Проблемы формирования и использования прибыли предприятий на примере ОАО 'Магнит'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы формирования и использования прибыли предприятий на примере ОАО 'Магнит'








КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблемы формирования и использования прибыли предприятий на примере ОАО «Магнит»


Введение

Проблемы формирования и использования прибыли предприятий всегда представляли интерес для экономистов не только с теоретической точки зрения, но и с позиции практической значимости.

Прибыль является одним из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, ради которого в основном и осуществляется предпринимательская деятельность. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников и др. Экономическое значение прибыли значительно усилилось с переходом российской экономики на основы рыночного хозяйства, поскольку предприятия вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Вместе с тем предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только защиту прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление ими, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов предприятия, в том числе прибыли. Этим обусловлена актуальность курсовой работы.

Цель работы - изучение основ и проблем формирования и использования прибыли предприятий на примере ОАО «Магнит». В соответствии с целью были определены и поставлены следующие задачи:

-    Изучение теоретических основ формирования и использования прибыли предприятий

-    Проведение финансового анализа деятельности ОАО «Магнит

-    Предложение путей совершенствования управления прибылью ОАО «Магнит»

Предметом исследования являются экономические отношения по поводу формирования и использования финансового результата. Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Теоретической и методологической базой исследования стали научные труды отечественных авторов в области финансового менеджмента (Ковалева В.В., Бочарова В.В. и др.). Для изучения данной темы целесообразно использование учебников, авторами которых являются Савицкая Г.В., Бланк И.А., Чернов В., Шеремет А.Д., так как в данной литературе подробно рассмотрены проблемы формирования прибыли, раскрыто ее значение, а также подробно представлен анализ рентабельности и хозяйственной деятельности предприятия.


1. Теоретические основы формирования и использования прибыли предприятий

.1 Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия

прибыль финансовый управление

В условиях рыночной экономики прибыль является основным финансовым источником развития предприятия, одним из основных источников накопления и пополнения доходной части государственного и местного бюджетов, а также источником удовлетворения материальных интересов собственника.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. [6]

На величину прибыли (дохода) существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие.

Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда на предприятии, уровень себестоимости. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников и т.д.

Прибыль отражает приращение первоначально авансированной стоимости в производственно-хозяйственную деятельность организации для обеспечения ее деятельности. Она определяется соизмерением доходов и расходов организации. [23]

Прибыль выступает в различных видах (табл. 1).

Таблица 1 - Виды форм прибыли организации по основным классификационным признакам

Признаки классификации прибыли

Виды прибыли по соответствующим признакам классификации

Источники формирования прибыли, отражаемые в бухгалтерском учете

Прибыль от реализации продукции Прибыль от прочих операций, в том числе реализации имущества Балансовая прибыль

Метод расчета

Валовая (банковская) прибыль Чистая прибыль Маржинальная прибыль

Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия

Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности

Характер налогообложения прибыли

Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не подлежащая налогообложению

Характер инфляционной «очистки» прибыли

Прибыль номинальная Прибыль реальная

Временной период формирования прибыли

Прибыль прошлых лет Прибыль отчетного периода (нераспределенная прибыль) Прибыль планового периода (планируемая прибыль)

Характер использования прибыли

Капитализированная прибыль Потребленная (распределенная) прибыль

Значение итогового результата хозяйствования

Положительная прибыль Отрицательная прибыль (убыток) Нормальная прибыль

Балансовая прибыль (убыток) - конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса. [8]

Валовая (банковская) прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).

Чистая экономическая прибыль - это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации. [21]

Маржинальная прибыль - это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль. [14]

Номинальная прибыль - это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли. [14, 22]

Реальная прибыль - это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен. [13]

Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.

Капитализированная прибыль - это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства. [24]

Нормальная прибыль - это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.

Значение прибыли для предприятия определяется функциями, которые она выполняет:

) Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Используется для расчета показателей эффективности; [18]

) Прибыль является основным источником развития предприятия; [17]

) Прибыль является источником доходов собственников предприятия (дивиденды), а следовательно, влияет на инвестиционную привлекательность и стоимость предприятия (курс акций); [15]

) Прибыль является одним из источников формирования бюджетов различных уровней. [16]

Прибыль как экономическая категория и показатель деятельности организации имеет характерные особенности.

Во-первых, она характеризует экономическую эффективность, конечный финансовый результат деятельности организации. [11] На величину прибыли и се динамику воздействуют зависящие и не зависящие от организации факторы. К факторам, зависящим от организации, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Практически вне сферы воздействия организации находятся конъюнктура рынка, финансовая политика государства, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. [14] Прибыль организации после уплаты налогов и других обязательных платежей должна быть достаточной для выплаты дивидендов, расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль - один из источников формирования бюджетов разных уровней. [27] Налог на прибыль наряду с другими доходными поступлениями в бюджет используется для финансирования выполнения государством своих функций, реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.


1.2 Факторы, влияющие на получение прибыли

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, необходимо рассмотреть факторы, влияющие на её получение (увеличение). Их можно разделить на две основные группы[17]:

-    Внутренние факторы - факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

-    Внешние факторы - эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Внутренние факторы можно разделить на производственные и внепроизводственные, а производственные в свою очередь, подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

К внутренним факторам увеличения прибыли предприятия относится:

-    уровень хозяйствования;

-    компетентность руководства и менеджеров;

-    конкурентоспособность продукции;

-    уровень организации производства и труда и др.;

-    производительность труда;

Внутренние факторы делятся на:

-    производственные - характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;

-    внепроизводственные - связаны со снабженческо-сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

Производственные факторы подразделяются на:

-    экстенсивные;

-    интенсивные;

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения, такие как:

-    повышение производительности оборудования и его качества;

-    использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;

-    ускорение оборачиваемости оборотных средств;

-    повышение квалификации и производительности труда персонала;

-    снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;

-    совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внешним факторам увеличения прибыли предприятия относятся:

-    конъюнктура рынка;

-    уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;

-    нормы амортизационных отчислений;

-    природные условия;

-    государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость. [10]

При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы, так как материальные затраты обычно составляют значительную долю в себестоимости продукции.

1.3 Источники прибыли и основные пути ее увеличения

Для эффективного управления прибылью на предприятии необходимо иметь представление об источниках ее формирования. Рассмотрим три основных источника получения прибыли.

Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно метающуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга.

Величина прибыли в данном случае зависит[4]:

-    во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

-    во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

-    в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

-    в-четвертых, от структуры снижения издержек производства;

Третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Далее необходимо рассмотреть основные пути увеличения прибыли на предприятии.

На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.

В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

-    увеличение выпуска продукции;

-    улучшение качества продукции;

-    продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

-    снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

-    диверсификация производства;

-    расширение рынка продаж и др;

-    рациональное расходование экономических ресурсов;

-    снижение затрат на производство;

-    повышение производительности труда;

-    ликвидация непроизводственных расходов и потерь;

-    повышение технического уровня производства.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Однако, экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.



2. Финансовый анализ деятельности ОАО "Магнит"

.1 Общая характеристика ОАО "Магнит"

Сеть магазинов «Магнит» является одной из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России.

Розничная сеть «Магнит» предлагает своим клиентам качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.

Миссией компании является повышение благосостояния покупателей, путем сокращения их расходов на покупку качественных товаров повседневного спроса, при этом бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников.

Целью компании является обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей

«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 31 марта 2013 года сеть компании включала 7075 магазинов, из них: 6209 магазинов в формате «магазин у дома», 132 гипермаркета, 21 магазин «Магнит Семейный» и 713 магазинов «Магнит Косметик».

Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 1647 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Пскова до Нижневартовска, а с севера на юг от Архангельска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Также магазины «Магнит» находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 000 человек.

Эффективный процесс доставки товаров в магазины возможен благодаря мощной логистической системе. Для более качественного хранения продуктов и оптимизации поставки их в магазины, в компании создана дистрибьюторская сеть, включающая 18 распределительных центров. Своевременную доставку продуктов во все магазины розничной сети позволяет осуществить собственный автопарк, который насчитывает 4448 автомобилей.

Сеть «Магнит» является одной из ведущих розничных компаний по объему продаж в России. Выручка компании за 2012 год составила 448,661.13 миллионов рублей.

Кроме того, розничная сеть «Магнит» является одним из крупнейших работодателей в России. На сегодняшний день общая численность сотрудников превышает 185 000 человек. Компании неоднократно присуждалось звание «Привлекательный работодатель года».

2.2 Анализ основных показателей деятельности предприятия

Для реализации поставленных задач нами был проведен анализ основных показателей деятельности ОАО «Магнит» и сформулированы определенные выводы. Далее будут рассмотрены следующие виды анализа:

-    Анализ структуры имущества и источников его формирования;

-    Анализ ликвидности;

-    Оценка финансовой устойчивости;

-    Анализ прибыли и рентабельности.

При проведении анализа использовались данные бухгалтерской отчетности, находящиеся в свободном доступе на сайте ОАО «Магнит» #"828410.files/image001.gif">

Рисунок 2 - Блок-схема резервов увеличения прибыли от реализации продукции

Основными источниками увеличения прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

На наш взгляд, для ОАО «Магнит» оптимальным решением может стать поиск новых рынков сбыта посредством дальнейшего развития мультиформатной модели и ориентации на потребителей с различным уровнем дохода.

Для роста объема прибыли от прочей реализации необходимо регулярно проводить инвентаризацию запасов и оборудования с целью выявления излишков.

Одним из путей повышения прибыльности субъектов хозяйствования является точное и своевременное выполнение договорных обязательств по поставкам продукции.

Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором роста прибыли. В снижении себестоимости продукции наиболее полно отражается экономия материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие. Максимальная мобилизация резервов снижения себестоимости продукции является важным условием эффективного функционирования предприятия. Для ОАО «Магнит» рекомендуется продолжать совершенствование логистической системы, что приводит к снижению затрат на приобретение продукции.

Для более эффективной работы предприятия можно порекомендовать принять меры по стабилизации финансового состояния и увеличению прибыли. Такими мерами могут быть: инвентаризация активов предприятия и освобождение их от балласта неликвидов и залежалых запасов; ускорение реализации товаров и расчетов с покупателями и поставщиками; договоренность с банком и кредиторами об отсрочке части платежей (так как предприятие использует как собственные средства, так и заемный капитал), и другие мероприятия, рассмотренные ранее. Что касается дальнейшей стратегии развития предприятия, то можно порекомендовать следующее:

-    Дальнейшее расширение сети за счет роста плотности покрытия ключевых рынков присутствия, а также развитие в наименее освоенных регионах. Увеличение числа торговых точек на Урале и в Сибири;

-    Развитие мультиформатнойбизнес-модели для удовлетворения потребностей покупателей с различным уровнем доходов;

-    Дальнейшее развитие логистической системы.

Реализация данной стратегии, на наш взгляд, обеспечит успешное развитие компании.


Заключение

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Процесс управления прибылью предполагает проведение анализа, который характеризуется многообразием своих форм. На выбор формы анализа влияет множество факторов: отрасль в которой осуществляет свою деятельность организация, специализация и вид деятельности предприятия объем товарооборота и его скорость и другие. Поэтому менеджерам организации необходимо грамотно оценить сложившуюся ситуацию на предприятии и выбрать именно ту форму анализа, которая даст наиболее исчерпывающую информацию для разработки мер по управлению прибыли с целью ее увеличения. В современной научной литературе выделяют множество методов анализа прибыли, но наибольшую практическую значимость имеет факторный анализ. Его проведение дает наиболее объективную оценку факторов формирования прибыли на предприятии. После выявления всех факторов, влияющих на прибыль и оценив ее показатели необходимо приступить к планированию прибыли организации. Это очень важный процесс, который требует высокой степени подготовки специалистов, занимающихся этими вопросами. Именно тактическое является наиболее используемым планированием на практике, т.к. оно является связующим звеном между стратегическим и оперативным планированием. При этом следует подчеркнуть, что решения, принимаемые при тактическом планировании, менее субъективны, потому что базируются на полной и объективной информации, а его реализация связана с меньшим риском.

В данной работе были освещены теоретические основы влияния прибыли на финансовое состояние предприятия, а также был проведен анализ финансового состояния ОАО «Магнит» в части управления прибылью. Кроме этого в настоящей работе были разработаны рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия в части использования прибыли.

Таким образом, в заключении следует отметить, что основная цель работы - изучение основ и проблем формирования и использования прибыли предприятий - является выполненной.


Список использованных источников

1.    http://www.magnit-info.ru/investors/finance/.

2.            Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М: Финансы и статистика, 2007

.              Белинков А.Н. Секреты эффективного управления. - М.: ЛОРИ, 2006

.              Бланк И.А. Управление прибылью. - М.: Ника Центр, 2007

.              Богатин Ю.В. Производство прибыли. - М.: Финансы, 2006

.              БочаровВ.В. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2008

.              Володин А.А. Финансы предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2007

.              Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2007

.              Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005

.              Ивашковский С.Н. Экономика: Микро- и макроанализ. - М.: Дело, 2006

.              Ковалев В.В. Финансы предприятий. - М.: Проспект, 2007

.              Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2006

.              Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

.              Поршнев А.Г. Управление организацией. - М.: ИНФРА-М, 2007

.              Савчук В.Б. Управление финансами предприятия. - М. БИНОМ, 2006

.              Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: Новое издание, 2007

.              Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2005

.              Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. - М.: ЮНИТИ, 2002

.              Тренев Н.Н. Управление финансами. - М.: Финансы и статистика, 2008

.              Хорошавин И.А. Техника финансового анализа. - М.: Аудит, 2005

.              Шеремет А.Д. Экономический анализ предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2006

.              Шуляк П.Н. Финансы предприятия. - М.: Дашков и К, 2008

.              Астринский Д. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. - 2007. - №12. - С. 53-59

.              Косякин И. Финансовый анализ, как инструмент управления предприятием // Финансовая газета. - 2008. - №7. - С. 13-16

.              Чернов В. Анализ рентабельности // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - №2. - С. 70-71

Похожие работы на - Проблемы формирования и использования прибыли предприятий на примере ОАО 'Магнит'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!