Роль руководителя образовательного учреждения в разработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,89 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль руководителя образовательного учреждения в разработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ

.1 Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ

.2 Понятие нормативно-правовой документации

.3 Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ

ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110

.1 Характеристика МБДОУДС №110

.2 Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110

.3 Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации

Заключение

Список используемой и цитируемой литературы.

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Проблема управления дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.

Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество. Руководство современным ДОУ становится одним из стратегических направлений совершенствования его деятельности в режиме развития.

В связи с формированием рыночной экономики в нашей стране увеличивается значение человеческого фактора. Следовательно, знания, умения и навыки управленческих кадров ДОУ становятся главным источником эффективности и повышения качества дошкольного образования, а вопросы, связанные с управленческой деятельностью и конкретным руководителем ДОУ, становятся первостепенными.

Социально-психологические и педагогические требования к профессионализму и компетентности управленческих кадров, отражающие основные тенденции развития общества и меняющиеся вместе с ним, корректируют представления о личностных и профессиональных качествах руководителя ДОУ как современного управленца. От руководителя ДОУ требуется более высокий уровень профессиональной культуры, профессионально-педагогической компетентности, профессионально-управленческого мастерства, способности рационально использовать опыт в деле воспитания и обучения, т. е. владения в достаточной степени способами и формами управления педагогической деятельностью и отношениями. Успех профессионально-управленческой деятельности во многом зависит от умения и способности руководителя ДОУ в разработке нормативно-правовой документации и организации их исполнения. Поэтому тема работы актуальна.

Актуальность данной темы для ДОУ состоит в том, что данная работа поможет руководству, понять роль руководителя в разработке нормативно-правовой документации данного образовательного учреждения, чем повысить эффективность деятельности данного образовательного учреждения.

Исходя из актуальности рассмотренной проблемы, была сформулирована тема работы: «Роль руководителя образовательного учреждения в разработке нормативно-правовой документации и организации их исполнения». Объект исследования - нормативно-правовая документация дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - особенности разработки и организации исполнения нормативно-правовой документации образовательного учреждения в процессе управления.

Цель исследования - изучить роль руководителя образовательного учреждения в разработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить специфику управления ДОУ;

определить понятие нормативно-правовой документации;

рассмотреть значение разработки и исполнения нормативно-правовой документации в процессе управления ДОУ;

провести анализ разработки и исполнения нормативно-правовой документации руководителем МБДОУДС №110;

разработать рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.

Теоретической основой исследования стали работы по педагогическому менеджменту таких авторов как Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова, Л.С. Маркова, С.М.Вишнякова и других; а так же работы, посвященные делопроизводству ДОУ и нормативно - правовому обеспечению образования таких авторов как М.Ю. Федорова, В.Ф. Янковая и других.

В процессе исследования использовался комплекс методов: теоретические (изучение и анализ литературных источников, обобщение научного и методического опыта по проблеме); эмпирические (наблюдение, анализ документов и обобщение полученных результатов).

Новизна исследования. На основе данных исследований были разработаны рекомендации руководителю образовательного учреждения по организации работы по разработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения в целях повышения роли руководителя в процессе управления персоналом.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе МБДОУ ДС №110, а так же других дошкольных образовательных учреждений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ

.1 Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Законом "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.

Современное дошкольное образовательное учреждение - сложная развивающая система, которая требует грамотного управления.

Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность, а, следовательно, и ответственность руководителей за результаты.

Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением - это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.

В современных условиях особая роль уделяется управленческому мастерству. Основные аспекты этой деятельности руководителя основываются на позициях классического менеджмента.

Менеджмент - особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления[8, с. 9].

Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем[17, с. 90]:«Управлять, - писал он, - значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Следует отметить, что особая отрасль менеджмента - педагогический менеджмент имеет свою специфику и свойственные только ему закономерности.

Рассмотрим подходы, обозначенные в литературных источниках к управлению ДОУ.

Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова считают управление целенаправленной деятельностью всех субъектов, обеспечивающей становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения [6].

Л.С. Маркова определяет управление как особую деятельность, в которой её субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей развития школы [16].

Итак, мы принимаем за основу следующее определение: управление это процесс целенаправленного, осознанного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определённых целей, результатов деятельности.

Управлять деятельностью ДОУ значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе, направлять данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать технологии, востребованные современной образовательной практикой.

В современной управленческой науке под системой принято понимать совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем). Следует подчеркнуть, что элементы должны быть взаимосвязаны, например, нельзя построить эффективную систему стимулирования, не построив эффективную систему критериев для оценки выполнения работы. В целом, в любой управленческой системе можно выделить следующие элементы: субъекты управления (кто управляет), объекты управления (кем управляют) и совокупность методов (инструментов), с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Ключевыми элементами системы управления персоналом являются:

Субъекты - руководители различного уровня;

Процессы - технологии управления персоналом, используемые субъектами для достижения целей, стоящих перед компанией;

Объекты - сотрудники компании (персонал <#"829563.files/image001.gif">

Рис. 1. Состав педагогических кадров по уровню образования

Рис. 2. Состав педагогических кадров по квалификационным категориям

Рис. 3. Состав педагогических кадров по стажу работы

Рис. 4. Возрастной состав педагогических кадров

На диаграммах мы видим, что большинство педагогов учреждения имеют высшее образование, стаж работы по специальности свыше 15 лет. Что касается возрастного состава, большинство работников уже достигли пенсионного возраста.

Воспитательно-образовательную работу выполняют: воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель, психолог, логопед и хореограф.

Завхоз руководит работой помощников воспитателей, рабочих по стирке, сторожей, уборщицы и рабочих по комплексному обслуживанию.

Территория детского сада делится на здание и окружающую территорию. В свою очередь, здание состоит из 3 групп:

Кабинет заведующей;

Медицинский кабинет-приемная;

Кабинет логопеда;

Прачечная;

Чистый цех;

Пищеблок и пищевая кладовая;

Подвал;

Кабинет завхоза.

Территория детского сада включает в себя спортивную площадку, клумбы с цветами и прогулочные площадки с беседками.

Подводя итог данной главы, следует отметить, что МДОУ № 110 является юридическим лицом и осуществляет свою организационно-правовую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ. Целью деятельности данного муниципального образовательного учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки воспитанников и работников.

.2 Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110

Ответственность за правильность документирования и оформление нормативно-правовой документации несет заведующий детским садом, который в своей деятельности основывается на федеральных законах, указах, распоряжениях Президента Российской Федерации, решениях органа управления образованием и документами в области делопроизводства, гражданского законодательства и законов о труде. Ведение документации осуществляет делопроизводитель.

МБДОУДС №110 в своей деятельности руководствуется:

· Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Правительства РФ;

· Законом РФ «Об образовании»,

· «Конвенцией о правах ребенка»,

· «Декларацией прав ребёнка»,

· документами Департамента образования Администрации Челябинской области, Департамента образования городского округа город Челябинск,

· Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении,

· Уставом МБДОУДС №110,

· договором между образовательным учреждением и родителями,

Решениями управляющего совета

. другими локальными актами.

Требования к составу, качеству и объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальной услуги по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования выполняет Муниципальное задание на 2014-2015 год.

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, согласованным с Управлением по делам образования города Челябинск.

Предназначение ДОУ определяется его местом в системе образования города Челябинска: это образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в образовании детей дошкольного возраста, выявлении и развитии способностей детей на основе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей.

Основные средства реализации предназначения

. Устав детского сада, зарегистрированный постановлением администрации города Челябинска № _

. Лицензированная образовательная деятельность. Образовательная деятельность осуществляется на основании свидетельства о государственной аккредитации №АА 184599 от 16.09.2008 года (срок действия аккредитации - 16.09. 2013г.)

. Локальные акты:

· договоры;

· инструкции;

· положения;

· правила;

· приказы;

· решения.

В ДОУ имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность образовательного процесса:

· Договоры между родителями и ДОУ,

· Договоры между ДОУ и другими организациями (Челябинским педагогическим колледжем, школой № 98).

В МБДОУ ДС № 110 действует управляющий совет. Деятельность управляющего совета регламентируется положением. Члены управляющего совета проходят через процедуру выборов.

В МБДОУ ДС № 110 соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников; правила пожарной безопасности - систематически и планово проводятся инструктажи с сотрудниками. Разработаны инструкции по охране труда для всех сотрудников ДОУ. Порядок приема и увольнения работников, основные права и обязанности сторон, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам детского сада меры поощрения и взыскания, а также другие вопросы регулирования трудовых отношений регламентируют правила внутреннего трудового распорядка.

В 2013 учебном году в связи с переходом на новую систему оплаты труда разработано положение о распределении стимулирующей части заработной платы.

Заведующий и все работники детского сада выполняют свои функции в соответствии с должностными инструкциями.

В МБДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина.

Имеется номенклатура дел.

Обязательно регистрируется входящая и исходящая документация.

Таким образом, МБДОУДС №110 осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом. Деятельность учреждения регламентируется постановлениями, приказами и распоряжениями учредителя; локальными актами учреждения; приказами и распоряжениями руководителя ДОУ.

Организация управления процессом разработки и исполнения нормативно-правовой документации в МДОУ № 110 характеризуется: отсутствием должностной инструкции делопроизводителя; незначительным объемом документооборота; слабо развитой (неразветвленной) структурой управления, небольшой штатной численностью работников; отсутствием нормативных документов, непосредственно регламентирующих работу с нормативно-правовой документацией в МБДОУ ДС № 110; отсутствием особой научно-исторической ценности документов детского сада.

В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости построения эффективной системы разработки и исполнения нормативно-правовой документации в МДОУ № 110.

2.3 Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации

В настоящее время с появлением управленческих технологий многократно возрастает роль должностной инструкции, являющейся документом, регламентирующим производственные полномочия каждой должности и содержащим требования к работнику, занимающему эту должность. Любой организации требуются четкие формализованные описания должностных обязанностей сотрудников и средства обеспечения этих обязанностей. Разработанная инструкция делопроизводителя находится в Приложении 1.

Ответственным за ведение делопроизводства в МДОУ № 110 является делопроизводитель, который относится к категории вспомогательного персонала, назначается и освобождается от должности и подчиняется заведующему МДОУ.

Делопроизводитель - это служащий, ведущий канцелярские дела, делопроизводство. На должность делопроизводителя назначается лицо, имеющее среднее общее образование и стаж работы в должностях по делопроизводству. В своей деятельности делопроизводитель руководствуется:

законодательными и нормативно-методическими документами, рассматривающими вопросы делопроизводства и регламентирующими правила составления и оформления документов и организацию работы с ними;

Уставом МДОУ;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

приказами и распоряжениями заведующего МДОУ.

Делопроизводитель дошкольного образовательного учреждения должен знать: трудовое законодательство, основные правила постановки документальной части общего делопроизводства; инструкцию по делопроизводству; структуру учреждения; Правила внутреннего трудового распорядка. Продолжительность рабочего времени делопроизводителя составляет 40 часов в неделю.

Делопроизводитель работает по графику, составленному заместителем заведующего МДОУ по АХД и утвержденному заведующим. На делопроизводителя возлагаются функции: обеспечение учета, регистрации, контроля исполнения поручений руководства дошкольного учреждения, информационно-справочное обслуживание по документам и их хранение.

Для выполнения возложенных на него функций делопроизводитель обязан: принимать и регистрировать корреспонденцию, передавать руководителю дошкольного учреждения документы; осуществлять документационного обеспечение кадровой деятельности дошкольного учреждения; организовывать подготовку необходимых документов для руководства; отвечать за качество подготовки, правильности составления, согласования и оформления документов, образующихся в процессе деятельности дошкольного учреждения; осуществлять контроль исполнения документов, поручений и заданий руководства, систематически докладывать руководителю о состоянии их исполнения; следить за сроками исполнения обращений граждан; вести учет получаемой и отправляемой корреспонденции, систематизировать и хранить документы текущего архива, картотеку учета прохождения документов; подготавливать и сдавать в архив документальные материалы, законченные делопроизводством, и регистрационную картотеку; обеспечивать сохранность проходящей служебной документации. Делопроизводитель имеет право:

.Требовать от администрации создания условий для выполнения прямых обязанностей;

.Запрашивать для руководителя ДОУ от педагогического состава необходимые документы, а также объяснения о причинах задержки выполнения поручений.

.Привлекать сотрудников к выполнению поручений руководства;

.Требовать от исполнителей доработки документов, подготовленных с нарушением установленных правил составления и оформления документов.

.Визировать проекты документов, связанных с управленческой деятельностью дошкольного учреждения;

.Вносить на рассмотрение руководителя предложения по улучшению организации работы с документами, с учетом применения компьютерных технологий; 7.На защиту профессиональной чести и достоинства;

.На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ; 9.На ежегодный оплачиваемый отпуск.

Делопроизводитель несет ответственность:

за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и граждански законодательством РФ;

за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ;

за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством;

за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин става и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя ДОУ, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, делопроизводитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ;

за грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение;

за нарушение правил пожарной безопасности и охраны труда делопроизводитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

Таким образом, делопроизводитель назначается, освобождается и подчиняется заведующему ДОУ, выполняет поручения руководителя и информирует его о возникших трудностях в работе. В процессе своей деятельности делопроизводитель взаимодействует с педагогическим, административным и обслуживающим персоналом по вопросам подготовки и представления необходимых документов, проверки выполнения поручений, приказов и указаний руководителя ДОУ. Делопроизводитель работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из часовой рабочей недели и утвержденному заведующим ДОУ.

Для грамотного документирования информации и эффективной организации работы с нормативно-правовой документацией необходима регламентация технологических процессов обработки документов. Одним из главенствующих нормативным документом в организации делопроизводства в любом образовательном учреждении является Инструкция по документационному обеспечению управления (инструкция по делопроизводству). Данный документ устанавливает правила оформления, составления документов и работы с ними. Поэтому инструкция по делопроизводству должна быть разработана для каждой конкретной организации, в том числе, и для изучаемого ДОУ. Инструкция по делопроизводству должна основываться на нормативно-методической базе делопроизводства и отображать специфику работы детского сада.

В разделе «Общие положения» Инструкции по делопроизводству определяется назначение инструкции, область ее применения, правовые основания разработки инструкции. В частности, устанавливается, что Инструкция по делопроизводству разрабатывается в целях установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию документов МБДОУ ДС № 110, совершенствования и повышения эффективности его деятельности.

В разделе «Основные понятия» обозначены определения основных понятий, используемых в Инструкции по делопроизводству.

Название третьего раздела: «Создание документов». Этот раздел включает в себя три подраздела.

Первый подраздел называется «Бланки документов» в нем рассматривается порядок разработки, изготовления и введения в действие бланков документов, виды бланков, требования к изготовлению бланков. Бланк документа - набор реквизитов, идентифицирующих автора официального письменного документа. В соответствии с Правилами делопроизводства образцы бланков утверждаются приказом заведующего детским садом. Образцы бланков в Инструкции по делопроизводству помещены в качестве приложения.

Третий подраздел носит название «Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов». Приказы и распоряжения, являющиеся индивидуальными правовыми актами, оформляют решения персонального характера (кадровые приказы), решения по оперативным, организационным и другим вопросам работы, рассчитанные на разовое выполнение.

В разделе Инструкции по делопроизводству устанавливаются следующие положения:

виды приказов, назначение приказов (распоряжений) в управленческой деятельности;

порядок подготовки приказов (распоряжений) Общества;

порядок оформления проекта приказа (распоряжения): состав реквизитов приказа (распоряжения), оформление заголовка к тексту приказа (распоряжения), требования к структуре и изложению текста приказа (распоряжения), оформление приложений к проекту приказа (распоряжения) и др.;

процедура согласования проекта приказа (распоряжения) с указанием обязательных инстанций согласования и установления сроков согласования проекта приказа должностными лицами;

порядок представления проекта приказа (распоряжения) на подпись, подписание приказа (распоряжения);

доведение приказа (распоряжения) до исполнителей;

порядок внесения изменений в ранее изданный приказ (распоряжение).

Инструкция по делопроизводству содержит положения, определяющие:

назначение правил, положений, инструкций;

порядок подготовки правил, положений, инструкций и порядок их оформления; согласование правил, положений, инструкций с заинтересованными должностными лицами;

порядок утверждения правил, положений, инструкций (приказом директора общества);

доведение правил, положений, инструкций до исполнителей;

внесение изменений в утвержденные правила, положения, инструкции.

Протокол - документ информационного характера, предназначенный для фиксации хода рассмотрения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных, совещательных, координационных, экспертных и др. органов, совещаний. Инструкция по делопроизводству определяет:

виды протоколов, используемых в деятельности федерального органа исполнительной власти;

порядок оформления протоколов (состав реквизитов, особенности построения текста, особенности записи решений, особых мнений, результатов голосования и др.);

сроки подготовки протокола;

порядок подписания протоколов;

доведение протоколов для исполнителей;

оформление выписки из протокола и др.

Служебные письма рассматриваются в одноименном разделе Инструкции по делопроизводству, где устанавливается:

виды записок, создаваемых в Обществе и используемых для информационного обмена между структурными подразделениями, должностными лицами, работниками;

порядок составления записок (на бумажном носителе или в электронной форме);

реквизиты записок различных видов и их оформление;

структура текста аналитической (докладной, служебной, объяснительной) записки.

В разделе Инструкции по делопроизводству устанавливаются правила составления текстов записок различных видов.

Четвёртый раздел называется «Организация документооборота и исполнения документов», включает в себя девять подразделов.

В числе которых:

организация документооборота;

организация доставки документов;

приём, обработка и распределение поступающих документов;

организация обработки и передачи отправляемых документов;

порядок прохождения внутренних документов;

учёт количества документов;

регистрация документов;

организация поисковой системы по документам;

контроль исполнения документов.

При установлении требований к организации документооборота в Обществе происходит исключение возвратных движений документа, не обусловленных деловой необходимостью, однократность регистрации документов, устранение необоснованных согласований проектов документов, регламентация операций по обработке, рассмотрению и согласованию документов.

Пятый раздел называется «Документальный фонд МДОУ № 110» и включает в себя три подпункта. Первый подпункт «Составление номенклатуры дел».

Номенклатура дел является основой формирования документального фонда МБДОУ ДС № 110. Под формулировкой документальный фонд МБДОУ ДС № 110 понимается совокупность документов, образующихся в процессе его деятельности. Документальный фонд составляют документы, созданные им, а также полученные в результате взаимодействия с другими организациями и гражданами.

Ответственность за составление номенклатуры дел, порядок формирования и оформления дел, обеспечения их учета и сохранности, организация передачи дел в архив лежит на заведующем детским садом № 110.

Инструкция по делопроизводству определяет порядок разработки, составления, оформления, согласования и утверждения номенклатуры дел, а также порядок ведения номенклатуры дел в течение делопроизводственного (календарного) года.

Инструкция по делопроизводству устанавливает:

назначение номенклатуры дел в делопроизводстве, выполняемые ею функции;

форму номенклатуры дел;

порядок разработки, согласования и утверждения номенклатуры дел;

порядок ведения номенклатуры дел.

Инструкция по делопроизводству должна предусматривать порядок составления номенклатуры дел, в частности, порядок расположения разделов в сводной номенклатуре дел, правила индексации дел, правила составления заголовков дел и последовательности их расположения в разделах номенклатуры дел, порядок установления сроков хранения документов и дел, порядок корректировки номенклатуры дел в течение делопроизводственного года (уточнение заголовков дел, внесение заголовков дел, не предусмотренных при составлении номенклатуры дел, внесение сведений о количестве и крайних датах единиц хранения (томов, частей дела), внесение отметок в графу «Примечание» и др.), также правила составления итоговой записи о количестве и категориях дел, сформированных в делопроизводстве МДОУ № 110.

Второй подраздел носит название «Формирование и оформление дел».

Формирование дел - группировка исполненных документов в дела в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела. Инструкцией по делопроизводству устанавливаются:

принцип формирования дел;

место текущего хранения дел;

принципы систематизации документов и их группировки в дела в зависимости от срока хранения документов: постоянного (свыше 10 лет) и временного (до 10 лет);

методическая функция архива в вопросах формирования дел;

срок передачи исполнителем законченного делопроизводством документа в дело (срок передачи документа в дело должен быть не более 10 дней).

лица, осуществляющие формирование дел в структурных подразделениях МДОУ № 110;

лица, определяющие место хранения документа (индекс дела, в которое в соответствии с номенклатурой дел должен быть подшит исполненный документ (комплект документов);

условия хранения дел в структурных подразделениях МДОУ № 110;

порядок учета дел;

порядок выдачи дел во временное пользование;

порядок изъятия документов из дела;

подразделение, осуществляющее контроль за правильным формированием дел в структурных подразделениях, проверки наличия и состояния дел.

Третий подраздел называется «Организация оперативного хранения документов». Определен порядок расположения дел в шкафах, а так же порядок выдачи дел различным лицам.

Четвертый подраздел называется «Порядок передачи документов на хранение в архив». В нем перечисляется комплекс работ, выполняемых в учреждении в целях подготовки дел к передаче на хранение в архив.

Подготовка документов и дел к передаче на архивное хранение и на уничтожение предусматривает: экспертизу ценности документов;

оформление дел;

составление описей дел по результатам экспертизы их ценности;

составление актов на уничтожение документов и дел с истекшими сроками хранения.

для организации и проведения экспертизы ценности документов в МДОУ № 110 создается экспертная комиссия (ЭК) действующая на основании Устава МДОУ № 110;

определяется порядок проведения экспертизы ценности документов;

при проведении экспертизы ценности документов осуществляется отбор дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив. Отбор дел с временными сроками хранения (до 10 лет) и с пометкой «До минования надобности», подлежащих дальнейшему хранению в структурных подразделениях, а также выделение к уничтожению дел за предыдущие годы, сроки хранения которых истекли;

отбор документов для постоянного хранения проводится на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, перечней документов с указанием сроков их хранения и номенклатуры дел МДОУ № 110.

оформление дел проводится делопроизводителем при методической помощи и под контролем заведующего детским садом;

полному оформлению подлежат дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе дела по личному составу, дела временного (до 10 лет) подлежат частичному оформлению;

полное оформление дела предусматривает: оформление реквизитов обложки дела по установленной форме; нумерацию листов в деле и составление листа-заверителя дела; составление в необходимых случаях, внутренней описи документов дела; подшивку и переплет дела; внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки дела.

В шестом подразделе Инструкции по делопроизводству «Подготовка и передача документов в архив» было отмечено, все имеющиеся документы в делах оформляются и передаются в архив делопроизводителем. Поскольку за ним же закреплено и ведение архива организации, то передача дел на хранение в архив осуществляется без описи дел.

В седьмом подразделе Инструкции по делопроизводству, рассказывается об обязанностях сотрудников при работе с документами и называется «Работа исполнителей с документами».

Шестой раздел называется «Изготовление, учет, использование и хранение бланков документов», состоит из одного подраздела, в котором указывается организация работы по изготовлению и учету бланков документов учреждения.

Таким образом, содержание разработанной инструкции по делопроизводству в МДОУ № 110 соответствует действующим нормативным документам и современным методическим рекомендациям.

Итак, по второй главе работы можно сделать вывод, что важнейшим направлением совершенствования управления разработкой и исполнением нормативно-правовой документации являются:

разработка инструкции по делопроизводству, которая четко и подробно установит единый порядок составления, оформления документов и работы с ними в МДОУ № 110,

разработка должностной инструкций делопроизводителя, устанавливающая сотрудника ответственного за делопроизводство и разграничивающая его права и обязанности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, МБДОУ ДС №110 осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом. Деятельность учреждения регламентируется постановлениями, приказами и распоряжениями учредителя; локальными актами учреждения; приказами и распоряжениями руководителя ДОУ.

За правильность документирования и оформление нормативно-правовой документации несет заведующий детским садом, который в своей деятельности основывается на федеральных законах, указах, распоряжениях Президента Российской Федерации, решениях органа управления образованием и документами в области делопроизводства, гражданского законодательства и законов о труде.

Оформление и ведение документации осуществляет делопроизводитель.

Организация управления процессом разработки и исполнения нормативно-правовой документации в МДОУ № 110 характеризуется: отсутствием должностной инструкции делопроизводителя; незначительным объемом документооборота; слабо развитой (неразветвленной) структурой управления, небольшой штатной численностью работников; отсутствием нормативных документов, непосредственно регламентирующих работу с нормативно-правовой документацией именно в дошкольном образовательном учреждении; отсутствием особой научно-исторической ценности документов детского сада.

В связи с этим остро стоит вопрос о необходимости построения эффективной системы разработки и исполнения нормативно-правовой документации в МДОУ № 110.

Важнейшим направлением совершенствования управления разработкой и исполнением нормативно-правовой документации является разработка инструкции по делопроизводству, которая четко и подробно установит единый порядок составления, оформления документов и работы с ними в МДОУ № 110, а так же должностная инструкция делопроизводителя, устанавливающая сотрудника ответственного за делопроизводство и разграничивающая его права и обязанности.

Эти документы помогут решать учетно-аналитические, прогностические и информационные задачи, связанные с деятельностью МДОУ в области разработки и исполнения нормативно-правовой документации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Андреева, Г.М. Социальная психология[Текст]: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 342с.

.        Андреева, В.И. Делопроизводство. Организация и ведение [Текст] / В.И. Андреева.- М.: Кнорус, 2010. - 296 с.

.        Большой психологический словарь [Текст] /Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.- М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

.        Богачева, Е. Школа для директоров [Текст] / Е. Богачева // Здоровье детей. - 2007. - № 11. - С. 17-19.

.        Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика. [Текст]/ Ю.В. Васильев - М: Педагогика. - 2009. - 139 с.

6.      Волобуева, Л.М. Структура управления ДОУ [Текст] / Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - 2009. - №1. - С.8-15.

.        Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений. [Текст]- Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2009. - 65 с.

8.      Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента [Текст]: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А. А. Радугин.- М.: Центр, 2009.- 432 с.

.        Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Конаржевский- М: центр «Педагогический поиск», 2010. - 224с.

.        Краевский, В. В. Общие основы педагогики [Текст]: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. / В.В. Краевский - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256с.

.        Коноваленко, В.А. Управление персоналом - креативный менеджмент в помощь руководителю [Текст] / В.А.Коноваленко, М.Ю.Коноваленко. - М.: Дашков и К., 2009. - 223 с.

.        Кричевский, Р.Л. Если вы - руководитель.../ Р.Л. Кричевский [Текст] - М.: Дело, 2008. - 208 с.

.        Ларин, М.В. Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в современных условиях [Текст] / М.В. Ларин // Экономика и жизнь. - 2009. - №4. - С. 56-59.

14.    Майер, А. А. Основная образовательная программа дошкольного образования.[Текст] / А. А. Майер, О.И. Давыдова. - СПб. - 2012. -287 с.

15.    Маневцева, Л.М. Организация делопроизводства в образовательном учреждении [Текст] / Л.М. Маневцева. - М.: Приор, 2009. - 215 с.

.        Мангутов, И.С. Организатор и организаторская деятельность. [Текст]: учебное пособие / , И.С. Мангутов , Л.И. Уманский - Л.: ЛГУ, 2010.- 312 с.

.        Мескон, М. Основы менеджмента.[Текст] / М. Мескон, Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2006. - 672 с.

.        Овчарова, Р.В. Технологии работы с педагогическим коллективом/ Р.В. Овчарова[Текст] - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. - 187 с.

.        Орлова, Т.С. Организация делопроизводства в образовательных учреждениях / Т.С. Орлова. - М.: Бизнес-школа,2006. - 384 с.

20.    Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив[Текст] / А.В. Петровский - М.: Прогресс, 2008. - 345с.

21.    Скоролупова, О.А. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст] / О.А Скоролупова , Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. - № 5. - С.40-45.

22.    Ратников, В.П. Коллектив как социальная общность[Текст] / В.П. Ратников - М.:МГУ, 1998. -191с.

23.    Федорова, М. Ю. Нормативно - правовое обеспечение образования[Текст] / М. Ю. Федорова. - учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 214 с.

.        Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие [Текст] / С.В. Шекшня - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. - 214 с.

.        Шейнов, В. П. Как управлять другими; как управлять собой. Искусство менеджера.[Текст] / В.П. Шейнов - Минск.: Алмафея, 2008. -345 с.

.        Яковлева, Г.В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. / Г.В. Яковлева[Текст] //Управление ДОУ.- 2010.- № 6.-С.20-22.

.        Янковая, В.Ф. Нормативное обеспечение делопроизводства в учреждении, организации, на предприятии [Текст] / В.Ф. Янковая // Делопроизводство. - 2001. - №1. - С. 21-25.

Приложение

Должностная инструкция делопроизводителя

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 110

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ делопроизводителя

1. Общие положения

.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность делопроизводителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждении детский сад № 110 (далее - МБДОУ ДС № 110).

.2. Делопроизводитель относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом заведующего МБДОУ ДС № 110.

.3. Делопроизводитель подчиняется непосредственно заведующему МБДОУ ДС № 110.

.4. На должность делопроизводителя назначается лицо, имеющее начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

.5. Делопроизводитель отвечает за:

эффективное исполнение поручаемой ему работы;

соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины.

сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну МБДОУ ДС № 110.

.6. Делопроизводитель должен знать:

нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению делопроизводства в образовательном учреждении;

основные положения Единой государственной системы делопроизводства;

структуру учреждения и его подразделений;

стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

порядок контроля за прохождением служебных документов и материалов;

основы организации труда;

основы законодательства о труде;

правила внутреннего трудового распорядка;

правила и нормы охраны труда.

.7. Делопроизводитель в своей деятельности руководствуется:

локальными актами и организационно-распорядительными документами МБДОУ ДС № 110;

правилами внутреннего трудового распорядка;

правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;

указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;

настоящей должностной инструкцией.

.8. В период временного отсутствия делопроизводителя его обязанности возлагаются на заведующего МБДОУ ДС № 110.

. Функции

.1.     Делопроизводитель осуществляет следующие трудовые функции:

- организует документационное обеспечение деятельности МБДОУ ДС № 110;

- занимается информационно - справочным обслуживанием документов; - ведет базу данных по кадрам, воспитанникам;

совершенствует формы и методы работы с документами;

формирует отчеты любых форм.

.        Должностные обязанности:

Делопроизводитель:

.1.     Принимает участие в планировании, организации и совершенствовании своей деятельности.

.2.     Внедряет современные технологические процессы работы с документами и документной информацией на основе использования информационных технологий.

.3.     Принимает участие в постановке задач, проектировании, эксплуатации, совершенствовании автоматизированных информационных систем, применяемых в МБДОУ ДС № 110.

.4.     Осуществляет документационное обеспечение кадровой деятельности дошкольного учреждения.

.5.     Решает учетно-аналитические, прогностические и информационные задачи, связанные с деятельностью дошкольного учреждения.

.6.     Организовывает подготовку документов для руководителя дошкольного учреждения.

.7.     Осуществляет контроль за своевременным исполнением документов, за соблюдением сроков исполнения обращений граждан.

.8.     Принимает непосредственное участие в разработке нормативных и методических документов по делопроизводству.

.9.     Осуществляет консультативную и методическую помощь работникам структурных подразделений по вопросам работы с документами;

.10.   Вносит предложения заведующему МБДОУ ДС № 110по совершенствованию форм и методов работы с документами, по применению средств организационной и компьютерной техники.

.11.   Ведет учет получаемой и отправляемой корреспонденции, картотеку учета прохождения документов.

.12.   Подготавливает для архива документальные материалы, законченные делопроизводством.

.13.   Обеспечивает качество подготовки, правильность составления, согласования и оформления документов, образующихся в процессе деятельности МБДОУ ДС № 110. В случае служебной необходимости делопроизводитель может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде. 4. Права Делопроизводитель имеет право:

.1.     Контролировать соблюдения работниками дошкольного учреждения правил работы с документами;

.2.     Запрашивать в подразделениях учреждения необходимую информацию по вопросам, входящим в его компетенцию;

.3.     Требовать от руководителя учреждения создания благоприятных условий труда;

.4.     Вносить на рассмотрение руководителя предложения по улучшению организации работы с документами, с учетом применения компьютерных технологий;

.5.     Право на защиту профессиональной чести и достоинства;

.6.     Право на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ;

.7.     Право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

.        Ответственность

Делопроизводитель несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

.1.     Совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

.2.     Причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

.3.     Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка МБДОУ ДС № 110, законных распоряжений руководителя, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленной инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, делопроизводитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.

.4.     Несоблюдение трудовой дисциплины.

. Взаимоотношения

Делопроизводитель осуществляет взаимоотношения:

.1.     С заведующим МБДОУ ДС № 110 - по вопросам, совершенствования делопроизводства учреждения;

.2.     С административным, педагогическим и обслуживающим персоналом по вопросам подготовки и предоставления необходимых документов, проверки выполнения поручений, приказов и указаний руководителя учреждения;

.3.     С архивными учреждениями - по вопросам экспертизы ценности документов, организации архивного документов, уничтожения документов с истекшим сроком хранения.

Заведующий О.П. Коппель

Похожие работы на - Роль руководителя образовательного учреждения в разработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!