Роль денег в рыночной модели экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    382,45 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль денег в рыночной модели экономики

Введение

Интенсивные структурные изменения присущи экономике всех стран, втянутых в объективные процессы глобализации, интеграции и ускоренной динамики мировых отношений. Эти процессы порождают деструктивные противоречия и глубокие диспропорции воспроизводственного характера, что привело к современному мировому финансово-экономическому кризису.

Основные течения западной экономической мысли, в основе которых, так или иначе, лежит принцип достижения рыночного равновесия спроса и предложения, обнаружили несостоятельность в объяснении коренных причин современных кризисов мирового хозяйства.

Как известно, в современной рыночной экономике кредитно-денежный и фондовый рынки играют существенную роль в деле мобилизации инвестиционного капитала для покрытия потребностей бизнеса в расширенном воспроизводстве. Экономика не может функционировать и развиваться без эластичной и контролируемой денежной системы, но последняя, при относительной самостоятельности и наличии собственных экономических интересов, обладает стремлением отрываться от потребностей реального сектора, вступать с ним в конфронтацию, что может приводить к товарно-денежной разбалансированности и кризису.

В этой связи актуализируется анализ роли денег в различных моделях экономики, основанный на том, что современная экономическая система - это уже не чисто рыночная экономика, а переплетение трех системообразующих основ: рынка, действий государства как регулятора экономики и необходимости обеспечения социальной устойчивости в обществе.

Долговременная стратегия экономического развития России до 2020 года опирается на концепции устойчивого экономического роста. Научно-практическое обеспечение данной концепции возможно лишь на основе экономической теории, основными категориями которой выступают воспроизводство и товарно-денежная сбалансированность. Они отражают закономерности достижения оптимального соотношения потребления и накопления, а также способы осуществления этого соотношения, являющегося сущностной характеристикой роль денежной массы в структуре воспроизводства.

Таким образом, актуальность темы обуславливается необходимостью выявления роли денег в различных моделях экономики

Теоретическое исследование проблемы денег и денежного обращения обычно проводится в рамках изучения закономерностей развития и функционирования различных моделей экономики как органической целостности. В связи с этим, большое значение имеют работы Л. Вальраса, в которых математически доказана возможность общего экономического равновесия одновременно на рынках денег, труда и потребительских благ без участия государства в этом процессе и без активной роли денег.

1. Денежные отношения в административно-плановой модели экономики

.1 Характеристика административно-плановой модели экономики

рыночный экономика административный плановый

Существует четыре основных типа экономических систем. Традиционная экономика - это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения, и потребления экономических благ.

Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Рыночная экономика - экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства.

Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов.

Модель экономического роста и хозяйственный механизм планово-административной модели были окончательно сформированы в России к 1936 году и просуществовали с определенными видоизменениями и модификациями, несмотря на попытки их кардинального реформирования в 1965 г. и в период так называемой перестройки», вплоть до распада СССР в августе 1991 г. [13]

К положительным сторонам этой модели и соответствующего ей хозяйственного механизма следует отнести:

концентрацию факторов производства и инвестиционных ресурсов на ключевых направлениях развития,

упор на внутренние источники экономического роста, при подключении к ним в качестве дополнительного фактора внешнеэкономических связей;

возможность достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста:

обеспечение стабильно среднего, по мировым стандартам, уровня жизни основной массы населения (посередине между Швейцарией и бедной страной третьего мира), при создании благоприятных условий демографического развития, в особенности в аспекте образования., культуры, здравоохранения, социальной защиты:

быстрое накопление научно-технического и образовательного потенциала;

- формирование мощной и разветвленной производственной инфраструктуры:

- обеспечение высокого уровня обороноспособности и мобилизационной способности экономики страны, в том числе и на случай стихийных бедствий;

отсутствие безработицы:

стабильность цен, бесперебойность и беспроблемность денежного обращения и финансовых потоков,

сочетание стратегических целей и текущего управления в экономическом развитии.

К отрицательным сторонам рассматриваемой модели относятся такие моменты [18]:

возможность в результате произвола и ошибок государственной власти трансформировать практически все положительные стороны модели и механизма в отрицательные, например, после достижения оборонной достаточности к началу 60-х годов ради мессианских устремлений коммунизма была резко усилена гонка вооружений, что сильно деформировало каркас народно-хозяйственных пропорций и существенно замедлило рост жизненного уровня населения;

значительные трудности w препятствия в проявлении хозяйственной инициативы;

затруднения и торможение во внедрении в производство достижений научно-технического прогресса;

ослабленная материальная заинтересованность работников в результатах своего труда, особенно при усилении тенденции выравнивания уровня зарплат различных категорий работников;

давление в направлении затратного ценообразования, накручивания стоимостного вала и соответственно провоцирование антиэкономического хозяйствования;

- неразворотливость и во многом оторванность от реальной экономики систем государственного планирования и материально-технического снабжения;

- почти полная пассивность денег и денежного обращения, кредита и финансов по отношению к планированию, материально-техническому снабжению и процессам, протекающим в сферах производства и торговли;

лишение граждан доступа к свободно-конвертируемой валюте,

относительно узкий выбор товаров и услуг на потребительском рынке:

полное отсутствие конкуренции в производстве и торговле, в связи с чем процветает диктат поставщика по отношению к потребителю;

административный произвол при принятии хозяйственных решений и назначении на ответственные должности в народном хозяйстве.

1.2 Организация денежного обращения в административно-плановой модели экономики

Модели планово-административной экономики соответствует строго определенная модель денежного обращения, основанного на [10]:

а) денежной эмиссии;

б) замкнутости национального денежного обращения в отношении мирового рынка;

в) концентрации у государства золотовалютных ценностей и иностранной валюты, при установлении государством валютного курса;

г) монополии государства на банки;

д) государственном определении величин цен не только на ключевые товары и услуги, а почти на все ценности, обращающиеся на рынке (за исключением цен на локальных продовольственных рынках и рынках подержанных вещей).

e) установлении государством должностных окладов, тарифных ставок и премиальных систем,

ж) централизованном государственном определении процентных ставок за ссуды, по депозитам, а также разного рода штрафных санкций;

з) распределении государством финансовых ресурсов в соответствии с планом между субъектами хозяйствования и регионами страны, а уже через них и между гражданами;

и) неограниченном использовании денежной эмиссии для покрытия расходов государственного бюджета, при применении в качестве дополнения внутренних государственных займов;

к) привлечении вкладов населения к сеть государственных сберкасс затем сбербанков) в качестве финансового источника покрытия расходов госбюджета под низкий процент (часто ниже инфляции), при постоянных опасениях, что масса вкладов может быть снята населением со счетов и разом выброшена на потребительский рынок, что кардинально нарушило бы товарно-денежное обращение в стране,

л) ограничении роли денежных потоков контролем за законностью перечислений денег, при их пассивном следовании за административно-плановыми решениями;

м) возможности многолетнего существования планово-убыточных предприятий, признаваемых в рыночной экономике банкротами (около 20% предприятий промышленности и около 30% предприятий в сельском хозяйстве СССР);

н) отказе по усмотрению властей выплачивать внутренний (часто и внешний) долг и возвращать деньги с банковских депозитов (в форме их замораживания, как это имело мест с валютными вкладами во Внешэкономбанке);

о) четком водоразделе между безналичным и наличным денежным обращением, при возможности перетекания первого во второе только под жестким государственным контролем в каждом конкретном случае

Механизм, денежного обращения, охарактеризованный выше, может быть представлен при помощи рисунка 1.

Модель, представленная на рисунке 1, была апробирована в СССР с 1936 по 1991 год. а также, с определенными модификациями, в странах-членах СЭВа.

В СССР существовали, помимо Госбанка, также Стройбанк и Внешторгбанк. В период перестройки система сберкасс была выделена в Сбербанк, Внешторгбанк переименован во Внешэкономбанк, Стройбанк - в Промстройбанк, было также создано несколько новых банков - Жилсоцбанк и Агропромбанк. На территории СССР действовали также два международных банка, учрежденных станами-членами СЭВ: Международный банк экономического сотрудничества и Международный инвестиционный банк. Внешняя торговля между странами-членами СЭВ осуществлялась на основе коллективной безналичной валюты - переводных рублей, а также соответствующих ей цен, обычно среднемировых, очищенных от конъюнктурных колебаний. при поставке Советским Союзом топливно-энергетических и сырьевых ресурсов странам «соцсодружества» по существенно заниженном ценам. Соответственно внешнеторговый обмен и валютный курс в рамках СЭВ имел существенную особенность.

Несмотря на серьезные недостатки представленной на рисунке 1 модели, она имела несомненные достоинства [21]:

1.) все факторы производства использовались в весьма высокой степени, хотя часто малоэффективно, что в определенной мере компенсировалось концентрацией ресурсов на прорывных направлениях экономического роста;

2) в течение десятилетий обеспечивался стабильный экономический рост высокими темпами,

) денежное обращение страны (если не считать последних двух лет перестройки, когда государство стало отступать от сложившейся модели денежного обращения, позволив обналичить посредством кооперативов гигантские суммы денег на счетах госпредприятий) не знало кризисов и потрясений;

) успешно продемонстрирован опыт дефляционного развития экономики и денежного обращения (ежегодные снижения цен), который с середины 50-х годов сменился умеренно-инфляционным развитием;

) были полностью исключены крупные преступления в денежно-кредитной сфере;

) процент за кредит был достаточно низкий, что благоприятно сказывалось на развитии производства и приобретении населением жилья с рассрочкой платежей;

) отсутствовали такие негативные явления, как задержка с выплатой зарплат и пенсий, недобор налогов, бюджетное недофинансирование и задержки поступления бюджетных средств;

) были полностью перекрыты каналы наживы на спекулятивно-посреднических сделках, осуществляемых в процессе денежного обращения замкнутого на куплю-продажу валюты и ценных бумаг.

Система денежного обращения советского периода, ориентированная не на спекулятивно-посредническое накручивание денежных средств, а на экономический рост путем обслуживания потребностей реальной экономики, объективно требовала не демонтажа, а существенного реформирования, разумеется, с использованием прогрессивного зарубежного опыта в денежном обращении и банковском деле, при недопущении заимствования его отрицательных элементов.

2. Роль денег в рыночной модели экономики

.1 Модели рыночной экономики

Современная мировая экономика функционирует в условиях глобализации, которая представляет собой новый уровень и тип интернационализации производства. Сегодня страны и регионы мира тесно связаны между собой не только широкомасштабными товарными и финансовыми потоками, но и международным производством и бизнесом, информационными технологиями, потоками научных знаний, тесными культурными и иными контактами. Резко возросла взаимозависимость отдельных стран и регионов в мировой экономике.

Но глобализация встречает сопротивление со стороны определенных групп людей, не всегда грамотных и образованных, и это сопротивление подпитывается существующими в мире социальными, цивилизационными и религиозными различиями. Тем не менее глобализация - это естественное порождение и современная форма развития производительных сил, поэтому она не может быть ни отменена, ни разрушена. Ее развитие, следовательно, имеет объективный характер и способно преодолеть все препятствия, стоящие на ее пути. Во главе этого объективного процесса и стоят сегодня страны с зрелой рыночной экономикой.

Современная зрелая рыночная экономика реально существует прежде всего в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 29 государств, в том числе США, Канада, Япония и Германия. Изучение опыта экономического развития этих стран позволяет сделать вывод, что зрелая рыночная экономика может быть только в условиях зрелого капитализма, т.е. общественного строя, прошедшего длительный исторический путь в направлении всестороннего развития товарно-денежных отношений, демократических институтов и политической системы. Причем развитие товарно-денежных, или рыночных, отношений стало на деле надежной базой для развития демократии, политических институтов, да и цивилизации в целом, что в конечном счете и обусловило повышение жизненного уровня населения (как в количественном, так и в качественном аспекте) [9].

Реальной капиталистической системе (реальному капитализму) присущи три главных признака:

смешанная экономика при преобладании частной собственности;

распределение производимых товаров и услуг с помощью рыночного механизма, который выдает конкретные сигналы: капиталистам - на прибыль, трудящимся - на заработную плату, а потребителям - на цены;

высокий уровень капитализации доходов, которые направляются на прирост наличного капитала в материально-вещественной, денежной или иной физической форме, а также на прирост «человеческого капитала» в виде повышения уровня образования и знаний.

Именно объективный процесс возрастания капитала определяет характер экономической деятельности при капитализме.

Нетрудно понять, что названные признаки формируют вполне естественный мотивационный механизм развития производства и общества, их совершенствования. В условиях господства частной собственности и демократии всегда остается значительное место для других форм собственности - государственной, коллективной, акционерной, муниципальной и проч. Все дело в их сосуществовании и соревновании. Жизнь показала, что частная форма собственности в большинстве случаев более эффективна, чем другие. Встроенная в рыночный механизм сигнальная система создает четкие ориентиры предпринимателям на уровень нормы прибыли, которую они могут получить при инвестировании в той или иной отрасли или регионе, рабочим - на уровень оплаты труда на разных предприятиях и покупателям - на уровень цен в зависимости от места расположения торговой точки. Известно, что уровень заработной платы, скажем, за выполнение функций по пятому разряду слесарных работ весьма различен на разных предприятиях, а цены на одно и то же изделие заметно снижаются по мере удаления от центра города.

Анализируя опыт мирового развития, можно выделить пять наиболее типичных моделей рыночной экономики, базирующихся на многообразии форм собственности.

Первая модель, используемая в США, построена на рыночных механизмах саморегулирования экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым, вмешательством государства в процесс производства товаров и услуг. Главные достоинства этой модели:

большая гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся конъюнктуру рынка;

высокая степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения, обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.

Особенно результативна эта модель на высоком уровне развития производительных сил, в внутреннего и внешнего рынков уровне населения.

Вторая модель, созданная после Второй мировой войны в Германии, Швеции и Франции, получила название социально-ориентированной рыночной экономики. ЕЕ характеризуют: [7]

• активное воздействие государства национального рыночного хозяйства;

• сильная система социального обеспечения;

• значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте (ВНП).

Считается, что эта модель обеспечивает достижение высоких конечных результатов лишь при строгом поддержании баланса интересов труда и капитала, хотя она относительно менее гибкая и слабее реагирует на изменение экономической конъюнктуры, чем американская модель. В то же время в последние годы американская модель также становится все более социальной.

Третья модель рыночной (капиталистической) экономики - японская. Ей свойственны:

четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей;

дух коллективизма и патернализма на производстве;

внушительный упор на человеческий фактор.

Эта модель распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и особенно ощущается в практике экономического роста так называемых азиатских молодых тигров - Сингапура, Тайваня и Южной Кореи.

Четвертая модель - латиноамериканская. Ее характеризуют:

сильное и не всегда грамотное прямое вмешательство государства в экономику;

коррупция и даже криминализация общества, включая хозяйственные связи;

ориентация производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран, использующих три предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую рабочую силу.

Пятая модель капиталистической экономики - африканская - также базируется на многообразии форм собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель, наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд ли вообще могут создать современную экономику. Африканской экономике присущи:

нещадная эксплуатация неквалифицированного труда;

широкое применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;

неразвитость трудовых отношений и демократии вообще;

крайне низкая эффективность.

Российская модель помимо внутренне свойственных ей национальных черт вбирает самое важное и полезное из моделей экономики других стран, в частности социальную направленность и последовательный либерализм.

2.2 Денежно-товарная сбалансированность в рыночной модели экономики

В странах рыночной экономики денежный оборот состоит из двух частей:

) наличные деньги, а именно монеты, банковские билеты (банкноты) и казначейские билеты. Эмиссию банкнот осуществляет только Центральный банк. Банкноты являются платежным средством с принудительно установленным государством курсом, т.е. являются национальными деньгами. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, ведающим кассовым исполнением государственного бюджета.

) безналичные деньги, то есть записи на счетах в Центральном банке и в системе коммерческих банков, соответствующие вкладам, открытым кредитным линиям и остаткам на них. Другими словами сумма безналичных денег определяется величиной депозитов предприятий и населения на счетах в коммерческих банках. Таким образом, формально денежная масса (М) определяется как:

М = НДО + Д, (1)

где НДО - наличные деньги в обращении,

Д - безналичные деньги (депозиты предприятий и населения).

Потенциально, безналичными деньгами считаются:

текущие счета (вклады до востребования) предназначенные для обслуживания текущих расчетов посредством чека и электронных средств платежа. Вклады (депозиты) до востребования представляют собой средства, которые могут быть востребованы в любой момент. По таким вкладам выплачивается довольно низкий процент.

сберегательные и срочные вклады - средства, которые не могут мгновенно быть использованы в обороте, однако, все же считаются безналичными деньгами с определенными оговорками. Срочные вклады бывают двух видов: собственно срочные вклады и вклады с предварительным уведомлением о снятии средств. Собственно срочные вклады возвращаются владельцу в заранее установленный день, до того момента они «заблокированы» и банк может полностью распоряжаться ими.

Безналичные деньги не являются прямым платежным средством как наличные, однако, они в любой момент могут быть конвертируемы в наличные, что гарантировано кредитными организациями. Практически же безналичные средства принимают участие в обращении с тем же эффектом, что и наличные, кроме срочных и сберегательных вкладов, сертификатов и облигаций государственных займов и т.д.

При анализе денег большое значение имеет доля наличных денег в структуре денежной массы.

В странах с развитой рыночной экономикой М0 / М2 < 10%, и составляет в среднем где-то 6-7%. Возрастание доли наличных денег в их общей массе служит косвенным свидетельством увеличения теневой экономики, то есть возможности совершать сделки без регистрации их государством.

Внимание экономистов к формированию денежных агрегатов связано с тем, что изменение денежной массы оказывает влияние на создание и объем национального дохода, занятость и уровень цен.

То есть состояние рынка денег оказывает влияние на общее равновесие между рынками товаров и услуг и рынком труда. Денежные агрегаты на практике играют роль ориентиров при формировании денежной политики государства.

Все денежные агрегаты создаются (то есть имеют отражение на балансе) банковской и небанковской системой, состоящей из Центрального (государственного, национального) банка и сети коммерческих банков, а также других специальных кредитно-финансовых учреждений. Поэтому для объяснения процесса создания и уменьшения денежной массы необходимо показать природу формирования различных денег в банковской (кредитно-денежной) системе.

В XX веке денежная система окончательно превратилась в денежно-кредитную систему, когда во внутреннем обращении доминирующие позиции занимают кредитные деньги и их производные. Поэтому прежде, чем непосредственно перейти к рассмотрению процесса создания и изменения денежного предложения, рассмотрим, что является источником ссудного капитала.

Основными средствами, поступающими в систему коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, и, соответственно, представляющими собой источники судного капитала являются:

) денежные средства, предназначенные для восстановления основного капитала и накапливаемые в виде амортизации;

) часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи товаров и услуг и закупки сырья для их производства;

) капитал временно свободный в промежутках между поступлением денежных средств от реализации товара и выплатой заработной платы;

) средства, предназначенные для расширения производства, зависящие от масштабов предприятий и их технического уровня;

) денежные средства и сбережения частных лиц, включая все общественные слои населения.

Денежно - кредитная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует его переток из одних секторов экономики в другие, а это, в свою очередь, влияет на инвестиционный климат в стране. Соответственно, денежно-кредитный механизм в значительной мере определяет структуру производства и совокупного спроса, непосредственно влияя на составляющие экономического развития.

Кредитная система представляет собой [17]:

совокупность кредитно-расчетных отношений и методов кредитования;

совокупность кредитно-финансовых институтов. В развитой рыночной экономике кредитно-финансовые институты делятся на:

) Центральный банк,

) систему коммерческих банков,

) систему специализированных кредитно-финансовых институтов (различные страховые, пенсионные фонды и т.п.).

Центральный банк - банк, осуществляющий выпуск банкнот и являющийся центром кредитной системы, «банк банков». Это обычно государственное учреждение.

Коммерческий банк - частный или государственный, осуществляет различные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, за счет денежных средств, которые к ним поступают.

Специализированные кредитно-финансовые институты выполняют сходные с системой коммерческих банков функции - они предоставляют денежно - кредитные услуги и являются крупнейшими покупателями ценных бумаг. Их отличие от коммерческих банков состоит в том, что они менее универсальны и имеют свою специфику. Так, например, основным источником средств страховых компаний является продажа страховых полисов.

Для рыночной экономики характерна двухуровневая банковская система, где верхний уровень - Центральный банк, а нижний - система коммерческих банков и специализированных кредитно-финансовых институтов.

Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали: отношения подчинения между Центральным банком (ЦБ), как руководящим органом, и низовыми звеньями - коммерческими и специализированными банками. По горизонтали: равноправное партнерство между коммерческими банками.

Преобладающей функцией ЦБ является кредитование коммерческих и специализированных банков, а также правительственных органов. ЦБ не выдают кредитов населению и предприятиям.

Основу всей денежной массы страны составляет денежная база. Денежной базой (ДБ) называется сумма наличности на руках у населения (НДО) и резервов коммерческих банков, непосредственно контролируемых Центральным банком (депозиты коммерческих банков - Дкб) [5]:

ДБ=НДО+Дкб (2)

Банкноты и монеты поступают в обращение двумя путями:

Центральный банк расплачивается ими при покупке у населения или государства золота, иностранной валюты и ценных бумаг;

Центральный банк предоставляет государству и коммерческим банкам кредиты. Общий размер денежной базы страны в каждый момент можно определить по балансу Центрального банка (таблица 1)

Таблица 1 - Укрупненный баланс Центрального банка

Актив (то, чем владеет банк)

Пассив (то, что должен банк)

1. Валютный резерв (ВР) 2. Ценные бумаги (Цб) 3. Кредиты коммерческим банкам (Ккб) 4. Кредиты правительству (КП) 5. Прочие активы (ПА)

1. Наличные деньги в обращении (НДО) 2. Депозиты коммерческих банков(Дкб) 3. Депозиты правительства (ДП) 4. Прочие пассивы (ПП)

Баланс

Баланс


Баланс банка можно представить в виде балансового уравнения статей актива и пассива:

ВР+Цб+Ккб+КП+ПА=НДО+Дкб+ДП+ПП (3)

Разница между величиной кредитов правительству и его депозитами представляет собой чистую задолженность правительства (ЧЗП): ЧЗП=КП-ДП.

Если обозначить разность между прочими активами и прочими пассивами за ДП, то балансовое уравнение Центрального банка можно записать следующим образом:

ВР+Цб+Ккб + ЧЗП + ДП - НДС + Дкб. (4)

Левая часть уравнения показывает, как возникает денежная база. Увеличивая свои активы, Центральный банк создает деньги, а сокращая активы, уничтожает их. Правая часть показывает, что денежная база распределена между наличными деньгами, находящимися в обращении, и депозитами коммерческих банков в Центральном. В качестве средств платежа можно использовать только первое слагаемое, поэтому второе - служит резервом денежной системы.

Источники возникновения денежной базы (структура активов Центрального банка) существенно различаются по странам, но везде в настоящее время доля золота незначительна.

Банкноты, покинувшие Центральный банк, распределяются в дальнейшем по двум направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в коммерческие банки в виде вкладов. Банкноты, поступившие в виде вклада в коммерческий банк, могут быть использованы последним для предоставления кредита, и тогда количество платежных средств возрастает.

Изначально, поступившие в банк деньги создают фактический резерв (ФР) коммерческого банка, часть которого идет в обязательный резерв (ОР), а часть фактического резерва остается в распоряжении банка и представляет собой так называемый избыточный резерв (ИР):

ФР=ОР+ИР (5)

Избыточный резерв играет важную роль в способности двухуровневой банковской системы создавать новые деньги. Наличие избыточного резерва дает возможность банкам предоставлять кредиты.

Кроме минимального резервного покрытия коммерческие банки часто отчисляют определенный процент от поступивших вкладов в свой резерв - держат собственную кассу. Формирование собственного резерва несколько ограничивает возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов, но при этом повышает их платежеспособность. Обычно, избыточный резерв в виде собственной кассы (ИР) хранится на счету коммерческого банка в Центральном.

С учетом этого: Дкб=ОР+ИР

Тогда денежная база: ДБ=НДО+ОР+ИР

Предложение денег может меняться в результате выдачи (возврата) ссуд, а также в результате купли (продажи) ценных бумаг.

) Выдача ссуды. ри выдаче денег в ссуду предложение денег увеличивается, соответственно, при возращении долга (кредита) предложение денег уменьшается.

) Операции с ценными бумагами, продажа ценных бумаг населению уменьшает предложение денег, соответственно, покупка ценных бумаг у населения увеличивает предложение денег.

Под спросом на деньги понимается желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств (кассу). Другими словами совокупный объем спроса на деньги и его динамика зависит от поведения экономических субъектов, решения которых, в свою очередь, складываются в определенных условиях рыночной среды. Соответственно, различные конъюнктурные колебания могут привести к изменению как объема спроса на деньги, так и его характера (что чаще оказывает наиболее существенное воздействие и на рынок денег и на экономику в целом).

В макроэкономической теории существуют различные подходы к анализу спроса на деньги, что зависит от того: во-первых, какие факторы спроса на деньги считаются наиболее важными, и, во-вторых, какими параметрами характеризуется состояние экономики.

На базе двух основных подходов к анализу спроса на деньги развивается множество современных денежных теорий, акцентирующих внимание на разных сторонах спроса на деньги.

Так, например, в основе модели Баумоля-Тобина, лежит трансакцион-ный спрос на деньги. Однако данная модель позволяет определить как то, какую сумму в среднем за период экономический агент может хранить в виде наличности в зависимости от уровня своего дохода, так и то, какова альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности (то есть потеря дохода в виде процента - i), а так же каковы будут издержки по переводу своих активов из одной формы в другую и как часто их следует переводить.

Монетарная концепция М. Фридмана рассматривает факторы, определяющие совокупный спрос на деньги при разных экономических обстоятельствах. Данный подход основан на том, что наличность - это лишь одна из составляющих портфеля финансовых активов экономических субъектов. Решая вопрос об оптимальном количестве средств, которые можно держать в виде наличности, владелец портфеля исходит из того, какой доход могут обеспечить ему другие виды активов, и в то же время, на сколько рискованно хранить средства в той или другой форме финансовых активов. Рост доходности акций и облигаций, например, будет снижать спрос на наличность. С другой стороны, рост риска потерять доход от неденежных форм активов увеличивает желание хранить деньги в виде наличности.

Формально уравнение спроса на деньги согласно монетарной концепции можно представить в следующем виде:

L=L(yp, P, тге, i, ia, ib, w, u), (6)

где ур - перманентный доход,

Р - существующий уровень цен,

тсе - ожидаемый темп инфляции,

i - ставка процента;

ia - реальный доход на акции,

ib - реальный доход по облигациям, w - реальное богатство (имущество) индивида, и - индекс, определяющий вкусы и предпочтения.

В конце 1960-х годов появились теоретические исследования по поводу мотива предосторожности - вероятностный подход по мотиву предосторожности, в котором учитываются:

уровень вероятной неликвидности активов;

издержки держания наличности;

индивидуальные предпочтения относительно вероятной степени неликвидности.

Так же существует целый ряд современных теорий спекулятивного мотива, учитывающие соотношение доходности и риска портфеля активов, а также выбор оптимального портфеля.

Равновесие на рынке денег достигается тогда, когда все созданное банковской системой количество денег держится в виде кассовых остатков, т.е. в форме наличных денег и текущих вкладов.

Соответственно условие равновесия на рынке денег в алгебраической форме:



Совместное рассмотрение спроса и предложения на рынке денег дает информацию о равновесном уровне ставки процента (i*), что представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Взаимодействие спроса и предложения на рынке денег

Динамика процентной ставки непосредственно влияет на уровень инвестиционной активности и, соответственно, на объем производства в экономики. В соответствии с кейнсианской концепцией равновесия на рынке денег ставка процента зависит как от факторов, воздействующих на предложение денег, так и на его спрос.

Условие равновесия на рынке - равенство объемов совокупного спроса и совокупного предложения. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. Термин IS отражает это равенство (Investment = Savings).

Так как инвестиции - это отрицательная функция процентной ставки, а потребление - положительная функция реального дохода, можно записать уравнение совокупного спроса следующим образом.

                                                   (1)

А предложение в соответствии с кейнсианской трактовкой имеет вид:

                                                  (2)

Отсюда следует, что равновесное состояние на товарном рынке может иметь место только при соблюдении следующего равенства:

                                                           (3)

Все точки кривой IS - суть точки равенства сбережений и инвестиций при разных значениях процентной ставки и национального дохода.

Таким образом, кривая IS отражает не функциональную зависимость между процентной ставкой и доходом, а множество равновесных ситуаций на товарном рынке, которые получаются в результате проекции функции сбережения и функции инвестиции [5, с. 65].

Кривая IS имеет отрицательный наклон, поскольку снижение процентной ставки увеличивает объем инвестиций, а, следовательно, и совокупный спрос, увеличивая равновесное значение дохода.

На рисунке 1, a изображена функция сбережений: с ростом дохода от Y1 до Y2 сбережения увеличиваются с S1 до S2.

На рисунке 1, b изображена функция инвестиций: рост сбережений сокращает процентную ставку с R1 до R2 и увеличивает инвестиции с I1 до I2. При этом I1=S1, а I2=S2.

На рисунке 1, c изображена кривая IS: чем ниже ставка процента, тем выше уровень дохода.

Рисунок 3 - Построение кривой IS.

Сдвиг кривой IS может быть в тех случаях, когда изменяются другие, нежели процентная ставка, факторы.

уровень государственных закупок;

уровень потребительских расходов;

чистые налоги;

изменение объемов инвестиций.

Предположим, в результате действий государства увеличился объем государственных расходов (G1>G0). Это приведет к росту равновесного объема производства и дохода (Y1>Y0). При прежней процентной ставке равновесный объем дохода станет больше, чем раньше. Кривая IS0 сдвинется вправо, в положение IS1.

Такой же эффект будет при изменении инвестиционных планов предпринимателей, что приведет к сдвигу кривой инвестиционного спроса Id, а значит и к сдвигу линии совокупных расходов, вслед за чем сдвинется и кривая IS.

При увеличении государственных расходов G или снижении налогов T кривая IS смещается вправо. Изменение налоговых ставок t изменяет и угол её наклона.

Остальные параметры (d, n и m) практически не подвержены воздействию макроэкономической политики.

Кривая LM - кривая равновесия на денежном рынке фиксирует все комбинации Y и i, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным Банком величине денежного предложения Ms. Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению. Такое равновесие на денежном рынке достигается лишь в том случае, когда с ростом дохода процентная ставка будет повышаться. Термин LM отражает это равенство (Liquidity Preference = Money Supply).

Рисунок 4, a показывает денежный рынок: рост дохода от Y1 до Y2 увеличивает спрос на деньги и, следовательно, повышает ставку процента от i1 до i2.

Рисунок 4, b показывает кривую LM: чем выше уровень дохода, тем выше ставка процента.

Рисунок 4 - Построение кривой LM

Общий спрос на деньги является функцией дохода и процентной ставки:

                                                   (4)

Таким образом, равновесие на денежном рынке предлагает выполнение следующего условия:

                                              (5)

При данном уровне дохода равновесие денежного рынка будет находиться в точке пересечения кривой L0 с линией предложения денег Ms (рисунок 3а).

Если же уровень дохода будет изменяться (расти), то это приведет к увеличению спроса на деньги (сдвиг кривой L0 в положение L1) и росту процентной ставки с i0 до i1. В результате получим множество равновесных ситуаций в точках пересечения линий предложения с кривыми спроса на деньги L0, L1 и т.д. Это значит, что каждому парному значению процентной ставки и дохода будет соответствовать равновесное состояние денежного рынка. Графически линия равновесия денежного рынка будет представлена кривой LM как положительной функцией процентной ставки и национального дохода. Рисунок 3, б показывает, что рост дохода с Y0 до Y1 увеличивает спрос на деньги (L0→L1) и, следовательно, повышает процентную ставку с i0 до i1.

На этом рисунке показана кривая LM, иллюстрирующая важное условие равновесия денежного рынка: с ростом дохода процентная ставка должна повышаться.

Рисунок 5 - Построение кривой LM.

Кривая LM имеет специфическую конфигурацию: горизонтальную и вертикальную части.

Горизонтальный участок кривой LM отражает тот факт, что процентная ставка не может опуститься ниже минимального значения imin, а вертикальная часть кривой показывает что за пределами максимального значения процентной ставки imax никто не будет держать сбережения в ликвидной (денежной) форме, а обратит их в ценные бумаги.

Сдвиг кривой LM будет иметь место при изменении предложения денег или изменении уровня цен.

Увеличение предложения денег Ms или снижение уровня цен P сдвигает кривую LM вправо.

3. Денежное обращение в смешанной модели экономики

.1 Структура смешанной модели экономики

С раздвоением рыночной экономики на реальный и номинальный секторы, возникло новое противоречие: смешанная экономика не может функционировать и развиваться без эластичной и контролируемой кредитно-денежной системы, но последняя в силу своей относительной самостоятельности и собственных экономических интересов обладает свойством отрываться от потребностей реального сектора, вступать с ним в конфронтацию, что и приводит к товарно-денежной разбалансировашюсти (дисторсии) и кризису. Восстановление нормального взаимодействия реального и номинального секторов смешанной экономики, приведение их в соответствие друг с другом диссертант относит к понятию товарно-денежная сбалансированность. В самом общем плане товарно-денежная сбалансированность, как доказывается з диссертации, выступает в качестве социально-экономического процесса преодоления и разрешения деструктивных противоречий между реальным я номинальным секторами смешанной экономики.

Определяя историческое место товарно-денежной сбалансированности как качественно нового феномена в системе смешанной рыночной экономики, в диссертации обосновывается следующая логика его генезиса [21]:

. Переход корпоративного капитализма к смешанной капиталистической экономике;

. Раздвоение смешанной экономики на реальный и номинальный секторы;

. Возникновение двух относительно самостоятельных взаимоисключающих и настоятельно необходимых друг для друга секторов порождает их регулярное взаимодействие, в пределах которого между субъектами рыночных отношений возникает конкуренция за денежные ресурсы и за «право» осуществлять денежную политику государства, что ведет к рассогласованию, диспропорциям и деструктивным противоречиям в движении товарных и денежных потоков:

. Перед сообществом смешанной экономики возникает практическая задача восстановления органического единства номинального и реального секторов экономики;

. С теоретической точки зрения, товарно-денежная сбалансированность есть социально-экономическая категория смешанной экономики, отражающая способы преодоления деструктивных противоречий товарно-денежной разбалансированности (дисторсии) и способов восстановления внутреннего единства номинального и реального секторов смешанной экономики.

Установление связи товарно-денежной сбалансированности с особой стадией развития капиталистического способа производства поднимает вопрос о методе исследования товарно-денежной сбалансированности как исторически возникшего экономического явления. В связи с этим, в диссертации осуществлен анализ исходных методологических принципов неоклассической экономической теории, как главного направления-современной экономической мысли, с целью выявления их методологических возможностей для исследования товарно-денежной сбалансированности как феномена смешанной рыночной экономики, их исторической ограниченности и противоположности методологическим принципам, адекватным исследованию товарно-денежной сбалансированности как нового социально-экономического явления.

Экономика переходного периода характеризуется одновременным функционированием плановых и рыночных механизмов и состоит, соответственно, из двух секторов: государственного и рыночного, в силу чего ее можно назвать смешанной.

Государственный сектор включает как производственную сферу (государственные предприятия), так и сферу потребления (государственную торговую сеть), и на начальном этапе реформ именно этот сектор является превалирующим в экономике.

Поскольку государственные цены фиксированы, то увеличение спроса на какой-то товар ведет не к повышению цены этого товара, а к возникновению дефицита.

Реакцией на дефицит является введение какой-либо системы рационирования, которое в сфере производства обычно принимает форму натурального рационирования (а именно, фондирования), а в сфере потребления наибольшее распространение получили регулирование спроса через систему очередей (спрос регулировался также и с помощью карточек, но эта система охватывала более узкий круг товаров и использовалась значительно реже, преимущественно в периоды резкого спада производства). Наличие каких-либо форм рационирования в государственном секторе неизбежно порождало черный рынок, где происходили сделки, осуществить которые было невозможно в рамках официальной экономики.

По мере либерализации экономической деятельности (еще до осуществления программы реформ) началось формирование рыночного сектора. Это происходило за счет легализации некоторых операций черного рынка, за счет развития мелкого частного сектора (появление разного рода кооперативов и товариществ) и за счет большей свободы, данной госпредприятиям (например, возможность реализации части продукции по договорным ценам). По мере реализации экономических реформ, роль рыночного сектора начала быстро возрастать. Однако, несмотря на то, что либерализация торговли (освобождение цен, устранение барьеров и т.п.) осуществлялась быстро, проблема создания нормального рыночного механизма остается открытой. Проводимая программа приватизации фактически имеет своим следствием лишь смену формы собственности, а не изменение поведения приватизируемых предприятий. Для того, чтобы произошло последнее, необходимо время и более определенная внешняя среда. Пока же приватизированные предприятия ориентируются в своей деятельности скорее па выживание, чем па критерий прибыли [8].

3.2 Роль денег в смешанной модели экономики

В смешанной модели минимизировано государственное вмешательства в экономику, ограничен контроль за основными монетарными индикаторами [6]:

а) величиной денежной массы,

б) дефицитом государственного бюджета;

в) резервами коммерческих банков в Центральном банке

Такой сценарий базируется на ряде предпосылок:

а) сплошной форсированной приватизации государственных предприятий;

б) низком уровне налогообложения, с переносом его тяжести с юридических на физических лиц,

в) свертывании государственного финансирования науки, образования, культуры, социальной сферы, с переводом их на рыночную окупаемость;

г) полной свободой для хозяйствующих субъектов экспортно-импортной деятельности, при минимальных таможенных пошлинах и даже их отсутствии в ряде случаев;

д) полной либерализации всех цен;

е) свободной продаже земли;

ж) свободном ввозе и вывозе капиталов;

з) неограниченном доступе иностранцев к покупке земли, приватизации предприятий, хозяйственной деятельности и т.п. при отсутствии каких-либо преимуществ для граждан страны перед нерезидентами в хозяйственной сфере,

и) свободном доступе в банковскую сферу страны иностранных банков;

к) беспрепятственном функционировании в экономике страны офшорных предприятий и развитии свободных экономических зон;

л) отказе от использования денежной эмиссии для покрытия бюджетного дефицита;

м) использовании только внутренних и внешних заимствований для покрытая бюджетного дефицита;

н) свободном обмене национальной валюты на иностранные валюты;

о) регистрационном принципе образования хозяйствующих субъектов, при равноправии всех Форм хозяйствования и предприятий всех видов;

п) свободном и неограниченном перетекании безналичных денежных знаков в наличные.

Для массового развития малого предпринимательства нужен постоянно расширяющийся массовый платежеспособный спрос на внутреннем рынке, при защите со стороны государства от демпингового импорта потребительских товаров, в том числе продовольствия. Именно этого не происходит в смешанной модели экономики и денежного обращения. Во-первых, жесткая финансовая политика, в сочетании с перераспределением собственности и доходов в пользу узкого слоя лиц, существенно снижает реальные денежные доходы основной массы населения, по мере такого снижения сужая емкость внутреннего рынка для товаров и услуг, являющихся продуктом сферы малого предпринимательства. Во-вторых, протекционистская политика в интересах защиты национального производителя в корне противоречит развитию полноценной экономики.

Специалисты не отрицают необходимость и целесообразность определенного комплекса монетарных мер регулирования денежного обращения в смешанной экономике. В отношении экономически развитых стран эти методы могут быть вполне приемлемы, но не к качестве универсального рецепта, а в условиях определенных этапов циклического развития Эти методы применимы также в отношении многих стран третьего мира, для которых превращение в топливно-энергетический и сырьевой придаток мирового рынка является прогрессом в сравнении с их вековой отсталостью.

Регулированию денежного обращения отводится главная и самодостаточная роль на воздействие на экономический рост радикально-монетаристской модели хозяйствования.

В данной модели экономики различные варианты воздействия на экономический рост, в зависимости от стечения обстоятельств и характера экономики страны, в которой осуществлена или реально может быть осуществлена рассматриваемая модель, в частности, в одних случаях может быть положительный экономический рост, в других - отрицательный При определенном стечении обстоятельств, последовательная реализация модели до ее логическою завершения может привести к экономическому коллапсу.

В любом стечении обстоятельств имеет место расслоение населения на богатое меньшинство (10-15%) и основную массу (85-90%). Причем все возрастающая доля денежных доходов страны концентрируется у богатого меньшинства, тем самым, изымаясь у основной массы населения. Богатая прослойка предпочитает приобретать импортные предметы потребления, существенную часть времени проводит за рубежом и соответственно этому в других странах тратит денежные доходы, значительную часть доходов переводит в иностранные банки. Все это вместе взятое сокращает внутренний платежеспособный спрос, что оказывает сильное давление па производство в направлении снижения его объемов.

В третьих, приватизация и биржевые спекуляции служат важными каналами перераспределения доходов в пользу богатой прослойки населения, оказывая влияние на снижение объемов производства по двум направлениям:

а) через сокращение внутреннего платежеспособного спроса;

б) путем оттока денежных средств из финансирования производства в биржевые спекуляции и в иностранные банки

Рассматриваемая модель предполагает полное подключение страны к такому международному разделению труда, при котором уже сформировавшаяся группа экономически развитых стран взяла на себя генерирование наукоемких услуг и производства, эмиссию валют первой категории и контроль за мировой валютно-кредитной системой, а всем, другим странам определила роль радиального придатка к кругу, образуемому группой стран и транснациональных корпораций, центры которых находятся в экономически развитых странах Запада. Если для отдельных стран роль придатка к мировому рынку является прогрессом, то для других стран такая роль равнозначна либо замораживанию собственного наукоемкого экономического потенциала, либо еще хуже - его разрушению Последнее отчетливо наблюдается в современной России.

Импорт капитала - иностранных инвестиций может приводить не только к экономическому росту, но и его замораживанию или даже к спаду, что имеет место в случаях, когда иностранные инвестиции осуществляются:

а) взамен мобилизации и эффективного использования внутренних ресурсов, которые оказываются с пренебрежении;

б) с целью формирования такой структуры национального производства, при котором экономическими методами удушаются отрасли - потенциальные конкуренты на мировом рынке, а развиваются отрасли, ориентированные на экспорт природных ресурсов.

На примере России, осуществление рассмотренной модели противоречит ее национально-государственным интересам, но зато соответствует экономическим интересам стран Запада. В интересах России развивать наукоемкие услуги и производства (сферы пауки, образования, машиностроения и приборостроения, нано и биотехнологии и т.п.), тем более что у нее есть для этого все предпосылки и условия. При этом ТЭК и сырьевые отрасли должны в первую очередь удовлетворять потребности внутреннего производства, а уже во вторую очередь потребности мирового денежного обращение только в процессе выдачи заработной платы или снятия денег с банковского депозита (выход из безналичного денежного обращения) и ее расходовании в сфере розничной торговли или вложении в Сбербанк (вход в безналичное денежное обращение). При этом государство в рамках безналичного денежного обращения обеспечивало пропорциональность между пенами, безналичными денежными ресурсами и их товарным покрытием в процессе следования цен, финансовых потоков, а также распределения средств производства за плановыми решениями, замкнутыми на Госплан. Параллельно государство в целом, при дефиците отдельных товаров, прежде всего импортных и особо модных, обеспечивало товарное покрытие наличной денежной массы Конечно, прежняя система денежного обращения страдала существенными недостатками, она требовала кардинального реформирования. Но при всем этом она обеспечивала жизнесуществование общества и государства, неуклонный экономический рост, обладая весьма высокой степенью устойчивости. Если бы планово-административная система не была бы искусственно разрушена, она могла бы существовать еще многие десятилетия. В противоположность этому, созданная в ходе радикальных экономических реформ денежная система, ориентированная на американский доллар и тесно привязанная к нему, оказалась полностью нежизнеспособной уже после всего нескольких лет своего существования. Сказанное не является аргументом к возврату к прежней системе денежного обращения, что предполагает восстановление прежнего механизма хозяйствования в его полном объеме, а это и невозможно, и не нужно. В данном случае лишь констатируется факт, что вместо эффективного реформирования прежней системы денежного обращения, она оказалась разрушенной, а взамен нее была создана неизмеримо более худшая, причем совершенно недееспособная в российских условиях денежная система

Заключение

Стабильность денежной системы страны, соответственно устойчивость национальной денежной единицы, является исходной и важнейшей характеристикой эффективного денежного обращения.

Все вышеизложенное в заключении можно свести в таблицу

Планово-административная

Рыночная

Смешанная

Роль денег ограничена. Деньгам отводилась вспомогательная роль, главным образом как инструменту учета и контроля со стороны центральных и других органов управления хозяйством

Роль денег повышается.

Основная роль денег

Произведенная продукция распределялась между потребителями. При реализации продукции деньгам и денежным расчетам отводилась подчиненная роль.

Производство товаров зависит от спроса. товаропроизводители приобретают самостоятельность в установлении объема и ассортимента производимой и реализуемой продукции.

Товары, произведенные в дополнительное рабочее время, поступают на рынок, что стимулирует снижение цен.

Стабильность цен

При этом усиливается роль денег, с их помощью дается оценка платежеспособного спроса, с учетом которого формируются объем и ассортимент продукции.

Чем выше фиксированные цены, тем меньше доля фиксированных доходов, которая идет нам свободный рынок, что ведет к снижению рыночных цен. В результате этого становится дешевле приобретать товар на рынке, чем в госторговле, потребители устремляются на рынок. Таким образом, остается больше времени для отдыха и дополнительного заработка.

Стандартизированная сумма доходов

увеличение доходов одного из участников ухудшает его благосостояние и улучшает положение остальных агентов

увеличение доходов одного из участников ведет к удлинению очередей и ухудшению благосостояния всех участников

Административное регулирование экономики

Регулирование ведется экономическими методами

Существует разбалансированность между реальным и номинальным секторами регулирования


Особенности проявления роли денег при различных моделях экономики состоят в:

воздействии на улучшение хозяйственной деятельности;

усилении заинтересованности различных звеньев хозяйства в развитии производства, прежде всего с помощью обоснованного ценообразования, стимулирующего рост объема продукции и снижение издержек на ее изготовление;

создании режима зависимости денежных расходов от поступлений денег, что повышает заинтересованность трудящихся, предприятий, государственных органов в увеличении денежных поступлений в результате роста производства и экономного использования ресурсов;

осуществлении в процессе денежного оборота контроля за ценами, объемом и качеством поставляемой продукции, призванного способствовать более полному удовлетворению потребности.

Эффективность применения денег предполагает использование устойчивой денежной единицы, что усиливает стремление к преодолению таких негативных процессов, как инфляция.

Список литературы

1.   Антипина О.Н. Экономическая теория. Микроэкономика. - М.: Инфра-М., 2012

2.      Баликоев В.З. Общая экономическая теория. - М.: Омега-Л, 2008

.        Варфоломеев В.П. Учебный практикум по дисциплине «Финансы и кредит». Учебное пособие. - М.: Экономика, 2011

.        Войтов А.Г. Деньги. Учебное пособие. - М.: Дашков и к, 2008

.        Гаврильченко Г.С. Товарно-денежная сбалансированность в структуре воспроизводственных отношений социальной рыночной экономики. Дисс. … к.э.н. - М., 2011

.        Давлятов А.В. Покупательная способность денег в условиях переходной экономики. Дисс. … к.э.н. - Душанбе, 2011

.        Елисеев А.С. Экономика. М.: Дашков и К, 2010

.        Ефименко Е.В. Влияние международных валютных потоков на развитие национальной экономики. Дисс. … к.э.н. - М., 2010

.        Жадан И.Э. Концепция экономики благосостояния: планетарная модель и особенности ее реализации в России. Дисс. … к.э.н. - Саратов, 2010

.        Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория - М.: КноРус, 2012

.        Красавина Л-Н., Пищик В.Я. Регулирование инфляции: мировой и российский опыт. М.: Финансы и статистика, 2009

.        Куликов А.Г. Деньги. Банки. Кредит. - М.: КноРус, 2009

.        Матросова Е.В., Шилова H.A. Денежно-кредитные маневры Банка России: чего ждать и на что надеяться // Банковское дело, 2009, №1.

.        Мещерский Д.Б. Механизм инфляции и дефляции в современной экономике. Дисс. … к.э.н. - М. 2011

.        Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. Киев: Вильяме, 2006

.        Радионов Ю.В. Роль внешних заимствований в развитии экономики Российской Федерации. Дисс. … к.э.н. - М., 2009

.        Самуэльсон П.Э. Макроэкономика. - М.: Вильямс, 2009

18. Соболева Е.Н. Место института собственности в смешанной экономической системе // Вестник науки Сибири. 2012. №4 (5)

19.    Соболев А.П. Экономическая теория. Экономика. - М.: Дашков и К., 2009

.        Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

.        Финансы / под ред. д-ра эк. наук С.И. Лушина, д-ра эк. наук» В.А. Слепова. - М.: Магистр, 2010.

22. Холоденко Ю.А. Макроэкономика. - М.: ДиС, 2012

23.    Янбарисов Р.Г. Экономическая теория. - М.: Высшее образование, 2009

. http://uchebnik-besplatno.com/ekonomika-uchebnik/osobennosti-proyavleniya-roli-deneg-pri.html

.        http:// 2article.ru/funktsii-deneg


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!