Обобщающая комплексная оценка хозяйственной деятельности в таможенных и страховых организациях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обобщающая комплексная оценка хозяйственной деятельности в таможенных и страховых организациях















Курсовая работа

По дисциплине «Экономика, планирование и прогнозирование развития в таможенных и страховых организациях»

По теме «Обобщающая комплексная оценка хозяйственной деятельности в таможенных и страховых организациях»

План

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования обобщающей комплексной оценки хозяйственной деятельности в таможенных и страховых организациях.

1.1 Характеристика комплексной оценки в таможенных и страховых организациях

.2 Диагностика деятельности организации на основе комплексной оценки

Глава 2. Анализ и оценка современной системы комплексной оценки хозяйственной деятельности таможенных и страховых организаций в условиях рынка.

2.1 Анализ и оценка комплексной оценки в таможенных организациях

.2 Анализ и оценка комплексной оценки в страховых организациях

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию комплексной оценки.

.1 Разработка мероприятий по совершенствованию комплексной оценки в таможенных и страховых организациях

.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Список литературы

Введение

Основной задачей проведения комплексного оценки в условиях переходной рыночной экономики является повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Важное место в системе комплексной оценки занимает анализ хозяйственной деятельности, представляющий собой обобщающий вывод о результатах деятельности на основе качественного и количественного анализа хозяйственных процессов, отражаемых системой показателей.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров.

Основная цель работы - произвести комплексную оценку хозяйственной деятельности в таможенных и страховых организациях.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       дать понятие комплексной оценки в таможенных и страховых организациях;

-       рассмотреть методику комплексной оценки деятельности предприятия;

-       исследовать показатели комплексной оценки деятельности организаций;

-       провести диагностику деятельности организации на основе комплексной оценки;

-       произвести анализ и оценку комплексной оценки в таможенных и страховых организациях;

-       предложить мероприятия по совершенствованию комплексной оценки.

Глава 1. Теоретические основы формирования обобщающей комплексной оценки хозяйственной деятельности в таможенных и страховых организациях

.1 Характеристика комплексной оценки в таможенных и страховых организациях

Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой характеристику деятельности организации, полученную в результате изучения совокупности показателей, которые определяют большинство экономических процессов и содержат обобщающие данные о результатах производства.

В системе управления производством важное значение имеет объективная оценка достигнутого уровня хозяйственной деятельности. Трудность получения такой оценки связана с тем, что хозяйственная деятельность и ее результаты охватывают множество различных процессов и не выражаются одним обобщающим показателем. Поэтому приходится измерять и оценивать различные стороны хозяйственной деятельности и затем объединять частные оценки в единую, комплексную.

В литературе высказывается мнение, что обобщающая (комплексная) оценка экономического процесса или всей хозяйственной деятельности может не иметь законченного экономического содержания, быть «иррациональной» и выведенной искусственно как математическое обобщение частных показателей.[6] Несмотря на это, такая оценка - важный инструмент экономической диагностики хозяйственных систем.
Комплексная оценка представляется как инструмент учета, анализа и планирования; индикатор научно-технического состояния хозяйственного объекта в изучаемой совокупности; критерием для проведения сравнительной оценки коммерческой деятельности организаций и их подразделений; показателем эффективности управленческих решений, принятых ранее, и степени их реализации; основой, используемой для выбора возможных вариантов развития производства и показателей ожидаемых в будущем результатов; стимулятором производства.

Среди методов обобщающей (комплексной) оценки можно выделить описательные и расчетные.

Описательные методы оценки используются для качественной характеристики результатов хозяйственной деятельности, трудно измеримых количественно. Основные недостатки описательных методов оценки: неоднозначность выводов, расплывчатость формулировок, несопоставимость при сравнениях. Тем не менее, описательные методы очень важны для стратегических ориентации и широко используются в практике хозяйствования.

Расчетные методы оценки опираются на измеримые показатели деятельности. В основу расчетных методов оценки может быть положен принцип сравнения достигнутого уровня деятельности данной производственной системы с плановым, предшествующим периодом, выявленными общими тенденциями, уровнем других аналогичных систем.

  A =

a11 a12 …. a1n a21 a21 …. a2n …. …. …. ….. am1 am2 ….. amn


Итак, будем считать, что исходные показатели деятельности вычислены (с необходимой корректировкой) и сведены в таблицу, которую нам удобно, трактовать как матрицу А, состоящую из m строк и п столбцов (где m - число оцениваемых предприятий, л - число исходных показателей).

где аij - j-й показатель i-го предприятия.

Будем считать, что все относительные показатели обладают одинаковой направленностью, причем такой, что большие значения показателей аij соответствуют и лучшим результатам деятельности предприятия.

Теперь перед нами будет стоять задача вычисления некоторого обобщенного комплексного показателя Пj, позволяющего определить место каждого предприятия среди других оцениваемых предприятий.

Метод сумм. Значение показателя комплексной оценки для каждого предприятия (Пi) рассчитывается как взвешенная сумма результатов его деятельности по сравниваемым показателям, т.е.

Пi = Pj aij , j=1.2,3,...n, (2)

где Рj - весовой коэффициент для j-го исходного показателя. Чем выше результаты работы предприятия, тем больше значение показателя комплексной оценки.

В современной литературе часто используется понятие предприятия-эталона, с которым сопоставляются все объекты анализа. Некоторые авторы предлагают использовать в качестве такого эталона абстрактное предприятие, у которого все показатели имеют наилучшее значение среди данной совокупности. Практически такой условный эталон строится на основе матрицы А как строка, элементы которой определяются по формуле

a0j = max (aij), i = 1,2,3,…,m, j = 1,2,3,…,n. (3)

Если мы проранжируем каждый столбец матрицы А на ее максимальный элемент, т.е. на показатель предприятия-эталона, и используем полученную нормативную матрицу А' в качестве исходной для расчета, то получим комплексные показатели

Пi = Pj a’ij , где a’ij = a’ij/ a0j (4)

которые, разумеется, не могут быть больше, чем показатели эталона. Хотя коэффициенты П'j будут близки к определенным выше коэффициентам Пj, распределение мест среди предприятий может несколько измениться, особенно это относится к предприятиям с близкими значениями комплексных показателей.

Основной недостаток метода сумм - уравнивание частных оценок <#"826893.files/image001.gif">(5)

где bij - место i-го предприятия по j-му показателю.

. Для каждого предприятия рассчитывается значение показателя комплексной оценки по формуле

Пi = Pj bij , i=1.2,3,...n, (6)

где Pj ≥ 1 - весовой коэффициент j-го исходного показателя.

Располагая значение показателя Пi в порядке возрастания, можно определить место предприятия среди других в данной совокупности. Первое место занимает предприятие, у которого значение показателя Пi минимальное.

К недостаткам этого простого и наглядного метода относится то, что учитываются только места (баллы) по каждому j-му показателю, величина отставания от предыдущего места (или от первого места) может существенно различаться и искажать оценку.[11]

Метод расстояний. В этом методе каждое предприятие рассматривается как точка в п-мерном пространстве: координаты точки - величины исходных относительных показателей, по которым осуществляется сравнение. Тогда расстояние от точки, обозначающей данное предприятие, до точки-эталона будет характеризовать место предприятия в данной совокупности и может приниматься за величину показателя комплексной оценки.

Если в качестве предприятия-эталона выбрано такое, у которого все показатели имеют наилучшие значения среди данной совокупности, то для расчета показателей комплексной оценки необходимо использовать нормированную матрицу A':

(7)

где a'ij (j = 1,2,3,..., n) - элементы матрицы А', определяемые через элементы aij исходной матрицы A как a'ij = a'ij /а0j; (8)

Рj ≤ 1 - весовой коэффициент для j-го исходного данного:

а0j = max (aij ). (9)

Таким образом, метод расстояний обладает рядом неоспоримых преимуществ. Метод достаточно наглядный и позволяет осуществить достаточно гибкий подход к оценке деятельности разных предприятий. Кроме того, согласно данному методу исходные данные рассматриваются как независимые, перекрывающиеся, недублирующиеся и отождествляются с независимыми координатами п-мерного пространства.[11]

В последние годы на рынке России возрастает потребность в объективной независимой оценке страховых компаний и таможенных организаций. Повышение конкуренции, ужесточение инвестиционного климата и государственного регулирования приводит к реорганизации и реструктуризации многих страховых компаний, их ликвидации и слиянию.

Экспертами учитываются объективная ситуация на рынке страховых услуг и фактические причины оценки, влияющие на величину стоимости компании, различные обстоятельства и факторы экономической ситуации в стране.

Независимая оценка страховой компании производится:

-       При обязательной осведомленности всех руководителей компании о условиях оценочных услуг и предмете оценки

-       После предварительного соглашения сторон о графике, расписании и стоимости оценочных процедур, основных целях и результатах оценки.

В настоящее время оценка стоимость страховой компании является важным показателем обоснованности стратегии финансового управления бизнесом и капиталом организации. Объективные оценочные мероприятия выявляют факторы, снижающие или повышающие стоимость акций компании, влияющие на результаты ее деятельности. Поэтому руководители, мыслящие долгосрочными перспективами и эффективно управляющие денежными потоками финансовой структуры, на определенном этапе прибегают к услуге квалифицированных экспертов-оценщиков из специально аккредитованных консалтинговых организаций.

В современных экономических условиях оценка страховой компании проводится с использованием всех трех оценочных подходов.

Сегодня для профессиональной оценки стоимости страховой компании сравнительный подход используется в ограниченном количестве в связи с недоступностью объективной информации об условиях сделок купли и реализации страховых структур, долей в них или принадлежащих им акций. Дело в том, что на открытых торгах ценных бумаг акции страховых компаний открытого типа пока еще не котируются в широком масштабе. А информация о купле-продаже части или всей страховой компании, как правило, не разглашается и относится к конфиденциальным документам. Поэтому реальная независимая оценка страховой компании в основном проводится с использованием доходного и затратного методов.

Использование затратного подхода при оценке страховой компании. Согласно концепции оценки страховой компании затратным подходом, для расчета стоимости фирмы необходимо первоначально оценить каждый актив в отдельности, и вычесть из полученной суммы величину обязательств организации. Оценка страховой компании по статье «Материальные активы» проходит без каких-либо затруднений и проблем. Обычно в эту категорию входит недвижимость, принадлежащая компании, а также транспортные средства, оргтехника, мебель и другие активы этой группы. Однако основные средства страховых компаний - это финансовые вложения и инвестиции из страховых резервов.

Вся сложность оценки страховых компаний в расчете стоимости неосязаемых активов: клиентской базы, человеческого капитала, бренда и т.д. Бухгалтерский учет таких инвестиционных вложений проводится как оборот операционных расходов, которые не увеличивают активы страховой фирмы. Профессиональные эксперты-оценщики компании «Активные Бизнес Консультации» при определении стоимости нематериальных активов страховой организации используют собственные, авторские наработки и технологии, которые позволяют идентифицировать данные активы в денежном эквиваленте. После идентификации, активы дополнительно учитываются с помощью доходного подхода.

Главная специфика учета в страховых фирмах в том, что основная часть их доходов направляется на перестрахование или отчисление в страховые резервы, что значительно уменьшает чистую прибыль компании и делает доходность не столь важной категорией. По этой причине в качестве основной части денежного потока использование чистой прибыли страховой фирмы может привести неоправданному снижению ее рыночной стоимости. В связи с этим, традиционно используемые методики и модели определения денежных потоков оценщиками компании «Активные Бизнес Консультации» модифицируются с учетом особенностей и многочисленных нюансов бухгалтерского учета в страховом бизнесе.

Перечень основных документов для проведения оценки страховой компании. После определения методологии оценки для каждой страховой компании оценщики составляют список необходимых документов и информационных источников. Перечень документов разрабатывается в индивидуальном порядке. Как правило, к нему относятся:

-       Копии официальных учредительных документов (Учредительного договора, Устава, Свидетельства о регистрации)

-       Сведения обо всех отделениях и филиалах компании

-       Копии отчетов о ценных бумагах и эмиссии

-       Копия лицензии на ведение страховой деятельности

-       Копии документов на право владения недвижимостью и список основных средств

-       Бухгалтерская отчетность за 3 - 5 лет

-       Аудиторские заключения

-       Информация о дочерних компаниях.

Таможня является специальным государственным образованием, основным элементом системы таможенных органов, который контролирует перевозку продукции, услуг и физических лиц через границу государства, а также взимает пошлины и сборы с этих товаров в соответствии с установленными законодательством тарифами. В связи с этим оценка для таможенного оформления является одной из обязательных процедур экспорта или импорта продукции.

Оценка для таможенного контроля обладает целым рядом особенностей. Целью является подтверждение таможенной стоимости для уплаты пошлин. Основой является возможность у сотрудника таможни появления подозрения, что цена товаров, экспортируемых или ввозимых на территорию Российской Федерации, на самом деле выше или ниже (в зависимости от направления движения продукции: на экспорт или импорт, соответственно), чем по документам.

Говоря о практике определения таможенной стоимости, необходимо отметить, что доля оборудования в общем количестве ввозимых в Россию товаров, очень велика. Обычный режим ввоза - это оценка для подтверждения таможенной стоимости товара, уплата таможенной пошлины и НДС при пересечении таможенной границы. Конечно, существуют и свои исключения из правил.

Во-первых, от уплаты таможенной пошлины освобождается оборудование, которое ввозится иностранными гражданами в качестве вклада в уставной капитал российской компании. Основными условиями получения подобной льготы являются:

-    Ввоз оборудования во временных пределах, отведенных учредительными документами для формирования уставного фонда;

-       Оборудование не может быть повторно реализовано, и должно классифицироваться только как основные средства компании.

Однако, несмотря на то, что таможенная пошлина не облагается, оценка для подтверждения таможенной стоимости товара остается необходимой.

Во-вторых, от уплаты таможенной пошлины также освобождается оборудование, которое ввозится в Российскую Федерацию, как безвозмездная помощь российским юридическим лицам от иностранных благотворительных или некоммерческих организаций. Для получения льготы требуется специальное удостоверение, которое подтверждает, что оборудование ввозится в качестве безвозмездной помощи.

В-третьих, от уплаты НДС освобождается медицинское оборудование, которое содержится в специальном перечне. Условием получения льготы является подтверждение классификации оборудования, как медицинского, и присвоение специальных кодов Общероссийским классификатором продукции.

Оценка для таможни может быть выполнена следующими общепринятыми методологиями:

1.      Метод оценки для определения таможенной стоимости исходя из цены сделки с ввозимыми товарами. Это один из основных методов оценки для таможенных органов, указанный в Законе РФ «О таможенном тарифе». Его сутью является определение таможенной стоимости, как цены сделки, фактически уплаченной или еще подлежащей уплате за ввозимый товар на момент пересечения границы. На практике это значит, что метод оценки для таможенного оформления исходя из цены сделки с ввозимыми товарами является приоритетным, преимущественным для определения таможенной стоимости. Он не берется <http://military.ru/> во внимание только тогда, когда цена сделки не может быть определена или вовсе отсутствует, из-за чего не может быть использована для оценки;

.        Метод оценки для подтверждения таможенной стоимости товара исходя из цен сделки с идентичными товарами. В таможенной практике случаи, когда невозможно использовать основной метод определения таможенной стоимости («Метод оценки для определения таможенной стоимости исходя из цены сделки с ввозимыми товарами»), происходят достаточно часто. В такой ситуации используется альтернативная база оценки, которой и служит метод оценки для таможни по цене сделки с идентичными товарами, согласно статье 20 Закона РФ «О таможенном тарифе». Суть метода оценки для таможенного контроля исходя из цен сделки с идентичными товарами заключается в определении стоимости исходя из базы стоимости сделок с идентичными ввозимыми или вывозимыми товарами, таможенная стоимость которых ранее была определена по основному методу;

.        Метод оценки для подтверждения таможенной стоимости по цене сделок с однородными товарами. Используется тогда, когда первый и второй методы не могут быть использованы по тем или иным причинам. Сутью метода оценки для таможни по цене сделок с однородными товарами является использование в качестве основы для расчета сделок с однородными ввозимым или вывозимым товарами. То есть, таможенная стоимость устанавливается исходя из стоимости аналогичных товаров по другой сделке. Обязательным условием использования метода является рассмотрение только тех сделок, таможенная стоимость в которых была определена по основному методу. Если какие-либо характеристики по товарам различаются, то цена сделки с однородными товарами подвергается корректировке для компенсации различий и приведения сравниваемых условий в соответствующий вид;

.        Метод оценки для таможенных органов на основе вычитания стоимости. Используется данный метод только в том случае, если оцениваемые, идентичные или аналогичные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения первоначального состояния. Суть данного метода заключается в использовании в качестве основы для установления таможенной стоимости цены единицы продукции, по которой все идентичные, однородные или оцениваемые товары будут продаваться наибольшей партией на внутреннем рынке, но не позднее 90 с даты ввоза. В основе метода оценки для таможенных органов на базе вычитания стоимости лежит выбор цены, по которой будут реализовываться товары в России;

5.   Метод оценки для подтверждения таможенной стоимости товара на основе сложения стоимости. Если определить таможенную стоимость вышеперечисленными способами невозможно, то следующей альтернативной базой для её установления является стоимость товара, которая получается расчетным путем на основе метода сложения. Так, здесь рассматриваются затраты на изготовление ввезенных товаров, на основе которых рассчитывается их итоговая стоимость;

6.   Резервный метод оценки для таможенных органов. Бывают случаи, когда ни один из опубликованных методов не позволяют точно оценить таможенную стоимость в соответствии с установленными требованиями. В наиболее общем виде это такие ситуации, как:

-    Бартерная сделка, по которой нельзя использовать основной метод;

-       Импорт товара осуществляется на временной основе;

-       Товары реимпортируются после ремонта, модификации;

-       Идентичные или однородные товары не ввозятся на территорию Российской Федерации;

-       Изготовитель неизвестен, и не может предоставить данные об издержках выпуска продукции.

В таких случаях используется резервный метод оценки для таможенного контроля. Устанавливается он с помощью способов и методов, закрепленных в международной практике - то есть, личного опыта доверенных государствами оценщиков.

1.2 Диагностика деятельности организации на основе комплексной оценки

В условиях рынка состояние экономики во многом зависит от прибыльности каждого хозяйствующего субъекта, определяющим фактором экономического роста которых является их финансово-экономическая стабильность. Финансово-экономическая стабильность организации предполагает превышение доходов над расходами, рациональную структуру финансирования активов, объем продаж не имеющий отрицательной динамики, оптимальность совокупного риска и соответствие стратегии и стадии жизненного цикла организации.

Обеспечение экономической стабильности требует решения многих задач, среди которых существенное значение имеет экономическая диагностика и оценка деятельности организации - как инструмент выявления возможных перспектив ее развития.

Диагностика представляет собой углублённую оценку экономического состояния организации, проводится <http://220-volt.ru/> в целях повышения эффективности ее функционирования в условиях свободной конкуренции, свободного нерегулируемого рынка и выявления проблем развития и перспективных путей их решения. Как итог диагностики на основе оценки состояния хозяйства и его эффективности делаются выводы, необходимые для принятия неотложных важных решений, например о целевом кредитовании, о покупке или продаже организации, о ее закрытии и тому подобное.

Экономическая диагностика дает оценку достоверности текущего финансового учета и отчетности. Используя результаты оперативного и последующего анализа, экономическая диагностика служит для обоснования решений по регулированию производства, а также дает информацию для планирования.

Диагностика имеет комплексный характер, направлена на выявление отклонений от норм, обобщение полученных результатов в виде диагноза, ориентирована на разработку мер по устранению отклонений.

Выделяют следующие виды диагностики:

-       экспресс-диагностика;

-       диагностика банкротства;

-       комплексная диагностика экономического состояния.

Экспресс-диагностика - эффективный способ анализа текущего положения организации. Ее цель - выделить наиболее сложные проблемы управления организацией в целом и ее финансовыми ресурсами в частности. Данные этого анализа являются предварительными, а выводы носят вероятностный характер.

Экспресс-диагностика включает следующий ряд наиболее обобщенных этапов: сбор информации и оценка ее достоверности на основании анализа учетной политики организации; перевод типовых форм бухгалтерской отчетности в аналитическую форму; анализ структуры отчетов; расчеты и группировки показателей по основным направлениям анализа; анализ и изменение групп показателей за исследуемый период; выявление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов.

Процесс экспресс-диагностики включает:

анализ финансовой устойчивости и платежеспособности (показатели обеспеченности основных источников формирования запасов и затрат; коэффициент платежеспособности; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент финансовой независимости; коэффициент автономии и т.д.);

анализ деловой активности (прибыль от продажи продукции; налогооблагаемая и чистая прибыль; рентабельность производства и продаж; рентабельность собственного и заемного капитала; коэффициент оборачиваемости капитала и имущества организации; продолжительность одного оборота и т.д.)

Результаты экспресс-диагностики имеют наглядную экономическую интерпретацию и приносят большую пользу в качестве ориентиров для финансового планирования деятельности организации.

Для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов, основанных на применении: трендового анализа обширной системы критериев и признаков; ограниченного круга показателей; интегральных показателей; рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости организаций и др.; факторных регрессионных и дискриминантных моделей.

Признаки банкротства свидетельствуют о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем. Это такие признаки как снижение производственного потенциала, наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности и др. Организации следует обратить внимание на эти признаки, а также на показатели, неблагоприятные значения которых сигнализируют о возможности ее ухудшения. Наиболее надежным признаком скорого банкротства организации является снижение отношения собственных оборотных средств к сумме активов (коэффициент автономии).

Комплексная бизнес-диагностика призвана выявить проблемы организации, ее слабые и сильные стороны, место организации на рынке и среди конкурентов, дать количественную и качественную оценку ее состояния как целостного организма по отношению к внешнему бизнес - окружению и в то же время сложной системы, включающей организационную, производственную, финансовую, управленческую структуры во всех их взаимосвязях.

Комплексная диагностика включает: ситуационный анализ; организационно-управленческий анализ; финансово-экономический анализ; производственно-хозяйственный анализ; анализ кадрового потенциала; оценку бизнеса и предприятия.

Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, определяют весь ход дальнейшей диагностики - цели, направления, порядок, глубину исследований, сроки, стоимость работ, состав исполнителей. Результаты ситуационного анализа являются основными исходными данными для разработки стратегии развития организации.

В результате организационно - управленческого анализа устанавливается существующая система реализации бизнес-процессов и управления ими, информационно-технологическая модель функционирования организации. Анализ определяет проблемные и узкие места организации, ее организационно-управленческий потенциал, формирует цели и подходы организационной реструктуризации.

Финансово - экономический анализ позволяет оценить результаты и эффективность деятельности организации, выявить направления и ограничения финансового развития и реструктуризации ее финансовой политики.

Производственно-хозяйственный анализ ориентирован на совершенствование конечных результатов деятельности организации. Цель производственно-хозяйственного анализа - оценить эффективность основной производственной деятельности организации и уровень эффективности применения организацией производственных ресурсов для производства и продажи продукции.

Анализ кадрового потенциала ориентирован на выявление резервов коллектива, структуры индивидуально-психологических и социальных качеств персонала <http://job.ru/>, управленческих факторов.

Цель последнего этапа диагностики - оценка бизнеса и предприятия включает оценку бизнеса и предприятия в целом, анализ целесообразности существования и перспектив развития предприятия и сложившегося бизнеса в рыночном экономическом пространстве.

Комплексный характер экономической диагностики заключается в том, чтобы проследить динамику исследуемых процессов во взаимосвязи, исследовать прямые и обратные связи между процессами. Диагностические методы призваны отражать причинно-следственные связи и зависимости.

С помощью комплексной экономической диагностики есть возможность обнаружить и понять проблемы хозяйствующего субъекта, его слабые и сильные стороны, место на рынке, дать количественную и качественную оценку состояния субъекта.

Различают несколько методических подходов к проведению диагностики хозяйственной деятельности предприятия, основанных на структурировании, выявлении главного звена, установлении причинно-следственных связей и взаимозависимостей, обобщении (синтезе) полученных результатов. Методика проведения анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает совокупность конкретных методов (приемов), способов выполнения технико-экономического анализа. Основные методы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражены в табл. 1.

В работе важно рассмотреть группу отдельных методов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия подробнее с целью применения их впоследствии при практическом анализе предприятия по разработке газоконденсатных месторождений. В части традиционных методов экономического анализа важнейшими способами обработки экономической информации, применяемыми при анализе экономики, являются:

-       сводка и группировка,

-       абсолютные и относительные величины;

-       средние величины;

-       ряды динамики;

-       индексы;

-       элиминирование и др.

Сводка и группировка - важные элементы экономического анализа. Путем сводки можно подвести общий результат действия различных факторов на выпуск продукции, снижение себестоимости, повышение рентабельности и т.д. Группировкой называют выделение среди изучаемых явлений характерных групп и подгрупп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные обычно оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет собой форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.[1]

С помощью абсолютных величин характеризуются размеры (уровни, объемы) экономических явлений и показателей. Относительные величины используются для характеристики степени выполнения планов, измерения темпов (относительной скорости) развития производства и т.д. Величина, полученная в результате сопоставления двух однородных показателей, один

из которых принимается за единицу, называется коэффициентом. Особой формой относительных величин являются проценты, при которых базисная величина принимается не за 1, а за 100. Относительные величины иногда выражаются в промилле, когда базисная величина принимается за 1000. В каждом отдельном случае надо выбрать такую форму относительной величины, которая выразила бы интересующее нас соотношение с наибольшей наглядностью.

Для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений пользуются средними величинами, способы расчета которых различны. Средняя величина выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты. Степень колеблемости признака необходимо изучать, чтобы получить более полное представление об изучаемом объекте. Некоторое представление о степени колеблемости дает вариационный ряд, в котором отражаются все уровни с указанием, насколько часто встречается каждый уровень.

Рядом динамики называется ряд данных, характеризующих изменение явления, показателей во времени. Темп роста дает характеристику степени изменения уровня продажи продукции от одного года к другому. Для получения общей характеристики темпа изменения уровня продукции за весь период исчисляют средний темп. Характеристикой среднего темпа служит средняя геометрическая из темпов. Для расчета среднего темпа роста и прироста динамического ряда применяется логарифмирование.

Индексы - относительные показатели сравнения таких явлений, которые состоят из элементов, непосредственно не поддающихся суммированию. С помощью индексов можно рассчитать изменение отдельно - количества продуктов и отдельно цен на продукцию.[1]

Таким образом, экономическая диагностика выступает базой для обоснования управленческих решений в рамках коммерческой, инновационной, инвестиционной, производственной, финансовой и других видов деятельности хозяйствующих субъектов. На базе результатов экономической диагностики разрабатываются рекомендации по усовершенствованию хозяйственного механизма организации, стабилизации и улучшению ее финансового состояния.

Таблица 1.

Основные методы диагностики хозяйственной деятельности организации.

Название методов

Содержание методов

Неформализованные методы

Логическое, субъективное исследование

Экспертный

Оценка ситуации высококлассными специалистами

Морфологический

Систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вари- антов и выбор сначала приемлемых, а за- тем наиболее эффективных вариантов

Рейтинговый

Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей

Фактографический

Анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т. п.

Мониторинг

Детальный, систематический анализ изменений

Логическое моделирование

Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц

Фундаментальный

Изучение основных тенденций и определение основных направлений динамик

Технический

Отражение желаемых сглаженных ожиданий

Формализованные методы

Строгие формализованные аналитические зависимости

Факторный

Выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов

Конъюнктурный

Установление текущего состояния с позиции соотношения спроса и предложения

Математический

Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование

Статистический

Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяционный, ковариационный анализ; методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики

Методы исследования операций и принятия решений

Использование теорий графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование

Эконометрические

Матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой баланс

Экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование

Дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная имитация; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование



Глава 2. Анализ и оценка современной системы комплексной оценки хозяйственной деятельности таможенных и страховых организаций в условиях рынка

.1 Анализ и оценка комплексной оценки в таможенных организациях

Таможенные органы, выполняя функции государства, должны обеспечивать качество результатов своей деятельности, которые с одной стороны направлены на защиту интересов участников ВЭД, а с другой стороны обеспечивают интересы государства.

В классическом понимании эффективность - это отношение результатов к затратам. Под эффективностью в таможенном деле понимается выраженный в стоимостной форме результат каких-либо действий (таможенных мероприятий), успешность движения к достижению поставленной цели.

На сегодняшний день эффективность таможенного дела является одним из наименее изученных экономических явлений. Как отмечает Белозерова С.В. в своей работе «Проблемы определения эффективности таможенного дела» это обусловлено отсутствием однозначных подходов к критериям эффективности таможенного дела. По ее мнению, таможня является связующим звеном между государством и участниками ВЭД. И если оценивать эффективность таможенного дела с позиций участников ВЭД, то следует обратить внимание на такой показатель, как скорость выпуска одной ДТ. При определении эффективности с позиций государства имеются свои особенности. Здесь необходимо рассматривать эффективность каждого направления деятельности таможенного органа.

На протяжении нескольких лет менялись подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов (таблица 2).

Таблица 2.

Подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов.

Наименование подхода

Расчет

Преимущества

Недостатки

1. Сравнение планового задания с фактическим выполнением

Факт отчетного периода/плановое задание (на отчетный период)

Простота в применении

Применяется если между результатами и плановыми показателями существует прямая зависимость

2. Фондоотдача

Количество оформленных документов (или вес товаров)/среднегодовая стоимость основных средств

Повышение уровня использования основных фондов позволяет увеличить размеры выпуска производства

Нельзя в полном объеме оценить степень использования основных фондов

3. Бюджетирование

Полученный бюджетом результат/расходы, обеспечивающие его получение

Контроль за расходованием выделяемых бюджетных средств

Сложность процесса бюджетирования

Сравнительная оценка деятельности нескольких таможенных органов

Позволяет объективно производить оценку деятельности всех звеньев структуры таможенных органов

Так как финансовое состояние предприятия меняется, то к моменту публикаций рейтинга информация устаревает

5. Контрольные показатели эффективности деятельности таможенного органа (КПЭД)

Оценка деятельности таможенных органов производится ежеквартально по критерия эффективности, ориентированным на конечный результат

КПЭД является индикаторами выполнения задач, возложенных на таможенные органы

Перенасыщенность дублирующими и излишними показателями; Не учитывается степень участия в выполнении КПЭД каждого подразделения таможенного органа

6. Аналитические показатели эффективности деятельности таможенного органа (АПЭД)

Каждый аналитический показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны

Анализируются конкретные результаты мероприятий

Нельзя комплексно оценивать результаты деятельности

комплексный оценка таможенный страховой

Одним из первых подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов, который применялся в 90-е годы, был подход, основанный на сравнении фактического выполнения с плановым заданием. Этот подход был утвержден приказом ГТК РФ от 09.01.1998 №8 «Об утверждении методики проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации». Согласно этому приказу, цель проведения анализа деятельности таможенных органов - сравнительная оценка работы таможни по основным ее функциям. Но задача такого анализа состоит не в распределении мест между таможенными органами по итогам деятельности и выявлении «лидеров» по тем или иным составляющим, а в сравнении эффективности их деятельности. Именно с этой целью применяется метод сравнения факта с планом, с показателем деятельности за предшествующий период.

Можно выделить, как минимум, шесть агрегированных элементов оценки эффективности таможенных органов:

-       эффективность таможенной политики;

-       эффективность таможенного администрирования;

-       эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;

-       эффективность использования информационных таможенных ресурсов;

-       эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;

-       эффективность человеческого фактора таможни.

Таким образом, в оценке эффективности деятельности таможенных органов применялся подход, основанный на сопоставлении результатов и затрат. Но у этого подхода есть существенный недостаток. Его можно применить только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. Сегодня такой подход применяется для оценки эффективности контроля за полнотой перечисления таможенных и иных платежей в федеральный бюджет.

По аналогии с коммерческими предприятиями и организациями таможенные органы использовали традиционный показатель эффективности, в частности показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение количества оформленных условных документов (или вес товаров) к среднегодовой стоимости основных фондов.

Фондоотдача ведет к росту эффективности производства, характеризует уровень эффективности использования производственных основных фондов. Этот метод используется при экономическом анализе, а также при обосновании планов. Но так как величина фондоотдачи находится в прямой зависимости от уровня производительности труда, то нельзя в полном объеме оценить степень использования основных фондов.

Так как таможенные органы полностью финансируются из федерального бюджета, то для оценки эффективности их деятельности использовался расчет эффективности использования бюджетных средств.

В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» бюджетополучатели в рамках осуществления своей деятельности должны максимально эффективно расходовать бюджетные средства. С этого времени перед контрольными органами поставлена задача выявлять в ходе проверки не только нецелевое использование бюджетных средств, нарушение бюджетного законодательства, но и производить оценку эффективности использования бюджетных средств.

Под эффективностью расходования бюджетных средств следует понимать достижение поставленных целей и задач в рамках реализации государственных программ, путем соотношения полученного бюджетом результата и расходов, обеспечивающих его выполнение. Преимущество данного подхода заключается в том, что контроль за расходованием выделяемых бюджетных средств позволяет предвидеть результат управленческой деятельности.

Правильно сформированный бюджет не только содействует повышению эффективности деятельности, обеспечивая регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но помогает эффективно управлять затратами, осуществлять контроль эффективной работы подразделений таможенного органа и их руководителей.

Следующим подходом, к оценке эффективности деятельности таможенных органов является метод рейтинговых оценок.

Рейтинг - это метод сравнительной оценки деятельности нескольких организаций. В основе рейтинга лежит определенная характеристика по определенным признакам, позволяющая выстраивать организации в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данного признака.

Метод рейтинговых оценок позволяет объективно производить оценку деятельности всех звеньев структуры таможенного органа, выявлять имеющиеся в работе пробелы, находить пути их устранения. Руководители таможенного органа, сравнивая итоги деятельности с другими таможенными органами, выявляют недостатки в работе и находят эффективные пути их уст ранения. Рейтинговые баллы рассчитываются по всем направлениям деятельности таможенного органа.

Но метод рейтинговых оценок имеет один недостаток. Обычно рейтинг рассчитывается на конец квартала, а итоги рейтинга публикуются через 2-4 месяца после составления анализа. Такое отставание по времени является существенным недостатком рейтинга, т.е. к моменту публикации рейтинга состояние предприятия уже может измениться и представленная информация устаревает.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 №2225-р была утверждена Концепция развития таможенных органов, которая определяет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов. Целью Концепции является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации. Этой Концепцией были определены показатели, по которым должна оцениваться эффективность деятельности таможенных органов: уровень контроля соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности; затраты времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля; правоохранительная деятельность.

Согласно Концепции оценка деятельности таможенных органов Российской Федерации должна производиться ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат. Так в 2005 году была внедрена система анализа эффективности деятельности таможенных органов по контрольным показателям (КПЭД).

В течение 2005 года была опробована система установления и отслеживания контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. Основным итогом внедрения такого подхода стала возможность постоянно отслеживать результаты деятельности таможни по контрольным показателям, что привело к безусловному выполнению, а в ряде случаев - к перевыполнению установленных контрольных показателей. Это дает возможность повышать качество деятельности таможенного органа в целом. Также развитие данной системы контрольных показателей эффективности деятельности позволило более точно устанавливать критерии оценки каждого таможенного органа с учетом его специфики.

Контрольные показатели эффективности деятельности таможенного органа являются индикаторами выполнения задач, они отражают состояние той или иной линии работы в целом, но не учитывают степень участия в его выполнении каждого подразделения. Исполнение же того или иного показателя является результатом работы нескольких подразделений, а по существующей методике ответственность за его выполнение возлагается только на одно из них. Например, за выполнение показателей группы 11 (показатели, отражающие законность решений, принимаемых таможенными органами) несет ответственность правовой отдел таможни. При этом иск к таможне или жалоба зачастую является результатом ошибок других подразделений [6]. Ещё одним существенным недостатком КПЭД является перенасыщенность дублирующими и излишними показателями, несбалансированность комплекса показателей. Поэтому, сегодня необходима постоянная актуализация и оптимизация системы контрольных показателей.

В целях оценки эффективности деятельности таможни приказом ФТС России №625 от 29 марта 2010 года «О контрольных и аналитических показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2010 год»[17] был утвержден перечень аналитических показателей эффективности деятельности (АПЭД). Система аналитических показателей - это множество показателей, где каждый показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности.

Некоторые контрольные показатели эффективности деятельности переходят в систему аналитических показателей. Так, например, контрольный показатель №2 «Сокращение расхождений между количественными показателями импорта в Россию из Китая и показателями экспорта из Китая в Россию товаров дефицита» в 2010 году согласно приказу ФТС №625 перешел в систему аналитических показателей. Такой переход необходим для того, чтобы более глубоко исследовать результат каких-либо мероприятий.

Главное отличие КПЭД от АПЭД состоит в том, что контрольные показатели используются для контроля совершаемых действий, а аналитические показатели - для более конкретного исследования результатов этих действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении нескольких лет менялись подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов. Сегодня результаты деятельности таможни оцениваются по системе установленных контрольных и аналитических показателей. Преимущество использования такой системы оценки деятельности таможни дает возможность глубоко исследовать результат каких-либо таможенных мероприятий, постоянно отслеживать результаты деятельности таможни. Это дает возможность повышать качество деятельности таможенных органов в целом.

2.2 Анализ и оценка комплексной оценки в страховых организациях

Как и для организаций других отраслей экономики (промышленность <http://220-volt.ru/>, торговля, банковский бизнес, сфера услуг), анализ хозяйственной деятельности играет большую роль в управлении бизнесом в страховании. По степени детализации можно выделить два основных вида проводимого анализа хозяйственной деятельности страховой организации:

-       финансовый анализ (на основе форм сводной финансовой отчетности за прошедший период - баланса на начало и конец периода и отчета о прибылях и убытках). Финансовый анализ может проводиться как самой компанией, так и внешними пользователями информации (например, крупными клиентами, конкурентами и т.д.), так как этот вид анализа основывается на данных публичной (открытой) отчетности;

-       управленческий анализ (на основе форм сводной финансовой отчетности и оперативных (внутренних) данных компании). Данный вид анализа проводится <http://220-volt.ru/> сугубо для внутренних целей компании, так как он основывается на использовании в том числе коммерческой (закрытой) информации.

В табл. 3 представлены основные варианты финансового и управленческого анализа хозяйственной деятельности страховой организации, проводимые как менеджментом самой компании, так и внешними пользователями информации.

Таблица 3.

Основные варианты АХД страховой компании.

Варианты АХД

Цель АХД

Пользователи информации (субъекты АХД)

Финансовый анализ

1. Анализ финансового состояния компании и динамики конечных финансовых результатов

Расчет общих показателей финансовых результатов (объем страховых сборов, чистая прибыль, уровень убыточности) и финансовой устойчивости (ликвидность, структура источников финансирования) и сравнение с нормативными (или средними по отрасли), общая оценка состояния и тенденций развития компании

Акционеры (в крупных компаниях), специализированные консультационные агентства (для составления рейтингов, конъюнктурных исследований рынка и пр.)

Анализ абсолютной и относительной величины страхового покрытия (резервов)

Определение уровня финансовой устойчивости компании (абсолютного и в сравнении с другими страховщиками) на предмет принятия решения о заключении страхового договора и его условиях

Страхователи (существующие и потенциальные)

Экспресс-оценка стоимости бизнеса

Определение приблизительной стоимости бизнеса компании

Потенциальные покупатели (для небольших страховых компаний) и существующие собственники в процессе выработки условий купли-продажи

Управленческий анализ

Комплексный управленческий анализ для нужд текущего и стратегического планирования

Выработка и корректировка текущей и стратегической управленческой политики компании

Менеджмент компании (высшее и среднее руководство)

Полномасштабная оценка стоимости бизнеса

Получение достоверной оценки стоимости бизнеса компании

Стратегические инвесторы, потенциальные покупатели (при слияниях и поглощениях крупных компаний), кредиторы (при банкротстве компании)


Анализ хозяйственной деятельности страховой организации помогает выработать стратегию и тактику развития предприятия, обосновать намеченные планы и управленческие решения, осуществить контроль за выполнением этих решений, выявить резервы повышения эффективности производства, оценить результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Надежность страховщиков - первая по важности причина негативного отношения к ним населения. Однако обеспечить надежную работу страховых организаций не возможно без анализа финансово-хозяйственного состояния, определения динамики его изменений, выявления воздействующих факторов, таких как:

-       достаточность страховых резервов по отношению к принятым обязательствам по договорам страхования; в противном случае возможны убытки и потеря платежеспособности;

-       ликвидность собственных средств (добавочного капитала), размещенных преимущественно в объектах недвижимости, и достаточный уставный капитал, как условие соблюдение требований к платежеспособности;

-       сбалансированность страхового портфеля, сочетающего повышенные риски с современными страховыми продуктами.

Методика проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя определение цели, задач, принципов, объекта, предмета, показателей и методов исследования. В общем смысле методика анализа страховой деятельности представляет собой совокупность показателей и методов их оценки. К задачам финансового анализа деятельности страховщика относятся:

-       идентификация финансового состояния страховщика;

-       выявление рентабельности и оценка показателей финансовой устойчивости;

-       изучение эффективности использования экономического потенциала и влияния страховых, инвестиционных операций на финансовый результат;

-       установление положения страховщика на страховом рынке и количественное измерение его финансовой конкурентоспособности;

-       оценка степени выполнения плановых финансовых мероприятий и анализ их отклонений;

-       оценка мер, разработанных для ликвидации выявленных недостатков, повышения отдачи финансовых ресурсов и т.д.

Анализ финансово-хозяйственной деятельност страховых организаций должен строиться по следующим принципам:

-       оперативность - незамедлительное использование полученных аналитических данных и выводов для улучшения финансовой деятельности;

-       конкретность - всестороннее изучение отчетных данных о финансовой и хозяйственной деятельности компании;

-       систематичность: финансовый анализ должен проводиться не от случая к случаю, а постоянно, т.е. систематически по определенному плану и формам;

-       объективность, что обеспечивается подбором необходимого аналитического материала, его сопоставимостью, критическим и беспристрастным его изучением.

Специфика страховой деятельности во многом опровергает общепринятые постулаты финансового менеджмента предприятий и накладывает особый отпечаток на методику финансового анализа страховых организаций. Специфику страховой деятельности можно свести к трем составляющим:

-       отсутствие в страховой организации промышленного <http://220-volt.ru/> цикла, как такового;

-       инверсия эксплуатационного цикла страховщика, где в начале производится оплата страховой услуги, а затем ее оказание и не всем страхователям;

-       особенности формирования финансового потенциала, где привлеченная часть капитала в виде страховых премий (страховых резервов) значительно преобладает над собственным капиталом страховщика.

Кроме того термины и показатели, используемые в страховом деле уникальны, что также выделяет финансовый анализ страховой организации в особую предметную область финансового анализа.

На основании изученного можно сделать вывод, что страховое дело представляет собой сферу деятельности страховой организации по проведению страховых, инвестиционных и финансовых операций со спецификой, присущей страхованию как системе экономических отношений, связанных с защитой интересов граждан, предприятий, государства при наступлении определенных событий (страховых случаев). Таким образом, функционирование страховой организации предполагает три вида рисков, оказывающих влияние на ее финансовое положение: страховой, инвестиционный и финансовый. Следовательно можно выделить три сферы анализа деятельности страховщика, подчиненной одной цели - оценке финансового состояния страховой организации, т.е. реальным условиям размещения и использования средств (активов), состояния источников их формирования (пассивов). Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), наличие, размещение и использование финансовых ресурсов и капитала, выполнение обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние является результатом финансовой политики страховщика и определяется всей совокупностью финансово-хозяйствующих факторов страховой организации.[12]

Анализ финансово-хозяйственной деятельности страховой организации осуществляется с использованием нескольких групп показателей, включающих как общие показатели оценки финансового состояния, так и специфические, характеризующие отдельные стороны деятельности страховых организаций.

Финансовый анализ целесообразно начинать с рассмотрения отчета о прибылях и убытках, который количественно определяет основные факторы конечных финансовых результатов компании за рассматриваемый период. Это обусловлено тем обстоятельством, что предварительное рассмотрение финансовых результатов (данные отчета о прибылях и убытках) помогает понять и оценить изменения в объеме и структуре активов и обязательств компании (данные баланса).

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию комплексной оценки

.1 Разработка мероприятий по совершенствованию комплексной оценки в таможенных и страховых организациях

Политика таможенного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности должна формироваться как с учетом перспектив развития страны, так и с учетом стратегических интересов современного российского бизнеса.

Реализация такой идеологии на текущем историческом этапе замыкается на решении целого ряда системных проблем. Главными среди них являются проблемы:

Проблемы институционального характера. Целесообразно создать иерархическую организационную систему государственных таможенных услуг в сфере ВЭД как общегосударственного уровня, так и уровня таможенных органов. При этом если на высшем уровне должна формироваться государственная политика в сфере таможенных услуг, то на уровне таможенных органов должны решаться конкретные задачи по их качественной и эффективной реализации. Также необходимо организовать новые таможенные посты, которые ускорят обработку груза. Эту проблему поможет решить увеличение количества компаний, специализирующихся на доставке, сортировке, обработке грузов, связанных с ВЭД.

Проблемы научно-прикладного характера. Не в полной мере сложилась система понятий, определяющая и объединяющая механизмы, процедуры и средства содействия участникам ВЭД, систему таможенных маркетинговых услуг, условия и эффективность воздействия такой системы на сферу внешнеторговой деятельности. Отсутствует в явном виде постановка и разработка таких проблем. Не определены теоретико-методологические, отсутствуют адаптированные инструментальные средства для их решения.

Для формирования результативной сбалансированной таможенной системы и эффективного продвижения ее на рынке таможенных услуг необходимо:

-       определить конкурентную нишу таможенных маркетинговых услуг (как в секторе государственных, так и в секторе частных услуг);

-       определить внутренние сильные и слабые стороны существующей таможенной системы, а также имеющиеся внешние возможности и угрозы в процессе реализации идеологии содействия бизнесу таможенными методами;

-       разработать стратегию создания и продвижения таможенных услуг как логически последовательную и интегрированную схему принятия решений;

-       модернизировать таможенную систему в контексте новой идеологии с учетом ее развития в условиях происходящих стратегических изменений;

-       создать логическую дифференцированную по организационным уровням подсистему управления таможенными услугами - систему планирования маркетинга в таможенных организациях;

-       определить критерии и способы оценки социальных, социально-экономических и экономических выгод от развития маркетинговой таможенной системы как системы услуг.

В современных условиях развитие рыночных отношений в национальной страховой системе сопровождается разнообразными проблемами социально-экономического характера по защите имущественных интересов физических и юридических лиц.

Страхование различных рисков в России в настоящее время еще не получило должного развития. Это связано с недостатками законодательного обеспечения страховой деятельности, повышенным уровнем налогообложения страховых платежей, общим экономическим кризисом, а также отсутствием прочных страховых традиций.

Следствием недостаточности страховой защиты в экономике страны является появление значительного некомпенсированного ущерба имущественным интересам физических и юридических лиц. Одним из основных препятствий на пути развития страхования является высокое налогообложение.

Естественной и понятной реакцией предпринимателя - страхователя на высокий уровень налогообложения страховых платежей в совокупности с отсутствием широкой системы обязательного страхования имущества, ответственности, жизни и здоровья персонала, а также нехваткой свободных денежных средств, является отказ от страхования или его сведение к минимуму.

Проводимые налоговыми органами контрольные мероприятия в отношении страховых организаций показывают, что некоторые участники страхового рынка используют предоставленный льготный режим налогообложения и правовой статус страховой компании для минимизации налогов или вовсе для ухода от них как для себя, так и для своих страхователей.

Страховая организация, перед запуском своего нового продукта (услуги) на рынок, должна оценить его сильные стороны - будет ли он конкурентоспособен в современных экономических условиях, сможет ли устоять при большой конкуренции, также необходимо оценить его уникальность, был ли такой продукт ранее на рынке, пользовался ли он спросом.

Важную роль играет и оценка слабых сторон продукта (услуги). Продукт может не найти своего потребителя из-за его высокой стоимости и невостребованности.

Необходимо определить, какие сильные стороны будут использоваться, чтобы получить отдачу от возможностей во внешней среде, за счет каких возможностей внешней среды организация сможет преодолеть имеющиеся слабости.

3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

Создание иерархической организационной системы государственных таможенных услуг в сфере ВЭД как общегосударственного уровня, так и уровня таможенных органов. Независимо от места таможенного декларирования, находящийся под таможенным контролем товар, после прибытия и представления таможенному органу, приобретает для таможенных целей еще один статус - находящегося на временном хранении.

Такой статус предусматривает помещение и нахождение товаров в специально оборудованных и охраняемых местах (складах временного хранения - складских помещениях, открытых площадках), являющихся зонами таможенного контроля. Поэтому необходимо наличие таких специально оборудованных объектов. Рассмотрим эти статусы на примере таможенного представителя «ИНТЕРА».

Возможна также разгрузка и перегрузка товаров в месте их прибытия. Если дальнейшая транспортировка будет осуществляться другими транспортными средствами и/или другими лицами (таможенным перевозчиком <http://www.tamognia.ru/custreg/arival/>).

Создание и увеличение числа организаций, специализирующихся на доставке, сортировке, обработке грузов, связанных с ВЭД:

Бизнес-план компании: 30 000 рублей.

Возведение складских помещений: 500 000 рублей

Наём персонала. Наём подразделяется на внешний и внутренний. Внешний набор состоит из предложений населению отправлять свои заявления о приеме на работу и сбор таких заявлений, корректирование рынка труда, публикации объявлений в журналах, газетах, обращение в кадровые агентства, средние и высшие учебные заведения, подготавливающих необходимые кадры.

Внутренний набор заключается в процессе продвижения сотрудника по иерархической лестнице.

Внутренняя публикация вакансий на предприятии «ИНТЕРА» позволяет рассмотреть уже работающий персонал в качестве кандидата на открывшуюся вакансию. Внутренний набор способствует развитию работающего персонала, улучшает удовлетворенность трудом, сопровождается отсутствием надобности адаптировать сотрудника к коллективу и специфике работы.

Стоимость объявления в газетах, журналах: 2 000 рублей

Стоимость услуг кадровых агентств: 25% дохода от работника. Штат: 50 сотрудников, средняя заработная плата 25 000 рублей. Итого: 25 000 * 0,25 = 6 250. 6 250 * 50 = 312 500 рублей.

Ежемесячные выплаты по заработной плате: 1 250 000 рублей.

Расходы на автотранспорт: 25 000 рублей ежемесячно.

Доходы организации зависят от многих факторов (количества заказов, внешняя среда). При средней цене в 5 000 за заказ и 400 заказов ежемесячно рассчитаем доход организации: 5 000 * 400 = 2 000 000 рублей.

Для поддержки национального производителя государство выделяет субсидии национальным предприятиям (организациям). Размер субсидии зависит от вида деятельности предприятия (организации), его производственных мощностей, положения на рынке.

Государство также может выделить кредит на льготных условиях для поддержки национального предприятия.

С помощью государства предприятие (организация) сможет получить займ на льготных условиях.

Срок займа варьируется в различных пределах. Допустим, что займ предоставляется на срок до 5 лет. Предприятие (организация) должна предоставить залоговое обеспечение в виде движимого и недвижимого имущества, принадлежащие заемщику на праве собственности или хозяйственного ведения.

Обязательными требованиями предоставления займов являются:

1.   Осуществление заемщиком предпринимательской деятельности на территории своей страны;

2.      Отсутствие у заемщика задолженностей по заработной плате, уплате налогов в бюджеты всех уровней, кредитам в банках;

.        Отсутствие в деятельности заемщика производимых и (или) реализуемых подакцизных товаров.

Рассчитаем получение, процентную ставку, ежемесячные выплаты по займу:

Базовая ставка: 8%;

Срок займа: 60 месяцев;

Сумма: 2 500 000 рублей;

Рассчитаем сумму с учётом процента, которую предприниматель должен будет выплатить кредитору:

За 60 месяцев предприниматель должен выплатить кредитору 2 700 000 рублей.

Рассчитаем ежемесячный платёж по кредиторской задолженности:

700 000: 60 = 45 000

В течение 60 месяцев предприниматель, с учётом процентной ставки по займу, обязан выплатить 2 700 000 рублей, с ежемесячным платежом в размере 45 000 рублей.

К таким факторам относится: уровень исследования, цели исследования, метод исследования, объем и сложность анкеты, состав и размер выборки.

На начальном этапе становления предприятия потребуется разработать множество комплексных маркетинговых решений, подготовительных и аналитических работ. Рассчитаем это в денежном выражении:

Разработка плана маркетинга: 45000 рублей;

Разработка концепции продвижения товара: 35000 рублей;

Разработка концепции рекламной кампании: 20000 рублей;

Разработка медиаплана: 3000 рублей;

Разработка программы и инструментария исследования: 8000 рублей;

Разработка макета: 1000 рублей;

Составление и расчёт выборки: 1500 рублей;

Обработка и анализ данных: 24000 рублей.

Итого: 137500 рублей.

Благодаря полученным данным организация «ИНТЕРА» сможет разработать стратегию развития своего предприятия, узнать то, что необходимо потребителям, разработать краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные планы действия. И учитывая всю полученную информацию, организация сможет разработать концепцию продвижение своих товаров, услуг и максимизировать прибыль.

В процессе маркетинговой деятельности предприятие собирает информацию о текущем положении на рынке услуг. Нередко берётся такая информация, которая находится в свободном доступе, и имеет минимальную пользу для развития предприятия. Так как эта информация нередко бывает ложной.

Чтобы получить информацию, которая будет соответствовать целям планирования маркетинга необходимо обратиться в информационные агентства.

Рассчитаем стоимость услуг на примере агентства «ИНТЕРФАКС».

Выборка по интересующему производителю, поставщику товара: 2000;

Выборка по интересующему товару, марке, модели: 3000;

Выборка по интересующим импортёрам, экспортёрам: 2000;

Анализ поставок конкретного товара: 7000;

Динамика изменения цен: 5000;

Итого: 19000 рублей.

Стоимость разработки SWOT-анализа зависит от сложности и объёма работы. В среднем стоимость SWOT-анализа составляет 40 000 рублей.

План стратегии продвижения таможенных услуг продвижения:

1. Пакет документов «Креативные концепции для маркетинговых, рекламных и пиар мероприятий» (идеи мероприятий, акций, кампаний).

. Пакет документов «Медиаканалы и инструменты реализации мероприятий» (структурированные списки средств массовой информации и каналов коммуникации).

. Формализованный документ «Медиаплан» (календарный план-график реализации мероприятий).

4. Формализованный документ «Прогноз бюджета и оценка эффективности».

5. Формализованный документ «Контроль реализации программы мероприятий».

Стоимость разработки стратегии продвижения таможенных услуг составляет 95 000 рублей.

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена обобщающая комплексная оценка хозяйственной деятельности в таможенных и страховых организациях. Были рассмотрены показатели комплексной оценки хозяйственной деятельности и методика комплексной оценки деятельности предприятия. Изучены понятия комплексной оценки в таможенных и страховых организациях. Произведена диагностика деятельности организации на основе комплексной оценки. Проанализирована и оценена комплексная оценка в таможенных и страховых организациях. Разобраны мероприятия по совершенствованию комплексной оценки в таможенных и страховых организациях.

Комплексная оценка хозяйственной деятельности предприятия играет очень важную роль в системе комплексного анализа и оценки в таможенной и страховой организации. Оценка деятельности аналитической работы, т.е. это предварительная оценка, и заключительная, необходима как для руководителей предприятия, так и для экономиста для подведения итога работы организации и ее будущих перспектив.

Необходимо к комплексной оценке хозяйственной деятельности подходить с большой ответственностью и с определенными знаниями методов, которые были рассмотрены в данной курсовой работе.целом оценка деятельности нужна для определения минусов и плюсов работы организации, выявления отклонений в работе и улучшения производства. Оценивая каждый этап работы мы как бы подводим, итоги своей деятельности и делаем для себя определенные выводы, что хуже, что лучше и как прошел определенный этап работы.

Полученные в ходе исследования выводы говорят о том, что комплексная оценка в современных условиях имеет колоссальное значение. Результаты проведённого анализа можно будет использовать в современных условиях комплексной оценки. Были выделены самые главные проблемы оценки хозяйственной деятельности, пути их решения, и была рассчитана экономическая эффективность предложенных мероприятий.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

1.          Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М,2009.

2.      Андреев А.Ф. Теоретические аспекты оценки эффективности и качества таможенного дела // Вестник РТА. 2010.

.        Аудит страховых компаний : практическое пособие для страховых аудиторов и страховых организаций / под ред. В. И. Рябикина. - М. : Финстатинформ, 2009.

4.      Бендиков М.А., Джамай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного <http://220-volt.ru/>предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №5.

.        Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. - М.: Финансы и статистика,2009.

.        Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. 3-е изд. - СПб.: Изд-во РГГМУ, 2008.

.        Ковалев А.П. Диагностика банкротства. - М.: АО «Финстатинформ», 2005.

.        Попович О.М., Тихомирова Ю.С. «Таможенное право». - Москва: Юнити-Дана, Закон и право, 2013.

.        Науменко В.П. «Страховое дело». - Москва: Академия, 2013.

.        «Концепция развития таможенных органов Российской Федерации». - Москва: ФТС России, 2012.

.        Губин А.С. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности таможенных организаций: Учебно-методическое пособие». - Москва: РИО РТА, 2011.

.        Гвозденко А.А. «Основы страхования». - Москва: Финансы и статистика, 2013.

.        Федеральный закон "Об организации страхового дела в РФ2 № 4015-1 от 27 ноября 1992 года.

.        Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации" № 172 от 10 декабря 2003 года.

.        Приказ Минфина РФ от 02.11.2001 N 90н "Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств".

16.        Воробьев Ю. А. Введение в теорию таможенного права. М.: Юнити-Дана, 2010.

17.    Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. М.: Инфра-М, 2009.

.        Драганова В. Г. Основы таможенного дела. М.: Экономика, 2008.

.        Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: Юнити-Дана, 2010.

.        Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М.: Проспект, 2012.

.        Марков Л. Н. Таможенное право РФ. М.: Инфра-М, 2011.

.        Ноздраче А. Ф. Таможенное право. М.: Юрист, 2008.

.        Рассолов М. М. Основы таможенного права. М.: Инфра-М, 2009.

.        Сандровский К. К. Таможенное право. Спб.: Питер, 2008.

25.    Шапошников Н. Н. Таможенная политика России. М.: Эксмо <http://fiction.eksmo.ru/>, 2012.

Похожие работы на - Обобщающая комплексная оценка хозяйственной деятельности в таможенных и страховых организациях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!