Рынок антиквариата

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,52 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок антиквариата

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА І. АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК В РОССИИ

1.1 Хранители отечественного антиквариата

1.2 Поставщики зарубежного антиквариата

ГЛАВА ІI. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО РЫНКА

2.1 Сложности развития рынка антиквариата в России

2.2 Российский антикварный салон

2.3 Состояние российского рынка антиквариата в 2013-2014 годах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Нельзя не отметить тот факт, что антиквариат относится к товарам которые не так часто встречаются на российском рынке, хотя в последние годы приобретающим всю большую популярность. Сегодня модно приобретать в дом необычные старинные вещи, да и цена такого товара может быть вполне приемлемой. Отличительной особенность антикварной вещи является то обстоятельство, что цена на нее в полной мере зависит от спроса на данный товар. Точнее покупатель, выступая в данной ситуации в качестве основного звена, самостоятельно формирует цену на товар и определяет и определяет предпочтительную номенклатуру, предъявляет требования к его качеству, функциональному назначению и многому другому. По этой причине, если покупатель товаром не интересуется, то в скором времени рынок приходит к стагнации. Благо, интерес покупателей лишь повышается и продавцы антиквариата продолжают радовать новыми находками.

Как известно, в России продажа товаров подобного рода на протяжении многих десятилетий оставалась под запретом и лишь в период перестройки появилась возможность легального функционирования данного направления. В эти годы появились первые антикварные магазины, среди которых наибольшую популярность приобретали именно букинисты, ведь многие литературные издания были столь редкими, что находились граждане готовые выделить не мало средств, чтобы пополнить свою коллекцию новым произведением.

Уже к концу 80-х годов в России проходят регулярные аукционы, сначала по книгам, затем по живописи.

Сегодня антикварный рынок России является достаточно многогранным, хотя все чаще люди приобретают товары через интернет. Тем не менее, если попытаться представить структуры данного рынка то непременно можно столкнуться со сложностями которые основаны на многоуровневой системе антикварного рынка и многофункциональности слагающих его звеньев.

Хотелось бы иметь более четкое представление о рынке антиквариата, о его развитии на современном этапе, а так же на структуре данного рынка, что, как представляется позволит в большей степени отслеживать движение товара внутри рынка, оценивать перспективы его развития в дальнейшем и рассмотреть его влияние на экономику России.

Объект исследования. Рынок антиквариата

Цель работы: определить составляющие, структуру и проблемы антикварного рынка в России.

Задачи исследования.

разложить антикварный рынок на составляющие его части

исследовать основные направления поступления антиквариата на рынок;

проанализировать сферу торговли культурных ценностей

изучить воздействие государственных структур на антикварный рынок

на основе аналитических исследований выявить и изучить основные проблемы, возникающие в сфере оборота культурных ценностей.

Структура и объем работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

рынок антиквариат ценность торговля

ГЛАВА І. АНТИКВАРНЫЙ РЫНОК В РОССИИ

.1 Хранители отечественного антиквариата

В первую очередь хотелось бы дать некоторое представлении об историческом развитии данного направления. Так, «На Руси коллекционирование предметов старины, в частности древних рукописей, имеет давние традиции. Считается, что Софья Палеолог племянница последнего византийского императора Константина XI, в 1472 году привезла с собой в качестве приданого великому князю Московскому Ивану III семьдесят подвод, груженных рукописями. Правда, Н.М. Карамзин сомневается в этом. Софья с отцом (Фомой Палеологом) и матерью бежала из Константинополя в 1453 году в Рим, она была бедна, так что ее подводы скорее всего были нагружены скарбом, который был ей выделен перед свадьбой как приданое. До сих пор не утихают споры о возможности обнаружения библиотеки Ивана Грозного, состоявшей из библиотеки Софьи, архивов самого царя и купленных им позже рукописей» [1, 76].

В более поздние времена - в XVIII-XIX веках - собирательство на Руси, по существу, связано с именем Петра Великого. В период правления императора было положено начало научного коллекционирования, произведения собирали с целью их научного познания. При этом необходимо отметить, что коллекционированием занималась не только аристократическая «верхушка», но и купцы, а также представители различных служивых сословий.

Серьезные изменения в развитие данного направления внесла октябрьская революция. В этот период большинство коллекций было национализировано, при том что достаточно много работ было просто за бесценок продано за рубеж.

В качестве примера можно привести такие шедевры ювелирного искусства, как пасхальные яйца работы фирмы К. Фаберже, бриллиантовые диадемы «Русская красавица» и «Русское поле» и др. Важная роль в реализации подобных действий была отведена одному из друзей Ильича, «коллекционера» Арманда Хаммера, вывезшего из нашей страны вагоны антиквариата. Те коллекции которые оставались на территории государства были просто разграблены. Княгиня Мещерская писала: «В первые дни после революции наше богатейшее собрание картин реквизировали, и свои картины я так и не видела больше нигде». Н.Врангель, встречаясь с К. Фаберже в послереволюционные дни в Петрограде, ужасался: «Матросы, краса и гордость русской революции, имели пристрастие к ювелирным вещам. На своих голых шеях они носили ожерелья и медальоны, пальцы были покрыты тысячными кольцами, на руках красовались браслеты на даме матроса, зашедшего в ювелирный магазин на Б. Морской, красовался бесценный аграф, выполненный К. Фаберже для княгини Юсуповой», коллекции самого князя Юсупова повезло. Она была национализирована и в дальнейшем рассредоточена по главным музеям страны».

Если рассматривать ситуацию в целом в Советский период, то можно сказать, что в этот период рынок антиквариата существовал условно. Цель советского правительства заключалась в монополизации владений произведений искусства, в том числе и антикварных вещей. Все ценное принадлежало народу и, следовательно, не могло обращаться в качестве товара. Продавцов и покупателей антиквариата преследовали, а коллекции, как уже говорилось, экспроприировали. В первую очередь это относилось к собраниям нумизматики, оружия, живописи.

Возможность реализовывать антиквариат, пусть пока и не совсем законно, появилась после проведения новой (перестроечной) социально-экономической политики государства. В этот период правительство издало Постановление, согласно которому предприятия могли переводить безналичные денежные средства в наличные, что привело к появлению в связи с этим огромного количества свободных денег, обращавшихся на рынке.

В момент перестройки государство стремилось вести котнроль за рынком антиквариата. Антиквариат музейного значения при этом из торговли изымался. В этот же период в Москве был закрыт антикварный комиссионный магазин на Арбате, но взамен был переоборудован аналогичный, больших размеров, на Октябрьской площади. В первое время данная организация функционировала в качестве обычного антикварного магазина, но со временем в этом помещении стали проводить аукционы. И не смотря на то, что изначально за деятельность организации следили, то временем к нему было предъявлено более лояльно отношение.

Спустя некоторое время деятельность этого магазина и определяла лицо антикварного рынка Москвы. Ведь не для кого не является секретом, что основная часть антикварного рынка России сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Если за рубежом удачным считается аукцион, реализовавший 60-70% лотов, то в московском магазине скупалось практически все - успех небывалый. Связано это было с тем, что у граждан страны появились свободные деньги, при этом они не знали куда их можно вкладывать. Что касается антиквариата то данное направление всегда считалось довольно прибыльным, особенно с учетом того, что за время множества реформ рубль потерял свою ценность.

Если рассматривать современную ситуацию то нельзя не отметить, что сегодня нет ни одного бизнесмена который бы не коллекционировал предметы антиквариата. При этом, несмотря на разнообразие коллекций наших бизнесменов нельзя не отметить те сложности с которыми столкнулся антикварный рынок за период своего существования. Именно по этой причине, чтобы открыть даже небольшой антикварный магазин необходимы значительные финансовые вложения. К тому значительное количество товаров предлагаемых на отечественном рынке не соответствует качеству. Связано это с тем, что все лучшее было распродано еще в период перестройки и то что сегодня предлагается на рынке не всегда можно назвать антиквариатом. [2, 46].

Несмотря на все сложности нельзя отрицать, что сегодня российский антикварный рынок представляет собой структурированную, сильно разветвленную систему, в которой работает около 560 разнообразнейших по историческим периодам, стилям, видам и качеству антиквариата салонов, галерей, магазинов и лавочек. На рынке уже создана четкая специализация.

Четкое видовое разнообразие предлагает, как петербургский так и московский рынки. Хотелось бы сказать о нескольких антикварных магазинах, которые успешно функционируют сегодня.

В числе таковых находится галерея «Шон» с ее несколькими магазинами. Основная специфика галереи - товары востока. Единственная в своем роде Fusion Culture Gallery показывает и продает архаику Передней Азии и Египта. В действительности, можно отметить, что каждый магазин имеет собственную специализацию. Многие субъекты рынка последовательно расширяют рамки товарного предложения, вводя в антикварный оборот все новые аспекты отечественного и зарубежного искусства. В качестве примера можно привести антикварную галерею «Элизиум», которая реализует отечественное изобразительное искусство конца XIX -- начала XX века.Здесь регулярно проходят выставки, издаются каталоги и монографии. Такая четко выверенная стратегия работы на рынке воспитывает новых покупателей.

Особое влияние на развитие антикварного рынка России оказала отмена в феврале 2002 года лицензирования антикварной торговли. После того, как в 2003 годы были произведены поправки в ТК РФ, рынок антиквариата в значительной степени активизировался. Данное обстоятельство способствовало расширению ассортимента предлагаемых предметов старины. Сегодня из-за рубежа ввозятся западноевропейская живопись и разнообразнейшие предметы ДПИ. Многие галеристы стали специализироваться на западном искусстве.

1.2 Поставщики зарубежного антиквариата

Хотелось бы отдельное внимание уделить зарубежным поставкам антиквариата на российский рынок. Сегодня существует несколько типов рынка антиквариата. Среди них выделяются:

рынки в странах с экономикой, интегрированной в мировую экономическую систему, где границы для перемещения культурных ценностей можно, с небольшими оговорками, считать открытыми;

рынки с закрытой экономикой, где перемещение культурных ценностей осуществляется только в рамках государственных программ;

рынки в странах, экономика которых занимает промежуточное положение между перечисленными выше.

Что касается последнего варианта, то он имеет непосредственное отношение к российскому рынку [3,64].

Хотелось бы обозначить причины которые способствовали импорту культурных ценностей в Россию. В первую очередь речь идет о либерализации таможенной процедуры, ведь сегодня стало гораздо проще перевозить товары через границу. Также развитию импорта способствовало оскудение отечественного рынка, ведь как известно многие коллекции уже раскуплены, а то что предлагается сегодня на рынке оставляет желать лучшего.

Многие произведения вышли из поля зрения посетителей аукционов и выставляются на показ лишь частному кругу лиц во время торжественных мероприятий где-нибудь в особняке на окраине города. Что касается товаров реализуемых в магазинах, то вызывает сомнение не только и качество но и происхождение. На рынке все чаще появляются подделки что становится причиной недоверия к рынку в целом.

Что касается зарубежных товаров то здесь поставками занимаются сами коллекционеры, что позволяет привозить действительно интересные и качественные предметы антиквариата [4,78].

При этом нельзя не отметить те сложности с которыми чаще всего сталкиваются импортеры антиквариата. Прежде всего речь идет об условиях ввоза в страну и вывоза из нее предметов антиквариата, ведь данный вопрос до сих пор не решен в полном объеме на законодательном уровне. Несмотря на это существуют значительные отличия между правилами для частных импортеров и юридических лиц, занимающихся импортом, различаются.

В том случае когда товар ввозится на территорию РФ у его владельца должен быть на руках документ, выданный соответствующим государственным органом на право вывоза товара. В том случае, когда товар вывозится из России, то его владелец должен заплатить пошлину равную 5-10% стоимости вывозимого предмета.

«Культурные ценности, ввозимые физическими лицами, освобождаются от таможенных пошлин. При ввозе антиквариата его обязательно необходимо декларировать, получить запись таможенника и искусствоведа-контролера, предъявить две фотографии (если они есть) ввозимых предметов и проставить на них необходимые подписи и печати. Ввоз можно также оформить позже в Министерстве культуры и массовых коммуникаций на основании таможенных документов» [5,23].

Если на таможне выяснить, что тот или иной предмет антиквариата находится в международном розыске, то он будет изъят, так как не может находится на территории РФ.

Необходимо отметить, что доставка товаров по почте в некоторой степени отличается от предоставления товаров через границу. Не нужно платить пошлину, если товар стоит дешевле 10 000 рублей. Все, что дороже, облагается 30%-ной пошлиной. Именно по этой причине почтой пользоваться совершенно невыгодно.

Что касается таможенных платежей, то сегодня они полностью отменены и платить приходится только за услуги таможни, а именно 2% от стоимости ввозимых предметов плюс налог на добавленную стоимость.

В данной ситуации хотелось обратить внимание на антикварный рынок Великобритании, где торговля антиквариатом является одним из важнейших источников государственных доходов. Тем более что английский рынок антиквариата зарекомендовал себя во всем мире как высокоорганизованная развивающаяся структура. В первую очередь хотелось бы указать четыре основные составляющие британского антикварного рынка:

) умеренные налоговые начисления,

) ориентация (более чем на 90%) на товары импорта,

) высокий качественный уровень обращаемого на рынке товара,

) дифференцированный подход к предметам, представляющим ценность для культуры Великобритании.

Довольно просто вывезти из страны антиквариат сумма которого не превышает 30 тысяч фунтов стерлингов. В том случае, когда появляется необходимость вывезти антиквариат сумма которого выше, необходимо получить специальное разрешение. Что касается артефактов, которые имеют статус национального достояния, то они не должны вывозиться за пределы страны. Что касается таможенных пошлин при ввозе товара, то здесь пошлина составляет 5%. Вышеуказанные обстоятельства подтверждают тот факт, что британский антикварный рынок находится в явно более благоприятных условиях, чем российский [6, 12].

Несмотря на те сложности с которыми сталкивается российский рынок антиквариата, его объем ежегодно увеличивается. Особую роль в данной ситуации должны играть правительственные меры, которые должны способствовать развитию антикварного рынка, как одного из самых перспективных направлений.

ГЛАВА ІI. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО РЫНКА

2.1 Сложности развития рынка антиквариата в России

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что существующий рынок антиквариата в России еще полностью не сформирован, особенно если сравнивать данную ситуацию с той что можно увидеть за рубежом.

На Западе существует достаточно четкая и разветвленная структура, там много говорят об антикварных выставках, посещают музеи. Что касается российского направления, то здесь необходимы тщательные доработки.

Как известно, важную роль для салона, который предлагает тот или иной товар, играет статус салона, его влияние на рынке товаров и услуг. По этой причине многие известные салоны следят за своим имиджем, стараются эффектно появиться на рынке. При этом довольно часто отрицательное влияние на репутацию оказывают следующие факторы: продажа фальшивых произведений искусства, похищенные предметы, вещи сомнительного происхождения и др.

Существуют определенные критерии позволяющие повлиять на то обстоятельство, что тот или иной магазин вызывал доверие среди клиентов, тем самым создавая условия для того, чтобы товары производимые в этом магазине пользовались спросом и соответственно оказывали благоприятное влияние на рынок антиквариата в целом.

К таким критериям можно отнести «чистоту» сделки. Ведь законное право собственности на предметы искусства возникает при условии, что сделка была совершена легально с соблюдением всех законодательных норм. В иных ситуациях нельзя доказать право собственности на ту или иную вещь. Даже в той ситуации когда покупатель имеет в наличии документ подтверждающий право собственности, истинные владельцы товара могут на законных основаниях оспорить право собственности на данную культурную ценность в суде.

Основная часть сделок которые сегодня происходят в сфере продажи антиквариата осуществляются конфиденциально. Связано это с тем, что криминалитет проявляет значительный интерес к антикварной торговле. Данное обстоятельство также сказывается на введении в официальный и научный оборот публикации произведений из частных коллекций России. Если обратиться к деятельности музеев то можно отметить, что они не ведут как таковой бухгалтерской или финансовой отчетности. По этой причине большинство средств вырученных за реализацию тех или иных видов товаров и искусства не поступают в казну.

Как представляется, создание условий для реализации интересов всех участников антикварно-художественного рынка России не должно сводиться к отказу от управления процессами арт-рынка, от целенаправленного воздействия на их содержание. Основная цель торговли это прежде всего интеграция, которая основана на взаимодействии и общении внутреннего рынка с общемировым за счет принятых правовых норм. Неотъемлемым условием функционирования антикварно-художественного рынка есть перемещение культурных ценностей за границу. Например для проведения экспертизы, реставрации за рубежом, для продажи на аукционе в другом государстве. С 1 января 2004 года владельцы культурных ценностей освобождаются от уплаты на таможне почти 30% налога от заявленной стоимости ввозимых в Россию предметов искусства.

Современную ситуацию на рынке антиквариата можно охарактеризовать с учетом точки зрения В.В. Бычков, который утверждает что антикварный рынок в целом зависит от ситуации в экономике, несмотря на взаимосвязь протекающих там процессов.

В частности, осенью 2007 года стоимость барреля нефти превысила 120 долл., и антиквары ожидали роста активности покупателей в своем сегменте рынка, однако этого не произошло, и осенний салон 2007 года оказался одним из самых тяжелых, с низким интересом покупательской аудитории. Обращаясь к мировой практике изучения рынка, В.В. Бычков обратил внимание участников дискуссии на то, что по заказу CINOA (Confédération Internationale des Négociants en Oeuvres dArt - Международная конфедерация национальных объединений антикваров и арт-дилеров) проводятся регулярные исследования мирового рынка антиквариата, но информации о российском рынке там практически нет, или она (в силу информационной закрытости нашего рынка) достаточно условна: в СМИ называлась цифра в 1% от общего объема мирового рынка, который весь оценивается в 43 млрд. евро. По словам В.В. Бычкова, члены Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров пришли к выводу, что на сегодняшнем этапе участникам отечественного антикварного рынка не хватает научных, серьезных исследований, какие проводятся в отношении зарубежных рынков.

Говоря о перспективах этого исследования, генеральный директор «Сотбис-Россия» М.А. Каменский поддержал мысль о том, что изучение российского рынка антиквариата затруднено из-за отсутствия надежных индикаторов и объективных показателей, на которые можно опираться, в связи с информационной закрытостью участников рынка. М.А. Каменский отметил, что частное собирательство и художественный рынок в большей степени зависят от политической ситуации в стране, чем от экономической. По его словам, это подтверждается уходом покупателей с рынка российского актуального искусства после возвращения Владимира Путина на пост президента. Изменение политической ситуации ведет к тому, что значительное число коллекционеров переезжают на Запад и постепенно меняют тему коллекционирования, что влияет на ситуацию на рынке.

2.2 Российский антикварный салон

Хотелось бы отдельно рассказать о развитии московского антикварного рынка.

Первый Российский Антикварный салон проходил с 6 по 12 ноября 1996 года. Осенью 1996 года фирма «Экспо Парк» обратилась к ведущим антикварам Москвы и Санкт-Петербурга с предложением принять участие в выставке-ярмарке. «Фирма «Экспо Парк» предлагает вниманию художественной общественности, коллекционеров и любителей антиквариата Первый Российский Антикварный салон», - писали устроители в каталоге [7, 3].

Данный проект был широко разрекламирован и представлен общественности. В те годы показать себя на публике были готовы всего 18 участников тогдашнего рынка.

Спустя некоторое время фирма «Экспо Парк» и Российский Союз Антикваров организовали второй Российский антикварный салон проходивший в марте 1997 года. Число участников увеличилось до 29. На значительно расширенной антикварной площадке разместились тогда уже известные субъекты рынка: «Антик-Центр», «Антиквариат на Бронной», «Старина», «Арт-Академия», Ломбард «Жулебинский», «Замоскворечье», «Купина», «Магнум Арс», «Мир искусств», «Рапсодия» , «Русская старина». Тогда на салоне впервые появилась галерея «Универсал Арт», предложившая советское искусство. Впоследствии она прочно заняла эту нишу под названием Галерея Леонида Шишкина[10].

Начиная со Второго, Антикварного салона фирма «Экспо Парк» стала в рамках ярмарки реализовывать интересные некоммерческие проекты. На Втором салоне популярнейший в те годы Столичный банк сбережений представил экспозицию «Двусторонняя живопись и графика» -- из частных коллекций и коллекции СБС. На том же Втором салоне Центр современного искусства «Сорос», представил грандиозный художественный проект «Открытый музей». Он дал возможность региональным российским музеям показать свой взгляд на современное искусство. Второй Российский Антикварный салон укрепил популярность этого проекта и среди профессионалов, и среди широкой публики.

Затем последовал третий, четвёртый выставочные салоны и тд. Происходило стремительное развитие антикварного рынка на московском направлении. При этом государство стремилось следить за действиями организаторов выставок, выдавало лицензии на те или иные проекты, приходило активное развитие маркетинговой стратегии двух аукционных европейских домов, которые принимали участие в российских антикварных ярмарках. Европейцы стремились занять свое место на российском рынке антиквариата. Можно с уверенностью сказать, что им это удалось спустя несколько лет после того, как отечественный рынок не смог предложить взыскательным российским покупателям иных вариантов среди отечественных товаров.

Сегодня также большим спросом на антикварном рынке пользуется искусство советского периода. Много - аспектные некоммерческие проекты выводили на антикварное пространство новые произведения искусства второго и третьего пласта. Данный уровень не снижал художественных достоинств этого искусства, но очевидно, что оно представляло своеобразную «кунсткамеру» художественно-исторического процесса. При этом подобного рода произведения не производят впечатление на состоятельных покупателей России. Интерес в данной ситуации проявляется в первую очередь истинными ценителями искусства, которые могут отличить качественный материал от подделки. Во круг такого рода коллекционеров чаще всего собирается толпа зевак, которая старается не продешевить с выбором того или иного произведения искусства[10].

Хотелось бы отдельно сказать о десятом Антикварном салоне, который был открыт уже в 2001 году. «Появился на антикварном поле новый участник, московский салон «Екатерина». Это большой, сплоченный коллектив профессионалов, вышедший из известного аукционного дома «Гелос». Генеральный директор «Екатерины» известный антиквар Александр Бучнев» [8,74]. Данное событие стало действительно юбилейное, ведь для отечественного антикварного рынка это были годы становления, превращения сферы антикварной торговли в важный сегмент культурного строительства.

На Пятнадцатом салоне обнажилась главная проблема нашего рынка: в антикварном открытом обороте нет вещей высокого коллекционного уровня. Экспертный совет, как обычно просмотрев экспозицию, отобрал в Топ-лист 52 произведения живописи и 50 предметов ДПИ.

Многих участников салона привлек научно-практический семинар «Оценка, ценовая политика и информационное обеспечение антикварного рынка». Организатором выступил Центр «Знаточество» во главе с его руководителем В.П. Воробьевым. В рамках некоммерческих проектов прошла выставка «Российский Императорский двор», подготовленная Русским Национальным музеем (частная антикварная структура).

Уже традиционно были показаны и раритетные автомобили. Их парад проходил перед входом в ЦДХ [10].

Антикварный рынок стал не только красивым зрелищем, но и серьезным сегментом отечественной экономики. Этой теме была посвящена конференция «Капитализация рынка искусства: новые возможности», которая прошла в рамках Семнадцатого Антикварного салона.

Нельзя отрицать популярность антикварных салонов и сегодня. Общество сегодня вновь стремится воспринимать ценность старинного искусства не с точки зрения музейной экспозиции, а именно как составляющую частной жизни каждого человека. Сегодня владельцами подобных салонов являются антиквары, которые выступают в качестве хранителей национальных художественных сокровищ. В последние годы им все чаще удается находить старинные произведения, реставрировать их, и представлять на всеобщее обозрение.

Знаковым стал 2004 год, когда пятьдесят лучших участников российского антикварного рынка объединились в Международную конфедерацию антикваров и арт-дилеров. В 2007 году, двигаясь в русле общемировых тенденций, Российский антикварный салон стал активно поддерживать организацию специализированных экспозиций на стендах участников ярмарки, чему способствовала и активная деятельность экспертного совета салона. Осенью 2008 года было зафиксировано максимальное число участников салона, после чего ярмарка (как и вся отечественная экономика) почувствовала влияние мирового экономического кризиса - был отмечен отток участников. Осенью 2009 года на салоне присутствовали 167 экспонентов. Ситуация стабилизировалась в 2010 году, и к 2013 году количество участников практически вернулось на докризисный уровень[9].

В этом году планируется проведение 38 Российского антикварного салона. Сегодня в значительной степени возрос уровень и разнообразие представленного в рамках салона произведений. Хотя в действительности есть некоторые опасения что на рынке антиквариата в этом году возможны некие трудности, ведь считается, продажи антикварных товаров во многом связаны с ценами на нефть. Как представляется судить по поводу сложившейся ситуации можно будет только после ежегодный проект буде реализован.

.3 Состояние российского рынка антиквариата в 2013-2014 годах

Особый интерес среди антикваров в последние годы приобретает именно букинистика, что, как представляется связано прежде всего с человеческими эмоциями. В последние годы все реже можно встретить человека с книгой в руке, ведь основной интерес привлекают именно электронные издания.

Падение спроса приводит к необходимости снижения объёма печатных изданий, и многие люди начинают чувствовать ностальгию по живой книге. Именно по этой причине букинистика сегодня столь популярна на антикварном рынке.

Что касается финансовых характеристик, то в 2013 году оборот продаж вырос в двое в сравнении с 2012 годом и составил 150 - 180 млн долларов.

Второе место среди наиболее популярных товаров антикварного рынка занимает декоративно-прикладное искусство. В данной ситуации речь идет о российском фарфоре и стекле, которые в действительности не теряют своей актуальности. Хотя европейский фарфор также пользуется спросом на российском рынке и в перспективе может значительно потеснить отечественные антикварные товары данного направления.

Особый интерес россиян в данной сфере направлен на предметы ДПИ ХVIII - ХIХ веков Западной Европы. Если описывать ситуацию в денежном эквиваленте, то объем продаж товаров декоративно-прикладного искусства вырос до 200 - 220 млн долларов [11].

Третье место в данном списке заняла нумизматика. Действительно, это второй после живописи по своей финансовой емкости сегмент антикварного рынка. В 2013 году кроме всех политико-экономических составляющих на увеличение стоимости нумизматического рынка России повлияла продажа российской монеты - 1 рубль 10-месячного императора Иоанна Антоновича был продан на швейцарском аукционе "Sincona" в начале 2013 года за 3,6 млн швейцарских франков (приблизительно 4,2 млн долларов), что дало мощный толчок увеличению стоимости российского нумизматического рынка.

С финансовой точки зрения объемы продаж на рынке нумизматики в России в 2013 году составили 350 - 400 млн долларов. В действительности интерес к нумизматическому рынку России в 2013 году возрос на 15 - 20%. Данные показатели коснулись прежде всего монет российского происхождения. Так, спрос на античные монеты возрос всего на 5 - 10%.

Конечно нельзя не сказать о том, что как и ранее наибольшей популярностью на рынке антиквариата пользуется живопись. По оценкам экспертов, оборот рынка живописи в России в 2013 году составил приблизительно 900 млн - 1,1 млрд долларов, а в 2014 году - 1,2 - 1,4 млрд долларов.

И эти показатели были представлены даже с учетом того, что в 2013 году рынок живописи находился в несколько заторможенном состоянии, так как как многие еще помнили скандал с "Одалиской" Кустодиева.

Также, как и ранее в 2013 году не утихает интерес в отношении советских художников 1920 - 1950-х годов, на российскую классическую живопись. В значительной степени выросли объемы на рыке мебели и коллекционного вина.

Хотелось бы отметить некоторые факторы которые положительно сказались на рынке антиквариата в 2013 году[11].

В первую очередь речь идет о том, что с учетом нестабильного доллара на мировых финансовых рынках инвесторы традиционно начинают искать «тихие гавани». Это вложения в золото, швейцарский франк, антиквариат и недвижимость.

Именно по этой причине с учетом статистических показателей прирост антикварного рынка составляет 20 - 25%.

Следующим важным фактором является заморозка депозитных счетов на Кипре.

И конечно важная роль отведена стремлению антикварного рынка России к прозрачности и открытости и, что очень важно, выстраиванию системы борьбы с фальшивками.

Хотелось также сказать о том, что в последние годы в России в значительной степени расширился спектр направлений антикварного рынка, на которые начали обращать внимание аукционные дома. В качестве примера можно привести ситуацию когда одни аукционных домов провел в декабре 2013 года аукцион по ювелирным украшениям и часам, а в 2014 - это аукционы по мебели, музыкальным инструментам и даже аукцион китайских предметов с довольно простым названием «Москва - Пекин».

Аукционы проходили на китайском языке и что касается каталога представленного в рамках аукциона, так он также был на китайском.

Отдельно хотелось сказать о 2014 году, так как данный период оказался достаточно сложным для российской экономики в целом он не мог не отразиться на состоянии антикварного рынка.

Исследование проводилось экспертами Восточно-Европейского Антикварного Дома совместно с Национальным институтом независимой экспертизы. По мнению специалистов, ослабление национальной валюты и нестабильная экономическая ситуация в стране привели к существенному увеличению объема инвестиций в антиквариат.

Наибольший интерес в данной ситуации приобрело декоративно-прикладное искусство (ДПИ). Согласно оценке аналитиков ВЕАД и НИНЭКС, по итогам года оборот составил примерно 400 млн. долларов. Основной причиной растущего интереса к данному направлению стала активная популяризация ДПИ за счет проведения антикварными домами и салонами тематических выставок, лекций и консультаций.

По прогнозам экспертов, в 2015 году текущие темпы роста сохранятся, и годовой оборот в этом сегменте увеличится до $450 млн. Основной спрос придется на фарфор и стекло Западной Европы, но при этом продукция российских производителей также не утратит своей актуальности.

Высокие темпы роста в 2014 году демонстрирует рынок букинистики. По сравнению с 2013 годом оборот в этом сегменте вырос в два раза и достиг отметки в $120-130 млн. По прогнозам аналитиков, в следующем году букинистика может обойти ДПИ по скорости роста занимаемой доли рынка. Как прогнозируют многие эксперты спрос на редкие издания будет увеличиваться по мере развития электронных книг и Интернета.

Хорошую динамику показывает и рынок нумизматики. Объем этого сегмента в 2014 году увеличился на 15-16% и к концу года составил $300-320 млн. В следующем году спрос на антикварные монеты значительно возрастет. По предварительной оценке, рост в 2015 году может превысить 50%, и оборот рынка нумизматики достигнет уровня $500 млн. Этому способствует и активная просветительская деятельность ВЕАД. Так, в 2014 году Восточно-Европейский Антикварный Дом и Региональная общественная организация содействия сохранению и развитию нумизматики «Союз нумизматов» провели масштабную выставку «Античные монеты. От архаической Греции до поздней Римской империи». Кроме того, был организован детский нумизматический кружок, призванный возродить в России традиции коллекционирования монет среди детей и юношества.

Самым же большим в денежном выражении сегментом по-прежнему остается живопись. По предварительным расчетам, в 2014 году емкость этого рынка составит $1 млрд. Особым спросом в текущем году пользуются полотна голландских и итальянских мастеров. Набирает популярность и живопись советских художников. Эксперты Восточно-Европейского Антикварного Дома прогнозируют, что в следующем году прирост в этом сегменте составит около 20%, и оборот может достигнуть уровня $1,2 млрд.

С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы по главе.

В качестве основных причин которые приводят к снижению спроса на антикварные изделия можно обозначить следующие:

Экономическая ситуация в стране

Цены а нефть

Недоверие к антикварам в виду того обстоятельства что довольно часто среди отечественных антикварных товаров встречаются подделки

Что касается существующей ситуации сегодня на рынке антиквариата то в целом ее можно назвать положительной. Рынок антикварных изделий в 2013 вырос году на 18 - 20% и в 2014 году на 20 - 22%. Итого в денежном выражении, по нашим прогнозам, оборот антикварного рынка в 2013 году составил 2 - 2,2 млрд долларов, а в 2014 году - 2,4 - 2,8 млрд долларов.

При этом наибольшим интересом пользуются букинистика, нумизматика, декоративно-прикладное искусство, живопись. Как утверждают эксперты, в последние годы в значительной степени в последние годы возрос интерес в отношении редких печатных изданий, что связано прежде всего с вытеснением электронными СМИ бумажной литературы.

Что касается наиболее распространённых мест продаж товаров антикварного искусства, то сегодня всю большую популярность набирают различные аукционы. Одним из наиболее популярных мест в Москве считается российский антикварный салон, в раках которого проходят ежегодные выставки и осуществляется продажа изделий как зарубежных так и отечественных авторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе вышесказанного хотелось бы сделать следующие выводы.

В последние годы в стране в значительной степени возрос интерес к антикварному искусству. Тем не менее развитие антикварного рынка в России имеет довольно длительную историю, хотя на протяжении почти семидесяти лет продажа антиквариата находились под запретом.

Если обратиться к истории, то первые попытки коллекционировать предметы старины были предприняты еще в древности.

Уде в период правления Петра Великого распространение получило научное коллекционирование. Если в целом представить период существования Российской Империи то как известно, в эти годы история искусства России был насыщена выдающимися произведениями искусства, что не могло не сказываться на интересе к ним со стороны финансово обеспеченных лиц государства. При этом не только аристократия, но и купцы и ремесленники проявляли интерес к антиквариату.

В советское время ситуация изменилась. Многие предметы антиквариата были уничтожены или проданы в период Октябрьской революции. Все что удалось сохранить - было национализировано.

А протяжении существования СССР продажа антиквариатом была запрещена вплоть до периода перестройки. В эти годы у граждан страны появилась хоть незначительная возможность реализовывать предметы старины, хотя делалось это в тайне.

Уже в начале 90-х годов, когда у людей стали появляться свободные денежные средства, а в стабильность рубля многие верили слабо многие граждане страны начали вкладывать деньги в предметы искусства. В России, в большей степени в Москве и Санкт-Петербурге, стали открывать антикварные салоны, проводились аукционы.

Одним из наиболее известных среди российский салонов является организация с одноименным названием Российский антикварный салон. В рамках данного салона еже годно проходят выставки, которые очередной раз доказывают ниспадающий интерес к антикварному искусству.

Что касается перспектив развития данного направления, то как представляется ослабеванию спроса на антикварные товары чаще всего играет экономическая ситуация в стране, цены на нефть и недоверие к поставщикам товара, которые довольно часто могут представить вместо качественного товара подделку. Данная тенденция в большей степени распространена в России.

Осложняет ситуацию также пошлины установленные на ввоз товаров из-за границы. В данном случае речь не идет о таможенных пошлинах, а о выплатах НДС сумма которых составляет 20% от стоимости товара.

Тем не менее нельзя не отметить те высокие показатели которые присутствуют сегодня. Рынок антикварных изделий в 2013 вырос году на 18 - 20% и в 2014 году на 20 - 22%. Итого в денежном выражении, по нашим прогнозам, оборот антикварного рынка в 2013 году составил 2 - 2,2 млрд долларов, а в 2014 году - 2,4 - 2,8 млрд долларов.

Если рассматривать данный вопрос не только с экономической точки зрения, но и со стороны искусства, то можно отметить, что благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вносит значительный вклад в международное сотрудничество, во взаимопонимание и взаимообогащение народов и государств.

Либерализация российской экономики сформировала условия, когда государство фактически перестало быть единственным и наиболее влиятельным органом в деле формирования и развития антикварно-художественного рынка России. В советские времена существовала строго регламентированная практика продажи антикварных предметов через специализированные комиссионные магазины. С начала 90-х годов российский антикварно-художественный рынок развивался в сторону создания менее жестких условий для торговли культурными ценностями.

Тем не менее необходимо помнить о том, что антикварный рынок дефицитен по определению. Именно дефицит заставляет коллекционеров идти на всевозможные ухищрения в розыске и приобретении антиквариата. Всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Эти пристрастия изменялись в различные исторические эпохи. Во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Бурдо А. //Отечественный антикварный рынок// Антиквариат..., № 35 (март., 2006 г.), С. 76.

Бородина Т.П. Картины И.Е. Репинаша зарубежных выставках конца XIX - начала XX в. //Вестник Территориального управления Северо-Запада Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей. 2002 г. Выпуск № 4.

Бикбов А. Рынки культуры как рынки вкуса и признания// Неприкосновенный запас № 1 (33) 2004.

Врангель Н.Н. Старые усадьбы. Очерки истории дворянской культуры. СПб., 2000.

Гоголицин Ю. Подделки как эталон спроса// Antiq.info 2006. № 39

Гафифуллин Р. Антиквариат. 1925-1937 // Antiq.info. май 2004.

Кормановская К.А. Антикварные аукционы в Санкт-Петербурге в первой половине XIX в. //Вестник Территориального управления Северо-Запада Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей. 2002 г. Выпуск № 5.

. Кормановская К.А. Зарождение антикварного рынка в Санкт-Петербурге в XVIII в. //Вестник Территориального управления Северо-Запада Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей. 2002 г. Выпуск № 4.

. Лобанов А.А. Записки коллекционера. СПб., 2001.

Лукша П. Экономика культуры - штрихи к науке нового века// Неприкосновенный запас., 2003. № 6 (№ 32)

Н. Назаревская Антикварный рынок в России 18-20вв» M. 2006.

Назаревская Н. Антикварные традиции Druot// Antiq.info. 2005. № 28.

Назаревская Н. Аукцион возвращается на рынок. Итоги антикварного сезона 2003-2004 гг.// Antiq.info/ 2004. № 20

Перцев Д. Атрибуция и экспертиза произведений изобразительного искусства и гипертекстовые системы// Antiq.info. 2001. № 3

Полунина Н.М. Кто есть кто в коллекционировании России. Новый биографический словарь. М., 2003.

Пудалов Б.М. Художественный рынок дореволюционной России и роль Макарьевской ярмарки в обороте культурных ценностей //Художественный рынок в структуре российской экономики. Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 6--9 сентября 2000 г.

Пыляев М. Замечательные чудаки и оригиналы. Смоленск, 2002.

Скатерщиков С. Арт-подсчет// Forbes. 2005. № 11 (20)/

Семенова Н. Жизнь и коллекция Сергея Щукина. М., 2002.

Толмацкий В. Коллекция Павла Деларова: суждения и факты //Антикварное обозрение. 2004. № 3.

Толмацкий В. От «нельзя» до «можно». Вывоз частных коллекций. СПб. 2002.

Щукин П.И. Воспоминания. Из истории меценатства в России. М., ГИМ, 1997.

Интернет-ресурсы

Антиквариат становится самым выгодным фининструментом в России. 20.09.2013, 09:15 <http://www.rg.ru/2013/09/20/antikvariat-anons.html>

Антиквариат. 2014/10/31 15:43:09. <http://www.tadviser.ru/index.php>

Российский антикварный салон. http://www.antiquesalon.ru/ru/arxiv/o_vyistavkax_proshlyix_let.html

Участники отечественного рынка антиквариата обсуждают вопросы его развития и исследования. http://antikvarpiter.ru/antikvaryi-obsudili-ryinok/


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!