Системный анализ проблем национальной безопасности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    72,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Системный анализ проблем национальной безопасности














Тема:

Системный анализ проблем национальной безопасности

Содержание

Введение

1. Основные подходы, применяемые к понятию экономической безопасности в рамках системного анализа

2.      Система классификаций, принятая для понятия безопасности

3.      Функции экономической безопасности

4.      Понятие субъектов экономической безопасности

5.      Механизм обеспечения государственной безопасности

Заключение

Список литературы

Введение


В современной экономической литературе широко обсуждаются теоретические подходы и практические методики обеспечения безопасности экономических систем различного уровня. В то же время, как отмечают многие исследователи, отсутствует системный подход к рассмотрению данного вопроса.

Рисунок 1. Аспекты рассмотрения экономической безопасности

При исследовании проблем экономической безопасности следует разделять понятия "система экономической безопасности" (теоретический уровень) и "система обеспечения экономической безопасности" (практический уровень). Обеспечение экономической безопасности - это комплекс мер и средств по поддержанию хозяйствующего субъекта в таком состоянии, в котором он способен устойчиво функционировать, развиваясь в расширенном масштабе, удовлетворять реальные экономические потребности на уровне не ниже критического предела, обеспечивать экономическую независимость, противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам.

Согласно представленной модели, теоретический уровень рассмотрения экономической безопасности предусматривает определение основных категорий, используемых в системе (экономическая безопасность, социально-экономическая безопасность, риски, опасности, угрозы и др.); выделение основных классификаций экономической безопасности; описание принципов, обеспечивающих соблюдение экономической безопасности; выделение субъектов, объектов и возникающих экономических отношений, а также выяснение основных факторов, влияющих на уровень безопасности.

1. Основные подходы, применяемые к понятию экономической безопасности в рамках системного анализа


При рассмотрении сущности экономической безопасности следует отметить, что в настоящее время не существует единого подхода к ее определению. При изучении представленных трактовок можно выделить два основных подхода к изучению данной категории.

. Рассмотрение сущности экономической безопасности с точки зрения конкретного субъекта (личности, организации, региона, национального хозяйства, государства, мировой экономики).

Суть указанных определений сводится к достижению конкретных целей деятельности при нивелировании отрицательного влияния деструктивных факторов.

. Рассмотрение сущности экономической безопасности с позиции экономической системы.

В частности, наиболее распространенной является трактовка экономической безопасности как совокупности свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей системы [3, с. 4].

К этой же группе определении можно отнести рассмотрение экономической безопасности как способности экономической системы функционировать в условиях действия угроз, преодолевая неблагоприятные внешние воздействия [1, с. 15].

При рассмотрении системы экономической безопасности необходимо остановиться на рассмотрении сути такой категории, как "угроза". В экономической литературе можно отметить два основных подхода. Согласно первому подходу, риск, опасность и угроза рассматриваются как синонимические понятия. Эта позиция отражена в российских нормативных документах. В соответствии с Законом Российской Федерации "О безопасности" угроза - это "совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства" [2]. В концентрированном виде официально сформулированная доктрина об угрозах экономической безопасности изложена в "Концепции национальной безопасности" и "Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации". Кроме того, при рассмотрении сущности понятий "риск", "опасность" и "угроза", представленных в толковых и энциклопедических словарях, также следует отметить тождественных этих категорий.

Согласно второму подходу, авторы выделяют различия между этими категориями через вероятность наступления отрицательного события. Исходя из данной точки зрения, вначале возникает риск, то есть "возможность возникновения" негативных последствий. Затем появляется опасность, которая свидетельствует о "возможности негативного воздействия". При дальнейшей отрицательной динамике создается угроза, которая ведет к конкретной реализации действий, несущих негативные последствия. Иными словами, угроза - это состояние экономической безопасности, которое уже прошло стадии риска и опасности.

Согласно второму подходу, авторы выделяют различия между этими категориями через вероятность наступления отрицательного события. Исходя из данной точки зрения, вначале возникает риск, то есть "возможность возникновения" негативных последствий. Затем появляется опасность, которая свидетельствует о "возможности негативного воздействия". При дальнейшей отрицательной динамике создается угроза, которая ведет к конкретной реализации действий, несущих негативные последствия. Иными словами, угроза - это состояние экономической безопасности, которое уже прошло стадии риска и опасности.

Согласно второму подходу, разработка и создание системы обеспечения экономической безопасности предполагает выявление, учет, определение способов предотвращения или ослабления влияния негативных последствий рисков, основных опасностей, ими вызванных, и непосредственных угроз экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Исходя из этого, проблему угрозы необходимо рассматривать по всем направлениям, подразумевая, что понятие "угроза" включает все деструктивные факторы.

2. Система классификаций, принятая для понятия безопасности


Следующим элементом системы экономической безопасности является формирование классификаций по различным основаниям. При анализе существующих подходов следует отметить множественность точек зрения.

Наиболее распространенными подходами к видовой классификации экономической безопасности являются уровневый и функциональный.

Уровневый подход сводится к выделению экономической безопасности личности, предприятия, региона, национальной экономической безопасности и экономической безопасности мировой системы.

При рассмотрении функционального подхода следует отметить, что принципом выделения отдельных видов безопасности является сфера действия. Согласно этому подходу выделяют: продовольственную безопасность, безопасность банковской сферы, финансовой сферы и др.

Данные подходы расширяют информацию о безопасности. В то же время, изолированное рассмотрение отдельных видов не позволяет получить комплексное представление об изучаемом явлении, препятствует изучению конкретного вида безопасности в системе связей и взаимозависимостей.

С научной точки зрения более объективным в качестве первичного критерия дифференциации экономической безопасности следует использовать тот или иной тип экономических отношений, лежащий в основании экономической системы.

Современный уровень разработки теории экономической безопасности показывает необходимость ее исследования в следующих аспектах:

общеэкономическая и социально-экономическая безопасность;

экономическая безопасность различных типов экономических систем;

экономическая безопасность производства и воспроизводства;

экономическая безопасность на различных уровнях народного хозяйства (макро-, мезо- и микроэкономическом);

экономическая безопасность статическая и динамическая;

экономическая безопасность достигнутая, приемлемая и желательная;- экономическая безопасность истинная и ложная.

Все аспекты экономической безопасности хотя и пересекаются, но их смешение недопустимо, поскольку в рамках каждого типа вычленяются свои проблемы, каждый вид отражает особую логическую плоскость рассмотрения данного явления.

Следующим элементом системы экономической безопасности являются принципы, т.е. основные, исходные положения теории. В частности, в экономической литературе выделяются следующие принципы:

историзма;

антропоцентризма;

преемственности развития;

пространственной структуры;

единства;

целенаправленности;

вертикальной подчиненности;

взаимодействия субъектов экономической безопасности;

информационной обеспеченности;

научного обоснования обеспечения экономической безопасности;

непрерывности действия;

законности;

обратной связи;

природно-хозяйственной сбалансированности;

вариантности.

Данные принципы универсальны для объектов различного уровня. В то же время в зависимости от масштаба рассмотрения они могут быть детализированы с учетом особенностей конкретного объекта.

На региональном уровне можно дополнительно выделить следующие положения: принцип согласованности интересов местных органов управления и направления обеспечения социально-экономической безопасности региона, принцип комплексности развития территории (отражает объективные процессы разделения труда и региональной интеграции производства), принцип ориентации на соблюдение социальной направленности в использовании ресурсов, принцип расширения финансово-экономической самостоятельности территориальных единиц нижнего уровня.

3. Функции экономической безопасности


Сущность экономической безопасности проявляется через функции: защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), информационную, инновационную, социальную. Реализация данной функции напрямую связана с формированием и использованием ресурсного потенциала объектов экономической безопасности.

Регулятивная функция означает, что нейтрализация рисков и обеспечение экономической безопасности происходит с помощью механизмов, представленных различными подсистемами экономических отношений:

) внутрихозяйственным;

) механизмом рынка;

) механизмом государственного регулирования экономики.

Каждый из названных регулирующих механизмов имеет свои функции, объекты и субъекты, методы и инструменты. На макроуровне регулирующая функция проявляется не только в нейтрализации или снижении рисков, но и в получении дополнительных выгод.

Превентивная функция экономической безопасности направлена на предупреждение возникновения критических ситуаций в экономических процессах. Это предполагает разработку мероприятий социально-экономического и организационно-технического характера, направленных на купирование возникающих угроз и повышение защитных функций системы.

Информационная функция напрямую связана с превентивной. Для разработки и осуществления мероприятий, предупреждающих отрицательное воздействие негативных факторов необходимо обладать полной, достоверной и своевременной информацией о надвигающихся опасностях.

Основу информационных средств и ресурсов, обеспечивающих реализацию превентивной функции экономической безопасности, составляет комплекс критериев и показателей-индикаторов. Данная информация играет ключевую роль в диагностике состояния экономической системы и открывает возможности коррекции этого состояния.

Инновационная функция определяется способностью экономической системы к поиску нетрадиционных решений в предотвращении возможных негативных последствий ее состоянию.

Социальная функция определяет способность экономики обеспечивать интересы хозяйствующих субъектов и социальных групп. Реализация данной функции способствует формированию высокого качества жизни населения и гарантирует соблюдение социально-экономических прав и свобод граждан.

государственный социальный экономический безопасность

Субъектами экономической безопасности являются участники экономических отношений, выполняющие функции по обеспечению экономической безопасности путем реализации определенных мероприятий, в том числе органы исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, специальные службы на предприятиях или их руководство, а также отдельные граждане. Наряду с ними значительное влияние на обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов различных уровней оказывают общественные организации и средства массовой информации, которые в связи с формированием гражданского общества в России оказывают значительное влияние на процесс обеспечению экономической безопасности.

В качестве объектов экономической безопасности рассматриваются экономики основополагающих для жизнедеятельности человека уровней хозяйствования: государства, региона и предприятия, т.е. в рамках исследования экономической безопасности изучаются: мировая экономика, национальное хозяйство, экономика отдельных регионов, экономика хозяйствующих субъектов и личных домохозяйств.

Экономические отношения по поводу обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов предстают как отношения, напрямую связанные с производством общественных, смешанных или частных благ, обеспечивающих экономическую безопасность на различных уровнях хозяйственной деятельности. Экономическая безопасность отражает отношения, определяющие экономическую независимость или зависимость, стабильность или уязвимость, экономическое принуждение или экономический суверенитет и тому подобные явления, так или иначе связанные с экономической безопасностью.

Реализация возможностей по обеспечению экономической безопасности находится под влиянием целой гаммы факторов: экономических, политических, психологических, научно-технических, социальных и многих других, под которыми понимают причинно-следственные связи, существующие в системе обеспечения безопасности и выступающие движущими силами, побудительными мотивами превращения возможности в действительность и максимизации усилий в использовании внутренних резервов.

Изучение основных категорий, используемых в системе экономической безопасности, создает теоретическую основу для разработки конкретных методик ее обеспечения.

В рамках рассмотрения практического уровня исследования экономической безопасности выделяются следующие этапы формирования механизма ее обеспечения: выделение цели и задач; диагностика экономической безопасности; выработка критериев и оценка ее уровня на основе объективной информации; формирование механизма ее обеспечения (принятие нормативных документов, разработка конкретной экономической политики и т.д.). Механизм обеспечения экономической безопасности, будучи подчиненным соответствующим целям, задачам и основным принципам экономической безопасности, служит инструментом реализации практических действий.

Целью обеспечения экономической безопасности с позиции любого хозяйственного уровня является достижение и сохранение субъектами экономической безопасности такого состояния объекта, при котором он может устойчиво функционировать и прогрессивно развиваться, противодействуя внутренним и внешним угрозам.

Для достижения поставленной цели должны последовательно решаться следующие задачи:

диагностика и анализ существующего уровня экономической безопасности, в том числе выявление, прогнозирование и систематизация угроз экономической безопасности объекта;

разработка мероприятий и рекомендаций по достижению и повышению уровня экономической безопасности и оценка их эффективности;

реализация комплекса мер, признанных наиболее действенными;

непрерывный мониторинг уровня экономической безопасности и корректировка принятой экономической политики.

5. Механизм обеспечения государственной безопасности


Рассмотрим механизм обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. Работа механизма осуществляется через практические действия по обеспечению экономической безопасности, которые состоят из нескольких этапов.

. Определение совокупности региональных интересов (обеспечение и поддержание достойного уровня жизни (благосостояния) населения региона, рациональное использование имеющегося экономического потенциала, реализация независимой региональной социально-экономической политики региона, сбалансированность и интегрированность в финансовую систему страны, а также необходимость защиты интересов от различного рода внутренних и внешних угроз при соблюдении баланса с общенациональными интересами).

. Выявление угроз экономической безопасности региона. В настоящее время в российских регионах в качестве наиболее серьезных можно выделить следующие угрозы: спад производства и уступка внутреннего рынка; значительное разрушение научно-технического потенциала; сырьеваянаправленность экспортной политики; опасность утраты продовольственной независимости; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации; значительная величина внешнего и внутреннего долга; криминализация экономики; увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности.

Источник возникновения данных угроз - система экономических отношений между субъектами рынка. Регион в структуре рыночных отношений является самостоятельным хозяйствующим субъектом и вынужден сам обеспечивать экономическую безопасность, а значит предвидеть и предотвращать воздействие деструктивных факторов.

. Оценка экономической безопасности региона через систему индикаторов, позволяющих дать характеристику сложившейся ситуации.

Оценка состояния экономики выполняется с позиции динамики развития процессов на территории в рамках ее экономической безопасности и включает набор индикаторов экономической безопасности региона, которые количественно определяют ситуацию, сигнализируют о грозящей опасности и способствуют разработке комплекса программно-целевых мероприятий по повышению уровня экономической безопасности.

Данная система должна обеспечивать полную характеристику состояния экономики на определенный момент времени относительно уровня, опасного для экономической безопасности региона. В этой системе, как правило, используют частные показатели (индикаторы), характеризующие ту сферу экономической деятельности, в среде которой выявляется конкретная угроза экономической безопасности.

В экономической литературе выделено достаточное количество систем индикаторов экономической безопасности. В то же время большинству из них присущ ряд недостатков. В частности, при их формировании используется эмпирический подход, делается упор на статистические взаимосвязи в ущерб причинно-следственным зависимостям в экономике; выбранные показатели акцентируются на отдельных сторонах изучаемого явления, что нарушает целостность картины; не проводится интерпретация экономических явлений в динамике. Основным недостатком существующих методик оценки экономической безопасности следует считать отсутствие предложений по оценке убытка, наносимого экономической системе при нарушении пороговых значений наиболее важных индикаторов. Система индикаторов экономической безопасности может иметь качественные и количественные параметры, характеризующие: экономический рост; уровень и качество жизни; поддержание научного потенциала региона; определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, происходящих в регионе, способных гарантировать нормальное функционирование экономики, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Количественные и качественные параметры экономической безопасности должны разрабатываться индивидуально для каждого отдельного региона с учетом постоянно изменяющейся экономической ситуации и корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики России в целом и ее национальных интересов.

После выявления фактического состояния экономической безопасности необходимо определить пороговые, то есть предельные значения безопасности, несоблюдение которых приводит к началу разрушительных, нерегламентированных процессов в регионе. Они необходимы для сопоставления с фактическими данными и анализа полученных результатов. Важно при этом проследить изменение фактических показателей в динамике, что способствует определению вектора развития экономики региона.

. Разработка системы мероприятий, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, негативно влияющих на устойчивость экономики региона. Выбор оптимального управленческого решения по обеспечению экономической безопасности региона при соблюдении баланса с общенациональными интересами и его реализация.

Заключение


Развитие экономики региона определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом, а с другой стороны - способностью региональных институтов власти создать эффективные механизмы управления этим потенциалом и его приумножением при соблюдении баланса региональных и федеральных интересов. Чем менее развит собственный региональный экономический потенциал для обеспечения экономической безопасности, тем более зависим регион от политики государства и процесса экономического взаимодействия с другими регионами.

Высокий уровень экономической безопасности проявляется через:

осуществление крупных экономических проектов по самостоятельному нивелированию кризисных ситуаций, требующих немедленного решения;

обеспечение достаточно высокого уровня жизни населения территории;

оказание помощи сопредельным территориям, в том числе на договорной основе, во избежание переноса экономических катаклизмов на собственное региональное хозяйство;

проведение собственной экономической политики в рамках системы экономического федерализма.

Экономика региона представляет собой систему взаимосвязанных и находящихся между собой в определенной пропорциональной зависимости компонентов. Чем более надежны эти связи внутри региональной экономической системы, тем выше ее способность противостоять воздействиям угроз внутреннего и внешнего характера. Очевидно, что любое нарушение сложившейся пропорциональной зависимости компонентов в нормально функционирующей экономической системе может привести к ее дестабилизации.

Таким образом, в рамках исследований проблем экономической безопасности следует выделять теоретический и практический уровни ее рассмотрения. При этом в рамках изучения системы экономической безопасности следует уделить внимание выяснению сущности основных категорий, формирующих систему, базовых принципов и функций, а также возникающим экономическим отношениям.

В рамках системы обеспечения экономической безопасности исследуется действие механизма, позволяющего диагностировать ее уровень, вырабатывать критерии на основе объективной и своевременной информации, а также применять конкретные методики, позволяющие нивелировать отрицательные воздействия внутренних и внешних факторов на экономические системы различного уровня.


Список литературы


1.   Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010г. №390-ФЗ.

2.      Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. От 13 мая 2009 г.

.        Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. №624.

.        Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 августа 2010 г. №398 «Об утверждении Положения о Порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия».

.        Постановление Правительства РФ от 29.07.2011 г. №633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

.        Приказ Министерства экономического развития РФ от 09.11.2011 г. №634 «Об утверждении порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности».

.        Арефьева Е.А., Рылеева А.С. Регулирование демографических процессов с помощью когнитивных карт // Известия ТулГУ. Серия: Экономические и юридические науки, 2010. - с. 195-200.

8.   Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 480с.

9.      Вдовин В.М. Теория систем и системный анализ. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. - 640с.

.        Данелян Т.Я. Теория систем и системный анализ. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 303с.

.        Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 423с.

.        Зеленков М.Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография. - М.: Юридический институт МИИТа, 2013. - 196с.

.        Мхитарян Ю.И. Аспекты национальной безопасности и приоритеты развития саморегулирования строительного комплекса // Век качества, 2012, №03. - с.14-18.

.        Современные исследования социальных проблем. - Красноярск: Инновационный центр, 2010, №2. - 118с.

.        Суфиянов Р.Ш. Элементы системного анализа. - М.: МГУИЭ, 2009. - 52с.

.        Шарыбар С.В. Системный анализ сбалансированного развития социально-эколого-экономического потенциала сельскохозяйственного предприятия. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2011. - 184с.

.        Шерстянкина Т.В. Национальная безопасность России в условиях глобализации: системно-синергетический подход // Вестник ЧитГУ, 2009, №3(54). - с.218-223.

.        Штоль В.В. Армия нового мирового порядка. - М.: ОПИ, 2010. - 383с.

Похожие работы на - Системный анализ проблем национальной безопасности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!