Еще раз о лейтмотиве свечи в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Еще раз о лейтмотиве свечи в романе Б. Л. Пастернака
«Доктор Живаго»
И.А. Суханова
Любой
автор, пишущий о романе «Доктор Живаго», неизбежно касается в той или иной
степени знаменитого образа свечи, проходящего лейтмотивом по страницам романа,
как в прозаических главах, так и в последней, стихотворной главе. Попробуем,
тем не менее, добавить свои наблюдения к тому, что выявлено и описано нашими
предшественниками [см. 1,2,3, и др.].
Проводя
систематический лексико-семантический анализ интертекстуальных связей романа с
его основным источником - Четвероевангелием, мы пришли к выводу, что текст
романа построен по принципу тем и вариаций, что огромную роль в его структуре
играет частичное наложение текстовых семантических полей, взаимодействующих как
друг с другом, так и с основными лейтмотивами произведения [см. наши работы 4,
5, 6, 7]. Мы рассматривали подробно текстовое семантическое поле непогоды и
текстовое семантическое поле враждебности, в результате частичного наложения
друг на друга которых в романе возникает уникальный образ бушующей черной
земной бури, бури черной червивой земли - метафора смерти, могилы, гроба,
сближающая эти понятия с понятиями пещера, подземелье, подвал, подпол, овраг, с
одной стороны, и с такими образами, как снежная буря, метель, вьюга — с другой
[7]. Рассмотрим, как взаимодействует с этими образами самый известный лейтмотив
романа - лейтмотив свечи. (Мы используем термин «лейтмотив» в узком значении:
«образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении как момент
постоянной характеристики героя, переживания или ситуации»)[8. С. 178].
Образ
свечи, настойчиво повторяемый на протяжении всего романа, возможно, восходит к
следующим евангельским текстам: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники
горящи» [Лк 12:35]; «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на
подсвечнике, и светит всем в доме» [Мф 5:15]. [См. также Мк 4:21, Лк 8:16,
11:33].
Образ
свечи, светильника непосредственно связан в Евангелиях с противопоставлением
свет/тьма: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:5).
В
романе «Доктор Живаго» свеча впервые появляется в третьей части, где действие
происходит во время святок, вскоре после Рождества. Паша Антипов зажигает свечу
по просьбе Лары в той самой комнате в Камергерском переулке, где Ларе суждено
прощаться с Юрием Андреевичем спустя почти 20 лет.
«…Зажги
свечу и потуши электричество. //Лара любила разговаривать в полумраке при
зажженных свечах. Паша всегда держал для нее про запас их нераспечатанную
пачку. Он сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на
подоконник и зажег ее. Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны
трескучими звездочками и заострилось стрелкой. Комната наполнилась мягким
светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать черный глазок»
[9. III. 9.С.88-89].
В
это время по Камергерскому проезжают на елку к Свентицким Юра и Тоня, и Юра
видит протаявший «глазок» с улицы:
«Они
проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину
в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи,
проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало
за едущими и кого-то поджидало. // «Свеча горела на столе. Свеча горела…» -
шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что
продолжение придет само собой, без принуждения. Оно не приходило»[9. Ш. 10.
С.91]. Замысел «Зимней ночи» с ее лейтмотивом появляется одновременно с
замыслом «Рождественской звезды»: «…а просто надо написать русское поклонение
волхвов…» (там же). Этот святочный вечер вспомнится в ч. XV, в момент прощания
Лары: «И она стала напрягать память, чтобы восстановить тот рождественский
разговор с Пашенькой, но ничего не могла припомнить, кроме свечки, горевшей на
подоконнике, и протаявшего около нее кружка в ледяной коре стекла. //Могла ли
она думать, что лежавший тут на столе умерший видел этот глазок проездом с
улицы и обратил на свечу внимание? Что с этого, увиденного снаружи пламени, −
«Свеча горела на столе, свеча горела» - пошло в его жизни его предназначение?»
[9. XV.14.С.482-483].
Появление
мотива свечи, как правило, обусловлено ситуацией, но значение только бытовой
детали свеча имеет очень редко, можно указать, пожалуй, единственный случай
такого рода: «Купе, куда вошел Живаго, ярко освещалось оплывшей свечой на
столике, пламя которой колыхала струя воздуха из приспущенного окна» [9. V. 14.
С.161]. Тем не менее, и этот контекст способствует закреплению образа свечи в
тексте путем еще одного повтора. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники
горящи» [Лк 12:35] - если учесть этот вполне возможный интертекст, то
настойчивое повторение мотива свечи окажется связанным с темой бодрствования
[см. нашу работу 6].
Чаще
всего, не теряя значения бытовой детали, образ свечи подвергается разной
степени символизации. Начнем с небольшой степени. Так, в вопросе
Ан-типова-Стрельникова о свечах, имевшихся в его запасах в Микулицынском доме,
ясно слышится отсылка к ч.III, к разговору Лары и Паши на святках - Стрельников
собирается говорить с доктором о Ларе. Разговор при свечах - символ того
лучшего, что было в его отношениях с Ларой: «…Если вы спалили еще не все мои
свечи - прекрасные, стеариновые, не правда ли? - давайте поговорим еще чуть-чуть.
Давайте проговорим сколько вы будете в состоянии, со всей роскошью, ночь
напролет, при горящих свечах. //− Свечи целы. Только одна пачка начата»
[9. XIV. 16. С.445].
Родственным
свече предметом оказывается в части XIV, гл.2 такая деталь «немыслимого быта»,
как «переносная докторская светильня» - пузырек с касторкой, в которую опущен
фитиль. Она противопоставлена темноте, которая входит в ряд тяжелый дубовый
буфет -темнота за окном - присутствие Кома-ровского — то есть все то, что
угнетает. Противопоставление светильни этим предметам способствует утверждению
образа Комаровского как злой, враждебной силы, вроде «темы о волках» в
следующих главах, трансформировавшейся в образ дракона в стихотворении
«Сказка». (Заметим, что Комаровский не только является злым гением обоих
главных героев, но и обладает какой-то сверхъестественной способностью не
стареть и не умирать). «Было уже поздно. Освобождаемый временами от нагара
фитилек светильни с треском разгорался, ярко освещая комнату. Потом все снова
погружалось во мрак. Хозяевам хотелось спать и надо было поговорить наедине. А
Комаровский все не уходил. Его присутствие томило, как давил вид тяжелого
дубового буфета и как угнетала ледяная декабрьская темнота за окном» [9. XIV.
2.С.410].
Довольно
традиционно свечи символизируют человеческие судьбы в сцене венчания Лары и
Паши: «Потом она сказала, чтобы Лара держала свечу высоко, тогда она будет в
доме верховодить. Но, жертвуя своей будущностью в пользу Пашиной, Лара опускала
свечу как можно ниже, и все понапрасну, потому что сколько она ни старалась,
все выходило, что ее свеча выше Пашиной» [9. IV. 3. С. 105]. Этот почти
банальный символ (судьба), сталкиваясь с другими, еще более банальными -
выше/ниже — приобретает в контексте романа новое качество: естественная жизнь
без претензий на особую роль, приятие своей судьбы оказывается выше,
значительнее самонадеянного стремления жизнь переделать. Такое
противопоставление принципиальных жизненных позиций выводит банальные символы
на уровень архетипа: «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет; а унижающий
себя возвысится» [Лк4:11].
Еще
большая степень символизации свечи происходит в ч.III «Елка у Свен-тицких».
Здесь све чи присутствуют в огромном количестве, причем обилие елочных свечей
переходит в обилие свечей погребальных (смерть Анны Ивановны), сближая, таким
образом, Рождество и смерть. «Когда свечи на елке догорали, их уже больше никто
не сменял» [9. III. 14. C.94]. Несколько ранее елка названа "жарко
дышащей" [9. III. 11. C.91]. Далее, в гл. 15, где речь идет о панихидах по
Анне Ивановне, упомянут «ослепляющий свет свечей днем и ночью» [9. III. 15.
C.96]. В стихотворении «Рождественская звезда», замысел которого пришел Юрию
Живаго вместе с замыслом «Зимней ночи» и в котором отразилось то, что поэту
«подсунула жизнь», в ряду метонимических обозначений праздника Рождества
встречается «Весь трепет затепленных свечек» [9. XVII. 18. C.523]. Разговорный
суффикс (именно свечек, а не свеч) и множественное число подчеркивают, что речь
идет о бытовом предмете, но эпитет затепленных и общий контекст Рождества как
начала истории и просто начала жизни человека выводит эту деталь на
определенный уровень символизации: затепленные − то есть только что
зажженные - свечки символизируют также начало.
Гаснет
свеча в стихотворении «Дурные дни» в момент воскрешения Лазаря в подвале -
гробнице: «И спуск со свечою в подвал, /Где вдруг она гасла в испуге, /Когда
воскрешенный вставал» [9. XVII. 22. C.528]. Это последнее упоминание свечи в
романе. Таким образом, если Рождеству - началу жизни, началу истории
соответствуют затепленные свечки, то Воскрешению Лазаря (прообразу Воскресения
Христа) − гаснущая свеча, видимо, потому, что смерть побеждена и ее «не
будет»: «Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов, и вы послушайте простоту его
аргументации. Смерти не будет, потому что прежнее прошло…а новое есть жизнь
вечная» [9. III. 3. C. 79].
Очень
редко, практически только в двух случаях, слово свеча выступает как чистый
символ. Это происходит в прямой речи героев. Стрельников говорит о революции:
«…поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вдруг
запылавшей свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества» [9. XIV.
17.C.447] Несколько ранее, в этой же части: «В это время проснулась Лара. // −
А ты все горишь и теплишься, свечечка моя ярая! - влажным, заложенным от спанья
шепотом тихо сказала она» [9. XIV. 8. C.425] Без контекста, без вечного
повторения первый фрагмент может показаться достаточно банальным, второй - и
вовсе издержкой вкуса. Однако высокая степень концентрации сходных образов,
постоянные повторы, варьирование придают словам дополнительные, текстовые
коннотации, каждое новое словоупотребление «помнит» множество предыдущих.
«Фольклорное» обращение Лары в таком контексте может ассоциироваться с
евангельскими словами Иисуса об Иоанне Крестителе: «Он был светильник, горящий
и светящий…» [Ин 5:35].
Итак,
свеча − символ жизни, судьбы, творчества, бодрствования, непрекращения
чего-либо, что очень легко прекратить, задуть. Символика свечи особенно ярко
проявляется при противопоставлениях свеча/непогода, свеча/подвал. Очевидное,
прямое противопоставление свечи непогоде содержится в стихотворении «Зимняя
ночь» [9.XVII. 15. С.518]В четырех строфах из восьми (первая, третья, шестая,
восьмая) повторяются строки «Свеча горела на столе,/Свеча горела», причем хотя
первые две строки в каждой из четырех строф не совпадают, в них обязательно
идет речь о метели. Представим это противопоставление схематически (цифрами
обозначены порядковые номера строк):
Похожие работы на - Еще раз о лейтмотиве свечи в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
|