Практика стратегического и оперативного управления ГОАУСОН 'Кольский КЦСОН'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    218,97 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Практика стратегического и оперативного управления ГОАУСОН 'Кольский КЦСОН'

Содержание

Введение

1. Теоретические основы стратегического и оперативного управления

1.1 Понятие и сущность стратегического управления

1.2 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления

2. Практика стратегического и оперативного управления ГОАУСОН "Кольский КЦСОН"

2.1 Общая характеристика ГОАУСОН "Кольский КЦСОН"

2.2 Анализ практики стратегического и оперативного управления ГОАУСОН "Кольский КЦСОН"

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение


Одним из основных факторов успешного развития организации в современных условиях хозяйствования является способность создавать и поддерживать конкурентные преимущества в условиях рынка. Важнейшей составляющей устойчивого положения предприятия, осуществляющего свою деятельность в конкретном окружении, становится стратегическое управление.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменения позиций потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для развития, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Объективная потребность в практическом применении стратегического управления, по мнению российских экономистов, будет существенно возрастать в ближайшем будущем, поскольку стратегический менеджмент гарантирует приобретение и удержание конкурентных преимуществ в условиях нестабильности внешней среды.

Реализации стратегического управления и повышение степени его действенного воздействия на функционирование организации во многом зависит от органического его сочетания с оперативным управлением.

Степень разработанности проблемы. Тема стратегического управления не нова. Ей посвящены исследования многих российских и зарубежных авторов. Среди них отдельно можно выделить работы таких авторов, как Ю.М. Озимов, Б.С. Вольдер, С.А. Лочан, В. Сомов, А.А. Томпсон, К. Щиборщ и др.

Указанные источники и послужили теоретической основой представленного исследования.

Однако исследований, посвященных стратегическому и оперативному управлению в социальных организациях явно недостаточно, тогда как их необходимость очевидна.

Объектом исследования является стратегическое и оперативное управление.

Предметом исследования - стратегическое и оперативное управление социальной организации.

Цель работы: исследование теоретических основ стратегического и оперативного управление, практики его применения в социальной организации.

В соответствии с целью работы определен ряд взаимосвязанных задач:

. Рассмотреть теоретические основы стратегического и оперативного управления.

. Осуществить анализ практики стратегического и оперативного управления ГОАУСОН "Кольский КЦСОН".

. Разработать рекомендации по развитию стратегического и оперативного управления ГОАУСОН "Кольский КЦСОН".

Методологической основой исследования является системный подход к разработке стратегии развития организации. Так же используются общие логические методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция и дедукция и др.).

Практическая и теоретическая значимость результатов исследования определяется конкретной направленностью на решение проблем стратегического и оперативного управления ГОАУСОН "Кольский КЦСОН". Полученные результаты так же могут быть использованы для разработки стратегии иных организаций социальных организаций. Результаты исследования также могут стать теоретической основой дальнейших исследований по данной проблематике.

Структура работы. Настоящая работа состоит из содержания, введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

стратегическое оперативное управление социальный

1. Теоретические основы стратегического и оперативного управления


1.1 Понятие и сущность стратегического управления


Термин "стратегическое управление" был введен в обиход на стыке 60-х - 70-х гг.  Для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления предприятий и организаций. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется, прежде всего, в следующих двух формах. Во-первых, организации планируют свою деятельность, исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации.

Цель стратегического управления - в улучшении реакции организации на динамику рынка и поведение конкурентов. Процесс стратегического управления является инструментом, помогающим обеспечить базу для успешного управления организацией. Его задача состоит в том, чтобы обеспечить нововведения и изменения в организации.

Достоинствами стратегического управления являются: служит способом формирования идеологии; служит механизмом для адаптации к внешней среде; обеспечивает контроль. Дополнительно к указанным достоинствам: улучшение процесса принятия решений в организации, совершенствование управления; улучшение результатов функционирования организации; долгосрочное размещение ресурсов; механизм идентификации возможностей; способ координации в деятельности отдельного подразделения, регулирование конфликтов; способ установления целей фирмы; способ критического анализа деятельности; способ повышения квалификации управляющего персонала.

Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений по его использованию, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях для решения любых задач.

Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать, точной и детальной картины будущего. Формируемое в стратегическом управлении будущее желаемое состояние организации - это не детальное описание ее внутреннего и внешнего положения, а, скорее, качественное пожелание к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, входить в какие деловые группы и т.п. При этом все это в совокупности должно составлять то, что определит, выживет или нет организация в будущем.

Во - вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. У него нет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в конкретных ситуациях.

Стратегическое управление - это, скорее, определенная философия или идеология менеджмента. И каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по - своему. В целом стратегическое управление - это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее услуг, а также реализации текущих планов и, наконец, активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.

В - третьих, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким, он должен реагировать на изменения внутри и вне организации, а для этого требуются очень большие усилия и большие затраты. Необходимо также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение организации в среду.

В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, когда в короткие сроки кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическим бывают последствия неверного прогноза для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.

В-пятых, при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. На самом же деле важнейшей составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, создание систем мотивирования и организации труда, создание определенной гибкости в организации и т.п. При этом при стратегическом управлении процесс выполнения оказывает активное обратное влияние на планирование, что еще более усиливает значимость фазы выполнения.

Поэтому организация в принципе не сможет перейти к стратегическому управлению, если у нее создана, пусть даже очень хорошая, подсистема стратегического планирования и при этом нет предпосылок или возможностей для создания подсистемы стратегического выполнения.

1.2 Взаимосвязь стратегического и оперативного управления


Существует множество моделей процесса стратегического управления, которые в той или иной мере детализируют последовательность шагов этого процесса, однако три ключевых этапа являются общими для всех моделей. Рассмотрим каждый из этих этапов.

. Стратегический анализ. Этап стратегического анализа интерпретирует стратегической положение организации с помощью, во-первых, определения изменений, которые возникали в окружении организации, и выявления их воздействия на организацию и ее деятельность, во-вторых, определения преимуществ и ресурсов в зависимости от этих изменений. Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор. Одним из результатов стратегического анализа является определение общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования.

Можно выделить следующие три компонента стратегического анализа: цель, задачи, ожидания и полномочия; анализ внешней обстановки (среды); анализ внутренних ресурсов (среды).

. Стратегический выбор. Второй ключевой этап стратегического процесса управления, в котором можно выделить четыре компонента:

-       выработка вариантов стратегии;

-       оценка вариантов стратегии;

-       определение миссии и целей;

-       выбор стратегии, стратегические линии поведения и планы.

3. Реализация стратегии. Заключительным и самым продолжительным этапом является реализация стратегии. В это время претворяется в жизнь стратегия. Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления. Эта система определяет: какие подразделения будут нести ответственность и за что, какие информационные системы понадобятся для контроля за выполнением стратегии, какая потребуется переподготовка рабочей силы и т.п. Здесь особо значимы: разработка варианта действий при непредвиденных обстоятельствах; разработка организационной структуры; выбор системы управления; политика организации; реализация стратегии включает выбор организационного объединения и систем контроля.

Стратегическое управление является непрерывным процессом. После того как стратегии внедрены, необходимо их отслеживать и производить в определенные периоды оценку их реализации. Важным условием при этом является выбор соответствующих критериев, которые определяют, насколько удачно выбрана стратегия с точки зрения стратегического анализа. Это, прежде всего, ее осуществимость, т.е. степень трудности и объем усилий для того, чтобы данная стратегия была применена на практике, а также ее приемлемость, т.е. определение того, в какой мере результаты применения конкретного стратегического варианта направлены на выполнение миссии организации и достижение ее целей.

Оценка и контроль выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией. Основные задачи любого контроля следующие:

-       определение того, что и по каким показателям проверять;

-       оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

-       выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

-       осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей организации.

Схематично процесс стратегического управления представлен на рис.1.

Рис. 1. Процесс стратегического управления

Стратегическое управление приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Для реализации стратегического плана необходим план действий по его достижению. С этой целью определяется тактика (определяет пути, обеспечивающие приближение к заданным целям и параметрам) и разрабатывается тактический план.

Разработка тактических планов - важнейшая составная часть оперативного управления деятельности организации, направленная на последовательную поэтапную реализацию ее стратегии. Задачами оперативного управления являются:

-       конкретизация стратегических целей применительно к более короткому отрезку времени;

-       выбор наиболее эффективных в условиях планового периода средств реализации стратегии;

-       пропорциональное развитие и наиболее эффективное использование потенциала предприятия.

Оперативное управление может быть среднесрочным и краткосрочным.

Таким образом, оперативное управление осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов. Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Процесс оперативного управления включает:

.        Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

2.      Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

.        Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также определяются пути для корректировки действий организации в нужном направлении.

Полное официальное наименование Учреждения - государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения "Кольский комплексный центр социального обслуживания населения".

Сокращенное официальное наименование - ГОАУСОН "Кольский КЦСОН".

Обслуживаемая территория - Кольский район.

Основной деятельностью Учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых учреждение создано.

Предметом деятельности Учреждения, согласно его Уставу, является социальное обслуживание семей, несовершеннолетних граждан, в том числе и инвалидов, и отдельных категорий граждан, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Целью деятельности Учреждения является предоставление населению своевременных и качественных социальных услуг.

Для достижения указанных целей, Учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие основные виды деятельности:

-       предоставление социального обслуживания на дому;

-       предоставление срочного социального обслуживания;

-       перевозка граждан службой "социальное такси".

Виды деятельности Учреждения могут корректироваться в зависимости от социально-экономических ситуаций/, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.

Основными задачами деятельности Учреждения являются:

-       выявление совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, внутренних дел, занятости и др.), общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и их учет;

-       определение конкретных форм помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния их здоровья, возможности к самообслуживанию и материально-бытового положения;

-       предоставление гражданам социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых), входящих в территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, в соответствии с порядком и условиями, установленными Правительством Мурманской области, и утвержденными стандартами качества бюджетных услуг в сфере социального обслуживания населения, и дополнительных социальных услуг постоянного, временного или разового характера;

-       внедрение в практику новых и более эффективных форм социального обслуживания населения;

-       привлечение различных государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении;

-       мониторинг социальной и демографической ситуации уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;

-       выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

-       поддержка семей с детьми и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

-       социальная реабилитация инвалидов (в том числе детей-инвалидов, несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями);

-       оказание помощи женщинам и детям - жертвам насилия в семье;

-       участие в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

-       организация круглогодичного отдыха и оздоровления детей.

2.2 Анализ практики стратегического и оперативного управления ГОАУСОН "Кольский КЦСОН"


Учредителем и собственником имущества Учреждения является Мурманская область.

От имени Мурманской области функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет исполнительный орган государственной власти Мурманской области - Министерство труда и социального развития Мурманской области, полномочия собственника имущества Учреждения - исполнительные органы государственной власти Мурманской области в рамках их компетенции, установленной законодательством РФ и Мурманской области.

Учреждение в своей деятельности подотчетно и подконтрольно Учредителю к компетенции которого относится:

-       утверждение Устава, внесение в него изменений и дополнений;

-       реорганизация и ликвидация Учреждения, а также изменение его типа;

-       определение основных направлений деятельности Учреждения;

-       назначение и освобождение от должности руководителя Учреждения;

-       принятие решения о прекращении деятельности Учреждения, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

-       формирование и утверждение государственного задания в соответствии с предусмотренными Уставом Учреждения основными видами деятельности;

-       осуществление иных функций и полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Мурманской области.

Государственное задание для Учреждения в соответствии с его основными направлениями деятельности формирует и утверждает Учредитель.

Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным направлениям деятельности и не вправе отказаться от выполнения государственного задания. Кроме государственного задания и обязательств Учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном действующим законодательством.

Управление Учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом. Согласно Уставу, органами управления Учреждения являются:

. Наблюдательный совет Учреждения.

. Руководитель Учреждения.

Наблюдательный совет (в составе 7 членов) является коллегиальным органом управления, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" решение отдельных вопросов, относящихся к компетенции автономного учреждения.

Непосредственное управление Учреждением осуществляется на принципе единоначалия руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности приказом Учредителя. К компетенции руководителя относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами и Уставом к компетенции Учредителя, Наблюдательного совета или иных органов Управления.

Руководителем учреждения является его директор. Директор обязан обеспечивать:

-       выполнение Учреждением государственного задания;

-       своевременную выплату заработной платы работникам Учреждения и безопасные условия труда;

-       целевое использование субсидий, предоставляемых Учреждению;

-       выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности;

-       сохранность, рациональное и эффективное использование имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением;

-       соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, пожарной безопасности Учреждения;

-       выполнение требований законодательства по защите сведений конфиденциального характера;

-       выполнение приказов, распоряжений, указаний, поручений и других распорядительных документов Учредителя, а также планов организационных и иных мероприятий, утвержденных Учредителем;

-       иные обязанности, установленные федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Мурманской области, Уставом Учреждения, а также решениями Учредителя.

Таким образом, наиболее важные стратегические решения принимаются Учредителем анализируемой социальной организации. Директор же Учреждения фактически управляет лишь процессом их реализации и предоставляет в Министерство данные, необходимые для разработки стратегии.

Структура процесса стратегического управления соответствует общей структуре стратегического управления. Сам же процесс стратегического управления имеет следующие особенности:

. Формирование цели и задач. Предмет и цели деятельности Учреждения определены законодательством РФ, Мурманской области и Уставом организации. Определение основных направлений деятельности Учреждения, формирование и утверждение государственного задания осуществляются Министерством труда и социального развития Мурманской области.

. Анализ внешней и внутренней среды, стратегический выбор. Анализ внешней, как и внутренней среды осуществляется должностными лицами соответствующего Департамента Министерства труда и социального развития Мурманской области. Для анализа внутренней среды используются данные отчетов и докладов о деятельности Учреждения, предоставляемых Директором Учреждения. Для формирования указанных отчетов и докладов используются данные отчетов отделений Учреждения. В Министерство от Учреждения также поступают данные мониторинга социальной и демографической ситуации уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания и данные выявления и дифференцированного учета граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Директор Учреждения использует все эти данные для разработки внутренних планов работы.

Таким образом, собственно стратегический анализ осуществляется на уровне Министерства труда и социального развития Мурманской области. Здесь же осуществляется и выработка вариантов стратегии и их оценка.

. Реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии. Собственно реализация стратегии осуществляется Отделениями Учреждения. Ответственность за ее выполнение ложится на Директора учреждения. Оценка и контроль выполнения стратегии осуществляется как Директором, так и должностными лицами соответствующего Департамента Министерства труда и социального развития Мурманской области. В основе контроля лежит изучение данных по выполнению Учреждением государственного задания.

Директор имеет заместителя.

Структура Учреждения представлена на рис. 1.

Рис. 2. Структура ГОАУСОН "Кольский КЦСОН"

Как видно из рис.2, в структуру Учреждения входят 7 структурных подразделений:

. Аппарат центра.

. Отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (3 ед.). Деятельность отделений социального обслуживания на дому направлена на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание предоставляется частично утратившим способность к самообслуживанию одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), а также имеющим родственников, которые не могут обеспечить им помощь и уход в связи с отдаленностью проживания, болезнью, преклонным возрастом и другими объективными причинами

. Отделение мобильной социальной помощи семье и детям в малых и отдаленных населенных пунктах. Отделение мобильной социальной помощи семье в малых и отдаленных населенных пунктах осуществляет деятельность, направленную на оказание неотложной помощи разового (временного) характера семьям и детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

. Отделение срочного социального обслуживания со службой "Социальное такси". Отделение оказывает срочную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации: одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам; гражданам неспособным к самообслуживанию в связи с болезнью; малообеспеченным гражданам; лицам без определенного места жительства; гражданам, отбывшим наказание в виде лишения свободы. Задачи отделения: поддержка граждан и оказание им неотложной помощи разового (временного) характера для преодоления трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность.

. Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков. Целью работы Отделения является выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав и законных интересов, создание условий для эффективной реабилитации и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Отделения возглавляют заведующие. Заведующие отделением:

. Руководят деятельностью отделения и обеспечивает выполнение стоящих перед ним задач.

. Распределяют обязанности между специалистами отделения.

. Несут ответственность за деятельность отделения.

.3 Разработка рекомендаций по развитию стратегического и оперативного управления ГОАУСОН "Кольский КЦСОН"

Представляется необходимым, чтобы стратегическое управление организацией проводилось не только на высшем уровне управления, но и непосредственно в самом учреждении, а также его отделах.

Например, можно с периодичностью раз в год проводить оценку слабых и сильных сторон учреждения, а также его отделов посредством методики SNW-анализа - усовершенствованного анализа слабых и сильных сторон. SNW - Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона), и Weakness (слабая сторона).

Проект такой методики для Учреждения представлен в таблице 1.

Таблица 1анализ сильных и слабых сторон ГОАУСОН "Кольский КЦСОН"

Наименование стратегической позиции

Качественна оценка позиции



Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

1.

Стратегия организации

Х



2.

Организационная структура

Х



3.

Кадровое обеспечение

Х



4.

Имущественное и материально-техническое обеспечение


Х


5

Финансовые ресурсы


Х


6

Техническое обеспечение


Х


7

Инновации


Х


8

Технологии работы

Х



9

Качество обслуживания

Х



10

Качество управленцев

Х



11

Качество персонала


Х


12

Уровень менеджмента

Х



13.

Репутация в обществе

Х



14

Репутация как работодателя


Х


15

Отношения с органами власти

Х




Как показывают данные SNW-анализа, наиболее сильными позициями Учреждения являются: стратегия организации, организационная структура, кадровое обеспечение, технологии работы, качество обслуживания, качество управленцев, уровень менеджмента, репутация в обществе, отношения с органами власти. Эти позиции необходимо поддерживать.

Нейтральные позиции ГОАУСОН "Кольский КЦСОН" занимает по таким показателям, как: имущественное и материально-техническое обеспечение, финансовые ресурсы, техническое обеспечение, инновации, качество персонала, репутация как работодателя. Эти позиции необходимо укреплять.

Слабых позиций у Учреждения не обнаружено.

Аналогичным образом можно проводить и анализ сильных и слабых сторон конкретных отделений учреждения.- анализ сильных и слабых сторон Отделения профилактики безнадзорных детей и подростков Учреждения представлен в таблице 2.

Таблица 2

SNW-анализ сильных и слабых сторон Отделения профилактики безнадзорных детей и подростков ГОАУСОН "Кольский КЦСОН"

Наименование стратегической позиции

Качественна оценка позиции



Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

1.

Х



2.

Техническое оснащение



Х

3.

Методическое обеспечение

Х



4.

Инновации


Х


5

Технологии работы

Х



6

Качество обслуживания

Х



7

Качество управленцев и уровень менеджмента

Х



8

Качество персонала

Х



9

Репутация в обществе

Х



10

Система организации комплексной социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Х



11

Система постановка на учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Х



12

Содействие в организации досуга


Х


13.

Разработка и реализация групповых и индивидуальных программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.


Х


14

Организация оздоровления и отдыха несовершеннолетних

Х



15

Содействие трудоустройству несовершеннолетних


Х


16

Просветительская работа среди населения



Х

17

Система социального сопровождения


Х


18

Коммуникации и система взаимодействия


Х


19

Система обратной связи


Х



Как показывают данные SNW-анализа, наиболее сильными позициями Отделения профилактики безнадзорных детей и подростков ГОАУСОН "Кольский КЦСОН" являются: кадровое обеспечение, методическое обеспечение, технологии работы, качество обслуживания, качество управленцев и уровень менеджмента, качество персонала, репутация в обществе, система организации комплексной социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, система постановка на учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организация оздоровления и отдыха несовершеннолетних. Эти позиции необходимо поддерживать.

Нейтральные позиции Отделения профилактики безнадзорных детей и подростков ГОАУСОН "Кольский КЦСОН" занимает по таким показателям, как: инновации, содействие в организации досуга, разработка и реализация групповых и индивидуальных программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, содействие трудоустройству несовершеннолетних, система социального сопровождения, коммуникации и система взаимодействия, система обратной связи. Эти позиции необходимо укреплять.

Слабые позиции Отделения: техническое оснащение и просветительская работа среди населения. Эти позицию необходимо развивать.

Результаты исследования должны использоваться в практике формирования стратегий и оперативных планов развития Учреждения и его отделений.

Заключение


Стратегический менеджмент (стратегическое управление) родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Возрастание динамизма изменений в окружении организации, усиление конкуренции, увеличение угроз и возможностей для осуществления целей и ряд других факторов обусловили переход к стратегическому управлению. Стратегическое управление предполагает установление динамического взаимодействия организации с внешним окружением с целью поиска и использования возможностей, позволяющих организации выжить в долгосрочной перспективе.

Средствами осуществления стратегического управления являются стратегии поведения форганизации. Стратегии формируются исходя из миссии и целей организации, на основе анализа окружения, потенциала организации, динамики жизни услуг и ряда других факторов. Определение и выбор стратегии представляет собой сложный многошаговый процесс. Выполнение стратегии предполагает создание условий для ее реализации. Контроль за осуществлением стратегии предполагает фиксацию того, приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей, и выработку рекомендаций о проведении корректировки стратегии в соответствии со сложившимися условиями.

Разработка стратегии развития имеет следующую структуру. Сначала проводится исследование внешней и внутренней среды организации, потом определяются ее основные ориентиры, на следующей ступени, в рамках стратегического анализа организация сравнивает результаты первого и второго этапов, определяет возможные варианты стратегий, затем выбирает один из вариантов и формулирует стратегию, подготавливается окончательный стратегический план.

Укрупнено система управления в организации реализуется на двух уровнях - стратегическом и оперативном.

Оперативное управление осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов. Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

В представленной работе был осуществлен анализ системы стратегического управления социальной организации, осуществляющей социальное обслуживание населения - ГОАУСОН "Кольский КЦСОН" Предметом деятельности Учреждения является оказание семьям и отдельным гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста и инвалидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Основной целью деятельности - удовлетворение потребности населения в доступном и качественном социальном обслуживании.

Учредителем Учреждения является Мурманская область. От имени Мурманской области функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство труда и социального развития Мурманской области.

Как показало исследование, наиболее важные стратегические решения принимаются Учредителем анализируемой социальной организации. Директор же Учреждения фактически управляет лишь процессом их реализации. Структура процесса стратегического управления соответствует общей структуре стратегического управления. Сам же процесс стратегического управления имеет следующие особенности.

. Предмет и цели деятельности ГОАУСОН определены законодательством РФ, Мурманской области и Уставом организации. Определение основных направлений деятельности Учреждения, формирование и утверждение государственного задания осуществляются Министерством труда и социального развития Мурманской области.

. Анализ внешней, как и внутренней среды осуществляется должностными лицами соответствующего Департамента Министерства труда и социального развития Мурманской области. Для анализа внутренней среды используются данные отчетов и докладов о деятельности Учреждения, предоставляемых Директором ГОАУСОН. Для формирования указанных отчетов и докладов используются данные отчетов отделений учреждения. В Министерство от Учреждения также поступают данные мониторинга социальной и демографической ситуации уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания и данные выявления и дифференцированного учета граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Директор Учреждения использует все эти данные для разработки внутренних планов работы.

Таким образом, собственно стратегический анализ осуществляется на уровне Министерства труда и социального развития Мурманской области. Здесь же осуществляется и выработка вариантов стратегии и их оценка.

Развитие системы стратегического управления предполагает проведение стратегического управления не только на высшем уровне управления, но и непосредственно в самом Учреждении, а также его отделах.

Например, можно с периодичностью раз в год проводить оценку слабых и сильных сторон учреждения, а также его отделов посредством методики SNW-анализа.

Как показывают данные SNW-анализа, наиболее сильными позициями Учреждения являются: стратегия организации, организационная структура, кадровое обеспечение, технологии работы, качество обслуживания, качество управленцев, уровень менеджмента, репутация в обществе, отношения с органами власти. Эти позиции необходимо поддерживать.

Нейтральные позиции ГОАУСОН "Кольский КЦСОН" занимает по таким показателям, как: имущественное и материально-техническое обеспечение, финансовые ресурсы, техническое обеспечение, инновации, качество персонала, репутация как работодателя. Эти позиции необходимо укреплять.

Слабых позиций у Учреждения не обнаружено.

Аналогичным образом можно проводить и анализ сильных и слабых сторон конкретных отделений учреждения.- анализ сильных и слабых сторон Отделения профилактики безнадзорных детей и подростков Учреждения показал, что наиболее сильными позициями Отделения являются: кадровое обеспечение, методическое обеспечение, технологии работы, качество обслуживания, качество управленцев и уровень менеджмента, качество персонала, репутация в обществе, система организации комплексной социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, система постановка на учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, организация оздоровления и отдыха несовершеннолетних. Эти позиции необходимо поддерживать.

Нейтральные позиции: инновации, содействие в организации досуга, разработка и реализация групповых и индивидуальных программ социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, содействие трудоустройству несовершеннолетних, система социального сопровождения, коммуникации и система взаимодействия, система обратной связи. Эти позиции необходимо укреплять.

Слабые позиции - техническое оснащение и просветительская работа среди населения. Эти позицию необходимо развивать.

Результаты исследования должны использоваться в практике формирования стратегий и оперативных планов развития Учреждения и его отделений.

Список использованных источников и литературы


I. Нормативные акты

1.      Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Юрид. лит., 2009. - 64 с.

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: [принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 32. - Ст.3301.

.        О некоммерческих организациях [Текст]: федер. закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ [Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3. - Ст.145.

II. Специальная литература

4.      Быченко, Ю.Г. Стратегический менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Ю.Г. Быченко, В.И. Понюк. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2010. - 172 с.

5.      Вергилес, Э.В. Стратегическое управление организацией [Текст] / Э.В. Вергилес. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2012. - 327 с.

.        Виханский, О.С. Менеджмент: учебник [Текст] / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2011. - 412 с.

.        Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник / О.С. Виханский. - М.: Гардарика, 2011. - 308 с.

.        Вольдер, Б.С. Стратегический менеджмент [Текст]: учебно-практич. пособие / Б.С. Вольдер. - М.: МФА, 2010. - 372 с.

.        Голованов, И.Б. Стратегический менеджмент. В поисках совершенства управления [Текст] / И.Б. Голованов. - СПб.: Лань, 2010. - 139 с.

.        Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: учеб. пособие для вузов [Текст] / А.Т. Зуб. - M.: Аспект Пресс, 2012. - 415 с.

.        Кучкаров, З.А. Стратегическое планирование и управление организацией [Текст] / З.А. Кучкаров. - М.: Концепт, 2010. - 308 с.

.        Лужкова, Т.Ю. Основы стратегического планирования [Текст] / Т.Ю. Лужкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 280 с.

.        Менеджмент организации [Текст] / Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин и др. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2012. - 225 с.

.        Москвин, Ю.А. Стратегическое планирование: теория и практика [Текст] / Ю.А. Москвин. - СПб.: Питер, 2012. - 430 с.

.        Озимов Ю.М. Стратегическое планирование [Текст]: учеб. пособие / Ю.М. Озимов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 372 с.

.        Основы стратегическому менеджмента / под ред.А.Н. Новикова. - СПб.: Лань, 2014. - 287 с.

.        Поделинская, И.А. Стратегическое планирование: учеб. пособие [Текст] / И.А. Поделинская, М.В. Бянкин. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2012. - 55 с.

.        Романов, А.П. Стратегический менеджмент: учеб. пособие [Текст] / А.П. Романов, И.А. Жариков. - Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т, 2010. - 80 с.

.        Стратегический менеджмент [Текст] / под ред.А.Н. Петрова. - СПб.: Питер, 2014. - 496 с.

.        Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент [Текст] / А.А. Томпсон. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 415 с.

III. Периодические издания

21.    Авенченко, Г.А. Положительное и отрицательное в стратегическом планировании [Текст] / Г.А. Авенченко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 3. - С.13-15.

22.    Игнатюк, А.Н. Возможности и ограничения стратегического управления [Текст] / А.Н. Игнатюк // Менеджмент сегодня. - 2012. - № 6. - С.11-14.

.        Лочан, С.А. Концепция стратегического развития строительной организации [Текст] / С.А. Лочан / Интеграл. - 2013. - № 6. - С.4-7.

.        Сомов, В. СВОТ для коммерческих предприятий и некоммерческих организаций [Текст] / В. Сомов // Менеджмент сегодня. - 2013. - № 4. - С.23-26.

.        Щиборщ, К. Разработка стратегии развития промышленной компании [Текст] / К. Щиборщ // Менеджмент сегодня. - 2012. - № 5. - С.9.

Похожие работы на - Практика стратегического и оперативного управления ГОАУСОН 'Кольский КЦСОН'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!