читальне улиц —
так часто перелистывал гро?ба том.
Полночь
промокшими пальцами щупала
и забитый забор,
и с каплями ливня на лысине купола
скакал сумасшедший собор.
Я вижу, Христос из иконы бежал,
хитона оветренный край
целовала, плача, слякоть.
Кричу кирпичу,
слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть:
«Солнце!
Отец мой!
Сжалься хоть ты и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется
дорогою дольней.
Это душа моя
клочьями порванной тучи
в выжженном небе
на ржавом кресте колокольни!
Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!
Но не всегда Маяковскому было угодно жалеть себя. Пытаясь справиться с
навязчивыми мыслями, он вёл себя вызывающе и агрессивно к обществу: его
произведения отдавали сатирой, высмеиванием, в них даже порой приводились непотребные
высказывания:
Часы нависали, как грубая брань,
за пятым навис шестой.
А с неба смотрела какая-то дрянь
величественно, как Лев Толстой.
Иногда стих направлен на выражение
претензии всем ему неугодным:
Слава тому, кто первый нашел,
как без труда и хитрости,
чистоплотно и хорошо
карманы ближнему вывернуть и
вытрясти!
А иногда мог просто привести странную аналогию:
Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт
омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.
Маяковский обращал на себя внимание. Сложно пройти мимо человека,
проявляющего такую дерзость по отношению к обществу, и он продолжал приманивать к себе всеобщее внимание, провоцировал,давая
понять, что он не прост, предостерегал, мол, своим едким словцом может и уколоть.
·
Маяковский чувствовал отвращение к
действительности
Он замечал то, мимо чего другие равнодушно проходили.Замечал
несправедливость, порочные поступки людей. Это давило на него и выводило из
себя. Его посещали мысли о том, что мир несовершенен, в нём полно порока и
грязи. Возможно, поэтому его заинтересовали идеи революции: изменить тот
порядок и те правила, что, как ему казалось, отравляли все вокруг. Но, как бы
ему не хотелось, всё он изменить не в силах, но он пытается свалить вину на
тех, кого считает причастными во всех бедах.
Бедность его семьи оказало влияние на отношение к высшим слоям общества.
Маяковский посвятил много произведений стремясь пристыдить, унизить, высмеять
«зажравшуюся» богему, ходившую в начальниках:
Моё к этому отношение
Май ли уже расцвел над городом,
плачет ли, как побитый,
хмуренькийдекабрик, —
весь год эта пухлая морда
маячит в дымах фабрик.
Брюшком обвисшим и гаденьким
лежит на воздушном откосе,
и пухлые губы бантиком
сложены в 88.
Внизу суетятся рабочие,
нищий у тумбы виден,
а у этого брюхо и все прочее —
лежит себе сыт, как Сытин.
Вкусной слюны разли?лись волны,
во рту громадном плещутся, как в
бухте,
А полный! Боже, до чего он полный!
Кони ли, цокая, по асфальту мчатся,
шарканье пешеходов ли подвернется под
взгляд ему,
а ему все кажется: «Цаца! Цаца!» —
кричат ему, и все ему нравится,
проклятому.
Растет улыбка, жирна и нагла,
рот до ушей разросся,
будто у него на роже спектакль-гала?
затеяла труппа малороссов.
Солнце взойдет, и сейчас же луч его
ему щекочет пятки хо?леные,
и луна ничего не находит лучшего.
Объявляю всенародно: очень недоволен
я.
Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,
характер — как из кости слоновой
то?чен,
а этому взял бы да и дал по роже:
не нравится он мне очень.
·
И последняя, основная причина его
одиночества: Он был нелюбимым
В его жизни встречалось много
людей: плохих, хороших, одни обожали его, другие ненавидели, но никто нестал
для него достаточно близок, чтобы заполнить пустоту в сердце. Считается, что
один человек не полноценен, лишь союз двух людей образует единое существо,
единого человека. Маяковский всю жизнь искал: чем заполнить эту пустоту. Хоть
он пользовался успехом у женщин, им хватало короткого романа с известным
поэтом, да и характер у него был несносный, поэтому все понимали: тяжело
прожить жизнь с такимчеловеком.
В некоторых отрывках своих
произведений он, словно убеждая себя, говорил о том, чтоон не хочет, да и не
нуждается в той, кого любит:
Делай что хочешь.
Хочешь, четвертуй.
Я сам тебе, праведный, руки вымою.
Только -
слышишь! -
убери проклятую ту,
которую сделал моей любимою!
Он пишет эти строки не потому, что боится или не понимает любви, а
потому что знает какая эта мука
чувствовать привязанность.
Но, тем не менее, он всем сердцем желает отречься от чувства одиночества,
что сопровождает всю жизнь и не даёт покоя:
Обыкновенно так
Любовь любому рожденному дадена,—
но между служб,
доходов
и прочего
со дня на день
очерствевает сердечная почва.
На сердце тело надето,
на тело — рубаха.
Но и этого мало!
Один —
идиот!—
манжеты наделал
и груди стал заливать крахмалом.
Под старость спохватятся.
Женщина мажется.
Мужчина по Мюллеру мельницей машется.
Но поздно.
Морщинами множится кожица.
Любовь поцветет,
поцветет —
и скукожится.
Так или
иначе, именно одиночество свело его в могилу. Было много и других проблем
навалившихся на него в последние дни жизни, Но отказ его последней любви,
Вероники Полонской, поставило в его жизни окончательную точку. Однажды
Маяковский уже пытался закончить жизнь самоубийством, всё точно также:
выстрелить из пистолета, в грудь – но пистолет дал осечку. Второй раз не
решился. Вынул обойму и оставил только один патрон в стволе, словно планируя на
перёд, решил довериться судьбе. Мысль о самоубийстве его хроническая болезнь,
которая, как любая хроническая болезнь, обострялась при неблагоприятных
условиях.
Предсмертная
записка, последние слова великого поэта:
Всем
В том, что умираю, не вините никого
и, пожалуйста,
не сплетничайте. Покойник этого
ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите -
это не способ
(другим не советую), но у меня
выходов нет.
Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья -
это Лиля Брик,
мама, сестры и Вероника Витольдовна
Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь -
спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они
разберутся.
"инцидент исперчен",
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир М а я к о в с
к и й.
Путь гения всегда был и остаётся
сложнейшим путём, который может пройти человек. Родится гением – значит родится
в мире настолько сложном и чужом, что жизнь становится настоящим испытанием.
В гениальность можно упереться и
жизнь пропала.