Особенности рынка труда в России
Особенности рынка труда в России в первую очередь обусловлены кризисом 90-х годов, когда состоялся переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства.
Пропорции распределения занятых изменились в пользу отраслей торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования.
На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд. Частная инициатива и появление экономической альтернативы легли в основу перехода от наемно-принудительного к вольнонаемному труду. Главным способом соединения наемных работников с приватизированными средствами производства стал рынок труда [5, с.76-95].
Увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. На протяжении 1994-2000 гг. она стабильно увеличивалась. Так, в январе 2000 г. уровень безработицы в РФ составил 7,76%, а в январе 2004 г. - уже 8,21%. Небольшое падение данной величины наблюдалось лишь в мае-июне 2003г., однако в дальнейшем она продолжала расти большими темпами. В феврале 2004 г. доля безработных составила 14,2% [6, с.97]. Снижение темпов безработицы в последние годы сопровождается неуклонным ростом ее средней продолжительности, что свидетельствует о переходе некоторой части данного явления из циклической в застойную форму [6, с.92-95].
В кризисной и депрессивной экономике рабочая сила в целом количественно сокращается и качественно ухудшается. При этом резко падает уровень жизни большинства населения, происходит расслоение общества на горстку богатых и огромную массу бедных. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2004 году составляла 17,6% от общей численности населения, сейчас этот показатель постепенно снижается.
Практика показала, что единственной возможностью выживания для большинства предприятий стал переход к более отсталым технологическим укладам хозяйствования и разрушение своего технологического потенциала, овеществленного как в средствах производства, так и в рабочей силе высокой квалификации, которая в первую очередь попадает под сокращение штатов.
Именно невостребованность квалифицированных кадров на внутреннем рынке труда, а не чрезмерная открытость, является истинной причиной утечки умов, охватившей страны с переходной экономикой, в частности Россию, обладавшую весомым научно-техническим и кадровым потенциалом. Составляющие деинтеллектуализации нашей страны: эмиграция ученых (так, в 1995 г. доля внешней эмиграции составляла 10% общего оттока научных кадров), внутренняя эмиграция, заключающаяся в том, что значительная часть инженеров, ученых и высококвалифицированных рабочих вынуждена была менять специальность с потерей квалификации.
В 1992 г. в России 44% ученых имели дополнительный источник заработка, в 1994 г. - 77%. Основная часть этого заработка приходилась на сферы, не связанные с информационным производством. Специалисты, ушедшие из науки подобным образом, за редким исключением в нее уже не возвращались [6, с.92-95].
В настоящее время наиболее высокими темпами сокращается численность научных кадров в возрасте 30-49 лет, т. е. пропасть между молодыми, приходящими в науку специалистами и старшими поколениями растет. Так, в Сибирском отделении РАН треть докторов наук - люди старше 65 лет. Что касается молодежи, то только 8% закончивших аспирантуру защищают диссертации (при среднем показателе по стране, равном 20%) [9, с.318].
Таким образом, можно констатировать, что утечка умов представляет собой не внешнеэкономическую, а внутреннюю структурную проблему.
Еще одной важной для нас проблемой является территориальное расслоение, неуклонно углубляющаяся дифференциация уровня жизни населения в разных регионах. Аналогичные тенденции наблюдаются не только во взаимоотношениях между регионами, но и внутри отдельных субъектов Российской Федерации. Фрагментация экономического пространства является фактором дестабилизации экономической ситуации и тем самым наносит урон национальной безопасности.
Практика последних лет показала, что во всех странах с переходной экономикой общей закономерностью выступает деградация интеллектуального уровня трудовых процессов и связанный с нею подрыв воспроизводства человеческого капитала. Весьма ощутимо это ударило по российской экономике, интеллектуальный потенциал которой стал объектом целенаправленного разрушения со стороны наших основных конкурентов на мировых рынках интеллектуального труда.
Именно деградация потребностей производственной сферы послужила одной из решающих причин заметного снижения требований к качеству образования.
Государственные органы руководства высшей школой должны уделять больше внимания разработке обоснованных стандартов качества знаний и проведению их в жизнь при подготовке квалифицированных специалистов во всех областях современного научного знания. Необходимо разработать концепцию опережающего образования, которая предполагала бы, что подготовка квалифицированных кадров должна предвосхищать потребности хозяйственной практики [6, с.92-95].
Еще одной важной проблемой является сложившаяся в России социально-демографическая ситуация, характеризующаяся снижением рождаемости, ростом смертности, сокращением естественного прироста вплоть до депопуляции, ухудшение здоровья населения. Все это связано с трудностями, вызванными перестроечными явлениями в экономике .
Негативный опыт рыночных преобразований в России, недемократичных по своей природе, лишенных нацеленности на создание высокоразвитой социально ориентированной экономики, привел к формированию рынка труда, далекого от современных требований. В нынешнем виде он представляет скорее совокупность серьезных отклонений от существующих в рыночном хозяйстве норм.
2. Спрос и предложение рабочей силы в России
2.1 Общая характеристика спроса и предложения на рынке труда
Спрос и предложение являются основными категориями рынка труда, определяют его функциональное назначение и экономическую суть связанных с ним отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Без спроса предложение рабочей силы не может быть реализовано. В свою очередь, без предложения рабочей силы спрос на нее остается также нереализованным ни количественно, ни качественно.
Спрос на труд определяется как количество труда, которое работодатели желают использовать в данный период времени за определенную ставку заработной платы.
Спрос на рабочую силу строго дифференцирован по количеству и профессиональному многообразию видов труда.
В условиях интенсивного развития научно-технического прогресса преобладает спрос на квалифицированную и высококвалифицированную рабочую силу, а при низком технико-технологическом уровне производства преобладает спрос на рабочую силу невысокой квалификации.
Если проанализировать изменение структуры занятости по образованию в РФ, то можно отметить тенденцию увеличения доли работников с высшим образованием, причем доля только этой категории работников с каждым годом возрастает.
На наш взгляд это является следствием усовершенствования производства, благодаря развитию науки и техники. Конкуренция в условиях рыночной экономики заставляет производителей внедрять различные нововведения для снижения себестоимости продукции. В этих условиях, больше начинают цениться именно высококвалифицированные кадры.
К числу факторов, непосредственно определяющих объем, структуру и динамику спроса на труд на микроуровне, относятся спрос на производимую предприятием (фирмой) продукцию, ее прибыльная реализация, эффективность функционирования в конкурентной среде, измеряемая нормой и массой получаемой прибыли. Если спрос на продукт повышается, растет и спрос на труд, и наоборот.
Чем выше цена на производимую предприятием продукцию, тем больше возможности предприятия для найма дополнительных работников [13, с.65].
Если рассмотреть динамику изменения спроса на труд по России в целом , то можно отметить резкое увеличение спроса в 2003 году. Думаю, что это, помимо всего прочего, свидетельствует о расширении производств, увеличении числа предприятий, о все большем вовлечении страны в мировое производство, интеграции в мировое хозяйство, в котором теперь уже участвуют не только государственные, но и частные компании. Наглядным подтверждением является ежегодное увеличение экспорта российской продукции.
Спрос на труд во многом зависит от цены труда, но с уменьшением цены труда до нуля не наблюдается неограниченный рост спроса на него. Это связано преимущественно с тем, что на практике бесплатная рабочая сила чаще всего существенно уступает по качеству общественно нормальному уровню, и это ограничивает возможности ее использования. При высоких же ценах на труд на самом деле не наблюдается монотонное убывание спроса. На рынках рабочей силы, как правило, имеет место дефицит специалистов высшей квалификации - менеджеров, юристов, актеров, спортсменов, музыкантов. Причем спрос на их труд с ростом его цены нередко увеличивается [6, с.89-90].
Определение цены труда осуществляется в условиях несовершенной конкуренции и испытывает сильное воздействие таких факторов, как монополия спроса на труд, монополия предложения труда, государственное регулирование рынка труда. Ставка заработной платы на уровне фирмы может определяться исходя из расчетного соотношения этой цены и ожидаемой прибыли. Зависимость спроса фирмы на рабочую силу от величины и динамики заработной платы - важнейший элемент рыночных отношений в сфере труда, определяющий, в конечном счете уровень и движение занятости и безработицы.
Высокая заработная плата рассматривается как главная причина ограничения спроса фирм на рабочую силу, его падения и, следовательно, снижения уровня занятости населения, роста безработицы. Существует возможность увеличения спроса фирм на рабочую силу при повышающемся уровне заработной платы, связанная с ростом эффективности производства.
Понижение уровня оплаты труда автоматически не влечет за собой расширение спроса на рабочую силу. Спрос на рабочую силу - величина производная, зависимая от спроса на продукцию фирмы, а ее реализация зависит от покупательной способности потребителей, которая, в связи со снижением заработной платы, падает.
Низкая заработная плата разрушает мотивацию к производительному труду, подрывает заинтересованность в труде, порождает равнодушие, ослабляет дисциплину труда, вызывает высокую текучесть рабочей силы, что наносит существенный экономический ущерб хозяйственной деятельности фирм.
Необходимо отметить, что в российской экономике наблюдается ежегодный рост номинальной заработной платы. Хотя, при постоянном росте товарных цен, нельзя назвать это большим плюсом. В феврале 2007 года средняя заработная плата в РФ составила 11659 тыс. руб., что на 26,4% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Показатель этот весьма положительный и свидетельствует об улучшении ситуации на рынке труда.
Нужно отметить, что спрос на труд строго дифференцирован по количеству и профессиональному многообразию видов труда. В России самая большая потребность в работниках наблюдается в промышленности, строительстве и торговле. Спрос на труд зависит также от специальности, квалификации, пола, возраста рабочего и т. д.
Предложение труда - это предложение наемным работником принадлежащей ему и неотделимой от него способности к труду, выступающей в качестве товара на рынке труда, покупателю данного специфического товара - работодателю за определенную плату, на определенный период времени
Демографические процессы воспроизводства населения составляют основу формирования его потребности в рабочих местах. В России за последние годы численность экономически активного населения неуклонно снижается, что вызвано отрицательным естественным приростом населения в предыдущие годы.
Снижение жизненного уровня населения в России привело к тому, что увеличивается предложение труда со стороны женщин-домохозяек, пенсионеров, учащихся и студентов, которые при лучших условиях жизни не стремились бы работать [13, с.89-97].
.2 Занятость в России
Уровень занятости населения, как правило, определяется состоянием и развитием экономики страны, что в сегодняшних условиях означает зависимость от экономического роста и его темпов. Однако не последнюю роль играют политэкономическое устройство общества, действующий экономический механизм, фазы производственно-экономического цикла, объем и структура национального богатства, внутренняя и внешняя торгово-экономическая и политическая ситуация, численность и демографические характеристики населения, а также экономическая активность, достигнутый уровень жизни и др.
В соответствии с кризисным положением экономики и как следствие кризиса абсолютная численность занятых в экономике с 1992 г. снижалась вплоть до 1998 г., а затем, отражая некоторое экономическое оживление, стала расти. В 2003 году уровень занятости составил 71,1%. Уровень занятости населения России - отношение численности занятых к общей численности населения соответствующего возраста - в декабре 2010 г составил 62,5 процента. По сравнению с декабрем 2009 г численность занятого населения увеличилась на 375 тыс человек или на 0,5 процента, а численность безработных сократилась на 781 тыс человек или на 12,7 процентов[17].
В настоящее время, по данным Росстата в 2011 году численность экономически активного населения составила 75,6 млн человек, или более 53% от общей численности населения страны. Уровень занятости населения в январе 2011г. составил 62,8%.
Зависимость занятости от темпов роста не является линейной и может определяться или нарушаться и другими обстоятельствами, в частности, технологическими сдвигами в производстве [4, с.130,132].
Ученые также отмечают взаимозависимость занятости и обеспеченности природными ресурсами. По словам А.Сови: "В стране, обладающей обширными природными ресурсами или способной приобретать необходимое сырье, возможности занятости не ограничены"[13].
По данным Госкомстата России, в структуре нашего национального богатства более 87% приходится на природные ресурсы, около 10% - на производственные фонды и около 0,2% - на интеллектуальную собственность. Это характеризует отраслевую структуру занятости в нашей стране.
Также для нашей страны весьма характерно наличие вторичной занятости [4, с. 132]. Низкая заработная плата на основной работе и хронические задержки ее выплаты стали основными причинами распространения этого явления. Уровень вторичной занятости, по данным специальных исследований, за 1996 г. достиг 16% от всего занятого в народном хозяйстве населения. В ноябре 2001 г. среди занятого населения 2,4 млн человек (3,8%) имели дополнительную работу, 8,7 млн человек (13,55%) ее искали [13, с.68].
Российская экономика активно развивается, и рынок труда реагирует ростом потребностей на все категории персонала. Эксперты прогнозируют, что через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов. По оценкам специалистов рынок труда в России в 2004 году вырос на 20-45%. Уже сейчас многие предприятия предпринимают меры "по борьбе за специалистов". Руководство внедряет системы оценки персонала с целью выдвижения наиболее перспективных в "кадровый резерв" [14, с.23].
.3 Безработица в России
рынок труд спрос занятость
Ситуация с подготовкой кадров и безработицей в России на сегодняшний день сложилась неоднозначная. По сведениям Росстата, за последние полтора года в России число безработных сократилось на 10,3%, причем речь идет не только об официально зарегистрированных безработных. В настоящее время численность безработных составляет 5,1 млн человек (6,9%).
Эти цифры лучше всего свидетельствуют об экономическом росте страны.
К ноябрю 2006 года общая численность активного трудоспособного населения России в возрасте от 15 до 72 лет составляла 74,2 миллиона человек - это 66,2% от общей численности населения в этой возрастной группе. При этом число занятых в этом количестве было 69,2 млн человек, а еще 5 миллионов числились безработными. По сравнению с результатами аналогичного исследования за 2005 год занятых стало больше на 0,7%, а безработных - меньше на 8,8%.
Таким образом, уровень безработицы в России к 2007 году составлял примерно 6,7% [11]. Основной причиной безработицы является то, что возникновение новых рабочих мест в России происходит медленнее, чем сокращение старых. Низкая квалификация, низкое образование, невостребованная отрасль или же регион, в котором развит только один вид промышленности, - вот почва, на которой растет безработица. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости c 2010-2011г. увеличилась с 1,57 до 1,86 млн. человек. Таким образом, сегодня можно констатировать, что Россия переходит в категорию стран с высокой безработицей.
Среднестатистический безработный - это гражданин среднего возраста со средним профессиональным образованием. Стоит отметить, что 11% безработных в России имеют высшее образование, а 17% - среднее специальное. В середине 2000 года в России только 3,5% безработных были бывшими руководителями органов власти и управления (мы берем последнее место работы), 11,8% - специалистами, 10,7% - служащими, 39,5% - квалифицированными рабочими, 12,7% - неквалифицированными рабочими [7].
Вместе с экономическим подъемом России требуются умелые специалисты в разных областях, а пока в стране налицо явная переподготовка одних специалистов и недобор других. К примеру, юристами и менеджерами рынок труда перенасыщен уже несколько лет, тогда как инженеров и специалистов производства российским компаниям не хватает [11].
Образование - это лучшая защита от безработицы в условиях рыночной экономики. Если люди с высшим образованием теряют работу, они, как правило, быстро находят новую. В советское время рост образования практически не приводил к увеличению зарплаты. В рыночных же экономиках другая тенденция: рост образования ведет к росту заработной платы. Конечно, избыток образования уже не дает этого эффекта.
От Советского Союза мы унаследовали очень большие межрегиональные различия в экономическом развитии, а в постсоветское время они стали еще больше. Есть регионы, где безработицы практически нет, как в Москве, а есть регионы, в которых ситуация противоположная.
Если государство не примет мер по исправлению ситуации, то с каждым годом она безработица будет увеличиваться. Чтобы избежать этого, в ближайшее время правительство намерено изменить многие положения трудового законодательства.
.4 Прогнозы экономического роста в России
Заметное оживление экономики, имевшее место в 1999-2001 г. дало толчок к появлению оптимистических представлений в отношении перспектив нашего экономического роста.
Однако по данным Госкомстата РФ, численность постоянного населения РФ к 2010 г. сократится по сравнению с 2001 г. на 4,1%. В прогнозном периоде ожидается продолжение процесса старения населения, доля лиц старше трудоспособного возраста начнет интенсивно возрастать и к 2016 г. составит 24,8% общей численности населения. В то же время удельный вес детей и подростков сократится до 14,9% в 2010 г., численность вступающих в трудоспособный возраст уменьшится почти в 2 раза.
В последние 3-4 года текущего десятилетия число трудоспособных, а также экономически активных членов общества начнет постепенно снижаться, а коэффициент демографической нагрузки (число нетрудоспособных, приходящихся на одну тысячу человек трудоспособного возраста), напротив, повышаться. Останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Предположительная численность занятых в 2010 г. составит 69,2 млн человек (6,1% к уровню 2001 г.), из них 92,6% - трудоспособного возраста. Увеличение численности занятых произойдет за счет возможного (по официальным прогнозам) роста числа малых предприятий. Ожидается, что количество безработных приобретет устойчивую тенденцию к сокращению уже в среднесрочной перспективе [12, с.142]. Для этого правительству в первую очередь необходимо корректировать трудовое законодательство, чтобы "защитить граждан от безработицы, обеспечить им достойную заработную плату, предотвращать нарушения прав трудящихся, в том числе дискриминацию по тем или иным признакам в предоставлении рабочих мест"[10]. Тогда будет достигнут приемлемый для населения жизненный уровень, который, в свою очередь, является наиболее важным условием экономического подъема.
3. Роль государства и профсоюзов в регулировании рынка труда
.1 Государственное регулирование рынка труда в России
Рынок труда в России регулируется рядом законов. Главные из них - закон "О занятости населения РФ" и Трудовой кодекс, принятый в декабре 2001 г. [3, с.29].
Непременным условием создания необходимых предпосылок для экономического роста и повышения занятости должно стать новое обоснование и более четкий выбор направлений государственного регулирования экономического развития, повышение ответственности государственных органов в решении экономических проблем.
Активное участие государства в экономике означает, что оно выступает в экономической сфере в качестве предпринимателя и соответственно предъявляет спрос на рабочую силу. В государственном секторе спрос определяется общественными потребностями достижения социально значимых целей общества [15, с.79-80].
К числу первоочередных текущих задач государственного регулирования относится обеспечение и регулирование структурных преобразований и межотраслевых сдвигов в экономике. Такие преобразования и соответствующие им изменения потоков рабочей силы шли и идут сейчас, в связи с разрушением существовавших в дореформенное время хозяйственных связей, в результате действия нового рыночного механизма, и вследствие внедрения новых технологий и создания современных производств.
Среди важнейших функций государственного регулирования по обеспечению занятости необходимо назвать: совершенствование всей системы распределительных отношений в экономике и в обществе; организацию социальной защиты населения и обеспечение социальных гарантий в рамках занятости и охраны труда; мероприятия по непосредственному поддержанию и содействию занятости населения, созданию и обеспечению работы служб занятости; выработку и осуществление рациональной политики в области трудовой миграции населения [4, с.137,138].
Регулирование рынка труда предполагает также пропорциональное распределение наемного труда по всем сферам вторжения предпринимательской деятельности. Отлив наемного труда из отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества в настоящем и его процветание в будущем, может привести к тяжелым лишениям всего населения. Вместе с этим вовлечение наемного труда в те сферы предпринимательской деятельности, которые подрывают генофонд нации, скажем, в наркобизнес, требует регулирующего механизма, препятствующего такому распространению рынка труда.
Регулировать рынок труда - значит поддерживать работоспособность наемных работников, не допуская снижения их доходов до черты бедности, не допускать чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и интенсивности труда.
Главный инструмент государственного воздействия на уровень заработной платы - введение минимума заработной платы. В России размер минимальной зарплаты настолько низок, что никакого реального воздействия на рынок он не оказывает [3, с.29].
Регулирование рынка труда предполагает обеспечение выгодности предпринимательства, прибыльности и конкурентоспособности фирм, оказывающих стабилизирующее воздействие на рыночную экономику.
Также государством должно обеспечиваться равновесие между занятостью и безработицей, соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и реальной заработной платой, поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы, а также обоснованной дифференциации (различий) трудовых доходов наемных работников в зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых качеств, трудолюбия и добросовестности .
В регулирующие функции государства входит согласование интересов работодателей и наемных работников не только в государственном, но и в негосударственных секторах экономики.
Для реализации этой задачи используются возможности налоговой системы и создания адекватной правовой среды, в частности в целях правового регулирования деятельности профсоюзов, обеспечения возможностей мобильности капитала, с одной стороны, и рабочей силы - с другой [4, с.137-138].
Что касается проблемы утечки умов, то за последнее время значительно возросло число государственных инициатив в сфере кадровой политики.
Меры, предпринимаемые в первую очередь, касаются установления надбавок, премий ученым и научным администраторам, поддержки ведущих научных школ, а также повышения стипендий, грантов и надбавок молодым ученым и аспирантам.
По уровню же зарплаты наука будет остается неконкурентоспособной в сравнении с другими областями экономической деятельности. Таким образом, пока принимаемые меры не направлены на устранение глубинных причин, вызывающих кадровые проблемы в науке [9, с.319-320].
Как уже отмечалось, государству необходимо больше внимания уделять сфере образования, разрабатывать стандарты качества знаний, разрабатывать концепции опережающего образования, осуществлять программы по подготовке квалифицированных кадров, особенности это касается технических специальностей, так как сейчас наблюдается дефицит специалистов этого направления. Также необходимо введение эффективной системы повышения квалификации [6, с.95].
3.2 Роль профсоюзов в регулировании рынка труда
В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие - считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.
Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвинули в качестве главной функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами, работодателями и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними.
Реально профсоюзы участвуют только в вопросах обеспечения условий работы (трудовых заданий, средств, охраны труда) и далеко не профессиональной оценки и оплаты труда. Для профсоюзной деятельности первостепенными выступают трудовые отношения.
Трудовые отношения регулируются трудовым законодательством: Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Конституцией РФ, Законом "О коллективных договорах и соглашениях", Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации", подзаконными актами, договорами, правилами и т.д.
Поскольку законодательство постоянно уточняется, то профсоюзы могут выступать инициаторами внесения изменений и дополнений, участвовать в прессе в обсуждении законопроектов и законов. Нормативные акты локального уровня принимаются с участием профсоюзов. Это либо договоры, в которых профсоюз выступает как участвующая сторона, либо акты, к которым профсоюз имеет отношение в соответствии с законом о профсоюзах и Трудовым кодексом РФ.
Уточнение нормативной базы тоже должно вестись в соответствии со всеми видами трудовых отношений. Для этого профсоюзные эксперты вместе с юристами обязаны проанализировать каждый нормативный акт с точки зрения всех видов и типов трудовых отношений, учитывая участников и предмет отношений [16, с.124].
Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Профсоюзы призваны аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Профсоюзы имеют право участвовать в принятии решений работодателями (администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением трудом (регулированием трудовых отношений). Право профсоюзов на законодательную инициативу в действующей Конституции РФ отсутствует.
По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы: трудового договора; обеспечения занятости; рабочего времени; времени отдыха; оплаты и нормирования труда; гарантий и компенсаций; дисциплины труда; охраны труда; контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда; разрешения трудовых споров и т.д.
Укрупнено, по содержанию права делятся на права:
· во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений;
· во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства;
· в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров.
Среди прав в этой области важное место занимает право на забастовку [2, с. 60-61].
Профсоюзы вправе использовать средства "самозащиты" от нарушений их прав работодателями (администрацией), должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.
К таким средствам относится, например, возможность требовать расторжения трудового договора или смещения с должности руководящих работников, нарушающих права профсоюза, т.е. применение мер юридического воздействия.
Юридические гарантии занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений.
Сегодня идет заинтересованный разговор о дальнейшем развитии профсоюзного движения в условиях глобализированного мира. В этом контексте особое значение имеет соотношение социальной политики и деятельности профсоюзов. С возрастанием роли личности в условиях демократизации общества будет адекватно повышаться и значимость профсоюзов, их социально-защитная функция.
Одним из важнейших факторов стабилизации общества ныне становится социальная сфера, которая предопределяет безопасность общества, мир и спокойствие. Главным субъектом социальной политики, безусловно, выступает государство. Оно определяет ее приоритетные направления и контролирует реализацию. Однако реализация такой политики государством, конечно же, будет более результативной при условии ее эффективного взаимодействия с институтами политической системы, профессиональными союзами, являющимися основной доминантой социальной политики [16, с.114].
Заключение
В ходе работы были выявлены основные характерные для российского рынка труда и весьма противоречивые тенденции. С одной стороны, в России идет постепенное снижение безработицы и увеличивается число занятых, что свидетельствует о подъеме в экономике. С другой стороны, ухудшается демографическая ситуация: численность экономически активного населения неуклонно снижается, уменьшается численность вступающих в трудоспособный возраст, огромное число семей находятся за общей чертой бедности. Многие проблемы, связанные с занятостью, приняли в России глубинный характер. К ним можно отнести увеличение скрытой безработицы, рост доли выпускников учебных заведений, пополняющих число безработных, быстрое расширение масштабов занятости в теневой экономике. Сокращается численность научных кадров, происходит "утечка умов", наблюдается территориальное расслоение, углубляющаяся дифференциация уровня жизни населения в разных регионах. Процент занятых остается неудовлетворительным, наблюдается также снижение занятости в отраслях, необходимых для экономического роста страны и т.д.
Более того, прогнозные оценки выглядят не совсем благоприятно. Несмотря на ожидаемый рост занятости и снижение безработицы, предполагается дальнейшее усугубление демографической ситуации и структурный дефицит трудовых ресурсов. Можно сделать вывод, что, несмотря на явные успехи в развитии рынка труда по сравнению с 90-ми годами, огромное число проблем остается нерешенными, а значит, необходима активная государственная политика на рынке труда. Необходимо формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно-образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование системы социальных гарантий занятости и развитие сектора социальных услуг. Необходимо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, переключать имеющиеся ресурсы в сферу реальной экономики, обеспечивать более тесное сотрудничество с профсоюзами во имя защиты прав трудящихся. Важным является экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, развитие гибких форм занятости, дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы, проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту российского рынка труда и т.д. Как видно, проблем очень много, но все же России удалось улучшить свои показатели относительно предыдущих лет, и это уже большой плюс. Необходимо сохранять курс на развитие устойчивой, стабильной и развивающейся экономики, на совершенствование и развитие рынка труда, являющегося неотъемлемым условием экономического роста и обеспечения благосостояния.
Список использованных источников
1. Белявский, М.О. "Рынок труда в России и динамика изменения реальной заработной платы" // Проблемы прогнозирования, 2000 г. №6 91-104 с.
. Бородин И.И., Минаева Л.А. "Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения" // Юрист, 2002. № 10. 60-61 с.
. Экономическая теория. Экспресс курс: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-5-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2010.- 606 с.
.Заславский, И. "К характеристике труда в современной России" // Вопросы экономики №2 1997 76-92 с.
. Нижегородцев, Р. "Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики" // Проблемы теории и практики управления , 2004 г. № 4 89-95 с.
.Нарышкина А. "Рынок труда в России: Кесарю кесарево, а слесарю слесарево". // Время новостей, 2002 г N°121, 10 июля
. Экономическая теория. Краткий курс : учебник / ВД. Камаев, М.З. Ильчиков. 4 -е изд., стер. - М.:КНОРУС,2010. - 384 с.
. "Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы". Авторы раздела: Н. Воловик С. Приходько, 318-320 с.
. "Россия может столкнуться с дефицитом кадров" // Деловая газета Взгляд, 16 февраля 2007
. Сапогова Екатерина "Безработица в России отступает" // Деловая газета "Взгляд", 11 марта 2007
. "Социальная защита населения" / Под ред. проф. Н.М. Римашевской. М, 2002. - 288 с.
. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат.сб. Госкомстат России. М., 2001.- 68 с.
. Тюрина С. "Спрос на персонал". // Деловое Прикамье, 7 Декабря 2004
. "Рынок труда". Учебник для вузов /Шлендер П.Э. 2-е изд.,-М.: Магистр,- 2010-686 с.
. Шанин И.Г. "Профсоюзы и социальная политика" // Труд и соц. отношения, 2005 №4 -124 с.
.Российская газета [Электронный ресурс].- URL: http://www.rg.ru