«Миссия Bristol-Myers
Squibb - улучшать качество жизни с помощью высококачественных
санитарно-гигиенических средств. Наша цель - стать мировым лидером качества в
этой отрасли»
Так, в РФ выполнено обоснование стратегии развития сельскохозяйственных
организаций, сформулированы основные компоненты стратегии развития
сельскохозяйственных организаций страны на перспективу на основе проведенного
сценарного анализа. Исходя из этого определены миссия, видение, цель, задачи и
систематизированы стратегические возможности и конкурентные преимущества
функционирования и развития сельскохозяйственных организаций Российской
Федерации.
Миссия сельскохозяйственных организаций России - удовлетворение
потребностей населения в продуктах питания и перерабатывающей промышленности в
сельскохозяйственном сырье путем увеличения объемов производства продукции
сельского хозяйства, расширения ее ассортимента, повышения качества, физической
и экономической доступности в целях обеспечения продовольственной безопасности
страны.
Миссией предприятий уголовно-исполнительной системы (УИС) являются
исправление осужденных и адаптация их к жизни на свободе. Однако достижение
миссии невозможно, если не будут поставлены и достигнуты цели организации.
. Социальная цель. Согласно п. 3 и 5 ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» исправительные
учреждения обязаны привлекать осужденных к труду, осуществлять их общее и
профессиональное образование и обучение, а также осуществлять деятельность по
развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
. Экономическая цель - получение прибыли.
Указанные цели взаимосвязаны, и невозможно выполнить миссию предприятия,
если не достигнута хотя бы одна из них. Если предприятия УИС будут нести
убытки, то от сотрудничества с ними откажутся все поставщики и покупатели, и
как следствие, произойдет остановка производства. В данной ситуации предприятие
не сможет обеспечить осужденных рабочими местами, осуществить их образование, а
также развивать материально-техническую базу и, как следствие, перевоспитать и
адаптировать осужденных к жизни на свободе. Следовательно, миссия предприятия
не выполнена.
Таким образом, для развития производственного сектора УИС необходимо
получение прибыли. Максимизируя прибыль, предприятие улучшает свое собственное
положение, что приводит к улучшению экономического благосостояния работников
данного предприятия (сотрудников и осужденных) и УИС в целом. Таким образом,
стабильная прибыль предприятий УИС позволяет обеспечить постоянную занятость
осужденных. Кроме того, они получают стабильную заработную плату, что позволяет
им помогать родным и близким, а при освобождении они будут иметь первоначальный
капитал. Вместе с тем, если предприятия УИС будут получать прибыль, однако при
этом интересы исправления осужденных отойдут на второй план, то соответственно
по окончании срока окажется, что человек абсолютно не готов к жизни на свободе
и не хочет вставать на праведный путь. В данной ситуации миссия предприятия не
будет выполнена. Как было отмечено ранее в курсовой
работе, существуют различные виды миссий, различающиеся содержательным
наполнением. Так, миссия-предназначение содержит информацию о направлениях
деятельности организации, категориях клиентов и рынках работы, заботе о
выживании и росте организации, об используемых технологиях и прочих основных
свойствах фирмы. Миссия-политика является концентрацией самых основных
финансовых и стратегических целей развития фирмы. Миссия-ориентация уточняет
характер поведения фирмы, выявляя ценности, которых придерживается руководство.
Миссия подразделения разрабатывается для ключевых функциональных и
обеспечивающих подразделений, и круг затрагиваемых вопросов в ней сужен. При
этом на выбор вида и содержание миссии может оказывать влияние большое
количество факторов и условий, среди которых отраслевые занимают не последнее
место. С целью выявления наиболее важных компонентов при формулировании миссии
отраслевыми компаниями, а также особенностей раскрытия этих компонентов
представлялось интересным Ленкова О.В. провела анализ состава миссий
нефтегазовых компаний России.
Таблица 4 - Наличие отдельных компонентов в миссиях НК
Компонент миссии
|
Компания
|
|
РосНефть
|
ЛУКОЙЛ
|
ТНК-ВР
|
Сургутнефтегаз
|
Газпромнефть
|
Славнефть
|
РусНефть
|
Татнефть
|
Миссия-предназначение
|
1. Указание на место в рейтинге
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
2. Продукция, работы,
услуги.
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3. Категории целевых
потребителей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Рынки.
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
5. Забота о выживании,
росте и прибыльности.
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
6. Технология.
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
|
7. Конкурентные
преимущества.
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Миссия-политика
|
1. Финансовые цели.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Стратегические цели.
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
Миссия-ориентация
|
1. Теоретические ценности
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
2. Экономические ценности
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
3. Социальные ценности
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
Для реализации компонентного и типологического анализа и повышения
степени визуализации полученных результатов на основе систематизации
соответствующих общетеоретических положений О.В.Ленковой была разработана
аналитическая форма, содержащая перечень возможных компонентов миссии
организации (табл.4).
2.2 Трудности, возникающие при разработке миссии
Имеется немало мнений о том, каким должно быть содержание миссии.
Так называемый четырех аспектный подход
предполагает учитывать в формулировке миссии следующие аспекты:
• социальный (заявления, относящиеся к заботе об участниках бизнеса и
различных категориях общества, к описанию корпоративной культуры, философии);
• частный (формируется владельцами компании и отражает различные формы
личного успеха (успеха компании) с точки зрения владельцев);
• качественный (изменение условий, качества жизни общества, свойств
социальной среды, причем речь о деньгах здесь не идет).
Бывший президент компании Sony А. Морита стремился к тому, чтобы у
каждого жителя Земли «был свой персональный звук». В этом тексте отчетливо
показана возможность клиента стать независимым в удовлетворении музыкальных
предпочтений, ориентация на потребителя. Такая миссия удачно сочетает
качественную сторону особенностей потребительских свойств продукта, основное
направление бизнеса в обобщенной форме, заботу о клиенте, фокусируется на
широкую аудиторию, не ограничена временем.
На взгляд Г.М.Сафиной, грамотно сформулированная миссия организации
должна отражать именно качественный аспект:
Другой подход советует учитывать основные стратегические цели, стоящие
перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты бизнеса
относительно каждой из них
• общественной (вклад в местное сообщество, решение конкретных
общественных проблем);
• потребительской (удовлетворение запросов клиентов, учет потребностей
поставщиков и партнеров);
• административно-территориальной (удовлетворение запросов конкретной
системы, в структуре которой работает фирма);
• предпринимательской (удовлетворения потребностей участников и
совладельцев).
Следует обратить внимание на то, что используемые в текстах миссий
термины обладают рядом общих признаков. Большинство из них характеризуется
похожими описаниями, подразумевающими некоторые действия для достижения
каких-то положительных результатов, выполняемые тем или иным способом
(«достичь», «улучшить», «благодаря», «за счет», «наиболее»). И это сходство
является одним из основных источников трудностей при разработке текста миссии.
Рассмотрим несколько практических примеров. Миссия компании «Роснефть»:
«Инновационное, экологически безопасное и экономически эффективное
удовлетворение потребности общества в энергоресурсах».
Миссия банка «ВТБ 24»: «Мы предоставляем финансовые услуги международного
уровня, чтобы сделать более обеспеченным будущее наших клиентов, акционеров и
общества в целом».
Миссия компании Apple Computer: «Обеспечить лучшими персональными
компьютерами и технической поддержкой студентов, преподавателей, разработчиков,
ученых, бизнесменов и всех потребителей в более чем 140 странах».
При сравнении миссий организаций разных отраслей экономики видно, что их
объединяет гуманность по отношению к конечному потребителю - человеку.
Философия организаций отражает их приверженность клиенту, надежность, заботу и
защиту. Однако анализ миссий многих современных российских компаний показывает,
что большинство организаций совершают одни и те же типичные ошибки, приводящие
к тому, что миссия не выполняет того предназначения, ради которого создавалась.
Часто бывает, что миссия сформулирована обобщенно, ее содержание оставляет
желать лучшего. Рассмотрим наиболее типичные разновидности таких ошибок.
Некоторые предприятия формулируют миссии таким образом, что понять, о
какой компании идет речь, совершенно невозможно. Слишком общее определение
миссии не сообщает, в чем заключается бизнес компании. Широкую и всеобъемлющую
формулировку можно применить к любой компании.
Иногда миссия определяется слишком абстрактно, звучит шаблонно и
обтекаемо, хотя в целом понятно, про какой бизнес идет речь. Бывает, что в
попытках объять необъятное компании формулируют такие миссии, понять которые
после первого прочтения не представляется возможным. Иногда не помогает и
второе прочтение.
Часто предприятия ошибочно формулируют миссию как получение прибыли.
Здесь необходимо понимать, что прибыль - это цель и результат компании, а не
направление развития. В миссии предприятию следует объяснить, какими путями оно
этой цели достигает.
Однако миссия, разработанная с ошибками, все же лучше, чем ее отсутствие.
Многие российские организации пренебрегают разработкой миссии, что в свою
очередь приводит к тому, что компании не представляют, куда двигаться в
развитии бизнеса.
Следовательно, результаты разработки своей миссии несут предприятию
выгоды во многих направлениях:
осуществляется собственная координация производственной мощности и
определяется направленность решения конкретных задач;
достигается понимание сотрудниками, персоналом, клиентами и партнерами
смысла и цели деятельности организации;
компания выходит на рынок с долгосрочными целями и планами развития, а
также происходит сотрудничество и взаимопомощь компании и государства.
2.3 Механизм реализации миссии
Любой сотрудник организации и в том числе руководитель, при принятии
решений исходит из собственной системы жизненных ценностей, где миссия
выполняет роль единения ценностей руководителя и организации, т.е. является
относительной точкой отсчета и критерием оценки альтернатив ее развития.
Посредством миссии до персонала доводятся ценности и принципы, лежащие в основе
построения и функционирования организации, что способствует развитию
организационной культуры. Но возникает вопрос, как донести миссию организации
до персонала, чтобы в процессе деятельности сотрудники были носителями этой
миссии, и суммарное их поведение являлось именно тем позиционированием на
рынке, которое и задумывалось аппаратом управления организации.
Рассмотрим следующий механизм реализации миссии. Он будет состоять из
четырех основных стадий.
Формообразование - мероприятия по определению миссии на всех уровнях
системы отношений (иерархия отношений);
Взаимодействие - мероприятия по взаимодействию сотрудников организации
(горизонтальные отношения):
Управление - мероприятия по управлению взаимодействием сотрудников
организации (обратная связь горизонтальных отношений);
Переходный процесс - мероприятия по изменению миссии организации в
иерархии системы отношений (обратная связь иерархии отношений). Опишем механизм реализации миссии организации. Он будет
состоять из 24 мероприятий, способствующих зафиксировать понимание и изменения
миссии организации, относительно нестабильностей системы отношений. Для того
чтобы создать технологию реализации миссии, опишем в первой стадии (опираясь на
накопленный опыт управления в организации) мероприятия по иерархическому
согласованию миссии (рис. 4).
Рис. 4 - Стадия формообразования миссии в организации
стратегический
управленческий миссия конкурентоспособность
1. Донести идею миссии до каждого сотрудника организации, который в свою
очередь согласовывает цели своей деятельности относительно миссии, организации.
. Каждый сотрудник определяет ценность миссии организации, относительно
своего рабочего места.
. Аппарат управления суммирует понимание ценности миссии для сотрудников
и создает организационную культуру, которая и будет средством реализации миссии
с помощью коммуникативных правил субординации по вертикали и горизонтали, как
внутри организации, так и во внешней среде.
. В зависимости от коммуникативных возможностей сотрудников и организации
объективно и детально выявляется сегмент рынка, где описываются потребности
удовлетворяемые организацией, потребитети и используемые технологии.
. Принимаются управленческие решения по реализации миссии организации в
согласовании стратегии, тактики и оперативных шагов. 6. Проанализировав возможности реализации управленческих
решений, ответственными лицами, принимающими решения, создаются технологии
организационного управления по реализации миссии организации. Далее рассмотрим стадию взаимодействия организации в
горизонтальных связях (рис.5).
. Каждому сотруднику предлагается разработанная технология внедрения
миссии организации у себя на рабочих местах.
. В зависимости от того, как видит себя сотрудник организации в
коллективе, он предлагает управленческие решения по реализации миссии
организации, относительно своего рабочего места.
. Организация рабочих мест сотрудников относительно их ценностных
ориентиров, с целью реализации миссии в процессе своей профессиональной
деятельности.
Рис.5 Стадия взаимодействия миссии организации
. Формируются и развиваются ресурсонесущие связи как внутри организации,
так и во внешней среде с поставщиками, партнерами, клиентами и конкурентами,
относительно идеи миссии организации. 11. В
зависимости от качества коммуникативных связей определяются целевые требования
к предлагаемым продуктам (услугам), посредством которых реализуется миссия,
организации, 12. Предложение инновационного
использования продукта (услуг), которое способствует реализации миссии
организации.
Затем рассмотрим стадию управления в горизонтальных обратных связях (рис.
6).
На данной стадии определяем обратную связь от рынка и качество
позиционирования организации на рынке. Обратная связь определяет, на сколько
миссия организации актуальна и реализуется во внешней среде.
. Изменения целевых требований к продуктам в зависимости от масштаба
воздействия организации на сегмент рынка и качества развития потребителя
посредством предлагаемых продуктов (услуг),
. Коррекция поведения сотрудников организации в ресурсонесущих связях
относительно измененных целевых требований к продукту.
Рис.6. Стадии управления миссии организации
. Изменение ценностных ориентиров в ресурсонесуших связях, относительно
идеи миссии организации и обратной связи от рынка. 16. Изменение организации рабочих мест сотрудников,
относительно ценностных приоритетов в обозначенных связях и повышение их
профессионального уровня.
17. Предлагается
инициатива от сотрудников организации по эффективной реализации миссии
организации относительно своих рабочих мест.
. Создается новая технология реализации миссии организации.
Далее рассмотрим стадию переходного процесса по изменению миссии
организации в зависимости от обратной связи по вертикали (рис.7).
На данной стадии определяем обратную связь от организации в целом и
качество реализации миссии организации.
. Коррекция организационного управления посредством инновационной
технологии реализации миссии,
. Изменение управленческих решении по реализации миссии в зависимости от
инноваций в организационном управлении,
Рис.7. Стадия переходного процесса миссии организации
21. Коррекция требований к коммуникативным связям в зависимости от
изменений в управленческих решениях, по выявлению сегмента рынка и
соответственно дополнение к реализуемой миссии организации,
. Расширение понимания ценности миссии для сотрудников и изменение
организационной культуры, посредством изменения требований к коммуникациям.
. Адаптация и изменение, организационной и производственных структур, в
зависимости от инноваций в организационной культуре по реализации миссии.
. Коррекция и дополнение идеи миссии организации с учетом приобретенных
возможностей организационной и производственной структур. Создание миссии
организации нового качества.
Данный механизм по формированию и реализации миссии организации позволяет
определить ориентир высокого уровня участия в разрешении конфликтов и развитии
организации, адаптировать идею миссии к реальным условиям рынка
(территориальным, социальным и производственным) и скорректировать в
определенном алгоритме согласования субъект - объектных отношений в
организации, относительно адаптации системы управления к изменениям. Также
механизм определяет возможность согласования иерархии стратегических,
тактических и оперативных целей от высшего уровня управления до низшего уровня
и создавать систему поддержания инициативы в обратном порядке, под призмой
реализации миссии организации.
Заключение
Таким образом, формулировка миссии организации должна подразумевать
постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Разработка
миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления,
так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем
заключается основная задача предприятия и любую деятельность предприятия
подчинить ее решению.
Основные компоненты миссии: продукты или услуги, которые производит
предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей; категории целевых групп
потребителей; применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ
удовлетворения нужд потребителей; конкурентные преимущества, философия бизнеса.
При разработке миссии необходимо следовать следующим правилам. Во-первых,
следует определять корпоративные ценности и ожидания компании, как компромисс
интересов собственников, менеджеров и персонала в отношении перечня характеристик
и соответствующих параметров, характеризующих эффективность бизнеса. Во-вторых,
миссию необходимо формулировать предельно ясно для того, чтобы она была понятна
всем субъектам, взаимодействующим с организацией, и всем членам организации.
В-третьих, следует исключать возможность различного толкования миссии, но в
тоже время необходимо оставлять простор для творческого и гибкого развития
организации. В-четвертых, следует пересматривать миссию всякий раз, когда
поставленные задачи утрачивают актуальность или перестают соответствовать курсу
развития компании. В-пятых, миссию следует формулировать детально, подробно, а
не давать слишком широкую и общую формулировку. Миссия должна максимально точно
описывать подлинную деятельность компании.
Из вышеизложенного следует, что миссия организации должна целостно
трактовать реальную деятельность предприятия, затрагивать все ключевые аспекты.
При этом в ней должны найти отражение гуманность, улучшение жизни как
сотрудников, так и потребителей. Только с помощью научно обоснованной
формулировки миссии можно определить, чем стратегически необходимо заниматься
компании, и к какому результату может привести выбранная деятельность.
Список использованной литературы
1. Акинфиева
Н.В. Миссии российских вузов в современных условиях: назначение и проблемы
формирования // Проблемы и перспективы развития образования в России.- 2012. -
№ 13. - С. 320-328.
. Борискина Т.Б.,
Пескова О.С. Миссия компании как элемент коммуникационного взаимодействия с
потребителем // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд.-
2011. - № 7. - С. 51-59.
. Виханский О. С.,
А.И.Наумов Менеджмент. - М.: Магистр, 2012.- 284 с.
. Голубев П.А.
Разработка миссии, видения и стратегии компании // Методы менеджмента
качества.- 2011. - № 12. - С. 6-9.
. Зарипов Р.Р. Миссия
и цели предприятий уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского
юридического института.- 2007. - № 3. - С. 35-37.
. Иванова Е.С.
Сущность и целостность организации // Экономика и управление в XXI
веке: тенденции развития.- 2013. - № 13. - С. 8-12.
. Конорев К.М.,
Святова О.В., Серебровский В.И. Основные компоненты стратегии развития
сельскохозяйственных организаций // Вестник Курской государственной
сельскохозяйственной академии.- 2012. - № 3. - С. 6-9.
. Котлер Ф. Маркетинг
менеджмент. - СПб.: Питер, 2011.- 698с.
. Крючков В.Н. Миссия
фирмы как ментальный вирус // Вестник Омского университета. Серия Экономика.-
2009. - № 2. - С. 119-122.
. Ленкова О.В. Миссии
и цели российских нефтегазовых компаний // Современные проблемы науки и
образования.- 2013. - № 6. - С. 552-556.
. Максименко А.А. Миссия
как генерация ценностей организации //В мире научных открытий.- 2010. - № 1-2.
- С. 58-60.
. Новиков А.В. Миссия
фирмы как «связующее звено» управления // Российское предпринимательство.-
2012. - № 3. - С. 46-51.
. Первакова Е.Е.,
Главчанский В.Д. Влияние миссии российских компаний на стоимость бизнеса и
наличие результатов инновационной деятельности // Креативная экономика.- 2013.
- № 12. - С. 22-31.
. Полякова Т.Н.
Контент-анализ миссий российских коммерческих банков // Известия Юго-Западного
государственного университета. Серия: Экономика, социология. Менеджмент.-
2013.- № 1. - С. 161- 165.
. Пугина Л.И.,
Родионова Е.В. Современные подходы к формулировке миссии предприятия // Век
качества.- 2014. - №1. - С. 18-20.
. Разработка стратегии
развития / под ред. М.П. Синявиной, А.Н. Бурмистрова.- СПб.: Питер, 2010.- 189
с.
. Сальникова К.А.
Формулирование миссии компании как способ укрепления основ корпоративной
культуры (на примере юридической фирмы) // Молодой ученый.- 2010. - № 6. - С.
298-300.
. Сафина Г.М.
Формирование миссии как фактор развития организации // Симбирский научный
вестник.- 2012. - № 2. - С. 130-134.
. Томпсон А.А.
Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон, Дж. Стрикленд. - М.: Приора, 2009. -
136 с.
. Штейнбок Г.М.
Механизм формирования и реализации миссии организации // Российский
экономический интернет-журнал.- 2008. - № 4. - С. 149.
Похожие работы на - Понятие, значение, составляющие и формулировка миссии фирмы. Процесс создания миссии
|