Аспектный подход в разработке проблем управления и соответствующие научные школы управления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,57 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аспектный подход в разработке проблем управления и соответствующие научные школы управления

Введение

«Аспектный подход в разработке проблем управления и соответствующие научные школы управления» - такова тема данного реферата. Проблемы управления изучаются с давних времен по сегодняшний день. Ученые разных периодов предлагали свои подходы и соответствующие школы, которые занимались изучением проблем управления.

В следующей части работы мы познакомимся с основоположниками определенных теорий, увидим сравнительную характеристику взглядов авторов.

В заключительной части представлены необходимые условия, касающиеся вопросов управления которые необходимо соблюдать, чтобы организация была успешной и высокоэффективной.

1. Что такое управление?

В наше время управление является одним из основных видов деятельности. В современном мире этим занимается такая наука как менеджмент. Образовано слово менеджмент от латинского слово «manceps», что означает предприниматель, подрядчик.

На основании слов социолога Энтони Джея, менеджером называли того, кто выполнял какие либо управленческие функции, осуществлял надзор за производственными процессами в отсутствие собственника предприятия .Если судить по другим исследованиям «менеджемент» может происходить от слова «manus» - рука (обозначало искусство управления, управление лошадьми, оружием).

Сейчас «менеджмент» используется как термин, употребляющийся в сфере управленческой деятельности, обозначающий качественное и эффективное управление. Управление появилось с давних времен, всегда людям требовалось, чтобы работа была спланирована, были распределены обязанности, каждому объяснялись его выгоды. Даже если уйти в далекую древность, можно привести пример. При охоте на животных следовало изначально кому то взять все в руки и определить функции каждого охотника в данном процессе, в роли этого человека тогда выступал вождь. Нужно было мотивировать охотников, следить за их работой.

Управление в условиях рыночной экономики получило название менеджмента. Его задача: удовлетворить потребности рынка, повысить эффективность производства, предоставить свободу в принятии решений, разработать цели и программы и контролировать их выполнение, мотивировать сотрудников. Как утверждал К. Макс: «Всякий непосредственно общественный труд, осуществляемый в сравнительно крупной масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками и выполняет общие функции.» История управленческой мысли позволяет нам анализировать прошлое, лучше понимать настоящее и правильно прогнозировать будущее. Развитие науки об управлении иллюстрирует то, что оставались только те концепции управления, которые проверялись практикой и временем. При изучении этой науки необходимо знать хронологию принципов формирования и развития управленческой мысли.

История развития науки управления свидетельствует о том, что разработано множество теорий, в которых отражены различные взгляды, касающиеся проблем менеджмента. В связи с тем, что представители различных школ используют теории и концепции других школ, сложна классификация основных этапов и школ управления.

Подходы и школы изучения науки управления и сравнительная таблица (на основании учебного пособия, И.И. Семеновой «История менеджмента»)

Исторический подход - хронологический принцип, периодизация этапов науки управления. Определились особенности системы управления при смене общественно-экономический формаций.

Систематизация управленческих проблем (Кунц и С.О. Доннел) - систематизация имеющихся научных знаний. Выделили такие подходы к исследованию управленческих проблем:

) эмпирический, или основанный на анализе конкретных ситуаций (изучается предшествующий опыт успеха и неудач, с целью использования его в сходных ситуациях в будущем. Правда, по мнению ученых, вероятность возникновения аналогичных ситуаций в будущем ничтожна)

) с точки зрения межличностных отношений (в основе лежит человеческий фактор, рассматривается процесс управления с позиции лидерства и с позиции поведенческих наук. Люди работают вместе, для достижения общей цели)

) с позиции группового поведения (связан с подходом межличностных отношений, охватывает широкий круг вопросов- от изучения малых групп до повседненденческого состава больших групп на каком - либо предприятии).

) как к процессу функционирования кооперативной социальной системы (отношения между людьми рассматриваются как кооперативная социальная система. Ч. Барнард - отец школы социальных систем, разработал систему сотрудничества (кооперации) и теорию кооперированных систем, рассматривал социальные элементы и взаимосвязи между ними)

) как к социо-технической системе (Основоположник: Э.Л. Трист. Рассматривал организацию как 2 системы : социальную и техническую( они взаимосвязаны)

)с точки зрения принятия решений (решения в организации должны приниматься интеграционно)

) как к процессу обмена информацией, средоточием которой является управляющий

) операциональный подход (функционирование трех систем: перерабатывающая, обеспечение, планирование и контроль).

. Пять школ американского менеджмента Д.М. Гвишиани

Джермен Михайлович Гвишиа́ни (1928-2003) - советский философ и социолог, специалист в области управления. Доктор философских наук, профессор, Академик АН СССР (1979), РАЕН (1990). Член ВКП(б) с 1951 года

) Классическая (традиционна школа): родоначальник-Ф. Тейлор. Американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента.

Представители этой школы рассматривали организацию как формальную, закрытую систему, не имеющую связь с внешней средой.

) Школа человеческих отношений: представители - Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лайкарт, К. Арджирис, Д. Макгрегор и др. Основное внимание уделялось групповым отношениям и нормам, проблемам конфликтов и сотрудничества.

) «Эмпирическая» школа - исследования, основанные на практическом опыте. Представители: П.Ф. Друкер, Р.Дэвис, Э. Дейл, А. Слоун (мл), Л. Эппли, А. Чандлер, Э .Петерсон, Э. Шоумен, А. Коул, А. Свенсон, У. Беннис, Т. Ливитт и др, почти все являются крупными менеджерами, связаны с американскими корпорациями. Объединили такие подходы как «классический» и « человеческих отношений».

) школа «социальных систем»- основоположники Ч. Барнард, Г. Саймоне. Рассматривают организацию как систему, единое целое. Элементы системы, их влияние друг на друга и на систему в целом.

) «Новая школа науки управления»- представители: Л. Берталанфи, А. Рапопорт, К. Боулдинг, Р. Акофф, Д. Экман, У. Хитч, А. Энтховен, Ч. Шульц, Л. Клейн, А. Гольдбергер и др) системное изучение процессов принятия решений с применением математических методов и новейших технический средств.

. Классификация О.С. Виханского и А.И. Наумова

Оле́г Самуи́лович Виха́нский (род. 27 апреля 1946 года, Москва) - один из основоположников и лидеров российской школы менеджмента. Декан Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова, основатель и Генеральный

В основе классификации Наумова и Виханского положили 3 основных элемента управления - задачи, человека и управленческую деятельность. По мнению указанных авторов, внимание всегда уделялось или на один из этих элементов или же на все с привязкой их в единое целое.

Управленческую мысль разделили на 2 группы:

)«Одномерные» изучения об управлении- применимы к одному из элементов управления. Ких числу отнесены : «научное управление», «школа человеческих отношений», «бихевиористские учения менеджмента», теория X и Y, организационные теории.

) «Синтетические» учения об управлении - опираются на все 3 элемента, тесно взаимосвязаны с внутренней и внешней средой организации. К их числу отнесены : концепция управления по целям, Ситуационные теории управления, системные концепции менеджмента (концепция «7 С»), теория Z

. Классификация подходов и школ управления первой половины XX века

Подход с точки зрения научного управления - школа научного управления (основной силой, подновившей научный интерес к управлению была промышленная революция (XVIII век). Тейлора называют «отцом научного менеджмента», им было предложено использовать научные методы для изучения труда и управления. Основные идеи научного менеджмента: если проводить наблюдения, замеры и анализ можно добиться больших успехов в совершенствовании многих операций ручного труда и добиться повышения производительности. Тейлор выделил 5 принципов повышения производительности труда: изучение задачи и анализ движений, описание каждого движения (сил и времени на него потраченных) устранение лишних движений, минимум физических и умственных усилий, изменение конструкции инструментов. Учитывался и человеческий фактор, использовали стимулирование, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности труда, новые формы и нормы оплаты труда, перерывы в работе, подбор и обучение людей. Как сделать чтобы каждый рабочий работал как машина?

Административный подход - классическая (административная школа управления - основатель Анри Файоль, предложил рассматривать управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Анри Файоль предложил такие понятия как функции и принципы менеджмента. Он выделил 5 основных функций: прогнозирование, планирование, организация, контроль, координирование. Все функции взаимосвязаны. Также ввел 14 принципов менеджмента: разделение труда (привело бы к производительности труда, возможность сосредоточения на определенных операциях), полномочия и ответственность (право отдавать приказы ведет за собой ответственность), дисциплина (для поддержания дисциплины необходимо наличие руководителей на всех уровнях), единоначалие (каждый работник отчитывается перед одним руководителем) единство действий (группа работников должна работать по единому плану, направленному на достижение поставленной цели), подчиненность интересов (интересы организации должны стоять выше интересов отдельных работников) вознаграждение (наличие справедливых методов стимулирования труда), централизация (естественный порядок в организации, имеющий управляющий центр), скалярная цепь (организационная иерархия), порядок, справедливость (взаимное уважение сотрудников), стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух (сплоченность коллектива)

Подход с точки зрения человеческих отношений и подход с точки зрения науки о поведении - школа психологии и человеческих отношений. Школа поведенческих наук (большой вклад внесла Мери Паркер Фоллетт. Основной предмет заботы современного менеджмента - улучшение человеческих отношений. По мнению Фоллет, предприятие должно прогрессировать, если работникам будет предоставлена возможность быть партнерами в бизнесе. Поощрять интерес сотрудников к работе, привлекать их к обсуждению нововведений, обеспечивать возможности для общения и обмена опытом.

Подход с точки зрения количественных методов - школа науки управления (количественная) - основоположники Д. Форестер, А. Раппопорт, Р. Калман, Л. Клейн. Основная мысль теории состоит в том, что в управлении организаций было бы рационально использовать количественные методы, опирающиеся на такие науки как :теория принятия решений, теория исследования операций, теория игр, теория массового обслуживания, теория оптимальных систем, статистический анализ и др. Использование данного метода позволяет экономить время и одновременно обрабатывать большие объемы информации, что успешно влияет на развитие организации.

Новые подходы к управлению:

процессный (рассматривает функции управления как взаимосвязанные)

системный (рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов

ситуационный (сохраняется концепция процессного подхода, но требуется учет специфики определенной ситуации)

На основании всего вышеперечисленного, я хочу отметить, что можно четко выделить - все подходы и школы в некой степени взаимосвязаны, а какие- то дополняют друг друга. Как уже отмечалось, история - это сложный процесс, и вводя что то новое обязательно изучается предыдущий опыт, из-за чего и получается, что какие- то взгляды, теории сохраняются, какие то совершенствуются, а от каких-то со временем отказываются. Хотелось бы привести сравнительную таблицу, в которой я объединила основоположников различных направлений, теории которых схожи друг с другом. И на основании данной таблицы выразить точку зрения, касающуюся процесса управления.

Таблица 1 Сравнительная таблица подходов и школ различных представителей

Представители Название (теории, школы, подхода)ИдеяКунц и О.С Дейл, П.Ф. Друкер, Р.Дэвис, Э. Дейл, А. Слоун (мл), Л. Эппли, А. Чандлер, Э .Петерсон, Э. Шоумен, А. Коул, А. Свенсон, У. Беннис, Т. Ливитт и дрЭмпирический Эмпирическая школаИдеи основаны на практическом опыте. Учитываются варианты решения проблем управления в том или ином историческом периоде.Исторический Кунц и О.С Дейл, Мери Паркер Фоллетт, Э. Мэйо, Р. Лайкарт, Д. Макгрегор и др.Межличностные отношения человеческие отношения школа человеческих отношенийИдеи данных представителей во многом схожи, в центре внимания человеческие отношения. Мотивация сотрудников, стимулирование, обучение, забота о них.Л. Берталанфи, А.К. Боулдинг, Р. Акофф, Д.У. Хитч, А. Энтховен, Л. Клейн, А. Гольдбергер и др«новая школа науки управления»В управлении следует использовать научные методы управления, вычислительные науки. Это поспособствует точному выявлению проблем и их решению.Д. Форестер, А.Р. Калман, Л. Клейн. И дрКоличественные методыТейлор Научное управлениеСовременные подходы-процессный -системный -ситуационный Все происходящие в организации процессы тесно взаимосвязаны. Для качественного управления необходимо соблюдение норм во всех областях, учет всех выделенных принципов и функций. Анри ФайольАдминистративный подход

. Выражение личной позиции

Я выделила группы идей, схожих по смыслу. Во всех есть свои плюсы, все можно использовать на практике. Однако, на мой взгляд, не следует ограничиваться, делая акцент на какую-то определенную область. Ведь все процессы, происходящие в организации должны быть согласованы, только тогда можно прийти к цели и успешно вести дела. Нужно опираться и на опыт предыдущий. Это поспособствует тому, что ошибки прежних лет не будут повторяться, будет изобретаться что то новое.

Благоприятные отношения между людьми в организации также являются неотъемлемой частью успешного управления. Нужно поощрять сотрудников, вовлекать их во все процессы, происходящие в организации. Это в свою очередь приведет к высокому уровню мотивации у сотрудников.. Если человек действительно получает удовольствие от своей работы, если он изначально мотивирован, он будет выполнять требования на высоком уровне, и его производительность труда при этом будет расти.Труд является одним из основных факторов производства. Без человеческого труда невозможно представить деятельность любой организации.

«Научная школа управления» указывает, что управление посредством научных методов является наиболее эффективным. В последние годы очень сильна тенденция к автоматизации и компьютеризации производства - это позволило бы значительно снизить издержки. Однако, не все позиции возможно заменить роботами.

Афоризмы об управлении, которые можно соотнести со школами управления.

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

Г.Муррей

Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости.

А.Шопенгауэр

Оставьте мне мои фабрики, но заберите моих людей, и скоро полы заводов зарастут травой. Заберите мои фабрики, но оставьте мне моих людей - и скоро у нас будут новые заводы, гораздо лучшие прежних.

Эндрю Карнеги

Заключение

Как мы видим в таблице, современные подходы ( процессный, системный, ситуационный) акцентируют взаимосвязь всех теорий,школ, подходов. Некоторые из них схожи, некоторые дополняют друг друга. Например, сначала появились «Теория X» и «ТеорияY».«Теория X», разработанная Зигмундом Фрейдом, заключала в себя идею о том, что все люди ленивы, над ними нужен жесткий контроль, у них нет инициативы и амбиций, а также они избегают ответственности. Поэтому их нужно принуждать к работе и даже наказывать. Так называемый метод «кнута и пряника». « Теория Y» разработана Дугласом Макгрегором. В данном случае люди желают работать, это им интересно, они хотят достигнуть успехов в сложной работе, саморазвитья и приводить организацию к благоприятным результатам. Чуть позже появилась теория «Z», она не была столь радикальной как 2 предыдущие. Под эту теорию подходил работник, который поставил перед собой стабильные цели,предпочитает работать в группе. То есть как мы видим, на основании двух первых теорий была создана третья, наиболее оптимальная.

управление менеджмент научный

Список использованной литературы:

1)И.И. Семенова, Москва, 2009 учебное пособие «История менеджмента»

2)Маркс К., Энгельс Ф. 1839-1844, Сочинения

)А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева, Москва 2010 учебник «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности»

4) В.М. Маршев, Москва, 2005 учебник «История управленческой мысли»

Похожие работы на - Аспектный подход в разработке проблем управления и соответствующие научные школы управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!