Экономические системы. Роль цены в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,58 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономические системы. Роль цены в рыночной экономике

Содержание

Теоретическая часть

1. Каковы преимущества и недостатки экономических систем

Экономические системы

Централизованная экономическая система

Рыночная экономика и ее преимущества

Минусы рынка и проблема внешних эффектов

2. Какова роль цены в рыночной экономике

3. Почему моделирование является одним из основных методов экономической теории

Практическая часть

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Задача 6

Задача 7

Список используемой литературы

Теоретическая часть

1. Каковы преимущества и недостатки экономических систем

Экономические системы

В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют всегда как определённая система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связей между ними. Экономика каждой страны - это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо из других, т.е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев.

Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Это означает, что в экономической системе хозяйственная деятельность всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом.

Понятие экономической системы разными экономистами трактуется по-разному:

Экономическая система - это совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определённой географической территории. (П. Грегори, Р. Стюарт)

Экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. (Ф. Прайор)

Человеческое общество в своём развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы - рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - централизованная и традиционная. И все же обобщенно можно выделить два основных способа организации производства и соответственно два типа экономических систем: централизованную и рыночную. Остановимся на этих типах экономических систем и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.

Централизованная экономическая система

Суть данной системы - в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное - как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой. Характеризуя ее выделим следующие главные черты.

Основные черты:

господство государственной собственности;

диктатура государственного плана в экономике;

административные методы управления экономикой;

финансовая диктатура государства.

Основные плюсы:

более стабильная экономика;

больше уверенности людей в будущем;

меньше неравенства в обществе;

гарантия минимального жизнеобеспечения всем;

нет проблемы трудоустройства;

удобный для многих государственный патернализм.

Основные минусы:

неудовлетворительная работа госсобственности;

нет стимулов к усердному труду;

безынициативность и безответственность работников;

неэффективность экономики и всеобщие дефициты;

диктат производителей над потребителями;

низкий уровень жизни людей.

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия - всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки - все заранее "расписано" и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: "самодеятельность" и "неучтенное" новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный - неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

Все тут естественно, ибо "человеческая природа ленива (русская природа в особенности)", напоминает Пушкин. Значит, людей должен подстегивать интерес. "Ничейность" же собственности убивает стимулы к усердному труду и рачительному ведению хозяйства. Вот почему командную экономику сопровождают застойность, всеобщие дефициты, диктат производителей и бесправие потребителей. А закономерный социальный итог всего - нищета народа на фоне роскоши и паразитизма власть имущих.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и не антинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно "накормить народ".

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной "распорядительностью" никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах.

Рыночная экономика и ее преимущества

Рыночная экономика - это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу товаров. Такой естественный взаимообмен "дает людям то, чего они хотят, - подчеркивает Фридмен, - а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы". Важнейшие черты свободной экономики можно свести к следующим шести пунктам.

Так, социально-экономическую основу рыночного хозяйства составляет частная собственность на землю и другие средства производства. Именно на ее базе главными действующими лицами в экономики являются индивидуальные, партнерские, акционерные и смешанные предприятия.

Та же частная собственность служит материальной основой свободного предпринимательства, при котором каждый человек может заняться любой законной предпринимательской деятельностью, сам решает, что, как, и для кого и сколько производить, и сам "кует свое счастье". Вместе с тем каждый предприниматель не только свободен, но и лично материально ответственен за результаты своей хозяйственной деятельности: нет сбыта продукции - терпит убытки, а то разоряется; причинен ущерб партнерам, потребителям, обществу или природной среде - платит штрафы, неустойки, компенсации.

Вспомним, к примеру, недавние многомиллионные выплаты американских табачных компаний жертвам курения. Фирмы поплатились за то, что недостаточно предупреждали потребителей о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятности поражения курильщиков такими заболеваниями, как рак легких, желудка, закупорка сосудов ног, гангрена и пр.

Главные черты:

основа экономики - частная собственность на ресурсы;

свобода и материальная ответственность предпринимателей;

свобода выбора экономических партнеров;

личная выгода участников экономических связей;

саморегулирование экономики рыночными факторами;

Основные достоинства:

стимулирует высокую предприимчивость и эффективность;

отторгает неэффективное и ненужное производство;

справедливо распределяет доходы по результатам труда;

дает больше прав и возможностей потребителям;

не требует большого аппарата управления.

Основные недостатки:

усиливает неравенство в общество;

вызывает большую нестабильность в экономике;

не заботится о необходимых обществу, но бесприбыльных благах;

безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе.

ценообразование рыночная экономическая система

Свобода выбора потребителями, предпринимателями и наемными работниками своих экономических партнеров и покупаемых товаров и услуг. Причем благодаря большому разнообразию продуктов решающее слово принадлежит потребителю. Именно его вольный выбор в конечном счете определяет, что и сколько должна производить экономика. По образному выражению Фридмена "каждый может проголосовать за цвет своего галстука": достаточно вынуть кошелек и оплатить понравившуюся покупку.

Личная выгода каждого из участников экономических отношений. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, изобретательности, активности. К тому же, преследуя личную выгоду, человек зачастую невольно "работает" на интересы других. Так, производители в погоне за прибылью лучше удовлетворяют запросы потребителей. От стремления рабочих к высокой зарплате выигрывают и фабриканты: растет производительность труда.

Саморегулирование экономики под воздействием рыночных факторов: свободно складывающихся цен, свободной игры спроса и предложения, конкуренции. Этот механизм - чуткая "нервная система" самонастраивающейся экономики. Потому то и "нет ничего выше и умнее рынка", как любят повторять на Уолл-стрит.

И в самом деле, если, скажем, спрос на товар повысится, то его цена возрастет. Это сделает производство товара более выгодным, и его изготовители увеличат выпуск. И тот же рынок непременно накажет за неоправданное вмешательство в его регулировочный механизм. К примеру, если государство, заботясь о бедняках, в приказном порядке занизит цену на какой-то товар, последний тут же исчезнет с прилавков и его продажу придется нормировать.

Минимум дирижизма, то есть контроля и управления экономикой со стороны государства. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помех для рыночной саморегулировки, меньше госсектор с его весьма вероятной убыточностью, меньше бюрократизма и злоупотреблений чиновников, коррупции и увиливания от налогов, меньше патернализма, а значит, меньше пассивности и иждивенчества людей, больше стимулов к творческому поиску, новаторству и энергичному труду.

В связи с этим интересны размышления Егора Гайдара, полагающего, что от соотношения сил государства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе. "Фокус" в том, что ослабление государственных позиций делает главной фигурой в стране бизнесмена, а усиление государственности ставит в центр всего чиновника. Последний же "всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен". Почему?"Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно".

Основными достоинствами рыночной системы является то, что она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные и/или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками общественного производства - по конечным результатам их деятельности; дает больше прав и возможностей выбора потребителям; наконец, рыночная система не требует большого управленческого аппарата.

Эффективность рынка подтверждает исторический опыт многих стран, но наиболее нагляден пример Литвы и Финляндии, испытавших на себе разные хозяйственные системы. В конце 1920-х годов первая даже опережала вторую по ряду позиций. После насильственного присоединения Литвы к СССР ей пришлось принять советскую модель с туго завинченной централизацией. Свободная же Финляндия продолжила свой рыночный путь. И вот результат: к моменту краха советской империи (1991) Литва оказалась просто нищенкой на ярком фоне финского процветания.

Еще более убедителен опыт тех стран, где разные экономические системы разделили один и тот же народ: германский, китайский, корейский. Там, где господствовали приказная система и социализм - в ГДР, КНР и Северной Корее, - там царили неэффективность экономики, низкий престиж усердного и творческого труда, недемократичность, несвобода. И наоборот, ФРГ, Гонконг и Тайвань, Южная Корея все более экономически и демократически прогрессировали. Таким образом, граница между достатком и бедностью стран проходит по линии, разделяющей свободный рынок и централизацию, капитализм и социализм.

Минусы рынка и проблема внешних эффектов

В нашем многоликом мире ни в чем нет совершенств, не без недостатков и рыночная модель. Во-первых, она усиливает неравенство в обществе: частная собственность на землю и капитал позволяет преуспевающим бизнесменам накапливать огромные богатства. Кроме того, такие богатства могут быть получены не своим трудом, а по наследству.

Во-вторых, рыночная экономика отличается нестабильностью, ей свойственны подъемы и спады, а значит, и периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей. В-третьих, рыночную систему не интересует бесприбыльное производство таких нужных обществу благ, как жизнеобеспечение нетрудоспособных и безработных, всеобщее здравоохранение и образование, публичные библиотеки, охрана общественного порядка и безопасность страны, освещение улиц и пр.

Наконец, в - четвертых, рынок "глух" к тем неблагоприятным экологическим и социальным последствиям, которые возможны в результате предпринимательской деятельности (вредные воздействия на людей, разрушение внешней среды, безработица). Эти последствия порождают проблему так называемых внешних эффектов, на которой здесь уместно хотя бы кратко остановиться.

Внешние эффекты - это побочные следствия хозяйственной деятельности, выпадающие на долю не связанных с нею людей. Скажем, автозаводы производят и охотно продают свою продукцию довольным автолюбителям, а окружающим достаются ядовитые выхлопы, шум, грязь, опасности на дорогах.

Подобных отрицательных внешних эффектов (издержек) множество - промышленные стоки, дым, вибрация, одуряющие запахи, пищевые отравления. Однако случаются и положительные эффекты (выгоды) - к примеру, образовательные услуги конкретным лицам одновременно повышают духовный уровень всего общества, уменьшая в нем алкоголизм, наркоманию, преступность пчелы из хозяйства фермера - пасечника опыляют соседние сады; телебашня служит хорошим ориентиром для окрестных жителей и т.п.

Проблема внешних эффектов в том, как устранять или компенсировать их отрицательные проявления? Предложения сводятся к двум основным путям: государственному (запреты, проверки, штрафы, дополнительные налоги с виновных и выплаты пострадавшим, введение жестких стандартов) и частному - через прямое соглашение между самими заинтересованными сторонами.

2. Какова роль цены в рыночной экономике

От того, как будет осуществляться механизм ценообразования, зависит целый ряд факторов:

разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством;

финансовое оздоровление;

развитие рыночных отношений;

достижение сбалансированности национальной экономики;

реальный переход предприятий с различными формами собственности на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление;

повышение эффективности общественного производства и национального дохода;

совершенствование всего хозяйственного механизма и усиление его воздействия на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

На основе цен осуществляется оборот общественного продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности.

Кроме того на основе системы цен производится перераспределение национального дохода путем формирования системы налогообложения.

Чтобы правильно понять сущность цены, ее функции, механизм формирования свободных цен, систему и виды применяемых цен в условиях рынка, выявить факторы, влияющие на их установление, а также определить стратегию ценообразования. При этом важно познать и оценить влияние закона стоимости на процесс формирования стоимости в товарном производстве.

Закон стоимости - это основной экономический закон товарного производства, согласно которому обмен товаров совершается в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда.

Таким образом, согласно закону стоимости товары обмениваются друг на друга по стоимости, т.е. обмениваемые товары содержат одинаковое количество застрахованного общественно необходимого труда. Следовательно, цена, установленная на товар, должна соответствовать его стоимости. Однако в действительности цены на те или иные товары под действием другого важного закона - закона спроса и предложения - оказываются выше или ниже своей стоимости.

Величина стоимости измеряется количеством труда, заключенного в продаваемом товаре, при этом разные товаропроизводители на один и тот же товар расходуют разное количество труда. Однако величина стоимости не может измеряться фактическими затратами труда каждого товаропроизводителя, поэтому одинаковые товары имеют равные стоимости на рынке. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем каждого отдельного товаропроизводителя, а теми затратами труда, которые общественно необходимы для производства данного товара.

Так как стоимость любого товара составляет основу цены, то цена - это денежное выражение стоимости товара (работ, услуг). Следовательно, цена находится в прямой зависимости от стоимости товара, т.е. с уменьшением стоимости цена товара снижается и, наоборот, с ее увеличением цена повышается.

Одновременно цена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяет величину совокупных издержек производства (себестоимости) продукции (товаров, работ, услуг) и размер прибыли, получаемой производителями (продавцами) за счет производства и реализации товара.

В общем виде цена формируется следующим образом:

Ц = С + П + Н.

где С - себестоимость (издержки производства) продукции;

П - прибыль производителя (предприятия);

Н - налоги, сборы, платежи, отчисления.

В условиях рынка на цену, помимо стоимости, влияет, как уже отмечалось, и соотношение спроса и предложения, под воздействием которого она может отклоняться от стоимости в любую сторону. Если спрос значительно превышает предложение, то цена становится больше стоимости, а если предложение намного выше спроса, то цена может быть и ниже стоимости. Таким образом, проявляется тесная взаимосвязь между действием двух законов рыночной экономики - закона стоимости и закона спроса и предложения.

3. Почему моделирование является одним из основных методов экономической теории

Экономическая теория (Экономика) - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов <#"justify">Основные макроэкономические цели:

стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе;

стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе;

высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального спокойствия и высокого уровня жизни населения в стране;

достижение равновесного внешнеторгового баланса.

Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.

Её основными видами являются:

фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства;

монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении;

политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.

Социальная политика.

Внешняя экономическая политика, позволяющая с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры национального производства.

Нормативный и позитивный подход в экономике.

На протяжении длительного времени работы экономистов включали в себя как рассмотрение различных экономических законов и принципов, так и рекомендации относительно разумной экономической политики и построения идеального общества. Только в конце XIX века каждое из этих направлений обособилось в отдельное научное направление, и сформировалась чистая (позитивная) экономическая теория.

Микроэкономика <#"justify">Позитивный подход анализирует:

к каким последствиям приводит то или иное решение экономического субъекта;

при помощи каких средств может быть достигнута поставленная цель;

Кроме того позитивный подход предполагает:

объяснение и прогнозирование экономических явлений;

изучение общеэкономических закономерностей;

выявление причинно-следственной связи или функциональной связи между явлениями.

Нормативная экономическая теория наоборот предполагает качественные оценки того, какой должна быть экономика. Нормативный подход выражает субъективное мнение о том, что должно быть.

Практическая часть

Задача 1

Какова сумма "Ресурсов" по сектору экономики "Домашние хозяйства", если "Использование" включает (ден. ед):

Приобретение акций20

Дарение подарков друзьям22

Приобретение тур. Путевок80

Уплата налогов23

Увеличение депозитов в начале месяцадо 40

Уменьшение депозитов в конце месяцана 35

Решение.

Операции с товарами и услугами 80+22=102ден. ед.

Операции перераспределения 23ден. ед.

Операции с финансовыми инструментами 20+5=25ден. ед.

Сумма ресурсов равна 102+23+25=150ден. ед.

Задача 2

Определите балансовое равенство по сектору экономики "Государственное управление", исходя из следующих данных.

Государство возместило убытки региону, пострадавшему от стихийных бедствий, - 4 000 долл.

Возмещение населением ущерба, связанного с нарушением общественного порядка, - 40 долл.

Налоги, уплаченные всеми субъектами экономики, - 3 600 долл.

Выплата социальных трансфертов - 300 долл.

Решение.

Операции первичного распределения 4000+300=4300 долл.

Операции перераспределения 3600+40=3640 долл.

Балансовое равенство =3640-4300= - 660 долл.

Задача 3

Промышленное предприятие выпустило продукции на 360 тыс. ден. ед. и реализовало её студентам на 40 тыс. ден. ед., а остальную - домашним хозяйствам.

Издержки предприятия следующие (тыс. ден. ед.):

)Оплата труда - 100, Налог на землю - 65, Депозит в банке - остальные.

Студенты получили стипендию - 120 тыс. ден. ед.

Выделите секторы экономики, принявшие участие в обозначенных экономических процессах, и рассчитайте для каждого балансовое равенство.

Решение.

В экономических процессах приняли участие следующие секторы экономики

. Нефинансовые предприятия,

. Органы госуд. управления,

. Домашние хозяйства,

. Финансовые учреждения.

. Нефинансовые предприятия.

Ресурсы.

Операции с товарами и услугами 360 тыс. ден. ед.

Использование.

Операции первичного распределения 100 тыс. ден. ед.

Операции перераспределения 65 тыс. ден. ед.

Операции с финансовыми инструментами 195 тыс. ден. ед.

+65+195=360 тыс. ден. ед.

Балансовое равенство 360-360=0

. Органы Госуд. Управления.

Ресурсы.

Операции перераспределения 65 тыс. ден. ед.

Операции с финансовыми инструментами 55 тыс. ден. ед.

+55=120 тыс. ден. ед.

Использование.

Операции перераспределения 120 тыс. ден. ед.

Балансовое равенство 120-120=0

. Домашние хозяйства.

Ресурсы.

Операции первичного распределения 100 тыс. ден. ед.

Операции перераспределения 120 тыс. ден. ед.

Операции с финансовыми инструментами 140 тыс. ден. ед.

+120+140=360 тыс. ден. ед.

Использование.

Операции с товарами и услугами 360 тыс. ден. ед.

Балансовое равенство 360-360=0

. Финансовые учреждения.

Операции с финансовыми инструментами 140 тыс. ден. ед. депозит нефинансового предприятия.

Задача 4

Сальдо текущих операций 1050 ден. ед.

Инвестиции - 485 ден. ед

Решение.

Сальдо текущих операций определяется разницей между ее сбережениями и инвестициями (CF = S - I). Национальные сбережения (S) будет равно (S = CF + I).

S = 1050 + 485 = 1535 ден. ед.

Сальдо движение капитала (K) это разница между инвестициями (I) и сбережениями (S).

(K = I - S)

K = 485 - 1535 = - 1050 ден. ед.

Счет движения капитала = - 1050 ден. ед.

Задача 5

На основании нижеследующих данных определите:

.ВВП для стран А и Б.

2.ВНП для стран А и Б.

.Национальные сбережения для страны А.

.Сальдо текущих операций для страны А.

.Сальдо движения капитала для страны А.

Сделайте выводы.

Таблица № 1

показателиден. ед. Производство товаров и услуг: на территории страны А: резидентами нерезидентами на территории страны Б: резидентами страны А резидентами страны Б 1200 560 1800 1600Расходы страны А: на оборону на строительство международной магистрали Львов - Чоп на выплату зарплаты госслужащим 511 - 370расходы домашних хозяйств: уплата налогов приобретение товаров и услуг для текущего использования вложение средств в строительство квартир приобретение товаров длительного пользования для приданного детям приобретение туристических путевок 140 466 600 421 120в страну А поступили инвестиции из-за границы372стоимость товаров и услуг, импортируемых в страну А308стоимость экспортируемых товаров и услуг из страны А, в том числе доходы граждан страны А, полученные из-за границы 308

Решение.

1. Определим ВВП для страны А и Б

Наибольшее распространение получил метод расчета ВВП по расходам, его формула выглядит так: ВВП = Потребление + Инвестиции + Гос. Расходы + (Экспорт - Импорт)

По нему мы и будем рассчитывать ВВП для страны А.

ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, поскольку в данном случае мы учитываем, кто выступил конечным потребителем произведенных в экономике товаров и услуг, кто израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВВП по расходам суммируются:

) расходы домохозяйств (потребительские расходы);

) расходы фирм (инвестиционные расходы);

) расходы государства (государственные закупки товаров и услуг);

) расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт).

Потребительские расходы (ПР) = расходы домохозяйств на текущее потребление + расходы на товары длительного пользования (за исключением расходов домохозяйств на покупку жилья) + расходы на услуги.

ПР = 466 + 421 + 120 ден. ед.

Расходы государства = 511 + 370 ден. ед.

Инвестиции = 600 ден. ед.

Экспорт - Импорт =308 - (308+372) = - 372 ден. ед.

ВВП = 466 + 421 + 120 + 600 + 511 + 370 - 372 = 2116 ден. ед.

ВВП страны А = 2116 ден. ед.

. Определим ВНП для страны А и Б

ВНП - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течении года. ВНП измеряет стоимость продукции, созданной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран - это называется чистые доходы факторов.

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы.

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными данной странной за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

ВВП страны А нам уже известен = 2116 ден. ед.

Чистые факторные доходы = 1800 - 560 = 1240 ден. ед.

ВНП = 2116 + 1240 = 2815 ден. ед.

ВНП страны А = 3356 ден. ед.

. Национальные сбережения для страны А

Основное тождество национальных счетов имеет вид:

Y = C + I + G + NX,

где Y национальный доход (совокупный выпуску продукции внутри страны).

С - внутренние расходы на потребление,- внутренние расходы на инвестиции,

G - государственные расходы,

NX - чистый экспорт.

Вычтем из правой и левой части (C + G), в результате получим:

- C - G = I + NX.

Левая часть полученного равенства представляет собой величину национальных сбережений (Sn).

Тогда получаем:

- Sn = NX.

Величина (I - Sn) представляет собой избыток внутренних инвестиций над внутренними сбережениями и характеризует сальдо счета движения капитала. А величина (NX) отражает сальдо счета текущих операций.

Из основного макроэкономического тождества следует, что счет движения капитала и счет текущих операций уравновешивают друг друга.

Sn = 600 + ( - 372) = 228 ден. ед.

Национальные сбережения = 228 ден. ед.

. Сальдо текущих операций для страны А.

Сальдо счета текущих операций в макроэкономических моделях отражается как чистый экспорт.

Ex - Im = Xn = Y - (C+I+G).

где: x - экспорт

Im - импорт

Xn - чистый экспорт

Y - ВВП страны, а сумма потребительских расходов, инвестиционных расходов и государственных закупок (C + I + G) носит название абсорбции и представляет собой часть ВВП, реализуемую отечественным макроэкономическим агентам - домохозяйствам, фирмами и государству.

Хn = 2116 - (466 + 421 + 120 + 600 + 511 + 370) = - 372 ден. ед.

Сальдо текущих операций = - 372 ден. ед.

(I - Sn) представляет собой избыток внутренних инвестиций над внутренними сбережениями и характеризует сальдо счета движения капитала

Кn = 600 - 228 = 372 ден. ед.


Рассчитайте сумму-дефлятор ВВП, исходя из нижеследующих данных.

Индексы цен (в %)

Оптовых - 2,7

Розничных - 1,9

Импортных цен - 9,4

Состав ВВП (тыс. ден. ед.):

Правительственное потребление - 817

Личное - 406

Инвестиции - 112

Импорт - 231

Экспорт составляет 75% от импорта

Решение.

Для решения данной задачи мы воспользуемся приблизительным методом расчета дефлятора ВВП по статьям расходов, так как для этого метода у нас есть минимальные данные текущего года.

Из представленных данных номинального ВВП по статьям расходов вычислим удельный вес правительственного и частного потребления, а так же инвестиций. Поскольку данные о чистом экспорте не учитывается то сумма долей этих трех компонентов будет меньше 1 или меньше 100%.

ВВП - 1508 ден. ед. - 100%. ВВП без чистого экспорта - 1335 ден. ед. - 88%

Представим ВВП - 1. ВВП без ч. Экспорта 0,89

Найдем долю каждой части ВВП без ч. экс.

Правительственное потребление: 0,54

Личное: 0,27

Инвестиции: 0,08

Далее полученные доли нормализуются путем деления доли каждого типа расходов на сумму их долей в ВВП, в результате чего получается удельный вес каждого из них в ВВП.

Правительственное потребление: 0,54/0,89 = 0,6

Личное: 0,27/0,89 = 0,3. Инвестиции: 0,08/0,89 = 0,1. Сумма весов соответствует 1.

Вычислим дефлятор секторов путем умножения веса каждого сектора на соответствующий индекс цен.

Правительственное потребление: 0,6х2,7 = 1,62

Личное: 0,3х 1,9 = 0,57

Инвестиции: 0,1 х 9,4 = 0,94

Сумма дефляторов по каждой статье расходов дает приблизительную оценку дефлятора ВВП:

,62 + 0,57 + 0,94 = 3,13

Сумма дефлятора ВВП = 3,13

Задача 7

Определите ВНП страны А и Б, если:

.производство продукции отечественными производителями на территории страны А 480 ден. ед.

2.производство продукции совместными предприятиями - 330, из этой продукции 17% принадлежит иностранному государству Б,

.рыболовецкое судно выловило рыбу:

a.в территориальных водах своей страны А 160 ден. ед.

b.в территориальных водах страны Б, контрабандно 30 ден. ед.

4.услуги врачей-резидентов страны Б, работающих без лицензии, на территории страны А 120 ден. ед.

5.производство наркотиков резидентами страны А на территории страны Б и их реализация в стране А 12 ден. ед.

Решение.

Методом расчета ВВП по доходам, посчитаем ВВП для страны А и Б.

ВВП = 480 + 160 = 640 ден. ед.

ВНП = 640 + ( (330-17%) + 30 + 12 - 120) = 825,9 ден. ед.

ВНП = 825,9 ден. ед.

Список используемой литературы

1. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008.

. Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. В 2-х книгах. - М.: Вита-Пресс, 1999.

. Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Решения задач по экономике. От простых до олимпиадных. - М.: Вита-Пресс, 2010.336 с.

. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. - М.: Вита-Пресс, 2004.

Похожие работы на - Экономические системы. Роль цены в рыночной экономике

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!