Финансовое состояние предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    94,8 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое состояние предприятия

Введение

финансовый экономический гостиница

Анализ финансово-хозяйственной деятельности - это наука, изучающая экономические показатели работы предприятия, в их комплексном развитии в целях выявления внутрипроизводственных резервов. Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ является важным средством планового управления экономикой предприятия (фирм), выявления резервов повышения эффективности производства.

При ведении анализа финансово-хозяйственной деятельности на предприятии (фирме) вырабатывается стратегия и тактика развития, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия.

Задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности:

. Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

. Научное обоснование текущих и перспективных планов.

. Поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта.

. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики.

. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

. Определение экономической эффективности использования трудовых материальных и финансовых ресурсов.

Виды анализа:

. По принципу времени:

предварительный, последующий, оперативный, итоговый.

. По отраслевому признаку:

отраслевой, межотраслевой.

. По признаку объекта:

внутрихозяйственный, комплексный, системный, тематический.

. По методике изучения объектов:

сравнительный, горизонтальный, вертикальный, маржинальный, факторный, диагностический, функционально-стоимостной, трендовый.

В анализе хозяйственной деятельности используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются для обработки и изучения информации, также такие способы как факторный анализ, стохастический факторный анализ и способ оптимизации показателей.

Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов.

В своей курсовой работе я использовал традиционные способы обработки информации: сравнение и балансовый способ.

Основным источником информации о деятельности фирмы является бухгалтерская отчетность наибольшую информацию для анализа содержит Бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Целью моей курсовой работы является проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности гостиницы «Виктория».

1. Анализ финансового состояния предприятия

 

.1 Значение финансового анализа для успешного развития предприятия

Под финансовой деятельностью организации понимают способность обеспечить процесс хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и возможность соблюдения нормальных финансовых взаимоотношений с работниками организации и другими организациями, банками, бюджетом и т.д.

Финансовая деятельность предприятий характеризуется совокупностью показателей, отражающих наличие, формирования и использования его финансовых ресурсов. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его деятельности, которые интересуют не только работников предприятия, но и его партнеров, государственные, финансовые, налоговые и др. органы.

Финансовая деятельность предприятия является элементом финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйственного субъекта и оптимизации оборота его денежных средств.

К объектам финансового менеджмента относят: финансовые потоки, финансовые показатели, доходы, расходы, капитал. Субъектом финансового менеджмента является финансовая служба (тот, кто занимается финансовым управлением).

В специальной литературе представлены различные определения финансовой политики организации, которые, по мнению автора, следует подразделить на сформулированные с различных позиций управления: идеологии и целевых установок, принципов и норм, технологии принятия и состава управленческих решений. В первом аспекте финансовая политика рассматривается в качестве финансовой идеологии организации, системы взглядов, целевых установок и способов адаптации и развития финансов компании для достижения ее целей, заключается в постановке целей и задач финансового управления, в определении и использовании средств ее реализации. Во втором аспекте финансовая политика представляется совокупностью норм и условий управления денежным капиталом, системой экономических отношений в бизнесе, принципов управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта и нормативных уровней показателей финансово - экономического развития. В третьем аспекте финансовая политика организации выражает совокупность мероприятий (решений) по использованию финансов для осуществления организацией функций и задач, качественно определенного направления развития, установления системы взаимоотношений организации во внутренней и внешней среде.

Финансовая политика предприятия - совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия [20, с. 189].

Разработанная финансовая политика позволяет предприятию не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят компании, умеющие, во-первых, верно идентифицировать свою стратегию, и, во-вторых, мобилизовать все ресурсы на достижение поставленных стратегических целей.

Финансовая политика - наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и другие. Если рассматривать термин «политика» более широко-то это действия, направленные на достижение цели. Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками - а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.

Финансовая политика организации подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Первая направлена на финансовые отношения и процессы внутри организации, вторая - предполагает использование возможностей финансового рынка для развития организации. По фактору времени различаются такие виды финансовой политики, как долгосрочная и краткосрочная. Краткосрочная финансовая политика организации направлена на решение текущих финансовых проблем, позволяет улучшить финансовое состояние фирмы и повысить ее финансовую устойчивость в короткие сроки.

Основа финансовой политики - четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля [23, с. 212].

С позиций взаимосвязей между финансовым менеджментом и финансовой политикой организации управление финансами представляется в качестве процесса реализации финансовой политики организации. Разработка финансовой политики и ее реализация на основе соответствующих методов, финансовых инструментов и практических приемов относится к финансовому менеджменту, содержание и основная целевая установка которого - максимизация богатства владельцев фирмы с помощью рациональной финансовой политики.

Таким образом, формирование финансовой политики организации связано с выбором критериев, методов, моделей и инструментов управления финансово-экономическими процессами в соответствии с целями и условиями осуществления последних. Критерии управления финансово-экономическими процессами и составляющими их элементами предназначены для определения и оценки последствий альтернативных вариантов решений. Наряду с критериями управления в специальной литературе выделяются используемые при формировании и анализе финансовой политики организации критерии оценки ее эффективности - целесообразности, обоснованности, оптимальности. Метод трактуется как прием, способ воздействия субъекта управления на объекты для достижения поставленной цели [26, с. 101]. Принятие управленческих решений базируется на использовании не только критериев и методов управления, но и предполагает наличие моделей, описывающих функционирование хозяйствующего субъекта. Понятие «инструмент» происходит от латинского «instrumentum» - орудие и рассматривается в качестве орудия человеческого труда или исполнительного механизма машины, средств управления, реализации управленческих решений, достижения цели. Использование финансовых инструментов способствует достижению преимущественно финансовых целей предпринимательской деятельности организации.

Анализ состава и определений видов финансовой политики организации дает основания заключить, что в настоящее время не установлены критерии выделения ее видов. Структура и содержание определений неоднородны, отражают либо цель соответствующего вида финансовой политики организации, либо управленческие решения по реализации элементов финансовой политики (система мер, система действий, комплекс решений), или процессы формирования (выбора) решений, а также сочетания названных признаков. К примеру, различными авторами идентично трактуется назначение дивидендной политики, направленной на установление пропорций в распределении чистой прибыли между реинвестированием и использованием; ее формирование связывается с понятиями «решения», «выбор», «механизм». Некоторые виды финансовой политики организации, такие как политики управления оборотным капиталом (в том числе запасами), кредиторской задолженностью, политика инвестиционная, формирования и распределения прибыли и связанная с ней дивидендная политика, соответствуют элементам финансово-экономических процессов деятельности организации, к которым относятся активы, источники финансирования, финансовые результаты, хозяйственные операции, их совокупности. Однако названным критериям не отвечают налоговая и ценовая политики. Некоторыми учеными ценовая политика относится к сфере маркетинга, а не финансов.

Определения инвестиционной политики организации раскрывают направления инвестирования (капитальные, финансовые вложения, инновационные инвестиции), отражают связанные с инвестированием решения (выбор принципов слияния, поглощения или выкупа; эффективных форм инвестирования; источников финансирования инвестиций; критериев эффективности инвестиций).

Кредитная политика в представлении ряда авторов обусловливается отношениями с покупателями, управлением дебиторской задолженностью покупателей и относится к политике управления оборотными активами организации наряду с управлением запасами, денежными средства, краткосрочными финансовыми вложениями. Другими авторами кредитная политика рассматривается также в связи с привлечением заемных источников финансирования в составе политики управления пассивами организации. В некоторых источниках специальной литературы проблемы управления источниками финансирования оборотных активов относятся к политике управления текущими активами. Таким образом, отсутствует четкость в определении понятия и назначения кредитной политики организации.

Для систематизации видов финансовой политики организации, обоснования связанных с их формированием задач целесообразно исходить из структуры финансово-экономических процессов, состава их элементов, являющихся объектами финансового менеджмента и финансовой политики. В специальной литературе объекты финансового управления и финансовой политики представляются неоднозначно. К объектам управления финансами организации относятся финансовые ресурсы, источники финансовых ресурсов и финансовые отношения. В качестве объектов финансовой политики организации рассматриваются не только финансовые ресурсы, но и хозяйственная система, ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хозяйствующего субъекта, характеризующий направления поступления и выплат денежных средств, их источники. Основным объектом финансовой политики организации признаются финансовые потоки, которые разделяются по трем видам деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой.

Воздействие финансовых инструментов на финансовый механизм организации, осуществляемое в ходе формирования и реализации финансовой политики организации         осуществляется, в частности, через финансовые рычаги (средства воздействия). К последним относятся нормы амортизационных отчислений, ставки финансовых санкций, цены продукции и ресурсов, арендная плата, ставки процентов, дивидендов, дисконтов, валютные курсы, таможенные пошлины, тарифные ставки и оклады, ставки налогов и льгот и другие. Некоторыми авторами финансовые рычаги интерпретируются не только как средства воздействия управляющей системы на деятельность организации, но и в качестве финансовых показателей - критериев анализа (прибыль, доход), способов и приемов принятия управленческих решений (операционный рычаг, финансовый рычаг).

В специальной литературе представлены различные определения финансовой политики организации, которые, по мнению автора, следует подразделить на сформулированные с различных позиций управления: идеологии и целевых установок, принципов и норм, технологии принятия и состава управленческих решений.

В первом аспекте финансовая политика рассматривается в качестве финансовой идеологии организации, системы взглядов, целевых установок и способов адаптации и развития финансов компании для достижения ее целей, заключается в постановке целей и задач финансового управления, в определении и использовании средств ее реализации.

Во втором аспекте финансовая политика представляется совокупностью норм и условий управления денежным капиталом, системой экономических отношений в бизнесе, принципов управления финансовой деятельностью хозяйствующего субъекта и нормативных уровней показателей финансово - экономического развития. В третьем аспекте финансовая политика организации выражает совокупность мероприятий (решений) по использованию финансов для осуществления организацией функций и задач, качественно определенного направления развития, установления системы взаимоотношений организации во внутренней и внешней среде.

С позиций взаимосвязей между финансовым менеджментом и финансовой политикой организации управление финансами представляется в качестве процесса реализации финансовой политики организации. Разработка финансовой политики и ее реализация на основе соответствующих методов, финансовых инструментов и практических приемов относится к финансовому менеджменту, содержание и основная целевая установка которого - максимизация богатства владельцев фирмы с помощью рациональной финансовой политики.

Таким образом, формирование финансовой политики организации связано с выбором критериев, методов, моделей и инструментов управления финансово-экономическими процессами в соответствии с целями и условиями осуществления последних.

Критерии управления финансово-экономическими процессами и составляющими их элементами предназначены для определения и оценки последствий альтернативных вариантов решений. Наряду с критериями управления в специальной литературе выделяются используемые при формировании и анализе финансовой политики организации критерии оценки ее эффективности - целесообразности, обоснованности, оптимальности. Метод трактуется как прием, способ воздействия субъекта управления на объекты для достижения поставленной цели.

Принятие управленческих решений базируется на использовании не только критериев и методов управления, но и предполагает наличие моделей, описывающих функционирование хозяйствующего субъекта. Понятие «инструмент» происходит от латинского «instrumentum» - орудие и рассматривается в качестве орудия человеческого труда или исполнительного механизма машины, средств управления, реализации управленческих решений, достижения цели. Использование финансовых инструментов способствует достижению преимущественно финансовых целей предпринимательской деятельности организации.

Анализ состава и определений видов финансовой политики организации дает основания заключить, что в настоящее время не установлены критерии выделения ее видов. Структура и содержание определений неоднородны, отражают либо цель соответствующего вида финансовой политики организации, либо управленческие решения по реализации элементов финансовой политики (система мер, система действий, комплекс решений), или процессы формирования (выбора) решений, а также сочетания названных признаков. К примеру, различными авторами идентично трактуется назначение дивидендной политики, направленной на установление пропорций в распределении чистой прибыли между реинвестированием и использованием; ее формирование связывается с понятиями «решения», «выбор», «механизм».

Некоторые виды финансовой политики организации, такие как политики управления оборотным капиталом (в том числе запасами), кредиторской задолженностью, политика инвестиционная, формирования и распределения прибыли и связанная с ней дивидендная политика, соответствуют элементам финансово-экономических процессов деятельности организации, к которым относятся активы, источники финансирования, финансовые результаты, хозяйственные операции, их совокупности.

Однако названным критериям не отвечают налоговая и ценовая политики. Некоторыми учеными ценовая политика относится к сфере маркетинга, а не финансов.

Определения инвестиционной политики организации раскрывают направления инвестирования (капитальные, финансовые вложения, инновационные инвестиции), отражают связанные с инвестированием решения (выбор принципов слияния, поглощения или выкупа; эффективных форм инвестирования; источников финансирования инвестиций; критериев эффективности инвестиций).

Кредитная политика в представлении ряда авторов обусловливается отношениями с покупателями, управлением дебиторской задолженностью покупателей и относится к политике управления оборотными активами организации наряду с управлением запасами, денежными средства, краткосрочными финансовыми вложениями.

Другими авторами кредитная политика рассматривается также в связи с привлечением заемных источников финансирования в составе политики управления пассивами организации. В некоторых источниках специальной литературы проблемы управления источниками финансирования оборотных активов относятся к политике управления текущими активами.

Таким образом, отсутствует четкость в определении понятия и назначения кредитной политики организации.

Для систематизации видов финансовой политики организации, обоснования связанных с их формированием задач целесообразно исходить из структуры финансово-экономических процессов, состава их элементов, являющихся объектами финансового менеджмента и финансовой политики.

В специальной литературе объекты финансового управления и финансовой политики представляются неоднозначно. К объектам управления финансами организации относятся финансовые ресурсы, источники финансовых ресурсов и финансовые отношения. В качестве объектов финансовой политики организации рассматриваются не только финансовые ресурсы, но и хозяйственная система, ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хозяйствующего субъекта, характеризующий направления поступления и выплат денежных средств, их источники. Основным объектом финансовой политики организации признаются финансовые потоки, которые разделяются по трем видам деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой.

Воздействие финансовых инструментов на финансовый механизм организации, осуществляемое в ходе формирования и реализации финансовой политики организации         осуществляется, в частности, через финансовые рычаги (средства воздействия). К последним относятся нормы амортизационных отчислений, ставки финансовых санкций, цены продукции и ресурсов, арендная плата, ставки процентов, дивидендов, дисконтов, валютные курсы, таможенные пошлины, тарифные ставки и оклады, ставки налогов и льгот и другие.

Некоторыми авторами финансовые рычаги интерпретируются не только как средства воздействия управляющей системы на деятельность организации, но и в качестве финансовых показателей - критериев анализа (прибыль, доход), способов и приемов принятия управленческих решений (операционный рычаг, финансовый рычаг).

Выбор вариантов учетной и договорной политики оказывает влияние на значения показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, бухгалтерской и налоговой отчетности, на решения в области управления финансовыми ресурсами и финансовыми результатами в различных сферах деятельности.

Однако назначение выбора вариантов организации и ведения бухгалтерского и налогового учета, способов договорных отношений не исчерпывается формированием финансовой политики организации, что дает основания учетную и договорную политики рассматривать не только в качестве самостоятельных элементов управления, но и признать инструментами формирования финансовой политики организации.

Управление дебиторской задолженностью включает в себя продажу долгов самим должникам со скидкой, продажа факторинговой компании, эти направления позволяют максимально быстро снизить дебиторскую задолженность. В качестве постоянно действующего элемента финансовой политики предприятия предлагается ввести постоянный контроль за уровнем дебиторской задолженности.

Увеличение прибыли от деятельности предприятия торговли можно достичь расширением ассортимента продаваемой продукции, введением продукции и товаров, пользующихся повышенным спросом, что позволит применить более высокую наценку для них, снижением издержек обращения, изменением системы закупок товаров - поиском более дешевых поставщиков.

Увеличение чистой прибыли от деятельности позволит направить ее на увеличение объема собственных средств в пассиве баланса с соответствующим сокращением привлеченных источников финансирования, что повысит финансовую независимость организации, укрепит ее финансовой состояния.

Таким образом, организация финансовой деятельности на предприятиях торговли должна осуществляться таким образом, чтобы обеспечить рациональное использование ресурсов и капитала, финансовую устойчивость и независимость предприятия, его рост и развитие.

Рассмотрим организацию финансовой деятельности на примере конкретного предприятия торговли.

1.2 Методики анализа финансового состояния предприятия


Под методом анализа финансового состояния понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы применения анализа финансового состояния можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К традиционным методам относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки; прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в сопоставлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода. Для того чтобы результаты сравнения обеспечили правильные выводы анализа, необходимо установить сопоставимость сравниваемых показателей, т.е. их однородность и однокачественность.

Сопоставимость аналитических показателей связана со сравнимостью календарных сроков, методов оценки, условий работы, инфляционных процессов и т.д.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования.

Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т.е. синтезом - соединением отдельных элементов в общий результативный показатель.

Все перечисленные методы анализа относятся к формализованным. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т.п., которые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности методику анализа.

Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс - способ отражения в стоимостной оценке имущества организации и источников их образования на определенную отчетную дату.

При первом способе анализ проводится на основании исходного баланса. Он применяется, когда аналитик намерен получить самое общее представление об объекте анализа. Его называют экспресс-анализ или чтение отчета. Как правило, он применяется внешним аналитиком (кредитором, поставщиком, инвестором и др.) при принятии решения целесообразности бизнес-контактов с организацией.

Горизонтальный и вертикальный анализ исходного баланса - трудоемкое и малоэффективное дело, так как большое количество показателей не позволяет выделить главные тенденции.

При втором способе анализ проводится на основании трансформированного баланса.

В этом случае строится аналитический баланс, то есть исходный баланс представляется в форме, более удобной для анализа.

Сравнительный аналитический баланс фактически включает показатели горизонтального и вертикального анализа.

Для последовательного проведения горизонтального и вертикального анализа можно строить отдельные аналитические таблицы.

В то же время, учитывая, что горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга, и в целях повышения наглядности анализа целесообразно построить более удобную аналитическую таблицу, соединяющую показатели и горизонтального, и вертикального анализа.

На основе результатов анализа структуры и динамики баланса делают общие выводы о финансовом положении организации.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния организации - стабильность ее деятельности в долгосрочной перспективе, то есть финансовая устойчивость, которая связана со структурой капитала, степенью зависимости от внешних источников цитирования.

Организация считается платежеспособной, если ее активы больше, чем внешние обязательства (долгосрочные и краткосрочные обязательства).

Организация считается ликвидной, если ее текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства.

Для оценки степени ликвидности и платежеспособности сравнивают отдельные позиции баланса и на основе этого сравнения рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Необходимо различать понятия «ликвидность баланса» и «ликвидность активов».

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов - величина, обратная ликвидности баланса по времени, необходимому для превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность, и наоборот.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

Существуют различные подходы к методике анализа ликвидности баланса и составу формируемых аналитических групп по активу и пассиву. Кроме того, конкретное наполнение групп по активу и пассиву баланса для отдельных организаций будет различаться, зависеть от состава исходного баланса соответствующей организации и имеющейся в распоряжении аналитика информации.

Необходимо иметь в виду, что ликвидность отдельных видов активов и срочность отдельных обязательств можно определить по балансу лишь в общих чертах в ходе внешнего анализа.

В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы организации можно разделить на следующие группы:

1) А1 - наиболее ликвидные активы, к которым относятся денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

2) А2 - быстро реализуемые активы, к которым относятся дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, и прочие оборотные активы;

3) А3 - медленно реализуемые активы, к которым относятся запасы (за исключением расходов будущих периодов);

4) А4 - трудно реализуемые активы, к которым относятся внеоборотные активы и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты.

В зависимости от степени срочности оплаты пассивы организации можно разделить на следующие группы:

) П1 - наиболее срочные обязательства, к которым относятся кредиторская задолженность, задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства;

2) П2 - краткосрочные пассивы, к которым относятся краткосрочные займы и кредиты;

3) П3 - долгосрочные пассивы, к которым относятся долгосрочные обязательства;

4) П4 - постоянные пассивы, к которым относятся капитал и резервы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов. Для сохранения баланса актива и пассива итог этой группы уменьшается на сумму величин налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и расходов будущих периодов.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги этих групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, А3 ≥ П3, А4 ≤ П4

Выполнение первых трех неравенств влечет выполнение и четвертого неравенства, то есть четвертое неравенство носит «балансирующий» характер, и его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости - наличия у организации собственных оборотных средств.

В случае если одно или несколько неравенств не выполняется, ликвидность баланса в меньшей или большей степени отличается от абсолютной.

При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе, хотя компенсация имеет место лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Сопоставление наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов (А1+А2) с наиболее срочными и краткосрочными пассивами (П1+П2) позволяет выяснить текущую ликвидность организации, которая свидетельствует о платежеспособности (неплатежеспособности) на ближайший промежуток времени.

Сравнение медленно реализуемых активов (А3) с долгосрочными пассивами (П3) отражает перспективную ликвидность организации, которая представляет прогноз платежеспособности (но несколько приближённый).

Для оценки платежеспособности организации используются относительные показатели ликвидности, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (Ка.л.) показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может покрыть за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае необходимости. Он характеризует мгновенную платежеспособность организации, то есть на дату составления баланса. Нормальное ограничение коэффициента 0,2, означает, что каждый день подлежит погашению не менее 20% краткосрочных обязательств организации.

2. Коэффициент критической (быстрой) ликвидности (Кк.л.) показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения краткосрочной дебиторской задолженности. Он характеризует ожидаемую платежеспособность организации на период, равный средней продолжительности одного оборота краткосрочной дебиторской задолженности. Нормальное ограничение коэффициента 1, означает, что денежные средства и предстоящие поступления от дебиторов должны покрывать краткосрочные обязательства организации. Если значение этого коэффициента ниже 1, это свидетельствует об угрозе финансовой стабильности организации, а если превышает 1, то означает, что организация располагает достаточным объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников.

3. В процессе анализа динамики этого коэффициента необходимо обращать внимание на факторы, обусловившие его изменение. Если рост коэффициента был в основном вызван увеличением дебиторской задолженности, это не может положительно характеризовать рост ликвидности.

4. Коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) показывает, в какой степени текущие активы организации покрывают ее краткосрочные обязательства. Организация погашает свои краткосрочные обязательства в основном за счет оборотных активов, поэтому если текущие активы превышают по величине краткосрочные обязательства, организация может рассматриваться как успешно функционирующая.

 

.3 Содержание (этапы) анализа


Анализ финансово-экономического состояния предприятия по данным внешней финансовой отчетности является классическим способом анализа. Его проведение включает следующие этапы:

. Сбор информации и оценка ее достоверности, отбор данных из форм бухгалтерской отчетности за требуемый период времени.

. Преобразование типовых форм бухгалтерской отчетности в аналитическую форму.

. Характеристика структуры отчета (вертикальный анализ) и изменения показателей (горизонтальный анализ).

. Расчеты и группировка показателей по основным направлениям анализа.

. Выявление и изменение групп показателей за исследуемый период.

. Установление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов.

. Подготовка заключения о финансово-экономическом состоянии предприятия.

. Выявление «узких мест» и поиск резервов.

. Разработка рекомендаций по улучшению финансово-экономического состояния предприятия.

2. Организационная характеристика гостиницы «Виктория»


Здание отеля «Виктория» было построено в 1954 году и ранее функционировало как один из корпусов гостиницы «Золотой колос». В 2003 году гостиницу выкупил новый владелец, и после реконструкции в 2004 году она функционирует как отдельное гостиничное предприятие. В ходе реконструкции отеля «Виктория» стандартные два номера были объединены в один, благодаря чему все номера отеля теперь имеют площадь около 35 кв. м. Просторные ванные комнаты стали еще одним плюсом такого решения. В каждом номере есть дополнительная зона для отдыха с удобными креслами и чайными столиками.

Отель «Виктория» это бизнес-отель представляющий собой шестиэтажное отдельно стоящее здание, включающее в себя 63 просторных номера, ресторан, 8 конференц-залов. Номерной фонд отеля составляет: 3 одноместных стандартных номера, 4 одноместных студио, остальные 51 - двухместные студио (23 номера Double, 28 Twin), 5 улучшенных студио. Более наглядно номерной фонд отеля можно рассмотреть в схеме на рис. 1.

Рис. 1. Схема номерного фонда, в процентном соотношении

Исходя из рис. 1. видно, что наибольшую часть номерного фонда отеля «Виктория» составляют студио двухместные (DBL, TWN).

Все номера оборудованы:

·        централизованным кондиционированием с индивидуальным управлением;

·        ванной комнатой;

·        доступом в интернет Wi-Fi;

·        телевизором;

·        телефоном;

·        холодильником;

·        односпальной / двуспальной кроватью;

·        стулом, столом, настольной лампой и др.

Большинство номеров выходят на внутренний двор, где в летнее время к услугам гостей предоставлено поле для мини гольфа со всем необходимым для игры снаряжением.

Важной особенностью отеля «Виктория» является наличие четырех номеров со специальным оборудованием для людей с ограниченными возможностями. Площадь данных номеров составляет 35 м2, помимо стандартного набора оборудования номера включают в себя все необходимое для людей с ограниченными возможностями: пандусы, поручни, ширина двери составляет 1,5 м.

К услугам гостей предоставляются бесплатные сейфовые ячейки, расположенные на стойке размещения. В стоимость проживания включен завтрак «Шведский стол» в ресторане отеля «Виктория».

Ресторан отеля готов обслужить до 50 гостей на бизнес-ланче, предложить свои услуги для проведения свадебных банкетов, деловых обедов или ужинов, а также предлагает широкий выбор кофе-брейков для клиентов, проводящих мероприятия в конференц-залах отеля.

Наличие разных по площади залов в отеле «Виктория» (30-120 кв. м) позволяет каждому бизнес-клиенту остаться довольным. Аренда конференц-залов происходит на договорной основе. Все цены являются обязательными для обеих сторон. Окончательный расчет между сторонами производится на основании выставленных счетов и актов по окончании оказания услуг в течение 5 банковских дней с момента выставления счета. Отель «Виктория» оснащен разнообразными техническими системами. По желанию заказчика в его распоряжение предоставляется необходимое техническое оборудование.

Более подробную информацию о конференц-залах рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1. Вместимость и стоимость конференц-залов отеля «Виктория»

Название

Площадь зала, м2

Max вместимость, чел

Стоимость аренды, в рублях НДС не облагается

A

40

35

7000

B

30

25

7000

C

30

25

5500

D

30

25

5500

E

120

100

15000

K

115

70

8800

M

53

60

11000

N

70

80

11000


Стиль отеля выдержан в теплых пастельных тонах, холл поделен на несколько гостевых зон со старинной мебелью.

Отель расположен в шаговой доступности от станции метро ВДНХ и от ВВЦ, что безусловно является плюсом. Большой поток туристов приезжает ежегодно на выставки, которые проводятся на ВВЦ, в Крокус Экспо, Экспо Центре и другие. Наиболее важным фактором для отеля «Виктория» является близость к выставочному центру.

Отель «Виктория» не единственный в данной местности. В районе станции метро ВДНХ, особенно на улице Ярославская, находятся такие гостиницы как: «Золотой колос», «Державная», «Ярославская», «Глобус», «Д-отель». Также по близости находятся гостиницы: «Космос», «Турист», «Байкал», «Измайлово» и другие. Существуют разные критерии оценки конкурентной среды: по территории, по ценовой политике, по уровню обслуживания и другие. Наиболее важными конкурентами для отеля «Виктория» являются близлежащие гостиницы. Все отели находятся на одном уровне и предоставляют собой в основном категории 3 звезды. Количество и виды услуг в каждом отеле разные и у каждого есть свои достоинства и недостатки.

2.1 Оценка организационной структуры управления гостиницы «Виктория»


Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, ее категорией, размером номерного фонда, спецификой гостей и другими факторами.

Организационная структура является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого ее работника.

Организационная структура управления отеля «Виктория» линейно-функциональная, состоит из:

·        линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;

·        специализированных, обслуживающих, функциональных подразделений.

Под линейно-функциональной структурой понимают структуру, в которой предприятие разделено на несколько независимых линейных структурных подразделений, каждое из которых выполняет свои определенные функции. Данный вид организационной структуры наиболее приемлем и наиболее популярен среди предприятий гостиничных услуг.

Службы, входящие в организационную структуру отеля «Виктория»:

· служба приема и размещения;

·        отдел по управлению персоналом;

·        административно-хозяйственная служба;

·        отдел продаж и бронирования;

·        служба питания;

·        финансовая служба;

·        инженерно-техническая служба;

·        служба безопасности.

Служба приема и размещения занимается решением вопросов, связанных с приемом гостей, прибывающих в отель, их регистрацией и размещением по номерам, оказанием различных услуг, а также выездом, приемом оплаты.

Состав службы: начальник службы приема и размещения, служба администраторов, портье.

Административная служба отвечает за организацию управления всеми службами гостиничного комплекса, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала гостиницы, контролирует соблюдение установленных норм и правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной и экологической безопасности.

Состав службы: секретариат, кадровая служба, финансовая служба, инспекторы по технике безопасности.

Административно-хозяйственная служба обеспечивает обслуживание гостей в номерах, поддерживает необходимое санитарное состояние номеров и общественных помещений, уровень комфорта, занимается оказанием бытовых услуг.

Состав службы: начальник службы, старшая горничная, горничные, уборщицы, работники прачечной, разнорабочие.

Служба питания обеспечивает обслуживание гостей в ресторане, баре гостиницы, решает вопросы по организации и обслуживанию банкетов, а также вопросы, связанные с питанием гостей проходящих в гостинице мероприятий.

Состав службы: директор ресторана, повара, работники кухни, администраторы зала, официанты зала и банкетной службы.

Отдел продаж и бронирования занимается вопросами оперативного и стратегического планирования, оптимизацией предоставляемых услуг, анализирует состояние гостиничного рынка и изучает потребности клиентов.

Состав службы: начальник отдела, старший менеджер, менеджер по организации конференций, менеджер по бронированию, менеджер по рекламе.

Финансовая служба анализирует результаты хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Инженерно-техническая служба создает условия для функционирования санитарно-технического оборудования,

электротехнических устройств, служб ремонта и строительства, систем слабых токов (телевидение и связь), систем кондиционирования и теплоснабжения.

Оценка организационной структуры управления гостиницы «Виктория»

Тип структуры

Линейно-функциональная

1. Общее количество структурных подразделений

8

2. Общее количество уровней управления

3

3. Количество звеньев управления

8

4. Норма управляемости для:


- главного бухгалтера

2

- руководителя отдела кадров

1

- руководителя отдела продаж

3

- руководителя СПиР

4

- руководителя хозяйственного отдела

6

- руководителя инженерной службы

6

- директора ресторана

12

5. Разница между min и max числом уровней в звеньях

3-1=2

6. Коэффициент централизации

8/8=1



2.2 Организационно-экономическая характеристика гостиницы «Виктория»


Организационно-экономическая характеристика предприятия позволяет рассмотреть информацию, характеризующую размер предприятия, его производственное направление, обеспеченность и использование имеющихся в наличии ресурсов, эффективность производства основных видов продукции, финансовые результаты.

Основным показателем, влияющим на размер предприятия, является объем валовой продукции, но, помимо того, на него влияют также выручка, среднегодовая численность работников, среднегодовая стоимость основных производственных фондов. Немаловажным для анализа размера предприятия является изучение данных показателей в динамике (таблица 1).

Таблица 2. Показатели размеров гостиницы «Виктория»

Наименование показателей

Годы

2013 г. в% к 2011 г.


2011

2012

2013


Выручка от реализации всего, тыс. руб.

5089,5

5247,0

5253,0

103,0

Среднегодовая численность работников, чел.

55

54

54

98,2

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

912,9

912,7

884,7

97,0


Анализируя данные таблицы 1, можно наблюдать увеличение выручки от реализации на 163,5 тыс. рублей или на 3%, это обусловлено ростом цен на продукцию. Среднегодовая численность работников в 2013 г. по сравнению с 2011 г. снизилась на 1 человека, среднегодовая стоимость основных фондов также снизилась на 28,2 тыс. рублей или на 3%.

Таким образом, проанализировав показатели данной таблицы, можно сказать, что за 3 года размеры предприятия почти не изменились, что свидетельствует о некоторой стабильности деятельности.

Обеспеченность предприятий основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты хозяйственной деятельности, в частности качество, полнота и своевременность работ, а следовательно, и объем производства продукции, ее себестоимость, финансовое состояние предприятия. В связи с этим, анализ обеспеченности предприятия основными производственными фондами и поиск резервов повышения эффективности их использования имеет большое значение. Фондовооруженность труда характеризуется данными таблицы 3.

Таблица 3. Обеспеченность основными фондами

Наименование показателей

Годы

2013 г. в% к 2011 г.

2011

2012

2013


Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб.

912,9

912,7

884,7

96,9

Среднегодовая численность работников, чел

55

54

54

98,2

Фондовооруженность, тыс. руб.

16,6

16,9

16,4

98,8


Данные таблицы показывают, что в 2013 году по отношению к 2011 году происходит снижение показателя фондовооружености на 1,2%. На это повлияло снижение стоимости основных производственных фондов и среднегодовой численности работников, но в 2012 году этот показатель выше.

Определив обеспеченность общества основными фондами, необходимо проанализировать эффективность их использования, характеризующаяся системой показателей, к числу которых относят фондоотдачу и фондоемкость. Фондоотдача может быть определена по выручке, прибыли (таблица 4).

Таблица 4. Экономическая эффективность использования основных фондов

Наименование показателя

Годы

2013 г. в% к 2011 г.


2011

2012

2013


Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб.

912,90

912,7

884,70

96,9

Выручка, тыс. руб.

5089,50

5247,0

5253,0

103,0

Прибыль (убыток), тыс. руб.

430,20

409,0

448,0

104,0

Фондоотдача, руб./100 руб. по выручке/ по прибыли

5,58/ 0,47

5,75/ 0,45

6,0/ 0,5

107,5/ 106,4

Фондоемкость, руб.

0,18

0,17

0,17

94,40


В целом основные фонды используются эффективно, если рассматривать показатели фондоотдачи и фондоемкости, рассчитанные по выручке от реализации продукции. В 2013 году фондоотдача по сравнению с прошлыми годами имеет более высокое значение, а фондоемкость во времени снижается. Это хорошая тенденция. В связи с увеличением размера прибыли в 2013 году, фондоотдача, рассчитанная по прибыли, имеет тенденцию к увеличению. Все это свидетельствует о положительных тенденциях в использовании ресурсов.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли, поэтому она является обобщающим показателем производственной деятельности и разделяется на прибыль от реализации, прибыль до налогообложения и чистую прибыль. Рассмотрим финансовые результаты хозяйственной деятельности гостиницы «Виктория» (таблица 5).

Таблица 5. Финансовые результаты хозяйственной деятельности гостиницы «Виктория»

Наименование показателя

Годы

Изменения (+,-)


2011

2012

2013


Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб.

430,2

409,0

448,4

+18,2

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

336,8

476,0

411,1

+74,3

 

Уплаченные налоги и отчисления

52,4

93,0

+95,1

 

Отвлеченные средства, тыс. руб.

256,5

-

-

-

 

Нераспределенная прибыль, тыс. руб.

27,9

383,0

263,5

+235,7

 


Информация таблицы свидетельствует о том, что общество ведет прибыльную деятельность. Чистая прибыль за 3 года возросла на 235,7 тысяч рублей. Однако, в 2012 году прибыль была выше, чем в 2013 году, так как была получена более высокая прибыль до налогообложения за счет прочей внереализационной прибыли (166 тыс. руб.) и меньшей суммы уплаченных налогов на 54,5 тысяч рублей, хотя прибыль от реализации в 2012 году была на 38,6 тысяч рублей меньше, чем в 2013 году и 21,8 тысячи рублей меньше, чем в 2011 году. Следует отметить, что причиной низкой чистой прибыли в 2011 году было наличие у гостиницы «Виктория» отвлеченных средств на сумму 256,5 тысячи рублей.

В целом, можно сказать, что исследуемое предприятие работает ритмично, имеет в наличии достаточное количество оборотного капитала, трудовых ресурсов, эффективно их использует и получает прибыль, которая используется как для дальнейшего развития, так и для социальной и материальной поддержки членов трудового коллектива.

 


3. Анализ финансового состояния гостиницы «Виктория»


Для оценки финансового состояния любого предприятия важным является анализ и оценка управления активами и пассивами.

Управление активами и пассивами предприятия, то есть составом и структурой имущества и источниками средств, необходимых для его формирования, позволяет оценить динамику активов и пассивов и принять решение о необходимых направлениях их изменения.

Структура активов характеризует в первую очередь уровень мобильности имущества предприятия, а также позволит определить, за счет каких элементов эта мобильность обеспечивается, снижается или повышается.

Структура пассивов показывает, каково соотношение собственного капитала и других фондов и резервов с заемными источниками средств, а также виды заемных средств. Ознакомимся с размерами и структурой активов гостиницы «Виктория» (таблица 6).

Таблица 6. Размер и структура активов гостиницы «Виктория»

Виды продукции

Годы


2011

2012

2013


Тыс. Руб.

%

Тыс. Руб.

%

Тыс. Руб.

%

Всего активов

1153

100

1166

100

116

100

В том числе:







Внеоборотные активы

557

48,3

692

59,3

642

55,0

Из них:







Нематериальные активы

4

0,3

2

0,2

1,9

0,2

Основные средства

553

48,0

649

55,6

639

54,7

Незавершенное строительство

-

-

40

3,4

-

-

Долгосрочные финансовые вложения

-

-

1

0,1

1,1

0,1

Оборотные активы

596

51,7

474

40,7

526

45

Запасы

378

32,8

330

28,3

278

23,8

НДС

17

1,5

15

1,3

14

1,2

Дебиторская задолженность

154

13,4

116

10,0

153

13,1

Денежные средства

47

4,0

13

1,1

81

6,9

 

Показатели таблицы свидетельствуют о незначительном увеличении общей стоимости активов предприятия. Наибольший удельный вес в активах занимают внеоборотные активы, на долю которых в 2013 году приходится 55%. Внеоборотные активы возросли в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 85 тысяч рублей. Это связано с увеличением стоимости основных средств и с появлением долгосрочных финансовых вложений в размере 1,1 тысяча рублей.

Что касается внеоборотных активов, то здесь происходит снижение в 2001 году на 11,7% по сравнению с 2011 годом. На это повлияло в большей степени снижение запасов, НДС.

Оценка основных источников формирования имущества предприятия подразумевает анализ собственного и заемного капитала.

В состав собственного капитала входят уставный, резервный капитал, добавочный капитал, который обеспечивает предприятию юридическую возможность существования.

Назначение резервного капитала состоит в покрытии возможных убытков и снижении риска кредиторов. Чем больше сумма резервного капитала, тем большая сумма убытка может быть компенсирована.

В настоящее время на большинстве предприятий скапливается масса неиспользуемых основных средств. Поэтому к числу отрицательных факторов этого явления относится повышенная потребность в дополнительном финансировании, покрывающем отвлечение средств из оборота. А так как собственные средства ограничены, то источником дополнительного финансирования деятельности, как правило, становится заемный капитал.

В связи с этим рассмотрим структуру основных источников формирования имущества предприятия в аналитической таблице 7.

Таблица 7. Структура основных источников формирования имущества гостиницы «Виктория»

Виды продукции

Годы


2011

2012

2013


Тыс. Руб.

%

Тыс. Руб.

%

Тыс. Руб.

%

Всего источников

1153

100

1166

100

1168

100

В том числе:







Источники собственных средств

882

76,5

915

78,5

898

76,9

Из них:







Уставный капитал

6

0,5

6

0,5

6

0,5

Добавочный капитал

118

10,2

118

10,1

825

70,6

Резервный капитал

4

0,3

4

0,3

4

0,

Фонд накопления

707

61,3

707

60,6

-

-

Нераспределенная прибыль прошлых лет

19

1,6

3

0,3

-

-

Нераспределенная прибыль отчетного года

28

2,6

383

32,8

264

22,6

Расходы при отсутствии прибыли прошлых лет

-

-

306

21,6

200

17,1

Источники заемных и привлеченных средств

271

23,5

251

21,5

270

23,1

Из них:







Займы и кредиты

-

-

11

0,9

-

-

Кредиторская задолженность

271

23,5

240

20,6

270

23,1


Согласно показателей таблицы в структуре источников финансовых ресурсов большую долю занимают собственные финансовые средства - в 2013 г. - 76,9%. Среди них наиболее значимый размер имеет добавочный капитал -70,6%. Стоимость источников собственных средств в динамике за 3 года меняется незначительно. Но в 2012 году сумма этих источников выше, чем в 2011 году и 2013 годах из-за более высокого уровня нераспределенной прибыли.

На долю заемных источников в 2013 году приходится 23,1%, а в 2011 году - 23,5%. Таким образом, на предприятие практически не наблюдается роста привлеченных заемных средств, и структуру источников финансирования деятельности можно считать удовлетворительной.

Таким образом, гостиница финансируется за счет собственных источников финансовых ресурсов, заемных и за счет внутренней кредиторской задолженности.

Теперь познакомимся с изменениями, произошедшими с 2011 по 2013 год в структуре имущества, а также в источниках его финансирования (таблица 8).

Таблица 8. Оценка структуры и факторов изменения стоимости активов и пассивов гостиницы «Виктория»

Показатель

Тыс. руб.

В% к итогу

Увеличение активов

+15

100

Факторы (увеличивающие «+», уменьшающие «-»):



Увеличение производственных запасов

-100

- 667,0

Увеличение платежей по налогу на добавленную стоимость

-3

-20,0

Увеличение дебиторской задолженности

-1

-6,7

Уменьшение нематериальных активов

-2

-13,3

Увеличение основных средств

+86

+573,3

Увеличение незавершенного строительства

-

-

Увеличение долгосрочных финансовых вложений

+ 1

+6,7

Увеличение пассивов

+15

100

Факторы, увеличивающие «+», уменьшающие «-»



Уменьшение нераспределенной прибыли прошлых лет

-

-

Увеличение нераспределенной прибыли отчетного года

+236

+1573,3

Увеличение расходов при отсутствии прибыли прошлых лет

-

-

 

Увеличение займов и кредитов

-

-

 

Увеличение кредиторской задолженности

-2

-13,3

 


Общая стоимость активов предприятия в 2013 году увеличилась на 15 тысяч рублей по сравнению с 2011 годом. Это произошло, в основном, за счет увеличения стоимости основных средств. Пассивы также возросли, но здесь наблюдается следующее: рост пассивов произошел за счет роста нераспределенной прибыли отчетного года, с одной стороны, а с другой - уменьшение кредиторской задолженности.

Для полноты анализа финансового состояния определим ликвидность баланса гостиницы «Виктория».

Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами предприятия и его активами.

Техническая сторона анализа ликвидности баланса заключается в сопоставлении средств по активу с обязательствами по пассиву. С этой целью показатели баланса группируются. Группировка проводится в соответствии с двумя правилами:

1) активы должны быть сгруппированы по степени их ликвидности и расположены в порядке убывания ликвидности;

2) пассивы должны быть сгруппированы по срокам их погашения и расположены в порядке возрастания сроков уплаты.

Для определения ликвидности баланса надо сопоставить произведенные расчеты групп активов и групп обязательств. Баланс считается ликвидным при условии следующих соотношений групп активов и обязательств:


Сравнение первой и второй групп активов с первыми двумя группами пассивов показывают текущую ликвидность, т.е. платежеспособность или неплатежеспособность предприятия в ближайшее к моменту проведения анализа время.

Сравнение же третьей группы активов и пассивов показывает перспективную ликвидность, т.е. прогноз платежеспособности предприятия.

Рассмотрим ликвидность баланса гостиницы «Виктория» за 2013 год (таблица 9).

Таблица 9. Анализ ликвидности баланса, 2013 год в тысячах рублей

Актив

На начало года

На конец года

Пассив

На начало года

На конец года

Платежный излишек, недостаток







На начало периода

На конец периода

1. Наиболее ликвидные активы (A1)

13,0

80,3

1. Наиболее срочные обязательства (ПО

240,2

269,8

- 227,2

-189,5

2. Быстрореализуемые активы (А2)

130,2

167,4

2. Краткосрочные пассивы (П2)

11,3

-

118,9

167,4

3. Медленнореализуемые активы (Аз)

330,0

228,0

3. Долгосрочные пассивы (Пз)

-

-

330,0

228,0

4. Труднореализуемые активы (А4)

691,8

642,3

4. Постоянные пассивы (П4)

913,5

848,2

-221,7

-205,9

Баланс

1165,0

1118,0

Баланс

1165,0

1118,0

X

X


Из данных таблицы видим, что


А4 < П4, т.е. на начало года считать баланс полностью ликвидным нельзя, так как наиболее ликвидные активы (А1) меньше наиболее срочных обязательств (П1), а должно быть наоборот.

На конец года:

А11

А22

А33

А44

Таким образом, на конец года картина у анализируемого предприятия такая же, как и на начало года, т.е. считать текущую платежеспособность абсолютной нельзя, на отчетную дату предприятие не имеет возможности покрывать кредиторскую задолженность за счет имеющихся денежных средств (краткосрочных финансовых вложений по балансу не числится).

Таблица 10. Основные показатели оценки ликвидности

Наименование показателя

Годы

Изменение (+>-)


2011

2012

2013


Денежные средства, тыс. руб.

47

13

80

33

Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

251

270

-1

Оборотные активы, тыс. руб.

596

474

526

-70

Запасы, тыс. руб.

377

330

278

-99

Собственные оборотные средства

325

223

256

-69

Коэффициент текущей ликвидности

2,2

1,9

2,0

-2

Коэффициент быстрой ликвидности

0,8

0,6

0,9

0,1

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2

0,1

0,3

0,1

Доля собственных оборотных средств в общей их сумме

0,5

0,5

0,5

-

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов

0,9

0,7

0,9

-


Коэффициент текущей ликвидности показывает отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам, причем оборотных активов должно быть больше, более чем в 2 раза, чтобы предприятие было платежеспособным. В 2011 году данный показатель составил 2,2; в 2013 году - 2,0. Это свидетельствует о том, что предприятие в 2012 году располагало достаточным объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников. Что касается 2012 года, то здесь происходит небольшое снижение показателя до 1,9 в сравнении с 2011 годом, но такое положение не является опасным для предприятия, сильной угрозы неплатежеспособности не наблюдается.

Коэффициент быстрой ликвидности для ликвидного баланса предприятия должен составить 0,8 - 1. В 2011 году данный показатель составил 0,8. В 2012 году - 0,6. Следовательно, предприятие подвергалось риску текущей неплатежеспособности, так как если взыскать всю дебиторскую задолженность и направить на погашение кредитов и кредиторской задолженности, то останется сумма непогашенных платежей. В 2013 году показатель увеличился на 0,1 по отношению к 2011 году. Следовательно, в 2013 году положение улучшилось. Гостиница, мобилизуя денежные средства, вложенные в материально-производственные запасы, сможет частично рассчитываться со своими кредиторами по краткосрочным обязательствам.

Краткосрочная задолженность не может быть погашена за счет снижения денежных средств в 3,5 раза, что в свою очередь свидетельствует о финансовых затруднениях предприятия в 2012 году. В 2013 году данный показатель увеличился на 0,1 по сравнению с 2011 годом. Это произошло за счет увеличения денежных средств в 2 раза.

Платежеспособность предприятия является внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия.

Экономической сущностью финансовой устойчивости является обеспеченность его запасов и затрат источниками их формирования.

Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитать такой показатель, как излишек или недостаток средств для формирования запасов и затрат.

Расчет показателей наличия источников средств для формирования запасов и затрат позволяет определить, в какой финансовой ситуации находится предприятие.

По степени финансовой устойчивости предприятия возможны четыре типа ситуаций.

1. Абсолютная устойчивость возможна при следующем условии: величина запасов меньше суммы собственных оборотных средств и краткосрочных кредитов и займов.

2. Нормативная устойчивость, гарантирующая платежеспособность предприятия возможна при условии: запасы равны сумме собственных оборотных средств и краткосрочных кредитов и займов.

3. Неустойчивое финансовое состояние связано с нарушением платежеспособности и возникает при условии: величина запасов равна сумме собственных оборотных средств, краткосрочных кредитов и займов, привлеченных средств и прочих заемных средств.

4. Кризисное финансовое состояние, когда величина запасов меньше собственных оборотных средств и краткосрочных кредитов и займов.

Рассмотрим показатели рентабельности анализируемого предприятия за последние годы.

Таблица 11. Динамика показателей рентабельности гостиницы «Виктория», в процентах

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Темп прироста





2012 год

2013 год

Рентабельность общая

21,8

30,4

26,3

+8,6

-4,1

Рентабельность балансовая

12,0

13,5

12,3

+1,5

-1,2

Рентабельность реализованной продукции

14,1

14,8

13,6

+0,7

-1,2

Рентабельность активов

0,5

0,6

1,0

+0,1

+0,4


Приведенные показатели рентабельности свидетельствуют об устойчивом финансовом положении гостиницы. По годам анализируемого периода балансовая рентабельность и рентабельность реализованных услуг колеблется незначительно - в пределах одного процентного пункта. Заметные колебания имеет общая рентабельность: в 2012 году она увеличилась в сравнении с 2011 годом на 8,6 процентных пункта и в 2013 снизилась на 4,1 процентных пункта против уровня 2012 года.

Таким образом, проведенный всесторонний анализ финансового состояния гостиницы «Виктория» характеризует сегодняшнее положение данного гостиничного предприятия. Желательно также проведение мероприятий, способствующих не только привлечению новых посетителей, и как следствие, максимизация прибыли и поднятие рентабельности, но и повышению эффективности функционирования гостиницей «Виктория».


Заключение


В заключении анализируется общая информация по гостинице «Виктория»

Прибыль от реализации номерного фонда составила в 2013 году 5253 тыс. руб.

Что касается размеров предприятия, то за 3 исследуемые года они не изменились, это свидетельствует о некоторой стабильности его деятельности.

Имеющиеся ресурсы используются эффективно, в 2013 году произошло увеличение прибыли, что свидетельствует о положительных тенденциях в использовании ресурсов.

Гостиница работает прибыльно, чистая прибыль за 3 года возросла на 235,7 тысячи рублей за счет снижения затрат на производство продукции.

Однако, за исследуемые годы платежеспособность ухудшилась; ликвидность баланса снизилась.

Деловую активность предприятия можно считать достаточно хорошей, наблюдается положительная тенденция: растет продолжительность погашения кредиторской задолженности, повышается оборачиваемость запасов, в следствие этого в 2013 году снизилась продолжительность финансового цикла.

В связи с увеличением прибыли в 2013 году произошел рост величины прибыли в расчете на 1 рубль следующих показателей: рентабельности основной деятельности, рентабельности совокупного и основного капитала.

Характеризуя активы предприятия, мы выяснили, что наибольший удельный вес в общей сумме всех активов занимают внеоборотные активы, на долю которых в среднем приходится 55%. Они возросли в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 85 тыс. рублей. Это связано с увеличением стоимости основных средств и с появлением долгосрочных финансовых вложений на 1,1 тыс. рублей.

В структуре источников финансовых ресурсов большую долю занимают собственные финансовые средства - в среднем - 76,9%. Среди них наиболее значительные размеры имеет добавочный капитал - 70,6%. Стоимость источников собственных средств в динамике за 3 года меняется незначительно. На долю заемных средств в 2013 году приходится 23,5%, а в 2011 году - 23,5%. Таким образом, на предприятии наблюдается некоторый рост привлеченных ресурсов.

Гостиница «Виктория» финансируется, главным образом, за счет собственных средств.

Исследуемое предприятие, несмотря на сравнительно благополучное финансовое состояние, нуждается в ряде мероприятий по улучшению финансового состояния.

Так, в 2013 году текущие финансовые потребности составили 161 тыс. рублей. Такой дефицит денежных средств предполагается покрыть за счет сокращения дебиторской задолженности путем предоставления скидки к цене выпускаемой продукции на 1,5%. Сокращение сроков расчетов до 15 дней в этом случае сократит текущие финансовые потребности на 78,8 тыс. рублей. 82,2 тыс. рублей могут быть покрыты за счет краткосрочного кредита, так как эффект финансового рычага является положительной величиной.

Кроме этого, предприятию для построения эффективной системы финансового состояния предприятия необходимо разработать рациональную финансовую политику. Основными задачами ее разработки является: максимизация прибыли, оптимизация структуры капитала предприятия, обеспечение инвестиционной привлекательности, использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств и создание эффективного механизма управления предприятием.

Основные направления разработки финансовой политики следующие: анализ финансово-экономического состояния предприятия; выработка кредитной политики; управление издержками, включая выбор амортизационной политики.


Список использованной литературы


1.     www.oksana-hotel.com

2.      Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: По-литехника, 1991.

.        Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. - М.: Гардарики, 2001.

.        Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов Минск: Новое знание, 2007. - 216 с.

.        Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. Пособие. Минск: Новое знание, 2011. - 432 с.

.        Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления на предприятиях/ А.Я. Кибанов. - М., 2003.

.        Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: «ДеКА, 1996.

.        Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. М.: ПрофОбрИздат, 2011. - 207 с.

.        Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2003.

.        Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. М.: Экономика, 2008. - 205 с.

.        Попов Л.А. Методы прогнозирования в индустрии гостеприимства. М.: РосЭк, 2008. - 226 с.

.        Стеняев В.М. Автоматизация управления гостиничным хозяйством. СПБ: Стройиздат, 2008. - 150 с.

.        Чудновский А.В. Гостиничный и туристский бизнес. М.: Экмос, 2011. - 352 с.

.        Уокер Д.Р. Введение в гостеприимство. М.: Юнити, 2011. - 460 с.

.        Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М. - 2001.

Похожие работы на - Финансовое состояние предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!