Профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,1 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ"

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ "МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ"

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Исполнитель: студентка 211 "А" группы

Стасевич Екатерина Викторовна

Научный руководитель:

Профессор кафедры менеджмента СКД,

кандидат педагогических наук,

доцент Мойсейчук С.Б.


Минск 2013

Содержание

Введение

Раздел 1. Характеристика понятий "любительское творчество", "любительский художественный коллектив"

Раздел 2. Особенности руководства любительским хореографическим коллективом (на примере образцового ансамбля танца "фейерверк" дворца культуры металлургов города жлобина)

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в различных учреждениях культуры. Различные хореографические коллективы при Дворцах и Домах культуры, а также хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству.

Уровень и направленность обучения и воспитания хореографических коллективов зависят в первую очередь от квалификации руководителей, которые непосредственно руководят учебно-воспитательной деятельностью. Они конкретизируют цели каждого занятия, определяют формы их организации, планируют учебно-воспитательный материал, дополняя его новыми данными об истории и современной жизни танца, подбирают танцевальную музыку, определяют методы и приемы разучивания репертуара и т.п. Руководитель показывает и объясняет танцевальные движения, помогает овладеть профессиональными умениями и навыками, организует вечера практики, конкурсы, соревнования.

Чтобы квалифицированно преподавать, руководитель должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах. Организаторская деятельность требует креативности, умения принимать решения в самых неожиданных, непредсказуемых ситуациях, когда необходимо, отказываясь от готовых образцов, творчески использовать имеющийся опыт. В современных условиях изменение портрета руководителя творческого коллектива влечет за собой и изменения требований, предъявляемых к нему.

руководитель любительский хореографический коллектив

Таким образом, цель нашего исследования: изучить профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива.

Для успешного достижения цели нами был поставлен ряд задач:

раскрыть сущность понятий "любительское творчество", "любительский художественный коллектив";

изучить особенности руководства любительским хореографическим коллективом.

Объектом исследования является любительский хореографический коллектив.

Предметом исследования - личностные и профессиональные качества руководителя любительского хореографического коллектива.

Методы, использованные в ходе исследования - анализ психолого-педагогической и культурологической литературы по проблеме исследования, включенное наблюдение.

Практической базой исследования является образцовый ансамбль танца "Фейерверк".

Раздел 1. Характеристика понятий "любительское творчество", "любительский художественный коллектив"

Изучением творчества, творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, педагогика, психология, социология, история, этнография, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как "жизнь", "деятельность".

А.М. Коршунов понятие "творчество" определяет как активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей [7,c.67].

По мнению Е.И. Смирновой: "творчество - это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного, гуманного". [13, c.56]

Закон о культуре Республики Беларусь творческую деятельность определяет как вид культурной деятельности, включающая художественное творчество и другую интеллектуальную деятельность, которая завершается появлением нового, не существующего ранее самостоятельного продукта интеллектуальной деятельности в области культуры.

Свобода творческой деятельности складывается с право выбора сфер, направлений (школ), форм, приемов и методов, жанров, стиля создаваемых произведений искусства, а также репертуара исполняемых произведений, языка, стиля и манеры исполнения. Она включает аутентично - фольклорную деятельность, которая осуществляется как на профессиональной, так и любительской (непрофессиональной) основе. [9, c.2,7]

Важную роль в современном социокультурном процессе играет любительская деятельность человека. Она организовывается на добровольных началах в соответствии с принципами личного интереса и внутренними побуждениями. Формирует отношение к деятельности как к потребности. Люди сами выбирают нужное, полезное для себя дело и сами определяют путь его выполнения. Инициатива их проявляется не только в деятельности, а в деятельности добровольной, сознательной, совпадающей с интересами личности. Поведение человека не детерминируется ничем, кроме его собственных желаний и стремлений.

Широко распространенный сегодня термин "любительское творчество" впервые появился в конце XIX века и характеризовал значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различными видами любительского искусства (театры, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество). Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица). В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные представления, частушки, народные пляски, народное инструментальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направлений деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослужения, обряды, "процессии дураков", "встречи поста и масленицы", ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах, выступления ораторов, проповедников, застольные речи и песни - все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно вплеталось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор - всегда прикладное искусство, ибо никогда не обособляет себя от повседневности. [1, c.43]

Однако стоит отметить, что любительская деятельность - это деятельность, соответствующая оптимальным нормам функционирования организма и психики. Если в бытовых и особенно в трудовых занятиях ритм и темп деятельности, как правило, определяются внешними факторами, то здесь они целиком зависят от внутренней направленности и желаний человека. Столь высокий уровень свободы и самостоятельности является поистине идеальным и в современных условиях может иметь место только в области свободного времени. По этой и ряду многих причин переключение из сферы утилитарного и институционно-ограниченного поведения в сферу любительских занятий всегда связано с яркими положительными переживаниями, среди которых доминирующими являются чувства удовольствия и наслаждения. Человек получает возможность распоряжаться собой по собственному усмотрению, а это всегда приятно и очень высоко ценится.

Любительство характеризуется не только широкой возможностью свободного выбора конкретного вида занятий, но и довольно большой самостоятельностью субъекта в ходе этих занятий. По единоличному или коллективному желанию деятельность может быть приостановлена, отложена, перенесена во времени, заменена другой деятельностью. Еще больший простор имеют любители в регулировании ритма и темпа своих действий, срока выполнения намеченных заданий, в решении вопросов, связанных с самоуправлением и т.д. Возникающие здесь отношения по природе своей не приемлют категоричности; любой диктат и любое навязывание тотчас разрушают основное привлекательное качество досуга - ощущение свободы.

Любительская деятельность - это деятельность, которая в значительной мере направлена на изменение самого субъекта деятельности. Человек реализуется здесь во всей целостности своих созидательных сил. Необходимость решать в этой деятельности разнообразные и многочисленные проблемы творческого плана, стремление создавать продукты, неизмененным свойством которых является уникальность, естественно ведут к наиболее полному раскрытию внутренних потенций личности.

Поскольку в условиях социокультурных центров любительство носит преимущественно совместный характер, в процессе его успешно формируется и совершенствуется коммуникативный потенциал личности. Речь идет о таком личностном свойстве, как общительность, о системе практических умений и навыков общения, о способности кооперировать свои усилия с действиями партнеров и т.д.

Доктор педагогических наук Е.И. Смирнова, ведущий специалист по вопросам теории любительского художественного творчества, в своей работе "Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление" выделяет две основные категории самодеятельности:

.самодеятельность в области потребления художественной культуры;

2.самодеятельность в области производства художественных ценностей.

К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова относит:

.Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов);

2.Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова);

.Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца);

.Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства);

.Цирковое искусство (коллективы циркового и оригинального жанра);

.Киноискусство (фото-кружки, детские любительские киностудии);

.Техническое творчество (моделирование, радиоэлектроника, клубы изобретателей и рационализаторов и др.)

Необходимо отметить, что самодеятельное творчество играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. К примеру, хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца. Формирование активной, духовно богатой личности - цель самодеятельного театра. Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.

По мнению исследователя Л.П. Емельяновой, художественная самодеятельность является не только школой собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более важно, - школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны. [4, c.123]

Любительские занятия представляют собой весьма эффективный вид рекреации. Об этом свидетельствуют не только повседневный опыт, но и специальные научные исследования. Изучая проблемы адаптационного синдрома, знаменитый канадский ученый Ганс Селье пришел к выводу, что практически каждому взрослому человеку необходимо наряду с основной работой иметь любительское увлечение, как можно более приятное, полезное и созидательное. Подобное хобби, по его мнению, становится для личности отдушиной, дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения, отвращает от вредного безделья или бегства в воображаемую жизнь с помощью алкоголя и наркотиков. [15, c.16-35]

Любительское творчество - уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг - это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности. Поэтому наиболее объективная оценка деятельности любительского творчества - это динамика интеллектуального и общекультурного развития личности любителя. [8, c.21-25]

Тем самым, можно сказать, что "любительство" сегодня - это такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способность "творить", стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного творчества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результате ими создаются материальные и духовные ценности.

По нашему мнению, в процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессиональной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности человека, его профессией. Любитель - творец - "сам себе хозяин", "сам себе режиссер", создающий свой собственный мир, проявляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию.

Определим, что же такое непосредственно сам любительский художественный коллектив?

Согласно закону о культуре Республики Беларусь, любительским художественным коллективом признается коллектив, который складывается с физических лиц, совместно занимающихся художественным творчеством, как правило, на общественных началах, за исключением, руководителя любительским коллективом, который работает на профессиональной основе. Статус коллектива подтверждается паспортом любительского коллектива. [9, c.25]

Коллективы любительского творчества осуществляют свою деятельность на базе государственных, профсоюзных, ведомственных учреждений культуры, высших, средних специальных, средних учебных заведений, учреждений внешкольного образования и воспитания, воинских частей, предприятий разных форм собственности, общественных объединений, творческих союзов и др.

Основными принципами деятельности коллективов любительского художественного творчества являются добровольность, общность интересов, доступность, сочетание личной инициативы, организации и самоорганизации. [12, c.688]

В зависимости от целей и задач, стоящих перед любительскими художественными коллективами, доктор педагогических наук Е.И. Смирнова классифицирует их по следующим основным признакам:. По ориентации на основные пласты художественной культуры:

. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложкарей и т.д.);

. Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни в профессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубы самодеятельной песни и др.). По типам творчества:

. Исполнительская художественная самодеятельность (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые коллективы);

. Авторская и авторско-исполнительская самодеятельность (самодеятельные композиторы, литературные объединения, студии изобразительного искусства и т.п.);

. Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс, пародии и др.). По степени организованности и субъекту организации:

. Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная, нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.);

. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, телевизионный клуб "Что? Где? Когда?");

. Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социально-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически-направляемая.. По преобладающему виду деятельности:

. Объединения учебного типа (студии);

. Объединения познавательного и художественно-исследовательского типа (объединения искусствоведческой направленности, дискуссионный клуб "Культура и духовный мир личности", клуб любителей поэзии Б. Пастернака и т.п.);

. Художественно-пропагандистские и художественно-организаторские (агитбригады);

. Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, "Папа, мама и я - спортивная семья");

. Творческие объединения (коллективы художественной самодеятельности);

. Объединения комплексного типа.. По месту локализации (расположения):

. Сельская художественная самодеятельность;

. Художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);

. Художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).. По возрастному составу:

. Детская художественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст, подростки, юношество);

. Художественная самодеятельность взрослых (молодежь и старшие возрастные группы);

. Разновозрастные по составу коллективы художественной самодеятельности. [14, c. 205]

Тем самым хотелось бы отметить, что коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей, отличается внутренним единством, организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью. В нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Вступая в коллективные связи, личность приобретает благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребности в творческой самореализации, применения способности и дарований, для самопроявления и самосовершенствования.

Таким образом, любительский художественный коллектив - это организованная группа, в которой все участники объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех, и в которых межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной художественно-творческой деятельности.

Раздел 2. Особенности руководства любительским хореографическим коллективом (на примере образцового ансамбля танца "фейерверк" дворца культуры металлургов города жлобина)

На первых этапах своего существования любой хореографический коллектив состоит из руководителя коллектива и его учеников. Впоследствии, по мере роста коллектива, увеличения числа танцевальных постановок, осуществления масштабных проектов (хореографические спектакли, шоу программы, мюзиклы) увеличивается и штат педагогов. Появляются собственный костюмер, дизайнер костюмов, менеджер, продюсер, финансовый директор. Хотелось бы заметить, что на первоначальных этапах формирования коллектива, а также в коллективах организованных на любительской основе руководитель совмещает в себе все вышеперечисленные должности. Для того чтобы успешно осуществлять процесс педагогической деятельности в хореографическом коллективе, руководитель должен обладать следующими функциями:

.Коммуникативная. Очень важная функция, которую руководителю необходимо формировать и развивать. Ее специфика состоит в непосредственном общении руководителя и участников коллектива между собой, включающее их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях такое общение руководителя с участниками устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других - в процессе обсуждения конкурсов и соревнований.

2.Организационная функция. Руководителю также необходимо иметь и организаторские способности. Прежде всего, они сказываются в умении планировать свою деятельность, в которой воедино слита его профессионально-хореографическая и психологическая подготовленность. В плане должны чередоваться различные компоненты работы с участниками; от интенсивных нагрузок до небольших пауз отдыха. Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у участников чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное. [17, c.45]

Организаторские способности руководителя непосредственно влияют на эффективность каждого учебного занятия и всего процесса обучения в целом. В самом деле, если, например, руководитель - прекрасный исполнитель танцев и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, то его занятия могут оказаться малопродуктивным.

Чтобы добиваться успехов в осуществлении поставленных целей и быть готовым к преодолению трудностей, возникающих в учебном процессе, руководитель должен вырабатывать у себя необходимые волевые качества. Целеустремленность, настойчивость, упорство, умение владеть собой, все это позволяют руководителю даже при создавшихся неприятных обстоятельствах успешно справиться с возникшими затруднениями, сохранить выдержку и терпение.

Обязательное для руководителя качество - гуманизм, т.е. отношение к человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности участника коллектива, из сочувствия, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Участники любительских коллективов видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Руководитель - это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни участников. Пробуждать интересы, вести участников за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как самодеятельный коллектив, обязывает руководителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Руководитель - образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец. Профессионально необходимыми качествами руководителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности руководителя участники не должны чувствовать и видеть. Еще А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая машина. [10, c.244] Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на участников, не нервничать по пустякам.

Руководитель призван быть организатором всей художественно-педагогической деятельности коллектива. Организаторские способности выражаются в умении осуществлять триединство деятельности коллектива, то есть жить перспективой и учитывать развитие по спирали, следовательно, уметь планировать свою работу так, чтобы в нее входили психолого-педагогические и художественно-технологические компоненты.

Руководитель должен уметь гармонично сочетать разнообразные формы занятий с чередованием интенсивных и небольших нагрузок, сосредоточенность - с расслабленностью. Правильно организованные занятия приносят всем чувство удовлетворения и радость от встречи с искусством, друг с другом.

От компетенции, художественно-педагогической подготовленности и способностей руководителя во многом зависит будущее любительских коллективов. Повышение удельного веса руководителей со средним и высшим специальным образованием, улучшение системы их переподготовки, более целенаправленная и систематическая помощь со стороны профессиональных коллективов, неуклонное повышение качества информационно-методической помощи - таков неполный перечень факторов, влияющих на рост их художественно-педагогической квалификации.

Педагогическое самообразование руководителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности самодеятельного коллектива.

Профессия руководителя коллектива имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным "рабочим инструментом". И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в профессии руководителя как педагога личностный рост - непременное условие достижения профессионализма.

По мнению Т.В. Тарасенко для начала деятельности в хореографическом коллективе необходимо выполнение ряда важных условий:

.Обеспечение каждому члену хореографической группы или коллектива возможности для активного участия в ее делах;

2.Получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах;

.Использование в группах или коллективах таких новых взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план;

.Воссоздать в практической деятельности детских групп и коллективов социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающихся групп и коллективов следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни;

.Выявление задатков ребенка и превращение их в способности. [16, c.29]

Первое из обозначенных условий может быть выполнено тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Практика показывает, что оптимальной по составу является группа численностью от 3 до 7 человек. Объясняется это тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие каждого человека в совместной деятельности, позволяя вместе с тем наилучшим образом распределить обязанности между членами группы и скоординировать их действия.

Для того чтобы выполнить второе условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый и разнообразный опыт, усваивать различные формы ролевого поведения, выстраивать нужные и достаточно гибкие коммуникативные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньшей по величине должна стать группа, в которой все это происходит.

Третье из названных условий будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократичной основе. Это в данном случае означает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходится с мнением большинства других членов группы, то за самим ребенком остается право поступить в том или другом случае по-своему.

Нередко то, чем на практике заняты детские группы и коллективы, бывает достаточно интересно для детей как развлечение, но настолько оторвано от социальной действительности и взаимоотношений взрослых людей, что практически не готовит ребенка к жизни. Для того чтобы коллективные формы детского существования стали для них настоящей школой жизненней подготовки, необходимо обеспечить выполнение четвертого условия. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов, по-видимому, не обойтись. Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем. В их число обязательно должны органически войти те виды совместной деятельности детей, в которых решаются проблемы нравственного, политического, экономического и культурного характера. Виды деятельности, в которые практически включаются дети, должны не только готовить их к жизни, но и психологически развивать. В общении со сверстниками ребенок не просто удовлетворяет свои потребности - такая единственная функция совместной деятельности не имела бы особой ценности, но развивается, а настоящее развитие возможно лишь в процессе постановки и решения разнообразных задач. Детские группы и коллективы должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зоне ближайшего (потенциального) развития ребенка.

Рассмотрим особенности работы руководителя в образцовом ансамбле танца "Фейерверк" Дворца культуры Металлургов города Жлобина.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное "я" как составную часть орудия "общества, посредством которого, оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа". [2, c.317]

Образцовый ансамбль танца "Фейерверк" был создан в 1994 году под руководством Сосновой Елены Емельяновны. В состав ансамбля входят подготовительная, младшая и старшая группы, в которых занимаются мальчики и девочки в возрасте от 6 до 16 лет. На занятиях дети учатся основам хореографии, артистизму, музыкальности. Большое значение отводится знакомству с белорусским танцевальным творчеством. Репертуар образцового ансамбля "Фейерверк" разносторонний. В него входят народные, эстрадные, стилизованные танцы. В 2000 году ансамбль получил звание "Образцовый".

У "Фейерверка" яркий список побед и наград:

Диплом I степени Международного фестиваля детского творчества "Золотая пчелка, г. Климовичи, 2006 г.;

Гран-при международного детского фестиваля "Танцующий Коктебель", 2008 г., Украина, г. Коктебель;

Диплом I степени III открытого конкурса молодых исполнителей "Шаную цябе, Белая Русь - 2010 (г. Минск);

Лауреат II степени областного смотра-конкурса народных и образцовых хореографических коллективов им.А. Рыбальченко.

Также высокое мастерство юных исполнителей было отмечено дипломами разных степеней на международных фестивалях: "Земля под белыми крыльями" (г. Мозырь), "Сожскі карагод" (г. Гомель), "Рождественская музыкальная лестница" (г. Жлобин), "Праздник танца" (г. Мурманск), "Русский портрет в белорусском интерьере" (г. Жлобин), в национальном телевизионном конкурсе юных талантов "Сузорье надзей". По приглашению немецкого фонда "Мы - детям Чернобыля" коллектив выступал с концертами в Германии, а руководитель Елена Соснова получила "Падзячнае пісьмо" областного центра народного творчества за вклад в сохранение и возрождение лучших традиций белорусской национальной культуры в разнообразных её проявлениях, за особый вклад в дело духовного обогащения человека, формирования его эстетических вкусов и культурного кругозора.

Несомненно, именно танец имеет огромное значение в воспитании и образовании участников коллектива. Роль хореографии в любительском художественном коллективе - это воспитание в самом широком смысле слова, воспитание художественно-творческое, средствами искусства, а также формирование подготовленного зрителя.

Каждый коллектив развивается по общим законам и по своим внутренним. Во-первых, общим, что определяет его развитие, являются единые условия социальной жизни, окружающая действительность. Во-вторых, каждый тип коллектива имеет свои, присущие только ему особенности развития. В-третьих, на этот процесс влияют оптимальные меры, которые выделяют данный коллектив из ряда однородных.

Танцевальный коллектив, как и любой другой, имеет свои особенности внутренней организации и педагогического воздействия на участников. Не является исключением и образцовый ансамбль танца "Фейерверк", основной предмет деятельности которого - искусство, а основная цель - формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей людей. В коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей.

Воспитательный и образовательный процесс в любом коллективе специфичен по организационным формам и характеру деятельности, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива. В образцовом ансамбле танца "Фейерверк", педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению детей в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений. Так на занятиях дети не только получают знания, но и учатся в первую очередь общению.

В младшем школьном возрасте происходит формирование начальных детских убеждений и здесь главное не "сломать" ребёнка. На занятиях руководителю коллектива необходимо создавать ситуацию успеха, которая определяется сочетанием условий, обеспечивающих сам успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать педагог. Так же большими помощниками для руководителя являются дети старшей группы.

В подростковом периоде (11 - 15 лет) у детей формируется потребность во "взрослом" обращении. Возникновение чувства взрослости у подростка - одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций. Тем самым дети подражают педагогу, сверстникам. Возникает потребность самоутверждения, занять достойное место в коллективе. И это им предоставляется в работе с малышами. У них воспитывается чувство ответственности за себя и подопечных. Так старшие участники коллектива помогают "разбирать" сложные комбинации, на концертах помогают с костюмами и гримом. Малыши же "заряжают" старших своей энергией, оптимизмом.

Педагогический процесс в образцовом ансамбле танца "Фейерверк" строится по принципу урока - репетиционные, коллективные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение руководителя и участников коллектива.

Урок состоит из ряда этапов, первым из которых является разминка, состоящая из стабильного комплекса упражнений, цель которой - разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения, заторможенности). Этому способствуют привычный, индивидуально подобранный комплекс упражнений.

Следующим этапом урока является непосредственное разучивание новых и отработка, т.е. "оттачивание до автоматизма", уже ранее разученных танцевальных движений и комбинаций. Это способствует развитию у участников коллектива зрительной и двигательной памяти, музыкальности и чувство ритма, выработке эстетически правильной осанки и походки. Кроме этого у участников воспитывается чувство ответственности за общее дело, прививаются навыки культурного поведения и внимательного отношение друг к другу, умение искренне радоваться достижениям своих одноклассников, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

Заключительным этапом урока является повторение и отработка уже готовых танцевальных номеров, совершенствование техники и манеры исполнения. Что и отражает главную цель, которую преследует коллектив в ходе учебных занятий - представление освоенных навыков и умений на "обозрение" зрителей.

Отдельно хотелось отметить вопросы подбора репертуара в образцовом ансамбле танца "Фейерверк". Главные проблемы, с которыми сталкивается руководитель в ходе работы - это, прежде всего, взаимосвязь репертуара с учебно-воспитательной работой, тематическая направленность репертуара и положительное отношение к нему участников коллектива, создание оригинальных произведений с целью развития творческой активности участников.

Репертуар коллектива, главным образом, складывается благодаря творческой фантазии его руководителя. Соснова Елена создает самобытное, неповторимое лицо творческого коллектива, а также с большой ответственностью относиться к своей работе. Главным образом, она старается, чтобы репертуар коллектива был разнообразным. Это проявляется в использовании различных жанров, видов и форм танца при постановке хореографических произведений. В связи с этим она использует при формировании репертуара хороводы, пляски, переплясы, кадрили, а также эстрадные номера. Большое внимание она уделяет постановкам стилизованных народных танцев, которые находят положительное отношение у участников коллектива. Это такие номера как "Жавароначкi", "Уличный джаз", "Каханачка" и другие.

Хотелось бы отметить не только разнообразный хореографический репертуар, но и своеобразный и уникальный музыкальный материал коллектива, который отличается выразительностью и содержательностью. Соснова Елена подходит к музыке как к неотъемлемой части танца, старается раскрыть содержание музыки, добиться того, чтобы движения танцоров и музыки составляли единое целое. И как результат этого создаются хореографические произведения, составляющие высокую художественную ценность.

Таким образом, Елена Соснова как талантливый руководитель направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них она прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств, для всестороннего их развития. Как опытный руководитель, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. Тем самым, следует отметить, что занятия детей в образцовом ансамбле танца "Фейерверк" являются прекрасным средством их воспитания, так как:

. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство "локтя", чувство ответственности за общее дело.

. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.

. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.

Заключение

Основные выводы по теме исследования:

.Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и, в конечном счете, его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество.

Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает множество людей разного возраста участвовать в самодеятельности. Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему по душе. Любительство сегодня - это такой вид деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способность "творить", стремиться к конкретной нравственной цели. Основная задача любительского творчества заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результате ими создаются материальные и духовные ценности.

.Детские хореографические коллективы вызывают сегодня самый большой интерес среди всех жанров у детей и их родителей. Имеющие самый большой количественный состав в системе детского художественного творчества, они обладают весьма значительным воспитательным потенциалом, определяемым природой хореографического искусства и необычными возможностями построения педагогического процесса.

Деятельность руководителя - это деятельность специалиста широкого профиля, сложная, комплексная, включающая художественно-творческое, педагогическое и организаторское направления. В этом ее специфика, определяя которую следует подчеркнуть, что указанные направления - это не просто педагогическая, организаторская, а художественно-педагогическая, художественно-организаторская деятельности, которые наряду с художественно-творческой предполагают высокий уровень художественной культуры. Сущность профессиональной деятельности руководителя творческого коллектива определяет сущность его профессионального мастерства как синтез профессионализма, творческой неповторимости, высокой духовности личности, увлеченной своей профессией, самосовершенствующейся, стремящейся к творческой самореализации.

Список использованных источников

1.Алексеева, Э.Ф. Фольклор в контексте народной культуры / Э.Ф. Алексеева. - М.: Советский композитор, 1998. - 237 с.

2.Выготский, Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова <http://teatr-lib.ru/Library/Personal/Ivanov_Vyacheslav_Vsevolodovich.htm>, коммент. Л.С. Выготского <http://teatr-lib.ru/Library/Personal/Vigotsky_Lev_Semenovich.htm> и В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева <http://teatr-lib.ru/Library/Personal/Leontiev_Aleksey_Nikolaevich.htm>. - 3-е изд - М.: Искусство, 1986. - 573 с.

.Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Е.И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284с.

.Емельянов, Л.П. Фольклор и художественная самодеятельность / Л.П. Емельянов. - Л.: Наука, 1992. - 256 с.

.Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом / Л.Д. Ивлева. - Челябинск, 2004. - 258 с.

.Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А.С. Каргин - М.: Просвещение, 2008. - 365 с.

.Коршунов, А.М. Теория отражения и творчество / А.М. Коршунов. - Москва: "Политиздат", 1971. - 255 с.

.Мурашко, В.Г. Коллективы любительского художественного творчества в современной социокультурной ситуации // Социально-педагогическая работа - 2010. - № 9 - с.21-25

.Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Режим доступа: http://www.pravo. by <http://www.pravo.by>. - Дата доступа: 04.04.2013.

.Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 399 с.

.Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л.Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 325 с.

.Сивурова, Л.П. Любительское художественное творчество // Современная Беларусь: Энциклопедический справочник. В.3 т. Т.3. Культура и искусство / редкол.: М.В. Мясникович [и др.]. ― Минск: Белорус. наука, 2007. - С.683-729.

.Смирнова, Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся культурно просветительных учреждений: Учебное пособие для студ. культ. - просвет, фак. ин-тов культуры, искусств, пед. вузов и ун-тов / Е.И. Смирнова. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.

.Смирнова, Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.05/Е.И. Смирнова. - М., 1989. - 488 с.

.Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. - 2-е изд. - Москва: МГУКИ, 2003. - 296с.

.Тарасенко, Т.В. Развитие профессиональных навыков менеджера танцевального коллектива / Т.В. Тарасенко. - Ауезовские чтения-3. ЮКГУ им.М. Ауезова, 2001. - Т.3. - с.29-31

.Ткаченко, С.Т. Работа с танцевальным коллективом / С.Т. Ткаченко. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.

Похожие работы на - Профессиональные и личностные качества руководителя любительского хореографического коллектива

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!