Инновационный менеджмент

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    494,03 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационный менеджмент

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра менеджмента







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Инновационный менеджмент

Вариант 1


Работу выполнил:

Студент гр. 12МЗ-401

Долматов А.В.

Работу проверил:

Кандидат наук, доцент

В.В. Брижанин


Челябинск 2014

1. Раскройте сущность инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент - это управление нововведениями и инновациями. Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Как и для любой другой области менеджмента, для него характерны: постановка цели и выбор стратегии; четыре стадии цикла:

) планирование;

) определение условий и организация;

) исполнение;

) руководство.

Схематично стадии инновационного менеджмента представлены ниже.

На каждой стадии цикла решаются определенные задачи. На первой стадии - стадии планирования - составляется план реализации стратегии. На второй - определяются условия и организация, т.е. идет определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы. На стадии исполнения осуществляются исследования и разработки, реализуется план. Стадия руководства предусматривает контроль и анализ, корректировку действий, накопление опыта. Здесь ведется оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.

Инновационный процесс (ИП) имеет циклический характер. Деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные различающиеся между собой функциональные, организационные единицы, обособившиеся в результате разделения человеческого труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях.


Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.

В общем виде инновационный процесс можно записать в виде цепочки:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,

где ФИ и ПИ - фундаментальные и прикладные исследования;

Р - разработка; Пр - проектирование; С - строительство; ОС - освоение;

ПП - промышленное производство; М - маркетинг; Сб - сбыт.

. Что такое инновационная деятельность, как она финансируется

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций <#"829490.files/image002.gif">

Рис. 2 Виды контроля инноваций

Объекты оперативного контроля выступают тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью ИП затраты. При организации и осуществлении оперативного контроля используются чаще всего методы количественного учета и анализа состояния инновационных проектов.
Все виды управленческого контроля на ИП по предметному признаку подразделяются на финансовый и административный.

Финансовый контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности ИП. Объектами контроля при этом являются такие показатели, как прибыль, издержки деятельности, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние ИП и отдельных проектов (платежеспособность и ликвидность). Финансовый контроль проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой на ИП организационной структурой. Наряду с общим по ИП он обязательно организуется и по отдельным подразделениям или так называемым центрам ответственности и центрам прибыли. В международной практике финансовый контроль осуществляется, как правило, в рамках целостной контроллинговой системы.

Административный контроль инноваций на ИП также имеет иерархическую структуру, но распространяется в первую очередь не на результативные параметры, а на управление инновациями. Объектами административного контроля выступают проекты в целом и их отдельные части, плановые задания, сроки и поставки, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и тематических планов исследований и разработок. Административный контроль охватывает как стратегическую, так и оперативную составляющие инновационного менеджмента. В основе организации административного контроля на ИП должны лежать специально создаваемые стандартные системы учета и отчетности по всем уровням управления.

9. Опишите влияние интенсивности и масштабов нововведений на организационную структуру управления

Влияние интенсивности и масштабов нововведений на организационную структуру управления

Интенсивность и масштабы нововведений

Организационные нововведения

Освоенная продукция Освоенная технология Освоенный рынок

Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации

Новая продукция Освоенная технология Освоенный рынок

Разработка продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается новая проектная группа

Освоенная продукция Освоенная технология Новый рынок

Существующая организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта

Новая продукция Освоенная технология Новый рынок

Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей

Новая продукция Новая технология Освоенный рынок

Может быть организована группа новой продукции из персонала служб НИОКР, производства, в своей деятельности она использует службы маркетинга и сбыта

Новая продукция Новая технология Новый рынок

Новое направление хозяйственной деятельности требует совершенно новой организации в форме подразделения с венчурным финансированием, либо нового отделения, дополняющего существующую организационную структуру


Результаты анализа позволяют судить о влиянии характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений. Первые являются своеобразным источником необходимости и возможности последних, определяющим фактором их возникновения.

Кроме этого организационно-управленческие изменения, обеспечивающие новые качества оргструктур управления инновационной деятельностью, как правило, влекут за собой расширение сферы их компетенции и в итоге повышение общего уровня инновационности организации как в сравнении с прежним уровнем, так и в сравнении с конкурентами.

Важным моментом в решении организационных вопросов инновационного менеджмента в организации является выбор конкретного типа оргструктуры управления. Универсальной организационной формы для всех видов инноваций нет. Но в зависимости от сущности и характера определенного новшества можно выбрать наиболее эффективные организационные формы. Выбор будет зависеть от:

готовности организации к изменениям;

основных тенденций долгосрочной технологической политики;

наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;

степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения;

состояния внутренних и внешних коммуникаций;

климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.

Практика показывает, что организационные формы, а также приемы и методы управления инновационной деятельностью передовых организаций не имеют каких-либо принципиальных различий и не отличаются особым совершенством по сравнению с другими. Но такие организации, как правило, применяют свои уникальные, наиболее отвечающие условиям и характеру их деятельности - периодичности нововведений, источникам инновационных идей, масштабам и типу организационной структуры в целом, характеру технологии, параметрам рынка новой продукции и т.д.

Таким образом, выбор и создание новых организационных форм инновационного менеджмента в организации представляет собой совокупность следующих процессов:

формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности: определение сферы компетенции этих служб; распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри самой системы, так и с другими подразделениями, прежде всего со службой маркетинга. Одновременно осуществляется распределение конкретных видов работ внутри инновационных служб.

Основным признаком, определяющим особенности организации инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику инновационной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение НИОКР, и организаций, где инновации выступают средством достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях применяются различные формы организации управления нововведениями.

В зависимости от того, какие структуры составляют организационную базу инновационного менеджмента, выделяются:

организации, не имеющие специализированных структур (функции инновационного менеджмента распределяются между традиционно существующими функциональными и производственными подразделениями);

организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.

Важной характеристикой организации управления инновационной деятельностью является то, что здесь задействованы практически все функциональные и производственные подразделения организации. С повышением степени их участия активнее протекают инновационные процессы и пропорционально увеличивается конечный эффект производственно-хозяйственной деятельности в целом. Эта зависимость означает, что наиболее рациональной является третья форма организации управления инновационной деятельностью. Специализированные службы, обеспечивающие основное производство внутренними и внешними НИОКР, наиболее эффективны в крупных организациях, обладающих высоким научно-техническим потенциалом и собственной опытно-производственной базой и занимающих лидирующее положение в отрасли.
 Современная практика инновационного менеджмента имеет примеры разнообразных организационных форм, которые достаточно точно отражают уникальность внешних и внутренних условий деятельности каждой организации. Среди множества тенденций в этой области, реализуемых компаниями промышленно-развитых стран для усиления ориентации инновационной деятельности на цели рыночной конкуренции, в качестве ведущих выделяются следующие способы организации управления инновационной деятельностью:

организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур;

использование «рыночно-стратегических» структур и их разновидностей;

развитие форм горизонтальной координации, т.е. проектного управления.

Как известно, одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений. Оно обеспечивается несколькими способами:

во-первых, в рамках ранее сложившейся структуры при условии формирования соответствующих специализированных служб, возглавляющих этот процесс

во-вторых, во вновь создаваемых структурах, ориентированных именно на него.

От выбора того или иного варианта зависит конкретная форма организации управления инновационной деятельностью, избираемая товаропроизводителем.

В мировой практике инновационного менеджмента все известные организационные формы разработки и освоения нововведений условно подразделяются на несколько больших групп:

специальные подразделения по разработке новых продуктов (впервые стали образовываться в 50-е годы)

группа внутриорганизационных венчурных подразделений (разновидность этой формы - центры по развитию новых сфер бизнеса)

подразделения, объединяющие границы хозяйственной деятельности и позволяющие достигнуть высокого уровня рационального сочетания рутинного и инновационного процессов в рамках конкретного производства с учетом его специфики.

. Назовите ряд требований для организации инновационного проекта

инновационный менеджмент финансирование

Инновационные проекты - классифицируются на базе классификаций инноваций и по уровню утверждения, финансирования и реализации, подразделяются на межгосударственные и государственные, региональные и отраслевые, а также отдельного предприятия.

Этап разработки инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Ее единый состав пока не установлен и в конкретных случаях определяется исходным технико-экономическим заданием. Однако инновационный проект любого уровня включает следующие разделы:

содержание и актуальность проблемы;- резюме руководителя проекта;

дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы;

систему мероприятий по реализации дерева целей проекта;

комплексное обоснование проекта;

комплексное обеспечение реализации проекта;

характеристику НТС;

экспертное заключение проекта;

механизму реализации проекта и система мотивации.

Механизм реализации проекта включает структуру инновационной организации, положения о ее подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы и сетевые модели, оперограммы управления проектом, планы комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения заданий, задач и целей проекта.

. Что такое жизненный цикл инноваций, опишите стадии

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства, реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:

зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;

рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);

зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);

насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Графическая интерпретация жизненного цикла производства

Первая стадия - внедрение новшества -- является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и не загруженность мощностей.

Вторая стадия - стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

Третья стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.

Состав и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.

. Опишите обобщенную схему анализа инновационного проекта

Рис. 3. Обобщенная схема анализа инновационного проекта

13. Оценить результат деятельности научно-исследовательских организаций за 5 лет с помощью интегрального показателя результативности деятельности.

№п/п

Название показателя

I орг.

II орг.

III орг.

IV орг.

1

Побщ

10

11

12

13

2

Пзак.

9

10

7

10

3

Пвнед

5

5

5

7

ПП

1

0

1

3

5

Собщ

1200

1100

1500

1300

6

Сзак

100

1000

1400

1300

7

Свнед

100

150

300

200

8

Снов

100

100

200

200

9

rобщ

40

45

50

30

10

rв.о.

30

30

30

20

11

rд.к.

5

6

5

4

12

Навт

0

0

0

0

13

Прац

15

16

17

18

14

Пдок

15

15

18

24

15

Ппубл

30

40

35

16

Э

400

600

1200

600


Решение:

Рассчитаем показатели оценки деятельности за 5 лет для каждой организации:

Организация I.

. Экономические результаты:


Для этого рассчитаем:

Выполнение общего объема работ:


Удельный вес тем, законченных в срок:


Внедрение результатов законченных тем:


Экономический эффект внедрения работ:


. Научно-технический уровень:


Удельный вес законченных тем:


Наличие авторских свидетельств:


. Научно-технический потенциал и его использование.


Обеспеченность кадрами высшей квалификации:


Обеспеченность кадрами с высшим образованием:


Творческая активность сотрудников

П = П1+П2+П3= 0,27+0,48+0,102=0,852

Организация II.

. Экономические результаты:

Для этого рассчитаем:

Выполнение общего объема работ:


Удельный вес тем, законченных в срок:


Внедрение результатов законченных тем:


Экономический эффект внедрения работ:


. Научно-технический уровень:


Удельный вес законченных тем:

Наличие авторских свидетельств:


. Научно-технический потенциал и его использование.


Обеспеченность кадрами высшей квалификации:


Обеспеченность кадрами с высшим образованием:


Творческая активность сотрудников

П = П1+П2+П3= 0,467

Организация III.

. Экономические результаты:


Для этого рассчитаем:

Выполнение общего объема работ:


Удельный вес тем, законченных в срок:


Внедрение результатов законченных тем:


Экономический эффект внедрения работ:


. Научно-технический уровень:


Удельный вес законченных тем:


Наличие авторских свидетельств:


. Научно-технический потенциал и его использование.


Обеспеченность кадрами высшей квалификации:


Обеспеченность кадрами с высшим образованием:


Творческая активность сотрудников

П = П1+П2+П3= 0,34+0,024+0,45=0,81

Организация IV.

. Экономические результаты:


Для этого рассчитаем:

Выполнение общего объема работ:


Удельный вес тем, законченных в срок:


Внедрение результатов законченных тем:


Экономический эффект внедрения работ:


. Научно-технический уровень:

Удельный вес законченных тем:


Наличие авторских свидетельств:


. Научно-технический потенциал и его использование.


Обеспеченность кадрами высшей квалификации:


Обеспеченность кадрами с высшим образованием:


Творческая активность сотрудников

Список использованной литературы

1.     Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. - М.: «Анкил», 2003.

2.      Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 272 с.;

.        Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник - М.: ИНФРА-М 2003. - 600 с.

.        Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического роста // Вопросы экономики. 2007 №1. с. 4-12

.        Годин С. Удойный маркетинг. Фиолетовая корова. - М: Росмэн-бизнес, 2004. - 192 с.

.        Грузинов В.Г. Экономика предприятия: Учебное пособие - М.: ЮНИТИ, 2004. - 165 с.

.        Жуков А.А., Закорин Н.Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма. - Спб., 2007.

.        Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. №7. с. 59-71

.        Кабалина В., Кларк С. Инновации на промышленных предприятиях // Вопросы экономики 2001. №7. с. 18-33

.        Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. - М.: Владос, 2000. - 639 с.

.        Кокурин Д.И. Инновационная деятельность - М.: Экзамен, 2001. - 576 с.

.        Котлер Ф., Триас де Бес Ф., Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей. - М: Альпина Паблишерз, 2010. - 208 с.

.        Крылова Е.А., Радушинский Д.А. Основы идентичности инновационных брендов. // Проблемы современной экономики. - 2010. - №2.

.        Овсяникова И. Наука и инновации в период рыночных реформ. Экономика. Право. Менеджмент. - Иркутск; ИГЭА, 2002, №5

.        Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005 - 156 с.

.        Стратегия социально-экономического развития России - инновационный путь // Российский экономический журнал. 2006 №4 с. 27-36.

.        Такер Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.

.        Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. - М.: Экономика, 2004.

Похожие работы на - Инновационный менеджмент

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!