Рынок труда России и Республики Дагестан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    54,77 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок труда России и Республики Дагестан

Введение

рынок труд дагестан россия

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.

На эволюцию российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. России не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости.

Цель написания курсовой работы - исследование рынков труда Российской Федерации, уяснение понятия рынка труда, определение основных тенденций и направлений его развития и регулирования, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.

Основными задачами курсовой работы являются:

-       определить сущность и структуру функционирования рынка труда в России;

-       дать определение понятию и структуре рынка труда;

-       раскрыть механизмы функционирования рынка труда;

-       проанализировать современное состояния рынка труда в РФ и РД;

-       оценить последствия миграции, ее влияние на формирование рынка труда;

-       выявить приоритетное направление государственной политики на рынке труда;

-       раскрыть тенденции и перспективы труда в России.

Объектом исследования является рынок труда России и Республики Дагестан.

Предмет исследования - основные характеристики рынка труда, особенности и проблемы рынка труда в Росси, а так же практические аспекты функционирования рынка труда.

Информационная база, использовавшаяся при написании данной курсовой работы следующая:

) учебная и научно-практическая литература по дисциплинам «Микроэкономика», «Экономическая теория»;

) аналитические и научно-практические статьи из российских экономических журналов и газет (прежде всего, журнала Человек и труд);

3) интернет источники (Официальный сайт Госкомстата - #"827087.files/image001.gif">

Рис. 1. Взаимодействие спроса на трудовые ресурсы и заработной платы количество труда (L)

где S -линия предложения;                    D - линия спроса;- линия заплаты; L - количество занятых

Согласно представленным данным на рис. 1, изменение зарплаты обусловливает объем спроса на труд. Поскольку зарплата каждого работника равна wc, то совокупные издержки предпринимателя на зарплату соответствуют площади wcElcO. Если зарплата вырастет с w0 до w1, то количество нанятых работников сократится с 10 до 11 если зарплата упадет до w2, то число занятых возрастет до 12. Таким образом, согласно неоклассической теории, количество занятых обратно пропорционально уровню средней зарплаты.

Для работодателя главным критерием, определяющим спрос на услуги труда, является уровень дохода, который он может получить в результате найма работника или работников. Поскольку доход напрямую зависит от издержек производства, в том числе от затрат на выплату заработной платы, работодатель ведет учет и сопоставление дополнительных затрат на труд с возможностью получения прироста дохода. Результаты такой оценки определяют стратегию его поведения на рынке труда и по отношению к нанятым работникам. Работодатель предъявляет спрос на труд тогда, когда наем работников способен обеспечить ему прирост объемов производства и прирост доходов после продажи продукции. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то работодатель сокращает производство и увольняет «лишних» работников.

Глубинные причины движения спроса и предложения на рынке труда коренятся в стремлении предпринимателя (работодателя) выжить, сохранив конкурентоспособность фирмы ценой увольнения части своих работников, увеличивая тем самым предложение на рынке труда и резервируя одновременно часть вакантных рабочих мест фирмы. При благоприятной деловой конъюнктуре спрос на труд резко возрастает. Это ведет к росту заработной платы, которая привлекает работников из менее привлекательных в плане оплаты труда отраслей экономики и тех, кто до этого не выходил на рынок труда, увеличивая предложение рабочей силы и сокращая уровень безработицы и количество зарезервированных рабочих мест.

Таким образом, увеличение спроса создает рост предложения, а рост предложения, насыщая спрос, приводит к снижению заработной платы и вызывает затем его снижение и как следствие отлив работников под натиском снижающейся зарплаты. Такова внутренняя логика механизма функционирования и самонастройки рынка труда.

В результате действия закона предложения труда, а также закона спроса на труд устанавливается такая цена, при которой интересы продавца и покупателя совпадают. В экономической теории такая цена получила название «равновесной заработной платы». Равновесная заработная плата - это такая цена труда, при которой рынок труда находится в равновесии: объем спроса равен объему предложения на трудовые услуги, работодатели могут заполнить все имеющиеся вакансии, а все желающие работать получить такую возможность.

Однако в реальной действительности цены на труд не стабильны. Рост заработной платы на альтернативных рынках (других отраслей и регионов или на предприятиях одноименных отраслей частного и государственного сектора) вызывает отток работников с одних рынков труда и переход их на предприятия тех работодателей, отраслей и регионов, которые обеспечивают более выгодные условия оплаты труда. Тем самым уменьшается объем предложения и повышается спрос на трудовые услуги, а вместе с этим оплата труда в зонах оттока работников и, наоборот, снижается спрос на труд в зонах повышенного притяжения рабочей силы. Работодатели в ответ на изменение ситуации снижают ставки оплаты труда.

При уменьшении заработной платы ниже равновесного уровня происходит отток работников и возникает нехватка рабочих рук. Неудовлетворенный спрос вынуждает работодателей к повышению ставок заработной платы, стимулируя приток работников. Эти законы спроса и предложения на рынке труда и механизм согласования интересов его субъектов действуют на всех видах рынка труда и уровнях его функционирования.

С другой стороны, особенность труда как фактора производства состоит в том, что работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько - отвести для альтернативного вида занятий и отдыха. Такая особенность получила название «эффект замещения и эффект дохода», которую можно представить на рис. 2.

Наклон кривой предложения труда показывает, что повышающаяся заработная плата стимулирует работника к труду лишь до определенного момента. В течение этого периода досуг и свободное время приносятся в жертву интересам высокого заработка. По достижении высокого материального положения работник приостановит дальнейшее предложение своего труда и откажется от дополнительной занятости даже при росте зарплаты. В этом случае «эффект дохода» замещается «эффектом досуга».

DL                  SL                      PL

                                                 

                      DL                              

SL              

 0 Количество труда        QL

Рис. 2. Эффект дохода и эффект замещения на рынке труда.

Зарплата при этом включается в издержки производства и вызывает повышение товарных цен на выпускаемую продукцию, следствием которого может оказаться снижение спроса потребителей. Повышение товарных цен может вызвать снижение сбережений и накоплений капитала. Наиболее существенным и нежелательным последствием может оказаться рост безработицы. Любое смещение кривой предложения труда влево при фиксированной кривой спроса на труд образует точку равновесия на более высоком уровне, означающем новый, более высокий уровень заработной платы (он обозначен стрелкой вдоль вертикальной оси графика).

Соотношение спроса и предложения на каждом конкретном рынке труда постоянно меняется под воздействием многочисленных факторов общеэкономического, отраслевого, регионального, производственно-технического, демографического и даже политического характера. В силу этого неотъемлемым структурным компонентом механизма функционирования рынка труда является наличие резервов рабочей силы и незанятых (свободных рабочих мест). Размеры и формы существования каждого из этих резервов зависят от конкретной стадии цикла воспроизводства (подъем, спад, кризис, депрессия) Наличие каждого из названных резервов - важнейшее условие обеспечения гибкости рынка труда и необходимый элемент механизма его функционирования.

Длительное время главной формой резерва рабочей силы считалась безработица, которая рассматривалась как своеобразный резервуар невостребованной рынком рабочей силы, необходимой как своеобразный запас для нужд динамически развивающейся экономики. Однако при оценке ситуации на рынке труда целесообразно исходить из наличия нескольких видов резервов рабочей силы, различающихся сферой и причинами образования, степенью готовности их представителей для вовлечения в отношения на рынке труда, необходимостью включения государства в регулирование их величины. Границы выделенных форм резервирования рабочей силы очень подвижны, а масштабы каждой из них зависят от уровня экономического развития страны, конкретной стадии воспроизводственного цикла и специфики используемой модели регулирования рынка труда.

Таким образом, следует отметить, что соотношение спроса и предложения на рынке труда существенно отличается в различных отраслях и секторах экономики, по разным профессиям и в разных районах страны. В одних случаях могут складываться рынки с ограниченным спросом на рабочую силу, в других - с недостаточным ее предложением. Как правило, формируются различные виды несоответствия (количественного или качественного) между потребностями работодателей в рабочей силе, с одной стороны, и составом и численностью работников, нуждающихся в работе по найму, - с другой.

Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда в РФ и РД

.1 Анализ и особенности функционирования российского рынка труда

Состояние рынка труда Российской Федерации, анализ занятости и безработицы - актуальная тема исследования в современной экономике. Последствия глобального экономического кризиса негативно сказались как на государстве в целом, так и на каждом отдельном его субъекте. Рынок труда является одним из важных индикаторов, по которому можно судить о национальном благополучии страны, эффективности социально - экономических преобразований.

Большая роль на современном российском рынке труда отведена государству. Государство проводит активную политику в области содействия занятости населения, которая является механизмом регулирования рынка труда. Данная политика представляет собой разработку и внедрение федеральных целевых программ, направленных на развитие трудовых ресурсов, повышения их мобильности, защиту национального рынка труда, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека.

В настоящее время в России численность экономически активного населения в 2009 г. составил 75 694 тыс.человек, в 2010 г. - 75 478 тыс. человек, в 2011 г. - 75 779 тыс.человек, 2012 г. - 75 676 тыс. человек, 2013 г. - 75 300 тыс.человек. Спад уровня экономически активного населения и рост безработицы в 2009 году был связан с мировым экономическим кризисом, который оказал негативное влияние на рынок труда и на рабочую силу, что выразилось в многочисленных увольнениях, сокращениях рабочей недели, задержках и снижения уровня зарплаты, обесценении доходов и социальных выплат вследствие инфляции.

Численность безработных по данным обследований населения по проблемам занятости в 2009 г. составил 6 284 тыс.человек - 8,3%, в 2010 г. 5 544 тыс.человек - 7,3%, 2011 г. 4 922 тыс.человек 6,5%, 2012 г. 4 131 тыс. человек 5,4%, в 2013 г. 4 300 тыс. человек 5,2%. Уровень безработицы в 2014 году вырастет приблизительно до 6% (Таб. 1 ).

Наибольшее число безработных по данным 2009 г. составляют молодые люди в возрасте 20-24 лет, (21,8% от общей численности безработных.) и люди в возрасте 45-49 лет (11,7%). Отрицательной тенденцией является рост безработных с высшим образованием. Так, если в 2010 году этот показатель был равен 15% от общей численности безработных, то в 2012 году он составил уже 17,3%.

Таблица 1. Данные по занятости населения и уровню безработицы в России за 2009 - 2013гг.

Год

Экономически активное население

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы, %

2009

75 694 000

69 410 000

6 284 000

8,3

2010

75 478 000

69 934 000

5 544 000

7,3

2011

75 779 000

70 857 000

4 922 000

6,5

2012

71 545 000

4 131 000

5,4

2013

75 300 000

71 000 000

4 300 000

5,2


Как видно из таб. 1 , количество безработных в 2013 году составило 4300 тыс.человек, а в 2009 году 6284 тыс. человек, что в процентах составляет соответственно 5,2 и 8,3 %.

Актуальной проблемой рынка труда России по-прежнему остается проблема «утечки мозгов», представляющая собой миграционные процессы, обуславливающие приток в Россию лиц низкой квалификации и отток из нее высококвалифицированной рабочей силы. Так количество иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность в России, с каждым годом растет. Большинство работников являются выходцами из стран СНГ, Китая, Турции. Решение данной проблемы не привело к положительным результатам.

Численность занятых в организациях государственной и муниципальной собственности меньше численности занятых на частных предприятиях. Увеличивается занятость в организациях с иностранной и совместной российской и иностранной формой собственности. Отношение на рынке труда реализуются в основном через государственные и негосударственные учреждения занятости населения, кадровые службы предприятий, а так же напрямую между работником и работодателем. В целом количество граждан, обращающихся в государственные учреждения службы занятости, увеличивается с каждым годом. Так в 2011 г. по вопросам трудоустройства обратилось 6031 тыс. человек, в 2012 г. - 8475 тыс.человек. из них трудоустроены 3853 тыс.чел. в 2011 г. и 4724 тыс.человек 2012 г.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного по состоянию на 2010 г., численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составила 74,6 млн. человек, или более 52 % от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 68,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,4 млн. - как безработные с применением критериев МОТ.

В среднем за 2010 г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2009 г. на 0,5 млн.человек (на 0,7%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн.человек, или на 11,4%. Вместе с тем, к уровню 2008 г. численность занятых в среднем за 2010 г. была ниже (на 1,6%), численность безработных - выше (на 17,8%).

И хотя в январе 2010 г. был вновь зафиксирован рост безработицы, тем не менее, численность безработных в январе 2010 г. была на 3,2% ниже, чем в феврале 2009 г. Необходимо отметить, что январь был очень тревожным не только по росту безработицы, но особенно по снижению численности занятого населения, абсолютный размер которого в два раза превысил увеличение количества безработных. В итоге в январе 2010 г. занятость оказалась на уровне февраля 2009 г. Но уже в течение февраля и марта 2010 г. зафиксировано увеличение численности занятых на 0,5 млн. человек - в основном за счет сокращения безработицы.

В марте 2010 г. уровень безработицы среди мужчин составил 9,3% и был на 1,4 п.п. выше уровня безработицы среди женщин, т.е. почти на 20 %. До начала кризиса в 1-м полугодии 2008 г. разрыв между долей мужчин и женщин в общей численности безработных составил 6 %, в феврале 2009 г. увеличился до 10 %. В феврале 2009 г. численность безработных мужчин увеличилась по сравнению с февралем 2008 г. на 39 %, безработных женщин - на 26 %.

Статистические данные показывают, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. В марте 2010 г. уровень безработицы среди населения с высшим профессиональным образованием составил 4,4%, уровень занятости - 80,9 %, со средним профессиональным образованием - соответственно 6,7 и 72,3%, начальным профессиональным образованием - 9,1 и 71,2%. Существенно выше уровень безработицы и ниже уровень занятости среди населения, не имеющего профессионального образования. По сравнению с 2009 г. доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием среди безработных увеличилась на 2,8 %.

Итоги обследований свидетельствует, что благодаря реализации в 2009 г. программ по стабилизации ситуации на рынке труда, во второй половине года удалось сдержать нарастание кризисных явлений на рынке труда. К концу года численность безработных сократилась на 0,9 млн. человек, или на 12,5 %, численность занятого населения увеличилась на 1,5 млн. человек, или на 2,2 %.

В 2011 г. численность безработных по сравнению с 2010 г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008 г. на 0,3 млн.человек (на 5,8%), численность занятого населения была почти на уровне февраля 2008 г. (99,9%). Уровень безработицы в России сократился до 7,4% от экономически активного населения, сообщила сегодня Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). Всего число безработных снизилось с 5,7 млн. человек в январе до 5,6 млн. - в прошлом месяце. Безработные квалифицировались в соответствии с критериями Международной организации труда (МОТ), т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю. По сравнению с январем 2011г. количество безработных снизилось на 2,3 %. Численность экономически активного населения в феврале 2011 г. составила, по предварительным данным, 75,6 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. Среднегодовая численность безработных в России в 2010 г. снизилась на 11,4% - до 5,6 млн. человек. В абсолютном выражении снижение составило 0,7 млн. человек. В среднем за 2010 г. численность занятого населения составила 69,8 млн. человек.

В 2011 году численность занятых возросла на 0,2%, безработица сократилась с 5,6% до 5,0% экономически активного населения, а фактически отработанное время на всех видах работ сократилось на 1% (продолжилась тенденция сокращения количества человеко-часов, отработанных в домашних хозяйствах). В результате производительность труда на отработанный час росла быстрее производительности, исчисленной на занятого (5,4% против 4,1 процента).

Наибольший рост производительности в 2011 году наблюдался в сельском хозяйстве за счет высокого урожая, а также в госуправлении за счет оптимизации численности госслужащих. Ускоренными темпами росла производительность труда в обрабатывающей промышленности за счет продолжающейся модернизации производств и сокращения численности занятых. Сократилась производительности труда в финансовой деятельности (за счет продолжающегося восстановления численности занятых после сокращений 2009 года) и в добыче полезных ископаемых (за счет умеренного роста добавленной стоимости отрасли).

В среднесрочной перспективе развитие российской экономики будет происходить в условиях стабилизации безработицы на уровне 5,9% экономически активного населения и сокращения численности занятых с 69,5 млн. человек в 2012 году до 68,6 млн. человек в 2015 году. В этих условиях для обеспечения роста экономики необходимо повышение производительности труда. По умеренно-оптимистичному варианту рост производительности за 2012-2015 годы составит 17,5 процента.

В частном секторе рост производительности труда в среднем будет соответствовать росту заработной платы, что приведет сохранению конкурентоспособности продукции в части издержек на рабочую силу. В целом по экономике рост заработной платы будет превышать рост производительности труда, что обусловлено опережающим ростом заработной платы в бюджетном секторе. Высокие темпы роста производительности в перспективе ожидаются в обрабатывающей промышленности, за счет модернизации производств. По оценкам Минпромторга России, рост производительности труда может составлять 5-7% в год.

По данным 2013 г. большинство населения занято в обрабатывающих производствах (15,6% общей численности занятых), оптовой и розничной торговле (17,7%), социальном страховании и образовании (8,9%), сельском хозяйстве, лесном хозяйстве (9,6%), транспорте и связи (8%), строительстве (7,9%), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (7%).

В феврале 2014 г., по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, 4,2 млн.человек, или 5,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,0 млн.человек, в том числе 0,8 млн.человек получали пособие по безработице. Уровень безработицы в феврале 2014 г. составил 5,6% (без исключения сезонного фактора). Средний возраст безработных в феврале 2014 г. составил 36,2 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 22,2%, лица в возрасте 50 лет и старше - 20,4%.

К концу февраля 2014 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояли на учете 1,1 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,0 млн.человек имели статус безработного, в том числе 0,8 млн.человек получали пособие по безработице. В феврале 2014 г. получили статус безработного 167,0 тыс.человек. Размеры трудоустройства безработных были на 14,2 тыс.человек, или на 17,9% меньше, чем в феврале 2013 г., и составили 65,5 тыс.человек.

В 2014 г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 76,0 человека.

Рассматривая ситуацию на рынке труда на 2014 год, можно отметить, что для современных условий характерна популярность и необходимость получения второго высшего образования. Это можно частично объяснить тем, что в связи с изменениями, которые происходили в экономике страны, на некоторые профессии на рынке труда образовался переизбыток. Рынок оказался переполнен ими и поэтому, возникла необходимость, чтобы оказаться востребованным, сменить профиль своей деятельности.

В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня преобладают меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

С нашей точки зрения, необходимо разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения. Сделать обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения одним из государственных приоритетов страны.

В этих целях необходимо осуществлять взаимодействие в сфере занятости населения и развития трудовых ресурсов по следующим направлениям:

- содействие созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой;

-       совершенствование системы информации о рынке труда;

-       повышение эффективности государственной политики и качества государственных услуг в сфере содействия занятости населения;

-       повышение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;

-       совершенствование правового регулирования в сфере рынка труда;

-       упорядочение привлечения на рынок труда иностранной рабочей силы;

-       совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы.

Таким образом, можно сделать вывод, что какой бы выбор не сделал человек, решая какую ему выбрать профессию для дальнейшей жизни, важно, чтобы этот выбор он делал осознанно, самостоятельно, руководствуясь своими качествами, возможностями, а также ситуацией на рынке труда.

.2 Аналитический обзор рынка труда РД

Численность экономически активного населения по данным выборочного обследования по проблемам занятости в 2012 году составила 1329,2 тыс. человек, или 45,1% общей численности населения республики. Из общего числа экономически активного населения 1173,2 тыс. человек или 88,3% заняты в экономике; по сравнению с 2011 годом число занятых уменьшилось - на 1,1%, по сравнению с 2010 годом увеличилось на 8,4%, с 2005 годом - на 26%, с 2000 годом - в 1,7 раза.

Таблица 2. Численность экономически активного населения по годам


В % к итогу

Занятое население

 2000г.

2005г.

2010г.

2011г.

2012г.

в том числе:

100

100

100

100

100

государственный сектор

37,1

33,8

1,3

30,1

29,4

предприятия смешанной формы собственности

5,1

4,6

1,4

2,0

1,9

общественные объединения

0,6

0,1

0,9

1,1

частный сектор

56,8

60,5

66,1

66,7

67,3

 иностранным участием

0,4

1,0

0,3

0,3

0,3


По расчетным данным баланса трудовых затрат, численность занятых в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 1,5%, с 2010 годом - на 3,4%, с 2005 годом - на 12,4%, а с 2000 годом - на 20,2%. В разрезе по видам экономической деятельности наибольшая численность занятых отмечается в сельском хозяйстве - 26,9%, в образовании и торговле - 12,8%. В течение 2012 года в крупных и средних предприятиях выбыло по разным причинам 24,5 тыс. человек или 7,6% среднесписочной численности персонала, из них 19,8 тыс. человек (80,9%) уволились по собственному желанию. Выбытие работников компенсировалось приемом новых кадров только на 89,4% (2011 году - на 101,6%, 2010 году - на 94,0%, в 2005 - на 96%, в 2000 году - на 97,2%). За год было принято на работу 21,9 тыс. человек (6,8% среднесписочной численности или на 1,1 процентного пункта меньше, чем в 2011 году), из них 1,5 тыс. человек - на дополнительно введенные рабочие места. В 2012 году численность увольняемых в связи с сокращением увеличилась по сравнению с 2011 годом - на 22,2%, увольняемых по собственному желанию - уменьшилась на 2,2%. К концу 2012 года общее количество рабочих мест на крупных и средних предприятиях составило 322,6 тысяч (в 2011 году - 320,6 тысяч). В 2012 году вновь имеются сокращенные рабочие места.

Численность работников, занятых в органах государственной власти республики и местного самоуправления (без МВД и других органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства) в 2012 году составила 23,2 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2011 годом на 147 человек (0,6%), по сравнению с 2010 годом - снизилась на 89 человек (0,4%), с 2005 годом - увеличилась на 2316 человек (11,1%), с 2000 годом - на 6893 человека (42,4%). По сравнению с 2011 годом численность работников федеральных органов исполнительной власти РД увеличилась на 0,1%, с 2010 годом уменьшилась - на 4,7%, с 2005 годом увеличилась - на 6,7%, с 2000 годом - на 44,5%.

В целом численность работников в федеральных органах исполнительной власти РД в течение года увеличилась на 9 человек (0,1%). Уменьшение численности работников в федеральных органах исполнительной власти по сравнению с 2011 годом произошло в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по РД на 10,9%, в Федеральной службе государственной статистики по РД - на 8,3%, в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков по РД - на 6,3%, в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора по РД - на 5%, в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РД - на 4,3%, в Федеральном казначействе - на 3,8%, в Федеральной налоговой службе РД - на 2,4%, в Федеральной таможенной службе РД - на 1,5%, в Федеральной службе судебных приставов по РД - на 0,4%. Численность работников исполнительной власти РД, включая местное самоуправление составила 11323 человека, что по сравнению с 2011 годом на 0,8% больше, с 2010 - на 2,2%,с 2005 - на 11,6%, а с 2000 годом - на 25,6%. Численность работников органов исполнительной власти РД (без местного самоуправления) в 2012 по сравнению с 2011 годом снизилась на 47 человек или 1,3%, с 2010 годом - на 52 человека (1,5%), с 2005 годом - на 508 человек (12,7%) и с 2000 годом - на 402 человека (10,3%). Уменьшение численности работающих произошло по сравнению с 2011 годом в министерстве экономики на 25,2%, в министерстве образования - на 5,2%, в министерстве сельского хозяйства - на 4,9%, в министерстве труда и социального развития - на 2,2%. Численность работающих в аппарате госуправления и в министерстве финансов осталась на прежнем уровне.

В органах судебной власти и прокуратуры РД численность работников по сравнению с 2011 годом увеличилась на 2,8%, с 2010 годом - на 3%, с 2005 - на 19,9%, с 2000 годом - в 2,1 раза. Численность работников законодательной власти за год уменьшилась на 9,6%, по сравнению с 2010 годом - на 6,6%, с 2005 годом -увеличилась на 31,8%, с 2000 годом - на 38,2%. К концу 2012 года 155,3 тыс. человек (11,7%) экономически активного населения, против 12,7% за 2011 год, не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицировались как безработные. Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 30,9 тыс. человек или 2,3% экономически активного населения. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в течение 2012 года сократилась на 3497 человек, а уровень зарегистрированной безработицы снизился с 2,5% до 2,3% экономически активного населения.

По сравнению с 2011 годом численность экономически активного населения снизилась на 2,2% (с 2010г. - выросла на 4,5%, с 2005 г. - на 11,2% и с 2000 - на 38,2%), численность занятых - соответственно на 1,1% (на 8,4%, на 26%, в - 1,7 раза), снизилось количество безработных по методологии МОТ - на 9,8% (а так же на 17,6%, в 1,7 раза, в 1,6 раза) и количество безработных зарегистрированных в службах занятости соответственно - на 10,2% (на 23,2%, в 1,6 раза, в 1,6 раза)(Таб. 3).

В 2012 году в органы государственной службы занятости республики за содействием в трудоустройстве обратилось 109,1 тыс. граждан, что на 15% меньше, чем в 2011 году (на 20,7%, чем в 2010 году, на 19,9%, чем 2005 году и в 1,8 раза больше, чем в 2000 году). Получили статус безработного в 2012 году 77 тыс. человек, что на 17,1% меньше, чем в 2011 году (на 27,1% чем в 2010 году, на 27,9% чем в 2005 году и в 1,7 раза больше, чем в 2000 году).

На конец 2012 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 31 тыс. человек, почти все они незаняты трудовой деятельностью, из них 30,9 тыс. человек имели статус безработного, что меньше чем в 2011 году на 10,2%, (чем в 2010 - на 23,2%, чем в 2005 - в 1,6 раза и в 1,6 раза, чем в 2000 году). Пособие по безработице назначено 29 тыс. человек (93,9% от числа официально признанных безработными).

Таблица 3. Динамика экономически активного населения (данные по обследованию населения по проблемам занятости).

Годы

Экономически активное население

в том числе:



занятые

Безработные по методологии МОТ

Из них, зарегистрированные в службах занятости

(тыс. человек)

2000г.

962,0

706,9

2551

48,2

2005г.

1195,7

931,6

2641

50,9

2010г.

1271,7

1083,2

1885

40,2

2011г.

1358,9

1186,8

1722

34,4

2012г.

1329,2

1173,9

1553

30,9

(в % к экономически активному населению)

2000г.

100

75

26,5

   0,5

2005г.

100

79

22,1

   4,3

2010г.

100

82

14,8

3,2

2011г.

83

12,7

2,5

2012г.

100

83

11,7

2,3

(в % к предыдущему году)

2000г.

99,4

101,1

94,8

89,4

2005г.

108,7

116,3

88,2

94,3

2010г.

97,6

95,8

110,0

87,7

2011г.

106,9

109,6

91,4

85,5

2012г.

97,8

98,9

90,2

89,8


Сложная ситуация с безработицей остается в сельской местности республики, где насчитывается 24,2 тыс. безработных (78,4% общего числа безработных в республике) по сравнению с 2011 годом ее уровень снизился на 1,5%, с 2010 годом - на 3,4%, с 2005 годом - на 5,6%, а с 2000 годом - на 8,2%.

В 2012 году сохранился значительный разрыв между спросом и предложением рабочей силы в службах занятости. Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках, составила 445 человек, в том числе рабочих специальностей - 308 человек. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила 70 человек и уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 1,4%, (по сравнению 2010 годом - на 26,3%, с 2005 годом - на 30,7%, с 2000 годом - увеличилась в 1,9 раза).

В общем количестве заявок от предприятий 59,3% приходится на негосударственный сектор. Из общей численности граждан, состоящих на учете, при содействии ЦЗиТ трудоустроено 91,6 тыс. человек (на 15,5% меньше, чем в 2011 году), в том числе безработных - 60,7 тыс. человек. В 2011 году незначительно снижаются размеры профессиональной подготовки незанятого населения. При содействии служб занятости было направлено на профобучение 7713 безработных граждан (в 2011 году - 10441, в 2010 году - 10619, в 2005 году - 11340, в 2000 году - 1576), которые обучаются за счет средств Фонда занятости. Завершили обучение 7780 человек, из них - 6443 получили профессиональную подготовку, 1030 - прошли переподготовку и 307 человек повысили квалификацию. Меняется состав безработных по причинам увольнения, образовательному уровню, возрасту и социальному статусу. Изменение состава безработных непосредственно связано, как с сокращением рабочих мест на предприятиях и организациях, так и со сложностью трудоустройства у выпускников учебных заведений, уволенных из Вооруженных Сил.

Наибольшее число безработных к концу 2012 года наблюдается среди граждан, имеющих общее среднее образование, на их долю приходится 58,3% общего состава безработных, молодежи в возрасте от 18 до 29 лет - 35% и родителей воспитывающих несовершеннолетних детей и инвалидов с детства - 35,4%. Увеличение численности безработных имеющих высшее и начальное профессиональное образование характеризует тот факт, что производственные отрасли республики находятся еще в застое и нет спроса на квалифицированные рабочие кадры. Отмечается уменьшение числа безработных среди молодежи до 18 лет и многодетных родителей. Отсутствуют безработные среди выпускников общеобразовательных школ.

В 2012 году снизился контингент безработных, охваченных застойной (до 4 месяцев) безработицей. Ее доля составила к концу 2012 года 66,5% общего размера официальной безработицы (в 2011 году - 68,9%, в 2010 году - 68,2%, в 2005 году - 52,9% и в 2000 году - 32,1%). Показатели застойной безработицы составили 20,5 тыс. человек в 2012 году, против 23,7 тыс. человек - в 2011 году, 27,4 тыс. человек - в 2010 году, 24 тыс. человек - в 2005 году и 32,7 тыс. человек - в 2000 году. При этом удельный вес безработных с продолжительностью поиска работы более года в 2012 году составил 1,4% (в 2011 - 0,8%, в 2010 - 0,9%, в 2005 - 1,9% и в 2000 году - 29,5%). Более остро проблема безработицы затрагивает молодежь и женщин, как наиболее социально уязвимые группы населения.

Таким образом, к числу особенностей современного рынка труда относится вторичная занятость. Формами вторичной занятости являются совместительство, временные творческие коллективы, работа по договору, найму и др. Продолжается практика применения на предприятиях и в организациях труда наемных работников без зачисления их в состав постоянного персонала. Численность таких работников на крупных и средних предприятиях за 2012 год составила 8,8 тыс. человек (в 2011 году - 8,8, в 2010 году - 9,4, в 2005 - 6,8 и в 2000 - 4,5 тыс. человек), а их дополнительный заработок в среднем - 7919,1 рублей (в 2011 году - 7445,9, в 2010 году - 7379,7, в 2005 - 3548 и в 2000 - 1468 рублей). Одним из факторов, сдерживающих высвобождение рабочей силы, является накопление скрытой безработицы - содержание на предприятиях значительной численности работников, не обеспеченных работой, или не полностью использующих свой трудовой потенциал.

Глава 3. Совершенствование условий формирования и функционирования рынка труда в России

3.1 Современная политика занятости и государственное регулирование рынка труда с учетом зарубежного опыта


Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В « Государственной программе «Содействие занятости » на 2013-2020год» предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы.

Целью программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующей эффективному развитию рынка труда. Исходя из, поставленных целей выделяются следующие задачи госпрограммы - предотвращение роста напряжённости на рынке труда; содействие обеспечению высокой квалификации и сохранению здоровья работников; защита трудовых прав граждан; привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики.

В состав государственной программы включены подпрограммы: «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Внешняя трудовая миграция», «Развитие институтов рынка труда».

Сроки реализации программы - 2013-2020 годы. Общий объём финансирования государственной программы в 2013-2020 годах составляет 634,9 млрд. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 569,3 млрд. рублей. В 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов объём финансирования составит 229,7 млрд. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 205 млрд. рублей.

Ожидаются следующие результаты реализации программы:

-       создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

-       предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

-       создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

-       удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;

-       снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

-       создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

-       обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

-       обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

-       поддержание социальной стабильности в обществе.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как о излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике. Но определённые финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в России имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых экспортно-ориентированных отраслей, сбережения населения, а так же средства, сконцентрированные в теневой экономике. Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала динамического экономического роста) можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений.

Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка труда. Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости (безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действия Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как приоритетные.

Итак, вопрос номер один регулирования рынка труда в России - придание этой проблеме статуса одной из общенациональных политических задач.

Вопрос номер два - формирование общегосударственной системы регулирования рынка труда, главными субъектами которой были бы в целом Правительство Российской Федерации, Министерство экономики, Министерство финансов, Госкомимущество, Банк России и другие высшие хозяйственные структуры; освобождение Министерства труда и социального развития от обязанностей поддержания и создания рабочих мест и других непрофильных функций с концентрацией усилий данного ведомства в части регулирования сферы труда на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными, вопросах соблюдения законодательства о труде и занятости, проблемах трудовых отношений, оплаты, условий и охраны труда.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

.Согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

.Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

.Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне.

В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово - кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов и в рамках своей компетенции (разграничения полномочий с федеральными органами) и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни - уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счёте, смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса .

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счёт региональных фондов занятости, а в составе, которых находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь её незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодёжи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне.

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.

На предприятиях осуществляется управление персоналом, развитие систем отбора и внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете, именно на предприятиях производится сохранение и создание новых рабочих мест, “деление” рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и как следствие росте доходов работающих. Такая политика предусматривает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Использование той или иной модели влияет на политику занятости на макро- и микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, сокращению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Вместе с тем расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости и других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости.

.2 Тенденции и перспективы рынка труда в России

Рынок труда в России неотделим от макроэкономических показателей. Тенденции развития кадровой индустрии во многом диктуются потребностями производства и определяются законом спроса и предложения. На рынке рабочей силы условия все больше диктуют работники (соискатели). Стабилизация политической ситуации и структурная перестройка экономики привели к устойчивому росту и развитию производства. Это обусловило увеличение количества рабочих мест и рост спроса на труд (за последние 3 года численность специалистов, занятых в экономике, возросла на 3,3%).Также модернизация производства и переход к новым технологиям привели к возрастанию требований работодателей к качеству рабочей силы.

В то же время система образования не отвечает потребностям рынка труда, поэтому спрос на квалифицированных рабочих не может быть полностью удовлетворен. Возникает рассогласованность между спросом и предложением. Но макроэкономические факторы будут способствовать дальнейшему увеличению объемов производства и росту потребности работодателей в рабочей силе в непреходящих условиях дефицита.

На основании исследований, проведенных специалистами информационно-аналитических отделов можно утверждать, что по количеству наиболее востребованного персонала продолжают лидировать сотрудники финансовой отрасли - на их долю приходится 12% всех предложений за год. На втором месте по востребованности специалисты IT и телекоммуникацианного сегмента рынка. «Третьей» стала отрасль оптовой торговли и ритэйл, рекрутинговую активность в которой уже несколько лет подпитывает экспансия в регионы крупных и не очень дистрибуторов, а также федеральных розничных сетей. Также серьезно увеличился спрос на персонал со стороны производственных компаний, в первую очередь на технических специалистов: инженеров и технологов.

Предстоящее открытие внутреннего рынка страны для иностранных компаний приведет к усилению конкуренции и потребует от российских предприятий и организаций существенного повышения качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Следовательно, возникнет более острая потребность в квалифицированных кадрах.

В то время как, по прогнозам Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, численность трудоспособного населения к 2016 году уменьшится на 9,8 млн. и будет составлять 58% в общей численности населения. Это вызовет еще больший дефицит трудовых ресурсов. Такая ситуация сохранится до 2030 года. Стоит ожидать также усиление движения персонала из компании в компанию. Данная тенденция прослеживается уже сейчас: на рынке рекрутинга средний срок работы специалиста в компании за последние три года сократился с 2-3 лет до 1 года. Соответственно, все большее значение приобретут мотивационные программы удержания персонала.

Наиболее значимым фактором для мотивации становится наличие «белой» зарплаты, это связано с развитием ипотеки и программ кредитования населения. Не меньшее значение будет играть соцпакет. Решение проблем нехватки персонала, вызванной объективной макроэкономической ситуацией, будет идти по нескольким направлениям. Например, произойдет снижение требований к трудовому стажу сотрудников. Уже сейчас начинается борьба за выпускников ведущих ВУЗов. Но пока этот сегмент осваивают только крупные западные корпорации и российские банки.

Возрастет роль привлечения персонала из других регионов, хотя в России традиционна низкая мобильность трудового населения. Уже сейчас государство разрабатывает программы по повышению мобильности населения, но пока это носит декларативный характер. Основным сдерживающим фактором является постоянный рост стоимости жилья (в том числе аренды), который «съедает» выгоды в заработных платах в экономически развитых регионах. Соответственно решение этой проблемы может послужить толчком к привлечению региональных кадров. В определенных же секторах экономики останется существенной доля иммигрантов (прежде всего из стран бывшего СССР).

Свой вклад в увеличение экономически активного населения страны должны внести Государственные программы, направленные на решение этих вопросов. При этом отдельно стоит вопрос о международном подборе специалистов (прежде всего топ-менеджеров) из стран Восточной и Западной Европы. Это, прежде всего, актуально для федеральных розничных сетей и компаний планирующих выход на IPO. Однако в целом, рост потребности в таком персонале среди российских компаний останется невысоким.

В долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере Информационных технологий и Телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и др.), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи).

Одним из сдерживающих факторов экономического развития в среднесрочной перспективе может стать продолжение сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2012-2015 годы более чем на 3,8%), что, в свою очередь, должно быть нивелировано адекватным ростом производительности труда при переходе к инновационной экономике, а также повышением трудовой мобильности населения и привлечением иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.

Достижение поставленной цели модернизации экономики в среднесрочной перспективе будет осуществляться посредством создания правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы, что, в свою очередь, предполагает:

) совершенствование социально-трудовых отношений, включающее продолжение процесса легализации занятости, введение системы добровольного социального страхования на случай потери работы, развитие института социального партнерства, направленного на усиление его роли в трудовых отношениях, приведение положений трудового законодательства в части социального партнерства в соответствие с нормами международного права;

)развитие инновационного промышленного потенциала, генерирующего новые эффективные рабочие места, обеспечивающие интенсификацию и повышение производительности труда, снижение скрытой безработицы; развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной и длительной безработицы;

) создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе, за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;

) совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;

) развитие трудовой мобильности;

) создание условий для интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

) развитие институтов рынка труда;

) развитие частногосударственного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействия занятости населения.

Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.

Исходя из задач развития рынка труда в 2012-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

-       совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции;

-       легализация занятости;

-       снижение скрытой безработицы;

-       мониторинг ситуации на рынке труда;

-       формирование прогноза баланса трудовых ресурсов;

-       повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы;

-       повышение эффективности использования трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности и рост занятости населения;

-       развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

-       содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу;

-       создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

-       реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, включая республики Северного Кавказа.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости должно быть направлено на реализацию прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии (специальности), а также на обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы. Вносимые изменения в трудовое законодательство и законодательство о занятости населения должны соответствовать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с изменениями содержания труда и форм его организации в различных отраслях и секторах экономики, обусловленных модернизацией производства, проведением структурных реформ, расширением трудовой мобильности и гибких форм организации труда, способствующих повышению спроса на рабочую силу и сокращению нелегальной и теневой занятости.

В рамках мероприятий по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о занятости населения представляется целесообразным в среднесрочной перспективе осуществить разработку нормативных правовых актов по следующим вопросам:

)        внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты, предусматривающие нормы, устанавливающие особенности труда в организациях малого бизнеса;

)        внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие систему квалификационных требований к работникам различных категорий в целях стимулирования развития инновационной деятельности;

)        внесение изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы занятости населения, в части:

)        совершенствования механизмов защиты от безработицы на основе принципов добровольного страхования на случай потери работы;

)        организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также организации в приоритетном порядке профессионального обучения безработных родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

)        совершенствования механизма определения размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице;

)        7.совершенствования механизма содействия переезду и переселению безработных граждан и членов их семей для работы в другую местность;

)        разработки нормативного правового обеспечения предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения;

)        внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части совершенствования порядка привлечения иностранной рабочей силы, разработка двусторонних и многосторонних соглашений между Российской Федерацией и зарубежными государствами по вопросам трудовой миграции;

10)  подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации о реализации дополнительных мероприятий направленных на снижение напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации.

Пытаясь сделать прогноз на ближайшие несколько лет вперед, уже сейчас можно констатировать, что востребованными на рынке труда окажутся следующие профессии:

-       Работники медицинской отрасли. При этом специалисты узкого профиля будут наиболее востребованы.

-       Специалисты в экологической области.

-       Работники сервисного обслуживания и сферы услуг.

-       Специалисты в химической отрасли с применением новых достижений и нанотехнологий.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Рассматривая ситуацию на рынке труда на 2014 год, можно отметить, что для современных условий характерна популярность и необходимость получения второго высшего образования. Это можно частично объяснить тем, что в связи с изменениями, которые происходили в экономике страны, на некоторые профессии на рынке труда образовался переизбыток. Рынок оказался переполнен ими и поэтому, возникла необходимость, чтобы оказаться востребованным, сменить профиль своей деятельности.

Заключение

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

В настоящее время в России численность экономически активного населения в 2009 г. составил 75 694 тыс. человек, в 2010 г. - 75 478 тыс.человек, в 2011 г. - 75 779 тыс.человек, 2012 г. - 75 676 тыс.человек, 2013 г. - 75 300 тыс.человек. Спад уровня экономически активного населения и рост безработицы в 2009году был связан с мировым экономическим кризисом, который оказал негативное влияние на рынок труда и на рабочую силу, что выразилось в многочисленных увольнениях, сокращениях рабочей недели, задержках и снижения уровня зарплаты, обесценении доходов и социальных выплат вследствие инфляции. Численность безработных по данным обследований населения по проблемам занятости в 2009 г. составил 6 284 тыс.человек - 8,3%, в 2010г. 5 544 тыс.человек - 7,3%,2011 г. 4 922 тыс.человек 6,5%, 2012г. 4 131 тыс. человек 5,4%, в 2013 г. 4 300тыс. человек 5,2%. Уровень безработицы в 2014 году вырастет приблизительно до 6%.

В 2012-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

-       совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции;

-       легализация занятости;

-       снижение скрытой безработицы;

-       мониторинг ситуации на рынке труда;

-       формирование прогноза баланса трудовых ресурсов;

-       повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы;

-       повышение эффективности использования трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности и рост занятости населения;

-       содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу;

-       создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

-       реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, включая республики Северного Кавказа.

Таким образом, рассматривая ситуацию на рынке труда на 2014 год, можно отметить, что для современных условий характерна популярность и необходимость получения второго высшего образования. Это можно частично объяснить тем, что в связи с изменениями, которые происходили в экономике страны, на некоторые профессии на рынке труда образовался переизбыток. Рынок оказался переполнен ими и поэтому, возникла необходимость, чтобы оказаться востребованным, сменить профиль своей деятельности. 


I.Официальные документы:

1.  Трудовой Кодекс РФ с изменениями и дополнениями. М., 2014.

2.  Распоряжение Правительства РФ от 19 июня 2013 г. N 1000-р Об утверждении плана реализации государственной программы "Содействие занятости населения" на 2013-2020годы.

II.Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

3.  Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2009 г.

4.  Архипова А. И.,Карпухина Д. Н., Кокина Ю. П. Экономика труда - М: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - С.46

5.  Булатова А.С. Экономика 2-е изд., прераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2009. - С.292.

6.  Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». - М.: Омега-Л, 2006. - 656с. - (Высшее экономическое образование).

7.  Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда)": учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2012.

8.  Самуэльсон П. Э. Экономика. - М..: Вильямс, 2008. - С. 212.

III. Статьи из периодических изданий:

9.  Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда; основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели./ Экономика и управление. 2009 г. №5.

10.Анализ состояния и перспективы занятости в рыночных условиях. /Вопросы статистики. 2013. №10.

11.Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования.-/Вопросы экономики, 2002, №1

12.Заславский И. Узловые проблемы политики на рынке труда./ Вопросы экономики. 2010, №2.

13.Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда./Человек и труд. 2012, №1.

14.Кейнс Д.М. Общая теория занятости. /Вопросы экономики. 2002, №5.

15.Кязимов К.Г. Рынок рабочей силы и его регулирование // Труд и социальные отношения. - 2010. - № 4. - С. 36.

IV.Интернет-ресурсы

16.Министерство труда и социальной защиты РФ - http://www.rosmintrud.ru .

17.Официальный сайт Госкомстата - http://www.gks.ru .

18.Официальный сайт Дагестанстат - http://dagstat.gks.ru .

Похожие работы на - Рынок труда России и Республики Дагестан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!