Управление персоналом

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление персоналом

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

"ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кафедра "Управление персоналом"






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "Управление персоналом"













Москва - 2015

1. Теоретический вопрос

Управление карьерой как одно из ведущих направлений программы развития персонала организации. Как осуществляется управление карьерой сотрудников Вашей организации?

Ответ:

Управление карьерой как часть теории управления персоналом стала формироваться в России только с середины 1990-х гг. рыночная экономика вынуждает организации самостоятельно заботиться об обеспечении своей деятельности необходимыми человеческими ресурсами, определять приоритеты кадровой политики. Поэтому возрастает внимание к человеческому фактору и его развитию. Акцент на развитие персонала, планирование карьеры и деловую активность работников давно стал признаком инновационного стратегического подхода к управлению персоналом успешных фирм. Концепции самообучающихся предприятий, которые опираются на реализацию ресурсов личности каждого работника, предполагают развитие их карьеры. Для этого важно, чтобы стратегии развития персонала соответствовали общей стратегии фирмы и стали основой планирования персонала, его подготовки и обучения, постановки реальных целей развития трудовых ресурсов организации. Грамотная политика развития карьеры позволяет:

)повысить производительность труда за счет улучшения мотивации;

)организовать бесперебойное замещение работников на ключевых должностях;

)рационально использовать кадровый потенциал.

Карьера в широком смысле - последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека. Карьера в узком смысле - последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в трудовом коллективе конкретным человеком.

Трудовая карьера - продвижение индивида по ступеням профессиональной лестницы в течение всей трудовой жизни, его профессиональные перемещения, смена видов работ на пути к достижению успеха на служебном поприще, который выражается каждый раз в занятии более престижными видами труда, более высокой оплате, большей служебной ответственности и власти. [5, С. 229]

Управление деловой карьерой - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а так же из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

При планировании деловой карьеры работника принято выделять шесть этапов, в основу которых заложены различные признаки: возраст, знания, накопленный опыт, уровень развития личности, способность к обучению и т.д. на разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности.

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет.

После того как молодой человек завершает свое образование, он поступает на работу. В первые несколько месяцев он сталкивается со многими неизвестными проблемами и может в принципе совершать грубые ошибки. Главное, что беспокоит его, - это как войти в данный коллектив и найти свое место внутри организации. Такой период можно сравнить с изучением новой игры: существуют правила, которые нужно понять, и варианты, которые необходимо выбрать. Это время быстрого обучения. В случае совмещения работы и учебы работник сталкивается с теми же проблемами.

В первые годы своей работы человек нуждается в росте. Может оказаться, что традиции будут сильно препятствовать. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Далее наступает этап становления, который длятся примерно 5 лет (от 25 до 30 лет). В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает и совершенствует необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и проявляется потребность к установлению независимости. Этот этап в индивидуальном развитии можно было определить как борьбу и поиск признания. Тем не менее человека продолжает беспокоить безопасность существования. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать достойную заработную плату.

Этап продвижения обычно длится от 30 до 40-45 лет. В это период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение личности. Накапливая опыт, человек вступает в новую фазу - консолидации. Личностное призвание уже не является проблемой, однако существует необходимость расширять сферу приложения своих способностей, добиваться признания себя как ценного и хорошего сотрудника. Ценности переосмысливаются, происходит переоценка и важности работы. Люди, которые уже попали в период консолидации, по-иному начинают рассматривать свои достижения.

В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 50 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодым коллегам. Это период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется всё больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, капитале других организаций, наличие акций, облигаций).

Этап завершения длится от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовится к уходу (по крайней мере психологически). В этот период идут активные поиски замены и обучения кандидата на освободившуюся должность. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры и такие люди всё меньше получают удовлетворения о работы, испытывают состояние психологического и физического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату в данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

На последнем пенсионном внеслужебном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья в эти годы могут сделать постоянную заботу о других источниках дохода и здоровье.

Однако жизнь каждого человека отлична от жизни других, поэтому не может быть какого-либо общего ее образца, но в каждой из них можно выделить каждый из приведенных этапов. Известно, что многие стрессы и потрясения при переходе от одного этапа своей карьеры к другому.

Управляя деловой карьерой в процессе работы, следует обратить внимание на следующие действия.

.Чаще выражайте свое мнение. Не стесняйтесь выступать на собраниях, участвовать в дискуссиях, проявляя тем самым свой энтузиазм и интерес к компании. Всегда приходите на собрания подготовленными и будьте готовы вынести на обсуждение важный вопрос по теме.

.Рекламируйте себя. Вам наверняка знакомо выражение: "Не важно, что вы знаете, важно, кого вы знаете". Однако точнее было бы сказать, что очень важно, кто знает вас в компании. Так, к примеру, представьте, что в компании руководство принимает решение о том, кто же возглавит очень ответственный проект как раз в той области, в которой вы работаете. А теперь подумайте, придет ли руководству на ум ваше имя?! Насколько руководство наслышано о вас, о ваших результатах работы?! Возможно, пришло время поработать над рекламой?! Почему бы, к примеру, не отчитываться регулярно о том, что вам удалось сделать в вашей работе, над каким вопросом вы сейчас работаете, что у вас в планах?!

.Не ограничивайтесь выполнением сугубо своих обязанностей. Почему бы не оказать помощь вашим коллегам? И не важно, что вам за это никто не доплатит, важно, что руководство отметит этот порыв.

.Умейте принимать комплименты и слова благодарности. Если кто-то пришел поблагодарить вас за хорошую работу, не стоит делать вид, что вы, собственно, ничего существенного и не сделали. Не стоит и говорить: "Да ну что вы, не стоит благодарности" и т.д. На похвалу следует отвечать по-другому, если желаете, чтобы вас оценили, заметили и в будущем еще и предложили сделать карьеру; на похвалу отвечайте так: "Благодарю, мне приятно, что проект увенчался успехом, ведь столько труда было вложено в него! Не стесняйтесь давать оценку своей работе!".

.Не избегайте корпоративных обедов. Не стоит пренебрегать корпоративными обедами. Именно в это время у вас есть шанс поговорить с вашими коллегами, возможно даже и с высшим руководством. Лишняя реклама вам уж точно не навредит. Самое главное - соблюдайте за едой деловой этикет.

.Устанавливайте связи и контакты. Если вы участвуете в конференциях либо крупных корпоративных мероприятиях, совсем нелишне будет подготовить себе бейдж с указанием имени, фамилии и должности в компании. Это позволит большему количеству людей познакомиться с вами. При личных встречах не забывайте обмениваться визитками. Не стесняйтесь делать какие-то пометки на обратной стороне визиток, чтобы лучше запомнить людей. Установление контактов играет немалую роль в карьерном росте.

С наступлением кризиса продвижение вверх по служебной лестнице усложнилось. Быстро менять компании и таким образом зарабатывать должности стало невозможно, вакансий мало и конкурс на них велик. Надежнее и спокойнее работать на своем месте. В компаниях произошли изменения в процессе внутреннего продвижения сотрудников.

1.В компаниях, где подход к развитию и росту сотрудников систематизирован и четко расписан, карьерная лестница стала длиннее. При дефиците кадров часто имели место продвижения вверх через ступень карьерной лестницы, теперь же оценка деятельности сотрудников будет проходить более строго и тщательно и, соответственно, самих продвижений будет меньше.

2.Усилится конкуренция между работниками и, как следствие, возрастут инвестиции в увеличение собственной стоимости (в том числе в обучение и получение общепринятых международных квалификаций и сертификаций). [4, С. 247-251]

Управление карьерой работников в определенной степени является естественным продолжением и результатом всей деятельности службы управления персоналом. Данный процесс начинается уже на этапе найма, в ходе которого претенденту должна быть представлена полная и достоверная информация о возможностях и перспективах работы в фирме. Хорошо продуманная и организованная программа подготовки и повышения квалификации работников обусловливает реализацию планов по построению карьеры: повышение в должности, перемещение и т.п.

Организация работы по планированию и реализации карьеры работников в нашей финансовой компании включает:

ознакомление работников с имеющимися в фирме возможностями продвижения в виде программ обучения и консультаций по индивидуальным планам повышения квалификации;

регулярное информирование и консультирование по открывающимся в фирме возможностям обучения и вакантным местам;

разработку программ поддержки и психологического консультирования, противодействующих кризисам карьеры;

перемещение работников по всем направлениям.

Главная задача управления заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это взаимодействие предполагает выполнения ряда задач, а именно:

üдостижение взаимосвязи целепологания организации и отдельного сотрудника;

üобеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей и ситуаций;

üобеспечение открытости процесса управления карьерой;

üустранение "карьерных тупиков", в которых практически не оказывается возможностей для развития сотрудника;

üповышение качества процесса планирования карьеры;

üформирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;

üизучение карьерного потенциала сотрудников;

üобеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;

üопределение путей служебного роста, использование которых могло бы удовлетворить количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

Как показывает практика, часто работники не знают своих перспектив в данном коллективе, что говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Планирование и контроль деловой карьеры состоят в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Очень хорошо прослеживается управление карьерой в нашей финансовой компании. В первый рабочий день и потом еще в день обучения "новоиспеченному" сотруднику очень подробно разъясняется о ступенях карьерного роста, что необходимо сделать для продвижения по карьерной лестнице на каждой ступени конкретно. Таким образом появляется четкая картина и представление о своем плане действий для достижения данной цели. В конечном итоге каждый сотрудник фирмы может открыть свой собственный офис такого же направления, что очень его мотивирует. Он уже четко знает и понимает, для чего он это делает и стремится к своей цели. Всё это конечно влияет на качество и количество выполняемых работ. Чем ближе та заветная цель, тем быстрее ее хочется достичь и получается, что сами работники заинтересованы в этом. К тому же когда на их глазах как живой пример открываются их коллеги, они понимают, что это всё действительно реально и осуществимо. Так же менеджеры проводят семинары на темы достижения своих целей, после которых появляется дополнительная мотивация. За особые достижения и высокие результаты сотрудники получают премии и бонусы. Такого рода материальная мотивация так же подталкивает на достижение больших результатов и высот и способствует продвижению по карьерной лестнице. Если у сотрудника что-то не получается, его никто не бросает, с ним индивидуально занимаются, разбирают его ошибки, определяют примерный план дальнейших действий. Таким образом, сотрудник чувствует дополнительную заботу к себе. Атмосфера в коллективе очень дружелюбная, поэтому и работается намного проще и интереснее. Можно сделать вывод, что управление карьерой в нашей финансовой компании реализовывается удачно и приносит свои плоды.

2. Контрольные тестовые задания

Отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:

1. Выделите преимущества внутренних источников привлечения персонала:

а). Появление шансов для служебного роста;

б). Низкие затраты на привлечение кадров;

в). Улучшение социально-психологического климата на производстве;

г). Нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему большой стаж работы в данной организации.

Обоснование ответа:

Внутренние источники - это люди, работающие в самой организации. Низкие затраты так как служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, известить об этом всех работающих, попросить их порекомендовать на работу своих друзей и знакомых. Повышение, как правило, приводят к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и, в конечном счете, сопровождаются должностным ростом работников организации.

2. Что может вызвать ошибки при оценке персонала?

а). Предубежденность по отношению к сотрудникам определенных

возрастных категорий;

в). Влияние личных эмоций;

г). Используемые методы оценки.

Обоснование ответа:

Не надо делить сотрудников на возрастные категории при их оценке. Нередко бывает так, что квалификационные навыки, опыт, сообразительность и др. не всегда соответствуют возрасту.

Необходимо, чтобы процедура оценки сопровождалась квалифицированными специалистами. Это позволит избежать целого ряда ошибок:

так называемый эффект края связан с тем, что в памяти руководителя остается только последний период работы (неделя, день), остальные периоды, таким образом, выпадают из оценки;

предвзятость наблюдателя, в результате которой особенности личности заменяют результаты. Так, замкнутому, необаятельному человеку может быть занижена оценка, тогда как коммуникабельный, установивший хорошие отношения в коллективе сотрудник получит завышенные оценки;

воздействие на наблюдателя стереотипов в отношении пола, возраста, семейного положения и др.;

"эффект отличника", когда сотрудник объективно заслуживает плохой оценки, но интервьюер под воздействием авторитета сотрудника завышает ему оценку;

ошибка центральной тенденции, связанная с боязнью крайних суждений: наблюдатель стремится дать наблюдаемому поведению усредненную оценку;

"эффект контраста" - склонность наблюдателя выделять у сотрудника черты, противоположные собственным;

"эффект похожести" - склонность наблюдателя выделять у сотрудника черты, схожие с собственными;

"гала-эффект" - один фактор влияет на другие, в результате чего обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий;

"эффект снисхождения" - тенденция наблюдателя всегда давать положительную оценку происходящему;

"группинг" - возникает в ситуациях, когда наблюдатель не склонен дифференцировать оценки в группе, хотя, например, в отделе, достигшем плохих результатов, не обязательно все сотрудники работали плохо. [2]

Каждый из методов оценки имеет свои "плюсы" и "минусы", так что в процессе оценки персонала надо подбирать методики очень внимательно, учитывая цели и критерии, уровень квалификации оценщиков, конкретные ситуации, присущие компании.

. Задачи

. Рассчитайте численность персонала в плановом периоде, если объем производства возрастет на 4%, а производительность труда на 2,8%. Численность базовая - 285 человек.

Решение:

Переводим проценты в коэффициенты:

% - 1,04

,8% - 1,028

Увеличение объема производства прямопропорционально увеличению численности персонала. Рост производительности труда приводит к снижению численности персонала. Таким образом:

* 1,04 / 1,028 = 288 чел.

Ответ: численность персонала в плановом периоде составляет 288 человек.

управление карьера персонал работник

Список литературы

1.Бухалков М. И. управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 192 с. - (Высшее образование: Магистратура).

.Гаврилова О. Г. Оценка персонала и её отличие от аттестации. "Финансовая газета" Экспо, 2009, № 2 март-апрель.

.Кибанов А. Я., Гагаринская Г. П., Калмыкова О. Ю., Мюллер Е. В. Управление персоналом: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 238 с. - (высшее образование: Бакалавриат).

.Маслова В. М. Управление персоналом : учебник / В.М. Маслова. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 488 с. Серия : Основы наук.

.Управление персоналом организации: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 398 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!